Глава 1. Понятия и признаки государства. Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и местогосударства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система.
Государство выделилось из общества на определенной ступени его зрелости. Общество – мать государства, соответственно государство – продукт общественного развития. Государство проявляет заботу об обществе либо напротив, паразитирует или сокрушает общественный механизм. По мере того, как общество переходит в своем поступательном развитии от одной формации к другой, от низшей ступени к высшей, меняется и государство, оно также становится более совершенным, более цивилизованным1.
С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немало последователей в разное время и в разных странах – основатель нормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ
П. Струве и т.д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»2. Энгельсом в работе «Происхождения семьи, частной собственности и государства»3, написанной с учетом
громадного исторического материала, где показано, как государство появилось, какие основные этапы прошло в своем развитии и чем стало теперь. Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка, усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена. В буржуазную эпоху широкое распространение получила определение государства как совокупность людей,
территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство4. «Под именем государства писал Г. Ф. Шершеневич понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти»5. Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты государства, послужило поводом для различных
упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие – с обществом, третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть. В. И. Ленин критиковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть во всяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тут не было»6.
Не согласны с приведенным понятием и историки психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода утверждал Ф. Ф. Кокошкин а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними»7. Однако «форма общежития», форма организации общества – тоже лишь один из признаков, но не вся государство. Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще.
М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща тем союзам, которые называют «политическими», то есть в наши дни – государствам и союзам, которые исторически предшествовали современному государству»8.
Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение»9. Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому ««государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса
другим»10. В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство – это есть машина для поддержания господства одного класса над другим»11. Обе формулировки были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушением общества.
Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка. В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющий специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными
для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая формулировка: государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение,
гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. Приведенное определение отражает общее понятия государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство призвано всесторонне гарантировать права
и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе. Понятие государства, его характеристика конкретизируется при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Иными словами, «анализ признаков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-политического института»12.
Каковы же эти признаки? Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенно территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организовнном обществе кровно-родственный принцип организаций населения потерял свое значение. На смену пришел принцип его территориальной организации.
Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт – подданство или гражданство. С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран.
А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают. От негосударственных организаций государство отличается тем, что олицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяют в свих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам. Публичная власть. Публичной она называется потому, что, не совпадает с обществом, выступает от его имени, от имени всего
народа. Власть существовала и в догосударственном обществе, но это было непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалось им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения.
Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию. Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, которое обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних
веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая это колония или доминион. Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости. Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:
1) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны; 2) ее прерогативы; 3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается. Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела. В Советском Союзе и бывших социалистических государствах государственная власть
не была верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило в жизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящей партии. Все это ослабляло государственную власть, стало одной из причин глубокого кризиса общества и государства. Неразрывная связь государства и права. Без прав государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными,
т.е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство. В учебнике «Общая теория права и государства» предлагается следующее определение государства — это «особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом
принуждения, выражающая волю и интересы господствующего класса или всего народа»13 Государство – это сложное социальное образование, которое можно познать путём абстракции. Ему присущи следующие признаки. • Аппарат управления. • Система права. • Суверенитет. • Гражданство. • Легальные принуждения (суд, охрана правопорядка). • Налоговые сборы. • Территория и границы. •Политическая деятельность. •
Нормирование жизни общества. • Собственная денежная система. • Государственные символы. • Собственная экономика. • Вооружённые силы • Публичная власть. Термин « власть» означает способность влиять внужном направлении, подчинять своей воле, навязывать её подвластным, осуществлять над ними господство. Такие отношения устанавливаются между населением и особой когортой / слоем / людей, которая им управляет.
