Контрольнаяработа по логопедии
Обучение ивоспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
План
1. Теоретическаячасть.
1.1 Понятие фонематический слух и фонематическое восприятие.
1.2 Влияние нарушения фонематического слуха на развитие речиребёнка.
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН.
1.4 Организация работы в группах для детей с ФФН.
1.5 Взаимосвязь работы логопеда и воспитателя.
2. Практическая часть.
2.1 Опыт работы дошкольного учреждения по осуществлениюкоррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста.
2.2 Использование речевого и дидактического материала дляразвития фонематического восприятия.
Выводы.
Литература.
1. Теоретическая часть
фонематическийслух речь недоразвитие ребенок
1.1 Понятие фонематическийслух и фонематическое восприятие
Фонематическим слухом принято называть умение слышать иразличать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (вдох– вход, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля –капля, кит – кот).
(Фонематический слух –это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемыродного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха,направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами,которые хранятся в памяти человека упорядоченно – «в решётке фонем». [Основылогопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателейдетских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ /Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002.]).
Эта способностьформируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнокначинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели от момента рождения, в 7-11месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не напредметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.
К концу первого годажизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характерязыкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку(фонемы, входящие в его состав).
Далее фонематическоеразвитие происходит бурно, постоянно опережая артикуляционные возможностиребёнка, что и служит основой совершенствования произношения, уже к концувторого года жизни (при понимании речи) ребёнок пользуется фонематическимслухом в полной мере и воспринимает все звуки родного языка.
Фонематическоевосприятие –искусственный звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессомобучения грамоте. Д.Б. Эльконин выделил три операции, характерные дляфонематического восприятия: умение определять наличие или отсутствие звука вслове, умение определять место положения звука в слове, умение определятьпоследовательность звуков и их количество.
(С самого раннеговозраста нормально развивающийся ребёнок слышит звуки окружающего мира, видитартикуляционные движения губ взрослых и пытается им подражать. При этом ребёнокпостоянно сталкивается с многообразием звучания фонем родного языка: одни и теже звуки по-разному произносятся взрослыми и детьми, мужчинами и женщинами,тихо или громко. Но эти звуковые оттенки не служат для различения звуковыхоболочек языковых единиц. Индивидуальный вариант звучания фонем определяется неодним признаком, а целой их совокупностью, включающей не только слышимыекомпоненты, но и зрительный образ, и двигательные ощущения, возникающие призвукопроизношении. [Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие длялогопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентовпедагогических училищ / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002.]).
Фонематическое восприятиезвуков речи происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору слуховых икинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, истановиться возможным вычленение отдельных фонем. При этом большую роль играютпервичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребёнокобобщает признаки одних фонем и отличает их от других.
До 60-х годов XX века в методике обучения русскогоязыка понятием звуковой анализ характеризовали два направления: наличие илиотсутствие данного звука в слове, а так же понимали линейную последовательностьзвуков в слове. Но так как первое направление характеризовало устную речь, авторое – письменную, то в методике существовала путаница. В 60-е годы Д.Б.Эльконин развёл эти два понятия: первому дал название фонематический слух, авторому – фонематическое восприятие. [Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детскойречи. М., 1961].
1.2 Влияние нарушенияфонематического слуха на развитие речи ребёнка
Несовершенныйфонематический слух, с одной стороны, отрицательно влияет на становлениедетского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыковзвукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны.
Формирование правильногопроизношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков,т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающеговосприятие фонем данного языка.
[Гвоздев А.Н. Вопросы изучениядетской речи. М., 1961].
Фонетико-фонематическоенедоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системыродного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектоввосприятия и произношения фонем.
К этой категорииотносятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
[Волкова Л.С., ЛалаеваР.И., Мастюкова Е.М. Логопедия: Учеб. для студентов дефектолог. фак. пед.ин-тов, М.: Просвещение; Владос, 1995 с. 53]
Речь детей с ФФНхарактеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами.Количество нарушенных звуков у ребёнка с ФФН может быть достаточно большим – до16-20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственнообусловлены несформированностью у них фонематического слуха.
