ГОУ ВПОМарийский государственный университет
Факультетпедагогики и психологии
Реферат
на тему:
Педагогическиймониторинг как самостоятельная работа.
Выполниластудентка
31 группы
Панова А.В.
Проверила:
КоршуноваЕ.В.
Йошкар-Ола
2008
Содержание:
Введение
I. Глава. Педагогическиймониторинг.
§ 1. Проблема создания системыпедагогического мониторинга.
§ 2.Методологияпедагогического мониторинга.
§ 3. Педагогическиймониторинг развития учебных групп.
II. Глава. Педагогическиймониторинг как средство управления качеством образования.
§ 1. Комплексныймониторинг: его составляющие.
§ 2. Педагогический мониторинг — какуправлять качеством образования.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В последние годыпрактическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга,предусматривающий интегративное взаимодействие компонентов и структур для болееэффективного достижения поставленной цели. Мониторинговая деятельность каквид деятельности перестала быть прерогативой только техническихпрофессиональных сфер, она активно внедряется в управленческие,социологические, психологические и педагогические профессиональные области.
Проанализировав подходы кпониманию сущности, структуры и результаты педагогического мониторинга,представленные в работах В.А. Болотова, В.С. Безруковой, Н.В. Борисовой, В.И.Гинецинского, А.Н. Дахина, В.М. Монахова, А.М. Новикова, Л.С. Подымовой, В.А.Сластенина, В.И. Слободчикова, Н.А. Шайденко, Н.О. Яковлевой, стало очевидным,что в современной педагогической науке и практике еще не сложилось системногоподхода к мониторингу, что значительно снижает, с одной стороны, практическуюнаправленность научно-исследовательской деятельности, а с другой —теоретическую обоснованность практической педагогической деятельности.
Современный специалист,практически в любой сфере деятельности должен уметь проектировать и создаватьхотя бы не сложные базы данных. Это поможет автоматизировать и ускорить процессрешения многих рутинных задач. Например, при помощи известной системыуправления базой данных MS Access.
Здесь важную роль играетсамостоятельная работа. Эта самостоятельная работа будет эффективна тогда,когда она контролируется не только по конечному результату, но и осуществляется текущий мониторинг хода этой работы [3, с. 243-244].
Проблема текущегоконтроля самостоятельной работы может быть решена с использованием компьютерныхтехнологий и соответствующего программного обеспечения. Здесь рассматриваютсяметоды мониторинга знаний при самостоятельной работе на основе использованияучебного, интерактивного, мультимедийного пособия по изучению СУБД MS Access.
I.Глава. Педагогический мониторинг
§ 1. Проблемасоздания системы педагогического мониторинга
Появление понятия«мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества,которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о состоянии тех илииных объектов и структур. Это понятие стали использовать в педагогике,рассматривающей мониторинг как систему сбора, обработки, хранения и распространенияинформации об образовании для проведения научного исследования или организацииуправленческого контроля (набора методик оценки состояния системы). В любойсфере человеческой деятельности невозможно добиться позитивной динамики безосознаваемой (всеми или многими) и принимаемой системы. Появилась возможностьопределить рейтинг учебных заведений, обозначить направления, нуждающиеся вособом внимании преподавателей. Вместе с тем проявились и значительныетрудности. Образовательная система оказалась слишком сложной, многоаспектной,чтобы можно было сразу организовать такой мониторинг, который позволил быобъективно судить о состоянии дел.
На разных уровняхобразования предпринимаются попытки создания системы педагогическогомониторинга, исследуются разные аспекты педагогического труда. Об огромноминтересе к этой проблеме свидетельствуют многочисленные монографии и статьи.Отсутствие определенности по некоторым вопросам, многообразие существующихточек зрения позволяют исследователю действовать в режиме поиска, инноваций.Этим определяется и цель многочисленных трудов и разработок ученых: обобщить исистематизировать имеющиеся подходы, на их основе выстроить теоретическуюмодель, которая может показать свою эффективность или неэффективность впроцессе апробации. Показателем эффективности действия модели должно стать повышениекачества образования. Однако это возможно только при условии совершенствованияпроцесса на основе собранной объективной информации. Таким образом, о повышениикачества образования можно говорить только тогда, когда результаты мониторингастанут основой для инновационной деятельности всех участников (субъектов)образовательного процесса.
