Реферат по предмету "Педагогика"


Особенности профессионального самоопределения в классах с профильным обучением

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Акмуллы
Факультет психологии
Кафедра общей и социальной психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Особенности профессионального самоопределения в классах с профильнымобучением
Специальность- Педагогика и психология
Курс 3, группа 302
Ахметшина Альбина Камиловна
Научный руководитель:
ассистент Чистякова Н.А.
УФА 2009

Содержание
 
Введение
Глава I.Профессиональное самоопределение учащихся в теории и практике образования
1.1 Социально-педагогические основыпрофессионального самоопределения учащихся
1.2 Профильное обучение каксредство дифференциации и индивидуализации обучения
1.3 Методы оказания психологической помощи при выборепрофессии
Вывод к главе 1
Глава II.Эмпирическое исследование старшеклассников, обучающихся в профильных иобщеобразовательных классах
2.1 Организация и проведение методов исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Вывод к главе 2
Заключение
Список литературы
Введение
На сегодняшний день изучение проблемы профессионального самоопределениястаршеклассников является необходимой для выбора человеком наиболее подходящей емупрофессии. К проблемам, связанными с профессиональным самоопределением учащихсяпроявляют огромный интерес не только профессиональные психологи, но и социологи,педагоги.
В отечественнойпедагогике и психологии накоплен немалый опыт в области теории профессиональногосамоопределения. Это: теоретические основы профконсультации Климова Е.А., теоретическиеи практические проблемы мотивации выбора профессии Павлютенкова Е.М., виды, методы,содержание профессионального самоопределения в школе Гришпуна С.С., описания педагогическихоснов профориентационной работы с учащимися и студентами Захарова Н.Н., личностно- ориентированный подход в процессе профессионального самоопределения Маркова А.К.,Пряжникова Н. С.
Выбор профессии — задача сложная и достаточно парадоксальная.Парадокс состоит в следующем. С одной стороны, каждая профессия — это целый сложныймир, на ознакомление с которым нужны годы и учения, и адаптация молодого специалистак профессиональной общности. При этом, с другой стороны, прежде чем выбрать какую- либо профессию, надо заранее знать, из чего выбираешь.
В настоящее время выбор будущей профессии происходит в условияхнестабильной ситуации в стране, когда подростки сталкиваются с наиболее непригляднымисторонами жизни собственных родителей, напоминающими «гонки на выживание»,- постоянной усталостью, раздраженностью, безразличием к проблемам детей, переживаниемсвоей беспомощности, тревоги за завтрашний день. Нестабильность и неопределенностьжизни, неясность перспектив социального развития общества, материальные трудностиведут к тому, что многие молодые люди с тревогой и опасением смотрят в завтрашнийдень, не могут самостоятельно решить, чего они хотят от жизни.
К сожалению, во многих школах отсутствует предмет, где бы ребенокмог получить знания о самом себе: о том, какой он есть, каков его потенциал. Современныешкольники не имеют представления о том, что такое профессиональная пригодность.При выборе профессии они не учитывают своих интересов и склонностей. Такая ситуациявызывает острую потребность создания программы для подростков по активации профессиональногосамоопределения. Решение вышеизложенных проблем видится нами в формировании новогоподхода к образовательной доктрине, переходу к профильному обучению в средней школе.Именно профильное обучение школьников позволит наиболее полно учитывать интересы,способности и потребности учащихся, создавать условия для обучения в соответствиис их профессиональными и образовательными интересами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентацияявляется важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционированииобщества в целом.
В соответствии со всем вышеизложенным, целью работы будетизучить особенности профессионального самоопределения, в классах с профильным обучением.
Объект исследования: профессиональное самоопределениестаршеклассников.
Предмет исследования: особенностипрофессионального самоопределения старшеклассников, обучающихся в классах с профильнымобучением.
Гипотеза: у старшеклассников,обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии,по сравнению с учащимися, обучающихся в общеобразовательных классах.
Задачи исследования:
1. провести обзор психологической литературы по исследованию профессиональногосамоопределения и вопросам профильного обучения;
2. выбрать методики и провести эмпирическое исследование;
3. проанализировать, обобщить полученные результаты;
Методы исследования:
1. Карта интересов (модифицированная методика Голомштока А.Е.)
2. Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту»
3. Анкета оптанта.
Эмпирическая база: учащиеся 11-х классов обучающиеся впрофильных и общеобразовательных классах (50 человек).
Структура курсовой работы: введение, 2 главы (теоретическаяи практическая части), заключение, список литературы, приложение (3 методики).
Глава I. Профессиональноесамоопределение учащихся в теории и практике образования1.1 Социально-педагогические основыпрофессионального самоопределения учащихся
Проблема профессиональногосамоопределения личности относится к числу активно разрабатываемых психолого-педагогическихпроблем. Многообразие различных концептуальных подходов (педагогов, психологов,социологов, методологов) в рассмотрении проблемы профессионального самоопределениявызвано не только сложностью данной проблемы, но и социально-экономическим развитиемгосударства, культурно-исторической обусловленностью процесса реализации самоопределенияу большинства людей, проживающих в конкретном регионе страны, а также социальнойнеоднородностью населения. Все это осложняет выделение оптимальных подходов и делаетпроблему профессионального самоопределения многоаспектной по способам рассмотренияи решения [33].
Кроме того, большоевнимание к данной проблеме объясняется следующими обстоятельствами. Во-первых, глубокоеисследование профессионального самоопределения личности отвечает насущным потребностямсоциально-экономического развития страны. Это связано с тем, что незавершенностьпрофессионального самоопределения, растянутость этого процесса во времени — во многихслучаях причина недостаточной удовлетворенности части людей своей профессией, а,следовательно, и текучести кадров, которая в условиях дефицита квалифицированныхспециалистов наносит немалый ущерб экономике. В данном контексте значение исследованийпроблем профессионального самоопределения еще более возрастает в связи с тем, чтов начале третьего тысячелетия действует ряд факторов, усложняющих социально-экономическоеразвитие государства: сокращение прироста трудовых ресурсов, экономическая нестабильность,резкая переориентация специалистов с одних ведущих областей профессиональной деятельностина другие.
Во-вторых, проблемапрофессионального самоопределения — это ключевая проблема психологии профессиональногостановления личности, в которой профессиональное самоопределение рассматривается,с одной стороны, как «ядро», наиболее значимый компонент профессиональногоразвития человека, с другой — как критерий одного из этапов этого процесса [26].
В отечественной педагогике накоплен немалый опыт в области теориипрофессионального самоопределения, который во многом предопределил современные подходык данной тематике [48]. В настоящее время существуют различные подходы в определениисущности профессионального самоопределения. Вопросы профессионального и личностного(как более общей проблемы) интересовали и интересуют по-прежнему отечественных изарубежных философов, психологов и педагогов это такие авторы как: Асмолова А.Г.[1992], Головахи Е.И. [1984, 1988, 1993], Голомштока Е.А. [1979], Климова Е.А.[1976, 1983, 1988, 1990, 2001, 2003 и др.], Пряжникова Н. С [1996, 1997], РубинштейнаС.Л. [1976, 1989], Слободчикова В.И. и Исаева Е. И [2000], Чистяковой С.Н. [1989,1993, 1997, 2000 и др.], Холланда Дж. [1993] и других.
В современной психолого-педагогическойлитературе по данной проблеме существуют следующие трактовки понятия «самоопределение»:
самоопределение(личностное) — это сознательный выбор, выявление и утверждение личностью своей позициив проблемных ситуациях. Особой формой личностного самоопределения является профессиональноесамоопределение [26];
самоопределениесоциальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое — составляет основнуюзадачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущейсферы деятельности [25].
профессиональноесамоопределение — это самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выполняемойработы к всей жизнедеятельности в конкретной культурно-исторической (социально-экономической)ситуации (Кухарчук А.М.).
Рассмотрение профессиональногосамоопределения, в связи с разработкой проблемы формирования человека, как субъектапрофессиональной деятельности и анализом особенностей его самосознания позволилопсихологам сформулировать некоторые общие положения профессионального самоопределения[17].
