РАЗВИТИЕЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виды крестьянского труда
Прежде чем приступить кзнакомству с детским трудом, вспомним вкратце о крестьянском труде в целом.
Основу всейкрестьянской жизни, как известно, издревле составляло земледелие, которое вомногом определяло уклад общественной и семейной жизни, взгляды на окружающее, взаимоотношениялюдей и воспитание детей. Земледелие развивалось в различных и сложных природноклиматическихзонах, требовало огромного труда, наблюдений и накопило богатые традиции.
Главной и надежнойсельскохозяйственной культурой была рожь, которая почти всегда давала урожай;выращивались также ячмень, пшеница, просо, горох, лен, конопля и др. Главныморудием обработки почвы являлась соха (XIII—XX вв.), которая со временемсовершенствовалась, в отдельных регионах пользовались плугом с металлическимлемехом. Главное рабочее животное — лошадь. На подворье содержались коровы,козы, овцы, куры, гуси. Сельскохозяйственные орудия — коса, серп, борона. Всеэто были атрибуты аграрной культуры, сохранявшейся на протяжении многих веков.
Успех земледелия вомногом зависел от природы, в частности, погода для земледельца значила оченьмного, поэтому за ней тщательно наблюдали, а результаты наблюдений позволялиопределиться с сельскохозяйственными работами. Так, если на Сретенье (15февраля) было холодно — жди поздней весны, значит, готовься в определенныесроки сеять хлеб и т.п.; если курочка в день Евдокии (14 марта) воды напьетсяиз лужи, то овечка на Егория (6 мая) травы наестся, т.е. будет хорошая весна. Омногом говорили и другие природные особенности: период цветения черемухи,распускание листьев у дуба; много снега зимой — много хлеба, если снег таял «дружно»— сеяли яровые рано. Метель, вьюга на день Евдокии предвещали — скот придетсядержать в хлеву весною дольше, что было трудно для небогатого кормамикрестьянского хозяйства. Так, наблюдая за приметами в определенные дни,крестьяне составляли долгосрочный прогноз, что позволяло им соответствующимобразом подготовиться к предстоящим сезонным земледельческим работам.
Спецификаприродно-климатических условий России отразилась и в названиях русскогонародного календаря, возникшего в древности.
/>
Были и другие варианты названий:жарник, страдник — июль, изюк июнь и т.п. При этом на каждый месяц идень имелись свои приметы: коли в декабре снег привалит вплотную к заборам —плохое будет лето; май холодный — год хлебородный; в ноябре снегу надует — хлебприбудет и т.п.
Земледелие вкрестьянских хозяйствах было тесно связано со скотоводством, которое требовалотакже неустанного внимания и много труда как летом, так и зимой.
Отметим характернуюособенность крестьянского труда: несмотря на повторяемость из сезона в сезон,из года в год одних и тех же работ, в нем отсутствовала рутина. Можетпоказаться, что однообразие дел не требует ничего, кроме механических навыков,но нет: погодные условия, состояние семян для посева, состояние здоровьяскотины, норов каждого животного и многое другое требовали живости ума,сообразительности, наблюдательности и каждодневного приспособления крестьянинак этим особенностям. Даже маленькие дети приучались выполнять работупо-разному, с учетом неодинаковых обстоятельств; так, девочка-нянька, стараясьуспокоить ребенка, прибегала к разным мерам: с одним говорила строго, другоголаскала, кого-то развлекала. Также и в обращении с животными требовался разныйподход: мальчик-подпасок мог одну корову осадить грозным криком, а другуюприласкать, т.е. труд постоянно требовал проявления творческого начала.
Труд детей
С самого раннегодетства ребенок погружался в трудовую атмосферу семьи, становился участникомразнообразных дел, втягивался постепенно в систему трудовых обязанностей иотношений.
Как только ребенокподрастал, начинал твердо стоять на ногах и понимать речь окружающих, он легкои естественно включался в работу. Его не принуждали родители, не заставлялитрудиться, а заинтересовывали делом, позволяли делать что-то самому, помогатьстаршим, ведь известно, что ребенок по природе своей активное существо. Детскаяжажда подражания, активность, пример окружающих были самыми действенными побудителямик труду. Уже в четыре-пятъ лет девочка помогала сестре сматывать нитки, кормитькур, мальчик подавал лыко отцу, плетущему лапти и т.п. Мальчик начинал гонятьскотину на водопой, учился ездить верхом. Шести-семилетнемуребенку доверяли загнать скотину во двор, принести дров в избу. Мальчики быливозле плотничающего отца, девочки — возле матери за прялкой и выполняли ихпосильные, несложные поручения. Девочки очень рано начинали нянчить младшихбратьев и сестер и приобщались к работе по дому — ухаживали за птицей, мылипосуду и полы, носили воду.
