Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие личности ребенка в трудовой деятельности

РАЗВИТИЕЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды крестьянского труда
 
Прежде чем приступить кзнакомству с детским трудом, вспомним вкратце о крестьянском труде в целом.
Основу всейкрестьянской жизни, как известно, издревле составляло земледелие, которое вомногом определяло уклад общественной и семейной жизни, взгляды на окружающее, взаимоотношениялюдей и воспитание детей. Земледелие развивалось в различных и сложных природнокли­матическихзонах, требовало огромного труда, наблюдений и накопило богатые традиции.
Главной и надежнойсельскохозяйственной культурой была рожь, которая почти всегда давала урожай;выращивались также ячмень, пшеница, просо, горох, лен, конопля и др. Главныморудием обработки почвы являлась соха (XIII—XX вв.), которая со временемсовершенствовалась, в от­дельных регионах пользовались плугом с металлическимлемехом. Главное рабочее животное — лошадь. На подворье содержались коровы,козы, овцы, куры, гуси. Сельскохозяйственные орудия — коса, серп, борона. Всеэто были атрибуты аграрной культуры, сохранявшейся на протяжении многих веков.
Успех земледелия вомногом зависел от природы, в частности, погода для земледельца значила оченьмного, поэтому за ней тщательно наблюдали, а результаты наблюдений позволялиопределиться с сельскохозяйственными работами. Так, если на Сретенье (15февраля) было холодно — жди поздней весны, значит, готовься в определенныесроки сеять хлеб и т.п.; если курочка в день Евдокии (14 марта) воды напьетсяиз лужи, то овечка на Егория (6 мая) травы наестся, т.е. будет хорошая весна. Омногом говорили и другие природные особенности: период цветения черемухи,распускание листьев у дуба; много снега зимой — много хлеба, если снег таял «дружно»— сеяли яровые рано. Метель, вьюга на день Евдокии предвещали — скот придетсядержать в хлеву весною дольше, что было трудно для небогатого кормамикрестьянского хозяйства. Так, наблюдая за приметами в определенные дни,крестьяне составляли долгосрочный прогноз, что позволяло им соответствующимобразом подготовиться к предстоящим сезонным земледельческим ра­ботам.
Спецификаприродно-климатических условий России отразилась и в названиях русскогонародного календаря, возникшего в древности.
/>
Были и другие варианты названий:жарник, страдник — июль, изюк         июнь и т.п. При этом на каждый месяц идень имелись свои приметы: коли в декабре снег привалит вплотную к заборам —плохое будет лето; май холодный — год хлебородный; в ноябре снегу надует — хлебприбудет и т.п.
Земледелие вкрестьянских хозяйствах было тесно связано со скотоводством, которое требовалотакже неустанного внимания и много труда как летом, так и зимой.
Отметим характернуюособенность крестьянского труда: несмотря на повторяемость из сезона в сезон,из года в год одних и тех же работ, в нем отсутствовала рутина. Можетпоказаться, что однообразие дел не требует ничего, кроме механических навыков,но нет: погодные условия, состояние семян для посева, состояние здоровьяскотины, норов каждого животного и многое другое требовали живости ума,сообразительности, наблюдательности и каждодневного приспособления крестьянинак этим особенностям. Даже маленькие дети приучались выполнять работупо-разному, с учетом неодинаковых обстоятельств; так, девочка-нянька, стараясьуспокоить ребенка, прибегала к разным мерам: с одним говорила строго, другоголаскала, кого-то развлекала. Также и в обращении с животными требовался разныйподход: мальчик-подпасок мог одну корову осадить грозным криком, а другуюприласкать, т.е. труд постоянно требовал проявления творческого начала.
Труд детей
 
С самого раннегодетства ребенок погружался в трудовую атмосферу семьи, становился участникомразнообразных дел, втягивался постепенно в систему трудовых обязанностей иотношений.
Как только ребенокподрастал, начинал твердо стоять на ногах и понимать речь окружающих, он легкои естественно включался в работу. Его не принуждали родители, не заставлялитрудиться, а заинтересовывали делом, позволяли делать что-то самому, помогатьстаршим, ведь известно, что ребенок по природе своей активное существо. Детскаяжажда подражания, активность, пример окружающих были самыми действенными побудителямик труду. Уже в четыре-пятъ лет девочка помогала сестре сматывать нитки, кормитькур, мальчик подавал лыко отцу, плетущему лапти и т.п. Мальчик начинал гонятьскотину на водопой, учился ездить верхом. Шести-семилетнемуребенку доверяли загнать скотину во двор, принести дров в избу. Мальчики быливозле плотничающего отца, девочки — возле матери за прялкой и выполняли ихпосильные, несложные поручения. Девочки очень рано начинали нянчить младшихбратьев и сестер и приобщались к работе по дому — ухаживали за птицей, мылипо­суду и полы, носили воду.
