Реферат по предмету "Педагогика"


Занимательный материал на уроках русского языка как средство развития познавательного интереса у

--PAGE_BREAK--4. Обучение представляет собой сложный процесс общения учителя с учащимися, учеников между собой. Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса [18, с. 84 — 86].
Таким образом, у младших школьников познавательный интерес слабо развит, потому что их привлекают лишь яркие, красочные образы, а, ознакомившись с необычным предметом, интерес пропадает, поэтому детей нужно постоянно удивлять чем-то новым. Это можно создать благодаря выше перечисленным условиям, наиболее важными из которых являются отношения, складывающиеся в учебном процессе и в общении, где будет создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ученика.

1.3 Особенности содержания предмета «Русский язык» в начальной школе
Необходимость глубокого изучения родного языка в школе определяется его основными функциями: язык служит человеку, во-первых, средством оформления и выражения мысли, во-вторых, коммуникативным средством, обслуживающим людей в их общении между собой, и, наконец, в-третьих, средством выражения чувств, настроений (эмоциональная сфера). Умения и навыки в области родного языка являются необходимым условием и средством учебного труда учащихся [8, с. 128].
  Школа должна обеспечить детей знаниями по русскому языку и научить применять их в речевой практике. Обучение языку, в процессе которого дети учатся выражать свои мысли в устной и письменной форме, влияет на общее развитие ребенка, на успешное усвоение знаний по всем предметам.
  Поэтому важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Основу учебных курсов по русскому языку составляет развитие речи, которое придает всему процессу изучения четкую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школьникам доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению книг [8, с. 3 — 4].
  Одновременно с развитием у детей основных видов речевой деятельности, усвоением ими простейших грамматико-орфографических правил начальный курс русского языка предполагает решении таких основополагающих вопросов, как:
ü    формирование важнейших нравственных и эстетических представлений, усвоение общечеловеческих моральных ценностей; развитие творческих способностей;
ü    обогащение конкретных представлений детей об окружающей действительности, о человеке, природе и обществе;
ü     развитие логического и образного мышления;
ü    освоение нового для детей вида деятельности – учебной, умения рационально использовать время на уроке;
ü     овладение посильными приемами самостоятельной работы;
ü    развитие устойчивого интереса к учебным занятиям, к книге – источнику знаний.
Основной задачей начального обучения русскому языку является организация регулярного, интенсивного и систематического усвоения норм литературного языка [12, с. 220].
  Содержание и виды занятий по русскому языку в начальных классах следующие:
1)                развитие устной и письменной речи — в связи с чтением, письмом, изучением грамматического материала, наблюдениями, общественной деятельностью учащихся;
2)                обучение детей в первом классе грамоте, т.е. элементарному правильному чтению и письму, и в дальнейшем совершенствование этих умений;
3)                изучение литературной нормы – грамматически, орфографически и пунктуационно правильного письма, орфоэпически правильного произношения и овладения выразительностью речи;
4)                изучение теоретического материала по грамматике, фонетике, лексике, формирование систем научных понятий в области языка;
5)                приобщение школьников к образцам художественной, научно-популярной и иной литературы через уроки чтения и грамматики; овладение ими умением воспринимать литературное произведение, овладение читательскими умениями.
Программа начальной школы по русскому языку состоит из трех разделов:
— обучение грамоте и развитие речи;
— чтение и развитие речи;
— грамматика, правописание и развитие речи.
Помимо этого, она содержит подразделы «Внеклассное чтение», «Чистописание» [15, с. 127].
Обучение грамоте решает основную задачу: научить детей читать и писать. В этот период ребенок учится расчленять речь на предложения, предложения на слова, слова на слоги и звуки, образовывать из звуков и букв слова. Это способствует развитию фонематического (речевого) слуха, т.е. умения слышать не только произносимые слова и слоги, но и составляющие их звуки. Параллельно с обучением чтению идет обучение письму. Важно в это время научить детей правильно писать буквы, читать списывать с печатного и письменного текстов, писать под диктовку и т.д.
Чтение и развитие речи имеет своей задачей сообщение начальных сведений по литературе, формирование и совершенствование навыка правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.
Умение читать служит воспитанию нравственных качеств личности, познанию окружающего мира. Для достижения главной цели учитель обучает детей приемам, позволяющим воспринимать и понять читаемое, а также выразить свое понимание и отношение к произведению. Классная работа по чтению углубляется и расширяется на уроках внеклассного чтения.