В рамках мониторинга егосубъектами выступают все участники образовательного процесса. Степень ихучастия различна, но все они (и преподаватели, и студенты, и родители, иобщественность) получают информацию, анализируют ее. Например, социум получаетсведения об образовательном учреждении. На основании этой информацииформируется общественное мнение. Изучив его, студент вбирает это учреждение ит.д.
В свою очередь, каждыйсубъект образования выступает в качестве объекта для структур более сложногоуровня.
Объектами мониторингаявляются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристикивсех участников образовательного процесса, их потребности и отношение кобразовательному учреждению.
На уровне образовательнойпрограммы объектами мониторинга могут быть:
• процесс освоенияпрограммы, предмета;
• интеграционныепроцессы в обучении;
• процесс обновления,совершенствования, содержания, методик, технологий обучения, средств контроляусвоения учебного материала;
• качествообразовательного процесса и т.д.
Процессу внедренияразработанной системы педагогического мониторинга должны предшествоватьобсуждение и корректировка.
Мониторинг является однимиз важнейших средств, благодаря которому изменяется само информационноепространство, так как повышается оперативность, объективность и доступностьинформации. Поэтому цель мониторинга — оперативно выявлять все изменения,происходящие в сфере образования. Полученные объективные данные являютсяоснованием для принятия управленческих решений.
При организации системыпедагогического мониторинга могут возникать как объективные, так исубъективные трудности, препятствия. Необходимо учитывать: качествоиспользуемых методик, подготовленность специалистов, возможность совершенствованияих профессиональных умений. Об этих факторах нельзя забывать, более того, необходимоминимизировать негативные воздействия, учесть возможные проблемы.
Мониторинг какпедагогическая технология не только позволяет систематизировать информацию, нои может стать действенным механизмом материального поощрения эффективноработающих педагогов и служить основанием для повышения их квалификации.
Существующая на данныймомент некоторая неопределенность в плане оценки деятельности того или иногосубъекта образовательного процесса открывает больше возможности для обобщенияи инноваций. Еще больше возможностей предоставляет теория воспитания,поскольку понятие «воспитание» является многоаспектным, трудно поддающимсяколичественным измерениям. Аналогичным образом обстоит дело с понятием«компетенция». Трудность состоит в том, что нет целенаправленной системыдействий, методики работы. Принцип непрерывности образования предполагаетактивное участие учреждений среднего профессионального образования в этомпроцессе.
Несомненным достоинствомпредлагаемой модели педагогического мониторинга является ее универсальность,адаптированность к системе среднего профессионального образования, валидностьв условиях создания системы непрерывного образования. Простота в использовании,объективность получаемых сведений — необходимые условия мониторинга. Однаконельзя не учитывать региональных особенностей. Данный компонент должен статьодним из критериев оценки эффективности действующей модели. Экономическоеположение того или иного региона, требования, которые предъявляет кспециалисту общество, будут основаниями для подготовки выпускника и определенияполитики учебного заведения в области качества образования.
Решение проблемы качестваобразования зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагироватьобразовательные учреждения на изменения внешней среды, на потребностиобщества, социальный заказ, насколько эффективны и педагогически оправданны избранныеметоды и технологии, насколько объективной, независимой и систематической будетэкспертиза деятельности образовательного учреждения. Современная системаоценки качества образования — это еще один шаг на пути к вхождению России вобщеевропейское и общемировое образовательное пространство.
§ 2.Методология педагогического мониторинга
Обобщенной цельюпедагогического мониторинга является педагогическая информация, отражающаяего деятельностную сущность. Педагогической информацией считается информация,которая имеет диагностико-прогностический, личностно целесообразный,педагогически-коммуникативный, интегративный, социально-нормативнообусловленный характер и оказывает воспитательное влияние на субъектов наоснове актуализации личностных, групповых или организационных смыслов ихобразовательной деятельности.
Принципы мониторинга
Для того чтобы врезультате мониторинга была получена педагогическая информация, он долженпроводиться на основе следующей системы принципов:
ü диагностико-прогностической направленности;
ü личностной целесообразности;
ü педагогической коммуникативности;
ü информационной интегративности;
ü социально-нормативной обусловленности;
ü научности;
ü непрерывности;
ü целостности;
ü преемственности.