Выделяют три возможныхсостояния при недоразвитии фонематического слуха:
— недостаточноеразличение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;
— недостаточноеразличение значительного количества звуков из разных фонетических групп приотносительно сформированном их произношении;
— глубокое фонематическоенедоразвитие, когда ребёнок практически не может выделить их из состава слов,определить последовательность звуков в слове.
Наряду с нарушеннымзвукопроизношением у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаютсяошибки в слоговой структуре слова и звуконаполняемости.
Слоговая структура слова– это количество и порядок слогов внутри слова. Звуконаполняемость – количествои порядок звуков внутри каждого слога.
Нередко отдельные дети сФФН затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и состечением согласных, а также предложений, содержащих подобные слова. Припроговаривании такого лексического материала они искажают звуко-слоговойрисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и заменяют, могутопустить или добавить звук внутри слога и т.д. Например: каркадил – крокодил,батуретка – табуретка, голопед – логопед, киртити – кирпичи, тоита –строительство, вадавося – водопроводчик.
( У детей сфонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определённая зависимостьмежду уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т.е.чем большее количество звуков не сфомировано, тем ниже фонематическоевосприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением ивосприятием звуков. Так, например, ребёнок может искажённо произносить 2-4звука, а на слух не различать большее число, причём из разных групп.Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокоенедоразвитие фонематических процессов. В таких случаях только применениеспециализированных заданий вскрывает сложную патологию.
У детей сфонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи,«сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и чёткость речи. [ВолковаЛ.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия: Учеб. для студентов дефектолог.фак. пед. ин-тов, М.: Просвещение; Владос, 1995].
Итак, характер описанныхнарушений указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия удетей с ФФН. Без специального коррекционного воздействия ребёнок не научитсяразличать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов,что приведёт к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью. [Основылогопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателейдетских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ /Подред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002].
1.3Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН
Помимо указанных вышенарушений речевого (вербального) характера, отдельно следует охарактеризоватьвозможные особенности в протекании высших психических функций у детей с ФФН:
— внимание у таких детейможет быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также – слабосформированным произвольное внимание;
— объём памяти может бытьсужен по сравнению с нормой. При этом ребёнку понадобиться больше времени иповторов, чтобы запомнить заданный материал;
— отмечаются особенностив протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образногомышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений.Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной,вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.
Исходя из перечисленныхособенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом планехарактеризуются следующим образом:
— поведение может бытьнестабильным, с частой сменой настроения;
— могут возникатьтрудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях детибыстро утомляются, для них сложно выполнение данного задания в течениедлительного времени;
— возможны затруднения взапоминании инструкций педагога, особенно – двух-, трёх-, четырёхступенчатых,требующих поэтапного и последовательного выполнения;
— в ряде случаевпоявляются особенности дисциплинарного характера.
При планировании ипроведении коррекционных занятий необходимо учитывать эти специфическиеособенности детей с ФФН. Организуя логопедическую работу с ними, целесообразно:
— осуществлять сугубоиндивидуальный подход к каждому ребёнку с учётом его возрастных и психическихособенностей;
— обеспечиватьположительную мотивацию выполнения задания;
— чередовать различныевиды деятельности;
— включать в занятиятренировочные упражнения по развитию внимания, памяти, мыслительных операций ит.д.
1.4 Организация работыв группах для детей с ФФН
В соответствии с типовымположением определены основные направления организации работы дошкольныхучреждений для детей с ФФН в двух возрастных группах: старшей – для детей 6года жизни и подготовительной – для детей 7 года жизни.
Коррекционное воздействиев этих группах осуществляется строго в соответствии со специальной программойобучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, разработаннойотдельно для каждой группы. Авторами специализированной программы для детейстаршей группы являются Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина (2002); программа длядошкольников подготовительной группы была составлена Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой.
В процессе обучения детейс ФФН в условиях специального детского сада решаются следующие задачи:
— сформировать у детейфонетическую систему языка, т.е. уточнить и закрепить произношение сохранныхзвуков, а также исправить произношение нарушенных звуков;
— развить у них полноценныйфонематический слух и восприятие, т.е. с помощью специальных приёмов научитьдетей различать звуки на слух, запоминать и воспроизводить ряды звуков ислогов;
— сформировать навыкизвуко-слогового анализа и синтеза, т.е. развить умение делить слово на слоги извуки, производя их последовательный анализ, и проводить обратные операции:составлять слог из звуков и слово – из слогов (синтез);
— на основеаналитико-синтетической деятельности обеспечить усвоение детьми некоторыхэлементов грамоты.
