Реферат по предмету "Остальные рефераты"


Оценка качества товаров

Вступление:
Постатистике, почти треть предприятий малого бизнеса работает в сфере торговли, аобщая численность работающих составляет 18 процентов. Ежегодно организуетсяболее 200 новых торговых точек. Понятно, что состояние торговли и ее развитиезависят от качества продаваемых товаров. Поэтому уже многие предпринимателиощутили необходимость создания специальной экспресс-лаборатории по определениюкачества группы товаров широкого потребления и вышли с инициативой по ееорганизации в городскую администрацию. В настоящее время российские государственныестандарты качества лишь гарантируют безопасность данного товара для жизнипотребителя. Сравнить, например, водку от разных поставщиков по качеству,основываясь лишь на вышеупомянутых стандартах, невозможно. Потребитель, а вследза ним и продавец могут оценить качество товара лишь по рекламе и опыту. Такимобразом, часто западные товары низкого качества, но более рекламируемые,продаются по высоким ценам и пользуются большим спросом, вытесняя отечественныхтоваропроизводителей.
Объективную оценкукачества товара можно сделать лишь на основе индекса качества, определяемого всоответствии с международными стандартами качества. Он представляет из себясумму баллов, выставленных товару по стандартному набору показателей.
Надо сказать, что индекскачества и стандарты качества играют важную роль не только в управлении рынкоми конкурентной борьбе, но и в жизни рядового потребителя. Так, введениестандартов качества на содержание выхлопных газов автомобилей, продаваемых вСША, позволило избавиться от знаменитого американского смога. Введение индексакачества на молоко сократило с 1953 по 1983 годы в стадах фермеров ФРГпоголовье скота вдвое, при этом увеличило производство молока почти в 4 раза, аиндекс качества молока вырос в несколько раз. К тому же введение жесткихстандартов вытеснило с внутреннего рынка иностранных поставщиков молока имолочных продуктов. Естественно, доходы фермеров ФРГ значительно выросли.
Как видите, внедрениемеждународных стандартов качества и оперативное определение индекса качестватоваров крайне необходимы для объективной оценки российской продукции. Первымзначительным шагом в создании экспресс-лаборатории по определению качествагруппы товаров широкого потребления станет включение специального пункта вгородскую программу по развитию потребительского рынка. На днях этот документбудет рассматриваться городской Думой.
Оценка качеств товараможет осуществляться на стороне как продавцов, так и покупателей. Во избежаниенерационального дублирования желательно, чтобы измерение производилось однаждыи чтобы его брал на себя тот, кто способен делать это с меньшими издержками.Целью их экономии обусловлены такие формы деловой практики, как гарантийныйремонт, фирменные ярлыки, приобретение партий товаров по образцам и т.д.
Например, гарантиипредоставляются в тех случаях, когда всестороняя оценка качеств и обнаружениедефектов происходят автоматически по ходу использования блага. Ответственностьза измерение падает на покупателя.
К контрактам с долевымвознаграждением («ройалти») прибегают тогда, когда измерение ex anteзатруднительно и для продавца, и для покупателя. Так, при издании книгмалоизвестных писателей гонорар устанавливается обычно в виде определенногопроцента от суммы продаж, поскольку издательству трудно заранее предугадать,каким спросом они будут пользоваться.
Торговые маркииспользуются в тех случаях, когда и измерение в момент покупки, ипредоставление гарантий по обмену или ремонту дефектных экземпляров трудноосуществимы. Фирменный знак сигнализирует, что производитель не допускаетотклонений в качестве выпускаемого товара, так что покупатели вполне могутполагаться на производимые им самим измерения. Ведь если будет обнаружендефектный экземпляр, то под ударом окажется репутация фирмы и ее потери намногопревзойдут любой возможный выигрыш от манипуляций с качеством товара.
Важным способомминимизации издержек измерения является также вертикальная интеграция(организация фирмы).
В нашей бурной,быстротекущей жизни есть не так уж много общих причин, сдерживающих нашесоциальное развитие общества, ограничивающее социальную безопасность каждого изнас. Среди них одна из заметных и больных для нас — крайне низкаяинформированность населения о качестве того, что оно потребляет. Рынок, основойкоторого должна быть соревновательность товаров, услуг, при этом как бы уже нерынок, а базар, на котором каждый своего кота хранит в закрытом мешке,приоткрывая его в самых крайних случаях.
