Федеральное агентствопо образованию
ГОУ ВПО
Соликамскийгосударственный педагогический институт
Кафедра педагогикии частных методик
Педагогическийсовет как форма реализации принципа сочетания единоначалия и коллегиальности вуправлении ДОУ
Выполнила:
студентка 5 курса
факультета заочного образования
по специальности:
Дошкольная педагогика и психология (1-6)
Афанасьева Ксения Сергеевна
Проверила:
кпн, доцент кафедры
педагогики и частных методик
Гилева Анжела Валентиновна
Соликамск,2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I. Педсовет как форма реализациипринципа сочетания единоначалия и коллегиальности в управлении ДОУ
1.1. Функция, структура педсовета
1.2. Итоговый педсовет
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
По словам СедельниковаА.А., в тексте п.2 ст.3-й Закона принципа единоначалия и принципасамоуправления противопоставлены и фактически реализуются как два противоположных,но взаимодополняющих принципа в управлении образовательным учреждением –единоначалие и коллегиальность.
В управлении дошкольнымобразовательным учреждением единоначалие и коллегиальность выступают какпротивоположности единого процесса. Наиболее важные вопросы жизни идеятельности коллектива рассматриваются на коллегиальном уровне. В управленииДОУ соотнесение единоначалие и коллегиальность проявляются в решении вопросовна совете педагогов, т.е. на педсовете.
По словам Мотуренко Н.В.,педагогический совет – это бытие, в котором существует образовательноеучреждение, формируется по парадигме, складываются, реализовываются здоровыепедагогические амбиции, где совершается таинство решения неразрешимых проблем.
ПЕДСОВЕТ КАК ФОРМАРЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА СОЧЕТАНИЯ ЕДИНОНАЧАЛИЯ И КОЛЛЕГИАЛЬНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ ДОУ
По словам ЗемлянскойЕ.Н., педагогический совет образовательного учреждения сегодня – этопрофессиональное объединение, постоянно действующий орган, в компетенциикоторого находится рассмотрение основных вопросов учебно-воспитательной работыобразовательных учреждений (3,55).По ее признанию, именно на педсоветевырабатываются решения по важнейшим вопросам жизни образовательного учреждения,определяются и проясняются стратегические цели, подводятся итоги работыобразовательного учреждения и его отдельных подсистем (3,55).
По словам Голицыной Н.С.,педсовет – орган коллегиального самоуправления дошкольным учреждением, решениякоторого обязательны для всех и имеют силу закона в дошкольном учреждении; егодеятельность определяется статьей 35 Федерального закона «О внесении измененийи дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании» (1,41).
По словам Голицыной Н.С.,Совет педагогов определяет направление образовательной деятельности, отбирает иутверждает образовательные программы для использования в ДОУ, обсуждаетсодержание, формы и методы образовательного процесса, планированиеобразовательной деятельности, организует выявление, обобщение, распространениеи внедрение педагогического опыта (1,41).
Поздняк Л.В., Лящико И.Н.выделяют следующие функции Совета педагогов:
- Определение направления образовательнойдеятельности ДОУ
- Отбор и утверждение образовательныхпрограмм – для использования в ДОУ
- Обсуждение вопросов содержания, форми методов образовательного процесса, планирования образовательной деятельностиДОУ
- Рассмотрение вопросов повышения квалификациипедагогических кадров
- Организация выявления, обобщения,распространения и внедрения педагогического опыта
- Рассмотрение вопросов организациидополнительным услуг родителям
- Заслушивание отчетов заведующего осоздании условий для реализации общеобразовательных программ.
В компетенции Советапедагогов по Уставу МУ ДОУ общеразвивающего вида:
- определение стратегиивоспитательно-образовательного процесса
— выбор и анализ программвоспитания и обучения детей, разработка и внедрение авторских программ;
— рассмотрение иутверждение методических направлений работы, а также всех вопросов содержания,методов, форм воспитательно-общеобразовательного процесса
-организация дополнительныхуслуг
-рассмотрение вопросовповышения квалификации и переподготовки кадров, составление типовогородительского договора.
По Уставу заседанияСовета педагогов созываются по мере необходимости, не реже одного раза вквартал; решение Совета педагогов принимаются открытым голосованием.