Крестьянский мальчик всемь-восемь лет уже помогал отцу на пашне, управляясь с лошадью. Зимой онпомогал отцу в заготовке дров, учился владеть пилой и топором. С отцом ходил наохоту, учился ставить силки, стрелять из лука, мог рыбачить.
В девятъ-десять летподросток сам мог управляться с лошадью, умел запрягать ее.
Но не сразу детипринимались за настоящее дело, народный опыт воспитания подсказывал взрослым,что делать это надо постепенно, включая их в игру. Маленькая лопата и граблибыли в руках у ребенка, когда он работал вместе со взрослыми; отец частооставлял для сына маленький клочок земли, где мальчик учился пахать. Девочкаучилась стряпать вместе с матерью, делая из теста свои лепешки и хлебцы. В маленькомведерке она начинала носить воду. Для девочки делали маленькую прялку и онасидела за нею рядом со старшими сестрами. Она училась шить наряды для куклы,которую могли изготавливать дети постарше. Так, постепенно овладевая трудовыминавыками, дети с возрастом втягивались в работу, умело обращаясь с орудиямитруда, инвентарем, скотиной.
От игры постепеннопереходили к настоящей работе.
В десять — тринадцатьлет подросток мог уже пахать, а к четырнадцати годом — косить, жать серпом,работать топором и цепом, т.е. становился настоящим работником. В зимнее времяон мог плести лапти и лукошки.
Парень в четырнадцать — шестнадцать лет обучался таким трудным видам работы, как косьба, занималсяпахотой, молотьбой, заготовкой дров в лесу, знал многие тон кости крестьянскогодела. В восемнадцать лет он мог провести сев (это самая сложная работа), и сэтого времени он считался полноценным хозяином.
Помогали подросткисемье и своим заработком, нанимаясь на лето в подпаски или выезжая пастилошадей в «ночное» вместе с группой сверстников. Семейство получалонужный приработок, а для самого подростка это была своего рода школа, где онвыучивался соблюдению взятых на себя обязательств и дисциплинированномувыполнению дела.
Девочка кроме домашнейработы, к которой приобщалась очень рано, начинала с девяти-десяти лет работатьсерпом в поле, с этого же времени она по-настоящему занималась вязанием снопов,полола грядки, теребила лен и коноплю. В десять — двенадцать лет она уже доилакорову, могла замесить тесто, стряпала, стирала, присматривала за детьми,носила воду, шила, вязала и делала много другого по хозяйству.
В четырнадцать летдевочка жала хлеб, косила траву, начинала работать наравне со взрослыми. И незабудем — к этому времени она уже должна была заготовить себе приданое.
Соревнование,соперничество особенно характерно для отрочества. «Подростка приходилосьосаживать, ведь ему хочется научиться пахать раньше ровесника, чтобы все девки,большие и маленькие, увидели это. Хочется нарубить дров больше, чем у соседа,чтобы никто не назвал его маленьким или ленивым, хочется наловить рыбы дляматеринских пирогов, насобирать ягод, чтобы угостить младших».
В возрасте четырнадцати- шестнадцати лет юноши и девушки, пройдя большую трудовую выучку, становилисьсамостоятельными, уверенно принимались за работу, держались более степенно.
Менялись с возрастом итребования взрослых к поведению молодых людей, при этом парень был болеесвободен от родительской опеки, он мог без спроса уходить вечерами, бывать нагулянках. Другое дело девушки, с них родители старались не спускать глаз, имнельзя было без разрешения взрослых посещать гулянья, вести себя в доме пригостях положено было скромно, есть мало, больше молчать, потупив взор, и несмеяться громко.
Здесь описаны далеко невсе трудовые занятия, в которые включался ребенок с ранних лет. Но и описанныевыше свидетельствуют о том, как много они значили для подрастающего ребенка.
«Вся жизнькрестьянина была пронизана заботой об урожае, скотине, погоде, что формироваломировоззрение детей, приучало к ответственности за судьбу урожая, благополучиесемьи. В бедной и богатой семье труд составлял основу существования».