Вопрос о том, как оценитькачество товара или услуги, возникает у нас с вами очень часто: какой извыставленных холодильников выбрать, в какую химчистку сдать костюм, какотреагировать на утерю почтой письма или на опоздание автобуса… Ответы на нихне всегда достаточно просты.
Качество — что это такое?Качество единичной вещи, услуги — это их полезность, ЦЕННОСТЬ для нас с вами Мыпризнаем полезность вещи, если основная функция, соответствующая назначениювещи, действительно совпадает с тем, что нам нужно от веши, а ее отдельныепотребительские свойства не хуже и не лучше того, что нас устраивает «Нехуже» — это, казалось бы, понятно, но почему «не лучше»?
Попробуем сослаться навсеобщее правило «За все надо платить» Если нам с вами предложилиприемник с чувствительностью значительно выше уровня помех в нашем городе, то,следовательно, мы явно переплатим. Не говоря уже о нередко сопутствующем этомуухудшении других свойств приемника
Ценность, цена — соответствуют ли они друг другу?
В том-то и дело, чтодалеко не всегда. В процессе купли-продажи мы меняем цену (результат нашеготруда) на ценность (результат труда производителя и продавца). Меняем не всегдаадекватно. В чистом, рафинированном виде ценность соответствует цене только наабсолютно свободном рынке, свободном от монополизма и от сговора производителей.К тому же этот рынок должен быть насыщенным, т.е. без естественно илиискусственно вызванного дефицита, и честным, когда нас абсолютно полно и точноинформируют обо всех свойствах товаров, положительных и отрицательных. Реальнотакого рынка нигде не было и нет, у нас — тем более.
Как уменьшить нашпроигрыш при обмене цены на ценности? Нужна максимальная информированность отом, что вы покупаете. Конечно, существует несколько уровней информированностио товарах.
Первый — это когда мыточно знаем, что нам завернули действительно то, за что мы заплатили деньгинапример, плеер, а не кирпич.
Второй — что завернутыйплеер содержит весь необходимый комплект (наушники и т.д.)
Третий — что плеервыполняет свои функции звучит, перематывает пленку. Все это кажется нам самособой разумеющимся. Далее уже не так безусловно:
Четвертый — что он звучити перематывает по крайней мере так, как обещает рекламный проспект, что ондостаточно красив и удобен в работе и, конечно же, абсолютно безопасен.
Пятый — что рекламный ипроспект учел все важные для нас свойства плеера, и хорошие, и плохие, — чтобыто и другое мы учли и взвесили. В уме.
Интересно оценить качества поотдельным характеристикам автомобиля, а дать комплексную оценку качества,которая включала бы все стороны потребительской стоимости изделия. Не менееважен и другой вопрос. Назначение товара – удовлетворять потребности конкретныхпотребителей. Но как уже здесь отмечалось, потребителей нельзя рассматриватькак однородную группу. Поэтому и оценки качества автомобиля для различныхкатегорий потребителей должны также различаться. Причем чем более тщательное,мелкое деление на группы потребителей будет проведено, тем более точной будетоценка качества для этих групп. Это очень важно, так как позволяет выпускатьавтомобили, в большей степени соответствующие потребностям этих групппотребителей, снижая потери за счет несовпадения характеристик товара спотребностями конкретных потребителей (потери от адаптации). Но деление нагруппы не может быть бесконечным, так как пришлось бы переходить от массовогопроизводства к индивидуальному. Это привело бы к удорожанию производства иударило бы в первую очередь по самому потребителю. При переходе от выпуска 100автомобилей к 500 тыс. в год себестоимость автомобиля снижается в 7 раз.Поэтому необходимо найти такое сегментирование потребителей, чтобы соотношениемежду потерями от адаптации и расходами производства было оптимальным. Единойметодики подобной оптимизации не существует. На практике этот вопрос чаще всегорешается экспертным путем. При подобном делении на группы потребителей взарубежной практике не только учитывают рассмотренные нижесоциально-экономические факторы, но и добавляют еще деление потребителей попсихологическому признаку, например:
·    расчетливыйавтомобилист, для которого главное – экономичность использования машины;
·    автомобилист-энтузиаст,превыше всего ставящий скоростные характеристики;
·    автомобилист,обращающий основное внимание на предоставляемый машиной комфорт.
При выборе потребителейдля опроса необходимо учитывать также следующие данные: пол, возраст,образование, основное занятие, район проживания. Район проживания можетсущественно сказаться на характере использования автомобиля. Так, потребитель,проживающий в сельской местности, предъявляет повышенные требования кпроходимости автомобиля.