Несмотря на вполнепонятные различия, существующие в содержании коррекционного обучения ивоспитания для детей старшей и подготовительной групп, выделенные задачиявляются основополагающими.
Программа обучения детейс ФФН включает:
характеристику речевогоразвития ребёнка;
обследование речи;
режим дня старшей(подготовительной) группы;
логопедическуюдокументацию.
Режим определяетоптимальный порядок проведения воспитателем и логопедом занятий с указанием ихколичества и длительности. Согласно распорядку, логопед проводит разный типызанятий:
— индивидуальные –отдельно с каждым ребёнком;
— подгрупповые – с тремя-четырьмядетьми, объединёнными по принципу схожести дефекта;
— фронтальные – со всемидетьми или с половиной группы, в зависимости от уровня речевого развития.
Чередование этих занятийобеспечивает максимальную эффективность логопедической работы.
Логопедическаядокументация:
— речевая карта накаждого ребёнка;
— планы (конспекты)фронтальных занятий;
— планы индивидуальных иподгрупповых занятий;
— тетрадь для вечернихзанятий воспитателя, где отмечается какой материал воспитатель должен закрепитьв вечернее время;
— отчёты о результатахкоррекционной работы.
Программа коррекционногообучения, вне зависимости от возрастной группы, делится на три периода. Каждыйпериод содержит определённый объём учебного материала, планируемый для изученияна индивидуальных, подгруппывых и фронтальных логопедических занятиях. Так,определён следующий порядок изучения звуков на фронтальных занятиях: у, а, ау,ауиэ, о, ауио, ы, п. пь, т, к, кь, птк, х, хь, ль, йот, ы-и, с, сь, з-зь,сь-зь, ц, б-п, ш-ж, с-ш-з-ж, л, р, ль-рь, р-рь, ль, л-р-ль-рь, ч, щ, ч-щ. Взависимости от возрастной группы этот материал по-разному распределён попериодам обучения.
В подготовительнойгруппе, в отличие от старшей, гораздо больше внимания уделяется навыкаманалитико-синтетической деятельности, что определяется непосредственнойподготовкой детей к школьному обучению.
Помимо этого, дошкольникиизучают слова двусложной слоговой структуры с открытыми слогами (косы),двусложные слова с закрытым слогом и со стечением согласных звуков (сумка).
Начиная с ноября дети вподготовительной группе уже овладевают полной звуко-слоговой схемой слова соследующими обозначениями: длинная полоска – слово, короткая – слог, красныйкружок – гласный звук, синий – твёрдый согласный звук, зелёный – мягкийсогласный. (Следует заметить, что логопед и воспитатель должны использоватьодну и ту же систему маркёров, кроме того, предпочтительнее согласовать её сучителем в школе, т.к. мы знаем, что разные учителя могут работать попрограммам, в которых, например, твёрдый согласный звук обозначается кружкомжёлтого цвета.)
Уже со второго периодалогопед знакомит детей с буквами и начинает занятия по обучению грамоте. Кконцу учебного года дошкольники должны правильно произносить и различать всезвуки родного языка, уметь читать и печатать слоги и слова, работать сразрезной кассой букв, составлять короткие предложения. Такие умениясформировались не только благодаря овладению детьми элементами грамоты, но иразвитию определённых графо-моторных навыков (т.е. навыков удержания карандаша,ориентировки на листе бумаги, проведения прямых, косых и закруглённых линий ит.п.).
Помимо такогопланирования, в разделе содержатся рекомендации и указания методического плана,которые помогают правильно организовать изучение нового материала.
Оборудованиелогопедического кабинета определяется санитарно-гигиеническими требованиями ивключает необходимые логопедические пособия для обследования и развития:
— интеллекта;
— слуха;
— связной речи:произношения и условия овладения слоговой структурой слов; фонематическогослуха; лексического запаса и грамматического строя речи; элементов грамоты.