Крестьянский мальчик всемь-восемь лет уже помогал отцу на пашне, управляясь с лошадью. Зимой онпомогал отцу в заготовке дров, учился владеть пилой и топором. С отцом ходил наохоту, учился ставить силки, стрелять из лука, мог рыбачить.
В девятъ-десять летподросток сам мог управляться с лошадью, умел запрягать ее.
Но не сразу детипринимались за настоящее дело, народный опыт воспитания подсказывал взрослым,что делать это надо постепенно, включая их в игру. Маленькая лопата и граблибыли в руках у ребенка, когда он работал вместе со взрослыми; отец частооставлял для сына маленький клочок земли, где мальчик учился пахать. Девочкаучилась стряпать вместе с матерью, делая из теста свои лепешки и хлебцы. В маленькомведерке она начинала носить воду. Для девочки делали маленькую прялку и онасидела за нею рядом со старшими сестрами. Она училась шить наряды для куклы,которую могли изготавливать дети постарше. Так, постепенно овладевая трудовыминавыками, дети с возрастом втягивались в работу, умело обращаясь с орудиямитруда, инвентарем, скотиной.
От игры постепеннопереходили к настоящей работе.
В десять — тринадцатьлет подросток мог уже пахать, а к четырнадцати годом — косить, жать серпом,работать топором и цепом, т.е. становился настоящим работником. В зимнее времяон мог плести лапти и лукошки.
Парень в четырнадцать — шестнадцать лет обучался таким трудным видам работы, как косьба, занималсяпахотой, молотьбой, заготовкой дров в лесу, знал многие тон кости крестьянскогодела. В восемнадцать лет он мог провести сев (это самая сложная работа), и сэтого времени он считался полноценным хозяином.
Помогали подросткисемье и своим заработком, нанимаясь на лето в подпаски или выезжая пастилошадей в «ночное» вместе с группой сверстников. Семейство получалонужный приработок, а для самого подростка это была своего рода школа, где онвыучивался соблюдению взятых на себя обязательств и дисциплинированномувыполнению дела.
Девочка кроме домашнейработы, к которой приобщалась очень рано, начинала с девяти-десяти лет работатьсерпом в поле, с этого же времени она по-настоящему занималась вязанием снопов,полола грядки, теребила лен и коноплю. В десять — двенадцать лет она уже доилакорову, могла замесить тесто, стряпала, стирала, присматривала за детьми,носила воду, шила, вязала и делала много другого по хозяйству.
В четырнадцать летдевочка жала хлеб, косила траву, начинала работать наравне со взрослыми. И незабудем — к этому времени она уже должна была заготовить себе приданое.
Соревнование,соперничество особенно характерно для отрочества. «Подростка приходилосьосаживать, ведь ему хочется научиться пахать раньше ровесника, чтобы все девки,большие и маленькие, увидели это. Хочется нарубить дров больше, чем у соседа,чтобы никто не назвал его маленьким или ленивым, хочется наловить рыбы дляматеринских пирогов, насобирать ягод, чтобы угостить младших».
В возрасте четырнадцати- шестнадцати лет юноши и девушки, пройдя большую трудовую выучку, становилисьсамостоятельными, уверенно принимались за работу, держались более степенно.
Менялись с возрастом итребования взрослых к поведению молодых людей, при этом парень был болеесвободен от родительской опеки, он мог без спроса уходить вечерами, бывать нагулянках. Другое дело девушки, с них родители старались не спускать глаз, имнельзя было без разрешения взрослых посещать гулянья, вести себя в доме пригостях положено было скромно, есть мало, больше молчать, потупив взор, и несмеяться громко.
Здесь описаны далеко невсе трудовые занятия, в которые включался ребенок с ранних лет. Но и описанныевыше свидетельствуют о том, как много они значили для подрастающего ребенка.
«Вся жизнькрестьянина была пронизана заботой об урожае, скотине, погоде, что формироваломировоззрение детей, приучало к ответственности за судьбу урожая, благополучиесемьи. В бедной и богатой семье труд составлял основу существования».