Климов Е.А. считает,что обдумывание жизненного и, в частности профессионального, трудового пути — этоесть непременно и некоторое уменьшение неопределенности представлений о будущем[7]. Традиционно многие авторы связывают профессиональное самоопределение преимущественнос подростковым и юношеским возрастом, рассматривая его как важнейшее новообразованиедля данного этапа развития человека (Головаха Е.И., Климов Е.А.) [1, с.12].
Например, КлимовЕ.А. вводит даже специальный термин «стадия оптации» — период, приблизительносоответствующий «эпохе подростничества» (по Эльконину Д.Б.), когда происходитподготовка к жизни, к труду, сознательное и ответственное планирование, выбор профессиональногопути [47].
Структура профессиональной деятельности
Профессия как трудоваядеятельность имеет определенную структуру:
заданные цели, представленияо результате труда;
заданный предмет(исходный материал — не обязательно вещь, но и ситуация неопределенности, любаясистема, например, социальная, знаковая, художественно — эстетическая);
система средствтруда (в зависимости от предмета они существенно различаются между собой);
система профессиональныхслужебных обязанностей (заданных трудовых функций);
система прав;
производственнаясреда, предметные и социальные условия труда [9].
Классификацияпрофессиональной деятельности
В настоящее времянаиболее популярной и распространенной в практической психологии и педагогике являетсяклассификация профессий, разработанная Е.А. Климовым.
Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласнокаким — либо важным признакам,. Во многих тысячах профессий нельзя разобраться иориентироваться в целях выбора профессий, минуя вопросыклассификации [25].
Классификация профессиональнойдеятельности состоит из четырех ярусов.
Первый ярус — типыпрофессий.
Второй ярус — классы.
Третий ярус — отделыпрофессий.
Четвертый ярус- группы профессий [10].1.2 Профильное обучение каксредство дифференциации и индивидуализации обучения
Сегодня мы должнырассматривать школьника как личность и это во многом зависит от того, какие требованияк результатам работы школы предъявляет общество. Модернизация образования нацеливаетнас на то, что школа должна, прежде всего, реализовывать цели развития личностиребёнка, т.е. служить его собственным интересам. Базовая школа не в полной меререшает эти новые задачи, не обеспечивает зрелости учащихся в выборе дальнейшегоспособа получения образования [41]. К 15-16 годам у большинства учащихся складываетсяориентация на сферу будущей профессиональной деятельности. Большинство старшеклассниковсчитает, что существующее ныне общее образование не дает возможностей для успешногообучения в вузе и построения дальнейшей профессиональной карьеры. В этом отношениинынешний уровень и характер полного среднего образования считают приемлемым менее12% опрошенных учащихся старших классов (данные Всероссийского центра изучения общественногомнения) [10, c.57].
Многолетняя практика убедительно показала, что, как минимум,начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, в системе образованиядолжны быть созданы условия для реализации обучающимися своих интересов, способностейи дальнейших (послешкольных) жизненных планов [42, c.91].Социологические исследования доказывают, что большинство старшеклассников (более70%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных предметов, а углубленноизучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Ведьна плечи ученика ложится большой груз, связанный с выбором профессии, о которойон толком ничего не знает, с подготовкой к тому, о чем он ничего не понимает. Свысоких трибун твердят, что помогут ученику специализированные центры, психологи,социальные работники, классные руководители, учителя предметники, а на практикевся помощь сводится к тому, что ученик остается наедине со своими проблемами. Домаскандалы, что плохие оценки, к сожалению, для многих родителей это единственныйпоказатель успешности его ребенка. В школе ему задают столько заданий, что каждыйучитель, видимо, думает, что это только его предмет важный, а все остальные второстепенные.Учителя в этой ситуации тоже можно понять, так как он находится между молотом инаковальней: с одной стороны, учитель должен подготовить ученика в соответствиисо всеми требованиями к аттестации, а в классе более 20 учеников, с другой стороны,часов, отводимых на такую подготовку недостаточно в общеобразовательных школах,поэтому ему ничего не остается, как больше задавать на дом (в лицеях, гимназияхэтот вопрос, возможно не стоит) [30]. У многих школьников выбор является случайным,носит романтичный характер, не вполне соотносится с реальными способностями и возможностями.Недостаточны знания выпускников о рынке труда и востребованных профессиях, о техспособах образования, которыми их можно получить. Школьники не владеют знаниями,необходимыми для выстраивания реалистичных жизненных планов и т.д. Всё это мешаетих успешной адаптации в обществе после окончания школы. У многих учащихся не сформированапотребность в своём дальнейшем саморазвитии и получении образования после окончанияшколы, нет устойчивой мотивации на приложение усилий для получения качественногопрофессионального образования, слишком рано, уже в школьный период, наступает замираниепроцессов развития учащихся как личности. Это и есть неудовлетворительные результаты,которые должна устранить школа [36, c.119].
Таким образом, основная проблема — помощь будущему выпускникуосмыслить своё дальнейшее социальное и профессиональное становление. Решить проблемуотчуждённости школы от внешне заданных целей и ценностей и подвести к обоснованиювведения новой системы образования, возможно только в классах с профильным обучением[38].
Профильное обучение преследует следующие цели:
1) обеспечение углубленного изучения отдельных предметов программыполного общего образования;
2) создание условий для существенной дифференциации содержанияобучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьникамииндивидуальных образовательных программ;
3) способствование установлению ровного доступа к полноценномуобучению разных категорий обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальнымисклонностями и потребностями;
4) расширение возможностей социализации учащихся, обеспечениемпреемственности между общим и профессиональным образованием, более эффективной подготовкивыпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
В современном варианте главные задачи предпрофильной и профильнойподготовки связывают с профориентацией, с тем, чтобы «способствовать самоопределениюучащихся», чтобы решить, прежде всего, профориентационную задачу [20].
Профориентационная работa с учащимися, делится на несколько этапов:
1. Пропедевтический этап (8-й класс) — выявление образовательногозапроса учащихся.
2. Основной этап(9-й класс) — моделирование видов образовательнойдеятельности, востребованных в профильной школе.
3. Завершающий этап(по окончанию 9-го класса) — оценкаготовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.
Составляющими профессионального самоопределения школьника являютсяпотребность в образовательной и профессиональной самоидентификации, умение ставитьобразовательную и профессиональную цель, продуктивно осваивать образовательные программы,в самореализация в образовательном и профессиональном сообществе [40].
Рассматривая особенности профессионального самоопределения учащихсяпрофильных классов, нельзя не отметить связь этой категории с такими понятиями,как: самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самосознание [3,c.48].
В ряде исследований утверждается, что профессиональное самоопределениебольше зависит от внешних (благоприятных) условий, а личностное самоопределение- от самого человека (внутренние обстоятельства человека).
Профильное обучение, как внешнее обстоятельство развития личностиучащегося рассматривается в качестве своеобразного благоприятного внешнего условиядля профессионального самоопределения учащихся [2, c.88].
Переход на массовое профильное обучение в современных условияхрассматривается как осуществление радикальной дифференциации и индивидуализацииобразования; с социальных позиций — как наиболее полное раскрытие и рациональноеиспользование возможностей каждого члена общества; с психолого-педагогических позиций- как создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов испособностей каждого ученика; с методических позиций — как построение новой дидактическойсистемы мотивации и организации дифференцированного и индивидуализированного обученияучащихся [42, c.25].
/>/>/>/>/>/>/>Возможные направления профилизациии структуры профилей
Важнейшим вопросом организации профильного обучения являетсяопределение структуры и направлений профилизации, а также модели организации профильногообучения. В настоящее время профильное обучение проходит стадию становления: разрабатываютсяконцепции, учебные планы, программы различных профилей (гуманитарный, техническийи др.); открываются профильные классы на базе общеобразовательных школ. Содержаниепрограмм определяется задачами, сформулированными на основе требований, предъявляемыхк уровню знаний учащихся соответствующего профиля [42].
