1. Содержание
Введение. 3
1. Понятиевыразительности. 5
2. Основныеусловия выразительности речи человека. 6
3.Выразительно-изобразительныесредства языка. 8
Заключение. 14
Списоклитературы… 162. Введение
Стилистика содержания ― это лингвистическая наука о средствахречевой выразительности и о закономерностях функционирования языка,обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц взависимости от высказывания, целей и сферы общения. Выделяются, прежде всего,такие сферы общения, как деловая, научная, художественная, публицистическая,бытовая. В соответствии с ними различаются и функциональные стили.
Стиль языка ― это егоразновидность, которая обслуживает какую-либо сторону общественной жизни:обыденное общение, официально-деловые отношения; агитационно-массовую деятельность;науку, словесно-художественное творчество. Каждый стиль характеризуетсяследующими признаками:
· с какой целью говорим;
· в какой обстановке;
· речевые жанры;
· языковые средства выражения;
· стилевые черты.
Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия нанаше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и туже тему,оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степенивыразительности речи.
Данная работа посвящена изучению выразительности речи и её источникам вхудожественной речи. Работа преследует цель исследовать выразительность, каксовокупность особенностей речевой структуры, и изучить пути воздействияисточников выразительности в художественной речи.
Выразительность речи это одна из актуальнейших проблем нашего общества.Научные исследования, проведенные в 2001 году академиком Л.Н. Глученко,показывают, что у 80% граждан РФ имеющих высшее образование, остро стоит вопросо совершенствовании выразительности своей речи. Но для того, что быцеленаправленно действовать с целью улучшить свою речь, надо её осознавать каксамостоятельное явление действительности, хотя и неразрывно связанное с работойсознания, с той конкретной информацией, для выражения которой онопредназначено. Для этого надо знать и владеть приемами выразительной речи.
Изучением рассматриваемой темы занимались такие ведущие ученые, какФормина Л.Р., Голуб И.Б., Никифоренко Л.И., Розенталь Д.Э. Но особо хочетсяотметить академика Головина Б.Н., который был автором первой вузовскойпро-граммы по курсу «Основы культуры речи», его книги, посвященныекоммуника-тивным качеством речи русского языка, отличаются системностью иглубиной подхода. При написании этой работы одним из основных источников былакнига Б.Н. Головина «Основы культуры речи».3. Понятие выразительности
Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что структураречи, ее свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могутподдерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному илинаписанному. Вот эти особенности речевой структуры и дают основание называть еевыразительной.
Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которыеподдерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь,обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной… Типологиявыразительности пока, к сожалению, отсутствует. Пока можно высказать лишьнекоторые соображения, достаточно осторожные, о ее основаниях.
Одно из оснований — ситуация общения. Выразительность речи педагога,очевидно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора
Второе основание, более четкое, — структурные области языка: может бытьвыразительность произносительная, выразительность акцентологическая,лексическая и словообразовательная Качество выразительности может сообщатьсяречи средствами языка, входящими в разные области языковой структуры. Но обэтом подробнее — несколько позже. К тому же не забудем, что своимивыразительными возможностями обладает сама структурная организация речи,включая в это понятие и структуру абзаца, и структуру главы или раздела устноговыступления, и структуру целого текста.
По-видимому, справедливо следующее общее соображение: выразительно в речивсе то, что выделяется семантически или формально на общем привычном речевомфоне.4. 2. Основные условия выразительности речи человека
Прежде чем перейти к выразительности художественной речи, необходимоотметить основные условия, от которых зависит выразительность речи человека
· Первое условие —самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи. Если думаешьтолько по шпаргалке, а чувствуешь по шаблону и стандарту, не удивляйся тому,что шпаргалочное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться робкимросткам выразительности.
· Второе условие — неравнодушие,интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, к тому, что он говоритили пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет.
· Третье условие — хорошее знаниеязыка, его выразительных возможностей. Такое знание редко достигается безпомощи науки о языке. Вот почему желательно широкое лингвистическоепросвещение.
· Необходимо знать о звуках и ихвыразительных возможностях. Об ударении и его выразительных свойствах. О словахи их воздействии на речевую выразительность. Об образовании слов, о частяхречи, о предложениях и их членах, об интонации, — но все под тем, же угломзрения: выразительность!
· Четвертое условие — хорошеезнание свойств и особенностей языковых стилей — так как каждый из них налагаетсвой отпечаток на отдельные группы и слои средств языка, которые, такимобразом, оказываются стилистически окрашенными. Эта окрашенность предоставляеточень большие возможности авторам речи и в усилении речевой выразительности.
· Пятое условие — систематическаяи осознанная тренировка речевых навыков. Нужно учиться контролировать своюречь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо. Навыксамоконтроля необходим любому человеку, если он хочет постепенно улучшать своюречь./>
.Выразительно-изобразительные средства языка
Выразительные средства языка иногда сводят к так называемымвыразительно-изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность могутусиливать единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и кончаясинтаксисом и стилями. Даже отдельный звук, не говоря уже о какой-то ихкомбинации, может оказаться в речи выразительным. Припомним звукозапись, ккоторой иногда прибегают поэты, ассонансы и аллитерации, скандирование речи
Лексическая система языка сложна и многолика Возможности постоянногообновления в речи принципов, способов, признаков объединения в пределах целоготекста слов, взятых из различных групп, скрывают в себе и возможностиобновления речевой выразительности и ее типов.
Выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаются актуализациейего семантики Актуализация семантики слова в поэзии обычно связана с тем, чтоможно назвать ассоциативностью образного мышления. Эти ассоциации во многомзависят от предшествующего жизненного опыта читателя и психологическихособенностей работы его мысли и сознания в целом.
А теперь перейдем к эпитетам, метафорам и другим средствам языка.
Эпитет — это не слово всловаре; эпитетом слово становится, когда попадает в речь. В словосочетаниидеревянная полка прилагательное — не эпитет; в словосочетаниях деревянныйвзгляд или деревянная походка это же слово стало эпитетом. Эпитет ведетсознание от значения слова к личностному смыслу, а личностные смыслы могут и несовпадать у автора речи и читателя или двух читателей с различным жизненнымопытом. Очень нужна семантическая и структурная типология эпитетов — по степениих близости к значению слова-определения и ассоциативной удаленности от него
Метафора — это словосочетание,имеющее семантику скрытого сравнения. Если эпитет — не слово в словаре, а словов речи, то тем более справедливо утверждение: метафора — не слово в словаре, асочетание слов в речи. Можно вколачивать гвоздь в стену. Можно вколачиватьмысли в голову — возникает метафора, грубоватая, но выразительная. В метафоре,три элемента: информация о том, что сравнивается; информация о том, с чемсравнивается; информация об основании сравнения, т. е. о признаке, общем всравниваемых предметах (явлениях).
Речевая актуализация семантики метафоры и объясняется необходимостьютакого отгадывания. И чем больше усилий требует метафора для того, чтобысознание превратило скрытое сравнение в открытое, тем выразительнее, очевидно,сама метафора.
Метафоризируются обычно глаголы и прилагательные, потому, что они чащедругих частей речи оказываются в позиции сказуемого, а эта позиция, в своюочередь, нужна для «стыка», встречи двух значений, обозначающих сходныепризнаки двух предметов.
Метафора оказывает очень большое влияние на выразительность речи. Неслучайно так велико ее место в речи художественной. И чем метафора свежее,непривычнее, тем она выразительнее. Правда, везде должно быть чувство меры,логическая и эстетическая норма
Другие изобразительные средства языка (метонимия, синекдоха, сравнение,литота, гипербола) в принципе не отличаются от метафоры по влиянию навыразительность речи и потому здесь обсуждаться и описываться не будут.
Не меньшими, чем лексика, возможностями усиливать и ослаблятьвыразительность речи располагает синтаксис языка.
Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные слова еще несделает вашу речь живой, если вы не владеете секретами экспрессивногосинтаксиса. Ведь слова надо уметь расставить, выстроить из них такиепредложения, которые позволяли бы использовать разнообразные интонации,подчеркнуть логическими ударениями, наконец, умело расставить паузы… Написьме для этого служат знаки препинания, а в устной речи — эмфатическаяинтонация (от греч. эмфазис — указание, выразительность). Однако и то и другоеопределяется синтаксическими особенностями высказывания. Ведь синтаксисобладает огромными выразительными возможностями. Коснемся некоторых приемов«поэтического синтаксиса».
Напряженность и выразительность речи усиливают риторические фигуры. Это,прежде всего риторические восклицания:
Тройка Птица- тройка (Н. Гоголь).
К ним близки и риторические вопросы, которые представляют собойвопросительные предложения, не требующие ответа:
Быть или не быть? (У. Шекспир)
вопросы ставятся не для того, чтобы получить на них ответ, а чтобыпривлечь внимание к тому или иному предмету, явлению. Вспомним цепочку такихвопросов в стихотворении М. Лермонтова «Смерть поэта»:
Зачемвступил он в этот свет, завистливый и душный?
Длясердца вольного и пламенных страстей?
Зачем онруку дал клеветникам ничтожным?
Зачемповерил он словам и ласкам ложным?
Он, сюных лет постигнувший людей?
В этих строчках использован и другой стилистический прием — параллелизм,то есть одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, то придаетречи особую гармоничность. Не случайно и повторение слова зачем в началекаждого простого предложения в этой конструкции: едино — начатие (или анафора)также подчеркивает упорядоченность по-строения высказывания. В параллельныхсинтаксических конструкциях используется и концовка (или эпифора) — повторениепоследних слов предложения, каких-то его частей: Милый друг, в этом тихом домелихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме возле мирного огня (А.Блок).
Известен эллипсис — пропуск в предложении слова, которое легкоподразумевается из контекста: Я за свечку — свечка в печку. Я за книжку — табежать… (К. Чуковский). Сознательный пропуск сказуемого в таких предложенияхсоздает особый динамизм речи, так что «восстановление» пропущенных глаголовбыло бы неоправданно (ср.: Я взялся за свечку, свечка умчалась в печку).