Внеклассное чтение имеет своей задачей организацию самостоятельного чтения, обучение приемам работы с книгой.
Грамматика и правописание основной своей целью ставят ознакомление с элементами всех разделов языкознания, усвоение детьми самых необходимых грамматических понятий, овладение умениями, основанными на орфографических и пунктуационных правилах.
Следует добавиться, чтобы дети поняли и закрепили сведения о языке, приобрели путем упражнений умения применять знания на практике, пользовались в своей речи элементами литературного языка.
Развитие речи предполагает выработку умений и навыков устной и письменной речи. Дети должны научиться владеть речью устной и письменной. Большое внимание уделяется культуре речи. Специальных уроков по развитию речи не предусмотрено, в связи с этим такая работа проводится на всех уроках по языку [15, с. 127 – 128].
При обучении русскому языку реализуются основные дидактические принципы, особенно принципы доступности, преемственности, перспективности и учета индивидуальных особенностей учащихся.
Уроки русского языка строятся так, чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков органически сочетались с выработкой у каждого ученика положительных качеств, характерных для общественно активной, критически и конструктивно мыслящей личности.
Таким образом, содержание предмета русский язык позволяет учащимся усвоить необходимые знания, научить их писать и читать, воспитывать нравственные качества личности, приобрести умения думать и правильно выражать свои мысли.
1.4 Характеристика занимательного материала по русскому языку
Занимательный материал — материал, необходимый для создания интереса к игровому материалу, для привлечения внимания детей к уроку. К занимательному материалу относятся сказки, загадки, стихи, ребусы, кроссворды, шарады, головоломки, чайнворды и другие.
Рассмотрим более подробно головоломку, кроссворд, загадку, ребус.
В Большом энциклопедическом словаре даются следующие определения понятий:
§     «головоломка – загадка, задача, требующая для своего решения догадливости, сообразительности; игра с задачами такого характера» [5, с. 291];
§     «кроссворд – задача-головоломка, заполнение буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонталям и вертикалям получились заданные по значениям слова» [5, с. 59];
§     «загадка – жанр народно-поэтического творчества; иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего» [5, с. 406];
§     «ребус – загадка, в которой разгадываемые слова или выражения даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками» [5, с. 1002].
Головоломки бывают: шестеренки, секретный приказ, цифровые слоговицы.
Шестеренки: Если правильно соедините зубцы шестеренок и будете вращать правую шестеренку влево, а левую вправо, — прочитаете загадку. О чем она?
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
 (Ответ: Черные, кривые, от рождения немые. Станут в ряд — сразу заговорят. Конечно это буквы)
Секретный приказ:


Примечание. Зачеркните буквы, которые встречаются более, чем один раз и прочитайте приказ.
(Ответ: Будь врагом лени.)
Цифровые слоговицы

Примечание. В слоговице каждая цифра обозначает какой-нибудь слог (всегда один и тот же). Из этих слогов и состоят слова в загадках. Наша слоговица начинается с буквы Б.

(Ответ: былина, добыча, чародей, (Ответ: бульдозер, зерно, домино, дорога.) миноносец.)
Загадки бывают: о природе, о предметах, загадки-складки, загадки-шутки.
Загадки о природе:
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь — лесной...(медведь) [15, с. 180].
Загадки о предметах: Всех кормит,
А сама не ест (ложка) [15, с. 115].
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?...(мел) [15, с. 118].
Загадки-складки:
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой...(не разольешь) [15, с. 34].
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь...(медвежью услугу) [15, с. 39].
Загадки-шутки
 а) Есть ли ноги у газеты, книги?
(наверное, есть: ведь говорят иногда, что он взял книгу (газету) верх ногами) [22, с. 205].
б) В каком фразеологизме упоминается действие таблицы умножения? (ясно как дважды два четыре) [22, с. 198].
в) Что общего в словах дуга, бараний рог, три погибели? (их можно… согнуть, а точнее, все эти названия сочетаются с этим глаголом) [22, с. 29].
Ребусы бывают: с перестановкой букв в слове в соответствии с цифрами, с прибавлением к слову или исключение из него буквы или слога, с заменой буквы в слове, с исключением из слова буквы и добавлением к слову указанной буквы, с чтением букв и слогов, вписанных в буквы большего размера.
Ребус с перестановкой букв в слове в соответствии с цифрами (кот – кто);
— На что указывают цифры? (надо переставить буквы)
— Какую букву взять первой? второй? третьей?
