Реферат по предмету "Педагогика"


Здоровьесберегающие принципы в организации учебно-воспитательного процесса

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА1. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ В ОРГАНИЗАЦИИУЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.1 Характеристика принципов здоровьесберегающей педагогики
1.2 Здоровьесберегающая деятельность в школе
1.3 Валеологическоесопровождение как условие соблюдения здоровьесберегающихпринципов в обучении
ГЛАВА2. РЕАЛИЗАЦИЯЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПРИНЦИПОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМПРОЦЕССЕ
2.1 Мониторинг результатов здоровьесберегающейработы в школе
2.2 Способы оценки здоровьесберегающих принципов вучебномпроцессе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК

 
ВВЕДЕНИЕ
Современное состояние школьного образования можно охарактеризоватьпо меньшей мере следующими негативными тенденциями: снижением активностишкольников в учебной деятельности, замедлением их физического и психическогоразвития, ухудшением здоровья детей. Понятно, что последнее вызывает наибольшуютревогу.
В этой связи актуальной становится задача обеспечения школьногообразования без потерь здоровья учащихся. В предлагаемой работе предпринятапопытка такого подхода путем соблюдения здоровьесберегающих принципов впроцессе организации учебно-воспитательного процесса.
В условиях нравственного неблагополучия бесперспективнойстановится всякая практическая работа по укреплению здоровья школьников.Последнее привело нас к мысли о необходимости разработки принципиально новыхконцептуально-методических основ школьного образования. В основу которой будутположены закономерности созревания человека, формирования его мотивационной исмысловой сферы.
Школа обязана способствовать сохранению и укреплению здоровьяучащихся. Более того, она должна воспитывать у них потребность расти здоровымии формировать здоровый образ жизни.
Во все времена проблема здоровья человека была первостепеннойи жизненно важной, привлекавшей внимание ученых. Многие отечественные педагогии методисты (Ю.К. Бабанский, Е.П. Бруновт, Н.М. Верзилин, И.Д. Зверев, В.В.Краевский, В.М. Кроль, Л.И. Маленкова, А.Н. Мягкова, П.И. Пидкасистый, В.А.Сластенин, И.Ф. Харламов и др.) рассматривают в своих работах проблемуформирования здорового образа жизни учеников. Авторы уточняют цели и задачивоспитания здорового образа жизни, определяют их функции, содержание и критерииуспешности воспитательной работы.
Теоретико-методическую основу исследования составили теоретическиеосновы валеологии (Р.И.Айзман, Г.Л.Апанасенко, И.А.Аршавский, И.И.Брехман,И.М.Воронцов, В.П.Казначеев, В.В.Колбанов, В.П.Петленко, А.Г.Щедрина и др.);комплекс идей и научных положений, обусловленных концепцией формированияздоровья детей (Л.С.Выготский, И.И.Брехман, И.А.Аршавский, и др.); концепциявалеологического образования (В.В.Колбанов, Г.К.Зайцев, М.Г.Колесникова и др.);комплекс идей и научных положений в области педагогического направлениявалеологии (В.Г.Воронцова, Г.К.Зайцев, Л.Г.Татарникова и др.); идеи гуманизациишкольного образования (ША.Амонашвили, С.Г.Вершловский, В.Г.Воронцова, И.А.Колесникова, А.К. Колеченко и др.); принципы валеопрактики (И.И. Брехман, В.В.Колбанов, В.И. Сыренский); опыт реализации принципа интеграции вобразовательном процессе (И.Ю. Алексашина, Н.Н. Болгар, И.А. Колесникова, В.Н.Максимова, А.И. Субетто и др.); принципы валеологической диагностики ипрогнозирования здоровья индивида (Г.Л. Апанасенко, В.В. Колбанов и др.); общаяметодология валеологической диагностики (Л.А. Башарина, К. Ингекамп, В.Н. Максимова,Н.М. Полетаева и др.); психолого-педагогические основы повышения квалификацииучителей (СВ. Алексеев, Т.Г. Браже, В.Ю. Кричевский, Г.С. Сухобская и др.).
Объект исследования:учащиеся обычных и интегрированных классов.
Предмет исследования:роль здоровьесберегающих принципов в повышении качества организацииучебно-познавательного процесса.
Цель исследования: — охарактеризовать и показать степень реализации здоровьесберегающих принциповв учебно-воспитательном процессе.
В соответствии с поставленной целью нами определены основные задачиисследования:
— охарактеризовать здоровьесберегающие принципы;
— описать организацию здоровьесберегающей деятельности в школе;
-показать значение валеологического сопровождения в образовательномпроцессе;
— показать степень и способы реализации здоровьесберегающихпринципов в учебно-воспитательном процессе.
 

