Содержание
Введение
Глава 1.История развития библиотечной мысли в Беларуси
1.1 Зарождениеи становление библиотек на территории Беларуси (XII-XVIII века)
1.2 Библиотечноедело в Беларуси в XIX веке
1.3 Историяразвития библиотечной мысли в ХХ веке
Глава 2.Возникновение и развитие современных библиотек Беларуси (на примере Центральнойнаучной библиотеки имени Я.Коласа Национальной академии наук Беларуси)
2.1История развития Центральной научной библиотеки имени Я.Коласа Национальнойакадемии наук Беларуси
Заключение
Списоклитературы
Введение
Для развития общества в разных его сферах –социально-экономической, политической, экологической,культурно-просветительской значительную роль отыгрывают библиотеки. Общество всвою очередь во все времена было заинтересовано в библиотеках и использованииих информационных ресурсов в определенных целях.
Осознать взаимность процесса – значимость библиотек дляобщественного развития и роль общества в развитии библиотек – высокородное исложное дело, которым пробовали заниматься и российские и белорусские ученые наразных исторических этапах. Так, еще в самом начале ХХ века появились работыЛ.Б. Хавкиной («Книга и библиотека»), К.У. Рубинского («Культурная рольбиблиотеки»).
Возобновление интереса к данной проблеме произошло уже всоветское время. Так, среди белорусских исследователей можно выделить следующиеработы: М.И. Покало, В.Ф. Якименко, Н.А. Лейко, У.А. Акулича, В.А. Дукаля. А вконце ХХ – диссертации Л.У. Раковецкой, Р.С.Мотульского, А.М. Богаревич, Н.Я.Петушко.
Систематическим исследованием проблем библиотечнойдеятельности в Республике Беларусь, влиянию библиотек на развитие обществазанимается коллектив кафедры менеджмента информационно-документальной сферыБелорусского государственного университета культуры и искусства.
История библиотечного дела и практика деятельностибиблиотек свидетельствует о том, что влияние библиотек на развитие общества и вто же время влияние общества на развитие библиотек связаны с функциями, которыевыполняла библиотека на каждом конкретном этапе своего существования.
Актуальность темы нашего исследования заключается вважности изучения истории развития как каждой конкретной библиотеки вчастности, так и всех библиотек Беларуси в целом. Также выбор темы объясняетсянедостаточной проработанностью ее в литературе.
Делая обзор литературы по теме нашего исследования,необходимо отметить следующие работы и их авторов:
Статья Лейко Н. (“Бібліятэчная справа на Беларусі:дакументы і матэрыялы”) посвящена истории развития библиотечного дела наБеларуси. По мнению автора, изучение развития библиотечного дела является однимиз важнейших разделов истории культуры белорусского народа, так как без знанийистории библиотек невозможно осмыслить изменения, которые характерны длябиблиотечного дела в республике на современном этапе [13; 32]. Также в даннойработе рассматривается и характеризуется сборник документов и материалов изНационального и областных архивов Республики Беларусь, который отражаетнаиболее важные материалы по истории библиотечного дела в 1976-1990 гг.Представленные в сборнике материалы, значительно расширяют в историческом инаучном плане представление о роли библиотек в культурном строительствереспублики.
Работа Змачинской Н («Первые медицинские библиотеки вБеларуси посредством библиотечно-информационных учреждений») интересна тем, что автор рассматривает историю формирования библиотек, начиная с письменныхпамятников по медицине, относящихся ко временам монастырской медицины. Объясняявыбор темы для исследования, Змачинская Н. отмечает: «Актуальностьудовлетворения потребности людей в медицинских знаниях остается на протяжениивсей истории развития общества. Это обусловлено постоянными поисками людьмипутей сохранения и укрепления здоровья, что является приоритетной человеческойценностью» [7; 24].
Березкина Н.Ю. («Информационное обеспечение наукиБеларуси») подчеркивает в своей работе, что в современных условиях кформированию документального фонда научной библиотеки подходят по-новому иориентируются не столько на существующие, сколько на будущие информационныезапросы пользователя. В работе автор приходит к следующему выводу: в условияхдефицита средств на формирование фондов библиотек зарубежными документами,необходимо возобновить деятельность Комиссии по координации комплектованиянаучных библиотек иностранной литературой с соблюдением отраслевого принципа [4;78].
Объектом рассмотрения в данной курсовой работе выступаютбиблиотеки Беларуси.
Предмет исследования – история развития библиотекБеларуси.
Цель нашей курсовой формулируется следующим образом:изучить основные этапы развития библиотечной мысли в Беларуси.
Задачи, которые поставлены нами перед исследованиетаковы:
Проанализировать имеющуюся литературу по теме нашегоисследования;
Дать характеристику основным историческим этапам развитиябиблиотек Беларуси;
Проследить особенности развития библиотечной мыслиБеларуси на современном этапе, на примере одной библиотеки.
Глава 1. История развития библиотечной мысли в Беларуси
1.1 Зарождение и становление библиотек на территорииБеларуси (XII-XVIII века)
Важнейшими предпосылками создания библиотек явилосьвозникновение письменности, распространение рукописных книг. Потребностьобщества в знаниях непрерывно возрастала, это стимулировало собирание,накопление и хранение книг и других памятников письменности.
Первой из известных нам библиотек на территории западныхземель Руси была библиотека Полоцкого Софийского собора. Часть книг даннойбиблиотеки сохранилась и до наших дней. Ефросинья Полоцкая организовалапереписку книг в основанном ею в середине ХІІ века Спасском монастыре. Примонастыре существовала школа, которая готовила монахинь для переписки книг.Книги же хранились в монастырской библиотеке [11; 12].