При этом необходимоподчеркнуть, что принципы диагностико-прогностической направленности,личностной целесообразности, педагогической коммуникативности, информационнойинтегративности, социально-нормативной обусловленности непосредственнообеспечивают реализацию педагогических функций информации. Принцип научностиотражает систему научных форм, методов и средств получения педагогическойинформации. На принципах непрерывности, целостности и преемственностинеобходимо разрабатывать технологию мониторинга.
Принципдиагностико-прогностической направленности предполагает, что в ходе педагогического мониторингадолжна быть получена информация, которая позволит не только узнать, распознатьи понять отслеживаемые процессы, но и создаст условия для самоанализа своейобразовательной деятельности всеми субъектами образовательного процесса.
Сам процесс полученияинформации в ходе педагогической диагностики должен соответствовать следующимтребованиям:
• требование научности,которое предполагает получение информации научными методами и закреплениеспособами фиксации научных фактов;
• требование валидности,обеспечивающее соответствие структуры и характера полученной информацииструктуре и характеру рассматриваемых педагогических проблем;
• требование этичностиинформации, защищающее человека от несанкционированного вторжения вличностную зону деятельности;
• требованиецелесообразности информации, предполагающее понимание системы педагогических иандрогогических целей образовательного процесса в вузе.
Основными показателямисамой педагогической диагностики должны быть тенденции изменения показателейизучаемых процессов. В этом случае получаемая в ходе диагностики информациябудет иметь прогностическое значение. Повышение прогностичности педагогическойинформации достигается за счет реализации следующих требований рассматриваемогопринципа — педагогическая информация должна:
• носитьнормативно-поисковый характер;
• способствовать развитиюпедагогической антиципации (предвосхищения) у всех участников образовательнойдеятельности;
• иметь опережающийхарактер педагогического влияния на процессы и явления образовательнойдействительности.
Эффект опережающеговлияния может возникнуть только в случае, если будут правильно определены иотражены в педагогической информации приоритеты и показатели идейного,социально-экономического и профессионального развития образовательных систем.
Принцип личностнойцелесообразности
Реализация требованийданного принципа должна обеспечить выполнение мотивационно-побудительнойфункции педагогической информации. При этом важно оптимально учитывать мотивывсех субъектов образовательной деятельности в вузе. В качестве критериевоптимальности может выступать степень соответствия мотивов студентов,профессорско-преподавательского и административно-хозяйственного составов вузатребованиям основных педагогических идей, лежащих в основе его деятельности.
Таким образом, первымтребованием данного принципа является определение мотивов субъектовобразовательной деятельности.
Следующее требованиеданного принципа заключается в необходимости обоснования педагогических идей,на которых основана образовательная деятельность.
Проведенная работа даствозможность определить систему оптимальных мотивов субъектов образовательнойдеятельности и актуализировать их в ходе педагогического мониторинга.
Принцип педагогическойкоммуникативности.
Данный принциппредполагает, что информация, получаемая в ходе педагогического мониторинга,должна являться условием для педагогического общения между субъектамиобразовательной деятельности. Целевые исследования педагогического общения какважнейшего компонента образовательной деятельности были проведены В.С.Грехневым, Г.Д. Дьяконовым, А.С. Золотняковой, К.М. Левитаном, А.А. Леонтьевым,А.В. Мудриком, В.В. Рыжовым, И.И. Рыдановой, И.В. Страховым, Р.М. Фатыховой,В.Д. Ширшовым и др. Теоретический анализ работ указанных авторов позволилопределить требования принципа педагогической коммуникативности. Педагогическаяинформация, получаемая в ходе мониторинга, должна:
• способствоватьдиалогическому типу общения между субъектами образовательной деятельности;
• быть понятна всемучастникам образовательной деятельности;
• создавать условия длясотрудничества;
• способствовать лучшему познаниюлюдьми друг друга.
Принцип информационнойинтегративности педагогического мониторинга.
