Федеральноеагентство по образованию Российской Федерации
ГосударственноеОбразовательное Учереждение
Высшегопрофессионального образования
КамскаяГосударственная Инженерно-Экономическая Академия
Кафедра «История»
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Политология»
на тему: «Политическоесознание и политическая идеология»
Выполнил:студент группы 4325с
ЮсуповМ.И.
Проверил(а):доцент каф. «История»
К.полит.н.Сайфуллин Р.Г.
Набережные Челны
2010
Оглавление
Введение
Глава 1. Политическоесознание. Его структура
Глава 2. Сущностьполитической идеологии. Политические идеологии современности
Заключение
Список исследованной литературы
Введение
В данной работе я собираюсь рассмотреть понятияПолитического сознания и его структуру, а также сущность Политической идеологиии современную политическую идеологию.
Изучение социологическими методами политическойдеятельности и политического поведения различных социальных групп предполагаетвыяснение в этом роли массового политического сознания. Хотя участие вполитической жизни, в тех или иных политических движениях и может носитьстихийный характер, значение массового (группового) сознания всегда велико. Отего состояния, господствующих в нем идей и настроений зависит чрезвычайномного.
Политическое сознание — одна из основных форм общественногосознания. Как и все остальные (право, искусство, мораль, религия), она имеетсвой специфический объект отражения. В качестве такового выступает политическоебытие (политическая деятельность, поведение) социальных субъектов. Основнымисубъектами политической деятельности являются классы. Именно с момента ихисторического возникновения появляется политическая деятельность как таковая.Она предполагает создание специальных институтов (организаций), с помощьюкоторых классы, взаимодействуя, реализуют свои специфические интересы, ведутборьбу за власть, политическое господство, владение ресурсами, территориями ит. д. Господствующие в обществе классы регулируют производство и распределениедуховных (идейно-нравственных) ценностей своего времени; а это значит, что ихидеи и ценностные ориентиры доминируют в общественном сознании. Это относитсяко всем формам общественного сознания, включая политическое.
Классы отнюдь не единственные субъекты политическойдеятельности. Наряду с ними в этом качестве выступают нации (народности),социально-демографические, социально-профессиональные группы и социальные слоинаселения.
Для обозначения всей совокупности духовныхявлений мира политики используется категория «политическое сознание».
Политическое сознание – важнейшее проявлениеобщественного сознания. Оно представляет собой субъективную сторонуполитической жизни (рефлексию и умонастроение ее субъектов).
В зарубежной и отечественной политической наукеимели и имеют место различные подходы к исследованию политического сознания. Вотечественной традиции, с позиции марксистской философии политическое сознание рассматривалось какотражение социально-экономических условий бытия больших групп людей (классов).Внимание сосредотачивалось преимущественно на идеологической и классовойстороне политического сознания, игнорировалось его индивидуальные и массовыепсихологические компоненты (массовые настроения, национальная идентичность,общественное мнение, менталитет).
Понятие, структура и формирование политическогосознания
Политическое сознание как сфера общественногосознания является отражением тех отношений, которые складываются внутриобщества между различными социальными группами по поводу завоевания, удержанияи использования власти, то есть — политических отношений. Политическое сознание- это результат одновременно и отражения субъектами тех или иных явлений, ивыражения их отношения к отражаемым политическим событиям.
А что же тогда Политическая Идеология?
Политическая идеология – это «система идей,представлений, понятий, выраженная в различных формах общественного сознания (вфилософии, политических взглядах, праве, морали, искусстве, религии). Идеологияявляется отражением общественного бытия в сознании людей и, раз возникнув, всвою очередь активно воздействует на развитие общества, способствуя ему(прогрессивная идеология) или препятствуя ему (реакционная идеология).
В классовом обществе идеология всегда являетсяклассовой. Идеологическая борьба является одной из основных форм классовойборьбы наряду с борьбой политической и экономической.)
Современнаяидейно-политическая жизнь несводима к функционированию и взаимодействиюосновных идеологий. В ней существуют и более „мелкие“ явления:какие-то новые тенденции, различные течения внутри или на стыке идеологий,какие-то новомодные теоретические веяния, не похожие ни на одну из классическихидеологий, а также и более крупные „блоки“, отвечающие времени целыенаправления мысли, объединяющие (или оказывающие влияние на) сразу несколькоидеологий. Пример – сегодняшнее сближение либерализма и консерватизма.