В XI-XII вв. библиотеки существовали в Турово-Пинскомкняжестве, а также в Минском, Гродненском. Небольшая библиотека была приПреображенской церкви в Турове. В ней, например, хранилось Туровское евангелиеXI в.
Небольшие библиотеки были созданы и при сооруженных в XIIвеке в Минском кафедральном соборе, Благовещенской церкви в Витебске,Борисоглебской церкви на Каложе в Гродно. Сведения о многих церковныхбиблиотеках не сохранились, но наличие их бесспорно.
В западных землях Руси библиотеки были, как и во всемдревнерусском государстве, монополией церкви.
В XIV-XVI веках книжная письменность Беларусихарактеризовалась высоким для того времени уровнем развития. Это не могло неотразиться на развитии библиотек.
На территории Беларуси в этот период создавались главнымобразом, монастырские библиотеки. Они возникали при православных монастырях.Деятельность монастырей была направлена на укрепление церковной идеологии, напропаганду религии. Поэтому монастырские библиотеки приобретали и размножали восновном литературу религиозного содержания.
Наиболее крупными в тот период были библиотеки Слуцкого,Троицкого, Супрасльского, Витебского Марковского и Жировичского монастырей.Данные о них содержатся в дошедших до наших дней описях имущества монастырей,включающих и списки книг.
Книжные фонды монастырских библиотек Беларуси во многомбыли идентичны фондам таких же библиотек в России, но им были присущи и своиособенности, обусловленные национально-историческими условиями развитиябелорусских земель. Основу фонда составляли религиозные книги, которыеиспользовались во время церковных богослужений. Такие книги мелись в несколькихэкземплярах, иногда даже в большом количестве. Важное место в фондах занималаполемическая литература, направленная на обличение католичества и на защитуправославной церкви [11; 13].
Основным источником пополнения фондов монастырскихбиблиотек была переписка рукописных книг, нередко заимствованных из другихмонастырей. Незначительная часть книг поступала в монастырские библиотеки изпожертвований духовных лиц, феодалов, мещан.
До 80-х гг. XVI века одной из наиболее значительных вБеларуси оставалась библиотека Полоцкого Софийского собора. О судьбе даннойбиблиотеке долгое время ничего не было известно. Только в 1967 году в Варшавебыл опубликован инвентарь рукописей библиотеки ординации Замойской, хранящейсяв Варшавской национальной библиотеке. Среди 18 написанных кириллицей рукописейобнаружены и принадлежавшие ранее библиотеке Полоцкого Софийского собора, в томчисле Псковская летопись, которая была взята из собора 30 августа 1579 года,сразу после его захвата польскими войсками, и передана канцлеру Замойскому.
Проникновение в Беларусь идей Реформации, возникновение вначале XVI века книгопечатания, ускорившего издание и распространение книг народном языке, содействовали дальнейшему развитию белорусской культуры.
Книгоиздательская деятельность Ф.Скорины знаменоваласобой начало нового этапа в культурной жизни белорусского народа. Благодаря ейСкорина выдвинулся в число родоначальников реформационного движения в Беларуси.
Предназначая свои издания для просвещения простого народа,Ф.Скорина лишил церковь монопольного права на их распространение. Ондемократизировал печатную книгу, используя в ней живой разговорный языкбелорусского народа. Книги Ф.Скорины приобретались монастырскими библиотеками,частными библиотеками феодалов и духовных лиц.
В 1570 году в Вильно была организована иезуитскаяколлегия, преобразованная в 1579 году в академию с правами университета.Библиотека, которая существовала при коллегии и университете, на протяжениипочти двухсот лет была самой крупной и влиятельной на территории Литвы иБеларуси. В 1773 году она насчитывала 11 тысяч экземпляров книг, в основномрелигиозного содержания, на латинском языке. Иезуиты использовали библиотеку дляпроведения своей ассимиляторской деятельности в области просвещения, дляраспространения среди воспитанников университета схоластических знаний,основанных на церковных догматах.
Реакционной по отношению к белорусскому народу былаассимиляторская деятельность католических и униатских библиотек, которые началисоздаваться с конца XVI века при сооружаемых на территории Беларуси монастырях,получивших широкое распространение позднее – во второй половине XVII- первойполовине XVIII веков.
Программой деятельности библиотек католических монастырейво второй половине XVI –XVII веков служили решения Тридентского церковногособора, обратившего особое внимание на упорядочение монастырских библиотек.Создание библиотек было одним из важнейших требований устава монастырей. Вуставах монастырей определялась и организация работы библиотек. В обязанностибиблиотекаря вменялось ведение каталога, хранение и содержание в порядке книг,расстановка их на полках по «факультетам», выявление должников среди читателей.Пользоваться фондами библиотек разрешалось только членам данного монастыря.
В 1559 году по решению Тридентского собора впервые былсоставлен «Индекс запрещенных книг» — официальный перечень книг, чтение которыхзапрещалось под угрозой отлучения от католической церкви. Он неоднократнопереиздавался в Ватикане, пополняясь новыми названиями.
При отдельных католических монастырях – иезуитском идоминиканском в Полоцке, Слонимском монастыре бернардинцев и др. – имелисьзначительные библиотеки, в которых к концу XVIII века насчитывалось более 5тысяч экземпляров печатных и рукописных книг. Фонды же большинства библиотекбыли малочисленны, они формировались в строгом соответствии с «Индексомзапрещенных книг» и служили надежным оплотом католической реакции.
В конце XVI –XVII веков своеобразной формой борьбыбелорусского народа против католической экспансии и национального угнетениябыла деятельность православных церковных братств. В ряде крупнейших городовБеларуси братства создавали типографии, где издавалась религиозная и светскаялитература: буквари, грамматики, полемическая и религиозно-политическаяпублицистика антикатолического и антиуниатского содержания [11; 13].
