Реферат по предмету "Педагогика"


Наглядные методы обучения, понятие, виды

--PAGE_BREAK--
Реализация принципа наглядности в курсе

«Концепции современного естествознания»

А.В. Захарова-Соловьева

Учебный курс «Концепции современного естествознания» («КСЕ») в насто-

ящее время является основой естественнонаучного образования при подготовке в

вузах квалифицированных кадров гуманитарных и социально-экономических спе-

циальностей.

Курс «Концепции современного естествознания» является междисципли-

нарным, охватывает широкий круг вопросов.

Практической целью данного курса является воспитание у студентов не

только естественнонаучной культуры мышления, но и грамотного отношения к

природе и живым существам, т.е. «бытовой» экологической культуры.

Согласно Государственному образовательному стандарту Высшего про-

фессионального образования к основным задачам дисциплины «Концепции совре-

менного естествознания» можно отнести следующие:

— понимание специфики гуманитарного и естественнонаучного компонентов

культуры, ее связи с особенностями мышления, природы отчуждения и необходи-

мости их воссоединения на основе целостного взгляда на окружающий мир;

— знание норм научного способа освоения мира и специфики их проявления в

классическом и современном естествознании;

— изучение понимания сущности конечного числа фундаментальных законов

природы, определяющих современное естествознание, к которым сводится мно-

жество частных закономерностей физики, химии и биологии, а также ознакомле-

ние с принципами научного моделирования природных явлений;

— формирование целостного представления о физической картине мира;

— понимание принципов преемственности, соответствия и непрерывности в

изучении природы, а также необходимости смены адекватного языка описания по

мере усложнения природных систем: от квантовой и статистической физики к хи-

мии и молекулярной биологии, от неживых систем к клетке, живым организмам,

человеку, биосфере и обществу;

— сознание природы, базовых потребностей и возможностей человека, воз-

можных сценариев развития человечества в связи с кризисными явлениями в био-

сфере, роли естественнонаучного знания в решении социальных проблем и сохра-

нении жизни на Земле;

— формирование представлений о смене типов научной рациональности, о

революциях в естествознании и смене научных парадигм как ключевых этапах

развития естествознания;

-формирование представлений о принципах универсального эволюционизма

и синергетики как диалектических принципах развития в приложении к неживой

и живой природе, человеку и обществу.

Таким образом, целью дисциплины «КСЕ» является формирование це-

лостного представления о современной картине мира и перспективах развития,

знание универсальных методов познания и законов природы, общества. Очевид-

но, что базу курса составляют естественные науки, которые, как известно, яв-

ляются науками зрительных образов.

Важную роль в формировании у студентов целостной картины мира выпол-

няет наглядность в обучении.

Средства наглядности используются при изложении учебного материала, в

ходе самостоятельной деятельности студентов по приобретению знаний и фор-

мированию умений и навыков, при контроле усвоения материала и при других ви-

дах деятельности и преподавателя, и студентов. Средства наглядности применя-

ются сообразно поставленной дидактической задаче, особенностям учебного ма-

териала и конкретным условиям обучения.

Наглядность есть свойство, особенность того психического образа объекта

или явления, которое создается человеком в результате процессов восприятия, па-

мяти, мышления и воображения; есть показатель простоты и понятности этого об-

раза, и зависит наглядность образа от особенностей личности, от уровня развития

ее познавательных способностей, от ее интересов и склонностей, от потребности

и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, по-

нятный образ данного объекта.

Наглядность, как правило, выполняет множество функций:

— помогает воссоздать форму, сущность явления, его структуру, связи, взаи-

модействия для подтверждения теоретических положений;

— помогает привести в состояние активности все анализаторы и связанные с

ними психические процессы ощущения, восприятия, представления, в результате

чего возникает богатая эмпирическая основа для обобщающе-аналитической мыс-

лительной деятельности;

— формирует визуальную и слуховую культуру;

— дает педагогу обратную информацию: по заданным вопросам учащимся

можно судить об усвоении материала, о движении мысли учащихся к пониманию

сути явления.

Принцип наглядности является исходным положением дидактики, опреде-

ляющим направление работы с наглядным материалом, предусматривающим обя-

зательность его использования в учебном процессе.

Классическая дидактика установила принцип наглядности, исходя из того

очевидного факта, что успешным оказывается такое обучение, которое начинает-

ся с рассмотрение вещей, предметов, процессов и событий окружающей действи-

тельности. Наглядность и в особенности наблюдение натуральных объектов, взя-

тых в их естественных условиях, несомненно, имеет большое значение и служит

исходным пунктом знаний об объективном мире. Наглядность обучения рассмат-

ривается в тесной связи с активностью учащихся.

Таким образом, можно отметить, что наглядность является исходным пунк-

том обучения.

Теорию наглядности разрабатывали: Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский и

многие другие. Впоследствии проблемой наглядности занимались такие учёные

как Р.Г. Ламберг, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Д.Б. Эльконин, М.А. Данилов, И.Т.

Огородников и многие другие. В настоящие время исследования в этой области

проводят А.А. Шаповалов, А.Н. Крутский.

В современной дидактике понятие наглядности относится к различным ви-

дам восприятия (зрительным, слуховым, осязательным и др.). Ни один из видов

наглядных пособий не обладает абсолютными преимуществами перед другим.

При изучении природы, например, наибольшее значение, имеют натуральные

объекты и изображения, близкие к натуре. Очень часто возникает необходимость

использовать различные виды наглядных средств при ознакомлении с одними и

теми же вопросами.

На сегодняшний день существует большое многообразие видов наглядно-

сти. Чаще всего по содержанию и характеру изображаемого, выделяют три груп-

пы наглядности:

— изобразительная наглядность;

— условно-графическая наглядность;

— предметная наглядность.

Очень важно использовать наглядные средства целенаправленно. Место и

роль наглядного материала в процессе обучения определяются отношением той

деятельности учащегося, в которой данный материал способен занять структур-

ное место цели (предмета) его действий, к той деятельности, которая ведет к осо-

знанию того, что нужно усвоить.

Необходимо разграничение понятие принципа наглядности и наглядных ме-

тодов обучения.

Наглядный метод является способом реализации этого исходного положе-

ния и заключается в построении системы обучения с использованием средств на-

глядности.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при кото-

рых усвоение учебного материала находится в зависимости от применяемых в

процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы

используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обуче-

ния и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления с явлениями,

процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с по-

мощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. Широко используются

с этой целью экранные технические средства и компьютеры.