Концепцияполитической идеологии предполагает рациональное поведение человека каксубъекта политики. Поскольку условность этого допущения очевидна, в наукесуществует направление, исходящее из иррациональности индивидуального иобщественного поведения. Последняя обнаруживается в сходных формах. На уровнеиндивида – это бездумные, инстинктивные поступки. На уровне общества – этонекий „роковой“, „фатальный“ ход событий, совершающийсяпомимо воли государственных деятелей.
Такимобразом мы кратко рассмотрели предстоящие вопросы.
Глава 1. Политическоесознание. Его структура
Дляобозначения всей совокупности духовных явлений мира политики используетсякатегория „политическое сознание“. Политическое сознание– важнейшее проявление общественного сознания. Оно представляет собойсубъективную сторону политической жизни (рефлексию и умонастроение еесубъектов).
В политическом сознании получает отражение отношениеразличных групп населения к общественному строю, к системе собственности ивласти, к государству, политическому режиму, партиям и общественным движениям.Все это обусловливает сложный, внутренне противоречивый и постоянноизменяющийся характер политического сознания.
Политическое сознание выполняет в обществе специфическиефункции. Главными среди них являются: политическое целеполагание и политическоепрограммирование. Они теснейшим образом взаимосвязаны. Основной задачей любойполитики является выработка системы целей, соответствующей интересам данногокласса (группы), а также стратегии и тактики, необходимых для ее реализации.Эти цели и способы их достижения находят свое теоретически обоснованноевоплощение в соответствующих программах, заявлениях, декларациях субъектовполитической деятельности.
Взарубежной и отечественной политической науке имели и имеют место различныеподходы к исследованию политического сознания. В отечественной традиции, спозиции марксистской философии политическое сознание рассматривалось какотражение социально-экономических условий бытия больших групп людей (классов).Внимание сосредотачивалось преимущественно на идеологической и классовойстороне политического сознания, игнорировалось его индивидуальные и массовыепсихологические компоненты (массовые настроения, национальная идентичность,общественное мнение, менталитет).
Взападной традиции политическое сознание рассматривалось преимущественно каксовокупность явлений, связанных с индивидуальным психологическим отражениемполитики. С позиции бихевиорального подхода была предпринята попыткапрагматического осмысления политического поведения человека как его реакций настимулы политической системы. В рамках психоанализа политическое поведениестало рассматриваться как результат не только сознательных, но и глубинныхбессознательных проявлений психики, мало зависящих от изменениясоциально-политических обстоятельств.
Синтезируяразличные точки зрения на природу политического сознания, можно сказать, чтополитическое сознание как одна из форм общественного сознания представляетсобой совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятиеполитическими субъектами политических процессов и мира политики в целом. Этасистема разнообразных духовных образований – чувственных и теоретических,ценностных и нормативных, рациональных и подсознательных представленийчеловека, которые опосредуют его отношение с политическими структурами.
Науровне обыденных представлений можно встретить упрощенное пониманиеполитического сознания, когда оно связывается, главным образом, с егопознавательным блоком – пассивным отражением политической жизни без учетапотребностей и интересов человека. В действительности же, политическое сознаниеявляется опосредующим звеном между базовыми интересами и потребностямиполитических субъектов и их политическим поведением. От его содержания напрямуюзависит характер мотивации политического поведения людей и динамикаполитического развития общества.
Политическоесознание проявляет свою многомерность,многоаспектность, выражающихся в многообразии процессов и форм отраженияполитической действительности. Будучи относительно целостным образованием,политическое сознание имеет сложную структуру. Рассмотрим в чем состоит сутьполитического сознания, его содержание и процесс формирования.
Структура политическогосознания
Понятие, структураи формирование политического сознания Политическое сознание как сфера общественногосознания является отражением тех отношений, которые складываются внутриобщества между различными социальными группами по поводу завоевания, удержанияи использования власти, то есть — политических отношений. Политическое сознание- это результат одновременно и отражения субъектами тех или иных явлений, ивыражения их отношения к отражаемым политическим событиям.