Кроме того, православные братства организовывалисобственные школы. Эти школы способствовали увеличению числа грамотных горожан,в основном мещан, белорусской шляхты и духовенства. При братских школахсоздавались библиотеки, основу фонда которых составляли главным образом изданиябратских типографий. Наиболее значительными были библиотеки Могилевской,Брестской, Минской и Полоцкой братских школ. Однако в конце XVII векабольшинство православных братских школ, типографий и библиотек былиразгромлены.
Более прогрессивными были библиотеки католического орденапиар. В библиотеке пиарского монастыря в Щучине к концу XVIII веканасчитывалось около 1,5 тыс. книг, среди которых преобладали книги поестествознанию, медицине, математике. Распространяя естественнонаучные знания исветскую литературу, пиарские школы и библиотеки способствовали осуществлениюобщей реформы просвещения в Речи Посполитой.
В конце XVIII века с ростом количества народных училищувеличивалось и количество библиотек. Они содержались на средства приказовобщественного попечительства, подбор и распространение книг были в веденииучителей.
Библиотеки народных училищ стали важными центрамираспространения и пропаганды прогрессивных идей русских и зарубежныхмыслителей. В 90-х годах XVIII века в библиотеке Полоцкого народного училищанасчитывалось 425 названий книг. Более 80% их составляли произведения русской изападноевропейской литератур, а также работы по естествознанию.
В связи с возросшей потребностью общества вхудожественной и научной литературе в губернских городах Беларуси пригубернских правлениях открывались типографии. Создавались и частные типографии.Распространению книг способствовала и книжная торговля.
1.2 Библиотечное дело в Беларуси в XIX веке
В начале XIX века в соответствии с реформой в областипросвещения было создано министерство народного просвещения. Учебнымадминистративным и культурным центром округа, в который входила территориясовременной Беларуси, стал Виленский университет.
За три десятилетия библиотека университета превратилась водну из крупнейших в Виленском учебном округе. За период 1803 по 1832 г. фонд библиотеки увеличился в пять раз и достиг 60 тысяч экземпляров.
Просвещению белорусского народа содействовали библиотекиобщеобразовательных учебных заведений, количество которых заметно увеличилосьпосле принятия школьного устава 1828 г. В связи с отсутствием в Беларусипубличных библиотек вплоть до 30-х гг. XIX века и их крайней малочисленностью впоследующие годы, библиотеки этих учебных заведений были основными центрамираспространения книг.
Важным событием в истории библиотечного дела Беларуси,как и России, стало возникновение в 30-х годах XIX века губернских публичныхбиблиотек. Это была вынужденная уступка царского правительства освободительномудвижению. Однако, начавшаяся в 30-х гг. подготовка к открытию публичныхбиблиотек не везде была завершена даже к середине XIX века. В 30-е годы лишь вдвух из четырех губернских городов открылись публичные библиотеки – в Могилевеи Гродно. Высокая плата за пользование книгами, бедность фондов, отсутствиеподходящих помещений для хранения книг и для организации читальных заловсущественно ограничивало деятельность библиотек [4; 70].
В 30-х годах XIX века в Беларуси появляются кабинеты длячтения при книжных лавках, выполнявшие в известной мере функции публичныхбиблиотек
В первой половине XIX века в Беларуси открываются частныекнижные лавки польских книг. Здесь не только продавали книги, но и выдавали ихдля чтения за определенную плату.
Возникновение и развитие капиталистических отношений всельском хозяйстве обусловило потребность общества в специальных учебныхзаведениях и библиотеках. В 1840 году в Могилевской губернии была организованаГоры-Горецкая земледельческая школа, при которой начала действовать перваясельскохозяйственная библиотека Беларуси с книжным фондом в 165 экземпляров. К1850 году библиотека насчитывала 4095 экземпляров произведений научной, учебнойи художественной литературы.
Во второй половине XIX века в Беларуси появилисьпредпосылки для более интенсивного увеличения количества библиотек в городах ивозникновения их в сельской местности.
В марте 1864 года за восстание, поднятое студентами ипреподавателями, Горы-Горецкий земледельческий был закрыт, пересталафункционировать и его библиотека. В том же году в Виленском учебном округевласти закрыли восемь средних учебных заведений и их библиотеки, три из которых– Молодечненская, Новогрудская, Свислочская – находились на территории Беларуси[18; 170].
В это время Муравьев с целью борьбы с полонизациейзапретил в Беларуси открытие публичных библиотек. Выполняя предписанияциркуляра, местные власти закрывали и те библиотеки, в которых польскаялитература составляла только часть фонда. Ряд библиотек был закрыт за участие вполитических выступлениях их сотрудников и попечителей. В результате вСеверо-Западном крае не осталось ни одной публичной библиотеки. В 1866 годуВиленский учебный округ поднял вопрос об открытии русских публичных библиотек,но не получил необходимых для их создания средств.
Положительные изменения в развитии библиотечного дела вБеларуси наметились в 70-е гг. XIX века в связи с подъемом борьбы народников.Под влиянием общественности власти вынуждены были пойти на предоставлениенароду некоторых демократических свобод. Разрешалось, в частности,организовывать публичные библиотеки, однако, царское самодержавие всяческиограничивало их деятельность. Фактически за библиотеками сохранялся надзорминистерства народного просвещения. Ограничение было установлено и на срокдействия свидетельств, выдаваемых при открытии библиотек.