 
ГЛАВА 1ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
 
1.1Характеристика принципов здоровьесберегающей педагогики
Здоровьесберегающая педагогика не является альтернативой всемдругим педагогическим системам и подходам (педагогике сотрудничества, личностноориентированной педагогике и др.). Её главная отличительная особенность —приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательное условиеобразовательного процесса. Это определяет последовательное формирование в школездоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все педагоги,специалисты, учащиеся, их родители согласованно решают общие задачи, связанныес заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность зарезультаты. Благодаря этому обеспечивается не только защита здоровья учащихся ипедагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и формирование иукрепление здоровья школьников, воспитание у них и у их учителей культурыздоровья. Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой всчастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человеказаботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
Приведенный далее перечень принципов здоровьесберегающейпедагогики нельзя считать исчерпывающим — любая систематика имеет признакисубъективизма, пристрастий её автора. Перечень не иерархизирован, в нем неотдается предпочтения каким-то отдельным принципам — несоблюдение любогопринципа нанесет ущерб проводимой работе в целом, иногда и сведет на нет еёздоровьесберегающий эффект. И все же один принцип поставлен нами на первоеместо сознательно, ибо его несоблюдение не только сделает всю работу неэффективной,но и полностью дискредитирует её.
Принцип ненанесения вреда — «N0nосеrе!» — одинаково первостепенен и длямедиков, и для педагогов, и для родителей. На его соблюдении строятсяпрофессиональная этика любой человековедческой профессии, медицинскойдеонтологии, основы педагогики идидактики. Его актуальность в системе образования повысилась с начала 90-х гг. XX в., когда в стремлениипомочь школьнику сохранить или восстановить уже утраченное здоровье во многихшколах стали применять оздоровительные системы и методы, не обоснованные снаучной точки зрения и не проверенные на практике. Обычно эта работа под флагомвалеологии проводилась людьми, не имеющими к профессиональной валеологииникакого отношения, что дискредировало это важное и перспективное направление всистеме отечественного образования и нанесло несомненный вред школьникам.
Принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся ипедагогов предполагает, что все происходящее вобразовательном учреждении — от разработки планов, программ до проверки ихвыполнения, включая проведение уроков, перемен, организацию внеурочнойдеятельности учащихся, подготовку педагогических кадров, работу с родителями идр. — должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние издоровье учащихся и учителей. Заключение «Не вредит здоровью» должнобыть разрешающим для любого мероприятия, а заключение «Полезно дляздоровья» — давать зеленый свет соответствующим проектам и предложениям.
В теории влияние педагогических воздействий на здоровье учащихся ипедагогов учитывается во всех педагогических системах и технологиях. Невозможносебе представить, чтобы кто-то разработал, а другие использовали такие методы,приемы, которые очевидно наносили бы вред здоровью. Забота о здоровье самасобой подразумевается. В такой очевидности кроется опасность, которая иприводит к неблагополучию состояния здоровья учащихся: ведь если разработчикипрограммы, методики действительно учитывали ее влияние на здоровье, то и невозникала бы необходимость проверять ее. А учет этот происходит обычно науровне здравого смысла, так как никакие специальные исследования не проводятся.Поэтому реализация данного принципа невозможна без проведения мониторингаздоровья учащихся — физического, психологического, духовно-нравственного.
Принцип непрерывности и преемственности определяет необходимость проводить здоровьесберегающую работу вобразовательных учреждениях не от случая к случаю и по предписанию СЭС, какчасто бывает, а каждый день и на каждом уроке. Причем обязателен учет того, чтоуже было сделано ранее в рамках организационных мероприятий и непосредственно вучебно-воспитательной работе.
Принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися. Связь главной задачи школы — образовательной с заботой о здоровьеучащихся проявляется на двух уровнях: содержательном и процессуальном. Первыйопределяется включением вопросов здоровья в содержание учебных программ; второй— обеспечением здоровьесберегающего характера (результата) проведения процессаобучения. В решении главной задачи на обоих уровнях принципиально важнызаинтересованность и ответственность учащегося. Это его, школьника, задачасостоит в обретении компетенций грамотной заботы о своем здоровье. Задача жеучителя— максимальное содействие ему в этом стремлении. То же и напроцессуальном уровне: не только педагоги обязаны обеспечиватьздоровьесберегающие условия образовательного процесса — сам школьник долженпомогать им в решении этой общей (и более важной лично для него!) задачи. Иначеиз субъекта образовательного процесса учащийся превращается в его объект —некий сосуд, который требуется наполнить знаниями, придать ему определенный види при этом уберечь от разрушающих воздействий, царапин и т.д. Сосуд, который,когда он не нужен, можно поставить в темный уголок или хранить на складе. Такоеобъектное отношение к ребенку в чистом виде можно наблюдать в некоторыхинтернатах, группах продленного дня, на замещаемых уроках («Вы с нимипосидите, а то их учитель заболел!»).
Школьник должен быть сам заинтересован в том, чтобы процессобучения осуществлялся эффективно, качественно. Во-первых, это определит болеевысокие оценки и связанные с этим поощрения — и внешние (от сверстников,учителей, родителей), и внутренние (самоуважение); во-вторых, позволит меньшенапрягаться, переживать, переутомляться, обеспечит больше свободного времени; втретьих, поможет сберечь своё здоровье, хотя об этом большинство детей думаютредко или в последнюю очередь. Поэтому без воспитания у учащегосяответственности за свое здоровье и предоставления ему возможностейвоспользоваться своими правами и обязанностями реализация здоровьесберегающихпрограмм обречена на неудачу. Объектное отношение к школьнику вусловиях «массовой педагогики» не может быть здоровьесберегающим.
Субъект, в отличие от объекта, всегда индивидуален, поэтому одноиз условий реализации этого принципа — необходимость индивидуального подхода кучащемуся, без обеспечения которого трудно рассчитывать на достижениездоровьесберегающих результатов.
Принцип триединого представления о здоровье обусловливает необходимость подходить к категории здоровья всоответствии с определением Всемирной организации здравоохранения, т.е. как кединству физического, психического и духовно-нравственного здоровья. При егонесоблюдении всё внимание обращается на физическое здоровье с возложениемответственности за его сохранение на врача, физиолога, учителя физкультуры. Приэтом другие стороны здоровья как единого целого — душевное,духовно-нравственное — остаются за рамками рассмотрения и оценки. В здоровьесберегающейдеятельности школы эта методологическая ошибка не только снижает эффективностьпроводимой работы, но и дезориентирует её исполнителей.
Принцип соответствия содержания и организации обучения возрастнымособенностям учащихся. Речь идет об уровне исодержании программ, терминологии, решаемых задачах, формах и методахпреподавания и т.д.
Традиционная для педагогики проблема: что и как преподавать,чтобы, с одной стороны, учебный материал не был слишком сложен для учащихся, ас другой — способствовал бы их развитию. При рассмотрении этой проблемы васпекте охраны здоровья учащихся основное внимание обычно обращают на рискперегрузок, развитие состояния утомления от сложности изучаемого материала ислишком высокий темп учебной работы, на формирование дистресса, фрустрации отпостоянного ощущения неуспеха. Явно недостаточно внимания уделяется вопросу овлиянии образовательной программы на формирование поведения учащихся, их образмыслей, привычки, основные компетенции, адаптирующие к реальной жизни. Большинствоучебных программ содержат сведения и понятия, лишь перегружающие памятьшкольников, например неграмотное проведение антинаркотической работы без учетавозрастных особенностей учащихся нередко приводит к повышению интереса кнаркотикам.
Соответствие объема учебной нагрузки и уровня сложности изучаемогоматериала индивидуальным возможностям учащегося — одно из обязательныхтребований к любой образовательной технологии, определяющей характер её влиянияна личность и здоровье учащихся.
