Реферат по предмету "Педагогика"


Педагогический мониторинг как самостоятельная работа

ГОУ ВПОМарийский государственный университет
Факультетпедагогики и психологии
Реферат
на тему:
Педагогическиймониторинг как самостоятельная работа.
Выполниластудентка
31 группы
Панова А.В.
Проверила:
КоршуноваЕ.В.
Йошкар-Ола
2008

Содержание:
Введение
I.         Глава. Педагогическиймониторинг.
§ 1. Проблема создания системыпедагогического мониторинга.
§ 2.Методологияпедагогического мониторинга.
§ 3. Педагогическиймониторинг развития учебных групп.
II.       Глава. Педагогическиймониторинг как средство управления качеством образования.
§ 1.  Комплексныймониторинг: его составляющие.
§ 2. Педагогический мониторинг — какуправлять качеством образования.
Заключение
Список использованной литературы

Введение
 
В последние годыпрактическая деятель­ность все чаще стала носить характер мониторинга,предусматривающий интегративное взаимодействие компонентов и структур для болееэффективного достижения постав­ленной цели. Мониторинговая  деятельность каквид деятельности перестала быть прерогати­вой только техническихпрофессиональных сфер, она активно внедряется в управленчес­кие,социологические, психологические и пе­дагогические профессиональные области.
Проанализировав подходы кпониманию сущности, структуры и результаты педаго­гического мониторинга,представлен­ные в работах В.А. Болотова, В.С. Безруковой, Н.В. Борисовой, В.И.Гинецинского, А.Н. Дахина, В.М. Монахова, А.М. Нови­кова, Л.С. Подымовой, В.А.Сластенина, В.И. Слободчикова, Н.А. Шайденко, Н.О. Яков­левой, стало очевидным,что в современной педа­гогической науке и практике еще не сложи­лось системногоподхода к мониторингу, что значительно снижает, с одной стороны, практическуюнаправленность научно-ис­следовательской деятельности, а с другой —теоретическую обоснованность практичес­кой педагогической деятельности.
Современный специалист,практически в любой сфере деятельности должен уметь проектировать и создаватьхотя бы не сложные базы данных. Это поможет автоматизировать и ускорить процессрешения многих рутинных задач. Например, при помощи известной системыуправления базой данных MS Access.
Здесь важную роль играетсамостоятельная работа. Эта самостоятельная работа будет эффективна тогда,когда она  контролируется не только по конечному результату, но и осуществляется текущий мониторинг хода этой работы [3, с. 243-244].
Проблема текущегоконтроля самостоятельной работы может быть решена с использованием компьютерныхтехнологий и соответствующего программного обеспечения. Здесь рассматриваютсяметоды мониторинга знаний при самостоятельной работе на основе использованияучебного, интерактивного, мультимедийного пособия по изучению СУБД MS Access.

I.Глава. Педагогический мониторинг
§ 1. Проблемасоздания системы педагогического мониторинга
Появление понятия«мониторинг» связа­но со становлением и развитием инфор­мационного общества,которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о состоянии тех илииных объектов и струк­тур. Это понятие стали использовать в пе­дагогике,рассматривающей мониторинг как систему сбора, обработки, хранения и рас­пространенияинформации об образовании для проведения научного исследования или организацииуправленческого контроля (на­бора методик оценки состояния системы). В любойсфере человеческой деятельности невозможно добиться позитивной динамики безосознаваемой (всеми или многими) и принимаемой системы. Появилась возмож­ностьопределить рейтинг учебных заведе­ний, обозначить направления, нуждающие­ся вособом внимании преподавателей. Вместе с тем проявились и значительныетрудности. Образовательная система оказа­лась слишком сложной, многоаспектной,что­бы можно было сразу организовать такой мо­ниторинг, который позволил быобъективно судить о состоянии дел.
На разных уровняхобразования пред­принимаются попытки создания системы педагогическогомониторинга, исследуются разные аспекты педагогического труда. Об огромноминтересе к этой проблеме свиде­тельствуют многочисленные монографии и статьи.Отсутствие определенности по неко­торым вопросам, многообразие существую­щихточек зрения позволяют исследовате­лю действовать в режиме поиска, инноваций.Этим определяется и цель многочисленных трудов и разработок ученых: обобщить исистематизировать имеющиеся подходы, на их основе выстроить теорети­ческуюмодель, которая может показать свою эффективность или неэффективность впроцессе апробации. Показателем эффек­тивности действия модели должно стать по­вышениекачества образования. Однако это возможно только при условии совершен­ствованияпроцесса на основе собранной объективной информации. Таким образом, о повышениикачества образования можно говорить только тогда, когда результаты мо­ниторингастанут основой для инновацион­ной деятельности всех участников (субъек­тов)образовательного процесса.
