Реферат по предмету "Педагогика"


Формы и признаки дисграфии

Формы и признаки дисграфии

С началом обучения в школе у некоторых детей вдругобнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах срусским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами,где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Вот таких«умненьких», но лишенных речевой одаренности, рано или позднонаправляют иногда к логопеду. Чаще к психологу, что не совсем правильно.
Дисграфия — это частичноеспецифическое нарушение письма.Этиологиядисграфии
Вопрос об этиологии дисграфии до настоящего времени являетсядискуссионным. Многие ученные (М.Лами, К.Лонай, М.Суле) отмечают наследственнуюпредрасположенность. Они считают, что это связано с тем, что дети наследуют отродителей качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах. Этанезрелость проявляется в специфических задержках развития определенной функции.
Но большинство исследователей, изучающих этиологию дисграфии,отмечают наличие патологических факторов, воздействующих в пренатальный,натальный и постнатальный период. Этиология дисграфии связывается своздействием биологических и социальных факторов.
Функциональные причины могут быть связаны с воздействиемвнутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних(неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье,недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых)факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих впроцессе чтения.
Дисграфия часто обусловлена органическим повреждением зонголовного мозга, принимающих участие в процессе письма. (Алалия, дизартрия,афазия).
Нарушения письма очень часто встречается у детей с ММД, ОНР,ЗПР, ЗРР, СДВ.
Таким образом, в этиологии дисграфииучаствуют как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности,родов, асфиксия, «цепочка» детских инфекций, травмы головы).Речеваясимптоматика дисграфии
При ДИСГРАФИИ дети младших классов школы с трудом овладеваютписьмом: их диктанты, выполненные ими упражнения, содержат множествограмматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, уних ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использоватьпри письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих словони допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русскогоязыка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственнойущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые сподобным дефектом с большим трудом сочиняют поздравительную открытку иликороткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.
У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы впространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: «З» и«Э», «Р» и «Ь» (мягкий знак).
Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве«Ш» или «крючок» в букве «Щ». Пишут такие детимедленно, неровно; если они, не в настроении, то почерк расстраиваетсяокончательно.Неречеваясимптоматика дисграфии
У детей – дисграфиков отмечается несформированность многихпсихических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственныхпредставлений, слухо-произносительной дифференциации звуков речи,фонематического, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строяречи, расстройства памяти, внимания, сукцессивных и симультанных процессов,эмоционально-волевой сферы.Механизмдисграфии
Чтобы понять механизм развития дисграфии, начну издалека.Известно, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха. Первый слух –физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром,жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера,перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля… Вторая разновидность –музыкальный слух. Благодаря этому, мы можем наслаждаться мелодией любимой песнии прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид – речевой слух. Можнообладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последнийпозволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать одинзвук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожиесозвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.
Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему оченьтрудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, еслинечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, такнечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, таккак не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще итем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его ввиде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучениеграмоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.
А учить надо, потому что искажение одного — двух звуковменяет смысл слова. Сравните, к примеру, слова «дочка–точка»,«уголь–угол», «палка–балка», «чашка–Сашка».Замена глухого звука звонким звуком, твердого – мягким, шипящего – свистящимпридает слову новое содержание.
Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особымзрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья,людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимообладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.
Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметьудовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение набуквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Не случайно,поэтому психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим школьникомвнимательно изучают содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи.Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, аналичием специфических нарушений письма, о которых я рассказываю. Распознатьподобные расстройства может, разумеется, только специалист. Какая область мозга«отвечает» за письмо? Оказывается, центр речи у большинства людейнаходится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга «заведует»предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменностькоторых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита праваяполовина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев,пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).
Анатомическими особенностями центральной нервной системыобъясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию удисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальныеотзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более«древняя», автоматизированная область правого полушария никоимобразом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям«объясняться» с помощью рисунка (как в древности – посредствомизображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).