Наглядные методы обучения также можно условно разделить на две

большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Использование наглядных средств не только способствуют созданию у сту-

дентов образных представлений, но формированию понятий, пониманию отвле-

ченных связей и зависимостей, что является одним из важнейших положений ди-

дактики. Ощущение и понятие — различные ступени единого процесса познания.

Сегодня достаточно большое разнообразие научно-популярных фильмов

раскрывающих многие темы курса: космологические модели вселенной, эволю-

ция живой материи и др.

Не маловажная роль в процессе обучения принадлежит техническим сред-

ствам (ТСО).

Под техническими средствами обучения (ТСО) понимаются такие техниче-

ские устройства, которые, сами, не являясь объектами изучения, способствуют ре-

шению учебных задач и повышают эффективность обучения с помощью заложен-

ных в них дидактических (учебно-методических) материалов. ТСО в познаватель-

ной деятельности студентов выполняют обучающую, воспитывающую и развива-

ющую функции. Они служат носителями учебной информации, средствами ее

передачи, переработки и хранения. На ТСО возлагается передача сообщений ин-

формативного характера, они используются для управления и контроля усвоения

знаний студентов.

Применение ТСО в процессе обучения способствует укреплению связи тео-

рии с практикой, усиливает наглядность обучения, позволяет студенту лучше за-

помнить учебный материал, экономит учебное время.

Являясь составной частью комплексов средств обучения, ТСО обязаны упо-

требляться в сочетании с печатными учебно-наглядными пособиями, устройства-

ми, макетами, натуральными объектами, действующими моделями и другими тра-

диционными средствами обучения. [4, С. 162-167]

Эффективность технических средств воспитания и обучения определяется

их соответствием конкретным учебно-воспитательным целям, задачкам, специфи-

ке учебного материала, формам и способам организации труда преподавателя и

учащихся, материально-техническим условиям и возможностям. [9, С.20]

С помощью современных технических средств могут быть визуализированы

невидимые объекты и явления, частицы, звук, абстрактные теоретические поня-

тия, т. е. происходит создание определённого дидактического образа – модели.

Визуализация образов, связанных с математическим описанием явлений и

законов физики, с использованием методов моделирования и воспроизведения в

режиме анимации экспериментов, в которых проявляются эти явления, является

незаменимым элементом познавания физических особенностей природы в препо-

давании курса КСЕ (концепции современного естествознания). Благодаря совре-

менным компьютерным технологиям, мультимедийным возможностям компью-

тера можно во всех подробностях реализовать статические модели иллюстрации,

представить эти модели в динамике. Использование информационных компью-

терных технологий (ИКТ) в обучении КСЕ способствует повышению качества и

эффективности труда преподавателя: с их помощью экономится время, повышает-

ся наглядность обучения, увеличивается точность изложения материала. Совре-

менные информационные технологии существенно повышают качество самой ви-

зуальной информации, она становится ярче, красочнее, динамичнее. Огромными

возможностями обладают в этом плане технологии мультимедиа.

Мультимедиа технологиями (МТ) называют совокупность приемов, мето-

дов, способов, позволяющих с использованием технических и программных

средств мультимедиа продуцировать, обрабатывать, хранить, передавать инфор-

мацию, представленную в различных формах (текст, звук, графика, видео, анима-

ция) с использованием интерактивного программного обеспечения.

Семенова Н.Г. и соавторы (2005) полагают, что использование МТ в образо-

вательном процессе имеет сложную структуру и позволяет максимально удовле-

творять информационные потребности участников образовательного процесса –

преподавателя и студента; повышает качество профессиональных знаний, умений,

навыков; а также активизирует познавательную деятельность, развивает способ-

ности к творчеству, формирует креативное мышление студентов и

преподавателя [3].

Мультимедийные презентации могут иметь различные формы, применение

которых зависит от знаний, подготовленности автора, а так же предполагаемой

аудитории. Наиболее эффективно использовать презентации при проведении лек-

ции, практического занятия, лабораторной работы, самостоятельной работы, те-

стирования. Компьютерные модели позволяют развивать системное мышление у

студентов.

За счет использования МТ развивается зрительная и письменная память; по-

является возможность посмотреть пропущенное на слайдах в случае отставания

от общего ритма; информация запоминается легче и на более длительный срок;

сокращается время объяснения новой темы и фиксирования материала; увеличи-

вается самостоятельность в выборе того, что писать в конспекте; легче восприни-

маются схемы и примеры.

Для студентов очного отделения, обучающихся по специальности “Филосо-

фия” был разработан и прочитан курс лекций “Концепции современного естество-

знания” с использованием мультимедиа технологий. Лекции были составлены в

программе для презентаций Power Point, которая позволяет конструировать и де-

монстрировать набор слайдов (статические изображения, фотографии, рисунки,

схемы, диаграммы, текстовые фрагменты, а также видеофрагменты). Занятия про-

водились в лекционной аудитории, оснащенной мультимедийным комплексом, а

также обычной доской, что позволяет совмещать в учебном процессе традицион-

ные и мультимедиа технологии.

Студенты отметили, что на данных лекциях у них улучшалось понимание

материала; снижалась усталость на лекции, за счет смены деятельности (слуша-

ние, конспектирование, изучение слайдов, беседа).

Контрольное тестирование показало, что материал, который преподносился

студентам с использованием мультимедиа, был усвоен ими намного лучше и не

вызывал затруднений при ответе на вопросы данных тем.

А также студентами самостоятельно выполняются презентации по темам

астрономического блока: «Звезды и их эволюция», «Солнечная система», «Галак-

тики» и др. Работа по созданию презентации включает в себя знания по астроно-

мии, знания компьютерной техники, умение анализировать материал и акцентиро-

вать важные моменты в изложении информации. Данный тип работы способству-

ет не только формированию системного мышления, но и воспитанию у студен-

тов информационной культуры и творческой активности, что является приоритет-

ными задачами современной системы образования.

При всем многообразии учебных пособий по курсу «Концепции современ-

ного естествознания», следует отметить проблему их нехватки. Данную проблему

легко решает такой тип пособий, как электронные учебники. На сегодня – это са-

мая востребованная форма электронного учебного пособия, расширяющая дидак-

тические возможности обычного, печатного, учебника. Электронный учебник со-

здан для целей самообразования, формирования системных знаний, индивидуаль-

ного тренинга.