В рамках мониторинга егосубъектами выступают все участники образо­вательного процесса. Степень ихучастия различна, но все они (и преподаватели, и студенты, и родители, иобщественность) получают информацию, анализируют ее. Например, социум получаетсведения об об­разовательном учреждении. На основании этой информацииформируется обществен­ное мнение. Изучив его, студент вбирает это учреждение ит.д.
В свою очередь, каждыйсубъект образо­вания выступает в качестве объекта для структур более сложногоуровня.
Объектами мониторингаявляются образо­вательный процесс и его результаты, лично­стные характеристикивсех участников обра­зовательного процесса, их потребности и от­ношение кобразовательному учреждению.
На уровне образовательнойпрограммы объектами мониторинга могут быть:
•   процесс освоенияпрограммы, предмета;
•   интеграционныепроцессы в обуче­нии;
•   процесс обновления,совершенствова­ния, содержания, методик, технологий обу­чения, средств контроляусвоения учебного материала;
•   качествообразовательного процесса и т.д.
Процессу внедренияразработанной систе­мы педагогического мониторинга должны пред­шествоватьобсуждение и корректировка.
Мониторинг является однимиз важнейших средств, благодаря которому изменяется само информационноепространство, так как повы­шается оперативность, объективность и дос­тупностьинформации. Поэтому цель монито­ринга — оперативно выявлять все изменения,происходящие в сфере образования. Получен­ные объективные данные являютсяосновани­ем для принятия управленческих решений.
При организации системыпедагогическо­го мониторинга могут возникать как объек­тивные, так исубъективные трудности, пре­пятствия. Необходимо учитывать: качествоиспользуемых методик, подготовленность специалистов, возможность совершенство­ванияих профессиональных умений. Об этих факторах нельзя забывать, более того, не­обходимоминимизировать негативные воз­действия, учесть возможные проблемы.
Мониторинг какпедагогическая технология не только позволяет систематизировать ин­формацию, нои может стать действенным ме­ханизмом материального поощрения эффек­тивноработающих педагогов и служить осно­ванием для повышения их квалификации.
Существующая на данныймомент некото­рая неопределенность в плане оценки дея­тельности того или иногосубъекта образо­вательного процесса открывает больше воз­можности для обобщенияи инноваций. Еще больше возможностей предоставляет тео­рия воспитания,поскольку понятие «воспи­тание» является многоаспектным, трудно поддающимсяколичественным измерениям. Аналогичным образом обстоит дело с поня­тием«компетенция». Трудность состоит в том, что нет целенаправленной системыдействий, методики работы. Принцип непре­рывности образования предполагаетактив­ное участие учреждений среднего профес­сионального образования в этомпроцессе.
Несомненным достоин­ствомпредлагаемой модели педагогического мониторинга является ее универсаль­ность,адаптированность к системе среднего профессио­нального образования, валидностьв условиях созда­ния системы непрерывного образования. Простота в ис­пользовании,объективность получаемых сведений — необ­ходимые условия монито­ринга. Однаконельзя не учи­тывать региональных осо­бенностей. Данный компонент должен статьодним из кри­териев оценки эффективнос­ти действующей модели. Экономическоеположение того или иного региона, тре­бования, которые предъяв­ляет кспециалисту обще­ство, будут основаниями для подготовки выпускника и оп­ределенияполитики учебно­го заведения в области каче­ства образования.
Решение проблемы каче­стваобразования зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагиро­ватьобразовательные уч­реждения на изменения внешней среды, на потребно­стиобщества, социальный заказ, насколько эффектив­ны и педагогически оправ­данны избранныеметоды и технологии, насколько объективной, независимой и систематической будетэкс­пертиза деятельности обра­зовательного учреждения. Современная системаоценки качества образования — это еще один шаг на пути к вхож­дению России вобщеевро­пейское и общемировое обра­зовательное пространство.

§ 2.Методология педагогического мониторинга
Обобщенной цельюпедагогического мони­торинга является педагогическая инфор­мация, отражающаяего деятельностную сущность. Педагогической информацией считается информация,которая имеет диагностико-прогностический, личностно целе­сообразный,педагогически-коммуникатив­ный, интегративный, социально-нормативнообусловленный характер и оказывает воспи­тательное влияние на субъектов наоснове актуализации личностных, групповых или организационных смыслов ихобразователь­ной деятельности.
Принципы мониторинга
Для того чтобы врезультате мониторин­га была получена педагогическая информа­ция, он долженпроводиться на основе сле­дующей системы принципов:
ü   диагностико-прогностической направ­ленности;
ü   личностной целесообразности;
ü   педагогической коммуникативности;
ü   информационной интегративности;
ü   социально-нормативной обусловлен­ности;
ü   научности;
ü   непрерывности;
ü   целостности;
ü   преемственности.