Что же в нем отражается иоценивается? Прежде всего отношение к власти, способам, формам ее организации иреализации, к политическим силам различной направленности и методам ихдеятельности. Следует отметить, то обстоятельство, что политическаядеятельность является именно той основой, на которой формируется политическоесознание. Оно предстает прежде всего как осознанное, осмысленное через призмусоциально-политических потребностей политическое знание, которое являет собойего рациональную составляющую. Однако содержание политического сознания неограничивается лишь знанием как рациональным моментом, а включает в себяпродукты чувственного отражения и оценки.Политическое сознание являетсяпродуктом рационального, эмоционального и волевого освоения людьми содержания иособенностей политических отношений. Политическое сознание можно определить каккомплекс идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений,оценочных суждений, эмоциональных состояний субъектов политических отношений.Политическое сознание является естественным субъективным компонентомполитической деятельности, политического поведения. Политизация общественного ииндивидуального сознания, его выделение в относительно самостоятельную сферупроисходит там и тогда, где и когда возникают социальные неравенства,формируются институты социального управления и публичной власти. При этомследует заметить, что генезис политического сознания предопределяется не толькообщественными отношениями, становлением органов власти и управления, но иразвитием таких форм общественного сознания как наука, мораль, религия,правосознание.Субъективные образы, с помощью которых социальная группа,личность или общество в целом отражают политическую действительность образуют структуруполитического сознания. Познание объективной реальности субъектомвозможно с помощью интеллекта, чувств, воображения, фантазии.
Следовательно, структураполитического сознания в целом определяется с помощью трех составляющих: рациональной,чувственной и иррациональной.
К чувственнымотносятся образы, восприятия, оценки, настроения, желания и т.п.
К рациональнымотносятся обобщенные идеи, концепции, представления, нормы, мнения и т.д.
К иррациональнымсоставляющим относятся немотивированные сознанием субъективные образования, атакже утопии, фантастические образы.
Рациональные, чувственныеи иррациональные представления взаимосвязаны между собой. Рациональный образполитической действительности не может возникнуть вне чувственного восприятия,которое стимулирует мыслительные процессы. Иррациональные представления,например, политические мифы, также связаны с чувственными и рациональнымикомпонентами. Рассматривая структуру политического сознания следует отметить,что в зависимости от специфики процессов и форм политического отражения в немвыделяются различные сферы, уровни, формы, виды и т.д. Так, его сферамиявляются политическая наука (теории, концепции, гипотезы и т.д.), политическаяидеология (доктрины, идеалы, программы, лозунги и т.д.), политическаяпсихология (политические стремления, чувства, настроения и т.д.).
И в заключении главыможно сделать вывод, что относительность самостоятельности политическогосознания по отношению к сознанию вообще и его конкретным не политизированнымпроявлениям (наука, мораль, религия, искусство и т.д.) обусловлены тем, чтосоздание как способ постижения реального бытия едино в своих сущностныххарактеристиках, законах проявления и функционирования. У сознания во всех егоформах и проявлениях единое основание — социально-природное бытие людей, ихинтеллект, воля, чувства. Относительно самостоятельный характер политическогосознания, в отличие, к примеру, от морали или экономического сознания,проявляется в специфике политического пространства, политических отношений,политической культуры, традиций и норм политического поведения, в спецификеполитических технологий и методов политической деятельности, в спецификеконцептуально-категориального аппарата выработанного политической философией,политологией, социологией политики и другими науками, изучающими политические реалиии политическое сознание.
Следуетспециально подчеркнуть, что на определенных, особенно переломных, переходныхэтапах истории происходит актуализация исторической памяти, прошлое как бывторгается в сегодняшний день и заставляет по-новому взглянуть на себя, с однойстороны, и оказывает при этом определенное воздействие на дела текущие — сдругой. В этих условиях характерные черты политического сознания прошлоговремени как бы вновь оживают и становятся характерными чертами настоящего.Конечно, это состояние преходяще, и такое столкновение идей, концепций,настроений, связанных с прошлым и настоящим, способно создать конфликтнуюситуацию, определенную напряженность в политическом сознании.