Труд — это не тольковыработка навыков и умений, это и развитие миропонимания, нравственная закалка,эстетические переживания и, конечно, физическое развитие и здоровье.
Включаясь в труд,человек познавал закономерности природных явлений, видел их взаимосвязь ивзаимозависимость (например, что сеять рожь можно только в определенное время,когда природа этому благоприятствует, что она созреет через несколько недель ичто убирать ее можно тоже с учетом природных условий и т.п.). Тонкие наблюденияза окружающим миром, осуществляемые в процессе выполнения различных дел инеобходимые для их успешности, способствовали развитию мыслительных операций,умению делать выводы из наблюдений, пробуждали проницательность и пытливость.
Включаясь вначаледобровольно, а позже и по необходимости в различные дела, ребенок, подростоквоспринимал свою работу как естественное и необходимое занятие, от которогонельзя будет уйти в течение всей жизни: ведь все окружающие трудятся, не нужнобыло и говорить, что без труда немыслимо само существование. Осознание ролитруда как жизненной необходимости формировало и соответствующее отношение кнему. Крестьянская работа трудна, связана со многими неудобствами: раннеевставание, работа под дождем или снегом, в грязь и хлябь — требует большогофизического напряжения. Все эти трудности воспринимались и Маленьким ребенком,и юношей как неотвратимые, и они принимали их безропотно, хотя, наверное, имечтали о более легкой жизни. Возможно, сказочные Иванушка и Емеля и быливоплощением этой мечты?
Терпение, умениепереносить жизненные тяготы, радоваться трудовым успехам, испытывать трепетныечувства при виде поднимающихся зеленей в полях — это также следствие трудовойдеятельности. Труд с малолетства воспитывал ум и душу человека.
Трудовая деятельностьукрепляла и закаливала растущий организм, вырабатывала физическую силу и выносливость,что в свою очередь проявлялось в труде.
Выработке серьезного,уважительного отношения детей к труду способствовали обряды, связанные сосновными крестьянскими работами. Остановимся на двух таких обрядах.
Обряд началисельскохозяйственных работ. Началу весенних полевых работ придавалось особоезначение, так как от него во многом зависела судьба урожая и благополучие семьи.Поэтому сложился особый ритуал начала работ с различными магическимидействиями, соблюдение которых должно было гарантировать успешность вспашки ипосева, а значит, было залогом хорошего урожая. В каждом селе этот обрядисполнялся по-своему, но были и общие особенности. «Правильное поведениепри „зачине“ должно было обеспечить успех в дальнейшем,предотвратить, по мнению крестьян, возможные неприятности и стихийные бедствия»,помочь оградиться от них всем миром.
Перед зачином — началомвспашки проходила сходка, на которой избирали человека, зачин которого,считали, будет «легким». Нужен был такой крестьянин, у которого «легкаярука», человек добрый, хороший, обязательно мужчина: «Самим Богомположено, чтобы сеял мужик». Здесь же решали, когда начинать сеять всемостальным: до обеда или завтра. Затем выносили хлеб и икону, запрягали лошадь всоху и отправлялись в поле. Избранный крестьянин перед иконою клал три земныхпоклона, затем, поклонившись на все четыре стороны, делал сохою борозды черезвсе участки.
На общинные деньгизаказывали в церкви крестный ход во время засева; в этот день обычно неработали.
Когда озимые «пошлив рост», тоже могли служить на поле молебен. А затем, тут же на поле,устраивали пирушку, где присутствовали все крестьяне.
Также, по-особомуобставлялся день, посвященный первому выгону скота, совершавшийся б мая, в деньГеоргия Победоносца, которого исследователи считают пришедшим на сменуязыческому Яриле. Крестьяне верили, что Егорий сам, невидимо для людей,выезжает на своем коне и пасет скот, оберегая его от зверей, над которыми тожевластвует (известно, что выпас скота был всегда связан с опасностью нападениязверья, которого в окружающих деревню лесах было полно). «Отче наш,Георгий, спаси и сохрани нашу скотинку в темных лесах, в жидких местах от дикихзверей, от ползучих змей и от злых людей. Аминь».