Комплексный междисциплинарный подход — основа эффективной работы по охране здоровья человека. Толькотесное, согласованное взаимодействие педагогов, психологов и врачей являетсяусловием достижения намеченных результатов здоровьесберегающих программ.Взаимопонимание между специалистами, занимающимися проблемами здоровья детей,должно быть таким, чтобы они составляли единую команду, понимая друг друга сполуслова, поэтому необходима их компетентность в смежных областях знаний.Хороший врач не только медик, но и психолог, а детский врач — еще и педагог. Тепедагоги, которые на деле заботятся о здоровье своих подопечных, должны бытькомпетентны и в практической психологии, и в вопросах охраны здоровья [30].
Эффективно работающий педагог — это всегда и хороший психолог. Всовременной школе невозможно разрешить большинство вопросов, связанных в томчисле и со здоровьем школьников, без должного уровня психологическойграмотности учителя, не столько теоретической, сколько практической. И уж темболее недопустимо брать на себя ответственность за формированиездоровьесберегающего пространства школы, обучать вопросам здоровья детейучителю, не имеющему специальной подготовки. Необходимы жесткие требования куровню профессионализма педагогов, занимающихся вопросами здоровья учащихся.
Общепедагогический принцип гармоничного сочетания обучающих,воспитывающих и развивающих педагогических воздействий конкретизируется впрактике здоровьесберегающей педагогики путем разведения понятий, программ,форм и методов:
а) обучения здоровью; б) воспитания культуры здоровья; в)формирования здоровья; г) укрепления здоровья, пополнения адаптационныхресурсов, возможностей организма и психики.
Приоритет позитивных воздействий (подкреплений) над негативными (запретами, порицаниями) — один из важнейших общепедагогическихпостулатов и одно из важнейших условий здоровьесберегающей педагогики.Неблагоприятное воздействие на здоровье и психическое развитие детей оказываетпреобладание запретов, порицаний, неодобрений и т.д., превалирующих как впрофессиональной, так и в родительской педагогике. Привычка учителя (а домародителя) фиксировать внимание ребенка преимущественно на недостатках, ошибках,ограничениях и т.д. формирует психологически ущербную личность, с заниженнойсамооценкой, комплексом неполноценности, не способную ставить настоящих целей идобиваться их достижения. А это признак психологического нездоровья. Однако, порезультатам многих исследований, именно такие педагогические воздействияпреобладают в школе.
Приоритет активных методов обучения влияет на процесс здоровьесбережения тем, что достигаетсяснижение риска появления у школьников переутомления в результате беспощаднойэксплуатации резервов механической памяти в сочетании с гиподинамией ихроническим дистрессом; кроме того, происходит более гармоничное развитиеличности в условиях активного включения в процесс социального взаимодействия,
Принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий. В соответствии с охранительной стратегией следует оберегатьчеловека от всех (по возможности) вредных воздействий, подстилать соломку гдетолько можно. Эта стратегия больше коррелирует с медико-гигиеническим подходом.Стремление перестраховаться свойственно плохим врачам, которые даже принезначительном повышении температуры спешат назначить пациенту антибиотики, недумая о том, какой сопутствующий ущерб это нанесет его здоровью. Позиция "Так спокойнее! " определяет и действия чиновника, директора школы, аиногда и учителя, стремящихся на формальном уровне исключить поводы дляпретензий в свой адрес. Приоритетом становится не забота о здоровье ребенка, астремление обезопасить себя от возможных волнений и недовольства начальства.Создание тепличных условий жизни для ребенка обычно обусловлено илиэгоистическими мотивами взрослых, или их недостаточной грамотностью. В школетакая стратегия заботы о здоровье учащихся уподобляет их неодушевленнымпредметам, продолжениям парт: их можно передвигать, переставлять, оберегая отповреждений.
Тренирующая стратегия построена на стремлении повыситьадаптационные возможности человека, наилучшим образомподготовить его к встрече с нежелательными, опаснымидля здоровья воздействиями. Эта стратегия более рискованная, более творческая,но и более индивидуализированная. Необходимо точно выбрать тот порогпотенциально вредных воздействий, с ущербом от которых организм сможетсправиться, обретая при этом способность самостоятельно противостоять вдальнейшем агрессивным воздействиям окружающей среды. Формирование в организмеиммунитета к инфекциям путем проведения прививок, закаливание с помощьюобливаний холодной водой, участие в жёстких психологических тренингах —примерыреализации такой стратегии.
Две стратегии заботы о здоровье есть проявление диалектическогоединства и борьбы противоположностей, а грамотное использование этого противоречияпозволяет подняться на качественно новый, более высокий уровень заботы оздоровье. Соблюдение правильного соотношения между оберегающими и тренирующимивоздействиями требует высокой медико-психологической и физиологическойграмотности, полноценной реализации индивидуального подхода. Когда этого непроисходит, мы встречаем детей, укутанных заботливыми родителями в несколькотулупов и мучающихся от перегрева, становимся свидетелями массовых кампанийкупания зимой в проруби, установления рекордов по поднятию тяжестей, моды наинтенсивные занятия каким-либо видом спорта без учета индивидуальнойпредрасположенности к нему, приобщения к новомодным диетам и т.д.
Стимулировать процессы развития личности, формирования, укрепленияздоровья, накопления адаптационных ресурсов организма на таком уровненапряжения сил и возможностей, при котором проявление заботы о перспективахразвития и жизнедеятельности организма не вступает в противоречие с заботой обактуальном состоянии и здоровье человека, — вот суть принципа сочетанияохранительной и тренирующей стратегий. В каждодневной педагогической работе онпроявляется в требовании обеспечивать для всех учащихся такой уровень учебнойнагрузки, который (при учете индивидуальных особенностей и возможностей каждогоучащегося) соответствовал бы тренирующему режиму, т.е. был бы вышеохранительного (щадящего), но ниже утомляющего (а тем более — переутомляющего).Умение найти для каждого ученика оптимальный уровень нагрузки и организоватьего соблюдение во многом определяет профессионализм учителя, особенно вдостижении здоровьесберегающих результатов.
Принцип формирования ответственности учащихся за своё здоровье как частный случай ответственности за свое поведение, свою жизнь.Привнесен в педагогику из психологии, где этой проблеме уделяется должноевнимание не на констатирующем уровне — в призывах и декларациях, а ввоспитательных программах и многочисленных приемах индивидуальной и групповойработы с целью формирования этого важнейшего качества у личности, ее ориентациина здоровый образ жизни. Отсутствие у ребенка, подростка чувства такойответственности, по сути, сводит на нет все усилия по формированию культурыздоровья, так как не обеспечивает необходимых психологических предпосылок дляреализации знаний, умений, навыков в ситуации, требующей принятия решений,связанных со здоровьем.
Принцип отсроченного результата неотносится к важнейшим, но часто не учитывается при оценке результативностипрограмм и мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровьяучащихся. Неспециалисты (управленцы, чиновники или лица, распределяющиефинансовые потоки), от решения которых нередко зависит судьба того или иногопроекта, а часто и сами учителя склонны ориентироваться на быстрые результаты иконтрастные внешние «картинки». Для этого существует немало эффектныхприемов, тренингов, позволяющих получить быстрый показательный, но иллюзорныйрезультат.
В реальности же личностные изменения, определяющие системуотношений и рисунок поведения человека, формируются подспудно и длительно. Результатчаще проявляется в альтернативной ситуации неожиданно как определенный выбор,не свойственный ранее этому человеку. У опытных педагогов и занимающихсятренингом психологов имеется немало тому примеров. Поэтому на старте работы,направленной на сохранение и укрепление здоровья школьников, необходимозапастись терпением и не опускать руки при отсутствии видимых результатов впервые недели и месяцы ожидания изменений.
Принцип контроля за результатами,основанный на получении обратной связи, должен быть реализован в работе каквсей школы (проведение диагностики, мониторинга здоровья), так и каждогоучителя, в его индивидуальной педагогической технологии. (Альтернативныйвариант — школьный конвейер по " загрузке" ученика информацией, когдане важно, усвоил ли он ее, как усвоил, интересно ли ему это, какие мысли ичувства возникают у него в связи с получением новой информации и т.д.) И хотя вполной мере достичь этого возможно лишь при индивидуальной работе сошкольником, ориентация на получение обратной связи четко дифференцируетпедагогов по шкале эффективности их работы и перспективам профессиональногороста [30].
 