Иначе их называют чиновниками, бюрократией, управленцами, политической элитой и т.п. Власть политической элиты имеет институализированный характер, т.е. осуществляется посредством органов и учреждений, объединённых в единую иерархическую систему. Механизм государства, являющийся материальным выражением государственной власти, позволяет обеспечить нормальную жизнедеятельность общества. К важнейшим его состовляющим относятся судебные, законодательные
и исполнительные ораны. Иституции / от лат.institutio - наставление / термин , используемый как форма слова «институт » для обозначения количества органов или учреждений./1/ Государство вследствии своей институализированности обладает относительной стабильности. Правители меняются , а государственные учреждения остаются,за исключением случаев уничтожения государства в результате войны Заключение. Выявление и анализ повторяющихся, т.е. закономерных, связей, определяющих
ход развития государства, позволяют и увидеть настоящее, и заглянуть в будущее данного феномена. Государству как относительно самостоятельному явлению присущи собственные закономерности развития. Однако главные импульсы к движению вперед оно получает от взаимодействия с динамично развивающимся обществом. Однако из основных закономерностей эволюции государства заключается в том, что по мере совершенствования цивилизации и развитие демократии оно превращается из примитивного, «варварского» образования принудительно-
репрессивного характера в политическую организацию общества, где активно функционирует весь комплекс институтов государства в соответствии с принципом разделения властей. Демократически развивающееся общество нуждается в том, чтобы его разносторонние объективные потребности были в центре внимания государства, оно стимулирует развертывание общесоциальных функций государства. Пожалуй, здесь исток новой закономерности развития современного государства – возрастание его роли
в жизни общества. Названная закономерность появилась в полной мере во второй половине 20 в. Государство стало распространять свою организующую и направляющую деятельность на экономическую, социальную и культурную сферы жизни общества через вновь создаваемые учреждения и органы – министерства экономики, труда, культуры, образования и др. В этой связи небесспорно мнение С. С. Алексеева о том, что в «развитие государства может быть отмечен и ряд других тенденций: «уход»
государства от экономически, все большее его отдаление от хозяйственной жизни, от выполнения функций собственника»14. Практика показала , что именно сегодня в силу многих причин государство «пришло» в экономику и тем самым стабилизировало экономическую жизнь, оградило ее от экономических потрясений во многих странах мира. Поэтому высказывание С. С. Алексеева может быть применимо только в нашей стране, где разгосударствление общества, его экономики привело, к сожалению, к умалению, минимизации роли государства
во всех сферах жизни, в том числе экономической. Вследствие этого наше общество оказалось отброшенным на несколько десятилетий назад. Под воздействием научно-технической революции и начавшегося процесса мировой интеграции, создания мирового рынка в развитие государства появилось новая закономерность – сближение различных государств, их взаимообогащение в результате взаимодействия. Так, в свое время западные государства в той или иной мере восприняли от социалистических государств
социальную направленность их деятельности, планирование. Сегодня Россия учится у западных государств разделению властей, парламентской культуре, строительству правового государства. Под влиянием данной закономерности уходят в прошлое острая конфронтация, идеологическая война, недоверие и подозрительность. Правда, названные закономерности представляют собой общие тенденции, главные линии эволюции государств нашей планеты. Развитие конкретного государства нередко бывает весьма
противоречивым. Зигзаги, повороты назад, непредсказуемые шарахания из крайности в крайность, особенно когда государственная власть используется в личных, групповых, клановых интересах, подчиняются узкопартийным целям и задачам, иной раз делают это развитие весьма противоречивым. Глава 2. Политическая власть В современном обществе власть существует в конкретных видах, которые, в свою очередь, подразделяются на определенные формы и разновидности.
Основным видом, является политическая власть. «Политическая власть — способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.»15 Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику.
Она подразделяется на две основные формы: государственную и общественно-политическую. Государственная власть, появившаяся вместе с институтом государства, имеет императивный характер. Ее предписания обязательны к исполнению всеми без исключения гражданами (подданными). Она обладает монопольным правом на применение принудительных и репрессивных методов и санкций, а также на использование всего комплекса властных ресурсов.