Логопеды иногда обращают внимание на «зеркальный»характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – какпри изображении в зеркале. Пример: «С» и «З» открываютсявлево; «Ч» и «Р» выдающейся частью написаны в другуюсторону… Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако, врачпри подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит:зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.Выделяют5 форм дисграфии:
1. Артикуляторно-акустическаяформа дисграфии.
2. Суть ее состоит вследующем: Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на своенеправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так,как произносит. Значит, до тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение,заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.
3. Акустическаяформа дисграфии.
4. Эта формадисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близкимзвукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. На письме чащевсего смешиваются буквы, обозначающие звонкие — глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш ит.д.), свистящие — шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.), аффрикаты и компоненты, входящиев их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
5. Также проявляетсяв неправильном обозначении мягкости согласных на письме: «писмо»,«лубит», «больит» и т.д.
6. Дисграфия напочве нарушения языкового анализа и синтеза.
7. Для этой формыдисграфии наиболее характерны следующие ошибки:
· пропуски букв ислогов;
· перестановка букви (или) слогов;
· недописываниеслов;
· написание лишнихбукв в слове (бывает, когда ребенок, проговаривая при письме, очень долго«поет звук»;
· повторение букв и(или) слогов;
· контоминация — водном слове слоги разных слов;
· слитное написаниепредлогов, раздельное написание приставок («настоле», «наступила»);
Это наиболее часто встречающаяся форма дисграфии у детей,страдающих нарушениями письменной речи.
8. Аграмматическаядисграфия.
9. Связана снедоразвитием грамматического строя речи. Ребенок пишет аграмматично, т.е. какбы вопреки правилам грамматики («красивый сумка», «веселыедень»). Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания,предложения и текста.
10. Аграмматическаядисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевшийграмотой, «вплотную» приступает к изучению грамматических правил. Издесь вдруг обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами измененияслов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написанииокончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.
11. Оптическая дисграфия.
12. В основеоптической дисграфии лежит недостаточная сформированностьзрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Всебуквы русского алфавита состоят из набора одних и тех же элементов(«палочки», «овалы») и нескольких «специфичных»элементов. Одинаковые элементы по-разному комбинируясь в пространстве, иобразуют различные буквенные знаки: и ш ц щ; б в д у…..
13. Если ребенок неулавливает тонких различий между буквами, то это непременно приведет ктрудностям усвоения начертания букв и к неправильному изображению их на письме.
14. Ошибки, наиболеечасто встречающиеся на письме:
· недописываниеэлементов букв (связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж ит.д.;
· добавление лишнихэлементов;
· пропуски элементов,особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
· зеркальноенаписание букв.На что обратить особое внимание:
1. Если Ваш ребеноклевша.
2. Если он — переученный правша.
3. Если Ваш ребенокпосещал логопедическую группу.
4. Если в семьеговорят на двух или более языках.
5. Если Ваш ребенокслишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногдапровоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях,когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
6. Если у Вашегоребенка есть проблемы с памятью, вниманием
7. Смешение букв пооптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
8. Ошибки, вызванныенарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
9. При нарушенномфонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль,парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ.Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
10. Пропуски букв,слогов, недописывание слов. Например: прта — парта, моко — молоко, весёлы(весёлый).
Дисграфия никогда не возникает«из ничего»! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не вшколе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольномвозрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте.
Дети страдающие дисграфией,нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибкиписьма не могут быть преодалены обычными школьными методами. Важно учитывать,что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
К мерам ранней профилактики дисграфии относитсяцеленаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимыдля нормального овладения процессами письма и чтения. Хочется уделить особоевнимание такой проблеме, какДизорфография
 
Проявляющихся в стойкой неспособности освоитьорфографические навыки (несмотря на знание соответствующих правил).
Основными трудностями являются обнаружение орфограмм ирешение орфографических задач. Особенно трудны орфограммы с безударными гласнымив окончаниях слов.
Дизорфография — это особая категория специфическихнарушений письма, которой выражается связь между словами в предложении.
При дизорфографии отмечается также "…стойкаянеспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е.пунктуацией". (А.Н. Корнев)Можно ли эффективно помочь детям с дислексией идисграфией?
Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом,если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то– месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.Кто способен научить ребенка читать и писать?
Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста –квалифицированного логопеда.
Занятия проводятся по определенной системе: используютсяразличные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов,выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, какпроизносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звуксоответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям,«отрабатывая», чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое– от звонкого. Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора словпо заданным звукам, анализа звукобуквенного состава слов. Понятно, чтоиспользуют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв:«О» напоминает обруч, «Ж» – жука, «С» –полумесяц… Стремиться наращивать скорость чтения и письмаНесколько советов родителям:
1. Если ребенкузадали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части изадание выполняйте в несколько приемов.
2. Не заставляйтеребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вредздоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количествоошибок.
3. Хвалите своегоребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.Несколько слов о почерке
Почерк дисграфика — выражение всех его трудностей.
Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко дватипа почерка: один мелкий, бисерный и «красивый»; другой — огромный,корявый, неуклюжий, «уродливый».
Так вот:
За красотой в данном случае гнаться не нужно, она придетсама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, кчему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк — его настоящеелицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашемупервокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет опсихологическом возрасте обучения письму).
Итак, ДОЛОЙ бисерную цепочку буковок, ДА ЗДРАВСТВУЕТ размашистыйпочерк, на всю строку, а может и на полторы!
Здесь все достаточно просто.
В течение некоторого времени (обычно двух-трех недель на этохватает) в тетради. В КЛЕТОЧКУ переписывается КАЖДЫЙ ДЕНЬ абзац текста излюбого художественного произведения или упражнения из учебника НЕБОЛЬШОГОРАЗМЕРА. Текст, что ОЧЕНЬ ВАЖНО, переписывается ПО КЛЕТОЧКАМ, ПО ОДНОЙ БУКВЕ ВКЛЕТКЕ, БУКВА ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬ КЛЕТКУ ЦЕЛИКОМ!
Немаловажна здесь и психологическая подготовка ребенка кзанятиям
При неблагоприятной психологической атмосфере, занятиям«из-под палки», результатов может не быть.
Объем текста, подчеркиваю еще раз, должен быть небольшим, дляребенка до десяти лет это может быть всего одна строка в день, но как следует,отчетливо переписанная. Общая цель — не допустить ни малейшего отвращения,усталости, даже недовольства собой!
В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиковесть свои хитрости.
Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозгапри письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место«хватки» пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышкамиили пупырышками.
Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать,тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен бытьтрехгранным. Взгляните на такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройнымсечением, для опоры трех держащих пальцев:
Подробнее на сайте фирмы Staedtler (ручки)
Подробнее на сайте фирмы Staedtler (карандаши)
Трехгранные карандаши и фломастеры Centropen
К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы былисовмещены оба «удобства»: и треугольник, и пупырышки. Так что купите«пупырчатую» ручку и треугольный карандаш.
Хочется еще отметить, что канцелярская принадлежность,обладающая какими-то особенностями, будет предметом небольшой гордости ребенкаперед одноклассниками, что может хоть на капельку сгладить школьные неудачи.
Девочки часто любят покупать ручки с разноцветной, блестящейи пр. пастой, благо писать ими (на уроках музыки, труда и т.д.) разрешают. Такпусть лучше достоинством ручки в глазах ребенка будет красивый, цветной,необычной формы корпус, чем цветной гель, от которого рябит в глазах и втетради.
Покупая ручку, проверьте, как она пишет, не проходят личернила на другую сторону страницы.
Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков(чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего,запретят: часто текут, замерзают, портятся.
Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть всредневекового переписчика — тренироваться писать перышком и чернилами (еслиродители не знают, как, можно поинтересоваться у бабушек и дедушек). Вближайшее время наведу справки о наличии перьевых ручек в магазинах.«Перьевое» письмо формирует правильное положение руки относительноповерхности бумаги. (При этом правда, появляется увлекательнейшая возможность вчернилах измазаться и измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так чтобудьте бдительны.)Несколько упражнений, которые помогут в преодолениидисграфии
 
Хочу предупредить, что данные упражнения неликвидируют проблему, а будут подспорьем со стороны родителей в преодолениидисграфии. Помогут логопеду в работе над дефектом.