В диссертационном исследовании Беруашвили Э.З. утверждается,что для эффективности работы по профессиональному самоопределению в процессе профильногообучения необходимо включать каждого обучающегося в активную деятельность, доводитьпредставление по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий, навыков и умений.Достичь этого помогает:
1. Включение в работу всех детей на доступном для них уровнеи в приемлемом темпе.
2. Четкое структурное объяснение материала или обучение практическойоперации.
3. Обязательная организация обратной связи, которую можно осуществитьна ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговую проверку всего курса.
4. Создание оптимальных условий для реализации индивидуальногоподхода, для чего необходимы знание способностей, потребностей и склонностей, выяснениецелей и возможностей каждого ученика.
5. Создание условие для самообразования, самореализации, развитиятворческого мышления, простора фантазий и мысли" [30].
В связи с этим, особые требования предъявляются к преподавателю,осуществляющему профильное обучение. Он должен обеспечить:
1. Вариативность и личностную ориентацию образовательного процесса(проектирование индивидуальных образовательных траекторий).
2. Практическую ориентацию образовательного процесса с введениеминтерактивных, деятельностных компонентов (освоение проектно — исследовательскихи коммуникативных методов).
3. Завершение профильного самоопределения старшеклассников иформирование способностей и компетентностей, необходимых для продолжения образованияв соответствующей сфере профессионального образования [30].
Таким образом переход к профильному обучению позволяет:
· создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников,построения индивидуальных образовательных программ;
· обеспечить углубленное изучение отдельных учебных предметов;
· установить равный доступ к полноценному образованию разным категориямобучающихся, расширить возможности их социализации;
· обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием,в том числе более эффективно подготовить выпускников общеобразовательных учреждений,реализующих программы среднего (полного) общего образования к освоению программвысшего профессионального образования [36, c.36]
 1.3 Методы оказания психологической помощи при выборепрофессии
Мир профессий чрезвычайно динамичен и изменчив. В нашей странеспециальностей насчитывается более 7000 профессий. Каждый год происходит обновлениеоколо 500 видов труда. Однако действительность такова, что за последние годы появилосьмножество новых профессий, следовательно, процесс обновления видов труда происходитбыстрее. Складывается противоречивая ситуация, связанная со сравнительно длительнымпериодом овладения профессиональным мастерством и быстрым обновлением и сменой видовпрофессионального труда. Обществу нужен профессионал, знающий свое дело, способныйсамостоятельно принимать решения, нести ответственность за них, за себя, за других,за страну, умеющий рисковать, искать, творить, созидать. А для того, чтобы статьтаким профессионалом, многим молодым людям на стадии выбора профессии нужна психологическаяпомощь. Все сказанное, позволяет сделать вывод об актуальности специальной психологическойработы по программе профессионального самоопределения [31, c.76].
Вопросами самоопределенияучащихся в школе занимается психолог. Включение в занятия различных диагностическихпроцедур помогает подросткам в самопознании, а психологу дает возможность полученияобратной связи от ребят, а также служит для закрепления полученных знаний. Подросткиочень заинтересованы в получении результатов тестирования и ждут комментарий преподавателя.Поэтому психолог, анализируя результаты тестов, индивидуальные данные дает в письменномвиде отдельно каждому ученику. Набор диагностических материалов традиционен. Назанятиях используют такие приемы, как дискуссия, игра, беседа, поведенческий тренинг,лекционное объяснение, анализ ситуаций. Важно отметить, что на занятиях должна бытьполная добровольность участия подростков, т.е. организация заинтересованности созданиеблагоприятной атмосферы обсуждения проблем выбора профессионального пути [32, c.122].
Цель психолога построенана взаимодействии с учащимися — это определение его интересов, склонностей и способностей,выявление индивидуальных особенностей и их развития, как основы поиска оптимальныхдля учащегося способов ознакомления и обучения с данной профессией, а также взаимодействиес педагогом в форме “сотрудничества" для формирования у школьника готовностик осознанному выбору профессии.
Задачами психологаявляются:
консультационнаяи информационная поддержка учебно-воспитательного процесса;
повышение психологическойкомпетентности педагогов по вопросам, связанным с обучением и развитием учащихся,а также взаимодействия “педагог — ученик”;
создание условийдля оказания психологической помощи учащихся в решении проблем профессиональногосамоопределения [43].
Для реализации поставленныхцелей и задач используются основные направления работы психолога:
1. Психодиагностика.Психодиагностическое направление имеет цель информационное обеспечение учебно-воспитательногопроцесса. Психодиагностические данные необходимы:
для составлениясоциально-психологического портрета (учащегося); для определения путей и форм оказанияпомощи учащемся, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;для выбора средств и форм психологического и педагогического сопровождения учащихсяв соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
2. Психоконсультирование.Эта одна из форм практической деятельности психолога. Учитывая специфику учебногозаведения, сопровождение решает следующие задачи: оказание помощи старшеклассникам,испытывающим трудности в обучении, общении или психическом самочувствии; обучениестаршеклассников навыкам самопознания, самораскрытия и самоанализа, использованиясвоих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;оказание помощи педагогу через форму “сотрудничества" в решении различных школьныхпроблем и профессиональных задач самого педагога [44]. Психоконсультирование учащихсяможет иметь различное содержание, касаться как проблем профессионального или личностногосамоопределения школьника, так и различных аспектов его взаимоотношений с окружающимилюдьми. Психоконсультирование организуется, в большинстве случаев, по запросу состороны учащегося. Однако необходимо учесть, практика показывает, что психоконсультированиеможет быть плановым по результатам психодиагностики. Цель планового психоконсультирования:оказание помощи в самораскрытии и самоанализе индивидуальных особенностей. Даннаядеятельность может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме [43].
3. Психопросвещение.Одно из наиболее безопасных видов психологической работы. Просвещение задает слушателямпассивную позицию, в этой ситуации получения информация может изменять представлениеи мнение человека или предполагает изменение их, а также может быть отвергнута илизабыта. Психологическое просвещение учащихся сегодня очень популярно. Но, несмотряна повсеместную распространенность, по-прежнему остро стоит вопрос о его эффективности.Результатом просвещения учащихся является успешное использование ими психологическихзнаний и навыков, которые помогли бы им успешно учиться и развиваться в различныхсферах школьной жизни, а также в осознанном выборе будущей профессии. Так как дляданного возраста, выбор будущей профессии, ответ на вопрос “Кем быть? ” становитсяочень актуальным [28, 41].
Для того, чтобыпередаваемые учащимися знания могли активно включаться в процесс личностного развития,выступать своего рода катализатором внутренних процессов, необходимо очень серьезноподходить и к отбору содержания, и к выбору форм работы. При отборе содержания необходимоучитывать не только возрастные потребности, но готовность к усвоению тех или иныхзаданий и навыков к существующей актуальной проблеме. Просветительское сопровождениеможет быть организовано в ответ на актуальный запрос школьника или группы учащихся.
4. Коррекционно-развивающаяработа. Коррекционно-развивающая работа осуществляется через специально организованнуюсистему мероприятий, которые ориентированы помочь учащемуся в сложном мире профессий,а также соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, которые предъявляютпрофессии [43].
Трудовой жизненныйпуть — важнейшая общечеловеческая ценность. Это то, что может приносить человекуне только материальные средства существования, но и всестороннее развитие — новыезнания, опыт, мастерство, а вместе с тем и устойчивую радость, сознание своей полезности,счастье или, наоборот, при неудачном выборе профессии, делать человека изо дня вдень недовольным, хронически мрачным, раздражительным.
В настоящее времяразработано восемь углов ситуации выбора профессии.
1. Позиция старшихчленов семьи. Старшие несут прямую ответственность за то, как складывается твояжизнь, проявляют заботу. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущейпрофессии. Взрослые могут предоставлять детям значительную свободу выбора. Такаяпозиция старших требует от детей большой инициативы, самостоятельности и ответственностив обдумывании своего будущего. Взрослые принимают близко к сердцу вопрос о будущемребенке, но не согласны с его собственными помыслами и категорически предполагаютсделать другой выбор. С этим обстоятельством не считаться нельзя, приходиться вестипереговоры и идти, возможно, на разумные уступки или проявлять изобретательностьв поисках дополнительных доводов в пользу намеченного выбора. Если старшие и детиединодушны в вопросе о выборе профессии и если первые содействуют вторым добрымисоветами, то об этом можно только мечтать [9, 34].
