Реферат по предмету "Политология"


Политические режимы. Основные принципы и установки демократии

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образованияКонтрольная работа
по Политологии
Вариант №3

План
1. Политические режимы.
2. Основные принципы и установкидемократии.
Литература

/>1. Политические режимы
 
Политическийрежим – это совокупность методов и средств осуществления политической власти.Исследование политического режима позволяет составить реальное представление ореализации политической власти, степени свобод и правовом положении личности вконкретной стране в определенный исторический период времени. В политологиисуществует несколько трактовок политического режима.
1.Институциональный (политико-правовой) подход отождествляет политический режим сформами правления и государственного устройства и акцентирует внимание наформально-юридических характеристиках: особенностях разделения государственнойвласти и соотношении между ветвями власти, на типах правительственных структур.Прослеживается тенденция отождествления политического режима с формойправления.
2.Социологический подход ставит акцент на характере отношений между государствоми обществом, «которые сложились реально и не обязательно в соответствии спредписанными конституцией и иными правовыми актами нормами политическогоповедения». В рамках этого подхода обращается внимание на социальные основаниявласти, группы давления, взаимоотношения элит и народа.
3.Широкая трактовка политического режима выходит за рамки толькополитико-правового или только социологического анализа и рассматривает егочерез соотношение ряда компонентов, что позволяет отличать одни типыполитических режимов от других.
Политическийрежим включает в себя:
ü политическиеструктуры власти, их реальный статус и роль в обществе;
ü методы осуществлениягосударственной власти;
ü реальный уровеньсвобод человека, объем его прав;
ü методы выработкиполитических решений;
ü способыурегулирования конфликтов;
ü плюрализм, в т.ч.наличие или отсутствие легальной (нелегальной) оппозиции;
ü конфигурацию партийнойсистемы: однопартийные или многопартийные;
ü идеологию и томесто, которое отводится ей в мобилизации общества;
ü формы отношениянаселения к политическому участию;
ü тип легитимности:харизматический, традиционный, рационально-легальный, идеологический и др.;
ü структурированностьправящей элиты: степень сплоченности, открытость и закрытость, каналырекрутирования.
Вышеназванныепризнаки служат критериями для выделения разных типов политических режимов.Спектр политических режимов современного мира раскрывается в таких понятиях,как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. При определении сущности режимаакцент делается на противопоставлении государства, с одной стороны, игражданского общества – с другой. Характер взаимоотношений определяется силойлибо слабостью гражданского общества. В условиях демократии общество имеетрычаги влияния на власть вплоть до замены на очередных выборах. Внедемократических режимах государство контролирует и регламентирует гражданскоеобщество полностью (тоталитаризм) или частично (авторитаризм).
Недемократическиережимы представлены разными формами тоталитаризма и авторитаризма. В переводе спозднелатинского «тоталитарный» означает «относящийся к целому». Смыслтоталитаризма обосновал идеолог итальянского фашизма Дж. Джентиле, которыйпризвал к тотальному подчинению человека государству и растворению индивида вполитической истории, поскольку все человеческое и духовное теряет ценность внегосударства. В политический лексикон этот термин вошел после речи Б. Муссолинив 1925 г., в которой он использует само понятие «тоталитарное государство». Вдальнейшем оппоненты фашизма употребляют этот термин в негативном смысле – какпротивоположность демократии. Первоначально под тоталитаризмом понималифашистский режим в Италии и национал-социалистическое движение в Германии, нопосле публикации в газете «Таймс» (1929 г.) этот термин стали применять кполитическому режиму в СССР.
Тоталитарныережимы традиционно разделяют на «левые» и «правые» формы. Правый илиправорадикальный режим получил развитие в Италии с 1922 г. и в Германии с 1933г. после прихода к власти А. Гитлера. Леворадикальный (коммунистический)тоталитаризм утвердился в СССР, в странах Восточной Европы и Азии, на Кубе.Наиболее яркий пример тоталитаризма в Азии – Китай периода политики «большогоскачка» и «культурной революции», когда во главе руководства страны стоял МаоЦзэдун.
Двеформы тоталитаризма различаются характером идеологий (фашизм,национал-социализм, коммунизм), в т.ч. целями, которые ставят перед массамипартии-гегемоны: достижение «народного капитализма» и завоевание мировогогосподства либо построение коммунистического общества и мировая революция. Естьи другое отличие: левый тоталитаризм был более «достроен»: партия обладаламонополией не только на политическую, но и на экономическую власть, чтопроявилось в полной или частичной ликвидации частной собственности,сосредоточении в руках государства основных средств производства, ликвидациирынка. В праворадикальных режимах сохранилась свобода предпринимательства,однако это не исключало прямого государственного вмешательства в экономическуюсферу, подчинения ее задачам военного производства, централизованногораспределения рабочей силы.