При этом необходимоподчеркнуть, что принципы диагностико-прогностической направленности,личностной целесообраз­ности, педагогической коммуникативности, информационнойинтегративности, соци­ально-нормативной обусловленности не­посредственнообеспечивают реализацию педагогических функций информации. Принцип научностиотражает систему на­учных форм, методов и средств получения педагогическойинформации. На принципах непрерывности, целостности и преемствен­ностинеобходимо разрабатывать техноло­гию мониторинга.
Принципдиагностико-прогностической направленности предполагает, что в ходе педагогического мониторингадолжна быть получена информация, которая позволит не только узнать, распознатьи понять отсле­живаемые процессы, но и создаст условия для самоанализа своейобразовательной де­ятельности всеми субъектами образова­тельного процесса.
Сам процесс полученияинформации в ходе педагогической диагностики должен соответствовать следующимтребованиям:
• требование научности,которое пред­полагает получение информации научными методами и закреплениеспособами фикса­ции научных фактов;
• требование валидности,обеспечиваю­щее соответствие структуры и характера по­лученной информацииструктуре и характе­ру рассматриваемых педагогических проблем;
• требование этичностиинформации, за­щищающее человека от несанкционирован­ного вторжения вличностную зону деятель­ности;
• требованиецелесообразности инфор­мации, предполагающее понимание системы педагогических иандрогогических целей об­разовательного процесса в вузе.
Основными показателямисамой педагоги­ческой диагностики должны быть тенденции изменения показателейизучаемых процес­сов. В этом случае получаемая в ходе диагно­стики информациябудет иметь прогности­ческое значение. Повышение прогностичности педагогическойинформации достигается за счет реализации следующих требований рассматриваемогопринципа — педагогичес­кая информация должна:
• носитьнормативно-поисковый харак­тер;
• способствовать развитиюпедагогичес­кой антиципации (предвосхищения) у всех участников образовательнойдеятельности;
•  иметь опережающийхарактер педаго­гического влияния на процессы и явления образовательнойдействительности.
Эффект опережающеговлияния может воз­никнуть только в случае, если будут правильно определены иотражены в педагогической ин­формации приоритеты и показатели идейного,социально-экономического и профессиональ­ного развития образовательных систем.
Принцип личностнойцелесообразности
Реализация требованийданного принци­па должна обеспечить выполнение мотивационно-побудительнойфункции педагоги­ческой информации. При этом важно опти­мально учитывать мотивывсех субъектов образовательной деятельности в вузе. В ка­честве критериевоптимальности может выступать степень со­ответствия мотивов студентов,профессорско-преподавательского и административ­но-хозяйственного составов вузатребовани­ям основных педагогических идей, лежащих в основе его деятельности.
Таким образом, первымтребованием дан­ного принципа является определение моти­вов субъектовобразовательной деятельно­сти.
Следующее требованиеданного принци­па заключается в необходимости обоснова­ния педагогических идей,на которых осно­вана образовательная деятельность.
Проведенная работа даствозможность определить систему оптимальных мотивов субъектов образовательнойдеятельности и актуализировать их в ходе педаго­гического мониторинга.
Принцип педагогическойкоммуникативности.
Данный принциппредполагает, что инфор­мация, получаемая в ходе педагогического мониторинга,должна являться условием для педагогического общения между субъектамиобразовательной деятельности. Целевые ис­следования педагогического общения какваж­нейшего компонента образовательной дея­тельности были проведены В.С.Грехневым, Г.Д. Дьяконовым, А.С. Золотняковой, К.М. Ле­витаном, А.А. Леонтьевым,А.В. Мудриком, В.В. Рыжовым, И.И. Рыдановой, И.В. Страхо­вым, Р.М. Фатыховой,В.Д. Ширшовым и др. Теоретический анализ работ указанных авто­ров позволилопределить требования принци­па педагогической коммуникативности. Педа­гогическаяинформация, получаемая в ходе мониторинга, должна:
• способствоватьдиалогическому типу общения между субъектами образовательной деятельности;
•  быть понятна всемучастникам образо­вательной деятельности;
• создавать условия длясотрудничества;
• способствовать лучшему познаниюлюдьми друг друга.
Принцип информационнойинтегративности педагогического мониторинга.
Самой информации присущаинтегративная функция. Вместе с тем в настоящее время существует ряд факторов,суще­ственно снижающих ее интегрирующую роль. Это, прежде всего, агрессивныйхарак­тер информационных потоков, различные возможности в доступностиинформации для субъектов, низкий уровень информационной культуры.