2. Позиция товарищей,подруг. Дружеские связи в подростковом возрасте крепки и могут сильно влиять навыбор профессии.
3. Позиция учителя,школьных педагогов. Учитель — это не просто математик, или литератор, но вместес тем и специалист — человековед. Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностьюучащихся, педагог все время проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека,учащегося и ставит своего рода диагноза относительно интересов, склонностей, помыслов,характера, способностей, подготовленности учащихся. И еще одна особенность учителя.Он является олицетворением требований общества к учащимся. Учитель — представительобщества, государства, народа. Он лучше понимает, в каких специальностях нуждаетсяобщество. Вот почему очень важно принимать во внимание соображения, мнения педагогов.
4. Личные профессиональныепланы. Профессиональный план — не вещь, а представление, образ в голове и многиеособенности планов и хода их построения зависят от склада ума и характера, опытачеловека. Планы у разных людей различны не только по содержанию и по другим качествам.Они могут смутными и ясными, устойчивыми или изменчивыми, реалистичными и фантастическими.Личные профессиональные планы могут быть детально продуманны, но при всем этом моральнонесостоятельными. Чтобы построить планы, нужен подходящий строительный материал,а не одна только инициатива. Часть этого материала составляют знания о мире профессий.
5. Способности.Они составляют важное звено будущей профессиональной пригодности. Любые индивидуально- психологические особенности человека, помогающие успеху в какой — либо деятельности,можно считать способностями. Способности, таланты надо рассматривать не только поотношению к учебе, но и ко всем другим видам общественной ценной активности.
6. Уровень притязанийна общественное признание. Устойчивое, свойственно данному человеку представлениео том, какого места среди людей он заслуживает. Выбирая профессию и планируя трудовойпуть, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний на первую ступеньпрофессиональной подготовки. Самый верный путь самовоспитания реалистического уровняпритязаний — включение в жизнь коллектива, постоянное сличение своих успехов и неудачс достижениями товарищей, честное отношение к их успехам.
7. Информированность. Для того чтобы выбрать профессию, человекдолжен обладать значительным объемом информации на двух уровнях. Информация о мирепрофессий в целом и информация об отдельных профессиях или группах профессий.
8. Склонности. Естьдва способа выбирать профессию. Один — метод “проб и ошибок”, когда ищешь в слепую,пробуя себя в различных сферах деятельности, пока не найдешь ту единственную профессию,которая будет приносить тебе не только средства к достойному существованию, но ирадость от самого процесса работы. На это может уйти большая часть жизни. Да и то,если повезет. Ведь профессий — десятки тысяч. Возможен другой путь: изучить, преждевсего, самого себя — свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания,свойства нервной системы — словом все то, что делает каждого человека индивидуальным.Это не просто познавательное побуждение, склонности проявляются в любимыхзанятиях,на которые тратится большая часть времени. Склонности на только проявляются, нои формируются в деятельности [9, c.122].
Различают факторыпрофессиональной зрелости.
Факторы профессиональнойзрелости формируются и развиваются у человека не одновременно. Развитие и формированиеразными людьми может происходить в любом возрасте и достигать различного уровня.Развитие одного фактора часто влечет за собой развитие еще нескольких.
Акцент делаетсяна развитие автономности и работу по самопознанию, поскольку именно они лежат воснове формирования зрелости [29, c.52].
Одним из факторовпрофессиональной зрелости является автономность.Формирование автономностичаще всего начинается в раннем юношеском возрасте и заканчивается в зрелые годы.Занятия в группе являются эффективным средством повышения уровня развития автономностии формирования: Я — концепции, поскольку именно в группе человек имеет возможностьполучить концентрированную обратную связь на свои мнения и поступки. В ходе встречразвивается стремление к самопознанию и саморазвитию, а концентрированная и профессиональнопостроенная обратная связь и специально подобранные им темы для обсуждения способствуютформированию образов реального и идеального «Я» и установлению связеймежду ними. В ходе занятий оказываются задействованы все источники обратной связи(по Петровской Л.А.): восприятие себя через восприятие другими, через результатысобственной деятельности, через наблюдение собственных внутренних состояний, непосредственноевосприятие собственного внешнего облика [45, c.21].
Как известно, многиепроблемы возникают у людей из — за владеющего ими чувства одиночества, которое особенноприсуще молодым людям и подросткам в силу возрастных особенностей. Поэтому, по мнениюмногих из них, работа в группе — это редкая возможность спокойно, без напряженияобщаться, высказаться и быть выслушанным. Осознание того, что человек не одиноки поддержка людьми со сходными проблемами и трудностями повышают ощущение комфортностии уверенности в себе.
В кругу себе подобныхбыстрее усваиваются определенные навыки поведения. Именно поэтому, даже в случаеполной пассивности, человек может многое понять и почерпнуть для себя много полезного[15, c.6].
Для того, чтобывыбрать профессию, человек должен обладать значительным объемом информации. Следующийфактор профессиональной зрелости это информированность. При низком уровне самосознаниячеловек не всостоянии воспринимать предлагаемую ему информацию. Поэтомупервым условием развития информированности является развитие автономности. Второеусловие — полнота представления членов группы об источниках получения информации.Если человек не замыкается на один источник, то у него возникает возможность принятьболее объективное и обоснованное решение. Часть занятий программы посвящена анализуисточников и самой получаемой информации, развитию умений по их поиску. При этомведущие не берут на себя функцию служить источником информации. Занятия построенытак, что в ходе их участники группы понимают, какой информации им не хватает и гдеее можно получить.
Говоря о профессиональномпути, мы говорим о пути, имеющем определенную протяженность во времени. Соответственночеловек, находясь в одной из точек этого пути, является результатом своего развитияв прошлом и предполагает определенное развитие в будущем или, говоря другими словамистроит планы. Еще одним фактором профессиональной зрелости является план, т.е. умениепланировать свою профессиональную жизнь.
План — это наметкиосновных вех, причем вехи эти могут быть разные: временные (например, «к 30годам встать на ноги», хотя путь к этому не указан); событийные (к примеру,«стать врачом», «окончить вуз» — без четкого указания возрастачеловека при совершении события). Крайне редко человек планирует одновременно исобытие, и время его достижения, хотя бы приблизительно.
Для оценки уменийпо планированию проводится диагностическое интервью, которое бывает единственнойметодикой для исследования некоторых данных, предоставляющих возможность всматриванияво внутренний мир человека и понимания его затруднений [45, c.18].Чем больше человек заинтересован в принятии решения, тем больше оно соответствуетего особенностям и с тем большей эффективностью оно будет претворяться в жизнь.Период принятия решения, как и профессиональный путь всегда связан с эмоциями. Онипроявляются в эмоциональном отношении к разным профессиям и профессиональным группами к необходимости принятия решения о выборе профессии. Одним из важных факторовпрофессиональной зрелости является эмоциональное отношение или эмоциональная включенность,оказывает на принятие решения большое влияние. Данный фактор включает в себя нетолько отношение к различным вариантам при выборе, но и отношение к планированию,к тому, что надо принять какое — то решение, отношение к ответственности за решениеи планирование, к тому, что при этом надо проявлять активность, идти на компромисси т.д. Некоторые исследования говорят о том, что негативное отношение к необходимостипринять решение, касающееся будущего, может надолго удлинить этот процесс и в результатеможет быть принято ошибочное решение. Таким образом, эмоциональный компонент профессиональнойзрелости проявляется в общем настрое человека и тесно связан с эмоциональным компонентомзрелости личности в целом, который проявляется в положительном эмоциональном настроении,жизненном оптимизме, эмоциональной уравновешенности и переносимости неудач.