Самой информации присущаинтегративная функция. Вместе с тем в настоящее время существует ряд факторов,существенно снижающих ее интегрирующую роль. Это, прежде всего, агрессивныйхарактер информационных потоков, различные возможности в доступностиинформации для субъектов, низкий уровень информационной культуры.
Таким образом, для того,чтобы обеспечивать интегративную функцию, педагогическая информация должнаносить неагрессивный характер и быть равнодоступной для всех участниковобразовательного процесса. Повышение информационной культуры субъектовобразовательной деятельности является важнейшим условием повышения уровнякультуры педагогического общения.
Принципсоциально-нормативной обусловленности.
Данный принциппредполагает, что педагогическая информация должна отражать уровень икачество реализации требований Государственных образовательных стандартов.
Методы разработкитехнологий педагогического мониторинга
К числу основных методов,которые можно эффективно использовать в процессе разработки технологийпедагогического мониторинга, относят следующие эмпирические и теоретическиеметоды:
• наблюдение,
• опрос (интервью,анкетирование),
• беседа,
• естественный идиагностический эксперименты,
• моделирование.
При этом они должныиспользоваться в квалиметрическом контексте, обеспечивающем необходимыйуровень валидности получаемых результатов.
Практика показывает, чтов ходе педагогического мониторинга характера взаимоотношений между субъектамиобразовательной деятельности в вузе наиболее целесообразен метод анкетногоопроса субъектов. Разработка анкет должна проводиться на основе шкалывзаимоотношений, а получение результатов — в ходе обработки матрицывзаимоотношений [6]. Отслеживание развития личности и групп необходимо осуществлять,используя нормативно-поисковые модели деятельности обучаемых, профессорско-преподавательскогосостава, административно-управленческого состава, курса и учебной группы [5].
Алгоритм педагогического мониторинга должен состоять из двух периодов.
Первый период — опытно-поисковый. Основной егоцелью является теоретическое обоснование, практическая реализация идоказательство педагогической значимости или эффективности основных мониторинговыхпроцедур. Опытно-поисковый компонент, как правило, включает следующие этапы:подготовительный, адаптационный, исходно-диагностический,содержательно-технологический, итогово-диагностический.
Второй период — конструктивно-организационный.Цель этого периода обеспечить реализацию педагогически значимых и эффективныхмониторинговых процедур в практике образовательной деятельности вуза. Онсостоит из следующих этапов:
• нормативного,
• организационного,
• научно-методического.
В ходе нормативного этапаразрабатываются положения и инструкции по реализации технологиипедагогического мониторинга в образовательном процессе.
Критерии эффективностимониторинга
В основу определенияуровня эффективности педагогического мониторинга мы положили результатысубъективно-рефлексивной оценки участниками мониторинга значимости получаемойинформации.
В качестве показателейэффективности принимают следующие требования принципов педагогическогомониторинга:
• информация этическивыдержана и не нарушает личностных прав индивида;
• информация способствуетконкретизации личностных и групповых целей образовательной деятельностииндивида;
• информация помогаетлучше оценивать уровень профессиональной подготовки и определять наиболееэффективные пути профессионального самосовершенствования индивида;
• информация мотивируетиндивида к повышению своего профессионального уровня и стимулирует личностноесаморазвитие;
• информация способствуетконструктивному диалогу между участниками образовательной деятельности;
• информация создаетусловия для рационального разрешения проблем, возникающих в моейпрофессиональной группе;
• благодаря получаемойинформации улучшается взаимопонимание между участниками образовательнойдеятельности;
• информация носит неагрессивный характер и в достаточной степени доступна индивиду;
• информацияспособствует повышению культуры общения;
• информация помогаетоценить качество реализации в образовательном процессе требованийГосударственного образовательного стандарта.
Таким образом,представленная методология педагогического мониторинга является теоретическойосновой разработки конкретных мониторинговых технологий. Уникальность каждойтехнологии будет определяться объектом и предметом педагогического мониторинга,формами, методами, приемами и средствами получения педагогической информации исубъектами, принимающими участие в педагогическом мониторинге.
§ 3. Педагогический мониторинг развития учебных групп
Основную значимость вмониторинге как педагогической технологии имеет его воспитательная сущность,оказывающая влияние или воздействие на субъекты образовательного процесса. Вмониторинге как средстве на первый план выходят показатели, по которымотслеживается состояние определенной образовательной системы, их критерии, атакже мониторинговый инструментарий и процесс получения результатов.