Решение Совета педагоговявляются правомочными, если на его заседании присутствовало не менее двухтретей составляющей из них проголосовало не менее двух третей присутствующих.
Решение Совета педагогов,принятые в пределах его полномочий, являются обязательными для администрации ивсех членов трудового коллектива Учреждения Заседания Совета правомочны, еслине противоречат законодательству.
План подготовки кпедсовету сообщается педагогам заранее, не позднее чем за 2 месяца до егопроведения. Он включает ряд мероприятий:
- Проведение открытых просмотров
- Консультации по теме педсовета (онимогут быть проведены заранее, возможно, даже в предыдущем учебном году, чтобудет означать опережающий характер оказания помощи).
- Составление тематических каталоговлитературы и методических материалов, с которыми должны ознакомиться педагоги впроцессе подготовки к педсовету.
- Самоанализ работы по проблеме споследующей беседой с методистом.
- Подготовка проекта решений педсовета.
Планируя педсовет,необходимо предусмотреть активное участие всех возрастных групп и всехпедагогов, например – план педсовета по теме «Воспитание пешехода» (смотриПриложение №1).
Председатель педсоветаможет быть избран любой педагог ДОУ, но чаще всего это заведующие или методист.Как и секретарь Совета, он избирается на срок, указанный в уставе ДОУ, но немене чем на 1 год.
Как правило, заседанияначинаются с анализа решений предыдущего педсовета. Это может сделать ируководитель, и методист детского сада, и опытный педагог, которому этопоручается.
Затем предполагаетсявступительное слово председателю Совета, в котором он освещает:
- Актуальность обсуждаемой проблемывообще и для данного дошкольного учреждения в частности;
- Основные направления работы по еереализации и что сделано в ДОУ в плане совершенствования этой работы в течениетекущего или прошлого года, в том числе при подготовке к данному педсовету;
- Если имеется нормативный документ поданному вопросу дается краткий анализ его реализации.
Далее предлагаютсяповестка дня, регламент работы и заслуживается первое выступление всоответствие с повесткой дня (обычно это итоги тематической проверки. Затемидет обсуждение результатов изучения, в процессе которого педагоги должныответить почему не выполняется Программа (не сформированы навыки), причины (чтомешает), что нужно сделать, чтобы ликвидировать недостатки.
После этого заслушиваютсядругие выступления по данной проблеме (отчеты, опыт работы, результатывзаимопосещений и т.д. – смотри Приложение № 1). Каждому выступающему могутбыть заданы вопросы председателем или участниками педсовета.
В заключении по данномувопросу предлагается проект решения, который обсуждается, дополняется иутверждаются голосованием. Все пункты решения должны быть конкретными и иметьреальные сроки выполнения. Конкретные пункты разрабатываются на основе анализапричин недостатков и могут быть направлены на:
- Созданиенеобходимых условий;
- Оказаниеметодической помощи;
- Создание системыработы(если работа ведется хаотично);
- Усиление контроля(если работа ведется недобросовестно);
- Создание, обобщениеили внедрение опыта.
После основного вопросааналогичным образом обсуждаются дополнительные вопросы, внесенные в повесткудня, и по ним также принимаются решения.
Заключительное словопринадлежит председателю педсовета. Он еще раз подводит итоги проделанной порешению проблемы работы и итоги проведения педсовета (оценка его подготовки,персонального участия педагогов). Целесообразно еще раз заострить внимание всехпедагогов на недостатках и перспективах в работе по проблеме, научить коллективна совершенствование деятельности всего учреждения.
Примерная структуразаседания педсовета выглядит следующим образом(5,212):
1. Председатель определяетпроблему, предлагает другим высказываться;
2. Отчет обисполнении решений, принятых на предыдущем заседании;
3. Доклад обосновной проблеме, выдвинутой на заседании, программы, годовой отчет, отчет попередовому педагогическому опыту;
4. Знакомство снормативными документами, рекомендациями и др.
5. Обсуждение иутверждение решений;
6. Сообщениеосновных вопросов следующего заседания (утверждение докладчиков, выступленийучастников, даты и др.)
7. Голицына Н.С.приводит следующую документацию педсовета (1,44):
1. Итогитематической проверки могут быть отражены в справке, блоксхемах, графиках,которые используют в своих выступлениях руководитель или методист.