— Какое же слово получится? [15, с. 111].
Ребус с прибавлением к слову или исключение из него буквы или слога (столб-стол, дуга-радуга);
— По картинке составь слово.
Прочитай. (Дуга).
— Прибавь к этому слову слог «ра».
Прочитай, что получилось [15, с. 102].
Ребус с заменой буквы в слове (стол-стул, кит-кот);
-Какое слово здесь «спряталось»?
(буква «и» перечеркнута, на ее место надо поставить букву «о») [22, с. 19].
Ребус с исключением из слова буквы и добавлением к слову указанной буквы (рак – рук – рука; кран – ран – рана).
На исключение из слова буквы может указывать не только черта, зачеркивающая букву, но и запятая. Если запятая стоит перед рисунком, то исключают первую букву, если после него- то последнюю. Исходные слова и слова-отгадки составляются из букв разрезной азбуки, прочитываются [22, с. 88].
Ребус с чтением букв, вписанных в буквы большего размера (ворона, тыква).
-Прочитай напечатанную часть слова. Догадайся, где она расположена(тык в «а»- тыква) [15, с. 25 — 26].
Более подробно остановимся на кроссворде. Кроссворды в системе занимательного материла занимают особое место. При работе с кроссвордами учащиеся соревнуются больше с «самим собой», т. е. соревнуются черты характера личности: работоспособность с ленью, охота с нежеланием что-то делать, любознательность с безразличием, умственное напряжение и усидчивость с расслаблением и т. д. Успех и победа положительных черт характера учащегося над негативными важнее, чем кратковременные успехи над другими учащимися.
По мнению преподавателя университета г. Махачкала Ш.Ш. Хидирова, известно, что «если посмотреть на характер познавательного интереса на уроках русского языка, то учащиеся больше любят интеллектуальные игры. В основном это хорошо успевающие, старательные и пытливые дети, в спокойных интеллектуальных играх они получают максимум самостоятельности. Это обусловлено психологической особенностью таких учащихся и естественным инстинктом человека самоутвердиться. Эти качества ребенок может проявить, решая кроссворды. Но это не значит, что учащиеся с аморфными интересами не тянутся к кроссвордам. Отгадка хотя бы одного слова в целом кроссворде – это уже успех, удача, это приносит радость, появляются положительные эмоции, уверенность в своих силах, чувство интеллектуальной полноценности, непроизвольно возникает желание искать и отгадывать другие слова, т. е. актуализируется познавательный интерес» [33, с. 46].
Кроссворды технологически просты в использовании. В них все правила заранее оговорены, все, что нужно для выполнения, имеется. Учащийся от начала до конца решает кроссворд один, его работа не зависит от других детей, он получает максимум самостоятельности. А самостоятельная работа – наиболее важный путь освоения учащимися новых знаний, умений и навыков. В процессе самостоятельной работы осуществляется важный и завершающий этап познавательной деятельности – проверка полученных знаний на практике. Самостоятельная работа, как и процесс обучения в целом, выполняет не только функции образования, но и воспитания таких черт личности, как трудолюбие, умение преодолевать трудности, настойчивость, уверенность в своих силах, кроме этого, развивает наблюдательность, умение выделять главное, самоконтроль и т.д.; она может быть источником знаний, способом проверки, совершенствования и закрепления их, а по отношению к умениям и навыкам является одним из путей их формирования.
Кроссворд – это своеобразная самопроверка, контроль своих знаний, занимательный текст.
Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствует предупреждению их перегрузки, обеспечивают формирование коммуникативных и интеллектуальных умений.
Здесь можно решить и некоторые вопросы индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Обычно хорошо успевающие ученики раньше срока заканчивают свою работу на уроке. И чтобы они не скучали и не мешали другим, им можно предложить небольшие кроссворды по изучаемой теме.
Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебниками, пособиями, справочниками, словарями, энциклопедиями и т.д. Посещение библиотеки становится любимым и привычным занятием. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов в кроссвордах, учащиеся непроизвольно заставляют учителей, родителей и других окружающих задуматься и включиться в учебную деятельность детей. Таким образом, создаются условия для полезной организации свободного времени детей и родителей.
Составление кроссвордов – дело непростое. Составить тематические кроссворды труднее обычных, потому что запас слов ограничен определенной темой урока.
При составлении кроссвордов необходимо придерживаться такого дидактического принципа, как научность содержания и доступность его для учащихся. Необходимо также соответствие и взаимосвязь содержания кроссворда и процесса его разгадывания.