Мониторинг какпедагогическая технология рассматривается в исследованиях, концептуальнойосновой которых являются теоретические подходы к пониманию мониторинга А.С.Белкина. В последнее время выполнен целый ряд таких работ (В.М. Гончаренко,В.Д. Жаворонков, Л.П. Качалова, А.И. Куприна, Л.Д. Назарова, А.И. Севрук, С.Н.Силина, С.Л. Фоменко и др.).
Вместе с тем значительночаще мониторинг используется как средство получения информации для дальнейшейее реализации в ходе инновационной, управленческой и экспертной деятельности вобразовании. Э.Ф. Зеер и В.А. Веденников рассматривают мониторинг как одно изсредств организации информационной среды.
Мониторинг как средствоотслеживания показателей качества высшего образования развивается по следующимнаправлениям:
1. Мониторинг показателейкачества, выработанных в ходе научно-исследовательской деятельности инаправленных на решение конкретной образовательной проблемы или задачи. Какправило, такие показатели имеют локальный характер, и их значимостьопределяется количеством вузов, принимающих участие в исследовании.
2. Мониторинг показателейкачества, дающих возможность определить социальный и профессиональный статустого или иного образовательного учреждения.
3. Мониторингпоказателей качества при проведении государственного лицензирования иаккредитации высших учебных заведений.
В образовательнойдеятельности важнейшим фактором социального развития является педагогическаяинформация.
Под педагогическойинформацией понимается информация, оказывающая воспитательное влияние насубъекты на основе актуализации личностных, групповых или организационныхсмыслов их образовательной деятельности.
Для того чтобы в ходепедагогического мониторинга получить педагогическую информацию, мониторингдолжен основываться на системе следующих принципов:
• принципдиагностико-прогностической направленности;
• принцип личностнойцелесообразности;
• принцип педагогическойкоммуникативности;
• принцип информационнойинтегративности;
• принципсоциально-нормативной обусловленности;
• принцип научности;
• принцип непрерывности;
• принцип целостности ипреемственности.
Одним из объектовпедагогического мониторинга является процесс развития групповых субъектовобразовательной деятельности. К таким субъектам относят, прежде всего, учебныегруппы студентов.
Основная проблема впонимании специфики развития групповых субъектов образовательной деятельностизаключается в том, что теоретические аспекты понимания групповых феноменовдезинтегрированы. Это значительно снижает качество изучения процессов иделает возможным эклектическое заимствование определенных терминов итеоретических положений, что снижает научный уровень получаемых выводов.
Такое пониманиенеобходимо для выявления показателей деятельности групп, отслеживание которыхв процессе мониторинга позволит получать педагогическую информацию,оказывающую конструктивное влияние на характер и направленность развития групповыхсубъектов образовательного процесса.
Теорию групповыхпроцессов развивает социальная психология. Как система групповых процессов групповаядинамика включает в себя разнообразные изменения, происходящие в группе. Ктаким процессам могут быть отнесены: давление на одних участников группы, способствующееих согласию с мнением других участников (конформизму); исключение из группы иформирование ролей. Проблема описания групповых процессов включает вопросы,связанные с характером (формальная/неформальная) группы, ее особенностями,эффективностью групповой деятельности и факторами, ее обусловливающими, атакже проблемы лидерства.
Исследователи групповойдинамики выделяют несколько механизмов развития групповых процессов.
1. Разрешениевнутригрупповых противоречий.
Существует несколькотипов внутригрупповых противоречий, разрешение которых приводит к развитиюгруппы. Это противоречия:
• между возрастающимипотенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью;
• между растущимстремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и одновременноусиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру иинтеграции ее с группой.
2. «Идиосинкразическийкредит», который связан с проблемой соотношения уровня нормативного поведения(в более узком смысле — конформности) и величины статуса субъекта в группе.Такой «кредит» представляет своеобразное разрешение группы на отклоняющееся отгрупповых норм (девиантное) поведение. «Идиосинкразический кредит» являетсяодним из условий внедрения в жизнедеятельность группы элементов нового(инноваций).