Предположительно,у старших школьников эмоциональная включенность в выбор являетсяодним изважнейших показателей профессиональной зрелости [45, c.22].
Выбор профессии- это проектирование трудового жизненного пути. При обдумывании будущего трудовогопути важно принимать во внимание реальную жизненную ситуацию [44]. Правильный выборпрофессии — профессиональное самоопределение личности — сложный и длительный процесс,охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяетсястепенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиямипрофессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способностиадаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройствомсвоей профессиональной карьеры [23]. Существует примернаясхема решения задачио выборе профессии:
1. Научись правильновыбирать профессию:
первый фактор«Хочу» — оцени свои интересы и склонности. Какие профессии тебе нравятся,что ты о них знаешь.
второй фактор«Могу» — знаешь ли ты о своих способностях и умениях, знаешь ли ты, какиетребования предъявляет выбираемая профессия к специалисту.
третий фактор«Надо» — узнай, требуются ли специалисты выбираемой тобой профессии внастоящем и ближайшем будущем в нашем городе (районе). Как игде можно обучитьсяпо данной специальности. Так как сразу все не умеет делать никто. Нужно, выбиратьограниченную область приложения своих сил. Сделать хороший выбор — это и значитвыбрать работу, которая, во-первых, нужна людям, обществу, во-вторых, может бытьдоступной и посильной для тебя в будущем, в-третьих, может приносить тебе удовлетворение,радость [9].
Традиционный алгоритм выбора профессии «хочу-могу-надо»может оказывается неработающим. Потому как редко бывают удачные случаи, когда пересечениеэтих трех областей получается единственно верным [44] Поэтому необходимо перейтик рассмотрению следующих пунктов.
1.Выбрать интересующуютебя сферу деятельности, профессию:
«Человек — знаковая система;)
»Человек — техника"
«Человек — художественный образ»
«Человек — природа»
«Человек — человек» [10]
То, что сейчас человеку не интересно, может стать захватывающеинтересным завтра. Жизнь ставит его перед трудно разрешимой задачей, и у него появляетсяинтерес к тем или иным сведениям. Поэтому было бы очень недальновидным считать своисобственные «сегодняшние» интересы меркой для различения «интересных»и «неинтересных» вещей. Нет неинтересных предметов, а есть незаинтересовавшиесяими люди. Так же обстоит дело и с профессиями. Нет «интересных» и«неинтересных» профессий, а есть люди, интересующиеся или пока не заинтересовавшиесятой или иной профессией [9].
2. Будь предусмотрителен:убедись, что выбираемая тобой профессии пользуются спросом, и ты сможешь выдержатьконкуренцию на рынке труда.
3. Изучи рынок труда:
продумай запасныеварианты на случай затруднения в реализацииосновного плана
ориентируйся на2-3 профессии, одна из которых рабочая, так как именно рабочие специальности наиболееконкурентны и пользуются спросом на рынке труда
получи базовое профессиональноеобразование, с тем, чтобы выйти на рынок труда, когда уже будешь старше 18 лет
используй любуювозможность получить дополнительные рабочие навыки: умение работать на компьютере,освоение ремесел на курсах, в кружках. Речь идет не только о твоих делах, успехахна уроке, в школе. При выборе профессии очень важно принимать во внимание такжеи внеклассные занятия, даже те, которые являются, казалось бы, помехой для учебы.Многое из того, что ты делаешь в школе, дома, в кругу сверстников, содержит в себе«частички» той или иной профессиональной деятельности. Учебные и внеучебныедействия можно рассматривать как родственные трудовым, профессиональным. Вот это-то,пусть отдаленное, родство и дает некоторые основания обдумывать выбор будущего дела,«примерять» себя к миру профессий, а не просто следовать случайным соображениям.
4. Максимально проявляйпреимущества своего возраста, которые более всего ценят работодатели:
готовность обучаться
мобильность, гибкость
оптимизм
целеустремленность
интерес к современнойтехнике и новым технологиям
здоровье [9, c.143]
Чтобы правильно выбрать будущее дело по душе и по плечу, однихтолько знаний и рассудительности мало. Нужно сознательно и самостоятельно встатьна позицию разного уважения к разным видам труда. Это совсем не просто. Даже многиевзрослые работающие люди могут иметь предвзятое, пристрастное и несправедливое мнениео «других», о «чужих» видах деятельности. Намчасто мешаютздесь безотчетные чувства, предрассудки и даже любовь к своему делу. А дела людеймогут быть подчас неожиданно разнообразны [32, c.9].Вывод к главе 1
На сегодняшний день изучение проблем, связанных с профессиональнымсамоопределением, является необходимой для выбора человеком наиболее подходящейему профессии. Вопросы профессионального самоопределения интересовали и интересуютпо-прежнему отечественных и зарубежных философов, психологов и педагогов. Выборпрофессии — задача очень сложная. Прежде чем делать выбор необходимо сначала задуматьсянад словами «выбор профессии». За краткостью этих слов стоит планирование,обдумывание профессионального жизненного пути. Речь идет о построении правильногопроекта профессионального старта.
В отечественнойпедагогике и психологии накоплен немалый опыт в области теории профессиональногосамоопределения. Это: теоретические основы профконсультации Климова Е.А., теоретическиеи практические проблемы мотивации выбора профессии Павлютенкова Е.М., виды, методы,содержание профессионального самоопределения в школе Гришпуна С.С., описания педагогическихоснов профориентационной работы с учащимися и студентами Захарова Н.Н., личностно- ориентированный подход в процессе профессионального самоопределения Маркова А.К.,Пряжникова Н.С.
Профессия как трудоваядеятельность имеет определенную структуру:
заданные цели; заданныйпредмет; система средств труда; система профессиональных служебных обязанностей;система прав; производственная среда, предметные и социальные условия труда.
Существует классификацияпрофессий, разработанная Е.А. Климовым, которая состоит из четырех ярусов: типы,классы, отделы и группы профессий.
Профессиональноесамоопределение обычно связывают с подростковым и юношеским возрастом, посколькуоно является важнейшим новообразованием для данного этапа развития человека. Выборпрофессии может оказаться очень трудным для подростка.
Профильное обучение- это средство дифференциации и индивидуализации обучения.Профильные классыработают по индивидуальному учебному плану, оно осуществляется за счет углубленияизучения дисциплин базисного компонента и включения спецкурсов. Иначе говоря, профилизацияобучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установокбольшинства старшеклассников
В курсовой работеприведен отечественный опыт профильного обучения, раскрыты цели, задачи, этапы профильногообучения.
В связи с тем, чтонекоторые старшеклассники не могут определиться с выбором профессии, в курсовойработе подробно описаны методы оказания психологической помощи старшекласснику привыборе профессии. Раскрыты и схематично представлены восемь углов ситуации выборапрофессии, примерная схема решения задач о выборе профессии, этапы планированияпрофессионального пути Ли и Лейбовиц, факторы профессиональной зрелости, а такжеплан для профконсультационной беседы, разработанная Климовым Е.А.
Таким образом, привыборе профессии старшеклассникам необходима специальная подготовка, которая былабы ориентирована на индивидуализацию обучения исоциализацию обучающихся,в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
Глава II. Эмпирическое исследованиестаршеклассников, обучающихся в профильных и общеобразовательных классах
 2.1 Организация и проведение методов исследования
В основу курсовой работы была положена гипотеза: у старшеклассников,обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии,по сравнению с учащимися обучающихся в общеобразовательных классах.
Исследование проводилось среди учащихсяодиннадцатых классов, обучающихся в общеобразовательном и в профильном классах сфизико — математическим и гуманитарным уклоном. В исследовании принимали участие50 человек.
В эмпирическом исследовании были использованы три методики:
1. Карта интересов (модифицированнаяметодика Голомштока Л.Е.).
«Карта интересов» представляетсобой модифицированный вариант методики, опубликованный А.Е. Голомштоком в сборнике«Профориентационная работа в школе». Модификация произведена сотрудникамиВНИИ профтехобразования.