Для поддержания непрерывного интереса к этому виду занимательного материала необходимо разнообразить формы кроссвордов, придумать новые формы загадывания слов. Чем больше способов загадывания одного и того же слова, тем глубже и многостороннее будут знания, так как различные способы загадывания взаимно дополняют представления о данном понятии.
    продолжение
--PAGE_BREAK--При решении и кроссворда дети убеждаются, что освоение словарного запаса, терминологии и умение грамотно писать слова – необходимые условия для верного выполнения задания. Составление кроссвордов самими учащимися дает не менее важный дидактический эффект, чем решение кроссвордов. Для этого учащиеся систематизируют свой словарный запас, группируют слова по количеству букв и пр. Незаметно для себя ученики уточняют правописание различных терминов. Затем кроссворд создается на черновике, при этом работают логика и сообразительность ребенка. А если он до конца не смог «собрать» кроссворд, то ему придется «разобрать» данную конструкцию и «собрать» ее заново. В процессе этой работы развивается логика мышления, усидчивость, стремление завершить начатое дело, упорство, целеустремленность и т.п. При составлении чернового варианта кроссворда учащимся приходится разнообразить рисунок и форму кроссворда, при этом развиваются творчество и фантазия при зарисовке сетки кроссворда, развиваются художественные и эстетические способности. Если работа проводится на компьютере, то закрепляются знания и умения по информатике, умения работать с различными программами.
Все многообразие кроссвордов можно разделить по двум признакам: содержание и оформление. По содержанию выделяют: тематический, полиглот, алфавитный, кроссворды с нестандартными определениями, юмористический, с фрагментами, ребусный, рассыпной, кроссворды с нестандартным заполнением, слогокроссворд, двухбуквенный, символьный и др.; по оформлению – сканворд, обратный, бесконечный, русский, словарный, чайнворд, фигурный, рисунок, косой, круговой, объемный [33, с. 46 — 48]. Как известно, на уроках русского языка широко могут использоваться игры. Языковые игры обычно развлекательны, но всегда содержат дидактический элемент, достигающий подчас высокого уровня.
По весомости этого дидактического вклада игры подвергаются оценке и классификации. Различают также игры по видам деятельности: игры, в основе которых лежит наблюдение; игры на конструирование, на изобретение новых структур; игры творческие. Классифицируют игры и по языковому материалу: словесные, грамматические, буквенные и пр.
В последние десятилетия издано огромное количество пособий по игровым методикам: это игры на сообразительность, «хитрые» задачи, игры в слова, словесное и картинное лото, колеса приставок и суффиксов, лестницы слов, а также материалы для викторин и олимпиад, задачи на разгадывание пословиц и фразеологических единиц, заданий на подбор и комментирование синонимических групп, антонимических пар, омонимов, паронимов, на многозначность слов [16, с. 445 — 446].
Таким образом, применение кроссвордов, языковых игр и т. д. не может стать основной формой работы, но использование их в учебном процессе вполне целесообразно.
1.5 Классификация занимательного материала по русскому языку
Таким образом, проанализировав литературу, мы составили классификацию занимательного материала и пришли к выводу о том, что он достаточно разнообразен. Его использование на уроках русского языка очень важно. При этом можно применять с каждым разом все новые и новые задания тем самым обогащать речь учащихся, развивать у них познавательный интерес к предмету «Русский язык», индивидуальные склонности, самостоятельную деятельность, потребность самообразования (приучение пользоваться дополнительной литературой, разными материалами, углубление знания о языке, получаемых на уро ках, повышение качества этих знаний и умений).
Занимательный материал
 SHAPE  \* MERGEFORMAT
Богатство занимательных заданий настолько велико, что поможет даже слабому ученику появлению и проявлению желания заниматься русским языком, тогда повысится успеваемость младшего школьника, а это будет являться огромным достижением в работе любого учителя. Ведь для него важен результат выполняемой деятельности.

РАЗДЕЛ 2. УСТАНОВЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ МЕЖДУ РАЗВИТИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА 2.1 Планирование исследования
Для подтверждения или опровержения гипотезы мы составили план исследовательской работы:
1) подбор диагностического (занимательного) материала;
2) определение контрольной и экспериментальной группы;
3) проведение констатирующего эксперимента с целью определения уровня познавательного интереса у младших школьников до внедрения занимательных средств;
4) проведение формирующего эксперимента с целью применения занимательных заданий экспериментальной группе;
5) проведение контрольного эксперимента с целью установления уровня познавательного интереса после использования занимательных средств в экспериментальной и контрольной группах;
6) сравнение результатов констатирующего и контрольного эксперимента в контрольной и экспериментальной группах;
7) выводы по подтверждению или опровержению выдвинутой нами гипотезы.