При выборе потребителейобязателен учет такого важного фактора, как доход на одного члена семьи.Важнейшая роль уровня денежных доходов как фактора, определяющего характертребований потребителей и уровень спроса на автомобили, объясняется тем, чтоприобретение автомобиля влечет за собой существенные изменения в структурепотребления и расходной части бюджета семьи. Не только появляется новаязначительная статья расходов на содержание автомобиля, но и возрастают расходына приобретение спортивно-туристического и хозяйственного инвентаря, т. е.расходы на материальное обеспечение проведения досуга с помощью автомобиля.
Необходимо учитывать итакой важный фактор, как размер семьи.
Деление потребителей накатегории по этим важнейшим признакам позволит дифференцированно подойти копределению основных требуемых потребительских свойств автомобилей по каждойгруппе потребителей.
Исходя из требованияпроведения опроса потребителей и экспертов в несколько туров, можнорекомендовать использовать панельный метод опроса.
К сожалению, далеко невсе свойства возможно заметить с первого взгляда в магазине — например, шум отхолодильника. Некоторые свойства проявляются вообще только во времени(например, потребляемая холодильником энергия). Далеко не все, что мы сегодняносим, курим, пьем, объективно соответствует отдаваемым за все это суммамденег. И тем более утвердившемуся представлению о модности или престижностиэтих вещей.
При нашей доверчивости кименам знаменитых фирм мы часто бываем слепыми к качеству их товаров. И частоне замечаем качество товаров наших фирм, или фирм не очень громко о себекричащих, или честно излагающих плюсы и минусы своего товара.
Все или почти все изэтого должна взять на себя бесстрастная сертификация, обязательная идобровольная, предусмотренная нашим законодательством.
Сертификация — это«действие третьей стороны, позволяющее установить соответствиекачественных характеристик, в целом качества данного товара или услуги,требованиям, установленным в том или ином документе». В цивилизованныхстранах довольно широко развиты сети сертификационных центров,специализирующихся на разных видах товаров и услуг. Они формируют дляпотребителя четкие ориентиры на переполненном рынке продукции. Для честного жеизготовителя — это лучшая возможность честной конкуренции. Таким образом,сертификация — один из механизмов регулирования на конкурентном поле рыночныхотношений. И наоборот: без этих механизмов необузданный и абсолютнонеуправляемый полудикий рынок не может сформировать цивилизованное общество, вкотором достоинство граждан стоит в ряду главных ценностей. Мы пока находимся всамом начале пути к такому обществу.
Итак, нашеЗаконодательство предусматривает два вида сертификации: обязательную идобровольную. Обязательная сертификация учитывает показатели, касающиесясохранения здоровья, жизни, имущества граждан, а также охрану природы. Надо лиговорить, что для многих товаров и услуг этот вид сертификации более чемнеобходим! Руководство ее реализацией взял на себя государственный орган—Госстандарт.
Так называемойдобровольной сертификации могут подвергаться любые показатели качества. Этапроцедура производится по инициативе и товаропроизводителя, и потребителя. Такчто добровольность относится скорее к выбору показателей, форме сертификации идр.
В простейшем случае любойпроизводитель (например, обычная парикмахерская), взяв за основу ГОСТ, ОСТ, ТУ,даже перечень требовании, скажем, из США или Монголии, может попросить выдатьему сертификат на соответствие качества его услуг требованиям, изложенным вданных нормативных документах. Нет сомнения, множественность подобных оценокедва ли что-то даст потребителю. И будет на руку тем, кто просто сможет быстроподсуетиться, выделив на сертификацию сколько-то шальных тысяч рублей. Ведьвыбрасываются же сегодня многие миллионы зачастую на абсолютно не информативнуюрекламу. «Сертификат соответствия» чего угодно чему угодно приминимальных затратах может получить любой производитель. Красивая бумажка будетвисеть у каждого. Так что потребитель снова окажется в печальном неведенииотносительно истинного качества предлагаемых ему товаров и услуг.
Есть, однако, и другая возможность: установить для всехединую базу сравнения и выдавать сертификат, на котором будет стоять уровенькачества — степень превышения качества опытного образца, товара или услуги надвыбранным базовым. Таким образом, «Сертификат качества» — это высшаястепень сертификата соответствия с большими правами.