1.5 Взаимосвязь работылогопеда и воспитателя
Логопед должен работать втесном контакте с воспитателем, обеспечивая чёткую преемственность этой работы.Поэтому от воспитателя логопедической группы требуется знание речевых ипсихолого-педагогических особенностей детей, умение подходить к ниминдивидуально. Желательно, чтобы воспитатель по возможности посещал фронтальныелогопедические занятия, с тем чтобы отмечать, кто из детей испытывает трудностипри выполнении заданий логопеда и какие.
Ознакомление с некоторымиспециальными методическими приёмами позволит воспитателю не только эффективнозакреплять материал, пройденный логопедом, но и грамотно координировать с нимрешение воспитательных задач. Логопед и воспитатель совместно планируют работупо развитию речи детей, определяя тематику и содержание занятий, лексический материали требования к речи детей на каждом конкретном этапе обучения. Воспитательпланирует ознакомление детей с лексическим материалом по заданным темам, алогопед обеспечивает его автоматизацию и введение в самостоятельную речь.
Речь воспитателя должнаотвечать правилам фонетики и грамматики. Он должен владеть достаточно широкимлексическим запасом.
[Основы логопедическойработы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов,учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под ред. Г.В.Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002].
Удобно иметь так жететрадь взаимосвязи логопеда и воспитателя. В эту тетрадь логопед записываетвоспитателю задания для логопедической работы с отдельными детьми (3-6человек). Например, отдельные артикуляционные упражнения, разбор специальноподобранных логопедом предметных и сюжетных картинок, повторение текстов истихотворений, отработанных ранее с логопедом. Можно включить различныеварианты упражнений по развитию внимания, памяти, различению звуков, формированиюлексико-грамматических компонентов языка. Все виды заданий должны быть знакомыдетям и подробно объяснены воспитателю. В графе учёта воспитатель отмечает, какусвоен материал детьми, у кого и в связи с чем возникли трудности. [ПоваляеваМ.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. с. – 262].
2. Практическая часть
2.1 Опыт работыдошкольного учреждения по осуществлению коррекции фонетико-фонематическогонедоразвития у детей дошкольного возраста
Мы проанализировалигодовой план работы ДОУ Новомичуринский детский сад № 6, в котором имеетсягруппа для детей с ФФН, и выделили те аспекты, которые характеризуюткоррекционную работу логопеда и воспитателя.
Задачи:
— воспитаниеартикуляционных навыков;
— развитие слуховоговосприятия;
— выделение звука изсостава слова;
— воспитание правильногопроизношения слов различной слоговой сложности.
Семинары, которыепроводит логопед в течение года:
1. Приёмы педагогическойработы по формированию навыков правильного произношения.
— заучивание стихотворенийк праздникам;
— повторение правильногопроизнесения слова за воспитателем.
2. Коррекционная речеваяработа воспитателя с детьми на фронтальных занятиях.
— строго следить заречевой активностью детей;
— строго отслеживатьречевой материал, выносимый на занятия, особенно по развитию речи;
Работа с родителями.
Проводятся разного видародительские собрания: организационные и тематические совместно логопедом ивоспитателями.
1. Как воспитать уребёнка навыки правильного звукопроизношения.
Проводит воспитатель,который поясняет родителям те приёмы, которые обсуждались совместно с логопедомна первом семинаре.
2. Играем пальчиками иразвиваем речь.
Проводит логопедсовместно с воспитателем. Логопед рассказывает о теоретической стороне ипоказывает разные виды пальчиковых игр, а воспитатель проводит практическоезанятие с родителями.
Наблюдая за деятельностьюлогопеда и воспитателя, можно сделать следующие выводы: важную роль в обучениии воспитании детей с ФФН играет чёткая организация их жизни в детском саду,поэтому созданы необходимые условия, чтобы обеспечить разнообразную активнуюдеятельность детей. В течение года дети изучают две программы:общеобразовательную и коррекционную. Соблюдение определённого режима,правильное равномерное распределение нагрузки на протяжении всего дня позволяетбез лишнего напряжения и переутомления выполнять поставленные задачи. При этомправильно распределены обязанности логопеда и воспитателя.
Задачииндивидуально-подгрупповой работы логопеда:
— закрепление иавтоматизация навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков;
— постановкаотсутствующих у ребёнка звуков.