В свою очередь, государственная власть подразделяется на такие разновидности, как законодательная, исполнительная, судебная, военная, которые отличаются функциональным содержанием и конкретными властными полномочиями. Под властью понимают возможность и способность оказывать определенное воздействие на деятельность и поведение людей с помощью воли, авторитета, права, норм насилия (принуждения), а также других средств. В политической науке существуют разнообразные определения власти, что связано, прежде всего, со сложностью
и многоаспект-ностью этого явления. Важнейшими из этих определений являются: 1. Бихевиористское. Его сторонники рассматривают власть как особый тип поведения, при котором одни люди командуют, другие подчиняются. Данный подход индивидуализирует понимание власти, обращая особое внимание на субъективную мотивацию власти. По мнению сторонников этого похода, первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание "политической
энергией". Человек видит во власти средство "улучшения жизни": приобретение богатства, престижа, свободы, безопасности и т.д. В то же время власть это и самоцель, позволяющая наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил. 2. Телеологическое (с точки зрения цели). Власть рассматривается как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов.
Сторонники этого направления трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающей средой. В этом смысле они утверждают положение о власти человека над природой. 3. Инструменталистское. При этом подходе власть трактуется как возможность использования определенных средств, в том числе и насилия. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению
распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Важным источником силы власти является убежденность людей в необходимости власти и авторитета властителя. Авторитет основывается на согласии. Он означает уважение к руководящей личности (институту), доверие к ней. Успех функционирования политической власти зависит от многих факторов. Среди них весьма важная роль отводится ее законности, признанию обществом ее права на руководящую
роль. В политологии данная характеристика обозначается понятием "легитимность" (от лат. законный). Понятие "легитимность власти" в политике впервые было введено немецким политологом Максом Вебером. Он выделил три основных источника (основания) законности, правомерности политической власти. Во-первых, власть может получить легитимность в соответствии с традицией. Например, при монархической форме правления по установившейся традиции власть передается по наследству.
Во-вторых, политическая власть обретает качество законности в связи с огромной популярностью политического лидера, возглавляющего государственную власть. Такой тип власти Вебер называл харизматическим. Харизма означает божественный дар. Этот тип легитимности политической власти основан на исключительных, уникальных свойствах, которыми обладает лидер и которые позволяют ему выступать в качестве вождя.
В-третьих, легитимность власти может иметь в своем основании рационально-правовую основу. Эта власть признается народом прежде всего потому, что он сам участвует в создании ее представительных органов (на выборах), и потому, что она основывается на рациональных, признаваемых им законах. Легитимности политической власти придается большое значение. История развития человеческого общества свидетельствует, что поддержка обществом власти, демонстрация
доверия граждан к ней является важным фактором ее эффективности. Поэтому любая политическая власть всемерно стремится поддерживать и стимулировать доверие народа. Для этого используются все ресурсы, которыми власть располагает. Политическая власть сама по себе есть феномен неравенства. Важнейшей причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти.
В политологии существует несколько подходов к классификации ресурсов власти. Сторонники одного из самых распространенных делят эти ресурсы на утилитарные, принудительные и нормативные. Утилитарные ресурсы включают материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью государственная власть может "покупать" не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Принудительные применяются в случае, когда утилитарные ресурсы не срабатывают.
В качестве их выступают все средства и меры административного воздействия и наказания вплоть до привлечения к суду. Нормативные включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Нормативные ресурсы влияют на сознание человека, на его внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения, убеждая его в общности интересов руководителя и подчиненных, в необходимости одобрения действий субъекта власти, принятия его требований.