В нашем вузе разработаны и используются в процессе обучения электрон-

ные учебники по КСЕ с гипертекстовой структурой, которые позволяют студен-

там работать более эффективно, чем с печатными изданиями.

В то же время, следует отметить, недостаточно используются ресурсы гло-

бальной сети Интернет. Существующие сегодня учебники и методические посо-

бия по курсу «КСЕ», отражают главным образом становление естественно науч-

ного мировоззрения и, к сожалению, не в полной мере соответствуют современ-

ным требованиям современной образовательной среды. А из глобальной сети Ин-

тернет можно было бы почерпнуть дополнительные сведения по физике, химии,

биологии и т.д. Студенты с большим интересом пользуются информационными

ресурсами Интернет для создания презентаций и рефератов по изучаемым темам

курса КСЕ.

Например, сервер Американского геодезического общества

(www.agu.org/) содержит огромное количество информации о земной коре,

атмосфере, океанах и т.п. Сервер spaceart.com/ содержит множество фото-

графий и иллюстраций по космологии (солнечной системы, звезд, планет, асте-

роидов, комет). Весьма интересными естественнонаучными сайтами являются

www. nature. com , www. nature. ru , http :// www. sciencefirst — hand. ru и др.

Следует отметить также, что КСЕ является одной из ведущих дисциплин

блока общих математических и естественнонаучных дисциплин федерального

компонента ГОС ВПО, предназначенных для компьютерного тестирования, с це-

лью аттестации образовательных программ вузов и проверки уровня знаний сту-

дентов. Технология Интернет-тестирования, система оценивания и репетиционное

тестирование в режиме on-line подробно изложены на сайте www. fepo. ru .

Таким образом, можно отметить, что использование современных нагляд-

ных методов (мультимедиа, Интернет) в обучении КСЕ способствует повышению

качества подготовки квалифицированных специалистов, эффективности обуче-

ния, производительности труда преподавателя: с их помощью повышается нагляд-

ность обучения, увеличивается точность изложения материала, экономится время.

Немало важным моментом является: решение проблемы недостатка литературы и

методических материалов; гибкий режим работы студента, а главное изучение

дисциплины «Концепции современного естествознания» становится более совре-

менным и интересным по форме и насыщенным по содержанию.

Список использованной литературы:

1. Педагогика: Учеб. Пособ. для студ./В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И.

Мищенко, Е.Н. Шиянов.-4-е изд.-М.: Школьная пресса, 2002.- 512 с.

2. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе.:

Учеб. пособ. Для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.- 437 с.

3. Семенова Н.Г., Болдырева Т.Д., Игнатова Т.Н. Влияние мультимедиа

технологий на познавательную деятельность и психофизическое состояние обуча-

ющихся // Вестник ОГУ. №4. – Оренбург, 2005. – С.34 – 38.

4. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и

методика их использования. — М.: Академия, 2001. — 256 с.

5. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспек-

ты применения информационных технологий // Вопросы психологии. — 2002. -

    продолжение
--PAGE_BREAK--№3.

6. Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учеб-

ная техника // Высшее образование в России. — 1996. — №1.

7. Михайловский В.Н., Хон Г.Н.Диалектика формирования современной

научной картины мира. — Л.: ЛГУ, 1989.

8. Занков Л.В. Наглядность обучения // Педагогическая энциклопедия в

4-х томах. Т. 3 / Глав. Ред. И.А. Каиров. – М.: Советская энциклопедия, 1966.

В сокращении.

