Эссе
«Моя педагогическая деятельность»
Давнопринято считать, что учитель – сеятель, он призван «сеять разумное, доброе,вечное». Но что же произрастает из этих посевов? Ответ на этот вопрос покаостается в тени.
Мудрость,добро, свет, знания, опыт – вот, что сеет учитель в сердца ещенесформировавшихся и неокрепших детских душ. Вспомните, как поражает упрямое,настойчивое стремление тонкой, хрупкой травинкой пробиться сквозь грубую почву,порой сквозь асфальт. Так и человеческая духовность стремится пробиться сквозьгрубую коросту меркантильного времени, жестких антигуманных социальныхприоритетов. Как все живое питается солнцем, так любовью, милосердием, состраданиемживет душа. Трудно вырастить интеллектуала с богатым внутренним миром ипрекрасной душой.
Учитель– это «забота + работа», бесконечная забота о том, чтобы подрастающие поколениястановились не просто жителями планеты Земля, а людьми – добрыми, человечными,разумными. Учителю музыки здесь отведена сложнейшая задача – приобщить детей кмиру искусства, музыки, живописи, театру, поэзии.
Мояпреподавательская деятельность, как педагога дополнительного образования детейпо музыкальному направлению началась 4 года назад. Я совмещала учебу вмузыкально-педагогическом колледже с работой в детском центре, где преподаваламузыкальный инструмент – гитару.
Гитара.Для меня это слово смысл всей жизни. Многие думают, ой, что это за инструмент,побренчать и ладно. Но для меня это далеко не так. Окунаясь в мир гитарноймузыки можно позабыть обо всем на свете, о том где ты, где все, где весь безумныймир. Гитара – непростой инструмент, он требует терпения, большого труда, светлыхмыслей. Гитара покоряется по настоящему не каждому, поэтому обучая детей этомупрекрасному инструменту, я делаю опор на терпение и любовь к этому инструменту.
Искусствоспасет мир. Многие не согласны с таким убеждением, возможно, у них есть причиныв этом сомневаться, но у меня лично – нет. Музыка в любом ее проявлении – свет,тепло и сила, поэтому необходимо давать это тепло детям, чтобы они научалисьчувствовать, видеть прекрасное в этом мире, понимать, что настоящее, а что лишьсуррогат. Обучение музицированию на инструменте, это не только выработканавыков и приобщение к искусству, это еще и воспитание души маленькогочеловека. Я учу детей не только технике игры, но и пониманию и осознанию того,зачем они это делают, для чего это вообще в жизни нужно.
Умногих ребят сейчас сформировано представление о музыке, о музицировании, как очем-то ненужном, необязательном. И чтобы привлечь их внимание, быть иминтересной и разной я использую в своей педагогической работе различные приемыобучения – наглядность, показы видео уроков гитары, прослушивание гитарноймузыки на аудиодисках, гитарный ансамбль, ансамбль с другими инструментами,игра под аранжировку. Рассказываю им о странах, где появился этот инструмент,исполняю музыку этой страны, других стран разных континентов – и вижу, какзагораются их глаза. А это самое главное в педагогической работе.
Учитьсяна учителя музыки, и вообще на человека так или иначе связанного с искусствомеще не значит быть таким человеком. В моем убеждении – человек несущий негативи зло в эту жизнь, даже если он педагог или деятель искусства, не долженнаходиться рядом с детьми. Говорят, учитель – это не просто талант,одаренность, любовь к детям, это — судьба. Поэтому работая достаточнодлительное время в образовании детей, я поняла, что педагогическая деятельностьдает мне много заданий, задает вопросы, заставляет размышлять, искать и еще нескоро, возможно, я приду к тому, что быть учителем – это моя судьба.
Моязадача, как педагога музыкального направления, сделать из детей не простохороших людей, но и выявить из них самых одаренных, дать им билет в будущее. Икто-то даже из моих выпускников уже выбрал этот путь – сложный путьмузыкального искусства, инструментального исполнительства. И это ужеплодотворный результат моей еще совсем небольшой работы.
Совершенствоваться– вот что необходимо не только моим ученикам, но и мне как педагогу и даже какисполнителю на классической гитаре. Ведь мир, который перед нами открываетгитарная музыка необъятен. Он как прозрачная ключевая вода, которую хочетсяпить бесконечно. Музыкальный мир, в который окунаюсь я и мои ученикимногогранен, он словно другое измерение. И выходя из него, я надеюсь на то, чтокаждому ребенку я подарила частичку этого космоса, музыкального измерения. Глядяв чистые и светлые глаза ребят, я думаю: «Что еще могу сделать для наполненияих души? Как это сделать?». Масса вопросов, ждущих ответа.
Этойосенью я водила своих маленьких гитаристов на концерт известного в Россиипрофессионального гитариста Дмитрия Нилова, этот вечер стал ключевым у многихребят, они поняли очень важные вещи в жизни, осознали эту музыку во всей еекрасе, даже не смотря на то, что она была несколько сложна для их восприятия. Итем не менее – это мероприятие дало большой толчок в развитии практическикаждого ребенка.
С2009 года я перешла работать в детско-юношеский центр «Ферон», где дляпедагогического и музыкального творчества открылись новые возможности. В моемобъединении «Классическая гитара» занимается более 25 ребят. Все они судовольствием посещают занятия, так как цель у всех одна научиться играть наэтом непростом музыкальном инструменте. Профессия педагога сложна иодновременно интересна тем, что обучая других ты находишь что-то новое и длясебя, учишься сам без конца, так как совершенству нет предела.
Мойпедагогический и музыкальный путь начался еще со школы, когда я увидела, как науроке музыки учительница играла какое-то музыкальное произведение нафортепиано. Музыкальный мир заинтересовал меня – я стала петь, заниматься нагитаре, фортепиано, домре, флейте. И каждый инструмент был для меня интересен иважен, но все же спустя годы я отдала предпочтение такому трудному музыкальномуинструменту, как гитара. В нее я вложила всю душу, массу труда, занятия каждыйдень по 3-4 часа. Позднее я стала выступать на районных, областных и всероссийскихфестивалях, где этот инструмент имел успех. Зная этот инструмент, я захотела,чтобы и другие узнали, насколько он прекрасен. Поэтому я стала преподаватьклассическую гитару для детей и подростков.
Маленькиепальчики бегающие по струнам приводят в восторг и меня, и родителей ребят,которые приходят иногда посмотреть, как занимается ребенок. Им доставляетрадость смотреть, как их дети умеют играть, как они к этому стремятся. А моязадача в этом им помочь, направить не только пальчики, но и мысли в правильноерусло, потому что нет ничего важнее сегодня, чем создание человечной, добройдуши полной гармонии, равновесия. И в этом помогает музыка, ее свет и тепло, ееэнергия и сила.