Упражнение «Корректурнаяправка»
1. Для этогоупражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом.Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующимзаданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с однойбуквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, скоторыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 днейтаких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркиваетсяили обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными»,«похожими» в сознании ученика. Например, как показывает практика,наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р»,«м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю»,«д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направленхвостик от кружка) и пр.
2. Необходимые дляпроработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашимребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать.Чаще же все понятно без объяснений.
3. Внимание: лучше,если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все вниманиенеобходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной! илидвух, — и работать только с ними.
Упражнение «Пишем вслух».
4. Чрезвычайноважный и ничем не заменимый прием:
5. всё, что пишется,проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, сподчеркиванием, выделением слабых долей.
6. То есть,«Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём» (ведь на самом деле мыпроизносим что-то вроде «ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ»). Примерпроще: «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (на стале стаял куфшин смалаком).
7. Под «слабымидолями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглойречи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любоебезударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа«зу*п», или перед глухим согласным, типа «ло*шка».
8. Важно отчетливопроговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово доконца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставитьпалочки», т.е. дописывать в конце слова неопределенное количествопалочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Ноколичество этих закарюк и их качество буквам конца слова не соответствуют.Важно определить выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо оттого, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенностипроговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!
9. «Вглядисьи разберись» — пунктуация для дисграфиков и не только.
10. Материал дляработы — сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтоб небыло опечаток).
11. Задание:внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить постановкукаждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), еслиобъяснение будет звучать так: «Запятая между прилагательным»ясным" и союзом «и», во-первых, закрывает деепричастныйоборот "...", а во-вторых, разделяет две части сложносочиненногопредложения (грамматические основы: первая "...", вторая"..."), соединенные союзом «и»".
«Пропущенные буквы». Выполняя его, предлагается пользоватьсятекстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Развиваетвнимание и уверенность навыка письма.
12. Например:
13. К__неч__о, н__м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Нив к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__йч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й нас__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__с__ов__, в ч__ст__о__ти… М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__моб__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик,п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и__кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з-__одка__ам__л__. __аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__омуч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти__ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и отд__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__. В__е __е ра__от__з_-д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с__с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в__у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__ е__, __он__до__ил__сьзн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е__т__о м__сл__. Кр__м__то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ сов__о__ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я,ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а,в__ло__е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__в__е__ __в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__ __з__ля__ии,н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.
Лабиринты
14. Лабиринты хорошоразвивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывнуюлинию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
15. Найти большоеразнообразие лабиринтов можно на сайте www.star-book.ru/labyr.htmДиктанты надо писать! Только по-особому.
1. Чрезвычайномедленно!
2. На написаниедиктанта объемом 150 слов на начальной стадии ликвидации дисграфии удисграфика-абитуриента должно затрачиваться не менее часа времени.
3. Почему так долго?Это видно из следующих пунктов:
4. Текстпрочитывается целиком. Можно спросить, на какие орфограммы/пунктограммы этоттекст (ваш подопечный вряд ли ответит, поскольку он уже решил, что это «недля него», так вспомните и слегка укажите на них сами, выясните, известныли понятия «безударные гласные» и «причастный/деепричастныйоборот»).
5. Затем диктуетсяпервое предложение. Попросите ученика назвать количество запятых в нем,попробовать их объяснить. Не настаивайте, подсказывайте, поощряйте попытку датьверный ответ. Попросите проговорить по буквам одно или два сложных сорфографической точки зрения (или просто длинных) слова. Только потом (последвукратного, а то и трех-, четырех — кратного прочтения).
6. Предложение диктуетсяпо частям и записывается с проговариванием вслух всех особенностей произношенияи знаков препинания.Учим словарные слова
Материал можно найти в отдельной статье «Как работать сословарными словами»Что нельзя делать?
Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительнуюпамять. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуетсяисправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений можетпагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навыкграмотного письма.
НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том,что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний разпоказывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то.Давайте забудем об этом...Предлагаю почитать:
1. Статью«Блуждая по Царскосельским залам, или тридцать кровоточащих рандисграфиков». Автор Ананьева Елизавета Исаевна изг. Санкт-Петербург.:
2. Психолог,работает в коррекционном детском доме, и дети ее обожают, одно из самых любимыхи удачных ее профессиональных «детищ» — игровая программапрофилактики и коррекции дисграфии
3. Бродя по заламЦарскосельского лицея, с удивлением узнаешь, что А.С.Пушкин вовсе не былблестящим учеником. Он не успевал по математике. Совсем не успевал!.. Но изэлитного учебного заведения его почему-то не выгнали. Дали возможность получитьпрекрасное образование, обрести верных друзей, стать таким, каким он стал: великимпоэтом, которым мы восхищаемся и гордимся.
4. Но это было вдевятнадцатом веке.
5. А что стало бысейчас с таким «дисгармоничным» ребенком? Ни в одной гимназии егодержать бы не стали. Родители его были людьми занятыми и небогатыми. Времени иденег на поиски частной школы с индивидуальным подходом и хорошим отношением кдетям у них могло бы и не найтись. Саша с диагнозом дискалькулия (невозможностьобучиться счету) мог оказаться и во вспомогательной школе. Стать впоследствиипереплетчиком и переплетать собрания сочинений Гнедича, Рылеева и других своихбывших друзей.
6. Как-то в солидномжурнале проскользнуло маленькое сообщение о том, что один из ведущихархитекторов Франции предпочитает брать на работу в свою фирму бывшихдисграфиков (то есть тех, кто был не в состоянии без специальной помощинаучиться грамотно писать).
7. Он убежден, чтотакие люди являются генераторами идей и обладают оригинальным видениемпространства.
8. Но это воФранции.
9. В России такойчеловек никогда не смог бы стать дипломированным архитектором. И художникомтоже. Не сможет он без ошибок написать сочинение.
10. С дисграфиками унас вообще забавно получается. Логопеды с ними работают только в начальнойшколе. И то не со всеми. А когда наступает пора идти в пятый класс, у частидетей катастрофически ухудшается грамотность. Даже у тех, кто особенно зарусский язык не тревожился. Учился себе спокойно на твердую тройку или даже наслабенькую четверку.
11. А в средней школекак в чужой стране: учителя все разные, у каждого свой характер и своитребования.
12. Бежитпятиклассник, как по лабиринту и нервничает — чем сегодня будет недовольнаМария Ивановна, за что накричит Вероника Петровна, и как бы не попасться подгорячую руку щедрого до двоек Николая Фомича.
13. А если нашпятиклассник ребенок эмоциональный, то начинается у него невроз. А тут, какговорится, где тонко, там и рвется. А тонко у него вполне возможно, как раз вграмотном письме.
14. И тогда класснаяработа такого ученика после проверки учителем начинает напоминать самыежестокие сцены современных триллеров. Кровавые раны красная ручка учителяоставляет иногда в 30 местах. Страшное зрелище!!!
15. Однажды методистг. Пушкина порекомендовала учителям не кромсать тело ученической работыкрасными чернилами, а закрасить ошибку белым «штрихом», не поставивникакой оценки. Пусть посмотрит подрастающий человек на образовавшиеся пробелы,и сам подумает, в учебнике и в словаре пороется, с родителями посоветуется. Азатем сам все исправит.
16. Если поленится онтак поступить, то можно воспитывать его традиционными методами: двойками,красными пометками, замечаниями. Оказалось, многие ученики красных пометок недожидались, сами свои ошибки исправляли. И грамотность у них постепенноулучшалась. Правда, учителям дел прибавилось. Ведь одну и ту же работу импришлось проверять 2 раза.
17. А если в тетрадяхвсе же красным -красно, что же делать? Прежде всего, успокоить ребенка и снятьстресс. Лучше всего с помощью творчества. Ведь дисграфики чаще всего людитворческие.