9. Стайнов Г.Н. Дидактические способности компьютерных обучающих

программ и их реализация в технологии обучения. Методические рекомендации

для студентов и слушателей инженерно-педагогических факультетов по специаль-

ности 030500 “Профессиональное обучение”. — М.: МГАУ им. В.П. Горячкина,

1994. — 41 с.__
Роль наглядных методов обучения в формировании познавательной активности детей младшего школьного возраста
В современном мире проблемы окружающей среды (экологические проблемы) приобрели первостепенное значение. Обострение экологической ситуации диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Первостепенное значение при этом придается экологическому образованию подрастающего поколения.
В нашей стране появился ряд официальных документов, в которых подчеркивается необходимость формирования системы непрерывного экологического образования, начиная с дошкольников: Постановление Правительства РФ “О мерах по улучшению экологического образования населения”, 1994; Постановление “Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации”, 1994. В 2000 году разработан проект “Стратегии экологического образования в Российской Федерации”, в котором дошкольникам и младшим школьникам посвящен целый раздел.
Достичь целей, декларируемых в Концепции устойчивого развития России, можно только через образование. Именно поэтому в ней выделен раздел “Экологическое образование, экологизация общественного сознания”, в котором особо подчеркивается важность формирования всеми доступными средствами экологического мировоззрения граждан России, в первую очередь детей.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам. Оно строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и изучении особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Познавательная активность детей играет в этом немаловажную роль.
Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение, для дальнейшего полноценного развития. У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. В этом возрасте происходит переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению. Внимание еще слабо организовано, имеет небольшой объем, неустойчиво и плохо распределяемо. У детей младшего школьного возраста хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные образы и события его жизни. Так как познавательные процессы функционируют взаимосвязано, то воздействие на память, внимание и мышление будет отражаться на познавательной активности младшего школьника. Учитывая психологические особенности детей данного возраста, формированию познавательной активности будет способствовать использование на занятиях наглядных методов обучения: наблюдений, демонстраций, иллюстраций, так как они вызывают интерес, дают возможность использования различных видов деятельности, развивают различные психологические процессы ребенка.
Проблема развития познавательной активности младших школьников находилась в центре внимания педагогов с давних времен. Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Руссо Ж-Ж определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Педагогическая действительность ежедневно доказывает, что процесс обучения и воспитания проходит эффективнее, если ребенок проявляет познавательную активность. Данное явление зафиксировано в педагогической теории как принцип “активности и самостоятельности учащихся в обучении” (Бабанский Ю.К.).
Современные отечественные исследователи изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации у младших школьников. Это Маркова А. К., Лозовая В. И., Тельнова Ж. Н., Щукина Г. И. и другие. Познавательное развитие — сложный процесс. Оно имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребенок по своей природе пытливый и исследователь мира (Н.Н. Поддъяков).
Наглядные методы обучения — это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств.
Наглядные методы обучения необходимо использовать при работе с детьми младшего школьного возраста. Это правило вытекает из психологических особенностей внимания младшего школьника.
Среди наглядных методов обучения выделяют наблюдение, иллюстрацию и демонстрацию. Благодаря наблюдению, возможно возбудить у учащихся интерес к окружающей жизни и научить анализировать природные и социальные явления, а также научить их концентрировать внимание на главном, выделять особые признаки. Благодаря демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а неслучайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых предметов, явлений, процессов. Иллюстрация особенно хорошо используется при объяснении нового материала.
На сегодняшний день существуют программы эколого-биологической направленности, которые отражают поиск методов повышения экологической культуры обучающихся. Программы, имея своей целью развитие навыков изучения, исследования, сохранения живой природы, многообразны по тематике, носят как теоретический, так и прикладной, практический, опытно — исследовательский характер. Опираясь на программу для кружка зоологов из сборника “Исследователи природы” для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ (г. Москва 1983 г.) и опыта деятельности Санкт-Петербургского зоопарка была создана программа «Юный зоолог», наиболее подходящая для дополнительного образования детей младшего школьного возраста (приложение 1).
Программа дополнительного образования детей “Юный зоолог” ориентирована на формирование у детей познавательной активности через постоянное и систематическое изучение детьми живой природы. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.
Становление познавательной активности в младшем школьном возрасте при целенаправленной педагогической деятельности положительно влияет на развитие личности. Образовательная программа дополнительного образования детей “Юный зоолог” является экспериментальной.
В ней учтены особенности природно-климатических условий нашего региона. Суровый климат не дает возможности для проведения практических работ в природе — экскурсий, наблюдений, полевых исследований в зимнее время. В связи с этим возрастает роль познания природы через использование наглядных методов обучения. Содержание программы предусматривает наглядно-чувственное ознакомление детей с явлениями, процессами, объектами в натуральном виде (животные мини-зоопарка) и восприятие предметов, процессов, явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, схем и т.д., которые существенно облегчают процесс формирования понятий.
Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте, когда ребенок впервые попадает в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ее ценность, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Формирование у детей ответственного отношения к природе — сложный и длительный процесс. Эффективность экологического образования и воспитания детей зависит от уровня развития познавательной активности детей.
Однако многие педагоги сталкиваются в своей практике с интеллектуальной пассивностью детей. Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с простым заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность или в игру. Использование наглядно-дидактического материала позволяет расширить, систематизировать знания детей о том, что нельзя наблюдать в природе, устанавливать причинно-следственные связи, абстрактно мыслить.
В своей практической деятельности каждый педагог должен стремиться к тому, чтобы обучающиеся были активны на занятии. При правильном подборе дидактического материала по тематике и возрасту детей возможно формирование не только определенных знаний, но познавательной активности обучающихся.
Возможность расширить базу знаний в области живой природы, выявить склонности и способности детей к видам и формам исследовательской, практической, опытнической деятельности может быть реализована в рамках программы детского объединения зоологического направления.
Образовательная программа “Юный зоолог” предусматривает развитие познавательной активности на занятиях, разнообразных по методическому решению, с использованием наглядно-дидактических пособий и наблюдений за живыми объектами.
Традиционное использование наглядных пособий обусловлено наличием у них преимуществ в сравнении с натуральными объектами. Они помогают выйти за круг явлений, доступных для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо для невооруженного глаза ребенка.
Наглядные пособия можно использовать, чтобы дать детям представления о росте и развитии животных. Статичность образов на картинках позволяет рассмотреть, как растут детеныши животных, какие условия обеспечивают нормальное протекание этого процесса, в чем роль материнской особи (приложение 2). Дети как бы наблюдают за ростом и развитием диких животных, что практически невозможно организовать в естественных условиях.
Использование наглядных методов позволяет знакомить детей с многообразием животного мира, т.к. дети знакомятся не только с конкретными животными, но и получают обобщенные знания об отдельных группах (домашних, диких, лесных и др.) (приложение 3).
При рассматривании картин, т.е. в процессе опосредованного знакомства с животными, формирование у детей реалистических представлений осуществляется легче, если используется специальный прием — введение мерки и сравнение с ней животного, например, в сравнении с ростом человека. Проведенная работа показала, что наглядные пособия можно использовать по-разному. Каждая картинка может быть рассмотрена отдельно. В этом случае обучающиеся подробно знакомятся с той или с другой стороной жизни животного. Одновременное рассматривание нескольких картинок, объединенных каким-либо содержанием, позволяет формировать у детей обобщенные представления о многообразии животного мира.
В содержание программы включены занятия, в которых применяется моделирование природных объектов. Модели отдельных животных наиболее доступны для восприятия и понимания детьми. Например, при изучении внешнего строения и образа жизни полипа гидры используется модель пресноводного полипа гидры, изготовленная самими обучающимися из пряжи. Модель позволяет демонстрировать не только особенности внешнего строения животного, но и способы передвижения, реакцию на раздражение (приложение 4, приложение 5).
Использование наглядно-дидактических пособий является важным средством формирования у обучающихся разнообразных представлений о природе, в частности о взаимосвязи животных и среды обитания, о роли человека в их жизни. Они успешно дополняют наблюдения за природой, существенно расширяют круг явлений, которые доступны познанию детей.
На занятиях объединения используются различные методические приемы, способствующие усвоению знаний: выполнение схем, показывающих взаимосвязь понятий и их классификацию; применение изобразительной и схематической наглядности, часто в виде динамических наглядных схем. Особая роль отводится видео-, кино- и диафильмам, которые дают динамическую картину природных явлений, позволяют пронаблюдать особенности строения, поведения, повадок живых объектов. Конкретизацию понятий обеспечивает широкое применение на занятиях натуральной наглядности: гербариев и коллекций, но основное место отводится наблюдению за животными.
Особое внимание отводится дедуктивному подходу в изучении нового материала: теоретические знания об экологических закономерностях дети применяют к решению проблемных ситуаций, объяснению наблюдаемых в природе явлений. На основе понимания причинно-следственных связей в природе, зависимости состояния живого организма от условий, в которых он находится, возникают сочувствие, крупицы моральной ответственности за его жизнь, готовность помочь. Эмоциональное отношение детей к своим питомцам может быть использовано как основа воспитания сочувствия к живой природе, восхищения перед ней, бережного к ней отношения.
Результативность применения опыта проявляется, прежде всего, в развитии познавательной активности детей — возникают интеллектуальные чувства от удовлетворения потребности познавать новое. Обучающиеся успешно ведут научно-исследовательскую деятельность.
Программа “Юный зоолог” может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями начальных классов, руководителями групп продленного дня, т.е. в тех учреждениях, где происходит переход от традиционного ознакомления с природой к решению вопросов экологического воспитания детей.
Программа вариативна, поэтому может быть использована для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья или старшими дошкольниками.
Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, т.к. от уровня ее развития зависит активность и стремление детей к приобретению новых знаний.
Методы обучения. Классификация методов обучения
Метод (от греч. слова metodos — буквально путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.
Методы обучения являются одним из важнейших компонентов учебного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи обучения, достичь усвоения учащимися определенного содержания учебного материала.
Понятие «метод», как известно, применяют прежде всего в широком общеметодологическом плане, когда говорят о методе диалектического материализма, который противопоставляется идеалистическому, метафизическому методу познания действительности. Только метод диалектического материализма является подлинно научным основанием для объективного описания и эффективного применения на практике всех других методов человеческой деятельности, в частности методов обучения.
Советской педагогикой накоплен богатый арсенал методов обучения. Все их можно подразделить на несколько групп, применяя определенный принцип подхода к их выделению. Поскольку методы обучения имеют ряд сторон и могут рассматриваться в разных аспектах, то вполне естественно существование нескольких подходов к их классификации.
Методы подразделяют по источникам передачи и характеру восприятия информации на словесные, наглядные и практические (С. И. Перовский, Е. Я. Голант).
В зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения, методы подразделяют на методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения знаний, творческой деятельности, закрепления, проверки знаний, умений, навыков (М. А. Данилов, Б. П. Есипов).
В соответствии с характером познавательной деятельности учащихся по усвоению содержания образования выделяют такие методы, как объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный), репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, или эвристический, и исследовательский (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер).
Предложены классификации, в которых сочетаются методы преподавания с соответствующими методами учения: информационно-обобщающий и исполнительский, объяснительный и репродуктивный, инструктивно-практический и продуктивно-практический, объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый (М. И. Махмутов).
Все чаще применяются подходы к классификации методов обучения одновременно по источникам знаний и логическим обоснованиям (Н. М. Верзилин), по источникам знаний и уровню самостоятельности учащихся в учебной деятельности (А. Н Алексюк, И. Д. Зверев и др.)
В. Ф. Паламарчук и В. И. Паламарчук предложили модель методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровень познавательной активности и самостоятельности учащихся, а также логический путь учебного познания.
Классификацию, в которой рассматриваются четыре стороны методов: логико-содержательная, источниковая, процессуальная и организационно-управленческая, предложил С. Г. Шаповаленко.
Наличие различных точек зрения на проблему классификации методов отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. Все более четко обозначается многосторонний, комплексный подход к характеристике их сущности.
В современных условиях созрели реальные возможности для обобщения и систематизации представлений о методах обучения на основе методологии целостного подхода к деятельности.
Поскольку в советской психологии общепринято теперь рассматривать мышление как живую человеческую деятельность, имеющую то же принципиальное строение, что и деятельность практическая (А. Н. Леонтьев), то представляется необходимым при описании методов обучения непосредственно исходить из теории деятельности человека.
К. Маркс в «Капитале» рассматривает процесс труда как деятельность человека, в которой вычленяются элементы опосредствования, регулирования и контроля. Соответственно и деятельность в процессе обучения должна осуществляться с помощью таких способов (методов), которые в единстве сочетают организацию действий по опосредованию учебной информации, регулирование деятельности личности прежде всего разнообразными способами ее стимулирования, а также оперативный контроль за ходом деятельности.
При целостном подходе необходимо выделить три большие группы методов обучения:
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
В каждой из трех групп методов отражается взаимодействие педагогов и учащихся. Организаторские влияния учителя сочетаются здесь с осуществлением и самоорганизацией деятельности учащихся. Стимулирующие влияния педагога ведут к развитию мотивации учения у школьников, т е. внутреннего стимулирования учения. Контролирующие действия учителей сочетаются с самоконтролем учащихся.
Каждая из основных групп методов в свою очередь может быть подразделена на подгруппы и входящие в них отдельные методы. Поскольку организация и сам процесс осуществления учебно-познавательной деятельности предполагают передачу, восприятие, осмысливание, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений, то в первую группу методов обучения необходимо включить методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы: рассказ, лекция, беседа и др.); методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации (наглядные методы: иллюстрация, демонстрация и др.) методы передачи учебной информации посредством практических, трудовых действий и тактильного, кинестезического ее восприятия (практические методы: упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.)
Выделение словесных, наглядных и практических методов нельзя считать обоснованным только во внешнем плане с точки зрения источников информации. Оно имеет определенное основание и во внутреннем плане через характеристику форм мышления.
Процесс учебного познания обязательно предполагает организацию осмысления учебной информации и логического ее усвоения. Поэтому необходимо выделить подгруппы методов организации индуктивной и дедуктивной, а также репродуктивной и проблемно-поисковой деятельности учащихся.
Восприятие, осмысление и применение знаний может протекать под непосредственным руководством преподавателя, а также в ходе самостоятельной работы обучаемых. Отсюда возможно выделение методов самостоятельной работы, имея в виду, что другие методы обучения реализуются под руководством учителя. Каждая последующая подгруппа методов проявляется во всех предыдущих и поэтому теперь говорят об обязательном применении методов в определенных сочетаниях с доминированием одного из видов их в данной ситуации.
Итак, мы показали возможные подгруппы методов, которые входят в первую группу, обеспечивающую организацию и осуществление учебно-познавательной деятельности в учебном процессе.
(...) Предлагаемая классификация методов обучения является относительно целостной потому, что она учитывает все основные структурные элементы деятельности (ее организацию, стимулирование и контроль). В ней целостно представлены такие аспекты познавательной деятельности, как восприятие, осмысление и практическое применение. Она учитывает все основные функции и стороны методов, выявленные к данному периоду педагогической наукой, не отбрасывая ни одну из них. Но она не просто механически соединяет известные подходы, а рассматривает их во взаимосвязи и единстве, требуя выбора их оптимального сочетания. Наконец, предлагаемый подход к классификации методов не исключает возможности дополнения его новыми частными методами, возникающими в ходе совершенствования процесса обучения в современной школе. Прежде чем перейти к характеристике отдельных методов обучения, необходимо отметить, что каждый метод можно представить себе состоящим из совокупности методических приемов. На этом основании порой методы определяют как совокупность методических приемов, обеспечивающих решение задач обучения. Это определение, будучи верным в рассматриваемом аспекте, все же не раскрывает деятельностной сущности методов обучения, и поэтому в начале главы мы дали определение методов обучения как способов взаимодействия учителей и учеников по достижению целей обучения. Но сказанное не снижает полезности выявления в каждом конкретном случае тех методических приемов, из которых состоит любой метод. Поэтому в дальнейшем при характеристике различных методов мы будем отмечать входящие в них методические приемы. Хотя следует отметить, что проблема более полного выявления и анализа приемов обучения является одной из весьма актуальных в общей проблематике дидактических исследований.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Перейдем к более подробному описанию всех основных групп методов обучения в общеобразовательной школе.
Наглядные методы обучения
 
Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.
Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.
Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные исторически сложилось в практике преподавания. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных методов. Это касается, например, показа иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп.
В ходе применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.), обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.
В последние годы практика обогатилась целым рядом новых средств наглядности. Были созданы новые, более красочные географические карты с пластмассовым покрытием, альбомы иллюстраций по истории, литературе, географические атласы с фотографиями, осуществленными со спутников. В практику обучения вошли аппараты ЛЭТИ, кодоскопы, позволяющие в дневное время без затемнения класса показывать рисунки, схемы, чертежи, изготовляемые учителем на прозрачной пленке. На уроках стали применяться зарисовки на листах ватмана с помощью широких фломастеров, позволяющие раскрывать динамику изучаемого явления, постепенно иллюстрируя один за другим все необходимые его этапы. Наконец, во многих школах оборудованы экраны дневного кино, когда киноаппарат устанавливается в лаборантской комнате, демонстрирует фильм на матовое стекло, помещенное над классной доской. Все эти средства нашли особенно широкое применение в условиях кабинетной системы обучения.
Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление учеников.
Применение метода демонстрации учебного кино стало довольно обычным явлением в практике обучения. Во всех городах и крупных районах созданы фильмотеки, которые по заявкам преподавателей присылают необходимый фильм. Перечень основных учебных фильмов нашел теперь отражение в школьных программах, что значительно облегчает выбор их учителями. В учебном процессе применяют как полные фильмы по теме, так и кинофрагменты и кинокольцовки. Кинофрагменты посвящаются отдельным вопросам соответствующей темы. Кинокольцовки обычно демонстрируют замкнутые процессы, например процесс работы модели двигателя внутреннего сгорания, процесс взлета, полета и посадки самолета и т. п. Практика показывает, что при изучении новой темы особенно полезны кинофрагменты и кинокольцовки. Для закрепления всей темы эффективно используются полные фильмы по теме. Конечно, возможен вариант фрагментарного применения полных фильмов во время изучения новой темы, что и пытаются делать многие учителя.
При подготовке к использованию фильма в учебном процессе преподаватель должен предварительно просмотреть его, составить основные вопросы, которые будут ставиться перед учениками по ходу демонстрации, вычленить фрагменты, которые будут показаны в соответствующий момент урока. Полезно наметить места, где будут даны реплики, акцентирующие внимание на самом главном. Наконец, надо наметить и план заключительной беседы по фильму.
Использование учебного телевидения. Новым наглядным методом, который пришел в школу в последнее десятилетие, является массовое использование учебного телевидения. Для средней школы, технических училищ и вузов созданы многочисленные учебные телефильмы, а также ведутся учебные телепередачи. Программы предстоящих передач Центрального телевидения публикуются в «Учительской газете», размножаются институтами усовершенствования учителей и доводятся до учителей. С учетом этого в школах составляют расписание учебных занятий и предусматривают проведение их в соответствующих кабинетах.
Расширению применения телевидения будут содействовать видеомагнитофоны, позволяющие записать телепередачу и повторить ее для выяснения возникших затруднений и углубления восприятия изучаемых вопросов. Сейчас завершено конструирование более дешевых видеомагнитофонов, которые станут доступными каждой школе.
 