Рядполитологов выделяют третью, теократическую, форму тоталитаризма, видя примерпоследнего в Иране периода правления исламского лидера аятоллы Хомейни(1979-1989 гг.), и в режиме, установленном талибами в Афганистане.
Авторитаризм(от лат. auctor – зачинатель, основатель, творец и auctoritas – мнение, решение, право) понимаетсякак режим, смысл правления при котором заключается в концентрации власти вруках одного или нескольких лидеров, не уделяющих внимания достижениюобщественного согласия относительно легитимности их власти. Тоталитаризм иногдарассматривается как крайняя форма авторитарного режима. Но наличие ряда общихчерт (произвол лидеров, ограничение прав человека, отсутствие реальногоразделения властей, формально свободный характер выборов в законодательныеорганы и т.д.) не дает оснований для их отождествления.
Современныеавторитарные режимы могут иметь ряд черт переходного режима – заниматьпромежуточное положение между демократией и тоталитаризмом. При переходе оттоталитаризма к демократии необходимы политические реформы, и комплекснаяэкономическая реформа, требующая создания институтов рыночной экономики,реформы собственности и формирования на этой основе новых социальных слоев.
Авторитаризмможет существовать в самых разнообразных формах. В зависимости от того, накакие социальных групп и институты опирается власть, можно выделить следующиеформы авторитарного режима:
ü военныедиктатуры, предполагающие опору на армию. В условиях неразвитого гражданскогообщества и слабых демократических традиций военные выступают наиболееорганизованной силой, обладающей ресурсами для захвата власти;
ü теократический – сопорой на духовенство и религию. Например, современный Иран, где с середины90-х гг. наметилась тенденция к либерализации режима;
ü олигархический – властьпринадлежит определенным корпоративным кланам;
ü вождистский(режим личной власти), опирающийся на авторитет сильного лидера. Сам режимможет иметь поддержку народа;
ü смешанные,сочетающие в себе элементы разных режимов. Так, режим, установленный С. Хусейномв Ираке, обладает свойствами военного, вождистского и частично теократическогорежимов одновременно.
Нарядус вышеуказанными, выделяют однопартийные и многопартийные, президентские ипарламентские, традиционные и мобилизационные формы авторитаризма. Авторитарныйрежим может выступать в форме реакционной диктатуры или быть более либеральным.Последние формы авторитаризма представляют собой своеобразный симбиозавторитарных демократических тенденций.
Гибридныережимы существуют в разных формах и получили разные названия:
ü «диктабланда» – режим,в котором произошла некоторая либерализация, но без последующей демократизации.Хотя населению предоставлены определенные права, оно не вовлечено вполитическую жизнь, нет развитого гражданского общества;
ü «демократура» – имеютсяэлементы демократии (многопартийность, альтернативные выборы), но отсутствуетлиберализация. Элементы демократии носят формальный характер, а выборы призваныгарантировать победу правящей партии;
ü «делегативнаядемократия» – предполагает установление сильной исполнительной власти во главес президентом. Избиратели делегируют право принимать важнейшие решения незаконодательному органу, а президенту.
Впереводе с греческого «демократия» означает «власть народа» (demos – народ,cratos – власть). Более развернутое определение демократии, ставшееклассическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известнойгеттисбургской речи (1863 г.): правление народа, избранное народом и длянарода. Но, несмотря на очевидность трактовки демократии как народовластия,существует ряд проблем, относящихся к содержанию и функционированию демократии.Эти вопросы вызывают серьезные споры, что нашло отражение в появлении разныхтеорий демократии. Упор делается на ее различные свойства: свободу, равенство,участие народа в принятии решений, конкуренцию за голоса избирателей междуэлитами.
Болеезрелых форм демократия достигла в середине ХХ в., когда стали реальностьюравные для всех слоев общества гражданские и политические права. Современнаядемократия отличается от предшествующих исторических моделей и другимисущественными признаками: защитой прав человека, признанием права оппозицииотстаивать свое мнение и критиковать правительство.
Взависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую ипредставительную демократию.
1.Прямая демократия. В прямой демократии между волей народа и ее воплощением врешения нет опосредующих звеньев – народ сам участвует в обсуждении и принятиирешений. Законодательство многих стран предусматривает и непосредственные формыучастия граждан в законотворчестве – референдумы и инициативные движения. Сюдатакже можно отнести демонстрации, митинги, шествия, обращения во властныеструктуры всех уровней и в СМИ.
2.Представительная (репрезентативная) демократия. В представительной демократииволя народа выражается не прямо, а через институт посредников, поэтому ее ещеназывают делегируемой демократией. Депутаты, политические лидеры, получив«мандат доверия» от народа через процедуру голосования, должны воплотить этуволю в принимаемых законах и решениях. Между народными представителями и теми,кого они представляют, устанавливаются отношения, основанные на полномочиях иответственности власти перед народом.