Сторонники другого подхода делят ресурсы власти в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности на экономические, социальные, политико-силовые и культурно-информационные. Экономические ресурсы это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги, как всеобщий эквивалент, средства производства, плодородные земли, полезные ископаемые, продукты питания и т.п. Социальные ресурсы это повышение (или снижение) социального статуса или ранга, места
в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами, так как изменение социального статуса неизбежно связано с изменением материальных благ: снижение статуса с их уменьшением, повышение статуса с увеличением материальных благ. Социальный ресурс включает: должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение. Культурно-информационные ресурсы знания и информация, а также средства их получения и распространения:
институты науки и образования, средства массовой информации (СМИ) и др. По мере развития СМИ, средств коммуникации именно эти ресурсы становятся важнейшими атрибутами власти, особенно для развитых стран. Силовые ресурсы это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди: армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура с их атрибутами. Этот вид ресурсов самый примитивный, но традиционно наиболее эффективный источник власти, так как
его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы, имущества. Далее, относительно классификации власти, с точки зрения масштабов и функций ее органов, уместно рассмотреть развитие идеи разделения властей с момента ее возникновения до реализации в правовом демократическом государстве, а также принципы власти и критерии ее эффективности. Основными функциями политической власти являются: руководство в целом страной, государством и каждой
его сферой (политической, экономической, духовной, социальной и др.); оптимизация самой политической системы, приспособление ее институтов (государства, партийной системы, избирательной) к целям и задачам тех сил, которые пришли к власти; обеспечение стабильности в стране и обществе. По форме власть бывает индивидуальной или институциональной. В первом случае власть олицетворяет один человек (при абсолютной монархии или если речь идет о государстве,
формально имеющем республиканскую форму правления, но у власти стоит пожизненно один человек). Во втором случае институциональная форма основывается на разделении властей. Эта форма власти возникла с принятием Конституции в США и Франции. В настоящее время является наиболее распространенной формой власти, особенно в развитых странах. В системе политической власти различают три функционально взаимодействующих уровня: •
Высший уровень макрополитическая система высших органов власти (законодательная, исполнительная, судебная). • Средний уровень это аппарат политической власти, который включает институциональные структуры власти с неформальными общественными организациями, партиями, движениями, массами. • Третий уровень это микроуровень политической власти. Он включает непосредственное политическое общение людей, малых групп, групп интересов и т.д.
Основные черты политической власти - наличие объекта и субъекта политического управления. Субъекты делятся на: первичные — крупные социальные группы со своими интересами вторичные — органы государственной власти, политические партии и организации, лидеры, политическая элита закрепление в законах полномочий субъекта правления чёткий механизм реализации решений политической власти на практике принцип (функционального) разделения власти легитимность власти легальность (законное основание для
власти) лояльность (поддержка власти обществом) Ресурсы власти Реализация, осуществление власти подразумевает взаимодействие между ногими ее составными элементами. Законное право разрабатывать и претворять в жизнь решений, от которых зависит создание и распределение ценностей,является самым важным атрибутом государственной власти. Неверие в возможности власти решить вопросы, связанные с обеспечением нормальных условий жизни и быта
населения, вызывает его сопротивление государственной власти. Разумеется, возможности власти зависят от ее ресурсов. В широком смысле ресурсы власти представляют собой «все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других». Ресурсы власти так же разнообразны как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Для выделения различных видов ресурсов власти широко распространена
классификация ее ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности. Экономические ресурсы – материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п. Социальные ресурсы – способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они частично совпадают с экономическими ресурсами власти.
Так, например, доход и богатство, являсь экономическими ресурсами, вместе с тем характеризуют и социальный статус. Но социальные ресурсы включают также и такие показатели, как должность, престиж, образование, социальное обеспечение и т.п. Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и др. Далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми
ресурсами, но тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов в современном мире очевидна. Принудительные (силовые) ресурсы – оружие, институты физического принуждения и специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, техникой, тюрьмами и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным ресурсом власти, поскольку его использование
может лишить человека жизни, имущества и свободы – высших ценностей. Специфическим ресурсом является сам человек – демографические ресурсы. Люди – универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек – создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д.
Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений – будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек – не только ресурс власти, но и ее субъект и объект. Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс, который происходит по следующим этапам (формам); господство, руководство, организация и контроль. Ресурсы общества ограничены и распределены неравномерно, что приводит к постоянной борьбе индивидов
и групп за их перераспределение, а также к взаимному соперничеству и давлению друг на друга в этой сфере государства и общества, противоборству власти управляющих и влияния управляемых. Управляющие обладают организованным контролем над общегосударственными ресурсами и административным аппаратом, а управляемые располагают лишь своими частными ресурсами потенциалом мобилизации граждан со стороны партий и движений, которые наряду с регулируемым распределением «сверху» постоянно ведут
борьбу за выгодное им перераспределение общественных ресурсов и усиление социального контроля над ними «снизу». В целом политическая власть сводит воедино интересы всех людей данного общества в интегральное системное качество. Социальное назначение политической власти, ее институтов заключается в том, что она служит способом организации общества, ведения общих дел, обеспечения управления важнейшими сферами общественной и государственной жизни. Ее функционирование направлено на удовлетворение потребностей
людей, повышение уровня и благосостояния жизни. Преодоления конфликтов и противоречий, создания условий для нормальной человеческой жизни, укрепления порядка и стабильности Глава 3 Государство, как элемент политической власти Держава у здійсненні політичной влади займає основне місце тому що: володіє суверенною владою; виступає офіційним представником народу через вищій законодавчий орган; забезпечує
і гарантує основні права і свободу громадян; здатна задовольнити загальносуспільні інтереси; має спеціальний апарат, що забезпечеє виконання дуржавних функцій та встановлює правила поведінки у вигляді правових норм, за допомогою яких регулюються відносини між політичним суспільством. Особое место и роль государства в политической системе общества определяется еще и тем, что в его руках находятся огромные материальные и финансовые ресурсы.
В некоторых странах оно является монопольным собственником основных средств и орудий производства, что особенно ярко проявлялось во внутриполитической деятельности бывших социалистических стран. Основное отличие государства от других политических институтов общества состоит, прежде всего, в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах - полномочиях отмены
всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д. Политические партии и массовые общественные организации также могут иметь свои постоянно действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в свое структуре, например, таких органов,
которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему - органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры и т.п функционирующих в интересах всех членов общества. Среди различных элементов политической системы государство выделяется еще и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, которые дают ему возможность управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая соответствующими полномочиями, различные государственные
органы не только издают в рамках своей компетенции нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается это по-разному - путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществлением постоянного контроля за точным осуществлением этих актов, применением в необходимых случаях мер государственного принуждения. Следует отметить, что в некоторых странах общественные организации могут иметь в своем распоряжении неприсущие им юридические рычаги воздействия.
Однако они, в отличие юридических средств воздействия, находящихся в руках различных государственных органов, носят ограниченный характер. Возникают они у общественных организаций не в силу самой природы данных объединений, а в результате того, что само государство наделило их правом издания юридических актов. Наконец, государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает как один из признаков государства.
Его содержание заключается в верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении страны (государства) на внешней арене. Итак, государство и общественные объединения это самостоятельные части политической системы. Они обладают внутренней самостоятельностью и независимостью в решении вопросов, касающихся их внутренних и внешних дел. Функционирование политической системы общества осуществляется на основе правовых норм.
Все организационные структуры политической системы действуют в рамках и на основе законов, которые образуют правовой фундамент государственной и общественной жизни. Конечно, названные особенности не исчерпывают всей специфики государства как элемента политической системы общества на фоне всех других ее структурных элементов. Но они дают общее представление о государстве, а также о факторах, определяющих место и роль государства
в политической системе общества.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Депортация шотландских горцев |
Реферат | Операционная система 2 |
Реферат | Предпринимательский и ссудный капитал предприятия |
Реферат | Российская империя 2 |
Реферат | Марсово поле Париж |
Реферат | Латвия в первой мировой войне |
Реферат | Прогноз мировых цен на нефть |
Реферат | Может ли экологическая этика спасти человечество? |
Реферат | Алмату |
Реферат | Предмет микроэкономической теории |
Реферат | Сердечно-сосудистая система (Сосудистая система) |
Реферат | Сатирические традиции в американской политической журналистике |
Реферат | Столыпинская реформа 4 |
Реферат | Отчет по практике в соц. защите |
Реферат | Боуи, Джеймс |