Перед этим днемребятишки ходили по домам с песней «Батюшка Егорий» и собирали мзду.В семьях совершали целый ряд ритуальных действий, направленных, как считалось,на сохранение скота; например, хозяева молятся, потом обходят свой скот схлебом-солью, с иконой святого Георгия,приговаривая: «Святой Егорий-батюшка, сдаем на руки тебе свою скотину ипросим тебя: сохрани ее от зверя лютого!» Затем кладут под ворота замок иключ — чтобы пасть звериная была так крепко заперта, как запирается замокключом. Выгоняя скотину со двора, приговаривали: «Егорий храбрый, примимою животину на все полное лето и спаси ее!»
Выгон скота начиналсяодновременно во всей общине перед обедом. Из каждого двора дети гнали вербамикоров, овец и свиней, за ними шли хозяин с хозяйкой. Когда стадо собралось,пастух обходил его трижды, держа на голове ковригу хлеба, а на плече кнут. Запастухом шла здоровая, цветущая молодуха, за нею — староста, тоже с ковригой наголове. Затем все молились.
Пастух собирал всестадо потеснее и перебрасывал через него палку: «Ну, слава Богу,перешвырнул все болезни нашей скотинушки через все стадо». Ну, а послеэтого мальчишки играли в горелки, бегая вокруг стада, что должно былоспособствовать хорошим удоям. Работать в этот день было нельзя.
В день Николы Угодника(22 мая) проводился первый выгон лошадей в ночное. Деревенские подростки ипастух ночью жгли костры, пекли в золе картошку, затевались игры вплоть дозари.
За этими днями шли идругие, обставляемые определенными ритуальными действиями: «Зажин» —начало жатвы; начало сенокоса и др.
Спросим себя: как этиобряды способствовали трудовому воспитанию детей, ведь обряд не требовалучастия детей в труде? При их исполнении дети еще раз проникались главнымизаботами крестьян — о хорошем урожае и сохранности скота. Включаясь в обряды,связанные с сельскохозяйственными делами, подростки овладевали теми ритуальнымидействиями, которые, по убеждению крестьян, способствовали хорошим результатамтруда, вызывали помощь магических сил для обеспечения вместе с повседневнойработой благополучия семьи. Серьезность, с которой взрослые относились кописанным обрядам, вызывала и у детей понимание большой важности начинаемогодела и развивала у них такое же серьезное отношение к работе.
Участие детей вобщественных работах
Помочи. Были такиедеревенские работы, которые сплачивали, учили взаимовыручке и поддержке,вызывали к жизни такие человеческие качества, как милосердие, великодушие,отзывчивость, совестливость.
К работам такого родаотносится оказание помощи соседям, односельчанам, оказавшимся в трудномположении: погорельцам, сиротам, вдовам, одиноким старикам, семьям рекрутов,помощь во время похорон и т.п. Пострадавший,например, от пожара крестьянин обращался к миру с просьбой помочь построитьизбу, и общество обязательно откликалось на просьбу: сообща заготавливалибревна в лесу, вывозили их и ставили дом. Больному хозяину, не сумевшемувовремя заготовить семена, могли собрать их для посева по лукошку со двора иобработать землю, посеять семена.
Такая формавзаимопомощи называлась помочью. Обычно помочи бывали в полевых работах, привспашке земли, жатве для тех, у кого нет лошади или не хватает рабочих рук.Хозяин, как правило, обращался за помощью либо к общине, либо к своим близкимзнакомым, соседям и родственникам. Редко кто отказывался от участия в помочах,ведь Каждый крестьянин понимал, что и сам может оказаться в бедственномположении.
На помочи крестьянесобирались не только при обращении хозяев, но и сами проявляли инициативу, есливидели бедственное положение хозяев. Участие в помочах считалось нравственнойобязанностью каждого, обыкновенным явлением, а если кто отказывался прийти напомощь, то никто его не наказывал, но общество осуждало, а поступать противобщественного мнения решались редко.
Привлекали помочимолодых и потому, что уже во время работы звучали песни, шутки, затевалисьшалости. А по окончании работы могли целую ночь петь, кататься на лошадихозяина и т.п. Существовала своя этика для хозяина: он не указывал, кому и какработать, не делал замечаний, а был любезен и приветлив, но нерадивых вследующий раз не приглашали.
Вот некоторые виды помочей:
Взятки— возведение сруба, подготовленного хозяином, на фундамент, когда разбиралиготовый сруб, ставили на подготовленное место, конопатили.
Печебитье — складываниеглинобитной печи, чем занимались обычно холостые парни и девицы. Это молодежныепомочи, на которых труд сочетался с вечеринкой. Нужно было привезти глину,затем мять и утрамбовывать ее досками, утаптывать ногами. Как правило, этапомочь собиралась при строительстве новой избы.