2. Выступлениепедагогов с отчетами фиксируются в протоколе педсоветов. Отдельных письменныхотчетов может не быть, в зависимости от желания выступающего с отчетом.
3. Выступление изопыта работы лучше оформить в письменном виде, если этот опыт глубокий, зрелый,интересный для внедрения.
4. Протоколыпедсоветов ведутся в пронумерованной, прошнурованной тетради, подписаннойруководителем ДОУ (смотри Приложение №2). В протоколе достаточно подробнофиксируется все, что говорилось на педсовете, так как впоследствии что-то можетбыть опротестовано или потребоваться для разрешения возможных конфликтныхситуаций. Каждый год нумерация протоколов начинается с первого номера.
Заместитель заведующегопо ВМР организует в методическом кабинете выставки:
1. Тематикапедсовета, повестка дня, дата,
2. План подготовки кпедсовету.
3. Выставка новиноклитературы по обсуждаемому вопросу.
4. Выставка другогонаглядного материала (нового или сделанного педагогами).
5. Тематический каталог.
6. Предложениепедагогам изучить литературу, проанализировать свою работу, план и т.д.
7. Вопросники дляанализа.
Параметры оценкипедсовета Л.В.Поздняк, И.Н.Лященко (5,212):
1. Актуальностьтемы.
2. Связь междузадачами года и темами Советов в течение всего года.
3. ПодготовкаСовета.
4. Содержаниеосновного выступления.
5. Содержаниевыступлений воспитателей.
6. Отношениепедагогов к обсуждаемым проблемам (внимание, реплики, вопросы).
7. Заключительноеслово руководителя.
8. Конкретностьпринятых решений.
Таким образом, педсовет –это бытие, в котором формируется парадигма ДОУ, складывается коллектив, пишетсяпедагогическая поэма, по словам Матуренко Н.В. (4,33) реализуются здоровыепедагогические амбиции, совершается решение неразрешимых проблем, но при одномусловии: каждый приходящий на Совет знает, зачем он там, и готов экспромтомили запрограммировано презентовать свою точку зрения, принимать решение и братьна себя ответственность.
Педсовет позволяетмаксимально плодотворно проявлять всем членам педколлектива участие в решениипроблем воспитательно-образовательного процесса ДОУ и максимально демократичноглубоко и целенаправленно задавать руководителю ДОУ направление для развития,совершенствования работы всего коллектива. Как сказано в Уставе МУ ДОУобщеразвивающего вида, управление учреждением осуществляется в соответствии сположением о ДОУ, его уставом на принципах демократичности, открытости,приоритета общечеловеческих ценностей, охраны здоровья и жизни детей,свободного развития личности; управление учреждением осуществляется на основесочетания принципов самоуправления и единоначалия (8,3). И именнопредназначение и организация педсовета, вырабатываемые им решения наиболеекорректно и незаменимо отвечает этим требованиям, их реализации на практике.
В конце учебного года, наитоговом педсовете проводится обсуждение (страница 41-42). В результате должнобыть спланировано 4-5 педсоветов.
Модель итоговогозаседания Совета педагогов:
1. При анализеитогов работы педколлектива задается общая мыслительная деятельность,индивидуальная и групповая рефлексия для того, чтобы осознать самого себя:
— кто мы?
— куда идем?
-где сейчас находимся?
2. Модель предполагает выявлениенедостатков работы ДОУ с тем, чтобы активизировать коллектив, вызвать у людей чувствонеудовлетворения собой. Такое состояние дает толчок к развитию.
3. Итоговый педсовет прежде всего должен«высвечивать» достижения тех воспитателей, творческие поиски которых совпадаютс тенденциями прогрессивной практики.
4. Эффективному обсуждению итогов годаспособствуют следующие вопросы, предложенные Л.В.Поздняк, И.Н.
Лященко:
1. Дляиндивидуальных выступлений каждого члена Совета:
- Как вы оцениваетесвою работу за минувший год?
- Как часто вы былиудовлетворены своей работой?
- Что вас больше всегоогорчало?
- Что на вашвзгляд, успешно работало на:
- Физическоеразвитие и укрепление здоровья детей;
- Развитиекогнитивных способностей;
- Усвоениенравственно-этических норм;
- Развитиетворческих способностей детей?
- Какиедидактические новшества вы освоили в минувшем году?