Задачи работы воспитателяв вечернее время:
— закрепление иавтоматизация поставленных звуков;
— введение звуков в речьребёнка.
Воспитатель всегдаприсутствует на фронтальных занятиях логопеда и при необходимости наиндивидуальных, что помогает им максимально синхронизировать исистематизировать свою деятельность.
2.2 Использованиеречевого и дидактического материала для развития фонематического восприятия
Фонематическое восприятие– настолько интересная составляющая часть языковой грамоты, что для егоразвития можно использовать массу пособий, игр и заданий. Проследим это напримере лишь некоторых конспектов и упражнений.
Конспект фронтальногозанятия. 2 периодобучения.
Тема: «Звуки С – С ».
Цель: научить детейдифференцировать и правильно произносить звуки С-С.
Оборудование: волшебныймешочек, в нём предметы: письмо, собака, сабля, лисёнок, ананас, паста (зубная)и т.д., камешки и ватки, фланелеграф, картинки к игре на фланелеграфе: слива,апельсин, самолёт, ананас, сосиска, велосипед, конверты с сюжетными картинками.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Л: Ребята! К нам в гостиснова пришёл «волшебный» мешочек. Он принёс нам новые звуки, которые мы будемучиться произносить. Давайте угадаем, какие звуки принёс мешочек.
Дети на ощупь определяютпредметы. Садятся те, кто правильно назвал предметы: письмо, собака, сабля,лисёнок, ананас, паста (зубная) и т.д… На индивидуальных и подгрупповыхзанятиях дети заранее учатся рассматривать эти предметы и анализируют ихтактильным способом.
2. Определение характеристикизвуков.
Л: Послушайте: собака,сабля, ананас. Какой звук слышится во всех этих словах?
Д: Звук С.
Л: Вспомните, какой этозвук, и найдите его символ на доске.
Дети дают характеристикузвуку: согласный, глухой, свистящий, подбирают символ-картинку «насос».
Л: А какой звукповторяется в этих словах: осёл, лисёнок, седло, селёдка?
Д: Звук С .
Л: Ребята, звук С звучиттвёрдо, как камешек, а звук С — мягко, как ватка. Возьмите каждый камешек ивату и произнесите эти звуки, показывая, как они звучат. Дети поочерёднопроизносят с-с-с, с –с –с и показывают то камешек, то ватку.
Л: Повторите: какой звуктвёрдый? Какой звук мягкий?
3. Игра Живые слоги.
Логопед открываетфланелеграф; на нём хаотично расположены картинки. На столе стоят две корзины:на одной – синий флажок, на другой – красные губы.
Л: Ребята, надо в однукорзинку положить всё, про что можно сказать «синий», а в другую – всё, про чтоможно сказать «вкусный».
Дети по очереди подходятк фланелеграфу и раскладывают картинки, проговаривая: «Я кладу синюю сливу, аты? – А я кладу вкусный апельсин» и т.д… (Картинки: слива, апельсин, самолёт,ананас, сосиска, велосипед).
4. Физ. минутка.
Дети под музыку сзакрытыми глазами поднимают руки вверх, раскачивают ими, как деревья ветками, иизображают ветер: С-С-С, С – С – С.
В это время логопед настол каждому ребёнку кладёт конверт. Музыка стихает.
5. Развитие связной речи.
Л: Откройте глаза,возьмите конверты и достаньте оттуда картинки.
1-2 минуты детирассматривают их.
Задание: расскажи, чтоизображено на картинке из конверта: кто где сидит и кто что несёт. Детисоставляют предложения, в которых должно быть много слов со звуком С:
Собака сидит на стуле.
Соня сидит на скамейке.
Сова сидит на суку.
Солдат несёт саблю.
Садовник несёт ананас.
Старушка несёт сумку.
Логопед следит за чёткимпроизношением звуков С – С .
6. Итог занятия.
Л: Ребятки, какие звукинам принёс мешочек?
Д: Звуки С и С.
Л: В каких словах ониживут?
Д: Собака, сосиска, солдати др. какие вспомнят используемые на занятии.
Конспект подгрупповогозанятия. 3 периодобучения.
Тема: Звук Ч.