Несмотря на препятствия и ограничения, библиотечное делотем не менее получило во второй половине XIX века в Беларуси и свое дальнейшееразвитие. В 1886 году на ее территории насчитывалось 35 публичных библиотек. Вих числе были общественные публичные, коммерческие библиотеки и кабинеты длячтения, пришкольные народные библиотеки. К концу века вместе с народными ихстало около 1000. Вопреки реакционной политике царизма, тормозившейдеятельность библиотек, прогрессивная общественность добивалась того, чтобыимеющиеся библиотеки служили делу распространения знаний. Однако работабиблиотек Беларуси с самого начала их возникновения была лишенадемократического характера, присущего передовым библиотекам Центральной России,которые были организованы земским самоуправлением после реформы 1864 года [4;71].
Могилевская и Минская губернские публичные библиотеки,испытывая хронический недостаток ассигнований, нехватку новых книг ипериодических изданий, во второй половине XIX века так и не возобновили своейдеятельности.
Во второй половине XIX века в Беларуси возникаютобщественные библиотеки (в Минске, Могилеве, Пинске, Витебске). Они открывалисьпо инициативе и на средства буржуазно-демократической интеллигенции и городскихсамоуправлений. Эти библиотеки были платными и почти недоступными для беднейшихслоев населения. Государство не выделяло библиотекам средств, а небольшиепоступления от городских дум и платы за чтение не хватало на их содержание иприобретение новой литературы. Добровольные пожертвования, получаемыеотдельными библиотеками, были явлениями эпизодическими. В библиотекахзапрещалось проведение собраний, пропагандистских мероприятий.
В ноябре 1868 года местные власти Минска из-за отсутствиясредств на содержание библиотеки приняли решение открыть с первого декабря тогоже года читальню на добровольные пожертвования. В апреле 1863 года, когда пополитическим мотивам в Северо-Западном крае были запрещены всякие собрания,библиотека была закрыта. После этого библиотеку перестали поддерживать ее членыи она превратилась в склад старых книг на квартире.
В 70-е годы XIX века в Беларуси стало больше открыватьсякоммерческих библиотек и кабинетов для чтения. Владельцы этих библиотек икабинетов должны были строго соблюдать правила книжной торговли, поэтомусоциальная их роль была сильно ограничена.
Во второй половине XIX века в Беларуси рабочие и марксистскиекружки и организации стали создавать нелегальные библиотеки, сыгравшие важнуюроль в политическом просвещении народа. В 70-х годах XIX века появилисьнароднические кружки, библиотеки которых использовались для самообразования иподготовки пропагандистов крестьянской революции.
Большое количество нелегальной литературы было, например,в библиотеке Витебского комитета РСДРП. Она использовалась для разоблаченияантинародной политики царизма, для мобилизации рабочих на борьбу противсуществующего строя.
Здесь необходимо отметить, что именно нелегальныебиблиотеки сыграли большую роль в подготовке социал-демократической революции.
1.3 История развития библиотечной мысли в ХХ веке
В начале ХХ века идеи образовании оказывают воздействиена многие сферы. Так, развивается педагогическая теория библиотечного дела:идея внешкольного образования, в рамках которой библиотеки выполняли не толькообразовательную, но и педагогическую функцию. Российские педагоги В.П.Вахтерев, Е.М. Мединский, В.И. Чернолусский разрабатывали вопросыпедагогического воздействия библиотеки на общество, видели сущностьбиблиотечной педагогики в управлении чтением.
Прогрессивные идеи образования, внешкольного образования,распространения письменности и знаний среди населения, которые шли из России,нашли поддержку и в Беларуси. По инициативе интеллигенции были созданыГродненское педагогическое товарищество и Слонимское товарищество пораспространению образования среди жителей г. Слонима.
Особенно важную роль в обществе выполняли ТовариществоПолоцкой библиотеки, членами которого были люди разных званий, сословий ивероисповеданий. Студенты высших учебных заведений могли быть членамиТоварищества, если им это разрешалось Статутами учреждений.
Товарищество действовало на средства со вступительныхчленских взносов, на пожертвования разных граждан. Оно пользовалось большойпопулярностью среди населения.
Для распространения знаний на белорусском языке былисозданы культурно-образовательные товарищества «Папараць-кветка” (1918),“Айчына” (1922), “Далой непісьменнасць” (1923). Товарищества способствовалиорганизации библиотек-читален, налаживанию выставок, семинаров, экскурсий,публичных чтений, бесед.
В 1928 году на территории Западной Беларуси существовало130 библиотек-читален. Их работе способствовали Гродненское педагогическое иБарановичское культурно-образовательное товарищества.
При правлениях Товариществ открывались центральныебиблиотеки, которые проводили работу в народных домах, содержащихбиблиотеки-читальни. Центральные библиотеки приобретали книги белорусских,польских, российских, украинских авторов в Вильно, Гродно, Новогрудке, Слониме.
Таким образом, в первые десятилетия ХХ века белорусскиекультурно-просветительские объединение способствовали организации сетибиблиотек, развивали идеи национального возрождения, способствовали развитиюформ и методов библиотечного обслуживания, выполняли значительную роль вповышении образовательного и культурного уровня библиотекарей.
Роль библиотеки в развитии общества особенноподчеркивалась на Собрании библиотечных работников (1922), где был взят курс наликвидацию безграмотности, открытие библиотек-передвижек, удовлетворениепрактических потребностей граждан, оказание справочной помощи и особенно науглубление политико-образовательной работы.
Значительным событием в жизни библиотек становится IVВсебелорусский съезд работников изб-читален (1927), который был действительнопервым съездом не только в Беларуси, но и в СССР. Он решает вопросы углубленнойработы с активом читателей в деревне. В последующие, где принимаютсядирективные указы «О библиотечном походе» (1929), «О включении во Всесоюзныйконкурс на лучшую постановку библиотечной работы в деревне».