Связь наглядных и словесных методов
 
Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И. П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.
Л. В. Занковым было изучено несколько основных форм сочетания слова и наглядности: при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях ученики извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений;
при посредстве слова учитель на основании осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия;
сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений;
отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связах между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные. Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание.
 
Условия эффективного применения наглядности
 
Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств обучения: 1) хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, рейтеров, указателей и пр.; 2) четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они порой содержат и отвлекающие моменты; 3) детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных), необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации; 4) привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.
В условиях демонстрации химических, физических и других технических установок необходимо строго соблюдать правила техники безопасности, которые четко определены соответствующими инструктивными документами. Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности учеников. Во время использования практических методов применяются приемы: постановки задания, планирования его выполнения, управления процессом выполнения, оперативного стимулирования, регулирования и контроля, анализа итогов практической работы, выявления причин недостатков, корригирования обучения для полного достижения цели.
К практическим методам относят письменные упражнения — выполнение заданий по родному и иностранному языкам, математике и другим предметам. В ходе упражнений ученик применяет на практике полученные теоретические знания. Одним из конкретных видов тренировочных упражнений являются комментированные упражнения, при выполнении которых ученик более активно осмысливает предстоящие действия, про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции. Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.
Вторую большую группу практических методов составляют лабораторные опыты. В последние десятилетия в школьную практику прочно вошли фронтальные лабораторные работы, учебные практикумы по физике, химии, биологии и другим предметам. Все шире проникают в школьную жизнь фронтальные опыты и наблюдения, которые по сравнению с фронтальными лабораторными работами занимают не целый урок, а лишь небольшую его часть и служат вводными упражнениями, подводящими к усвоению теоретической части новой темы.
К практическим методам относится также выполнение трудовых заданий в мастерских, учебно-производственных цехах, ученических бригадах. Эти задания могут носить учебно-тренировочный характер. К ним относятся все работы в учебных мастерских по отработке умений работать с бумагой, картоном, деревом, металлом, пользоваться различными инструментами, управлять станками и механизмами, работать с наборами типа «Конструктор». Применяются методы обучения, при которых ученики выполняют производственные задания предприятий.
К практическим методам относят также упражнения, выполняемые учащимися со звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой. Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами. Эти машины предполагают обычно программирование учебного материала, подразделение его на дозы, подбор контрольных вопросов по каждой дозе, подкрепление ответа или постановку новых наводящих вопросов.
Практические методы применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как практической работе по выполнению упражнения, опыта, трудовой операции должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения упражнений, а также завершают анализ его результатов.
16. Методы обучения
16.1 Понятие о методах обучения, их классификация

      Метод обучения — способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования (Ю.К.Бабанский).