Таким образом, для того,чтобы обеспечи­вать интегративную функцию, педагогичес­кая информация должнаносить неагрессив­ный характер и быть равнодоступной для всех участниковобразовательного процес­са. Повышение информационной культуры субъектовобразовательной деятельности является важнейшим условием повышения уровнякультуры педагогического общения.
Принципсоциально-нормативной обусловленности.
Данный принциппредполагает, что педаго­гическая информация должна отражать уро­вень икачество реализации требований Госу­дарственных образовательных стандартов.
Методы разработкитехнологий педагогического мониторинга
К числу основных методов,которые мож­но эффективно использовать в процессе раз­работки технологийпедагогического мони­торинга, относят следующие эмпиричес­кие и теоретическиеметоды:
• наблюдение,
• опрос (интервью,анкетирование),
• беседа,
• естественный идиагностический экспе­рименты,
• моделирование.
При этом они должныиспользоваться в квалиметрическом контексте, обеспечива­ющем необходимыйуровень валидности по­лучаемых результатов.
Практика показывает, чтов ходе педаго­гического мониторинга характера взаимоот­ношений между субъектамиобразователь­ной деятельности в вузе наиболее целесооб­разен метод анкетногоопроса субъектов. Разработка анкет должна проводиться на основе шкалывзаимоотношений, а полу­чение результатов — в ходе обработки мат­рицывзаимоотношений [6]. Отслеживание развития личности и групп необходимо осуществлять,используя нормативно-поиско­вые модели деятельности обучаемых, про­фессорско-преподавательскогосостава, ад­министративно-управленческого состава, курса и учебной группы [5].
Алгоритм  педагогического мониторинга должен состоять из двух периодов.
Первый период — опытно-поисковый. Ос­новной егоцелью является теоретическое обоснование, практическая реализация идоказательство педагогической значимос­ти или эффективности основных мониторин­говыхпроцедур. Опытно-поисковый компо­нент, как правило, включает следующие эта­пы:подготовительный, адаптационный, исходно-диагностический,содержательно-технологический, итогово-диагностический.
Второй период — конструктивно-орга­низационный.Цель этого периода обеспе­чить реализацию педагогически значимых и эффективныхмониторинговых процедур в практике образовательной деятельности вуза. Онсостоит из следующих этапов:
• нормативного,
• организационного,
• научно-методического.
В ходе нормативного этапаразрабатыва­ются положения и инструкции по реализации технологиипедагогического мониторинга в об­разовательном процессе.
Критерии эффективностимониторинга
В основу определенияуровня эффектив­ности педагогического мониторинга мы по­ложили результатысубъективно-рефлек­сивной оценки участниками мониторинга значимости получаемойинформации.
В качестве показателейэффективности принимают следующие требования принци­пов педагогическогомониторинга:
• информация этическивыдержана и не нарушает личностных прав индивида;
• информация способствуетконкретиза­ции личностных и групповых целей образо­вательной деятельностииндивида;
• информация помогаетлучше оцени­вать уровень профессиональной подготовки и определять наиболееэффективные пути профессионального самосовершенствования индивида;
• информация мотивируетиндивида к по­вышению своего профессионального уровня и стимулирует личностноесаморазвитие;
• информация способствуетконструк­тивному диалогу между участниками обра­зовательной деятельности;
• информация создаетусловия для ра­ционального разрешения проблем, возника­ющих в моейпрофессиональной группе;
•  благодаря получаемойинформации улучшается взаимопонимание между учас­тниками образовательнойдеятельности;
•  информация носит неагрессивный ха­рактер и в достаточной степени доступна индивиду;
•  информацияспособствует повышению культуры общения;
•  информация помогаетоценить каче­ство реализации в образовательном процес­се требованийГосударственного образова­тельного стандарта.
Таким образом,представленная методоло­гия педагогического мониторинга явля­ется теоретическойосновой разработки конк­ретных мониторинговых технологий. Уникаль­ность каждойтехнологии будет определяться объектом и предметом педагогического мони­торинга,формами, методами, приемами и сред­ствами получения педагогической информации исубъектами, принимающими участие в педа­гогическом мониторинге.

§ 3. Педагогический мониторинг развития учебных групп
Основную значимость вмониторинге как педагогической технологии имеет его воспи­тательная сущность,оказывающая влияние или воздействие на субъекты образователь­ного процесса. Вмониторинге как средстве на первый план выходят показатели, по ко­торымотслеживается состояние опреде­ленной образовательной системы, их крите­рии, атакже мониторинговый инструмента­рий и процесс получения результатов.