18. Зоя ВасильевнаМатюшина, логопед с тридцатипятилетним стажем, работает с подростками — дисграфиками, обучая их… писать стихи.
19. Сначала учит ихлюбить поэзию, читая то, что любит сама. Затем — показывает, что гармония стихаскладывается из чередования ударных и безударных слогов, которые стоят встроках строго друг за другом, как солдаты на параде. А рифма, словноправофланговый, замыкает каждую строчку-шеренгу.
20. Перепроверяя отстиха к стиху эти нехитрые правила, ребята перестают пропускать гласные,начинают ставить точки в конце предложений, а потом и сами пробуют писатьстихи. Получается неплохо.
21. Рассказы детитоже пишут замечательные.
22. Сначала детирисуют двумя руками одновременно морское дно, или зиму, или лес. Это дляулучшения межполушарной координации.
23. Или рисуют поклеточкам под мою диктовку оленей, человечков, инопланетян. Затем дома пишутрассказ о нарисованном герое. А на самом деле рассказ о себе.
24. Самые интересныепроизведения я прошу оформить и храню в своем альбоме. Он становится все толщеи толще. Ведь они такие творческие личности! Такие ранимые и такие талантливые.
25. Эти дисграфики.
26. Запись по поводу:Так что же все-таки делать с дисграфиками добросовестному учителю?
· Не обращатьвнимания на их «безграмотность», работать с ребятами только по поводутворчества и содержания? А как тогда быть с контрольными, итоговымисочинениями, экзаменами и прочими пока еще обязательными процедурами, закоторыми следуют орг.выводы? Плюнуть на них? Но если плюнет на все эти экзаменытолько один учитель, то ребята останутся с двойками и переэкзаменовками порусскому языку, а если плюнут все — то разрушится одно из основанийсуществующей системы образования — необходимость всех по всем предметам в итогеоценить и зависимость от этих оценок дальнейших жизненных планов ребенка.
· Отправить ребенкак логопеду и рассчитывать, что эти занятия помогут исправить ситуацию и надругих уроках? А если логопеда в школе нет, а родители не в состоянииоплачивать дополнительные занятия? Тогда что — стать самому для этого ребенка«логопедом» и заниматься с ним индивидуально? Когда? После уроков, — за какие деньги, да и времени на всех «дисграфиков» не хватит. Вовремя уроков? Но тогда нужно менять всю организацию урока, поскольку фактическипридется в одном помещении в одно время для ребят реализовывать разныепрограммы обучения.
· Начать вестиуроки «по-Матюшински». Но для всех ли ребят такой подход полезен,осмысленен? Да и где учителю научиться работать «по-Матюшински»?Многие ли учителя потянут таким образом работать? Ведь предлагаемый подход внекотором смысле разрушает имеющийся опыт учителя, традиционные основания егоработы, заложенные много лет назад в вузе, а потом длительной практикой?
27. Статью «Читатьпозже, чем ходить» из газеты «Аргументы и факты.Москва» от 2 марта 2005 года.:
28. МОСКОВСКИЕ ученыебьют тревогу: 50–60% старшеклассников — неграмотны. Эти подростки уже не смогутквалифицированно освоить профессию.
29. ЕЩЕ 20 лет назадсчиталось, что население советской страны, а ее столицы и подавно, имеет100%-ную грамотность. Правда, критерии грамотности у нас были не такие, как вовсем мире. Уметь складывать буковку к буковке, писать свою фамилию и читать ее— вот и все заслуги. В то время как ЮНЕСКО в 1958 г. дало свое определение грамотногочеловека: таковым считается тот, кто умеет стройно излагать свои мысли и всоответствии с требованиями к родному языку способен написать краткуюавтобиографию.
30. Столица давнорассталась со званием самого интеллектуального города.