Постепени и формам отражения сущности и содержания политической деятельности вструктуре политического сознания выделяются два диалектически взаимосвязанныхуровня: теоретический и обыденный. Для теоретического уровня характернаориентация на раскрытие закономерностей (тенденций) политической жизни обществаи их использование в организации практической политической деятельности. Егосодержание составляет выработка теорий и концепций, обоснование системыценностей и политических установок. Этот уровень связан непосредственно сдеятельностью идеологов и потому нередко называется политической идеологией.Политическая идеология более подвижна и изменчива, чем политическое сознание вцелом, и тем более, чем его такая часть, как обыденное сознание. Субъектыполитической деятельности только тогда могут рассчитывать на успех, если ихидеологи постоянно анализируют и обобщают социально-экономические иполитические явления и вырабатывают соответствующие коррективы для политическойстратегии и тактики, если умеют предвидеть изменения в общественныхпотребностях и расстановке противоборствующих сил. Политическая идеологияиграет значительную роль в духовной жизни общества, она оказывает влияние наобразование, искусство, нравственность. Политическая идеология многообразна.Она прямо и непосредственно обслуживает нужды и цели того или иного класса(социальной группы), отсюда и существует ее классификация, ее подразделение наидеологию буржуазную, идеологию пролетарскую, идеологию мелкобуржуазную и т. д.Пролетарская идеология, или идеология рабочего класса, воплощена в марксизме, втеориях и концепциях социал-демократического толка. Иначе говоря, идеологияимеет ярко выраженный классовый характер, и господствующей в обществе являетсяидеология экономически господствующего класса.
Глава 2. Сущностьполитической идеологии. Политические идеологии современности
Политическая идеология – это определенная доктрина, оправдывающаяпритязания той или иной группы лиц на власть и добивающаяся в соответствии сэтой целью подчинения общественного мнения собственным идеям.
Политическая идеологияпредставляет собойсистематизированную совокупность идейных воззрений и положений, выражающих изащищающих политические интересы и потребности той или иной социальной общностиили группы и требующих подчинения индивидуальных взглядов и помысловпровозглашенным идейно-политическим доктринам и установкам. В политическойидеологии можно выделить два уровня функционирования:
1 теоретико-концептуальный,на котором формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалыкласса, социального слоя (прослойки), нации, государства.
2программно-политический, где политические принципы и идеалы переводятся иливоплощаются в соответствующие программы, манифесты, лозунги и являют собойидейно-политическую основу для принятия управленческих решений и ориентированияполитического поведения и деятельности людей.
Политическаяидеология является одной из наиболее влиятельных форм политического сознания,воздействующей на содержание властных отношений. Со времени появлениясоответствующего термина (его ввел французский ученый А. де Треси в XVIII в.) внауке сложились различные взгляды на это духовное явление. Так, основоположниктеории идеологии К. Маркс видел в ней, прежде всего форму иллюзорного сознания,вызванную противоречиями производственных отношений. К. Мангейм также понималее как совокупность ложных представлений. Однако большее внимание он уделял еефункциональным характеристикам и, в частности, способности сплачивать людей,аккумулировать их политическую энергию.
Американскийтеоретик Л. Саджент полагал, что идеология, вырабатывая определенные цели иценности политического развития, в то же время огрубляет решение практическихпроблем. Его соотечественник Ф. Уоткинс считал, что идеология всегдапротивостоит статус-кво и является политическим фактором, сохраняющимзначительный преобразующий потенциал. Неомакиавеллисты (Р. Моска, Р. Михельс,В. Парето и др.) гиперболизировали политическую идеологию, рассматривая дажеформы эстетического и религиозного сознания как специфические формы еепроявления, порожденные нуждами легитимизации власти. В то же время, несмотряна признание многими видными учеными весьма высокой роли политической идеологиив обществе, в политической мысли бытуют и представления, характеризующие ее как»служанку власти", не имеющую в политике сколь-нибудь серьезноговеса.
Сточки зрения политических функций, идеология стремится сплотить, интегрироватьобщество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социальной (национальной, религиозной и др.) группы, либо для достижения целей, неопирающихся на конкретные слои населения (например, идеология анархизма,фашизма).
Различаютследующие уровни политической идеологии:
-теоретико-концептуальный,на котором формируются основные положения, раскрывающие ценности и идеалыопределенного
класса(нации, государства) или приверженцев какой-то определенной цели политическогоразвития;
-программно-политический,на котором социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы,лозунги и требования политической элиты, формируя таким образом нормативнуюоснову для принятия управленческих решений и стимулирования политическогоповедения граждан. И если политические принципы формируют приверженцев ипредполагают дискуссии сторонников разных ценностей, то программыразрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы,предполагающей подавление (нейтрализацию) оппонентов;
-актуализированный,который характеризует степень освоения гражданами целей и принципов даннойидеологии, меру их воплощения в практических делах и поступках. Данный уровеньможет характеризоваться довольно широким спектром вариантов усвоения людьмиидеологических установок: от легкой смены политических позиций, незатрагивающих гражданские убеждения, до восприятия людьми своих политическихпривязанностей как глубинных мировоззренческих ориентиров. Идеологии,обладающие способностью определять принципы социального мышления людей,упорядочивать в их сознании картины мира, являются «тотальными» (К.Мангейм). Те же системы политических требований и воззрений, которые ставятзадачи частичного изменения форм правления, функций государства, систем выборови другие цели, не способные повлиять на мировоззренческие представленияграждан, выступают как «частные» (Н. Пуланзас). Падение влиянияидеологии на общественное мнение или распространение технократическихпредставлений, отрицающих возможность воздействия социальных ценностей наполитические связи и отношения. ведет к деидеологизации политики.