Мониторинг какпедагогическая техноло­гия рассматривается в исследованиях, кон­цептуальнойосновой которых являются теоретические подходы к пониманию мони­торинга А.С.Белкина. В последнее время выполнен целый ряд таких работ (В.М. Гончаренко,В.Д. Жаворонков, Л.П. Качалова, А.И. Куприна, Л.Д. Назарова, А.И. Севрук, С.Н.Силина, С.Л. Фоменко и др.).
Вместе с тем значительночаще мониторинг используется как средство получения ин­формации для дальнейшейее реализации в ходе инновационной, управленческой и экс­пертной деятельности вобразовании. Э.Ф. Зеер и В.А. Веденников рассматривают мониторинг как одно изсредств организации информационной среды.
Мониторинг как средствоотслеживания показателей качества высшего образования развивается по следующимнаправлениям:
1. Мониторинг показателейкачества, вы­работанных в ходе научно-исследователь­ской деятельности инаправленных на реше­ние конкретной образовательной проблемы или задачи. Какправило, такие показатели имеют локальный характер, и их значимостьопределяется количеством вузов, принима­ющих участие в исследовании.
2. Мониторинг показателейкачества, да­ющих возможность определить социальный и профессиональный статустого или иного образовательного учреждения.
3.  Мониторингпоказателей качества при проведении государственного лицензирова­ния иаккредитации высших учебных заве­дений.
В образовательнойдеятельности важнейшим фактором социального развития является педагоги­ческаяинформация.
Под педагогическойинформацией по­нимается информация, оказывающая воспи­тательное влияние насубъекты на основе актуализации личностных, групповых или организационныхсмыслов их образователь­ной деятельности.
Для того чтобы в ходепедагогического мониторинга получить педагогическую ин­формацию, мониторингдолжен основывать­ся на системе следующих принципов:
• принципдиагностико-прогностической направленности;
• принцип личностнойцелесообраз­ности;
• принцип педагогическойкоммуника­тивности;
• принцип информационнойинтегративности;
• принципсоциально-нормативной обус­ловленности;
• принцип научности;
• принцип непрерывности;
• принцип целостности ипреемственно­сти.
Одним из объектовпедагогического мони­торинга является процесс развития группо­вых субъектовобразовательной деятельно­сти. К таким субъектам относят, прежде всего, учебныегруппы студентов.
Основная проблема впонимании специ­фики развития групповых субъектов обра­зовательной деятельностизаключается в том, что теоретические аспекты понима­ния групповых феноменовдезинтегрирова­ны. Это значительно снижает качество изу­чения процессов иделает возможным эклек­тическое заимствование определенных терминов итеоретических положений, что снижает научный уровень получаемых вы­водов.
Такое пониманиенеобходимо для вы­явления показателей деятельности групп, отслеживание которыхв процессе монито­ринга позволит получать педагогическую информацию,оказывающую конструктив­ное влияние на характер и направленность развития групповыхсубъектов образова­тельного процесса.
Теорию групповыхпроцессов развивает социальная психология. Как система групповых процессов груп­поваядинамика включает в себя разнооб­разные изменения, происходящие в группе. Ктаким процессам могут быть отнесены: давление на одних участников группы, спо­собствующееих согласию с мнением других участников (конформизму); исключение из группы иформирование ролей. Проблема описания групповых процессов включает вопросы,связанные с характером (фор­мальная/неформальная) группы, ее осо­бенностями,эффективностью групповой деятельности и факторами, ее обусловли­вающими, атакже проблемы лидерства.
Исследователи групповойдинамики вы­деляют несколько механизмов развития групповых процессов.
1. Разрешениевнутригрупповых противо­речий.
Существует несколькотипов внутригруп­повых противоречий, разрешение которых приводит к развитиюгруппы. Это противо­речия:
• между возрастающимипотенциальны­ми возможностями группы и ее актуальной деятельностью;
• между растущимстремлением членов группы к самореализации и самоутвержде­нию и одновременноусиливающимися тен­денциями включения личности в групповую структуру иинтеграции ее с группой.
2. «Идиосинкразическийкредит», кото­рый связан с проблемой соотношения уров­ня нормативного поведения(в более узком смысле — конформности) и величины стату­са субъекта в группе.Такой «кредит» пред­ставляет своеобразное разрешение группы на отклоняющееся отгрупповых норм (девиантное) поведение. «Идиосинкразический кредит» являетсяодним из условий внедре­ния в жизнедеятельность группы элементов нового(инноваций).
3. «Психологическийобмен» — это один из механизмов групповой динамики. Разновид­ностьюпсихологического обмена является ценностный обмен. Участники группы могутобмениваться материальными и духовными ценностями. В качестве таких ценностеймо­гут выступать, например, поступки сотруд­ников, их личностные качества,существен­ные для продуктивности групповой дея­тельности и др. [20, с. 544].