«Карта интересов» предназначенадля изучения интересов и склонностей личности в различных сферах деятельности. Намибыла использована для изучения и выявления различий интересов и склонностей учащихсяобщеобразовательных и профильных классов. В данной методике насчитывается 29 сфердеятельности. «Карта интересов» насчитывает 174 вопроса, на каждую сферудеятельности приходится по 6 вопросов.
Испытуемым дается опросник, состоящий из 174 вопросов, с вариантамистепени своего согласия или не согласия с каждым из них (см. приложение 1).
2. Дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту».
Методика, разработанная Климовым Е.А., предназначена для выявлениясклонностей к тому или иному типу профессии, в соответствии с разработанной им классификациейтипов. Климов выделил 5 типов профессии:
1) человек-человек
2) человек-природа
3) человек-техника
4) человек-художественный образ
5) человек-знак
Каждому типу соответствует определенные профессии. Испытуемымдается опросник, состоящий из двадцати пар предлагаемых видов деятельности, необходимовыбрать только один вид (см. приложение 2).
3. Анкета оптанта.
Анкета используется для предварительнойориентации в интересах и склонностях учащихся. Она предназначена для того, чтобывыяснить, определились ли учащиеся общеобразовательных и профильных классов с выборомпрофессии, учитывали ли они при этом свои способности и интересы.
Испытуемым дается анкета, состоящая из 5 вопросов, на которыеучащиеся дают ответы в письменном виде.
Анализ ответов учащихся дает первичнуюинформацию об их интересах, склонностях, способностях, и о том состоялся ли выборпрофессии у учащихся старших классов (см. приложение 3).
 2.2 Анализ результатов исследования
На основании ответов учащихся, определившихсяс выбором профессии, было выявлено следующее.
1. По результатам методики«Карта интересов» интересы и склонности учащихся в различных сферах деятельностираспределились следующим образом:
выбор старшеклассников, обучающихсяв общеобразовательном классе:
20% (5 человек) предпочли рабочие специальности;
24% (6 человека) предпочитают техникуи математику;
16% (4 человека) химия, биология
по 8% (по 2 человека) медицина, право,физкультура
по 4% (по 1 человеку) — педагогика,сценическое искусство, журналистика, общественная деятельность (см. рис.1).
/>
рис.1
где, 1 — техника и математика; 2 — рабочиеспециальности; 3 — химия, биология; 4 — медицина, право, физкультура; 5 – другоевыбор старшеклассников, обучающихся в профильном классе с физико-математическим уклоном:
61% (8 человека) предпочитают техникуи математику;
23% (3 человек) предпочли рабочие специальности;
8% (1 человека) биология, геология
8% (1 человеку) — пищевая промышленность(см. рис.2)
/>
рис.2
где, 1 — техника и математика; 2 — рабочиеспециальности; 3 — пищевая промышленность; 4 — физкультура и спорт;
выбор старшеклассников, обучающихсяв профильном классе с гуманитарным уклоном:
33% (4 человека) предпочитают техникуи математику;
25% (3 человека) биология, геология
17% (2 человек) предпочли рабочие специальности;
17% (2 человеку) — педагогика
8% (1 человек) — общественная деятельность(см. рис.3)
/>
рис.3
где, 1 — техника и математика; 2 — биология,геология; 3 — рабочие специальности; 4 — педагогика; 5 — общественная деятельность
Старшеклассники, обучающиеся в общеобразовательномклассе, и учащиеся, обучающиеся в профильном физико-математическом классе, в основном,предпочли технику, математику и рабочие специальности, старшеклассники, обучающиесяв гуманитарном классе, выбрали технику и математику, а также биологию и геологиюв равной степени. Таким образом, все 3 класса учащихся в основном выбрали математику,физику, инженерию, машиностроение, авиацию, экономику и еще небольшой процент учащихсяпроявляют интерес к биологии, геологии. Возможно, это связано с тем, что в даннойшколе работают сильные и требовательные учителя по физике и математике, а у мальчиков,вместо уроков труда, проходит урок автодело, на котором они изучают не только строениеи механизм автомашин, но еще и по желанию их направляют в кружок авиамоделирования,где мальчики своими руками конструируют мини-самолеты. А также, в связи с тем, чтоданный район находится близко к аэропорту, работодатели аэропорта привлекают выпускниковшкол к дальнейшему поступлению в авиационный университет с тем, чтобы продолжитьсвой профессиональный путь именно у них, проводят экскурсии в аэропорту.
2. По результатам дифференциально-диагностическогоопросника «Я предпочту», направленного на определение типа профессий,получились следующие результаты:
среди старшеклассников, обучающихсяв общеобразовательном классе:
32% (8 человек) — человек — человек
28% (7 человек) — человек — техника
16% (4 человека) — человек — знаковаясистема
12% (3 человека) — человек — природа
12% (3 человека) — человек — художественныйобраз (см. рис.7)
/>
рис.7
где, 1 — человек — человек; 2 — человек- техника; 3 — человек — природа; 4 — человек — знаковая система; 5 — человек — художественный образ
среди старшеклассников, обучающихсяв профильном классе с физико-математическим уклоном:
54% (7 человек) — человек — техника
23% (3 человек) — человек-человек
15% (2 человека) — человек — природа
8% (1 человека) — человек — художественныйобраз (рис.8)
/>
рис.8
где, 1 — человек — техника; 2 — человек- человек; 3 — человек — природа; 4 — человек — художественный образ
среди старшеклассников, обучающихсяв профильном классе с гуманитарным уклоном:
42% (5 человек) — человек-человек
25% (3 человек) — человек — техника
17% (2 человека) — человек — знаковаясистема
8% (1 человека) — человек — природа
8% (1 человека) — человек — художественный образ (см. рис.9)
/>
рис.9
где, 1 — человек — человек; 2 — человек- техника; 3 — человек — знаковая система; 4 — человек — природа; 5 — человек — художественный образ
Старшеклассники, обучающиеся в общеобразовательномклассе, относятся к самым различным типам профессии, преобладающим является типпрофессий человек-человек, но этот процент совсем незначителен. Это можно объяснитьтем, что в общеобразовательных классах не делается акцент на какой-то определенныйпредмет. Предметы преподаются в равной степени, этот класс специально не делилина какой-либо профиль, в данном классе обучаются учащиеся с разными склонностями,способностями и интересами, поэтому по результатам типов профессий, данные учащихсямогут различаться. Старшеклассников, обучающихся в профильном классе с физико-математическимуклоном, в основном относятся к типу профессий человек-техника, старшеклассники,обучающиеся в профильном классе с гуманитарным уклоном, в основном относятся к типучеловек-человек. Значит, учащиеся профильных классов учатся в тех классах, которыесоответствуют их склонностям и способностям.
3. По результатам анкеты получились следующие результаты:
среди старшеклассников, обучающихсяв общеобразовательном классе:
48% (12 человек) — определились с выборомпрофессии (см. рис.10)
52% (13 человек) — хотели бы обучатьсяв профильном классе
84% (21 человек) — в свободное время смотрят телевизор, гуляют,играют в компьютерные игры
/> 
рис.10
где, 1 — определились с выбором профессии; 2 — не определилисьс выбором профессии
среди старшеклассников, обучающихся в профильном классе сфизико — математическим уклоном:
62% (8 человек) — определились с выбором профессии (см. рис.11)
62% (8 человек) — довольны тем, что обучаются в профильном классе
84% (11 человек) — в свободное время смотрят телевизор, гуляют,играют в компьютерные игры
53% (7 человек) — нравятся профессиисоответствующие их профилю обучения
/>
рис.11
где, 1 — определились с выбором профессии;2 — не определились с выбором профессии
среди старшеклассников, обучающихся в профильном классе сгуманитарном уклоном:
75% (9 человек) — определились с выбором профессии (см. рис.12)
41% (5 человек) — довольны тем, что обучаются в профильном классе
75% (9 человек) — в свободное время смотрят телевизор, гуляют,играют в компьютерные игры
50% (6 человек) — нравятся профессиисоответствующие их профилю обучения
/>
рис.12
где, 1 — определились с выбором профессии;2 — не определились с выбором профессии
Большее количество старшеклассников,обучающихся в общеобразовательном классе, не определились с выбором профессии, этоони объясняют тем, что у них недостаточно знаний о рынке труда, учащиеся, которыеопределились с выбором профессии, в основном выбрали престижные профессии. В каждомиз профильных классов, большее количество обучающихся, определились с выбором профессиии объясняют они тем, что данная программа позволяет изучить свои склонности и интересы,и, учитывая их можно выбрать подходящие профессии, а также более углубленно изучатьпредметы, соответствующие их способностям.