Исследование проводилось на базе МОУ «Средней общеобразовательной школы № 3» г. Тотьма.
Цель: установить уровень познавательного интереса у младшего школьника при использовании на уроках русского языка занимательного материала.
Мы подобрали материал и методики для определения уровня развития познавательного интереса у младшего школьника на уроках русского языка.
Для определения уровня развития познавательного интереса у младшего школьника была проведена методика «Выявление интересов младших школьников». В качестве критериев для оценки познавательного интереса были взяты предметы, которые проводит учитель.
Таблица 1.
Предмет
Интересует
Не интересует
Почему?
Математика
Русский язык
Литературное чтение
Внеклассное чтение
Окружающий мир
Трудовое обучение
Изобразительное искусство
Музыка
Физкультура
Истоки
Оценивая уровень познавательного интереса у младшего школьника, мы выделили следующие уровни (по отдельным предметам):
высокий – 7 – 10 учащихся (60% и более)
средний – 3 – 6 учащихся (30 – 60%);
низкий – 1 – 2 учащихся (до 30%).
2.2 Результаты исследования
В результате теоретического анализа и синтеза мы пришли к выводу, что занимательный материал может выступать как условие эффективного развития познавательного интереса младшего школьника на уроках русского языка. Мы предположили, что существует прямая зависимость между развитием познавательного интереса и использованием занимательного материала. С целью проверки нашего теоретического вывода был использован эксперимент. В эксперименте участвовали ученики третьего класса (15 человек). На первом этапе эксперимента (констатирующем) был определен уровень развития познавательного интереса до активного использования занимательных средств (Приложение 1). Для определения уровня развития познавательного интереса использовалось анкетирование [20, с. 39 — 40]. Оно проводилось параллельно на двух классах: экспериментальном и контрольном. Учащиеся третьих классов заполняли предложенную анкету, ставя первые три предмета по уровню значимости для себя, затем объясняли причину своей заинтересованности или незаинтересованности. Из оставшихся предметов выбирали для себя также три по значимости, объясняли причину. Данная методика предлагается И. В. Муромцевой в методических рекомендациях для учителей начальных классов в «Психологическом практикуме» [20, с. 39 – 40]. Таблица 2.
Предметы Контрольный класс (3а) Экспериментальный класс (3б) Русский язык 13% 13% Литературное чтение 20% 20% Математика 67% 67% Сравнивая результаты в контрольном и экспериментальном классах на констатирующем этапе можно сделать выводы:
1) уровень познавательного интереса в контрольном и экспериментальном классах одинаковы;
2) уровень познавательного интереса у учащихся третьих классов к русскому языку находится на низком уровне (13% или 2 учащихся поставили русский язык для себя на первое место).
На втором этапе эксперимента (формирующем) в систему обучения были целенаправленно включены занимательные задания, способствующие развитию познавательного интереса: игры, загадки, пословицы, творческие задания, стихотворения, басня.
На уроках русского языка были включены следующий занимательный материал.
Тема урока: Правописание слов с орфограммой в корне (закрепление ранее изученного). Игра «Лови ошибку». В слове счастливый не пишется непроизносимая буква «тэ». В слове вкусный буква «тэ» не пишется. В слове загадка пишется парная буква «тэ» [3, с. 430]. В слове капустный пишется парная буква «дэ» [29, с. 200]. В слове яростный не пишется буква «тэ». В слове глазки пишется парная буква «эс». В слове радостный пишется буква «тэ». В слове опасный буква «тэ» не пишется [33, с. 149]. Во время этой игры учащиеся со слуха исправляют неправильные утверждения, вспоминают правило правописания непроизносимых согласных, объясняют, при необходимости задают учителю вопросы. Такое упражнение способствует лучшему запоминанию, предупреждает закрепление неправильного написания.
Тема урока: Правописание приставок (закрепление ранее изученного).
Загадка о приставке.