Особая фигура поэтического синтаксиса — умолчание, т.е. сознательнаянезавершенность предложения. Умолчание раскрывает широкий простор дляподтекста: на месте паузы можно предположить различный комментарий.
В эмфатической речи используются приемы, нарушающие замкнутостьпредложения; речь становится прерывистой, незавершенной:
Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что уж барону время умереть.(А. Пушкин).
Часто используются вставные конструкции, которые представляют собойпопутные замечания, уточнения, добавочные сведения к высказыванию. Например:Поверьте (совесть в том порукой), супружество нам будет мукой (А. Пушкин);
При употреблении однородных членов предложения, занимающих достойное местов эмоциональной речи, возможно многосоюзие — риторическая фигура, состоящая внамеренном повторении сочинительных союзов для логического и интонационноговыделения перечисляемых понятий: «Ox, Лето красное». Любил бы я тебя, когда бне зной, да пыль, да комары, да мухи… (А. Пушкин).
Сильным средством эмоциональной речи является период — гармоническая поформе синтаксическая конструкция, характеризующаяся особой ритмичностью иупорядоченным расположением частей, а также исключительной полнотой изавершенностью содержания. Вспомним строки из онегинского монолога: Когда быжизнь домашним кругом я ограничить захотел, когда б мне быть отцом, супругомприятный жребии повелел; когда б семейственной картиной пленился я хоть мигединый, — то, верно б, кроме вас одной невесты не искал иной. Периодраспадается на две части: в первой интонация повышается, во второй — резкопадает. Этим создаются интонационная целостность и гармоничность периодическойречи. Период строится из соразмерных, одинаковых в синтаксическом отношенииэлементов (чаще всего придаточных предложений).
Широко используются так называемые присоединительные конструкции,воспроизводящие устную речь в ее живой непосредственности (добавление косновному высказыванию дополнительных сообщений, пояснений, возникающих всознании не одновременно с основной мыслью, а лишь после того, как онасформировалась). Например: Вопрос о реорганизации производства решать надо, ипобыстрее
Особая выразительность присуща так называемой парцелляции, понимаемой какчленение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не водной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах,следующих одна за другой после разделительной паузы (после точки,вопросительного или восклицательного знака). Например: Разные они, нашиспециалисты. И по образованию. И по опыту. И по характеру; Нужно искатьисточники прибыли. Искать настойчиво, упорно, терпеливо.
Широко используются в выступлениях так называемые сегментированныеконструкции, или конструкции с двойным обозначением, состоящие из двух частей:первая часть (сегмент, то есть отрезок), находящаяся в начале предложения илитекста и выраженная, как правило, именительным падежом существительного илисловосочетанием во главе с этой формой, называет лицо или предмет, которые вовторой части (в последующем тексте) получают второе обозначение в формеместоимения. Например: Чувство времени дает возможность определить, что сейчаснужно делать.
Широко используются в выступлениях так называемые сегментированныеконструкции, или конструкции с двойным обозначением, состоящие из двух частей:первая часть (сегмент, то есть отрезок), находящаяся в начале предложения илитекста и выраженная, как правило, именительным падежом существительного илисловосочетанием во главе с этой формой, называет лицо или предмет, которые вовторой части (в последующем тексте) получают второе обозначение в формеместоимения. Например: Чувство времени дает возможность определить, что сейчаснужно делать. Перестройка. Что она показала Инициатива— вт чего нам нередконе хватает.5. Заключение
Человек существо социальное, а ведущим коммуникативным средством являетсяречь. «Я мыслю, значит, я существую» писал Декарт. Но мысль без речевойструктуры бесплотна. Главной функцией речи является трансформация внутреннегообраза человека, возникшего в результате подсознательной внутренней илидуховной работы, в сознание слушающего. Для точного воспроизведения образанеобходима выразительная речь, благодаря которой воспроизводимая информацияпробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъемлемойчастью его внутреннего мира. Выразительностью речи называются такие особенностиее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя.
Выразительно может говорить человек соответствующий следующим условиям:самостоятельность мышления; неравнодушие; хорошее знание языка, еговыразительных возможностей; хорошее знание свойств и особенностей языковыхстилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков.
Выразительные средства языка иногда сводят к так называемымвыразительно-изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность могутусиливать единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и кончая синтаксисоми стилями. Выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаютсяактуализацией его семантики. Актуализация семантики слова в поэзии обычносвязана с тем, что можно назвать ассоциативностью образного мышления. Напринципах ассоциации действуют, и другие выразительные средства речи. Неменьшими, чем лексика, возможностями усиливать и ослаблять выразительность речирасполагает синтаксис языка.
Одно умение находить «свои», выразительные и эмоциональные слова еще несделает вашу речь живой, если вы не владеете секретами экспрессивногосинтаксиса. Ведь слова надо уметь выстроить из них такие предложения, которыепозволяли бы использовать разнообразные интонации, умело расставить паузы.6. Список литературы
1. Головин И.Б. Основы культуры речи. — Спб: Слово, 1983
2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика. — М.:Знание, 1987
3. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики:правила хорошей речи М. Знание, 1991
4. Фармина Л.Г. Учимся говорить правильно. М.: Мир, 1992