Согласностратометрической теории А.З. Пет­ровского, в коллективах наблюдаются следую­щиефеномены, которые являются следстви­ем процессов групповой интеграции:
1.  Коллективистическоесамоопределе­ние — это избирательное реагирование на воздействие группы,принятие мнений, со­ответствующих групповым целям, и откло­нение мнений,которые этим целям не соот­ветствуют.
2.  Сходствофункционально-ролевых ожиданий, которое проявляется как совпа­дение мнений идействий по поводу распре­деления ролей и характера поведения в со­ответствии сэтими ролями среди участни­ков группы.
3. Ценностно-ориентационное един­ство — это сходство мнений, оценок, пози­цийчленов группы по поводу значимых для совместной деятельности событий, фактов,людей и т.п.
4. Действенная групповаяэмоциональная идентификация как феномен представляет собой эмоциональноепереживание, при котором переживания одного участника груп­пы, вызванныенегативными факторами, даны как мотивы поведения для других уча­стников.
5. Адекватностьвозложения и приня­тия ответственности за успехи и неудачи [20, с. 85].
Вместе с тем коллектив неявляется объек­тивно существующим явлением, его наличие зависит от уровняразвития межличностных отношений в группе.
В основе различения форми уровней раз­вития коллектива по А.В. Петровскому лежат два критерия: опосредованностьвнутригрупповых отношений цепями и содержанием со­вместной деятельности иобщественная зна­чимость групповой деятельности и ее целей.
Необходимо отметить, чтосуществуют и другие уровневые подходы к определению динамики развития группы иколлектива (Ф.Д. Горбов, А.Г. Ковалев, В.И. Лебедев, Л.И. Уманский и др.) [7,10, 18]. Так, Л.И. Уманским выделено шесть уровней, каждый из ко­торыхотличается психологической струк­турой, формирующей определенный тип со­циальнойгруппы:
• группа-конгломерат,
• номинальная группа,
• группа-ассоциация,
• группа-кооперация,
• автономная группа,
• коллектив.
Таким образом, коллективомможно на­зывать только группу, достигшую высшего уровня развития входе совместной деятель­ности по достижению социально значимых целей на основеобщей системы ценностей. В этом случае коллектив будет являться од­ним издоминирующих факторов влияния на развитие личности обучаемого. Следовательно,теоретической основой педагогического понимания коллектива как определенногоуровня развития малой соци­альной группы должны являться социаль­но-психологическиетеории изучения груп­повых феноменов.
Исходя из этого,моделирование деятель­ности учебной группы должно про­изводиться с учетомхарактерных форм организаций и принципов их функциониро­вания как социальныхусловий развития андрагогического взаимодействия.
Таким образом, пониманиеразвития групповых процессов в качестве объектов педагогического мониторингатребует ин­теграции социально-психологических, пе­дагогических и управленческихзнаний. При этом социально-психологические те­ории выступают в качестве основыпри оп­ределении уровня развития группы, на ос­нове педагогических знанийразраба­тываются технологии образовательной деятельности, а теория организацийле­жит в основе прогностических моделей де­ятельности структурных компонентов.
Педагогическаяинформация, полученная в результате мониторинга, позволит актуа­лизироватьценностную систему деятельно­сти группы, создать условия для развития личностив процессе группового взаимодей­ствия и повысить уровень готовности обуча­ющихсяк будущей профессиональной деятель­ности.

II.Глава. Педагогический мониторинг каксредство управления качеством образования
§ 1. Комплексный мониторинг: его составляющие
Комплексный мониторингобразователь­ного процесса структур образования, включает в себя:
• мониторингудовлетворенности выпус­кников качеством образо­вания;
• мониторингудовлетворенности потре­бителей и заказчиков;
• мониторингудовлетворенности препо­давателей работой над реализацией про­грамм образования;
•   мониторинг качествапрофессорско-преподавательского состава.
Кроме того, в составкомплексного мони­торинга входит исследование мотивации слушателей и социальныхожиданий заказ­чиков при повышении квалификации, про­фессиональной переподготовке,получении второго высшего и дополнительного образо­вания, а также оценкасистемы менеджмен­та качества по девяти критериям, аналогич­ным модели конкурсаМинобразования Рос­сии «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовкиспециалистов».
Необходимо отметить, чтокроме данных мониторинговых исследований оценка каче­ства подготовки на образо­вательноммаршруте строится на самостоя­тельном всеобъемлющем и регулярном ана­лизедеятельности в комплексе показателей по внешним и внутренним параметрам.