1.2 Здоровьесберегающаядеятельность в школе
Последниестатистические данные свидетельствуют о том, что период  обучения детей в школесостояние их здоровья ухудшается в 4 – 5 раз,  поэтому проблемы сохраненияздоровья учащихся и привития им навыков здорового образа жизни, сегодня оченьактуальны.
Эти проблемы уже вышлииз ряда педагогических проблем и обрели  социальное значение. Для их решениябыла разработана и успешно  реализуется программа «Школа содействияздоровью».
Главным в рамках этойпрограммы стало создание организационно-педагогических условий дляздоровьясбережения учащихся и сотрудников школы.
Общественные целидеятельностиэтой программы таковы:
— создание в школеорганизационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиеническихи других условий здоровьясбережения;
— учет индивидуальныхпоказателей состояния здоровья обучающихся;
— обеспечение школыкадрами медицинских работников и усиление контроля над медицинскимобслуживанием учащихся;
— созданиематериально-технического, содержательного и информационного обеспеченияагитационной и пропагандистской работы по приобщению школьников к здоровомуобразу жизни;
— развитиеорганизационного, программного и материально-технического обеспечениядополнительного образования обучающихся для сбережения их здоровья;
— обеспечение системыполноценного сбалансированного питания детей с учётом особенностей состояния ихздоровья, а также разработка и внедрение комплекса мер по поддержанию здоровьяпедагогических работников школы.
По завершении этапацелеполагания, т.е. после того, как будут выявлены, осознаны и приняты косуществлению цели работы по здоровьесбережению учащихся и сотрудников, школапереходит к этапу проектирования.
На этом этапе идётосмысление пути достижения поставленных целей, которое конкретизируется всистеме задач и основополагающих принципов деятельности.
Задачипрограммы«Школа содействия здоровью» таковы:
— чёткое отслеживаниесанитарно-гигиенического состояния школы;
— нормирование учебнойнагрузки, объёма домашних заданий и режима дня;
— освоение педагогаминовых методов деятельности в процессе обучения школьников, использованиетехнологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
— планомернаяорганизация полноценного сбалансированного питания учащихся с учётомособенностей состояния их здоровья;
— развитиепсихолого-логопедо-медико-педагогической службы школы для своевременнойпрофилактики психологического и физиологического состояния учащихся;
— привлечение системыкружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образажизни учащихся;
— а также участие вобобщении опыта путём ознакомления с работой других школ, посещениенаучно-практических конференций, семинаров, лекций по данной проблеме.
В основе успешнойреализации программы лежат следующие основополагающие принципы:
1. Поддержание интересак двигательной и познавательной активности.
2. Учёт познавательнойактивности в двигательной деятельности.
3. Единство физическогои психического развития.
4. Наглядность.
5. Принцип целостностичеловека, его психосоматического, социально-культурного единства. При этомприоритетными компонентами деятельности выступают самореализация, саморазвитие,и творчество, находящиеся в гармонии с двигательной активностью человека.
6. Принципнепрерывности физического воспитания и образования личности на всех этапахжизнедеятельности.
7. Принципдифференцированного подхода к организации мероприятий по развитию физическойкультуры.
8. Учётвозрастно-половых особенностей учащихся в содержании учебного материала.
По завершении этапапроектирования управленческих решений наступает этап их исполнения.
На данном этапепроисходит внедрение в деятельность общеобразовательного учреждения всех техпроектов, которые приняты к исполнению.
При этом каждыйспециалист в своей профессиональной деятельности реализует установки,выраженные в соответствующих нормативно-программных документах федерального,регионального, местного уровня, в распоряжениях руководства.
Выполняя данныеустановки на практике, он неизбежно сталкивается с необходимостьюсамостоятельно определять конкретные действия, направленные на достижениепоставленных перед ним целей.
Его деятельностьстановится осмысленной и поисково-творческой.
Однако при этомработникам общеобразовательного учреждения необходимо знать, какиерезультатыдолжны быть получены в ходе их деятельности по реализации решений, направленныхна обеспечение здоровьесбережения детей и подростков.
Для этого необходимосоздать прогнозируемую модель личности ученика.
Это физически,нравственно, духовно здоровый человек, образованный и адаптированный к условиямнестабильного социума.
Для него необходимыосознание здорового образа жизни, стойкий интерес к познавательной идвигательной активности, устойчивое стремление к регулярным и самостоятельнымзанятиям физическими упражнениями, самоконтроль и личностное саморазвитие.
Каковы же ожидаемыеконечные результаты реализации данной программы?
Это повышение функциональныхвозможностей учащихся, рост уровня физического развития школьников и осознаниеими приоритета здорового образа жизни, повышение самостоятельности и активностишкольников в двигательной деятельности.
А также ростпрофессиональной компетенции и заинтересованности педагогов в сохранении иукреплении здоровья школьников и поддержку родителями деятельности школы повоспитанию здоровых детей.
На этапе реализациипрограммы сотрудники школы имеют возможность корректирования деятельности поздоровьесбережению с целью повышения меры её соответствия основным установкам,назначенным функциям и нормативам, которые определены на предыдущих этапах:целеполагания и проектирования.
Заключительный этапуправленческой деятельности связан с анализом и оцениванием результатовдостижения целей.
Речь идёт об анализедеятельности школы по осуществлению на практике мероприятий, направленных на созданиеорганизационно-педагогических, материально-технических, санитарно-гигиеническихи других условий здоровьесбережения.
Оценка результатовдостижения целей состоит в сравнительном соотнесении замыслов, сформулированныхна этапе целеполагания с появившимися после осуществления деятельности поздоровьесбережению изменениями в соответствии с прогнозируемой личностьюученика и ожидаемыми конечными результатами программы «Школа содействияздоровью».
Реализация даннойпрограммы направлена на формирование у учащихся культуры отношения к своемуздоровью, что включает в себя:
— культуруфизиологическую (способность управлять физиологическими процессами и наращиватьрезервные мощности организма);
— культуру физическую(способность управлять физическими движениями);
— культурупсихологическую (способность управлять своими чувствами и эмоциями);
-культуруинтеллектуальную (способность управлять своими мыслями и контролировать их).
Базовыми компонентамина всех ступенях реализации программы являются: — формирование ценностногоотношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;
— формирование системызнаний по овладению методами оздоровления и оказания доврачебной помощи себе идругому человеку;
— формированиеположительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями иразличными видами спорта.
В рамках программы «Школасодействия здоровью» реально решаются серьезнейшие проблемы: такие, как
— грамотная организацияучебного процесса (расписание уроков, перемен, режимные моменты группыпродлённого дня);
— внедрение методикпреподавания учебных дисциплин, основанных на здоровьесберегающих технологиях;
-внеурочная занятостьдетей, организация их досуга, дополнительного образования;
— создание в коллективеблагоприятного психологического микроклимата и формирования сознательного играмотного отношения к своему здоровью у педагогов;
— просветительская работас педагогами, учащимися и их родителями, так как многие вопросы сохранения иулучшения здоровья школьников можно решить лишь объединёнными усилиями школы иродителей.
Для этого в школедолжна быть хорошая материальная база для проведения мероприятий пооздоровлению и сохранению здоровья учащихся и работников школы. Спортивный зал,оборудованная площадка, игровая площадка для детей, тренажерный зал, залпсихологической разгрузки, кабинет ЛФК, медицинский кабинет.
В каждом учебномкабинете должны быть установлены ионизаторы «люстры Чижевского»,фонтаны для поддержания оптимальной влажности воздуха, собственные фильтры дляочистки воды и соблюдения питьевого режима. В учебных кабинетах много зелени,позволяющей поддерживать естественный микроклимат внутри классных комнат.
Коридоры школыпредназначены для отдыха детей.
Их должны украшатькартины, аквариумы, фонтаны, искусственные цветы, что создаёт положительныйпсихоэмоциональный фон учащихся и сотрудников школы.
Для удобства каждаярекреация и школьные коридоры оснащать комплексом мягкой мебели и мягкимковровым покрытием.
Работа школьного радиоспособствует проведению подвижных перемен в начальных классах.
Музыкальные звонкиоказывают позитивное воздействие на нервную систему каждого ребёнка.
Учебно-воспитательныйпроцесс школы необходимо представлять двумя блоками: учебно-педагогическим иоздоровительно-воспитательным.
Учебно-педагогическийблок ставит перед собой цели:
— созданиеусловий для комфортного ощущения ребёнка в школе, для его полноценногоразвития, для сохранения его здоровья (I-IVклассы);
-создание условий для познания своих психических, физиологических,психологических и умственных способностей, понимания сущности здоровья,здорового образа жизни и использования этих знаний для решения проблем своегоздоровья и развития (V-IXклассы);
— оказаниепомощи в выработке способов здорового образа жизни и обучение управлениюсостоянием своего психического, физического и нравственного здоровья (X-XIклассы).
Оздоровительно-воспитательныйблок должен стремиться
— привлекатьучащихся к занятиям физической культурой и спортом,
-пропагандироватьздоровый образ жизни,
-создавать условия длянормального физического развития учащихся,
— развивать органыученического самоуправления.
Реализуя программу «Школасодействия здоровью», необходимо организовать деятельность по двумнаправлениям.
Первое направлениепредусматриваеторганизацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с условиями,способствующими всестороннему развитию ребёнка, получению им высокого уровнязнаний при сохранении его здоровья.
На уроках и вовнеурочной работе применяются здоровьесберегающие технологии, в основе которыхобщеклассное взаимодействие и микрогрупповая работа.
Второе направлениевключает в себя комплекс оздоровительно-воспитательной работы со всемиучащимися.
С целью повышения ихдвигательной активности:
— прогулки на свежемвоздухе после окончания уроков,
— спортивные часы,занятия хореографией,
— посещение детьмиспортивных секций,
— динамические паузы,физкультминутки на уроках во всех класс
 