Труд — это не тольковыработка навыков и умений, это и развитие миропонимания, нравственная закалка,эстетические переживания и, конечно, физическое развитие и здоровье.
Включаясь в труд,человек познавал закономерности природных явлений, видел их взаимосвязь ивзаимозависимость (например, что сеять рожь можно только в определенное время,когда природа этому благо­приятствует, что она созреет через несколько недель ичто убирать ее можно тоже с учетом природных условий и т.п.). Тонкие наблюденияза окружающим миром, осуществляемые в процессе выполнения различных дел инеобходимые для их успешности, способствовали развитию мысли­тельных операций,умению делать выводы из наблюдений, пробуждали проницательность и пытливость.
Включаясь вначаледобровольно, а позже и по необходимости в раз­личные дела, ребенок, подростоквоспринимал свою работу как естественное и необходимое занятие, от которогонельзя будет уйти в течение всей жизни: ведь все окружающие трудятся, не нужнобыло и говорить, что без труда немыслимо само существование. Осознание ролитруда как жизненной необходимости формировало и соответствующее отношение кнему. Крестьянская работа трудна, связана со многими неудобствами: раннеевставание, работа под дождем или снегом, в грязь и хлябь — требует большогофизического напряжения. Все эти трудности воспринимались и Маленьким ребенком,и юношей как неотвратимые, и они принимали их безропотно, хотя, наверное, имечтали о более легкой жизни. Возможно, сказочные Иванушка и Емеля и быливоплощением этой мечты?
Терпение, умениепереносить жизненные тяготы, радоваться трудовым успехам, испытывать трепетныечувства при виде поднимающихся зеленей в полях — это также следствие трудовойдеятельности. Труд с малолетства воспитывал ум и душу человека.
Трудовая деятельностьукрепляла и закаливала растущий организм, вырабатывала физическую силу и выносливость,что в свою очередь проявлялось в труде.
Выработке серьезного,уважительного отношения детей к труду способствовали обряды, связанные сосновными крестьянскими работами. Остановимся на двух таких обрядах.
Обряд началисельскохозяйственных работ. Началу весенних полевых работ придавалось особоезначение, так как от него во многом зависела судьба урожая и благополучие семьи.Поэтому сложился особый ритуал начала работ с различными магическимидействиями, соблюдение которых должно было гарантировать успешность вспашки ипосева, а значит, было залогом хорошего урожая. В каждом селе этот обрядисполнялся по-своему, но были и общие особенности. «Правильное поведениепри „зачине“ должно было обеспечить успех в дальнейшем,предотвратить, по мнению крестьян, возможные неприятности и стихийные бедствия»,помочь оградиться от них всем миром.
Перед зачином — началомвспашки проходила сходка, на которой из­бирали человека, зачин которого,считали, будет «легким». Нужен был такой крестьянин, у которого «легкаярука», человек добрый, хороший, обязательно мужчина: «Самим Богомположено, чтобы сеял мужик». Здесь же решали, когда начинать сеять всемостальным: до обеда или завтра. Затем выносили хлеб и икону, запрягали лошадь всоху и отправлялись в поле. Избранный крестьянин перед иконою клал три земныхпоклона, затем, поклонившись на все четыре стороны, делал сохою борозды черезвсе участки.
На общинные деньгизаказывали в церкви крестный ход во время засева; в этот день обычно неработали.
Когда озимые «пошлив рост», тоже могли служить на поле молебен. А затем, тут же на поле,устраивали пирушку, где присутствовали все крестьяне.
Также, по-особомуобставлялся день, посвященный первому выгону скота, совершавшийся б мая, в деньГеоргия Победоносца, которого исследователи считают пришедшим на сменуязыческому Яриле. Крестьяне верили, что Егорий сам, невидимо для людей,выезжает на своем коне и пасет скот, оберегая его от зверей, над которыми тожевластвует (известно, что выпас скота был всегда связан с опасностью нападениязверья, которого в окружающих деревню лесах было полно). «Отче наш,Георгий, спаси и сохрани нашу скотинку в темных лесах, в жидких местах от дикихзверей, от ползучих змей и от злых людей. Аминь».