3. «Психологическийобмен» — это один из механизмов групповой динамики. Разновидностьюпсихологического обмена является ценностный обмен. Участники группы могутобмениваться материальными и духовными ценностями. В качестве таких ценностеймогут выступать, например, поступки сотрудников, их личностные качества,существенные для продуктивности групповой деятельности и др. [20, с. 544].
Согласностратометрической теории А.З. Петровского, в коллективах наблюдаются следующиефеномены, которые являются следствием процессов групповой интеграции:
1. Коллективистическоесамоопределение — это избирательное реагирование на воздействие группы,принятие мнений, соответствующих групповым целям, и отклонение мнений,которые этим целям не соответствуют.
2. Сходствофункционально-ролевых ожиданий, которое проявляется как совпадение мнений идействий по поводу распределения ролей и характера поведения в соответствии сэтими ролями среди участников группы.
3. Ценностно-ориентационное единство — это сходство мнений, оценок, позицийчленов группы по поводу значимых для совместной деятельности событий, фактов,людей и т.п.
4. Действенная групповаяэмоциональная идентификация как феномен представляет собой эмоциональноепереживание, при котором переживания одного участника группы, вызванныенегативными факторами, даны как мотивы поведения для других участников.
5. Адекватностьвозложения и принятия ответственности за успехи и неудачи [20, с. 85].
Вместе с тем коллектив неявляется объективно существующим явлением, его наличие зависит от уровняразвития межличностных отношений в группе.
В основе различения форми уровней развития коллектива по А.В. Петровскому лежат два критерия: опосредованностьвнутригрупповых отношений цепями и содержанием совместной деятельности иобщественная значимость групповой деятельности и ее целей.
Необходимо отметить, чтосуществуют и другие уровневые подходы к определению динамики развития группы иколлектива (Ф.Д. Горбов, А.Г. Ковалев, В.И. Лебедев, Л.И. Уманский и др.) [7,10, 18]. Так, Л.И. Уманским выделено шесть уровней, каждый из которыхотличается психологической структурой, формирующей определенный тип социальнойгруппы:
• группа-конгломерат,
• номинальная группа,
• группа-ассоциация,
• группа-кооперация,
• автономная группа,
• коллектив.
Таким образом, коллективомможно называть только группу, достигшую высшего уровня развития входе совместной деятельности по достижению социально значимых целей на основеобщей системы ценностей. В этом случае коллектив будет являться одним издоминирующих факторов влияния на развитие личности обучаемого. Следовательно,теоретической основой педагогического понимания коллектива как определенногоуровня развития малой социальной группы должны являться социально-психологическиетеории изучения групповых феноменов.
Исходя из этого,моделирование деятельности учебной группы должно производиться с учетомхарактерных форм организаций и принципов их функционирования как социальныхусловий развития андрагогического взаимодействия.
Таким образом, пониманиеразвития групповых процессов в качестве объектов педагогического мониторингатребует интеграции социально-психологических, педагогических и управленческихзнаний. При этом социально-психологические теории выступают в качестве основыпри определении уровня развития группы, на основе педагогических знанийразрабатываются технологии образовательной деятельности, а теория организацийлежит в основе прогностических моделей деятельности структурных компонентов.
Педагогическаяинформация, полученная в результате мониторинга, позволит актуализироватьценностную систему деятельности группы, создать условия для развития личностив процессе группового взаимодействия и повысить уровень готовности обучающихсяк будущей профессиональной деятельности.
II.Глава. Педагогический мониторинг каксредство управления качеством образования
§ 1. Комплексный мониторинг: его составляющие
Комплексный мониторингобразовательного процесса структур образования, включает в себя:
• мониторингудовлетворенности выпускников качеством образования;
• мониторингудовлетворенности потребителей и заказчиков;
• мониторингудовлетворенности преподавателей работой над реализацией программ образования;
• мониторинг качествапрофессорско-преподавательского состава.
Кроме того, в составкомплексного мониторинга входит исследование мотивации слушателей и социальныхожиданий заказчиков при повышении квалификации, профессиональной переподготовке,получении второго высшего и дополнительного образования, а также оценкасистемы менеджмента качества по девяти критериям, аналогичным модели конкурсаМинобразования России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовкиспециалистов».