Волна белорусизации достигает своей вершины.Избы-читальни работают на белорусском языке, при них открываются курсыбелорусоведения, существуют польские, латышские избы-читальни. Например, вЧашницком районе Витебской области с 34 изб-читален на белорусском языкеработают 31, на еврейском, польском и латышском – по одной. Создается кружок «Любителикниг», товарищество «Безбожник», развивается книгоношество. Идет борьба зановый быт, совершается культурная революция на селе, которая ведется такимиформами как чтение антирелигиозной литературы, проведение революционныхпраздников, организация выставок по санитарии и гигиене.
Однако период белорусизации быстро закончился, идеи идеятельность интеллигенции очерчиваются Коммунистической партией и сталинскойсистемой как «нацдемовщина». Начинается постепенное отречение от национальнойкультуры. Библиотеки стали превращаться в дополнения идеологическихорганизаций, библиотекарь постепенно утрачивал профессионализм и превращался в«бойца идеологического фронта». Вносятся существенные изменения и коррективы вдеятельность библиотек. Главным в обслуживании стали «изменения и улучшенияпросьб читателей», их интересы при этом не учитывались. Коррекция запросовчитателей не оставалась нейтральной. Библиотекари должны были изменять данныйзапросы в сторону коммунистической идеологии.
Библиотеки участвуют во всех компаниях: советских,партийных, комсомольских. Организовываются выставки книг, посвященных этимкомпаниям с лозунгами, плакатами, диаграммами; выпускаются календари сизображениями революционных деятелей, с рекомендательными списками о их жизни идеятельности; организуются «октябрьские чтения», «ленинские чтения». Возникаютпонятия «пропаганда книг», «библиотечная активность», «партийная агитация»,«коммунистическое просвещение масс».
В это время появляется методическая литература подеятельности абонемента, читального зала, передвижек, по подбору книг принеопределенном и тематическом запросе; по особенностям бесед: при выдаче книг,рекомендациях по прочитанному.
Постановлением бюро ЦКПП (б)Б «О положении библиотечногодела в системе Наркомпросвета БССР» (1935) было констатировано, что«библиотечная деятельность в БССР приобрела широкий размах, сеть библиотеквыросла на 22%, новая сеть создана в колхозах, совхозах».
Начинался новый этап разворачивания массовой работы считателями, который был прерван войной. В предвоенный годы большое вниманиеуделяется таким выставочным формам как лозунги, плакаты, настенные газеты,диаграммы. В местах отдыха работают политкружки, хоровые и драматическиеколлективы. Для обеспечения работы налаживается связь с МБА, идет интенсивнаяпересылка книг из ДБЛ БССР в районные библиотеки, институты, школы. Содержаниемработы библиотек стали прославление рабочих подвигов, преодоление пережитковкапитализма в сознании строителей коммунизма.
Первые послевоенные годы прошли под знаком отыскивания ивозвращения в библиотечные фонды книг, разграбленных и вывезенных фашистами стерритории Беларуси, а также сбора книг среди населения с целью пополнениябиблиотечных фондов.
В 50-е годы ставится вопрос о повсеместном управлениичтением крестьян, рабочих и служащих. В целях широкой пропаганды книг иуправления чтением библиотеки стали регулярно проводить читательскиеконференции. При библиотеках организуются группы читателей, которые организуютчтение новых книг вслух в бригадах, на животноводческих фермах.
В 60-е годы библиотеки стали реально переходить наоткрытый доступ к фондам. В это время широко проводится массовая ииндивидуальная работа с читателями, пропаганда общественно-политической,научно-технической, сельскохозяйственной литературы, справочно-библиографическаяработа, управление чтением. Библиотеки обращают внимание на массовоеобслуживание определенных групп читателей: рабочих, учителей, работниковсоветов народных депутатов.
70-е годы прошли под знаком централизации массовыхбиблиотек: пересматривается сеть библиотечного обслуживания, использованиеединого централизованного фонда, обслуживание в центральных библиотеках ифилиалах через МБА, путем внестационарных форм. Унифицируются формыобслуживания. Методические центры одновременно выпускают сборники, посвященныемассовой работе в условиях централизованных библиотечных систем.
В 60-70-е гг. на библиотечное обслуживание населениеоказывает влияние возрождение социологи и психологии чтения. Начинаетсядискуссия об использовании терминов «работа с читателями» и «обслуживаниечитателей».
С середины 80-х гг. вносятся изменения в терминосистемубиблиотечного дела. Появились новые термины: пользователь, библиотечная услуга,библиотечная среда, система библиотечного обслуживания. По поводу терминоввысказывались различные предложения, однако новая терминология осваиваетсяпрактиками и находит широкое использование.
В 90-е годы уходит в прошлое идеологическая деятельностьбиблиотеки. В теории и практике появляется понятие «культурно-досуговая деятельностьбиблиотеки». Разрабатывается концепция публичной библиотеки как центра досуга[5; 110].
Объявление независимости Республики Беларусь сталоспособствовать возрождению национальной культуры: многие библиотекипочувствовали потребность работать на родном языке, появились новые формыобслуживания пользователей, которые связаны с социальными технологиями иисторическими традициями народа.
В 90-е годы начала развиваться библиотечная педагогика.Библиотеки обращают внимание на взаимодействие с пользователями, учитывают егоиндивидуальные особенности.
В теории библиотековедения объясняется маркетинговыйвзгляд на библиотечную работу, идет разработка библиотечного сервиса, рекламы.
Конец ХХ и начало XXI века отмечаются новым этапом вразвитии общества – информатизацией. В библиотечную практику активно входятновые носители информации, технические средства и технологии: копированиедокументов, компьютеризация библиотечных процессов. Открываются новыевозможности предоставления информации каждому человеку в любое время с любойбиблиотеки мира. Расширяется информационное пространство, минимализируетсявремя доставления информации.