1.3Валеологическое сопровождение как условие соблюдения здоровьесберегающихпринципов в обучении
Социальная важность и необходимость решения проблемы укрепленияздоровья учащихся в процессе обучения и воспитания вытекает из стратегииустойчивого развития государственной образовательной политики. Современнаяпедагогика призвана найти такие пути построения образовательного процесса,которые имеют в своей основе главное – сбережение природы Ребенка, которыйприходит в школу не только готовиться к жизни: он уже живет и имеет право бытьздоровым. Становление Человека проходит через главную ось его восхождения ксвоей индивидуальности – здоровье. Таким образом, создание условий длясохранения и укрепления здоровья учащихся становится одним из главных направленийсовершенствования образовательного процесса в современной школе
Думается, что национальные проекты «Образование», «Здоровье»при их реальном воплощении в жизнь могут обеспечить благоприятную возможностьдля устранения ухудшающейся тенденции в состоянии здоровья школьников. В этомконтексте, по мнению многих авторов [2, 3, 5, 6 и др.], роль валеологическогосопровождения образовательного процесса может оказаться определяющей [3].
За последние годы отечественными учеными были разработанывалеологические рекомендации, способствующие регуляции физического ипсихического состояния школьников. Особенно следует отметить следующие.
– повышение общей культуры учащихся и обучение их различнымприемам саморазвития;
– соблюдение общих гигиенических норм учебной деятельности;
– проведение оценки утомляемости школьников и распределениеучебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой ихработоспособности;
– проведение систематической коррекции психических функцийучащихся;
– совершенствование форм проверки знаний учащихся;
– оказание эмоционально-интеллектуальной поддержки.
Ряд авторов рассматривают валеологическое сопровождение как «системувзаимодействия субъектов образовательного процесса по формированию, сохранениюи укреплению здоровья школьников, учителей».
Кроме того, валеологическое сопровождение включает в себяиндивидуальное и общее сопровождение образовательного процесса, сопровождениеотдельных направлений работы в школе
Индивидуальное сопровождение – диагностическая работа: определениеадаптационных возможностей учащихся, оценка их здоровья и развития, постоянноенаблюдение за состоянием самочувствия детей, помощь ребенку в выбореоптимального образовательного маршрута с учетом его индивидуальных и возрастныхособенностей, помощь валеолога, психолога при проблемах адаптации к учебнойнагрузке [11].
Общее сопровождение включает внедрение валеологическихрекомендаций в учебный процесс, разработку новых рекомендаций, разнообразныеисследования и анализ полученных данных, практическое использование результатовисследования для оптимизации образовательного процесса, участие валеологическойслужбы в работе по основным направлениям функционирования школы
Сопровождение отдельных направлений работы – это организациявалеологической службы образовательного учреждения, прослеживание общихзакономерностей течения образовательного процесса
В формировании системы валеологического сопровожденияобразовательного процесса можно условно выделить три группы принципов:
— методические и дидактические принципы: системность, интеграция,систематичность, вариативность. Они определяют само содержание системывалеологического сопровождения;
— организационные и педагогические принципы: технологичность,мотивация, индивидуализация, дифференциация. Они определяют организацию деятельностиучителя и учащихся как субъектов познавательной деятельности;
— методологические и философские принципы: демократичность,прогностичность, гуманизм, нравственность, экологический принцип. Ониопределяют основу и стратегию в построении системы валеологического образования[20].
Школьному учителю надо обращаться к тем педагогическим средствам,которые не будут вести к ухудшению здоровья учащихся. Его задача заключается втом, чтобы проанализировать валеологические возможности своего учебного предмета,технологии обучения, разработать свои средства, реализующие валеологическуюфункцию, определить свое видение проблемы валеологического сопровожденияобразовательного процесса.
Эффективность валеологизации образовательного процесса будетвыражаться в формировании валеологического мышления детей, учителей, родителей;структурировании учебного процесса на основе валеологической доминанты;интеграции учебных курсов в едином поле знаний на основе учебно-тематическихблоков-модулей; введении в учебный процесс валеологических технологий;осуществлении опытно-экспериментальной работы на валеологической основе;частичном изменении управленческих функций за счет введения валеологическогоанализа уроков и валеологической экспертизы учебного процесса.
Комплексность, междисциплинарность и обязательный выход в сферупрактических действий накладывают на процесс валеологического сопровожденияобразовательного процесса ряд требований, наиболее важным из которых являетсясмена натуралистического подхода на системно-аксиологический. Несомненно,натуралистический подход имеет большие преимущества в исследовательской работес материалом «неживой природы» и узаконил за четыре века своегосуществования принцип «простоты» исследования и как следствие – «простоты»законов природы. Но валеология в качестве предмета исследования имеетиндивидуальное здоровье, которое рассматривается на соматическом, социальном иличностном уровнях, поэтому работа в натуралистическом подходе чрезмернопереупрощает реальность. Мы не можем в натуралистическом подходе определить,например, сущность влияния творческой активности человека на состояние егоздоровья.[4]
Валеологическоесопровождение всей системы образования предусматривает, что каждый урок ивоспитательное мероприятие должны содержать оздоровительный эффект, именно этообеспечит каждому ребенку индивидуальную траекторию развития на основе еговозможностей, склонностей, состояния здоровья, поможет учителям обучать безперегрузок и школьных стрессов, формировать индивидуальный стиль в работе какодин из ведущих способов адаптации ребенка к учебной деятельности.
здоровьесберегающий педагогика валеологический образовательный

2. РЕАЛИЗАЦИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИХПРИНЦИПОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
 
2.1Мониторинг результатов здоровьесберегающейработы школы
В данной практическойчасти курсовой работы проводилось исследование о роли здоровьесберегающихпринципов в организации учебно-воспитательного процесса. Исследованиепроводилось на базе сш №193 г. Минска, в которой обучается 1350 учащихся.
Физкультурно-оздоровительнаяработа с учащимися. Профилактика вредных привычек
1.При опросе учащихся об их отношении к ЗОЖ было установлено:
Положительно относятся:
9-е классы -92%, 10-еклассы — 87%, 11-е классы — 93%.
Неопределенноеотношение:
9-е классы — 8%, 10-еклассы — 13%, 11-е классы -7%.
Отрицательно относятся:
0% — во всех классах.
2.О важности питания для ЗОЖ учащиеся ответили:
Должно бытьразнообразное:
9-е классы — 92%, 10-еклассы — 96%, 11-е классы — 89%.
Остальные — неопределенное, однообразное или не ответили на вопрос.
3.Рациональный режим дня для учащихся составляет: 9-е классы — 33%, 10-е классы — 36%, 11-е классы — 40%.
Неопределенный режим:
9-е классы — 42%, 10-еклассы — 25%, 11-е классы — 49%.
Хаотичный режим:
9-е классы -25%, 10-е классы- 49%, 11-е классы — 11%.
4.Психологический климат изучался в быту и по месту учебы. Положительныйпсихологический микроклимат:
в быту:
9-е классы — 75%, 10-еклассы — 8%, 11-е классы – 57%.  
в школе:
9-е классы – 50%, 10-еклассы – 16%, 11-е классы – 44%.
Затруднились ответить.
в быту:
9-е классы -25%, 10-еклассы — 92%, 11-е классы – 33%.
в школе:
9-е классы –42%, 10-еклассы – 58%, 11-е классы – 40%.
Отрицательныймикроклимат:
в быту:
9-е классы — 0%, 10-еклассы — 0%, 11-е классы –0%.       
в школе:
9-е классы – 0%, 10-еклассы – 26%, 11-е классы – 16%.
5.На вопросы о вредных привычках, к которым относятся употребление спиртныхнапитков, табакокурение, жевание резинки и употребление наркотиков былиразличные:
100% учащихся 9-11классов ответили, что не употребляют наркотики.
/>
/>