Средиосновных идеологических течений в современном мире следует выделить следующие:
-либерализм,сформированный на базе политической философии английских просветителей Д.Локка, Т. Гоббса, А. Смита в конце XVII–XVIII вв. и связывающий свободуличности с уважением основополагающих прав человека, с системой частноговладения и идеологией свободной конкуренции. Либерализм отстаивал критическоеотношение к государству, принципы высокой политической ответственности граждан,религиозную веротерпимость и плюрализм, идею конституционализма. В XX в.тенденции универсализации государств, воплощающих принципы свободы и равенстваграждан, переориентировали политическую программу неолибералов наплюралистические формы организации и осуществления государственной власти (вотличие от прежней склонности либерализма определять демократичность жизни побольшинству) Р. Даль, Ч. Линдбдюм и другие неоплюралисты считают, что чемслабее правление большинства, тем более оно соответствует принципамлиберализма;
-консерватизм,отстаивающий приоритет преемственности перед инновациями, незыблемостьестественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленную свышеиерархичность человеческого общества, соответствующие моральные принципы,лежащие в основе семьи, религии и собственности. Консерватизм возник какотрицательная реакция на Великую Французскую революцию 1789 г., когда,потрясенные попытками радикального политического переустройства, духовные отцыэтого направления – Ж. де Местр, Л. де Бональд, Э. Берк – пытались утвердитьмысль о противоестественности сознательного преобразования социальных порядков.Усиление влияния консерватизма в современном мире связано с реакцией наэкономический кризис 1973–1974 гг., массовые молодежные движения протеста вЗападной Европе и расширение влияния кейнсианских идей. Неоконсерватизмпредлагает духовные приоритеты семьи и религии, социальной стабильности,моральной взаимоответственности гражданина и государства, уважение закона,крепкий государственный порядок и стабильность. Теоретики неоконсерватизма (Д.Белл, З. Бжезинский, Н. Кристолл) стремились разработать программы,преодолевающие дефицит управления обществом (из-за чрезмерной демократизации),модернизирующие механизмы защиты элитизма, совершенствующие средстваурегулирования конфликтов;
-социализм,перспективы решения крупнейших общественных проблем связывающий с построениемболее справедливого и солидарного общества, с улучшением жизни трудящихсялюдей. Существуют различные разновидности социалистической идеологии:коммунизм, социал-реформизм, традиционное и модернистское течениесоциал-демократической идеологии, но общим у всех них являетсяматериалистическая трактовка общественной жизни, социально-классовый подход кобщественным явлениям, гуманистический характер конечных целей, социальныйколлективизм, исторический оптимизм.
Виднуюроль в современном мире играют также национальные идеологии, правыйнеоконсерватизм экстремистского толка, фашизм, анархизм, идеология «зеленых»и другие.
Современнаяидейно-политическая жизнь несводима к функционированию и взаимодействиюосновных идеологий. В ней существуют и более «мелкие» явления:какие-то новые тенденции, различные течения внутри или на стыке идеологий,какие-то новомодные теоретические веяния, не похожие ни на одну из классическихидеологий, а также и более крупные «блоки», отвечающие времени целыенаправления мысли, объединяющие (или оказывающие влияние на) сразу несколькоидеологий. Пример – сегодняшнее сближение либерализма и консерватизма.
Концепцияполитической идеологии предполагает рациональное поведение человека каксубъекта политики. Поскольку условность этого допущения очевидна, в наукесуществует направление, исходящее из иррациональности индивидуального иобщественного поведения. Последняя обнаруживается в сходных формах. На уровнеиндивида – это бездумные, инстинктивные поступки. На уровне общества – этонекий «роковой», «фатальный» ход событий, совершающийсяпомимо воли государственных деятелей.