Глава 2. Возникновение и развитие современных библиотекБеларуси (на примере Центральной научной библиотеки имени Я.Коласа Национальнойакадемии наук Беларуси)
2.1 История развития Центральной научной библиотеки имениЯ.Коласа Национальной академии наук Беларуси
В 1922 году на базе Научно-терминологической комиссииНаркомосветы БССР был создан науно-исследовательский центр республики –Институт белорусской культуры (Инбелкульт). В первые месяцы основанияИнбелкульта почти на каждом заседании Президиума обсуждались вопросы, связанныес организацией библиотеки, в первую очередь проблемы комплектования ее фондов.16 января 1925 года при Институте белорусской культуры была открыта библиотека.До начала 1926 года фонд библиотеки насчитывал более 20 тысяч изданий. В егосостав вошли известная в СССР библиотека М.Довнара-Запольского, которая имела,особенно для Института белорусской культуры, большое научное значение(насчитывает более 9 тысяч книг, в основном по истории Беларуси, среди которыхесть немало очень редких изданий, часть библиотеки известного языковедаЯ.К.Грота, библиотека Я.Купалы, издания Российской и Украинской академии наук идругие [14, С. 125].
При разработке Положения о Инбелкульте былопредусмотрено, что в библиотеку должны постапать в одном экземпляре каждоеиздание, которое выходит на территории Беларуси (книги, журналы, брошюры,газеты, плакаты). По ходатайству Президиума Инбелкульта в 1925 году библиотекастала получать обязательный экземпляр всех периодических изданий, которыевыходили в РСФСР. В 1926 году в соответствии с распоряжением Президиума в фондыбиблиотеки начали поступать все издания ученых Института и архивные материалы.
Президиум получил право на книгообмен с научнымиучреждениями СССР и заграничных стран, и библиотека начала вести регулярныйобмен изданиями с научными организациями Польши, Германии, США, Канады, Франциии других. В 1926 году у библиотеки было 100 партнеров по обмену в СССР и 74 заграницей.
Инбелкульт, который отыгрывал важную роль на определенномэтапе исторического развития республики, приобретал новые черты, превращался внаучный центр, соответственно новому уровню развития науки. Началось созданиеновых институтов природоведческонаучного профиля. Все изменения в направленияхдеятельности Инбелкульта нашли отражение в первом статуте библиотеки,утвержденном Президиумом в 1928 году, где определялась главная задачабиблиотеки: сбор и сохранение печатных и рукописных материаловна всех языкахкак с отрасли гуманитарных, так и природоведческих наук. Пользоватьсябиблиотекой могли не только сотрудники Инбелкульта, но и специалисты другихнаучных учреждений. Учитывая, что Инбелкульт по характеру, объемам своей работыи задачам приблизился к научному учреждению типа Академии наук, СНК БССР 4октября 1928 г. принял решение о реорганизации Института белорусской культуры вАкадемию наук. Реорганизацию провели 1 января 1929 года. В результатеБиблиотека инбелкульта, которая насчитывала около 30 тысяч экземпляров, былареорганизована в Библиотеку АН БССР.
В 1930-е года был решен вопрос о централизованномкнигообеспечени. В соответствии с постановлением СНК БССр от 15 января 1934года Библиотека Белорусской академии наук начала получать полный обязательныйэкземпляр книг, брошюр и периодических изданий, географических итопографических карт.
Деятельность библиотеки в передвоенные годыхарактеризовалась развитием информационного обслуживания читателей (составлениеи рассылка списков новых поступлений институтом, организация в них выставок,увеличение объема справочной работы). Активизировалась также библиографическаяи издательская деятельность В 1931 году с целью расширения деятельности пораспространению изданий Академии наук была создана специальная комиссия подруководством Якуба Коласа
Дальнейшее развитие библиотеки приостановила война.Библиотека была полностью уничтожена. Наиболее ценные книги были вывезены вГерманию. После освобождения от немецко-фашистских захватчиков началась работапо восстановлению библиотеки. Большую помощь оказали ей библиотеки АН СССР,Московского государственного университета и других учреждений образования.
Библиотека стала получать платный общесоюзный экземпляр иобязательный экземпляр белорусских изданий. В 1958 году она получает по обменулитературу со 162 библиотек страны. Библиотека первой в республике в 1947 годувозобновила международный книгообмен. Уже в 1950 году она получала литеатуру изПольши, Албании, Болгарии, а до 1956 года заключила договоры со 103организациями 28 стран мира. Среди первых партнеров библитеки были БиблиотекаНарадова, Ягелонская библиотека, Библиотека Польской академии наук, БиблиотекаКонгресса США, академичные библиотеки Болгарии, Венгрии, Германии, Австрии,Нидерландов, Франции и других стран, множества крупнейших университетов мира –Колифорнийский, Сорбонна, Марии Складовской-Кюри, Польское и Американскоехимические товарищества, а также масса других научных учреждений [14, С. 127].
Сегодня ЦНБ НАН Беларуси имеет самые широкиекнигообменные связи в республике, что дает возможность приобретения научныхизданий не за валюту, а через обмен печатной продукцией белорусскихиздательств. Партнерами библиотеки по обмену являются 528 организаций из 55стран. Библиотека получает более 700 названий зарубежных журналов, большинствокоторых припадает на такие страны, как Польша, Германия, США, Великобритания,Япония, а также труды научных учреждений, официальные ведомственные издания,монографии. С целью оптимизации ведения международного книгообмена ЦНБ НАНБеларуси заключила соглашение с Международным информационным центром по участиюв консорциуме российских библиотек по международному книгообмену.
Фонды ЦНБ НАН Беларуси отличаются преобладанием книг ипериодических изданий, при этом большинство фонда составляют документы, которыехарактеризуются наибольшей концентрацией научной информации: монографическиеработы, фундаментальные справочные издания, научные журналы, ведомостные,малотиражные и другие издания. Кроме того, в фонде библиотек представленыдиссертации об НДР, рукописи, другие источники информации.