2.Основные принципы и установки демократии
Современнаяполитическая демократия – это режим, в котором народ имеет возможностьреализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а властьнесет ответственность перед гражданами за свои действия.
Сущностьдемократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов ипроцедур. Основными из них являются:
1.Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ являетсяисточником власти, именно он выбирает своих представителей власти ипериодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция,форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и поустановленным, закрепленным в законе процедурам.
2.Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкийлегитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается изчестных выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Властьвыбирается на определенный и ограниченный срок.
3.Всеобщее, равное избирательное право и тайное голосование. Демократическиевыборы предполагают реальную соревновательность различных кандидатов,альтернативность выбора. Реализация принципа «один гражданин – один голос»раскрывает смысл политического равенства.
4.Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют принципыотношений между государством и гражданами и определяются как свободы. Свобода –это защищенность личности от произвола других людей и власти, защита от нищетыи голода. В преамбуле Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральнойассамблеей ООН в 1948 г., описаны четыре свободы: свобода слова, свободаубеждений, свобода от страха и свобода от нужды. Эти, а также другие свободыассоциируются с несколькими категориями прав.
5.Гражданские права. Этими правами люди пользуются как частные лица, и онизащищают граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство всехграждан перед законом, право на частную жизнь, право не подвергаться пыткам,наказанию без суда, свободу вероисповедания и др.
6.Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управленияи влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: правоизбирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свободаголосования, право на демонстрации, право на создание политических иобщественных организаций, право подавать петиции властям.
7.Социальные и экономические права. Реализация этих прав – необходимое условиеобеспечения политического равенства. Связано это с тем, что провозглашениеполитического равенства не устраняет сложившейся практики, когда отдельныеграждане в силу своего общественного статуса и благосостояния располагаютбольшими возможностями влиять на власть, используя для этого СМИ,непосредственные контакты с правительственными чиновниками, дружеские связи.Реализация социально-экономических прав призвана сгладить имеющееся социальноенеравенство и повысить тем самым активность рядовых граждан в политическойжизни. Наконец, эти права закрепляют условия жизни, которые выступаютсвоеобразным иммунитетом против страха нужды, например страха передбезработицей, нищетой. Они включают в себя право на достойный жизненныйуровень, гарантии социальной защиты, право на образование и участие вкультурной жизни, доступ к здравоохранению. Содержание экономических правзафиксировано в Международном пакте об экономических, социальных и культурныхправах. Они включают в себя право каждого человека зарабатывать себе на жизньтрудом, который он свободно выбирает, и право на справедливые и благоприятныеусловия жизни. Реализация этих прав требует подкрепления гарантиями противдискриминации в приеме на работу, в оплате труда по признакам пола, религии,расы или языка. Обеспечение социальных и экономических прав предполагаетактивность государства в разработке и осуществлении социальных программ.

Литература
Гаджиев К.С. Политическая наука:учебное пособие. – М.: «Международные отношения»,1994.
Пушкарева Г.В. Политология: конспектлекций / Г.В. Пушкарева. – Изд. 2-е, перераб. и дополн. – М.: Айрес-пресс,2005.
Соловьев А.И. Политология:Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. –М.: Аспект Пресс, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.