Именно по этому пути — пути создания оптимальной системы сертификации по качеству шли мы, разрабатываянашу Систему сертификации качества — ССК. Следует теперь по нему и наши филиалыв ряде городов России, в том числе — в Калининграде. Надо сказать, если вопросоценки качества товаров методически не очень сложный, то услуги — делопосложнее.
Ныне завершены работы,посвященные оценке качества услуг, то есть сфере, до сих пор представляющейнекую «терра инкогнита». После долгих дебатов окончательно определенаи принята обобщенная номенклатура показателей качества услуг, положенная воснову выбора базы сравнения в разработанной нами системе сертификации качествауслуг.
В отличие от номенклатурыпоказателей качества товаров услуги имеют четыре четко разграниченные группы:качество собственно услуги, культура обслуживания, затраты потребителя надоступ и, как правило, сопутствующий основному эффекту — эффект (или ущерб)косвенный.
Для образованиярегиональных центров (областных, городских, республиканских ) и ряда органовсертификации по “горячим” услугам — страховым, обмену квартир, туризму, ремонтутелерадиоаппаратуры и др. — их приходится оформлять особо. Многие из них ужеработают с конкретными предприятиями, и те скоро смогут получить первые н нашейстране сертификаты качества. Калининградский центр сертификации (Вьюжанин В.П.,Демиденко Э.С., Калинцев Ю.А. и другие) все это уже хорошо освоил.
С сожалением придетсяотметить, что существующая реклама — плохая помощница в определении качества итовара, и услуги, она не способствует отделению зерен от плевел. Такназываемого открытого рынка на самом деле пока нет.
Но есть такая сфераобслуживания, где нет конкуренции в принципе. Это так называемые естественныемонополии. Например, услуги по обеспечению квартир электроэнергией или газом.Или общественный транспорт. Но в то же время есть немало фирм, которые работаютв жестком конкурентном поле. Например, те, что специализируются настроительных, страховых, медицинских, туристских услугах, а также предприятияобщепита, магазины, особенно валютные и прочие. В некоторых случаях могут междусобой конкурировать магазины, банки, образовательные учреждения, даже рекламныеагентства.
Мы не в состоянии их всеохватить. Потому и выбрали то, что нам по силам, — те сферы, где у нас естьлибо специалисты, либо определенные наработки. На неконкурентные виды услуг,тот же газ, электричество, отопление, городской общественный транспорт и т.д.,тоже вполне можно ввести обязательную сертификацию, но не по безопасности (оней чуть позже), а по качеству, и в зависимости от него регулироватьналогообложение. Ведь, согласитесь, высокое качество — определенный плюсобществу, стабильность общественных отношений, заметная дельта к качеству нашейжизни.
Особая грань качества —экологическая чистота товара. Всем нам хорошо известно (а кому не известно, тотдогадывается), что на полках наших магазинов продаются разные по качествутоваров. Разные, во-первых по уровню вредных примесей. Что за примеси? Восновном они проникают через экологически небезупречные условия произрастаниясельско-хозяйственного сырья, взращивания животных и т.д. — потому-то и можносчитать вполне обоснованным уже общепринятый термин “Экологически чистый” —предмет бурных возражений и рафинированных экологов, и специалистов по питанию.Смешно, а ведь во имя отстаивания уже принятого народом термина, к тому жевполне легализованного Госстандартом, в рабочей группе ушло немало сил ивремени. Далее, идет борьба за отстаивание совсем уж смешной позиции: разнормативы вредных веществ выдерживаются, то, следовательно, весь продукт,попадающий на полки наших магазинов, и так, мол, безопасный. И лишь придоверительных беседах возникает доверительное признание: конечно, если вредныхвеществ будет меньше, то все же это было бы лучше! — Как раз расчетом, во сколькораз полезнее, т.е. менее вреден, реальный, попавший к нам на сертификациюпродукт по сравнению с “нормативно-загрязненным”, и занимается наш Центрсертификации, работающий по Системе сертификации качества (ССК), официальнозарегистрированной Госстандартом.
Проблема эта не высосанаиз пальца. В одной из своих интереснейших передач по немецкой волне АнастасияРахманова в передаче о пищевых добавках (март 1998 г.) привела массу примеров,как нас дурят не только мелкие и мельчайшие, но даже и довольно известные фирмы(см. Приложение 1 )
Перед тем, как поговоритьо нашей экологической сертификации, дадим несколько определений, которыми мыпользуемся.