Необходимо отметить, чтокроме данных мониторинговых исследований оценка качества подготовки на образовательноммаршруте строится на самостоятельном всеобъемлющем и регулярном анализедеятельности в комплексе показателей по внешним и внутренним параметрам.
К внешним параметрамотносятся:
• информация онаправлениях повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров,реализуемых в образовательном учреждении или подразделении образования;
• прием, контингент ивыпуск слушателей, их распределение по формам и обучение;
• информация поисточникам финансирования образовательных программ;
• структурапрофессорско-преподавательского состава и их квалификационные характеристики;
• информационное инаучно-методическое обеспечение системы повышения квалификации ипереподготовки педагогических кадров;
• данные об учебнойуспешности слушателей;
• инновационный потенциалсистемы непрерывного педагогического образования;
• информация обиспользуемых современных технологиях обучения;
• используемыхэлектронных средствах обучения, оснащенность курсов электронными продуктамиобучения.
К внутренним параметрамотносятся:
• информация осформированности каждого из компонентов готовности к профессиональнойдеятельности (по уровню и объем соответственно) [9];
• информация об изменениипоказателей сформированности готовности по результатам обучения ( по уровню иобъему).
Источники информации попараметрам подразделяются на субъективные и объективные.
Таким образом, опираясьна данные комплексного мониторинга качества подготовки на образовательноммаршруте, оценку изменений показателей сформированности готовности кпрофессиональной деятельности по результатам обучения, на анализ полученныхрезультатов, и строится концептуальная модель управления качеством в сфередополнительного профессионального образования учебного заведения, планируетсяи реализуется контроль за качеством предоставляемых дополнительных образовательныхуслуг.
§ 2.Педагогический мониторинг — как управлять качеством образования
Учитель на основеполученной информации из мониторинга имеет возможность управлять процессом обучения,следующим образом:
1) анализироватьрезультаты тестирования всего класса и отдельного ученика. Имея абсолютныйрезультат тестирования, принять оптимальное методическое решение по конкретномуученику, группе учащихся или всему классу;
2) результатытестирования по содержанию в целом позволяют учителю сделать вывод онеобходимости организации повторения той или иной структурной единицы(конкретной структурной единицы, а не параграфа в целом) для достижениямаксимальной результативности уровня обученности;
3) учитель можетпроследить динамику обученности ребенка по предмету и своевременно сделатьвывод о соответствии уровня тестирования возможностям ученика в данный момент.
Таким образом,соотнесение потенциальных возможностей ребенка и реально показываемыхрезультатов позволяет оценить эффективность работы учителя с ребенком(соотношение целей и результатов как показатель качества обучения).
Кафедрам и МО важен впервую очередь результат мониторинга по содержанию. Они получают полнуюинформацию об усвоении каждой структурной единицы. На основе таких данных изгода в год выявляются некоторые структурные единицы, которые вызываютзатруднения у учащихся, что позволяет разрабатывать методические рекомендациипо преодолению этих трудностей.
Администрации школысистема педагогического мониторинга позволяет отслеживать уровень обученностиучащихся по предметам, выявлять динамику, оценивать качество преподаванияконкретным учителем своих предметов, активизировать методическую работупедагогов по актуальным проблемам содержания образования, контролироватьоптимальность учебного плана и на основе данных педагогического мониторингаосуществлять его корректировку.
Объективная, валидная,дифференцированная система контроля, осуществляемая на протяжении всех летобучения гарантирует высокие результаты освоения знаний, умений и навыков.
Заключение
Итак, можно сказать, чтов настоящее время мониторинг используется в педагогической науке и практике вдвух аспектах. Во-первых, как педагогическая технология образовательногопроцесса, способствующая решению актуальных образовательных задач. Во-вторых,как средство получения информации в процессе проведения научных исследований илиуправленческого контроля.
Подводя итог значениювышеперечисленных принципов, следует подчеркнуть, что они составляютспецифическую основу мониторингового анализа, костяк его концептуальногоаппарата. Выступая руководящей идеей, основным правилом исследовательскойдеятельности, эти принципы задают общую ориентацию исследования, позволяя нетолько собирать, обрабатывать и анализировать интересующую информацию, но иоценивать ее, корректировать дальнейшую работу, что и составляет в конечномитоге сущность педагогического мониторинга.