      Метод обучения — система целенаправленных действий учителя, организующих учебную деятельность учащихся, ведущую, в свою очередь, к достижению целей обучения (И.Я.Лернер).

      В определении понятия «метод обучения» главное — способ деятельности, который раскрывается как система действий, ведущих к цели. Следует помнить: есть преподавание и учение. Поэтому правильней говорить о целях и действиях учителя (преподавание) и о целях и действиях ученика (учение), которые взаимосвязаны. И поэтому некоторые дидакты считают, что методам учителя соответствуют методы ученика, то есть методы имеют бинарный характер, существуют не по одному а в паре (М.И.Махмутов). Большинство дидактов, однако, описывают метод как систему единых действий учителя и ученика. Знание и выбор методов обучения в практике имеет первейшее значение, ибо определяет дидактические действия, операции, ведущие к достижению цели. Строго научной классификации методов обучения в дидактике нет, поскольку наука пока не может найти одного основания для выделения всех методов.

      Поэтому есть несколько классификаций по различным основаниям. Вот наиболее разработанные из них. 

      2. По характеру познавательной деятельности

      — объяснительно-наглядный (репродуктивный)

      — проблемное изложение

      — частично-поисковый (эвристический)

      — исследовательский

      3. По дидактической цели

      — методы изучения новых знаний

      — методы закрепления знаний

      — методы контроля.

      4. По месту в структуре деятельности

      Ю.К.Бабанский предложил классифицировать методы, исходя из структуры деятельности. В ней выделены элементы организации, регулирования, контроля. Соответственно, по мнению Ю.Бабанского, должны быть три группы методов по их месту в структуре обучения:

      1. методы организации и осуществления учебной деятельности,

      2. методы ее стимулирования и мотивации,

      3. методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью.

      В каждой группе имеется совокупность методов. Так, в 1-ой группе помещены методы по названным выше классификациям. Во 2-ой группе — методы формирования мотивов, в частности, дидактические игры. В 3-й группе — методы устного, письменного, лабораторнопрактического контроля и самоконтроля. Ниже характеризуются основные методы обучения.
16.2 Методы обучения по источнику знаний

16.2.2 Наглядные методы

      Источником знаний является образ, наглядное представление объекта изучения в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов. К наглядным методам относятся: иллюстрация — показ и организация познавательной деятельности на основе экспонируемого объекта (статического); демонстрация — показ динамических моделей, приборов, позволяющих наблюдать процессы, измерять их, обнаруживать их существенные свойства.

      Применение наглядных методов сочетается со словесными, основано на связи первой и второй сигнальной системы. Функции наглядных методов: обеспечить восприятие предмета изучения; сформировать представление о нем; — создать условия для освоения существенных характеристик наблюдаемого явления, не ограничиваясь внешними, несущественными чертами. Иначе говоря, наглядность через восприятие и представление должна вести к формированию понятий, законов, теорий. Если этого не происходит, наглядность тормозит формирование знаний и развитие мышления.
Наглядный

НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД                                                                     88 нужно понимать несравненно шире, даже не в смысле чувственного восприятия, а как упражняемость, выработку навыков самостоятельной работы, почему собственно говоря самый термин «наглядность» можно признать не отвечающим действительному содержанию этого понятия. Наконец нельзя не упомянуть о наглядности в применении к словесному восприятию, когда этот словесный материал подается в яркой форме, вызывающей у слушателя наглядные образы. Т. обр. в широком понимании Н. м. охватывает как применение наглядных пособий в собственном смысле этого слова, как-то: рисунок, таблица, диапозитив, модель, муляж, препарат, так и использование вещей и предметов, находящихся вокруг нас в • природе и в быту, в целях обучения. В этом направлении большое значение приобретает экскурсионный метет, который по сути является одним из видов Н.м. в его широком понимании. Свое законченное выражение Н. м. находит в музейно-выстаЕочыом деле, где имеются обширные коллекции наглядных пособий. Исследовательский метод, при котором учащиеся имеют дело не только с книгой в Смыслове самостоятельной проработки, но и с определенными трудовыми процессами (в частности самостоятельного создания наглядных пособий — собирание и обработка растений, собирание данных и составление диаграмм и т. п.), также основан на широком применении наглядного метод г. История Н.м. достаточно давняя. Н. м. применялся в обучении в античной Греции и еще ранее в Египте. Гераклит, один иэ основоположников диалектики, говорил: «Глаза лучшие свидетели, чем уши». За наглядность ратовал и Квинтилиан (2 в. нашей эры). Эпоха феодализма, ознаменовавшаяся гнетом церкви, на место наглядности принесла мертвую схоластику. Слово становится выше реальных представлений и знания вещей. С нарождением торгового капитализма, отражением к-рого являлась эпоха Возрождения и гуманизма, в педагогике происходят сдвиги. Рабле первый в своем знаменитом романе «Гаргаптюа и Пантагрюэль» в системе новых педагогических взглядов отводил большое место наглядности, и в частности экскурсионному методу. Вслед за Беконом, который своей индуктивной философией выдвинул на первое место наблюдение, выступил крупнейший педагог этой переломной эпохи Ян Амос Коменекий (1592—1670). В своей «Великой дидактике», к-рап положила основание буржуазной педагогике, он выдвигал наглядность на первое место; в этой книге он дает примеры применения Н. м. Не ограничиваясь теоретическими положениями о Н. м., он создал книгу «Мир в картинках» (Ornisplctus), в к-рой дал первый образец применения II. м. в учебниках. Вслед за ним выступили поборниками Н. м. английский философ Локк (он говорил: «Было бы совершенно бесполезно и неинтересно для детей говорить им о таких вещах, о к-рых у них нет никакого представления; о конкретных вещах знания приобретаются никак пе из звуков и слов, а из самих вещей и их изображений») и Жан-Жак Руссо в своем известном романе «Эмиль или о воспитании», где он выступает идеологом мелкой буржуазии предреволюционной эпохи. Руссо идет уже дальше и ставит вопрос не об изображениях, а о предметности; изучение живой природы выдвигается на первый план (Руссо восставал даже против глобуса и карты в преподавании географии).—Следующий этап истории вопроса о Н. м. связан с имепами Песталоцци, Фребеля и др. немецких педагогов. В своей книге «Как Гертруда. учит своих детей» (1801 г.) Песталоцци говорил: «Наглядность—основа всякого познания; всякое обучение основывается на наблюдении и опыте». Фребель присоединил к элементам созерцания еще элемент активности, расширив т.о. понятие, наглядности как упражнения органа зрения также мышечным чувством; всякое наглядное пособие должно быть сделано самим учащимся. Из других активных проводников Н. м. следует еще назвать Базедова (из группы так наз. «филантропистов») и Герберта. Русская школа, остававшаяся вплоть до последних лет царизма под гнетом классицизма, далекая от жизни и природы, проводи- ла у себя Н. м. в крайне ограниченных размерах. Группа педагогов 60-х гг., активно разрабатывавших вопросы Н. м. (в частности для низшей школы Ушин-ский), сравнительно мало могла сделать в существовавших условиях режима. Применение И. м. до революции носило преимущественно чисто демонстративный характер и выражалось в зрительной иллюстративной наглядности, благодаря чему чувственное восприятие, хотя и расширенное по сравнению со словесным восприятием, все-таки остается еще пассивным. Этим объясняется та реакция, к-рая возникла среди современных педагогов в отношении применения наглядных пособий. Уже на I Всероссийском съезде преподавателей естествознания в Петрограде в 1921 году прозвучал резкий протест против наглядных пособий. «Идет речь не о пропаганде наглядности и расширении пользования наглядными пособиями, а о том, чтобы умерить пыл в этом направлении, дабы не исказить и не умалить значения экскурсион. и лабораторно исследовательских методов преподавания, не подменить природу, ее громадного воспитательного значения мертвым хламом и пособиями».—«Применение наглядных пособий теснейшим образом связано с демонстративными приемами обучения. Они предназначены только для глядения на них, они по самому существу своему суть корректив к словесному обучению. Они игнорируют прочие органы чувств и не дают возможности упражнять двигательные способности». Поэтому «долой из школы все модели, схемы, схематические таблицы и рисунки».—«Принцип наглядности отжил свой век и должен уступить место самостоятельной, творческой работе в изучении окружающей природы» (доклад В. Ф. Натали). Однако несомненно этот перегиб был вызван односторонним применением Н. м. в старой школе и вследствие этого неправильным пониманием его сущности. Когда в старой школе экскурсионный метод почти совсем не имел применения и изучение живой природы подменялось созерцанием цветов на рисунке или в готовом гербарии, а пасеко-мых в коробке под стеклом, такой Н. м., разумеется, никуда не годился. Но ведь Н.м. отнюдь не исчерпывается демонстрированием рисунков. Ведь и в исследовательской работе элементы наглядности играют большую роль. Наряду с этим большое значение имеет характер использования наглядных пособий. Совершенно правильным представляется взгляд: «Прежде всего такие пособия должны явиться необходимым материалом, дополнением того, что не может дать непосредственное изучение объектов природы. Во-вторых—многие пособия могут осветить'и разрешить те детали, которые в силу тех или иных причин могут быть недостаточно ясны и понятны на естественных объектах» (Ульянинский). Т. о. требования к Н. м. можно сформулировать следующим образом: 1) в основу Н. м. должна быть положена предметность, т. е. изучение натуральных вещей, а не их изображений. Лишь в том случае, если ознакомление с предметом занятия невозможно, то вполне уместно его изображение (например в зоологии изображения тропических зверей и т. п., в медицине— анат. таблицы и т. п.); 2) применение Н. м. не должно носить пассивно-созерцательного характера, а служить материалом для самодеятельности. В этом отношении следует признать правильным положение, что «в настоящее время приходится говорить не о наглядных пособиях, а о рабочем материале для самостоятельных знаний и исследований учащихся» (Коноров). Однако мы должны признать, что это есть не что иное как высшая форма Н. м., вышедшая из границ узко формального понимания этого метода. Все эти положения сохраняют свою силу полностью и в отношении применения Н. м. в сан. просвещении, не говоря уже о преподавании гигиены в школе, где таблицы по анатомии, скелет, модели тех или иных санитарных установок, анат. микроскоп, препараты, одним словом разнообразные формы наглядн. пособий найдут самое широкое применение; особенно большое значение имеет Н. метод в массовой сан.-просвет. работе., 89                                                                            НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД                                                                             90 Имея своею конечной целью активирование самодеятельности широких масс в борьбе за оздоровление труда и быта, сама массовая работа по сравнению со школой, где имеется стабильность аудитории и большой запас времени, дает меньше возможностей для активного метода в самом процессе сан.-просвет, работы. Поэтому в массовой работе вопреки мнениям противников Н. м., приведенным выше, имеют большое значение и чисто иллюстративные пособия. Значение наглядных пособий может быть сведено к следующему: они облегчают восприятие новых сведений, сокращают время на объяснения, повышают усвоение и содействуют созданию образных представлений. Однако рост самодеятельности масс, коренная перестройка всей массовой работы совершенно по-иному ставят и задачу применения Н. м., т. к., вовлекая широчайшие массы в работу по оздоровлению—в работу секций здравоохранения, здравячеек, сан. комиссий, комиссий охраны труда и т. п., мы не на искусственно создаваемых наглядных пособиях, а непосредственно в жизни, на практической повседневной работе проводим наглядно сан. обучение миллионных масс, примером чего является проведение сан. минимума. Новые формы труда—социалистическое соревнование и ударничество— в еще большей степени наглядно обучают массы борьбе за новую жизнь. Период реконструкции- всего народного хозяйства, построения фундамента социализма в нашей стране предъявил и к делу здравоохранения совершенно иные требования. Коренная перестройка всего дела здравоохранения требует также новых подходов и огромного размаха в распространении массовой сан. культуры. Все это совершенно по-иному ставит на данном этапе вопрос о Н. м. и наглядных пособиях. Постановление ЦК ВКП(б) от 5/    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.