Супрядки — это прядениеиз шерсти, льна, конопли женщинами и девушками. Обычно их устраивали в семьях,где было мало женщин или слишком много детей. Вначале из сырья готовили пряжу;сырье для этого заранее рассылалось к женщинам — знакомым и родственницам, онипряли нитки, иногда каждая работала отдельно в своей избе, а часто и на общихпосиделках. Потом назначался вечер супрядок, на который пряхи являлись сготовой пряжей и нитками в лучших своих нарядах, а хозяйка устраивала угощениес песнями и плясками.
Устраивались супрядки икак поочередные помочи, по очереди у многих девушек, когда собирались то водной, то в другой избе.
Толока льна — этопреимущественно девичьи и женские помочи, хотя могли участвовать в них имолодые парни. Они собирались поочередно в разных избах, начиная с крайнегодвора деревни, и были необходимы потому, что нужно было быстро обработатьсобранный лен. Девушки и бабы-молодухи приходили со своими мялками на ночь,работали до рассвета при свете фонаря или сальной свечи, Каждая работницадолжна была обработать за время работы 100 снопов. Всю ночь работали спеснями, а днем хозяин угощал их обедом.
Было еще немало поводовдля помочей: при распашке, завершении жатвы, сеновницы — помощь в заготовкесена, дровяницы — при рубке леса, капустки — при засолке капусты и др.
Необходимостьвзаимопомощи ребенок осознавал очень рано, наблюдая за жизнью своей семьи,слушая разговоры взрослых о предстоящих помочах и постепенно включаясь в них.Для него, так же как и для взрослых крестьян, помочи являлись данностью,необходимостью, поэтому обязательность участия в них не вызывала сомнений. Такс самого раннего детства пробуждались в душе человека доброта к людям,готовность к взаимовыручке и стремление облегчить жизнь своим соседям,родственникам и просто нуждающимся в помощи.
Во время общих работпроявлялись сообразительность, ловкость, виртуозность в отдельных делах. Мнениео девушке складывалось и по внешнему виду, многое в своей одежде онаизготавливала сама, и по этому было видно какая это работница.
Совместная работавызывала у ее участников большой эмоциональный подъем, молодые здесь не толькотрудились, но и сплачивались, сближались, лучше узнавали друг друга, а песни ишутки вызывали радостное настроение. Все это окрашивало тяжелую работу вмажорные тона, и поэтому участие в помочах не воспринималось как тяжелаяобязанность. Для помочей было как раз характерно переплетение трудовых ипраздничных элементов.
Трудовые праздники, Всередине августа оканчивался период уборки хлебов. Жатва — это время оченьнапряженной работы, когда важно было собратьурожай в короткие сроки с минимумом потерь, когда невозможно было оттянутьсроки работы — их диктовала природа. Именно в это время в поле была вся семья:жали, вязали снопы, ставили копны и т.п., работа шла от зари до зари.
В завершающие дниработы проводилась помочь — «дожинки», которые органично срастались спраздником по поводу окончания всей жатвы. Помочь могли устроить на полосе ухворой бабы или у сирот, старшей из которых всего 13—14лет,т.е. у тех, кто не мог сам управиться с уборкой. Была и помочь, на которуюприглашали специально родственниц и близких людей, а бывало и парней.
Радость по успешномузавершению напряженной работы была так велика, что требовала специальногопраздника.
По окончании работ жнеикатались по ниве, чтобы спина у них не болела к будущему жнитву, со словами «нивка,нивка отдай мою силку». И обязательно был обряд завивания «бороды»,сохранившийся еще с древних языческих времен и направленный на то, чтобывернуть земле силу для урожая в следующем году.
Накануне обрядаобходили дома и, стуча палкой в окно, приглашали: «Зазтра на бороду!»Помощницы приходили на поле рано утром со своими серпами и работали с песнямии шутками, пока не выжинали весь хлеб. А в некоторых местах последний сноп жалимолча; если кто-то заговорит, у той «жених будет слепой». Последниеколосья оставляли несжатыми, их связывали — это и есть борода. Украшали еелентами, обвязывали травой и пригибали к земле, слегка присыпав ею, под бородуклали хлеб с солью, низко кланялись и говорили:
— Вот тебе, Илья,борода, уроди нам ржи да овса!