Перед этим днемребятишки ходили по домам с песней «Батюшка Егорий» и собирали мзду.В семьях совершали целый ряд ритуальных действий, направленных, как считалось,на сохранение скота; например, хозяева молятся, потом обходят свой скот схлебом-солью, с иконой святого Георгия,приговаривая: «Святой Егорий-батюшка, сдаем на руки тебе свою скотину ипросим тебя: сохрани ее от зверя лютого!» Затем кладут под ворота замок иключ — чтобы пасть звериная была так крепко заперта, как запирается замокключом. Выгоняя скотину со двора, приговаривали: «Егорий храбрый, примимою животину на все полное лето и спаси ее!»
Выгон скота начиналсяодновременно во всей общине перед обедом. Из каждого двора дети гнали вербамикоров, овец и свиней, за ними шли хозяин с хозяйкой. Когда стадо собралось,пастух обходил его трижды, держа на голове ковригу хлеба, а на плече кнут. Запастухом шла здоровая, цветущая молодуха, за нею — староста, тоже с ковригой наголове. Затем все молились.
Пастух собирал всестадо потеснее и перебрасывал через него палку: «Ну, слава Богу,перешвырнул все болезни нашей скотинушки через все стадо». Ну, а послеэтого мальчишки играли в горелки, бегая вокруг стада, что должно былоспособствовать хорошим удоям. Работать в этот день было нельзя.
В день Николы Угодника(22 мая) проводился первый выгон лошадей в ночное. Деревенские подростки ипастух ночью жгли костры, пекли в золе картошку, затевались игры вплоть дозари.
За этими днями шли идругие, обставляемые определенными ритуальными действиями: «Зажин» —начало жатвы; начало сенокоса и др.
Спросим себя: как этиобряды способствовали трудовому воспитанию детей, ведь обряд не требовалучастия детей в труде? При их исполнении дети еще раз проникались главнымизаботами крестьян — о хорошем урожае и сохранности скота. Включаясь в обряды,связанные с сельскохозяйственными делами, подростки овладевали теми ритуальнымидействиями, которые, по убеждению крестьян, способствовали хорошим результатамтруда, вызывали помощь магических сил для обеспечения вместе с повседневнойработой благополучия семьи. Серьезность, с которой взрослые относились кописанным обрядам, вызывала и у детей понимание большой важности начинаемогодела и развивала у них такое же серьезное отношение к работе.
 
Участие детей вобщественных работах
Помочи. Были такиедеревенские работы, которые сплачивали, учили взаимовыручке и поддержке,вызывали к жизни такие человеческие качества, как милосердие, великодушие,отзывчивость, совестливость.
К работам такого родаотносится оказание помощи соседям, односельчанам, оказавшимся в трудномположении: погорельцам, сиротам, вдовам, одиноким старикам, семьям рекрутов,помощь во время похорон и т.п. Пострадавший,например, от пожара крестьянин обращался к миру с просьбой помочь построитьизбу, и общество обязательно откликалось на просьбу: сообща заготавливалибревна в лесу, вывозили их и ставили дом. Больному хозяину, не сумевшемувовремя заготовить семена, могли собрать их для посева по лукошку со двора иобработать землю, посеять семена.
Такая формавзаимопомощи называлась помочью. Обычно помочи бывали в полевых работах, привспашке земли, жатве для тех, у кого нет лошади или не хватает рабочих рук.Хозяин, как правило, обращался за помощью либо к общине, либо к своим близкимзнакомым, соседям и родственникам. Редко кто отказывался от участия в помочах,ведь Каждый крестьянин понимал, что и сам может оказаться в бедственномполо­жении.
На помочи крестьянесобирались не только при обращении хозяев, но и сами проявляли инициативу, есливидели бедственное положение хозяев. Участие в помочах считалось нравственнойобязанностью каждого, обыкновенным явлением, а если кто отказывался прийти напомощь, то никто его не наказывал, но общество осуждало, а поступать противобщественного мнения решались редко.
Привлекали помочимолодых и потому, что уже во время работы зву­чали песни, шутки, затевалисьшалости. А по окончании работы могли целую ночь петь, кататься на лошадихозяина и т.п. Существовала своя этика для хозяина: он не указывал, кому и какработать, не делал замечаний, а был любезен и приветлив, но нерадивых вследующий раз не приглашали.
Вот некоторые виды помочей:
Взятки— возведение сруба, подготовленного хозяином, на фундамент, когда разбиралиготовый сруб, ставили на подготовленное место, конопатили.
Печебитье — складываниеглинобитной печи, чем занимались обычно холостые парни и девицы. Это молодежныепомочи, на которых труд сочетался с вечеринкой. Нужно было привезти глину,затем мять и утрамбовывать ее досками, утаптывать ногами. Как правило, этапомочь собиралась при строительстве новой избы.