К внешним параметрамотносятся:
• информация онаправлениях повыше­ния квалификации и переподготовки педа­гогических кадров,реализуемых в образова­тельном учреждении или подразделении образования;
• прием, контингент ивыпуск слушате­лей, их распределение по формам и обуче­ние;
• информация поисточникам финанси­рования образовательных программ;
• структурапрофессорско-преподава­тельского состава и их квалификационные характеристики;
• информационное инаучно-методичес­кое обеспечение системы повышения квали­фикации ипереподготовки педагогических кадров;
• данные об учебнойуспешности слуша­телей;
• инновационный потенциалсистемы не­прерывного педагогического образования;
• информация обиспользуемых совре­менных технологиях обучения;
• используемыхэлектронных средствах обучения, оснащенность курсов электронными продуктамиобучения.
К внутренним параметрамотносятся:
• информация осформированности каждого из компонентов готовности к профессиональнойдеятельности (по уровню и объем соответственно) [9];
• информация об изменениипоказателей сформированности готовности по результатам обучения ( по уровню иобъему).
Источники информации попараметрам подразделяются на субъективные и объективные.
Таким образом, опираясьна данные комплексного мониторинга качества подготовки на образо­вательноммаршруте, оцен­ку изменений показателей сформированности готовно­сти кпрофессиональной де­ятельности по результатам обучения, на анализ получен­ныхрезультатов, и строится концептуальная модель уп­равления качеством в сфередополнительного профессио­нального образования учебно­го заведения, планируетсяи реализуется контроль за качеством предоставляемых дополнительных образова­тельныхуслуг.

§ 2.Педагогический мониторинг — как управлять качеством образования
Учитель на основеполученной информации из мониторинга имеет возможность управлять процессом обучения,следующим образом:
1) анализироватьрезультаты тестирования всего класса и отдельного ученика. Имея абсолютныйрезультат тестирования, принять оптимальное методическое решение по конкретномуученику, группе учащихся или всему классу;
2) результатытестирования по содержанию в целом позволяют учителю сделать вывод онеобходимости организации повторения той или иной структурной единицы(конкретной структурной единицы, а не параграфа в целом) для достижениямаксимальной результативности уровня обученности;
3) учитель можетпроследить динамику обученности ребенка по предмету и своевременно сделатьвывод о соответствии уровня тестирования возможностям ученика в данный момент.
Таким образом,соотнесение потенциальных возможностей ребенка и реально показываемыхрезультатов позволяет оценить эффективность работы учителя с ребенком(соотношение целей и результатов как показатель качества обучения).
Кафедрам и МО важен впервую очередь результат мониторинга по содержанию. Они получают полнуюинформацию об усвоении каждой структурной единицы. На основе таких данных изгода в год выявляются некоторые структурные единицы, которые вызываютзатруднения у учащихся, что позволяет разрабатывать методические рекомендациипо преодолению этих трудностей.
Администрации школысистема педагогического мониторинга позволяет отслеживать уровень обученностиучащихся по предметам, выявлять динамику, оценивать качество преподаванияконкретным учителем своих предметов, активизировать методическую работупедагогов по актуальным проблемам содержания образования, контролироватьоптимальность учебного плана и на основе данных педагогического мониторингаосуществлять его корректировку.
Объективная, валидная,дифференцированная система контроля, осуществляемая на протяжении всех летобучения гарантирует высокие результаты освоения знаний, умений и навыков.

Заключение
Итак, можно сказать, чтов настоящее время мониторинг исполь­зуется в педагогической науке и прак­тике вдвух аспектах. Во-первых, как педа­гогическая технология образовательногопроцесса, способствующая решению акту­альных образовательных задач. Во-вторых,как средство получения информации в про­цессе проведения научных исследований илиуправленческого контроля.
Подводя итог значениювыше­перечисленных принципов, сле­дует подчеркнуть, что они состав­ляютспецифическую основу мониторингового анализа, костяк его концептуальногоаппарата. Выступая руководящей идеей, основным правилом исследова­тельскойдеятельности, эти принципы задают общую ориен­тацию исследования, позволяя нетолько собирать, обрабаты­вать и анализировать интересу­ющую информацию, но иоцени­вать ее, корректировать даль­нейшую работу, что и составляет в конечномитоге сущность пе­дагогического мониторинга.
Владение методом педагоги­ческогомониторинга является одним из слагаемых овладения методоло­гическойпедагогической культу­рой, а также формирования конструктивно-деятельностной по­зициипедагога-исследователя, значение которой возрастает при переходе отрецептивно-отражательного к конструктивно-деятельностному подходу в на­учной иобразовательной дея­тельности на современном этапе развития педагогическойнауки и практики. Все это в свою оче­редь является непременным ус­ловиемпрофессионального са­моопределения каждого педаго­га. Условием того, что, ставносителем такой культуры, и стоя на такой платформе, пре­подаватель сможет нетолько концептуально осмысливать свою деятельность, но и само­стоятельносоздавать техноло­гии обучения, отвечающие со­временным целям подготовкибудущего учителя.