В ЦНБ НАН Беларуси хранятся коллекции западно-европейскихизданий XV-XVIII веков, сбор русских книг печати XVIII – первой четверти XIXвеков, коллекция “Белорусоведение” XVI – XX вв., коллекция книг на белорусскомязыке XIX– XX вв., около 60 рукописных архивов белорусских писателей,художников, общественных деятелей (более 1,5 млн. документов), архивный сборизданий Национальной академии наук Беларуси и другие редкие и ценные издания.Наиболее значимыми коллекциями ЦНБ НАН Беларуси являются книжный сборНесвижской ординации князей Радивиллов – одного из самых знаменитых ивлиятельных магнатских родов Великого княжества Литовского, Речи Посполитой,Российской империи, уникальная коллекция рукописных книг конца XVII – начала XXвв., написанных на белорусском языке арабской графикой, личные сборыбелорусского фольклориста и этнографа Адама Богдановича, литературоведа, библиографа,историка книг, члена-корреспондента Павла Беркова, известного белорусскогопоэта, академика Петра Глебки (в библиотеке создана его мемориальная комната) идругие. В библиотеке хранится единственный в Беларуси экземпляр знаменитойБрестской или Радивилловской Библии 1563 года.
Развитие современного информационного общества невозможнобез использования информационных ресурсов в электронном виде (в том числе наCD-ROM, DVD-ROM), которые способствуют удовлетворению всех типов информационныхзапросов, значительно сокращают время поиска необходимой информации. ЦНБ НАНБеларуси имеет более 100 библиографических, реферативных и полнотекстовых базданных на компакт-дисках как политематического, многоотраслевого характера, таки по отдельным темам. Библиотека дает своим пользователям доступ к реферативнымбазам данных России, «Украинского реферативного журнала», «Science CitationIndex», реферативных и полнотекстовых баз данных «EBSCO», «Российскойнациональной библиографии», справочно-правовых БД Беларуси и РоссийскойФедерации, справочно-энциклопедических и других баз данных.
В условиях использования электронных документовинформационная функция научных библиотек перемещается от владенияинформационными ресурсами к обеспечению доступа к ним. ЦНБ НАН Беларуси благодарявступлению в консорциум российских библиотек и научных учреждений получиладоступ к Научной электронной библиотеке, созданной при Российском фондефундаментальных исследований (более 900 тысяч статей с более чем 1,5 тысячиназваний журналов всемирно известных научных издательств).
Центр Интернет-доступа к электронным научным ресурсам ЦНБНАН Беларуси обеспечивает доступ к:
— базам данных «EBSCO» (библиографические описания ирефераты к более чем 7 тысяч названий журналов, полнотекстовые версии более чем3 тысячи журналов);
— баз данных « Blackwell Science» (около 400 названийжурналов, более 110 тысяч полных текстовых статей);
— электронной базы издательства «Springer»(полнотекстовые электронные версии 487 журналов по физике, химии, математике,компьютерным наукам, биологии и т.д.);
— библиографической базы по математике «ZentralblattMATH», которая включает около 1,9 миллионов записей, ссылки на 160 тысячэлектронных журналов;
— полнотекстовых электронных версий научных журналовФедерации европейских микробиологических товариществ (FEMS), Королевскихнаучных товариществ (Великобритания), Американского института физики;
— полнотекстовой электронной базы издательства институтафизики (Великобритания) с 10-летней глубиной архива;
— полнотекстовой электронной серии физических журналов «PhysicalReview» Американского физического товарищества, а также к их архиву PROLA сглубиной охвата с 1897 г. до сегодняшнего дня.
С марта 2004 года библиотека открыла своим пользователямуникальный по охвату научных журналов и единственный на территории Беларусидоступ к трем тематическим коллекциям одного из старейших научных издательств
«Elsevier». Полнотекстовые электронные версии более 400научных журналов за 5 лет доступны на портале ScienceDirect издательства«Elsevier» с возможностью ведения одновременного поиска по 16 библиографическимбазам данных, которые охватывают большинство научных дисциплин.
В рамках работы с INASP (Международная сеть доступа кнаучным публикациям Великобритании) службой доставки электронных документовSUBITO осуществляется исполнение заявок для пользователей ЦНБ НАН Беларуси.
Научно-справочная библиографическая информация являетсячастью научных информационных ресурсов и одним из фактов интенсификации научныхисследований. Библиографическая деятельность Библиотеки Академии наук началасьеще в 1930-е гг. В 1952 г. с целью улучшения библиографического обеспечениянаучных исследований в структуре библиотеки был создан научно-библиографическийотдел. В начале 1960-х ЦНБ НАН Беларуси стала центром природоведческой научнойбиблиографии республики.
Заключение
В истории развития библиотечной мысли Беларуси можновыделить несколько основных этапов. Именно исходя из этого структура первой главынашей курсовой работы имеет следующий вид:
1. Рассматривается зарождение и становление библиотек натерритории Беларуси (XII-XVIII века);
2. Анализируется библиотечное дело в Беларуси в XIX веке;
3. Уделяется внимание основным направлением в развитии библиотечноймысли на Беларуси в ХХ веке.
Данные этапы выделяются исследователями условно и связанынепосредственно с историческим развитием нашего государства.
Если говорить об особенностях первого историческогоэтапа, то необходимо отметить, что предпосылками создания библиотек явилосьвозникновение письменности, распространение рукописных книг, а также данныйпроцесс своими корнями восходит к введению и распространению христианства наземлях Беларуси. Невозможно обойти стороной деятельность первой из известныхнам библиотек на территории западных земель Руси — библиотеки ПолоцкогоСофийского собора. Значительной для развития библиотечной мысли быладеятельность православных церковных братств (XIV век).