Опираясьна общесоциологическую концепцию иррационализма, политологи создали течение врамках политической теории, которое пытается объяснить внутриполитическое ивнешнеполитическое развитие страны чередой «ошибок» государственныхдеятелей.
Впоследние годы предпринимаются усилия по сведению различныхиррационалистических концепций в более или менее целостную «теорию образа».Суть ее в следующем: надо отбросить как «наивное» мнение о том, чтолюди в своих действиях, а государства в своей политике реагируют на объективныйвнешний мир. На самом деле мы реагируем не на реальный внешний мир, а на его «образ»(«имидж»), который создается в нашем «воображении». Следовательно,«образ» может быть ложным, не адекватным объекту.
Концепцияиррационализма считает также, что, поскольку все идеологии претендуют на совершенноезнание путей общественного развития, какого не может быть в принципе, все онигрешат утопизмом. Поэтому любая идеология противоречит здравому смыслу.
Нельзяотрицать, что отдельные наблюдения и постановки проблемы «иррационалистов»верны и заслуживают дальнейшего развития и углубления. Популярностьиррационалистической концепции можно объяснить растерянностью науки,свойственной периодам общественных потрясений.
Ив заключении этой главы можно сделать вывод, что из определения политическойидеологии следует, что в любом случае она является разновидностьюкорпоративного сознания, отражающей сугубо групповую точку зрения на ходполитического и социального развития, отличающейся склонностью к духовномуэкспансионизму.
Основнымифункциями политической идеологии являются: овладение общественным сознанием,внедрение в него собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего,создание позитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемым ею целями задачам политического развития. При этом политическая идеология призвана нестолько распространять, пропагандировать свои цели и идеалы, сколько добиватьсяцеленаправленных действий граждан во исполнение поставленных ею задач.
Посколькуидеология является экспансивной, навязанной формой общественного сознания,способом ее реализации является пропаганда. В современных историческиуникальных условиях единого мирового информационного пространства пропагандастановится не только орудием политики, но и ее творцом. Самую радикальную точкузрения в науке на эту проблему можно выразить с помощью формулы: «Вполитике фактов нет, в ней существуют лишь представляемые факты». Так,согласно мнению Р. Дебре, крах СССР наступил вследствие того, что тот утратилспособность формировать политическое воображение людей. Вопрос о том, в какойстепени объективность материальных фактов ставит границы креативным (т.е.творящим собственную реальность) возможностям политической пропаганды, остаетсяв науке открытым.
Заключение
Относительностьсамостоятельности политического сознания по отношению к сознанию вообще и егоконкретным не политизированным проявлениям (наука, мораль, религия, искусство ит.д.) обусловлены тем, что сознание как способ постижения реального бытия единов своих сущностных характеристиках, законах проявления и функционирования. Усознания во всех его формах и проявлениях единое основание — социально-природное бытие людей, их интеллект, воля, чувства. Относительносамостоятельный характер политического сознания, в отличие, к примеру, отморали или экономического сознания, проявляется в специфике политическогопространства, политических отношений, политической культуры, традиций и нормполитического поведения, в специфике политических технологий и методовполитической деятельности, в специфике концептуально-категориального аппаратавыработанного политической философией, политологией, социологией политики идругими науками, изучающими политические реалии и политическое сознание.
Для понимания сущностиполитических отношений, политических процессов и возможных перспектив ихразвития важен более подробный анализ массового, социально-группового ииндивидуального политического сознания. Массовое политическое сознаниепредставляет собой совокупность наиболее типичных, общепризнанных политическихидей, взглядов, установок по поводу политической власти и социальногоуправления. Оно возникает и развивается в процессе политизации общественнойжизни, унификации ее норм и принципов на основе исторического, личного опыта,традиций культуры, морали, религиозных воззрений. Массовое политическоесознание различается по степени своей однородности. Наиболее однородно оно вобществах со стабильными политическими системами, развитой общегражданскойидеологией и культурой. На принципах цивилизованного плюрализма формируется и развиваетсямассовое политическое сознание в странах с демократическими моделямиорганизации политической жизни, где сложились правовые государства игражданские общества. Подобный плюрализм массового сознания конструктивен посвоей сути, ибо политическое сознание широких масс сориентировано на созиданиелучшего, перспективного, справедливого, демократического жизнебытия. На иных,нередко революционно-анархических принципах, формируется массовое политическоесознание в обществах с крайне полярной социально-классовой структурой, савторитарными способами осуществления публичной власти и управления. Массовоеполитическое сознание данного типа чрезвычайно подвержено идеологическому,пропагандистскому воздействию, остро и эмоционально реагирует на те или иные социально-политическиепроцессы текущей действительности. Что касается социально-групповогополитического сознания то оно возникает и развивается в процессе взаимодействияразличных социальных групп по поводу удовлетворения ими своих политическихинтересов. Групповое политическое сознание не может быть до конца однородным,как не может быть однородным социально-политический статус входящих в негосубъектов. Поэтому внутри любой социальной группы могут быть несовпадающиеполитические позиции.