При этом половина учащихся общеобразовательногокласса хотели бы обучаться в профильных классах для того, чтобы знать основы главныхпредметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться.Учащиеся, обучающиеся в профильном физико-математическом классе довольны тем, чтообучаются в профильном классе. Большее количество старшеклассников, обучающихсяв гуманитарном классе не довольны тем, что обучаются в данном профильном классе,т.к. по их мнению, у них есть ненужные предметы, такие как мировая художественнаялитература, много часов по родным языкам, чего нет в профильном физико-математическоми общеобразовательном классе. Старшеклассники, обучающиеся в профильном гуманитарномклассе, желают, чтобы их учебный план был пересмотрен. Почти все учащиеся в свободноевремя предпочитают играть в компьютерные игры, гулять и смотреть телевизор и совсемнебольшой процент в свободное время предпочитает дополнительно заниматься по нужнымдля них предметам.
По результатам исследования, можно сделатьвывод, что учащиеся обучающиеся в профильных классах выбирают профессии связанныес их профилем т.е. учащиеся обучающиеся в физико-математическом классе выбираюттакие профессии как инженер, экономист, бухгалтер, старшеклассники обучающиеся вгуманитарном классе выбирают такие профессии как врач, переводчик, юрист и т.д.У многих учащихся совпадают результаты, полученные по проведенным методикам, с ихжеланием получить определенную профессию. Эти учащиеся знают свои склонности и способности,и учитывают их при выборе профессии.
Многие учащиеся, обучающиеся в общеобразовательномклассе, выбирают профессии не учитывая свои способности и склонности, при выборебудущей профессии ориентируются на высокую оплату и престижность профессии, их желаниярасходятся с их возможностями.
По результатам анкеты проводился расчеткритерия φ*— угловое преобразование Фишера. Нас интересует различаютсяли классы по выбору профессии.
среди старшеклассников, обучающихсяв общеобразовательных классах:
48% (12 человек) — определились с выбором профессии
52% (13 человек) — не определились с выбором профессии
среди старшеклассников, обучающихся в профильном классе с физико- математическим уклоном:
62% (8 человек) — определились с выбором профессии
38% (5 человек) — не определились с выбором профессии
среди старшеклассников, обучающихся в профильном классе с гуманитарномуклоном:
75% (9 человек) — определились с выбором профессии
25% (3 человека) — не определились с выбором профессии
Таким образом, впрофильных классах из 25 человек 17 человек определились с выбором профессии, 8еще не определились, а в общеобразовательном классе из 25 человек определились свыбором 12 человек, 13 еще не определились. В первом случае процентная доля определившихсяс выбором профессии составляет (17·100%): 25= 68%, а во втором (12·100%): 25=48%.Нам необходимо выяснить достоверно ли различаются эти процентные доли. В основуисследования были положены гипотезы:
Но: у старшеклассников,обучающихся в профильных классах, не возникает трудностей при выборе профессии,по сравнению с учащимися обучающихся в общеобразовательных классах
H1: у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, возникаюттрудности при выборе профессии, по сравнению с учащимися обучающихся в общеобразовательныхклассах
Теперь построимтаблицу, которая фактически представляет собой таблицу эмпирических частот по двумзначениям признак: «определились с выбором профессии» — «не определилисьс выбором профессии».
Табл.4. Таблица для расчета критерия при сопоставления двухгрупп испытуемых по процентной доле определившихся с выбором профессии.Группа Определились с выбором профессии Не определились с выбором профессии Сумма Кол — во испытуемых
%
Доля Кол — во испытуемых
%
доля 1 группа 17 68% А 8 32% Б 25 2 группа 12 48% В 13 52% Г 25 Суммы 29 21 50
В таблице, сверхуразмещаются столбцы, «определились с выбором профессии» «и не определилисьс выбором профессии», а слева «1 группа» и «2 группа»,где, 1 группа — старшеклассники обучающиеся в профильных классах, а 2 группа — старшеклассникиобучающиеся в общеобразовательных классах. Участвуют в сопоставлениях, собственно,только ячейки А и В, то есть процентные доли по столбцу «определились с выборомпрофессии».
По табл. XII. Приложения 1 определяемвеличины φ, соответствующие процентным долям в каждой из групп.
φ1 (68%) =1,939, φ1 (48%) = 1,531
Теперь подсчитаем эмпирическое значение φ* по формуле:
φ* = (φ1 — φ2) · √ (n1·n2): (n1+ n2)
где φ1 — угол, соответствующий большей % доле;
φ2 — угол, соответствующий меньшей % доле;
n1 — количество наблюдений в выборке1;
n2 — количество наблюдений в выборке2;
В данном случае:
φ*эмп. = (1, 939 — 1,531) · √ (25·25): (25+25) = 0,408·√12,5=0,408·3,5=1,428
По табл. XIII Приложения1 определяем, какому уровню значимости соответствует
φ*эмп.=1,428:
p=0,07
Можно установить и критические значения φ*, соответствующиепринятым в психологии уровням статистической значимости:
1,64 (p ≤ 0,05)
φ* кр.=
2,31 (p ≤ 0,01)
φ*эмп. = 1,42
φэмп.

Построим «ось значимости».
                                                        φ*0,03                  φ*0,01
/>/>      …/>   
                                φ*эмп                              ?
    Зона    значимости                                                 Зонанезначимости
/>/>/>                                                                                      
/>                               
                                     1,42             1,64                            2,31
Полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости.
Ответ: Но принимается. У старшеклассников, обучающихся в профильныхклассах, не возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимисяобучающихся в общеобразовательных классах. Таким образом гипотеза подтверждается.
По результатам математической обработкиполучилось, что доля лиц, определившихся с выбором профессии в общеобразовательныхклассах не больше, чем в профильных классах.
Т.о. гипотеза нашей курсовой работы,у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностейпри выборе профессии, по сравнению с учащимися, обучающихся в общеобразовательныхклассах, подтвердилась.Вывод к главе 2
В основу курсовой работы была положена гипотеза: у старшеклассников,обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии,по сравнению с учащимися обучающихся в общеобразовательных классах.
По результатам исследованиястаршеклассников, обучающихся в общеобразовательном и профильных классах с физико-математическими гуманитарным уклоном, получились следующие результаты.
Все 3 класса учащихся в основном предпочитаюттакие предметы и сферы, как математика, физика, инженерия, машиностроение, авиация,экономика, и еще небольшой процент учащихся проявляют интерес к биологии и геологии.Почти все учащиеся в свободное время предпочитают играть в компьютерные игры, гулятьи смотреть телевизор и совсем небольшой процент в свободное время предпочитает дополнительнозаниматься по нужным для них предметам.
Большинство старшеклассников, обучающихсяв общеобразовательном классе, относятся к самым различным типам профессии. При этомполовина учащихся общеобразовательного класса хотели бы обучаться в профильных классахдля того, чтобы углубленно изучать только те предметы, которые выбираются, чтобыв них специализироваться. Многие учащиеся, обучающиеся в общеобразовательном классе,выбирают профессии, не учитывая свои способности и склонности, при выборе будущейпрофессии ориентируются на престижность профессии, их желания расходятся с их возможностями.
Среди учащихся старшихклассов, обучающихся в профильном физико — математическом классе, большинство относятсяк типу профессий человек-техника, эти учащиеся, довольны тем, что обучаются в профильномклассе.