Супрядки — это прядениеиз шерсти, льна, конопли женщинами и девушками. Обычно их устраивали в семьях,где было мало женщин или слишком много детей. Вначале из сырья готовили пряжу;сырье для этого заранее рассылалось к женщинам — знакомым и родственницам, онипряли нитки, иногда каждая работала отдельно в своей избе, а часто и на общихпосиделках. Потом назначался вечер супрядок, на который пряхи являлись сготовой пряжей и нитками в лучших своих нарядах, а хозяйка устраивала угощениес песнями и плясками.
Устраивались супрядки икак поочередные помочи, по очереди у многих девушек, когда собирались то водной, то в другой избе.
Толока льна — этопреимущественно девичьи и женские помочи, хотя могли участвовать в них имолодые парни. Они собирались поочередно в разных избах, начиная с крайнегодвора деревни, и были необходимы потому, что нужно было быстро обработатьсобранный лен. Девушки и бабы-молодухи приходили со своими мялками на ночь,работали до рас­света при свете фонаря или сальной свечи, Каждая работницадолжна была обработать за время работы 100 снопов. Всю ночь работали спесня­ми, а днем хозяин угощал их обедом.
Было еще немало поводовдля помочей: при распашке, завершении жатвы, сеновницы — помощь в заготовкесена, дровяницы — при рубке леса, капустки — при засолке капусты и др.
Необходимостьвзаимопомощи ребенок осознавал очень рано, наблюдая за жизнью своей семьи,слушая разговоры взрослых о предстоящих помочах и постепенно включаясь в них.Для него, так же как и для взрослых крестьян, помочи являлись данностью,необходимостью, поэтому обя­зательность участия в них не вызывала сомнений. Такс самого раннего детства пробуждались в душе человека доброта к людям,готовность к взаимовыручке и стремление облегчить жизнь своим соседям,родственникам и просто нуждающимся в помощи.
Во время общих работпроявлялись сообразительность, ловкость, виртуозность в отдельных делах. Мнениео девушке складывалось и по внешнему виду, многое в своей одежде онаизготавливала сама, и по этому было видно какая это работница.
Совместная работавызывала у ее участников большой эмоциональный подъем, молодые здесь не толькотрудились, но и сплачивались, сближались, лучше узнавали друг друга, а песни ишутки вызывали радостное настроение. Все это окрашивало тяжелую работу вмажорные тона, и поэтому участие в помочах не воспринималось как тяжелаяобязанность. Для помочей было как раз характерно переплетение трудовых ипраздничных элементов.
Трудовые праздники, Всередине августа оканчивался период уборки хлебов. Жатва — это время оченьнапряженной работы, когда важно было собратьурожай в короткие сроки с минимумом потерь, когда невозможно было оттянутьсроки работы — их диктовала природа. Именно в это время в поле была вся семья:жали, вязали снопы, ставили копны и т.п., работа шла от зари до зари.
В завершающие дниработы проводилась помочь — «дожинки», которые органично срастались спраздником по поводу окончания всей жатвы. Помочь могли устроить на полосе ухворой бабы или у сирот, старшей из которых всего 13—14лет,т.е. у тех, кто не мог сам управиться с уборкой. Была и помочь, на которуюприглашали специально родственниц и близких людей, а бывало и парней.
Радость по успешномузавершению напряженной работы была так велика, что требовала специальногопраздника.
По окончании работ жнеикатались по ниве, чтобы спина у них не болела к будущему жнитву, со словами «нивка,нивка отдай мою силку». И обязательно был обряд завивания «бороды»,сохранившийся еще с древних языческих времен и направленный на то, чтобывернуть земле силу для урожая в следующем году.
Накануне обрядаобходили дома и, стуча палкой в окно, приглашали: «Зазтра на бороду!»Помощницы приходили на поле рано утром со свои­ми серпами и работали с песнямии шутками, пока не выжинали весь хлеб. А в некоторых местах последний сноп жалимолча; если кто-то за­говорит, у той «жених будет слепой». Последниеколосья оставляли несжатыми, их связывали — это и есть борода. Украшали еелентами, обвязывали травой и пригибали к земле, слегка присыпав ею, под бородуклали хлеб с солью, низко кланялись и говорили:
— Вот тебе, Илья,борода, уроди нам ржи да овса!