Цель: закреплениеправильного произношения звука Ч. Анализ и синтез односложных слов типа «кот» идвусложных слов типа «ручка». Составление предложений с разделительным союзом«или». Чтение слогов и односложных слов.
Оборудование: предметныекартинки: чайник, ключ, мяч, кирпич, часы, бочка; картинки У – дача, У – дочка;конверты, в них картинки: книга, качели, чемодан, карандаш, печенье; тетради,ручки
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Л: Садятся те дети,которых я назову ласково: Сенечка, Леночка, Санечка.
Так называет всех поочереди.
2. Определение звука Ч.
Л: Посмотрите накартинки, назовите их, где стоит звук Ч?
Картинки: чайник, ключ,мяч, кирпич, часы, бочка.
Л: Повтори за мной:
Дети по очередиповторяют: ач-уч-ач-ыч
Уч-оч-ач-ыч
Ыч-оч-уч-ач
Яч-еч-ич-юч
Юч-яч-ич-еч
Яч-юч-ич-еч
Л: Я похлопаю, а выскажите столько же раз слог АЧ.
3. Словообразование.
Л: Звук У, ребята, такойхитрый, взял и сбежал из слов. Давайте поможем словам?
Показывает картинку:«дача» и картинку с буквой У, соединяет их вместе.
Л: Какое словополучилось?
Д: Удача.
(так же и со словом«дочка» — «удочка»)
Л: А теперь сами изменитеслова так, чтобы появился звук Ч (раздаёт картинки): река – речка, рука –ручка, лиса – лисичка, паук – паучок.
Л: Откройте тетради, увас начерчены схемы слов, отгадайте загадки, отгадки напишите в клетках схемы:
Течёт, течёт, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит.(Речка). Записывают.
Упадёт – подскочит,
Ударит – не плачет. (Мячик).Записывают.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в руке,
Ниточка в реке. (Удочка).Записывают.
4. Физ. минутка.
Л: Положите ручки,закройте тетради, отдохнём.
Чу-чу-чу – чу-чу-чу – сжимаюти разжимают пальцы
Я сейчас зажгу свечу, показываютруками «свечу»
Ча-ча-ча – ча-ча-ча – поднимаютруки вверх со «свечой»
Горит яркая свеча. Покачиваютвправо-влево
Чи-чи-чи – чи-чи-чи – покачиваютвправо-влево
Сели мы вокруг свечи, соединяютвсе вместе в центре стола
Че-че-че – че-че-че – изображаютруками книгу
Почитаем при свече! «читают»
Ча-ча-ча – ча-ча-ча – раскрываютпальцы из «свечи»
Догорела вся свеча. Рукина столе.
5. Игра «Расскажи, что тыхочешь делать?»
У детей и логопеда конверты,в них картинки: книга, качели, чемодан, карандаш, печенье.
Л: Придумайте действия,которые можно выполнить с этими предметами, в словах обязательно должен бытьзвук Ч. Расскажите, что вы хотите делать.
Примерные ответы: Я хочучитать книгу, качаться на качелях, чинить чемодан, точить карандаш, печьпеченье.
Затем организуетсядиалог, дети задают вопрос: Ты хочешь читать книгу или качаться на качелях? Тыхочешь чинить чемодан или точить карандаш?
6. Итог занятия.
Л: Чему вы сегоднянаучились?
Задания и упражнениядля закрепления навыков правильного звукопроизношения.
1. Сказка про глухие извонкие согласные звуки.
Решили согласные звуки впутешествие отправиться. Да вот беда: одни в шумный город поехать хотят, другиев тихий лес, на природу.
Те звуки, что в городстремятся, сами голосистые, им бы в городе и жить: они звенят, как трамвай –ЗЗЗ!, жужжат, как мотор – ЖЖЖ!, стучат, как молот – ДДД!, рычат, как бульдозер– РРР!
А на природу робкиетихони собираются, их голоса на звуки природы походят:
ШШШ! – шуршат онилиствой, ССС! – скользят ручейком, ТТТ! – стучат по дереву дятлом, ФФФ! – веютветерком, ЦЦЦ! – цокают копытцами по дороге.
С тех пор так и повелось.Звонкие согласные всегда о себе громко заявляют, во весь голос. А глухиесогласные… их трудно услышать, напоминать же нам о себе они стесняются. Как жебыть? Просто. Этих скромников легко запомнить, если позвать два гласных напомощь и сложить стихотворение из букв.