- Над чем высобираетесь работать в следующем оду?
2. Для общественного обсуждения:
- В чем позитивныемоменты работы дошкольного учреждения?
- В чем негативныемоменты работы? Как их изжить?
- Как вы оцениваетеработу администрации в минувшем году?
Обращаясь к вопросу онетрадиционных формах организации педсоветов, Голицына Н.С. говорит, чтоиспользование нетрадиционных методов проведения педсовета - не самоцель;применяя нетрадиционные методы активизации воспитателей, нельзя забывать, чтоосновная цель педсовета обсуждение состояния работы и путей еесовершенствования, поэтому использование нетрадиционных методов проведениядопустимо лишь фрагментарно и должно быть подчинено именно этой основной цели.
I. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Все важные вопросы жизнии деятельности коллектива рассматриваются на коллегиальном уровне – в ходезаседаний Совета педагогов, назначением которых является определениенаправлений образовательной деятельности ДОУ, обсуждение вопросов содержания,форм и методов образовательного процесса, планирование образовательнойдеятельности ДОУ, максимально выражающее принцип коллегиальности. Принципединоначалия, реализуемый в распоряжениях руководителя ДОУ находит своевыражение в сочетании с коллегиальностью путем деятельности руководителя приведении педсовета, предложения проекта решения, который обсуждается,дополняется и утверждается голосованием.
Любые вопросы, касающиесянаправления образовательной деятельности, организациивоспитательно-образовательного процесса, должны быть предметом анализа иколлегиального обсуждения на заседаниях Совета педагогов. Необходимопредусматривать педсоветы по каждой из взятых годовых задач, на итоговом жепедсовете обсуждаются итоги тематической проверки, отчеты о выполненииПрограммы по отдельным аспектам проблемы, обсуждается опыт работы по основномувопросу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. ГолицынаН.С.Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ — М: «Скрипторий2003», 2008 – 104 с.
2. ГутороваЛ.М., Федосеева Е.Г. Планирование педсоветов на учебный год.//Завуч,2006 № 5,с.20
3. ЗемлянскаяЕ.Н.Методическая разработка педсоветов в форме деловой игры.//Завуч, 2007 ,№ 1,с.21
4. МатуренкоН.З.Аналитическая справка по итогам самообследования деятельностишколы.//Завуч,2007 ,3 2, с.33
5. ПозднякЛ.В., Лященко И.Н.Управление дошкольным образованием – М.:»Академия», 2001 – 432с.
6. Практикум работыв школе//Управление ДОУ,2007, № 3 – с.4
7. Седельников А.А.Управляющийи попечительский совет школы.//Справочник руководителя образовательногоучреждения, 2006, № 8 - с.11
8. Устав МУ ДОУобщеразвивающего вида.
ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИИНСПЕКТОРСКОЙ ПРАКТИКИ
I. Знакомство с ДОУ.
1.1.Знакомство синформационной справкой заведующего МУ ДОУ «Детский сад № 52» находится втиповом здании, функционирует с 1961 года.Адрес: 618415, г.Березники, Пермская область, Перекопский переулок
Количество групп:
Младшая группа – 1 ( )
Средняя группа – 1 ( )
Старшая группа – 1 ( )
Общее количество детей –
Длительность пребываниядетей в учреждении – 12 часов (с 7 до 19 часов).
Педколлектив состоит из 8человек, средний возраст которых – 35 лет. Среднее специальное образованиеимеют 7 человек, 1 человек – высшее профессиональное образование. В данное времяповышает свой образовательный уровень заместитель заведующего по ВМР.
· Изучениеорганизационной структуры ДОУ, кадрового обеспечения.
· ДОУукомплектовано на 80 %, штатное расписание включает узких специалистов:музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре.
· Из 100 %педработников 87,5% имеют среднее специальное образование (7 человек), 12,5 % — высшее. Обобщенный опыт работы этих воспитателей представлен в методическомкабинете и защищен на педсоветах.
Более 15 летпедагогического стажа имеют 6 педагогов до 5 лет. Ежегодно повышают свойпрофессиональный уровень. Осваивают педтехнологии и программы.
Критерии организациидеятельности ДОУ.
Руководствоосуществляется в соответствии с должностной инструкцией.