Данный мониторингсамостоятельной работы может применяться практически во всех сферах жизни.Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что используя компьютерныеинформационные технологии и соответствующее программное обеспечение, можноосуществлять более тесный и глубокий контроль выполнения самостоятельной работыне только на выходе, но и на всех текущих этапах работы. Это даст подробную иболее полную информацию, позволяющую увеличить степень объективности оцениванияЗУНов.

Списокиспользованной литературы:
1.        Бардовский Г.А. Управле­ниекачеством образовательного процесса / Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю.Трапицин.- СПб.- 2001.
2.        Большаков А.С.,Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. — СПб.: Питер.- 2000.
3.        Бурлачук Л.Ф.Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер.-2006.
4.        Горб В.Г.Педагогический мониторинг в вузе: методология, теория, технологии. — Екатерин­бург:Изд-во Урал, ун-та, 2003. — 387 с.
5.        Горб В.Г.Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения егоуровня и результатов // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2000. — № 5. —  33—37с.
6.        Горб В.Г.Технологические аспекты педагогического мониторинга взаимоотношений субъектовобразовательной деятельности в вузе // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2003. — № 2. — 46-52 с.
7.        Горбов Ф.Д.Лебедев В.И. Психоневрологические аспекты труда операторов. — М.- 1975.
8.        Денисов А.А.Современные проблемы системного анализа: Информационные основы. — СПб.:СПбГПУ.- 2003.- 276 с.
9.        Казакова Н.Е.Оценка каче­ства подготовки учителя в систе­ме непрерывного образования / Н.Е.Казакова, И.А. Валеева // Современные диагностические и оценочные средства дляаттес­тации качества образования и применение компьютерно-ин­формационныхтехнологий. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовкиспециалистов.- 2006.
10.     Ковалев А.Г.Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. — М.- 1975.
11.     Кузьмина Н.В. Акмеологическаятеория повышения ка­чества подготовки специалистов образования / Н.В. Кузьмина.— М.- 2000.
12.     Макаренко А.С.Воспитание гражданина / Сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. — М.: Просве­щение.-1988.- 172 с.
13.     Могилевский В.Д.Методология систем: вербальный подход. — М.: Экономика.- 1999. —251 с.
14.     Моисеев Н.Н.Элементы теории оптимальных систем. — М.: Наука.-1974. —528 с.
15.     Новиков А.М.Методология образования. — М.: Эгвест.- 2002. —320 с.
16.     Новыйиллюстрированный энциклопедический словарь /   В.И. Бородулин, А.П. Горкин,А.А. Гусев, Н.М. Ланда и др. —М.: Большая Российская энциклопедия.- 1998.
17.     Нуждин В.Н.Стратегия и тактика управления качеством образования / В.Н. Нуждин, Г.Г.Кадамцев [и др.]. — Иваново.- 2003.
18.     Умайский Л.И.Психология организаторской деятельности школьников. — М.- 1980.
19.     Чижов Н. Опреподавании законоведения в средних учебных заведениях Министерства народ­ногопросвещения / Н. Чижов // Журнал Министерства народного просвещения. — 1906. —Ч. 5. -Октябрь.- 59-75 с.
20.     Шевандрин Н.И.Социальная психология в образовании: 4.1. Концептуальные и прикладные основысоциальной психологии. -М.: Владос.- 1995.
21.     Якунин В.А.Педагогическая психология. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «Полиус».-1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Языки программирования Altair BASIC
Реферат Организация производства зерна и ее совершенствование на примере ГУП ОПХ Красавское Са
Реферат Использование аппарата сетей Петри для моделирования поведения вычислительных структур
Реферат Деякі питання правового регулювання порядку вступу та порядку навчання у аспірантурі та порядку присвоєння наукового ступеню кандидата наук в Україні
Реферат Риккерт Генрих ,представитель неокантианства
Реферат Совершенствование системы таможенного регулирования перемещения культурных ценностей физическими
Реферат Минералогия
Реферат Abortion Enthanasia Deathpenal Essay Research Paper Abortion
Реферат Ліквідація Запорізької Січі, та подальша доля запорізьких козаків
Реферат Математические софизмы
Реферат Цифро-аналоговые преобразователи (ЦАП)
Реферат Клиническая анатомия поджелудочной железы
Реферат Анализ социальной адаптации молодых специалистов в системе образования
Реферат Author Style Essay Research Paper Author StyleDifferent
Реферат Вторая мировая война 8