1. В этом слове есть первая буква в названии учебных принадлежностей, где хранятся ручка, карандаш, ластик (пенал) [6, с. 315]. 2. Вторую букву очень долго не могут выговаривать маленькие дети («рэ»). 3. Продолжением слова будет суффикс в словах тракторист, хоккеист, машинист (ист) [24, с. 46]. 4. Следующие две буквы – это начало слов автобус, автомобиль, автопарк (ав) [28, с. 63 — 65]. 5. Слово заканчивается на -ка-.
Задача учеников из каждого данного задания отметить письменно в тетрадях отгаданную часть слова. В итоге должно получиться слово, связанное с темой, то есть «приставка».
Это упражнение развивает внимание, память, мышление, познавательный интерес как к самой теме, так и к предмету.
Тема урока: Предлоги и приставки (закрепление ранее изученного).
Творческая работа.
…явилась …небе синяя туча. …шумел ветер. …пали первые капли дождя [27, с. 132]. Маленький щенок …прятался … конуре [12, с. 118].
Такая небольшая работа направлена на развитие мышления учащихся, их творческих способностей.
Кроме того, ученики переписывают предложения с доски, предварительно вставив вместо точек подходящие по смыслу предлоги и приставки, а, значит, развивается внимание, постепенно формируется умение грамотно писать предлоги и приставки в словах.
Тема урока: Упражнения в распознавании предлогов и приставок (закрепление ранее изученного).
Шуточные вопросы-загадки.
1.                Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов? (с – о – с – на) [13, с. 35].
2.                Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? (к – от) [7, с. 200].
3.                Из каких трех предлогов можно составить название домашнего животного? (к – о – за) [22, с. 97].
Эти задания шуточного характера, поэтому привлекательны для учеников, для развития их внимания, памяти, пытаются рассуждать. Здесь также в некоторой степени осуществляется межпредметная связь, так как учащиеся вспоминают названия деревьев, домашних животных (окружающий мир).
Тема урока: Разделительный твердый знак (изучение нового материала).
Стихотворение «Твердый знак» [19, с. 13 — 15].
Было сели, стало съели. Твердый знак нам нужен тоже,
Догадаться вы сумели, Без него сказать не сможем:
Почему случилось так? Съезд, съедобный, объясненье
Кто виновник? И подъезд, и объявленье.
Твердый знак.
Это стихотворение вводит в новую тему.
На его примере ученики постепенно учатся различать написание твердого разделительного знака, определять, в каком случае пишем разделительный твердый знак, в каком – нет, доказывают, называют правило сначала по таблице, потом по учебнику.
Тема урока: Написание слов с разделительным твердым и мягким знаком [21, с. 126].
Басня.
— Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил
Твердый знак. –
Слова и буквы ты всегда смягчить
Стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
— Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак мягкий твердому на это отвечал. –
— Ты тверд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять…
— Друзья! Ваш разговор – никчемные слова, —
Услыша это спор, сказала буква А. –
Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте.
Эта басня помогала учащимся понять назначение твердого и мягкого знаков, направляла на развитие внимания, памяти, мышления при определении ее морали. После работы над басней учащиеся приступали к выполнению упражнений по различению правописания разделительного твердого и мягкого знака.
Кроме того, почти на каждом уроке была проведена минутка чистописания, куда были включены разнообразные узоры, элементы букв, осуществлялась работа над пословицами.
На третьем этапе (контрольном) был определен уровень развития познавательного интереса после использования на экспериментальном классе разнообразных занимательных средств (Приложение 2). Использовалась ранее предложенная методика.
Таблица 3.
Предметы Контрольный класс (3а) Экспериментальный класс (3б) Русский язык 0% 53%
Литературное чтение 40% 13% Математика 60% 34% Сравнивая результаты в контрольном и экспериментальном классах на контрольном этапе можно сделать выводы:
1) уровень познавательного интереса в экспериментальном классе стал выше, чем в контрольном;
2) уровень познавательного интереса у учащихся эксперименталь-ного класса находится на среднем уровне, это тот запас, который необходим для успешного обучения русскому языку в школе.
2.3 Анализ исследования
Мы сравнили результаты, полученные на констатирующем и контрольном этапах эксперимента в контрольной и экспериментальной группах и пришли к следующим выводам:
1) произошли изменения в познавательном интересе учащихся в контрольной группе: уменьшился процент учащихся с низким уровнем от 13% до 0% (к русскому языку);
2) более значительные изменения в познавательном интересе учащихся произошли в экспериментальной группе: увеличился процент учащихся со средним уровнем от 13% до 53% (к русскому языку).
    продолжение
--PAGE_BREAK--
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.