После того как завили «бороду»,с последним сжатым снопом — «име­нинником», наряженным в сарафан,уходили с песнями с поля. К этому случаю было припасено немало особых песен.Сноп торжественно вноси­ли в избу хозяина и ставили под иконы, а потомскармливали его скотине и птице. В доме хозяина к приходу помочанок былоприготовлено угощение и начинался пир. После угощения девушки с песнями иплясками ходили по деревне и величали хозяина; здесь же были и парни, иногда налошадях хозяина они с песнями и шуточками катались по улице.
В праздник превращалсясенокос — трудная, но веселая пора, продолжающаяся около месяца в разгар лета,в июле. Скошенную косарями траву женщины сушили — переворачивали, растрепывали,сгребали в кучу — копнили и т.д. Косили траву, сушили ее и складывали в стогасообщи, а потом готовое сено делили по душам.
И везде нужно былознать правила работы, чувствовать, когда сено готово к закладке в стога; многохлопот добавляли дожди. Но при благоприятных погодных условиях уборка сена —приятная сельхозработа.
Теплые ночи,благоухание трав на лугах, купание после зноя — все это создавало праздничноенастроение.
Все участники, особеннодевушки, надевали лучшие платья, наряжались, во время работы много пели. Лугтогда превращался и в место гулянья, где водили хороводы, играли на гармониках,шутили, где девушки красовались перед женихами. Часто на дальние луга крестьяневыезжали семьями, брали с собой младенцев. В шалашах отдыхали, на кострахготовили пищу. Для обеда объединялись по несколько семей, после работы на лугустаршие отдыхали, а молодые отправлялись за ягодами. В шалаши за деревнейпереселялись и тогда, когда луга были неподалеку; в эту пору молодежьоставалась на лугах во все время сенокоса. Поэтому времени этого ожидали с нетерпениеми, несмотря на тяжелый труд, считали его праздником.
Осенними капусткаминачиналось время осенних вечорок молодежи. После окончания сбора капустыпредстояла трудоемкая работа по ее засолке, для этого и приглашались на неедевушки «капустницы», а парни приходили без приглашения для помощидевушкам, а главным образом — для развлечения работниц. Предстояло за один деньизрубить, нашинковать капусту, уложить ее в кадки и опустить в погреб. Бывалообрабатывали до 5000 кочанов, тогда и помочанок требовалось много — до 200девушек. А часто собирались на капустки и в небольшом составе, если капустыбыло немного. Но оставался неизменным обычай: работа сочеталась с праздником.
После того какуправлялись с работой, хозяйка приглашала всех в избу и выставляла угощение длямолодежи. Тут и начиналось веселье до утра: песни, игры, пляски; пели обычноигровые песни, исполнялись и величальные, те, которые пели на свадебных вечерахв честь холостых родственников.
Итак, помочи, играяважную роль в хозяйственной жизни деревни, много значили и в деле закрепленияопределенных этических норм, в сохранении обычаев и составлении общественногомнения. Через помочи передавались из поколения в поколение хозяйственные уменияи навыки, молодежь воспринимала знания, приобретенные старшими в их практике.Здесь создавалась репутация жениха и невесты, выявлялись их достоинства инедостатки, а в процессе общения во время помочей закрепля­лись дружескиепривязанности.
Оценивая в целомзначение детского труда в становлении личности, отметим его огромную роль вразвитии физических и духовных сил и в подготовке к активной трудовойдеятельности. Основная особенность труда крестьянских детей видится впривязанности его ко всем видам работ взрослого крестьянина. Именно так, входяв трудовые отношения и обязанности, дети постепенно, шаг за шагом включались восновные сферы жизнедеятельности, проживали еще в детстве основные ее этапы.Они не готовились к будущему труду, а жили им, занимались значимыми для семьи иобщества делами, одновременно овладевая практическими навыками и умениями,выдавая определенный продукт работы. Труд являлся не столько средствомвоспитания, сколько смыслом жизни человека с раннего возраста. Связанный сосновными сферами жизни, детский труд обеспечивал многостороннее развитиеличности и был залогом преуспевания человека в самостоятельной взрослой жизни.

Литература
 
1.        КонстантиновН.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История педагогики-М., Просвещение, 1982г.
2.        Харламов и. Ф.Педагогика: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1990.
3.        Харламов И.В.Педагогика. Минск., 1998.
4.        Лихачев Б.Т.Лекции по педагогике. М.,1995.
5.        Бордовская Н.В.,Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. «Питер», 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.