Экологически чистымявляется продукт, содержащий вредные вещества и их соединения, а такжепродуцирующий вредные излучения и испарения в количествах, достоверно нижеустановленных соответствующими санитарно-гигиеническими и иными нормативами итребованиями (ПДК, ПДУ, ПДВ...). Уровень экологической чистоты продуктаопределяется соотношением количества содержащихся в нем вредных веществ, атакже продуцируемых им вредных излучений и испарений, с количеством,установленным соответствующими санитарно-гигиеническими и иными нормативами итребованиями. А Качество пищевого продукта — это комплексная характеристика полезностиединицы пищевой продукции, определяемая совокупностью характеристик, которыеобуславливают способность пищевого продукта удовлетворять физиологические иэстетические потребности человека в пище при обычных для него условияхиспользования.
Нормативно установленноекачество (нормативное качество) — качество, обусловленное совокупностьюхарактеристик, потребительских свойств, установленных как обязательные внормативной и технической документации
Данные Методическиеуказания предполагают учет в процессе расчетов действующих САНПиНов, нормативовГОСТ Р или в случае их отсутствия — иных нормативов и требований, установленныхв Системе ССК. Последних из выпущенных ГОСТов является Гост 51074-97. Его мыеще коснемся ниже.
Установленные намиправила включают обоснование процедуру подготовки и выдачи экологическихсертификатов качества на продукцию — сырье, полуфабрикаты, изделия, товары,услуги (далее: товары), при необходимости прошедшие обязательную сертификацию,должным образом проверенные и испытанные на наличие и содержание вредныхпримесей, излучений, испарений и т. д. — они должны быть ниже нормативнодопустимых. По этим данным после соответствующих расчетов можно получитьУровень экологичности, или Уровень экологического качества, который определяет,буквально, степень повышения полезности (ценности) данного продуктаотносительно продукта с «нормативно-допустимыми» значениями вредныхфакторов. Эти сведения могут быть полезны для поставщика товара (продукции):при надлежащем информировании покупателя (потребителя) это позволит либоускорить сбыт продукции экологически чистой, либо несколько поднять на неецену, что будет способствовать снижению цен на продукцию экологическизагрязненную. Ибо для ряда потребителей вопрос экологической чистоты продуктов питания,мебели, приборов… — для них самих и тем более для их детей — имеетсущественное значение.
В соответствии с даннымиПравилами, экологическая сертификация товаров осуществляется с цельюопределения их дополнительной полезности вследствие отклонения в лучшую сторонуприсущих ей экологически вредных показателей, факторов, свойств, характеристик,параметров относительно их нормативно-допустимого уровня (вне зависимости от ихфункциональной полезности) и таким образом снижения риска заболеваний, повышенияжизненного тонуса, активности — то, что прямо касается качества нашей жизни,социальной безопасности.
Экологические сертификатыкачества выдаются на должным образом испытанные товары, экологически вредныесвойства которых — например, содержание вредных примесей, излучений, испаренийи. т. д. — оказываются ниже нормативно допустимого уровня (ПДК, ПДУ, ДУ...).Если в процессе экологической сертификации будут обнаружены вредные факторы, неявляющиеся по действующему порядку предметом обязательной сертификации, то учети оценка этих факторов (определенных свойств, посторонних включений, примесей,не характерных по технологическим причинам для данного товара и потомуненормируемых, и т.д.) будет осуществлена в сравнении с их ПДК, ПДУ...,дополнительно включенными в процесс испытаний Органом ССК при согласовании скомпетентными органами.
Как и полный Сертификаткачества, Экологический сертификат определяет степень повышения полезности(величину относительного эффекта) сертифицированной продукции относительнопринятой за базу сравнения, в данном случае — аналогичной продукции снормативным содержанием вредных веществ, излучений, испарений и т.д. при прочихравных условиях. Он является информационным материалом, необходимым дляпотребителя — конечного и промежуточного (при оптовой закупке товара), а также— в процессе подготовки производства и даже разработки.
Законодатель, утверждаяупомянутый выше ГОСТ 51074-97, ставил благородную цель — обезопаситьпотребителя от дезинформации в виде разных значков и надписей об экологичности,зачастую абсолютно не соответствующей действительности. На Западе сейчас многоподобных знаков, но что интересно: они касаются либо упаковки, либо влиянияпродукта на морскую воду при перевозке, либо чего угодно другого. Но не влияниена наше здоровье того, что мы едим и пьем. Знак нашей системы ССК говорит отом, что товар проверен на соответствующем уровне — методическом и процедурноми касается именно полезности продукта для человека. Насколько нам известно, притаких проверках Калининградский центр сертификации и находится в тесном деловомконтакте с органами санэпиднадзора Калининграда и Калининградской области. Еслиэто не совсем так, то мы уверены: здесь все еще впереди.