Владение методом педагогическогомониторинга является одним из слагаемых овладения методологическойпедагогической культурой, а также формирования конструктивно-деятельностной позициипедагога-исследователя, значение которой возрастает при переходе отрецептивно-отражательного к конструктивно-деятельностному подходу в научной иобразовательной деятельности на современном этапе развития педагогическойнауки и практики. Все это в свою очередь является непременным условиемпрофессионального самоопределения каждого педагога. Условием того, что, ставносителем такой культуры, и стоя на такой платформе, преподаватель сможет нетолько концептуально осмысливать свою деятельность, но и самостоятельносоздавать технологии обучения, отвечающие современным целям подготовкибудущего учителя.
Данный мониторингсамостоятельной работы может применяться практически во всех сферах жизни.Учитывая все вышеизложенное, можно сделать вывод, что используя компьютерныеинформационные технологии и соответствующее программное обеспечение, можноосуществлять более тесный и глубокий контроль выполнения самостоятельной работыне только на выходе, но и на всех текущих этапах работы. Это даст подробную иболее полную информацию, позволяющую увеличить степень объективности оцениванияЗУНов.
Списокиспользованной литературы:
1. Бардовский Г.А. Управлениекачеством образовательного процесса / Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю.Трапицин.- СПб.- 2001.
2. Большаков А.С.,Михайлов В.И. Современный менеджмент: теория и практика. — СПб.: Питер.- 2000.
3. Бурлачук Л.Ф.Психодиагностика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер.-2006.
4. Горб В.Г.Педагогический мониторинг в вузе: методология, теория, технологии. — Екатеринбург:Изд-во Урал, ун-та, 2003. — 387 с.
5. Горб В.Г.Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения егоуровня и результатов // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2000. — № 5. — 33—37с.
6. Горб В.Г.Технологические аспекты педагогического мониторинга взаимоотношений субъектовобразовательной деятельности в вузе // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2003. — № 2. — 46-52 с.
7. Горбов Ф.Д.Лебедев В.И. Психоневрологические аспекты труда операторов. — М.- 1975.
8. Денисов А.А.Современные проблемы системного анализа: Информационные основы. — СПб.:СПбГПУ.- 2003.- 276 с.
9. Казакова Н.Е.Оценка качества подготовки учителя в системе непрерывного образования / Н.Е.Казакова, И.А. Валеева // Современные диагностические и оценочные средства дляаттестации качества образования и применение компьютерно-информационныхтехнологий. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовкиспециалистов.- 2006.
10. Ковалев А.Г.Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. — М.- 1975.
11. Кузьмина Н.В. Акмеологическаятеория повышения качества подготовки специалистов образования / Н.В. Кузьмина.— М.- 2000.
12. Макаренко А.С.Воспитание гражданина / Сост. Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. — М.: Просвещение.-1988.- 172 с.
13. Могилевский В.Д.Методология систем: вербальный подход. — М.: Экономика.- 1999. —251 с.
14. Моисеев Н.Н.Элементы теории оптимальных систем. — М.: Наука.-1974. —528 с.
15. Новиков А.М.Методология образования. — М.: Эгвест.- 2002. —320 с.
16. Новыйиллюстрированный энциклопедический словарь / В.И. Бородулин, А.П. Горкин,А.А. Гусев, Н.М. Ланда и др. —М.: Большая Российская энциклопедия.- 1998.
17. Нуждин В.Н.Стратегия и тактика управления качеством образования / В.Н. Нуждин, Г.Г.Кадамцев [и др.]. — Иваново.- 2003.
18. Умайский Л.И.Психология организаторской деятельности школьников. — М.- 1980.
19. Чижов Н. Опреподавании законоведения в средних учебных заведениях Министерства народногопросвещения / Н. Чижов // Журнал Министерства народного просвещения. — 1906. —Ч. 5. -Октябрь.- 59-75 с.
20. Шевандрин Н.И.Социальная психология в образовании: 4.1. Концептуальные и прикладные основысоциальной психологии. -М.: Владос.- 1995.
21. Якунин В.А.Педагогическая психология. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А.: Изд-во «Полиус».-1998.