Что касается второго исторического этапа, то необходимоотметить тот факт, что в это время учебным административным и культурнымцентром округа, в который входила территория современной Беларуси, сталВиленский университет. Достаточно важным событием в истории библиотечного делаБеларуси, как и России, стало возникновение в 30-х годах XIX века губернскихпубличных библиотек. Негативно на развитие библиотечной системы Беларусисказались последствия восстания 1864 года и последующая за этим реакцияофициальных кругов. Однако уже во второй половине XIX века в Беларуси рабочие имарксистские кружки и организации стали создавать нелегальные библиотеки,сыгравшие важную роль в политическом просвещении народа.
Особенностью развития сети библиотек в ХХ веке являетсятот факт, что в это время развивается педагогическая теория библиотечного дела:идея внешкольного образования, в рамках которой библиотеки выполняли не толькообразовательную, но и педагогическую функцию. Основной особенностью библиотекпередвоенного времени стало то, что они начали превращаться в дополнения идеологическихорганизаций, библиотекарь постепенно утрачивал профессионализм и превращался в«бойца идеологического фронта».
На сегодняшний день деятельность библиотек в Беларусиосуществляется по следующим приоритетным направлениям — информатизация, координацияв формировании информационных ресурсов, интеграция инфраструктуры библиотеквсех уровней в единую библиотечную сеть и превращения их в информационныецентры. Этому способствует реализация Государственной программы информатизациина 2003-2005 гг. и на перспективу до 2010 г. «Электронная Беларусь», направленной на развитие корпоративного взаимодействия библиотек страны.
Вторая глава данной курсовой работы посвящена анализуистории развития Центральной научной библиотеки имени Я.Коласа Национальнойакадемии наук Беларуси. Здесь рассмотрены основные этапы развития даннойбиблиотеки, приоритетные направления ее работы, библиографическая деятельность,отличия от других библиотек.
Список литературы
1. Анализдеятельности и методических рекомендаций универсальным и отраслевым научнымбиблиотекам Беларуси// Гос. библиотек РБ, — Мн.; 1992, — 188 с.
2. БерезкинаН.Ю. Информационное обеспечение науки Беларуси// Вестник БАЕ. – 2005,- №2. С.58-60.
3.Библиографические ресурсы крупнейших библиотек г.Минска в помощь обслуживаниюнауки, производства, образования, культуры и искусства /Гос. Б-ка СССР им.В.И.Ленина. – Мн.: 1990. – 124 с.
4. БярозкінаН Роля бібліятэк у развіцці навук і адукацыі ў Беларусі ХІХ стагоддзя//ВесціНац. Акадэміі Навук Беларусі. Серыя гуманітарных навук. – 2008. — №1, С.69 –76.
5. ДемешкоЛ.А. Публичные библиотеки Беларуси на современном этапе // Веснік Бел. дзярж.універсітэта культуры і мастацтва. – 2008, — №10, — С.110 – 117.
6. ДзямешкаЛ. Бібліятэка і грамадства: гістарычны аспект// Бібліятэчны свет, — 2008, — №2,С.13-17.
7. ЗмачинскаяН. Первые медицинские библиотеки на территории Беларуси// Бібліятэчны свет, — 2008, — №3, С.24-26.
8. КардановМ.В. Мир как библиотека: историко-философский экскурс// Библиотековедение, — 2008, — №2, С.100-104.
9. КирюхинаЛ.Г. Роль Национальной библиотеки Беларуси в сохранении славянскогодокументального наследия // Весник БАЕ. – 2005,- №1. С. 72-76.
10. МарковаА. История развития научно-технических библиотек РБ // Бібліятэчны свет, — 2006, — №4, С.11-14.
11. МатульскіР. Бібліятэкі Беларусі: дзесяць стагоддзяў захавання духоўнай спадчыныбеларускага народа// Бібліятэчны свет, — 2009, — №1, С.11-16
12. МотульскийР.С. Распространение русского языка в Беларуси посредством библиотечно-информационныхучреждений // Весник БАЕ, — 2008, — №1, С. 14-16.
13. ЛяйкоН. Бібліятэчная справа на Беларусі: дакументы і матэрыялы// Бібліятэчны свет, — 2005, — №2, С.32.
14. Нацыянальнаябібліятэка Беларусі 1922-1992: Да 70-годдзя з дня заснавання і 100-годддзя здня нараджэння першага дырэктара І.Б. Сіманоўскага. – М.: НБ Беларусі, 1992.
15. НиколаеваЕ. Помням Варвару в Москве // Клуб, — 2008. — №1, С. 18-19.
16. НовогродскийВ.Развитие просветительских идей на страницах земской печати в Беларуси началаХХ века//Гісторыя і праблемы выкладання, — 2006, №2, С.15-26.
17. ПокалоМ.И. История библиотечного дела в БССР. – Мн.: Выш. шк., 1986. – 200 с.
18. РынкевічВ.А. Бібліятэчная справа на Беларусі у ХІХ стагоддзі праз прызму архіўныхдакументаў//Здабыткі, — Мн.; 1995, Вып. 10, С. 169-179.
19. СільноваЛ.Д. Калекцыя “Бібліятэка Я.Ф. Карскага”: стан і перспектывы даследавання//Здабыткі, — Мн.: 1998, — Вып.9, — С.251- 263.
20.Терминологический словарь по библиотечному делу и смежным отраслям знания. –М.: Б-ка по естественным наукам РАН, 1995. – 126 с.
21. ЮдоС. Президентская библиотека РБ – 75 лет// Бібліятэчны свет, — 2008, — №4,С.10-12.