Основнымифункциями политической идеологии являются:
овладениеобщественным сознанием,
внедрение внего собственных критериев оценки прошлого, настоящего и будущего,
созданиепозитивного образа в глазах общественного мнения предлагаемым ею целям изадачам политического развития.
При этомполитическая идеология призвана не столько распространять, пропагандироватьсвои цели и идеалы, сколько добиваться целенаправленных действий граждан воисполнение поставленных ею задач.
Посколькуидеология является экспансивной, навязанной формой общественного сознания,способом ее реализации является пропаганда. В современных историческиуникальных условиях единого мирового информационного пространства пропагандастановится не только орудием политики, но и ее творцом. Самую радикальную точкузрения в науке на эту проблему можно выразить с помощью формулы: «Вполитике фактов нет, в ней существуют лишь представляемые факты». Так,согласно мнению Р. Дебре, крах СССР наступил вследствие того, что тот утратилспособность формировать политическое воображение людей. Вопрос о том, в какойстепени объективность материальных фактов ставит границы креативным (т.е.творящим собственную реальность) возможностям политической пропаганды, остаетсяв науке открытым
Идеология естьобъединяющий систематизированный способ социально-группового мышления. Ноидеология — это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоемсвоего бытия и тенденций его развития. Система ценностей, которые закрепляютсяв идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентирымобилизуют людей, руководят их общественной активностью и определяют ее.Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоретическойформе, любая идеология выходит на человека как на общественное существо,способствуя его социальной, политической, национальной самоидентификации.Идеологические ценности придают смысл социальному действию и оправдывают его.Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, еетрактовка, отношение к различным политическим институтам, представления онаилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальныхпреобразований. В политической идеологии фиксируется отношение к партиям,массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений,определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеологияформирует общественные идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.
Конечно, проблемысегодняшнего дня нельзя рассматривать в отрыве от прошлого. Прошлое не исчезаетбесследно ни в материальном, ни в духовном производстве. Кризис экономики,социальная напряженность и нестабильность не могли не отразиться на состояниимассового сознания. Сегодня есть достаточно оснований для вывода и о кризисемассового сознания. Он выражается в хаотичности последнего, его «разынтегрированности»,ослаблении роли идеологии, в «идеологической растерянности» кадров, вшараханье из одной крайности в другую, в необоснованном отречении отпозитивного, добытого с таким трудом в прошлом, только потому, что это былигоды сталинского террора или застоя, в некритическом отношении к опыту западныхстран, отходе от интернационализма и коллективизма, резком сниженииответственности и дисциплины, росте анархистских, националистических ирелигиозно-мистических настроений и т. д. Эту ситуацию нельзя объяснитьутверждением плюрализма (кстати, не всегда правильно понимаемого многими). Воснове ее лежит переходное состояние общества, рост социальной нестабильности,взрывоопасной конфликтности (особенно в межнациональных отношениях),неспособность адекватно понять и объяснить происходящее
Список использованнойлитературы
1. АвтономоваН.С. Рассудок. Разум. Рациональность. – М.: ИФРАН, 1988.
С.– 80–126, 167–186.
2. Бро Ф. Политология. М., 1992.
С.80.
3. МурадянА. А. Двуликий Янус. Введение в политологию. – М.: Международная педагогическаяакадемия, 1994.
С. 172–205.
4. ПугачевВ. П., Соловьев А. И. Введение в политологию. – М.: Аспект Пресс, 1995.
С. 223–237.
5. Политическое сознание // Философия политики. М.,1993. Кн. IV. Рук. авт. колл., д.ф.н., проф. Бессонов Б.Н.