После того как завили «бороду»,с последним сжатым снопом — «именинником», наряженным в сарафан,уходили с песнями с поля. К этому случаю было припасено немало особых песен.Сноп торжественно вносили в избу хозяина и ставили под иконы, а потомскармливали его скотине и птице. В доме хозяина к приходу помочанок былоприготовлено угощение и начинался пир. После угощения девушки с песнями иплясками ходили по деревне и величали хозяина; здесь же были и парни, иногда налошадях хозяина они с песнями и шуточками катались по улице.
В праздник превращалсясенокос — трудная, но веселая пора, продолжающаяся около месяца в разгар лета,в июле. Скошенную косарями траву женщины сушили — переворачивали, растрепывали,сгребали в кучу — копнили и т.д. Косили траву, сушили ее и складывали в стогасообщи, а потом готовое сено делили по душам.
И везде нужно былознать правила работы, чувствовать, когда сено готово к закладке в стога; многохлопот добавляли дожди. Но при благоприятных погодных условиях уборка сена —приятная сельхозработа.
Теплые ночи,благоухание трав на лугах, купание после зноя — все это создавало праздничноенастроение.
Все участники, особеннодевушки, надевали лучшие платья, наряжались, во время работы много пели. Лугтогда превращался и в место гулянья, где водили хороводы, играли на гармониках,шутили, где девушки красовались перед женихами. Часто на дальние луга крестьяневыезжали семьями, брали с собой младенцев. В шалашах отдыхали, на кострахготовили пищу. Для обеда объединялись по несколько семей, после работы на лугустаршие отдыхали, а молодые отправлялись за ягодами. В шалаши за деревнейпереселялись и тогда, когда луга были неподалеку; в эту пору молодежьоставалась на лугах во все время сенокоса. Поэтому времени этого ожидали с нетерпениеми, несмотря на тяжелый труд, считали его праздником.
Осенними капусткаминачиналось время осенних вечорок молодежи. После окончания сбора капустыпредстояла трудоемкая работа по ее засолке, для этого и приглашались на неедевушки «капустницы», а парни приходили без приглашения для помощидевушкам, а главным образом — для развлечения работниц. Предстояло за один деньизрубить, нашинковать капусту, уложить ее в кадки и опустить в погреб. Бывалообрабатывали до 5000 кочанов, тогда и помочанок требовалось много — до 200девушек. А часто собирались на капустки и в небольшом составе, если капустыбыло немного. Но оставался неизменным обычай: работа сочеталась с праздником.
После того какуправлялись с работой, хозяйка приглашала всех в избу и выставляла угощение длямолодежи. Тут и начиналось веселье до утра: песни, игры, пляски; пели обычноигровые песни, исполнялись и величальные, те, которые пели на свадебных вечерахв честь холостых родственников.
Итак, помочи, играяважную роль в хозяйственной жизни деревни, много значили и в деле закрепленияопределенных этических норм, в сохранении обычаев и составлении общественногомнения. Через помочи передавались из поколения в поколение хозяйственные уменияи навыки, молодежь воспринимала знания, приобретенные старшими в их практике.Здесь создавалась репутация жениха и невесты, выявлялись их достоинства инедостатки, а в процессе общения во время помочей закреплялись дружескиепривязанности.
Оценивая в целомзначение детского труда в становлении личности, отметим его огромную роль вразвитии физических и духовных сил и в подготовке к активной трудовойдеятельности. Основная особенность труда крестьянских детей видится впривязанности его ко всем видам работ взрослого крестьянина. Именно так, входяв трудовые отношения и обязанности, дети постепенно, шаг за шагом включались восновные сферы жизнедеятельности, проживали еще в детстве основные ее этапы.Они не готовились к будущему труду, а жили им, занимались значимыми для семьи иобщества делами, одновременно овладевая практическими навыками и умениями,выдавая определенный продукт работы. Труд являлся не столько средствомвоспитания, сколько смыслом жизни человека с раннего возраста. Связанный сосновными сферами жизни, детский труд обеспечивал многостороннее развитиеличности и был залогом преуспевания человека в самостоятельной взрослой жизни.
Литература
1. КонстантиновН.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики-М., Просвещение, 1982г.
2. Харламов и. Ф.Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990.
3. Харламов И.В.Педагогика. Минск., 1998.
4. Лихачев Б.Т.Лекции по педагогике. М.,1995.
5. Бордовская Н.В.,Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. «Питер», 2000.