31. «СЕЙЧАСРоссия по грамотности чтения стоит на 28-м месте. Это данные последнегомасштабного исследования, его проводили среди 15-летних школьников 32 стран, —говорит директор Института возрастной физиологии, доктор биологических наук,академик РАО Марьяна Безруких. — Оценивались три параметра: способностьнаходить информацию в тексте, интерпретировать ее и давать оценку. Замечу, чтов 15-летнем возрасте навык чтения должен быть полностью сформирован: человеквыбирает профессию и вуз для поступления. Высшую оценку в 5 баллов получилилишь 3% наших старшеклассников. А вот 1 балл заработали 18%! Они способныпонимать только простейший текст и не более. Но это не все. Оказалось, что унас есть дети, которые выполнили задание ниже 1 балла! И их 9%. Значит, у нас27% подростков, не способных как-то интерпретировать, пересказывать ианализировать прочитанное. Это функционально неграмотные люди. Они не смогутосвоить профессию, понять должностную или какую-либо другую инструкцию,выполнить задание, даже самое простое. Это балласт для общества».
32. Продолжимарифметику. Если к 27% «балласта» прибавить 29% тех, кто в результатетестирования получил 2 балла (требовалось усвоить информацию в явном виде, безиносказательности), то выйдет, что потенциально неграмотных молодых людей у насбольше половины. Вся эта печальная статистика верна и для Москвы: столица давнорассталась со званием самого интеллектуального города.
33. Учить читать втри года бессмысленно и опасно!
34. ОТКУДА же взялосьэто обилие неграмотных школьников? Институт возрастной физиологии провел своеисследование — на этот раз среди школьников с трудностями обучения письму ичтению в младших классах Москвы. Ученые пришли к выводу: отстающие дети вовсене глупые, просто методики и темп обучения не соответствуют их возможностям.
35. Именно ошибками впреподавании Марьяна Безруких объясняет возросшую безграмотностьстаршеклассников: «В начале 90-х интенсивность обучения резко увеличилась.Родители мечтали, чтобы их чадо стало вундеркиндом, а учителя-методисты разрабатывалисвои рекомендации. Например, ребенок должен читать со скоростью 120–140 слов вминуту. Но это тоже не соответствует физиологическим возможностям ребенка, аглавное — особенностям восприятия информации. Механизмы чтения вслух и про себяразные. В практической жизни вам больше пригодится чтение про себя, но вотэтому навыку в школе как раз и не учат!»
36. Интенсивностьобучения обернулась тем, что «Букварь» теперь проходят за 2–2,5месяца, в то время как раньше на это отводился как минимум год. А ведь навыкиписьма и чтения сформировать быстро нельзя: это та база грамотности, которуюнадо закладывать медленно. Еще одна инновация 90-х: преподаватели сталитребовать от родителей, чтобы те приводили в первый класс читающих и пишущихдетей. Родители и стараются: ребенку еще трех лет не исполнилось, а егозаставляют читать. Это бессмысленно и опасно: у детей, которых научили читатьочень рано, формируется неправильный механизм чтения. Даже став взрослыми, онис трудом воспринимают тексты.
37. «Механизмыдля формирования навыков чтения и письма созревают у ребенка не раньше, чем к5–6 годам, об этом надо помнить и учителям, и родителям, — советует Безруких. —А в более раннем возрасте буквы воспринимаются лишь как символы, они ничем неотличаются от изображения домика или курочки. Еще одно заблуждение начальнойшколы — необходимость обучения каллиграфическому письму — создаетдополнительные проблемы. Наши потомки все меньше будут писать ручкой. И,наверное, целесообразней учить детей писать полупечатными буквами — так проще илегче. Вы заметили, что дети 5–6 лет до школы очень любят подписывать рисункипечатными буквами? Потом дети приходят в школу, и их заставляют долго и нудновыводить крючочки, не отрывая ручку от бумаги. Получается с трудом. Разрываетсяестественный процесс формирования письменной речи».
38. Увы, еще осталисьшколы, где преподаватели с секундомером в руках замеряют скорость чтения. Идоводят детей до тяжелых неврозов, до заикания. Кстати, количестводетей-невротиков, по данным ученых, растет. В начальную школу их приходит около20%. А, сколько будет к старшим классам? Во многом зависит от того, что будутот них требовать.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.