Сертификация качества,экологическая сертификация, должна оградить нас от неконтролируемого наплываотечественной и импортной продукции среднего и низкого качества. И одновременносуметь выделить самое лучшее, самое чистое — по добровольному порыву самихпроизводителей, для которых при этом предусматриваются вполне зримые выгоды:интерес к ним потребителей. Ясно, что выгадал бы от этого и потребитель,который знал, что именно покупает на свои деньги.
Наш коллега А. Б. ШАЕВИЧиз Екатеринбурга в одной из своих достаточно частых публикаций местной печати осистеме ССК, с которой его Центр работает уже несколько лет пишет. Тот факт,что продукция удостоена высокой оценки, должен активно использоваться дляпродвижения данного товара на рынок, т.е. для повышения егоконкурентоспособности. Для этого целесообразно давать соответствующуюинформацию в рекламе, каталогах, на выставках, при ведении переговоров сторговыми организациями. Коммерческие структуры, осуществляющие оптовыепоставки, имеют больше шансов на реализацию товара, если он имеет экологическийсертификат и сертификат качества, иногда — и по несколько повышенной цене.Покупатель же, ориентируясь на подобную информацию, будет отдавать, при прочихравных условиях, предпочтение товару с этими сертификатами. Все это определяетне только коммерческую, но и общесоциальную полезность добровольнойсертификации.
Итак, добровольнаясертификация становится постепенно важным элементом развития общественногопроизводства — причем развития по пути качественного, социального прогресса, сучетом действительных интересов человека, общества, а не придуманных кем-то длясвоей выгоды.
Вопросы социальногоразвития включают в себя целый ряд фрагментов, в том числе — исовершенствование систем управления качеством. Отдельный фрагмент этогообширного понятия — социальная безопасность, которую можно определить так:состояние общества, в том числе всех основных сфер производства и социальнойсферы, охраны внутреннего конституционного порядка, внешней безопасности,культуры, при котором обеспечивается номинальный (нормированный и общественнонормальный) уровень социальных условий и предоставляемых социальных благ —материальных, временных, санитарно-эпидемиологических, экологических,психологических и иных, определяющих качество жизни человека и общества вцелом, гарантируется минимальный риск для жизни, физического и психическогоздоровья людей, возможность духовного, интеллектуального и физического развитияличных способностей гражданина и эффективной реализации этих способностей;
Понятие “социальнаябезопасность” медленно, но неуклонно пробивает себе право на жизнь и напонимание в обществе.
В научной юридическойлитературе, в политической практике оно начало формироваться с конца девяностыхгодов. Уже тогда это понятие вмещало в себя целый комплекс факторов,определяющих, кроме экономических и политических моментов, всю непосредственнуюсреду обитания человека — биологическую, физическую, психологическую,материальную и в конце концов — значительную часть того, что вмещает в себяемкое понятие качества жизни.
К настоящему времени, собразованием при Комитете по безопасности Госдумы Экспертного Совета повопросам социальной безопасности и социального развития, круг явлений и задач,охватываемых понятием “социальная безопасность”, можно считать, оформился вдостаточно полной мере. К ним относятся:
1. Выявление возможностипоявления и анализ социального ущерба, случайно или намеренно наносимогообществу отдельными гражданами, государственными структурами, организациями, атакже гражданами друг другу, а также разработка предложений для его предотвращения.

Литература:
1.  НиколаеваМ.А. «Товароведение потребительских товаров». Учебник М. Норма, 1997 г.
2.  ЛиорацМ.А., Лежкин Е.Д. «Исследование непродовольственных товаров» 1988 г.
3.  ФедоровМ.В. и др «экспертиза качества товаров». М.Экономика, 1984 г. Парамонова Т.Н.«Экспресс-методы оценки качества непрод. Товаров « М. Экономика, 88 г.
4.   КозловаВ.А. и др. «Товароведение непродовольственных товаров» «Справочник товароведанепродовольственных товаров» в 3 книгах. М. 1983 г.
5.  ЗаконыУкраины: «О защите прав потребителя», «О стандартизации», «О сертификации».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.