И по результатамучащихся, обучающихся в профильном гуманитарном классе, большее количество учащихсяотносятся к типу человек-человек. Большее количество этих старшеклассников не довольнытем, что обучаются в данном профильном классе, желают, чтобы их учебный план былпересмотрен.
Учащиеся, обучающиеся в профильных классахвыбирают профессии связанные с их профилем. Эти учащиеся знают свои склонности испособности, и учитывают их при выборе профессии. У многих учащихся совпадают результаты,полученные по проведенным методикам, с их желанием получить определенную профессию.
На основе результатов исследования выявилось,что большинство старшеклассников, обучающихся в профильных классах, определилисьс выбором будущей профессии, а большинство учащихся общеобразовательного классаеще не сделали свой выбор. Также была определена корреляция многофункциональнымкритерием Фишера, получилось значение 0,07. По этому результату мы можем говорить,что гипотеза подтвердилась: у старшеклассников, обучающихся в профильных классах,меньше возникает трудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися, обучающихсяв общеобразовательных классах.
Заключение
В нашей курсовойработе, посвященной особенностям профессионального самоопределения в классах с профильнымобучением, были рассмотрены понятия самоопределения, профессиональное самоопределение,профессия, и профильная подготовка. Изложены и раскрыты темы, касающиеся различныхобластей профориентологии и профильного обучения. Изложение материала сосредоточенона общих вопросах профессионального самоопределения, профильного обучения, и методахоказания психологической помощи при выборе профессии. В частности, были представленыопределения профессионального самоопределения Климова Е.А., Ананьева Б.Г., РубинштейнаС.Л., Божович Л.И. Также были рассмотрены определения с точки зрения педагогическихпозиций. Выделены структура профессиональной деятельности, классификации, состоящаяиз четырех ярусов — типы, классы, отделы, группы профессий, принципы профессиональнойдеятельности. Приведен отечественный опыт профильного обучения, выделены цель, главныезадачи профильного обучения, этапы профориентационной работы. Рассмотрены возможныенаправления профилизации и структуры профилией.
Подробно описаныметоды оказания психологической помощи старшекласснику при выборе профессии. Рассмотренывосемь углов ситуации выбора профессии, примерная схема решения задач о выборе профессии,этапы планирования профессионального пути Ли и Лейбовиц, факторы профессиональнойзрелости, а также план для профконсультационной беседы, разработанная Климовым Е.А.
Нами была положенагипотеза: у старшеклассников, обучающихся в профильных классах, меньше возникаеттрудностей при выборе профессии, по сравнению с учащимися, обучающихся в общеобразовательныхклассах.
В данной работебыли использованы 3 методики: «Карта интересов» (модифицированная методикаГоломштока Л. Е.), дифференциально-диагностический опросник «Я предпочту»,анкета оптанта.
Сопоставив полученныерезультаты и определив корреляцию многофункциональным критерием Фишера, получилосьзначение 0,07. Это говорит о том, что наша гипотеза подтвердилась. У старшеклассников,обучающихся в профильных классах, меньше возникает трудностей при выборе профессии,по сравнению с учащимися, обучающихся в общеобразовательных классах.
Список литературы
1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. — М., 2001.
2. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Дидактические основы конструирования профильнойшколы. — Москва., 2006.
3. Жафяров А.Ж., Ким А.М. Концепция и учебные планы профильного обученияв 11-летней (12-летней) школе. — Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1998.
4.3еер Э.Ф. Психология профессий. — Екатеринбург, 1997.
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы — Спб: Издательство «Питер»,2000.: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
6. Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. — М.:Издательство Московского психолого-социального института, 2003.
7. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учебноепособие/ Е.А. Климов. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. Пособиедля студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,2004.
9. Климов Е.А. Как выбрать профессию: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение,1984.
10. Климов Е.А. Психология профессионала. — М.: Издательство «Институтпрактической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 2002.
11. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики — М., 1992.
12. Леонова А.Б., Медведев В.И. Функциональные состояния человека втрудовой деятельности. — М., 1989.
13. Ломов Б.Ф. Человек и техника. — Л., 1963.
14. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М., 2000.
15. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию: Комплексная программаактивного профессионального самоопределения школьников. — М.: УЦ «Перспектива»,2002.
16. Мир профессий. Человек — художественный образ / Сост.А.И. Смирнов- М., 1998.
17. Миронова Т.Л. Самосознание профессионала. — Улан — Удэ, 1999.
18. Мир профессий. Человек — природа / Сост. С.Н. Левиева. — М., 1995.
19. Орлов А.Б. Склонность и профессия. — М., 1998.
20. Пан СМ. Профильное обучение: проблемы формирования содержания иорганизация учебной деятельности. — Курган, 2007.
21. «Профессиональная ориентация старших школьников в процессетрудового обучения» / Под ред. канд. пед. наук В.А. Полякова; М.: Просвещение,2001.
22. «Профессиональная ориентация молодежи»/ А.Д. Сазонов,Н.И. Калугин, А.П. Меньшиков и др. — М.: Высшая школа, 2000. -С.112.
23. Прихожан A.M. Психологическийсправочник, или Как обрести уверенность в себе. М., 1994.
24. Пряжников Н.С. Комплект из четырех методических пособий «Методыактивизации профессионального и личностного самоопределения». Методическоепособие — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж:НПО «МОДЭК», 1997.
25. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. — М.: Воронеж, 1996.
26. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческогодостоинства. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
27. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изученияличности. — М, 1998.
28. Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии. — М., 2002.
29. Руководство практического психолога: Психологические программы развитияличности в подростковом и старшем школьном возрасте / Под ред. Дубровиной И.В.- Екатеринбург, 1998.
30. Румянцев А.И. Профильная правовая школа как фактор формированияобразовательной среды. www.airlex2007@yandex.ru
31. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности.- М: Ассоцияция авторов и издателей ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС. 1999.
32. Самоукин А.И., Самоукина Н.В. Выбор профессии: путь к успеху, ООО«Феникс», 2000.
33. Смирнов И.П. Человек — образование — профессия — личность. — М,2002.
34. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.:ООО «Речь», 2007.
35. Степанов А.Н. Бендюков М.А. Азбука профориентации — Санкт — Петербург,1995.
36. Соловьева Ю.Н. Актуальность проблемы профильного обучения // Дополнительноеобразование и воспитание/ Туризм: наука и образование — 2007. — № 1.
37. Соловьева Юлия Николаевна Методические рекомендации по профессиональномусамоопределению учащихся профильных туристских классов. — М.: РМАТ, 2006.
38. Таранова М.В. Технология повышения эффективности обучения, ориентированнойна формирование учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных классов.festival.1september.ru/2004_2005/index.
39. Ускова Н.П. Проектирование и организация профориентационного пространствав средней школе // Научный журнал «Аспирантский вестник РГУ имени С.А. Есенина,2006. №7.
40. Ускова Н.П. Профориентационная работа с учащимися в условиях профилизациишколы // Объединенный научный журнал. — №25. — Москва. — 2006.
41. Ускова Н.П. Исторические аспекты профильной дифференциации в школахРоссии // „Педагогика и психология как ресурс развития современного общества:материалы международной научной конференции — Рязань. РГУ имени С.А. Есенина-2007.
42. Ускова Н.П. Предпрофильная подготовка в системе профилизации школы// Мир образования — образование в мире. — 2007, № 2.
43. Цукерман Г.А. Мастеров Б. М.Психология саморазвития — Москва, 1998.9Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации.- М.: Изд — во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2001.
44. Чистякова С. Н.Профессиональное самоопределение и профессиональнаякарьера молодежи — Москва, 1998.
45. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональнойориентации. — М: Изд — во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2001.
46. Чистякова С. Н.Профессиональное самоопределение и профессиональнаякарьера молодежи — Москва, 2000.
47. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности.- М., 1990.
48. Щукин М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности// Вопр. психологии. — М., 1998.
49. Энциклопедический справочник: 2000 профессий — Минск, 2000г.
50. Энциклопедия профессионального образования в трех томах. Научн.Ред. С.Я. Батышев. — М., 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.