В ДОУ соблюдаетсяисполнительная и финансовая дисциплина
Имеется номенкулатурадел;
- Регистрируетсявходящая и исходящая документация;
- Осуществлетсяработа по изучению и реализации нормативных документов;
- Распределеныобязанности между руководителями;
- Обеспеченоцелевое расходование средств, предумостренных сметой;
- Имеются данные опоследней инвентаризации материальных ценностей.
В ДОУ имеетсянормативно-правовая документация, регулирующая деятельность и образовательный процесс:
- Устав ДОУ,
- Договор сучредителем,
- Договоры междуродителями и ДОУ,
- Документацияведется в соответствие с Перечнем документации ДОУ.
В ДОУ соблюдаютсяправила по охране труда, по обеспечению безопасности жизнедеятельностивоспитанников и сотрудников.
В ДОУ соблюдаютсяправила безопасности.
Общее санитарно-гигиеническоесостояние ДОУ (питьевой, световой, тепловой, воздушный режимы) соответствуюттребованиям Госсанэпиднадзора.
В ДОУ наблюдаютсясоциальные гарантии участников образовательного процесса:
· Созданы условиядля организации питания и медицинского обслуживания;
· Реализуютсявозможности участия в управлении образовательным учреждением всех участниковобразовательного процесса;
· Своевременновыплачивается заработная плата.
В ДОУ используютсясовременные формы финансирования:
- Привлекаютсяцелевые спонсорные взносы и внебюджетные средства;
- Используютсяразличные формы экономической стимуляции труда.
1.3.Ознакомление снормативно-правовой базой.
1.4.Анализобразовательных программ, ценного педагогического опыта.
Воспитательно-образовательныйпроцесс осуществляется в соответствии с «Программой воспитания и обучения вдетском саду» под редакцией М.А.Васильевой (младшая и средняя группы),комплексной программой Дороновой Т.Н. «Радуга» (старшая и подготовительныегруппы).
Используется системаавторских программ и педтехнологий). Во второй младшей группе используетсярегиональный план-программа по краеведению Ахметовой Н.Н. «Люби и знай свойкрай». В средней, старшей и подготовительной группах используются программаЛ.В.Ворошниной «Развитие речи детей дошкольного возраста», программаС.Н.Николаевой «Юный эколог», технология Е.М.Фадеевой «Учимся математике».
Функционируют кружки«Почемучка», «Здоровейка», «В гостях у Тотошки» (театральная деятельность),платная образовательная группа – кружок обучения танцам.
Используютсясовременные формы организации образовательного процесса:
- Проводятсяинтегрированные занятия на основе взаимодействия специалистов;
- Занятия с детьмипо подгруппам;
- Группы детей посостоянию здоровья, психического развития;
- Основные занятиясочетаются с кружковой деятельностью.
1.5.Знакомство сматериально-техническими и социальными условиями воспитания детей в ДОУ.
1.6.Изучениевзаимодействия общественного и семейного воспитания.
Педагоги ДОУорганизуют работу с учетом их знаний; образования, запросов: совместныемероприятия «Выходной день – вместе», участие в выставках прикладноготворчества, творческие отчеты, практические занятия «Дни открытых дверей»,собрания-консультации, наглядная пропаганда, совместные праздники, анкетирование,изучение семейного опыта, недели здоровья, спортивные праздники, совместныепоходы с родителями летом и на лыжах зимой.
По желанию родителейдети направляются на оздоровление в летний загородный санаторий «Росинка».
Средства информациидля родителей:
- Оформляютсяспециальные стенды;
- Проводятсятематические выставки;
- Выставки детскихрисунков.
- Осуществляетсявзаимодействие с другими учреждениями образования и культуры, со школами № 1 и№ 4 в соответствии с планом преемственности, с краеведческим музеем,Драмтеатром, Дворцом творчества юных, бассейном «Золотая рыбка», ГИБДД, детскойбольницей, музыкальной школой.
Систематическиорганизуется показ детей в ДОУ спектаклей, цирковых представлений, выступленийартистов Пермской филармонии, концертов детской музыкальной студии.
Проводится работа поорганизации платных услуг.
1.7. Наблюдение и анализконтрольно-учетных занятий (итоговых по различным направлениям работы вразновозрастных группах).
II. Выступление наитоговом педсовете.
III. Проведениеконсультации, оформление материалов для методического кабинета.