/>
По употреблениюспиртных напитков и табачных изделий наблюдается тенденция роста к 11-муклассу.
6.По мнению учащихся, факторы, влияющие на ЗОЖ, следующие:
/>
Таким образом, можносказать, что приоритетными факторами, влияющими на ЗОЖ, являются:
Отсутствие вредныхпривычек.
Высокая двигательнаяактивность в течение дня.
Занятия физическойкультурой.
Рациональное питание
В условиях современногостоличного образования для сохранения и укрепления здоровья учащихсянедостаточно проведения лишь уроков физкультуры, необходимо осуществлять напрактике оздоровительную работу через систему спортивных кружков и секций. Внастоящее время в школе функционирует 10 спортивных секций:Вид спорта Кол-во секций Кол-во учащихся % Волейбол 1 60 6 Теннис настольный 1 34 3,3 Теннис большой 1 73 7 Футбол 1 30 3 Спортивные танцы 1 15 1,4 Гандбол 1 33 3,2 Каратэ 1 29 3 Шашки 1 18 2 Шахматы 1 21 2 Баскетбол 1 34 3,3 Итого 10 347 39,3
С 2008 учебного года открыттренажерный зал для учащихся и родителей во внеурочное время, создан семейныйфизкультурно-оздоровительный клуб выходного дня.
Интенсивное применениездоровьесберегающих технологий на уроках и во внеклассной работе сделалозанятия спортом неотъемлемой частью жизни многих учащихся школы. Анкетированиеучащихся по вопросу «Мое отношение к участию в районных и городскихсоревнованиях» определило следующие результаты:
/>
Благодаря активнойпропаганде здорового образа жизни среди учащихся, хорошо оснащеннойматериальной базы спортивных залов школы появилась возможность объединитьшкольников по их увлечениям и интересам. Об этом свидетельствуют и результатыучастия команд в районных и городских соревнованиях.Годы Легкоатле-тический кросс Мини-футбол Баскетбол (юноши) Волейбол (юноши) Лыжные гонки Итоговое место 2007/2008 2 13 15 16 16 12 2008/2009 5 9 8 15 14 8
2.2    Способы оценки использованияздоровьесберегающих принципов в учебном процессе
 
Методика самооценки влияния школьных ситуаций на состояниетревожности (по Кондашу)(используется для учащихся 7-го и более старших классов.)
Инструкция: необходимо оценить каждую ситуацию в баллах в зависимости от того, насколькоона может вызвать у тебя тревогу: 0-ситуация не волнует; 1 — ситуация слабоволнует; 2 — ситуация достаточно волнует; 3 — ситуация очень волнует.
1. Ответ у доски.
2. Разговор с директором школы.
3. Учитель решает, кого спросить.
4. Тебя критикуют, в чем-то упрекают.
5. Выполнение контрольной работы.
6. Учитель называет оценки за контрольную работу.
I. Ожидание родителей сродительского собрания.
8. Сдача экзамена.
9. Участие в соревнованиях, конкурсах.
10. Ответ у доски.
11. Непонимание объяснений учителя.
12. Неожиданный вопрос учителя.
13. Не получается домашнее задание.
14. Принятие важного, ответственного решения.
Оценка результата: до 20баллов — низкий уровень тревожности; 20-30 баллов — средний уровеньтревожности; более 30 баллов — высокий уровень тревожности. (При сумме менее 6баллов достоверность результата сомнительна.)
Важна не только оценка, полученная школьником, но и динамикапоказателей (за год, два и т.д.).
Полученные результаты: Этаметодика использовалась для учащихся 11-ых классов в начале учебного года и в конце.В начале учебного года: большинство школьников имели низкий уровень тревожности(60%), 30% школьников – средний уровень тревожности и 10% школьников высокий уровеньтревожности. В конце учебного года: большинство школьниковимели средний уровень тревожности 55%; 25% школьников — низкий уровеньтревожности, 10% школьников — высокий уровень тревожности.
Вывод:Методика самооценки влияния школьныхситуаций на состояние тревожности используемая для учащихся 11-ых классов показала,что уровень тревожности меняется в течении года (увеличивается).
Методика анализаурока с точки зрения его влияния на здоровье учащихся.
Инструкция: дать оценкуурока по следующим позициям:
1. Учет степенитрудности предмета при составлении расписания.        
Да – 1        Нет- 0
2. Режим проветриваниясоблюден      
Да- 1 Нет-0
3. Температурный режим соблюден
Да – 1        Нет-0
4. Продолжительностьурока соответствует возрасту.        
Да-1  Нет-0         
5. Физкультпаузы
Есть-1        Нет-0
6. Стиль общения
Авторитарный-0
Либеральный-0
Демократичный-1
7. Психотравмирующиеситуации на уроке   
Есть – 0     Нет- 1
8. Позиция учителя
Взрослый- 1
Родитель — 0
Ребенок — 0
9. Работоспособностьучащихся 
Отсутствие усталости  -1
Отмечена усталость     -0
10. Положительныйэмоциональный настрой
Да     -1      Нет   -0
Оценка результатов:7-10 баллов — урок способствует сохранению здоровья; 5-6 баллов — среднийуровень направленности урока на здоровьесбережение; 0-4 балла — урок негативновлияет на здоровье учащихся.
На основе разработаннойсхемы были проведены анализы уроков в 5-ых и 7-ых классах. В результате уроки в5-ых классах способствуют сохранению здоровья, а в 7-ых классах средний уровеньнаправленности урока на здоровьесбережение.
Анализ расписанияуроков школы на 2008/2009 учебный годКлассы Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
1-а
1-б
2-а
2-б
3-а
3-б
5-а
5-б
5-в
6-а
6-б
7-а
7-б
7-в
8-а
8-б
9-а
9-б
9-в
10-а
10-б
10-в
11-а
11-б
36
30
30
30
40
40
35
41
34
29(39)
45
44
46
42
43
33
40
36(46)
43
60
60
51
41
37
31
32
27
25
33
29
53
44
47
48
48
44
42(52)
48
53
49
51
46
54
51
42
46
43
43
26
27
29
27
39
33
48
37
43
42
54
48(58)
46
45
50
37
48
43
56
49
41
50
26
34
30
33
30
30
30
33
30
41
55
49
35
54
38
41
49
56
46
56
41
58
49
47
57
47(57)
28
29
18
22
36
29
51
40
30
49
22
24(34)
33(43)
32
45
50
57
51(41)
37
40
44
60
38
41(51)






18
30
25
21(31)
34
40
37
45
39
41
37
43
49
34
32
38
55
48
Анализ расписания 2008/2009 г. показал, что нагрузка превышаетнорму один раз в неделю в классах начальной школы, но, правда, в эти дни естьуроки физической культуры. В средней школе нагрузка превышает норму с 5 по 9класс в одной из параллелей. В старшей школе нагрузка также превышает норму(все параллели 10 классов). Основнаяпричина перекрузки расписания — нехватка учителей. Работающие учителя имеютбольшую нагрузку, поэтому есть трудности с составлением расписания. Этим жеобъясняется и наличие сдвоенных уроков.
Насегодняшний день школе очень трудно уложиться в нормы ранговой шкалы трудностиИ. Г. Сивкова. С каждым годом необходимых знаний растет, а вместе с нимувеличивается нагрузка

Показатели самочувствияучащегося 7 класса
Ф.И._______________________
/>
Примечание: Отметить галочкойправильный ответ
Показатели самочувствияучащихся 7 классов до занятий
Отдохнули
/>
Настроение
/>

Желание заниматься
/>
Болевые ощущения
/>
Показатели самочувствияучащихся 7 классов после занятий
Усталость
/>
Настроение
/>