КА пэ тэ
Эф ха цэ
Ча ша ща
Эс
2. Буквы Е и Ё.
Учитель лесной школыМихаил Иванович показал ученикам две новые буквы – Е и Ё.
— Смотрите, — сказал он,- буква Е похожа на гребёночку. С неё начинаются слова: ЕЖЕВИКА, ЕНОТ, ЕДИНИЦА.Если над буквой поставить две точки, она превратится в букву Ё. С буквы Ёначинаются колючие слова: ЁЖИК, ЁЛКА, ЁРШ.
Используя на занятииразные виды сказок и историй, можно давать задания на повторение: Повтори какиезвуки живут в городе, а какие в лесу; Назови слова на Е и Ё. Это способствуетавтоматизации звуков и введение их в речь.
3. Чистоговорки.
Ша-ша-ша – у Даши каша.
Шу-шу-шу – Даша кушаеткашу.
Аш-аш-аш – у Паши шалаш.
Ош-ош-ош – у Миши ковш.
За-за-за – здесь стоиткоза.
Зы-зы-зы – мало сена укозы.
Зу-зу-зу – отвязали мыкозу.
Ра-ра-ра – начинаетсяигра.
Ры-ры-ры – у Ромы шары.
Ру-ру-ру – продолжаем мыигру. И т.п.
4. Добавлялки.
Белокрылый альбатрос
Верен морю, как …(матрос).
Как бы мне пошла корона!–
Важно каркает … (ворона).
Жарким летом по горам
В шубе бегает … (баран).
В колючках ёж и ёрш
Но сразу разбурёшь:
Кто ёжится – тот… (ёж),
А кто ёршится – тот …(ёрш).
В реке большая драка –
Поссорились два … (рака).
5 Дидактические игры скартинками (предметными и сюжетными).
Мишка – хвастунишка.
Оборудование: предметныекартинки или мелкие игрушки.
Ход игры: на роль мишки –хвастунишки выбирается ребёнок, остальные дети получают картинки или игрушки.Мишка должен ходить от ребёнка к ребёнку и, рассмотрев картинку или игрушку,сказать: «У тебя одна чашка, а у меня в берлоге много чашек!» или «У тебя однамашинка, а у меня в берлогу много машинок!». Дети должны отвечать мишке: «Здесьнет твоих машинок, а моя – вот она!» или «Здесь нет твоих чашек, а у меня вотесть!». Затем дети меняются ролями и картинками и игрушками.
Игра имеет множествоцелей: автоматизация нужных звуков, введение их в речь, построение формродительного падежа, развитие интонационной стороны речи.
Волшебный мешочек.
Цель игры: автоматизациянужных звуков, развитие осязания, воображения.
В яркий мешочекскладывают разные предметы.
Задание детям: определина ощупь, что лежит в мешочке.
Четвёртый лишний.
Цель игры: автоматизациянужных звуков, развитие мышления.
В конвертах по четырекартинки, одна из которых лишняя обычно по разным признакам можно выделить двелишних.
Домик.
Цель игры: автоматизациянужных звуков, дифференциация звуков, развитие фонематического восприятия.
Ребёнок получаетнарисованный домик, в котором три этажа и три подъезда и картинки, в названияхкоторых звуки в начале слова, середине и в конце.
Задание: разложи картинки– в первом подъезде живут слова, в которых звук первый, во втором – в середине,в третьем – в конце. Для дифференциации используется домик «четырёхэтажный» — 1-2 — звук например, С, 3-4 – звук З.
Литература
1. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логосказки –СПб.: КАРО, 2001.
2. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедическиеигры и задания. – СПб.: КАРО, 2002.
3. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедия:Учеб. для студентов дефектолог. фак. пед. ин-тов, М.: Просвещение; Владос,1995.
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
5. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие длялогопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентовпедагогических училищ / Под ред. Г.В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2002.
6. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону:«Феникс», 2002.
7. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети сфонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М.:«Издательство ГНОМ и Д», 2000.
8. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Программа обучения ивоспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием. (старшая группадетского сада). – М. – 1993.