Желание заниматься
/>
Ответ на вопрос: «Создает наша школа условия дляположительного эмоционального самочувствиия учащихся?» получено приобследовании учеников 7 классов. Детям предлагалось заполнить до и послезанятий анкету, в которой отразилось бы их самочувствие.
В данном исследовании настораживает то, что многие дети отмечаютуже до занятий, что они мало отдохнули (надо заменить, что обследованияпроводились после выходного дня). Почти все дети, которые пришли в школу схорошим настроением сохраняют его и после занятий. К сожалению, детей,пришедших в школу с большим желанием учиться, стало меньше (64% 2008 г. и 57 % в2009 г.). А к концу дня этот показатель и снижается. Имеются дети, которыеприходят в школу, испытывая недомогание. Хорошую переносимость занятий отмечают50%детей, а остальные — удовлетворительную. А в 2009 г. 2 % детей отметилиплохую переносимость занятий.
Эти данные получены при обследовании, проведенном в обычный день,когда уроки были по 45 минут.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная курсовая работа предусматривала рассмотрение несколькихосновных блоков:
— описать организацию здоровьесберегающей деятельности в школе;
— охарактеризовать здоровьесберегающие принципы;
-показать значение валеологического сопровождения в образовательномпроцессе;
— показать степень и способы реализации здоровьесберегающихпринципов в учебно-воспитательном процессе.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблемеисследования позволил сформулировать следующие выводы.
Современное образование столкнулось с двумя глобальнымипроблемами: продолжается снижение уровня здоровья школьников — в школу приходитвсе меньше здоровых детей, но при этом система общего образования базируется нена валеологических, а на информационных принципах.
Целисовременной организации учебно-воспитательного процесса должны определятьпринципы обучения, которые бы отражали насущные общественные потребности.
В даннойработе показаны разнообразные принципы здоровьесберегающей педагоги. С опоройна систему валеологических принципов, организация современногоучебно-воспитательного процесса как в общеобразовательной, так и вкоррекционной школе стала бы на качественно новый уровень развития.
Здоровьесберегающаядеятельность в школе описана на основе программы «Школа содействиюздоровья».
Учитывая современное состояние проблем валеологии, актуальнымнаправлением является валеологическое сопровождение образовательного процесса.Под валеологическим сопровождением образовательного процесса понимается системавзаимодействия субъектов образовательного процесса по формированию, сохранениюи укреплению здоровья школьников, педагогов (Е.О.Школа). Данная системапредусматривает, что каждый урок и воспитательное мероприятие должны содержатьоздоровительный эффект, именно это обеспечит каждому ребенку индивидуальнуютраекторию развития на основе его возможностей, склонностей, состоянияздоровья, поможет учителям обучать без перегрузок и школьных стрессов,формировать индивидуальный стиль в работе как один из ведущих способовадаптации ребенка к учебной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогическогопроцесса. — М.: Университетское, 1990
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса.-М.: Просвещение, 1982
3. БрехманИ.И. Валеология — наука о здоровье. 2-е изд., доп., перераб. -М.: Физкультура испорт, 1990.
4. ГавриловаМ.А. Использование интерактивных методик в валеологическом воспитаниишкольников // Гуманитарные технологии в биологическом и экологическомобразовании. Сборник материалов У11 международного методологического семинара.Выпуск 6. – СПб.: Теса, 2007.
5. Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу — с радостью. — Мн.:Амалфея, 1998
6. Гигиена детей и подростков. / Под ред. Г.И.Сердюковской иА.Г.Сухарева. — М., Медицина, 1986.
7. Гигиенические проблемы охраны здоровья населения// Материалынаучно-практической конференции. — Самара, 2000.
8. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. — М., 2002.
9. Гузеев В.В. Лекции по педтехнологии. — М., 1992.
10.  Дыхан Л.Б., КукушкинВ.С., Трушкин А.Г. Педагогическая валеология. М.: МарТ, 2005.
11.  ЗапорожецА.В. Подготовка детей к школе.— В кн.: Основы дошкольной педагогики / под ред.А.В.Запорожца, Т.А.Марковой — М., 1980.
12.  ИльющенковВ.В., Берсенева ТА. Здоровье и образование. — СПб., 1993.
13.  Казин Э.М.,Блинова Н.Г., Литвинова НА. Основы индивидуального здоровья человека: Введениев общую и прикладную валеологию. — М., 2000.
14.  Как быть здоровым (иззарубежного опыта обучения принципам здорового образа жизни). – М.: Медицина,1990.
15.  Киколов А.И.Обучение и здоровье: Методическое пособие. — М., 1988.
16.  КовалькоВ.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1 – 4 класс. – М., 2004.
17.  Кучма В. Р.Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М., 2001.
18.  Кучма В.Р.,Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровьяшкольников. — М., 2000.
19.  ЛебедеваН.Т. Совершенствование школьного образования и здоровье учащихся. // Фiзiчнаякультура i здароўе. — 2000. — № 2
20.  Лебедева Н.Т.Формирование здорового стиля жизни школьника. – Мн.: Народная асвета, 1996.
21.  Лищук В. А., Мосткова Е.В. Основы здоровья. Актуальные задачи, решения, рекомендации. Обзор. — М.:РАМН, 1994.
22.  Методическиерекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе:методология анализа, формы, методы, опыт применения/ Под ред. М.М. Безруких,В.Д. Сонькина. — М., 2002.
23.  НазаренкоЛД. Оздоровительные основы физических упражнений. — М., 2002.
24.  Педагогика ипсихология здоровья/ Под ред. Н.К. Смирнова. — М.: АП-КиПРО, 2003.
25.  ПолонскийВ.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справоч-ник. — М.: Новаяшкола, 1995.
26.  Попов С.В.Валеология в школе и доме. ( О физическом благополучии школьников) – СПб.: Союз, 1997
27.  Селевко Г.К.Современные образовательные технологии. — М., 1998.
28.  Смирнов Н.К.Задачи валеологии в контексте проблем общества и системы образования//Актуальныепроблемы валеологии в образовании. — М., 1997.
29.  Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. — М.:АРКТИ, 2003.
30.  5. Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. — М.: АРКТИ, 2005.
31.  Современныеобразовательные технологии. Основные понятия и обзор/ автор-составительГ.Н.Петровский. — Мн.: НИО, 2000. — 92с.
32.  Чумаков Б.Н. Валеология:Учеб. пособие. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России,2000
33.  ЩурковаН.Е., Питюков В.Ю., Савченко А.П., Осипова Е.А. Новые технологиивоспитательного процесса. — М., 1993


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.