Содержание
Введение
1. Развитие представлений о себе удошкольников
2. Роль общения с близкими взрослыми и сверстниками вформировании образа «Я» у дошкольников
3. Игра как средство развития у дошкольников представлений осебе
4. Самосознание дошкольника
Заключение
Литература
Введение
Приобщение ребенка ксоциальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинствапсихологов, начинается с формирования представлений о себе.
Проблема самосознания —одна из самых сложных в психологии. Наиболее эффективным путем ее исследованияявляется изучение генезиса самосознания, которое формируется в основном подвлиянием двух главных факторов — собственной практической деятельности ребенкаи его взаимоотношений с другими людьми. Исследователи отмечают, что уже враннем возрасте дети проявляют интерес к себе — своему телу, движениям,внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям.Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребенка слюдьми (взрослыми и сверстниками) и на развитие всех видов детской деятельности(Б.Г. Ананьев, 1980; Л.И. Божович, 1968; Л.С. Выготский, 1982; С.Л. Рубинштейн,1989 и другие).
Дошкольныйвозраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Этовремя активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений,осознания себя в системе предметного и социального мира, развитияпознавательных способностей.
На протяжении всегодошкольного возраста представления ребенка о себе существенно изменяются: онначинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, какотносятся к нему окружающие, чем вызывается это отношение. К концу дошкольноговозраста у нормально развивающихся детей складываются первичные формысамосознания — знание и оценка ребенком своих качеств и возможностей, открытиеим для себя своих переживаний, что составляет основное новообразование этоговозраста. По словам Д.Б. Эльконина, ребенок в дошкольном возрасте проходит путьот выделения себя среди других к самосознанию, открытию своей внутренней жизни.
1.Развитие представлений о себе у дошкольников
Становление личностиребенка происходит успешно при условии активности самого ребенка, когда онвключен в процесс собственного «социального строительства». Основополагающим впроцессе социализации ребенка исследователи выделяют развитие представлений осебе. Именно с них начинается приобщение ребенка к социальному миру ипостроение отношений с другими людьми.
Первым шагом в пониманиисоциальной природы «я» было признание того, что наряду с биологическим,телесным «я», образ «я» включает в себя социальные компоненты, источникомкоторых является взаимодействие индивида с другими людьми.
К. Роджерс выделил «я»личности как особую область в поле опыта индивидуума, которая складывается изсистемы восприятия и оценки человеком своих собственных черт. Он первымопределил понятие «я-концепция», подразумевая под ним совокупность всехпредставлений индивида о самом себе. «Я-концепция» — это определенная система,изменение одного ее аспекта может полностью изменить природу целого.
По мнению К. Роджерса, сущность личности выражается в знании человеком самогосебя, отношении к себе. Вместе с «я-концепцией», согласно К. Роджерсу,развивается и потребность в позитивном отношении со стороны окружающих, котораявозникает в процессе социализации индивида. Вместе с тем потребность впозитивном отношении к себе или потребность в самоуважении, также развиваетсяна основе интернализации позитивного отношения к себе со стороны других.
Другой исследовательРоберт Берне рассматривал «я-концепцию» как совокупность установок «на себя»,выделяя при этом ее составляющие: когнитивную составляющую установки — убеждения; эмоционально-оценочную — эмоциональное отношение к этому убеждению;поведенческую составляющую — соответствующие реакции, которые, в частности,могут выражаться в поведении.
Применительно к«я-концепции» эти 3 элемента установки могут конкретизироваться следующимобразом: образ «я» — представление о себе; самооценка — аффективная оценкаэтого представления, которая может обладать различной интенсивностью, так какконкретные черты образа «я» могут вызвать более или менее сильные эмоции,связанные с их принятием или осуществлением; потенциальные поведенческиереакции, то есть те конкретные действия, которые могут вызываться образом «я» исамооценкой.
В экспериментальномисследовании М.Е.Котовой, осуществленным под руководством Н.И.Непомнящей, былоустановлено, что объективно содержательная сторона ценности — это значимое дляребенка содержание (сфера деятельности, отношений), через которое выделяетсядля него его собственное «я». Этот аспект образа «я» связан с индивидуальнымипредпочтениями и интересами ребенка.
Эти позиции автороввсецело работают на ценностную парадигму образования. Они послужили основой дляразработки содержания представлений о себе, усвоение которого позволит ребенкуосмыслить собственную ценность, уникальность и неповторимость.
Таким образом, развитиепредставлений о себе является важной основой осознания ребенком себя в этоммире, выделения своей ценности, уникальности и связи с другими людьмипосредством включения малыша в активное действие. Включение ребенка вспециально организованный процесс общения с близкими взрослыми и сверстникамисоздает условия для развития представлений о себе у детей.
2. Рольобщения с близкими взрослыми и сверстниками в формировании образа «Я» у дошкольников
Образ самого себяскладывается у детей в условиях взаимодействия индивидуального опыта ребенка иопыта общения с другими людьми. Его формирование начинается, по-видимому, ещезадолго до дошкольного возраста, так как к трем годам многие дети располагаютуже довольно ясными и точными представлениями о своих возможностях.Следовательно, мнение исследователей, которые считают, что индивидуальный опытстановится определяющим лишь в зрелом возрасте, а в дошкольном детстве играетнесущественную роль, что дети якобы не могут сами, без помощи взрослых, прийтик пониманию границ своих возможностей, не подтвердилось. Уже в три—четыре годавстречаются дошкольники, которые способны самостоятельно оценить некоторые своивозможности и верно предсказать результаты своих действий без помощи со стороныокружающих, лишь на основе индивидуального опыта.
Правда, представления,которые возникают у ребенка только на основе его индивидуального опыта,характеризуются вначале неустойчивостью и нечеткостью; они могут игнорироватьсяпод влиянием оценочных воздействий взрослого. Но по мере развития детей этипредставления приобретают все более основательный, устойчивый характер, и впять-семь лет оценки окружающих принимаются ребенком лишь в определенной мере,преломляясь через призму тех результатов и выводов, которые подсказываются еголичным опытом.
Источником формированияпервоначальных представлений о себе является взаимодействие ребенка с другимилюдьми. С самого раннего возраста малыш, взаимодействуя и общаясь с другимилюдьми, начинает выделять себя субъектом своих действий и переживаний.Формирующиеся представления о себе входят в содержание самосознания индивидуума.
Любые оценочныевоздействия взрослого содержат в себе и эмоциональные, и познавательныеэлементы, поэтому они не только направляют внимание ребенка на хорошие илиплохие стороны собственного поведения, но и становятся моделью для построенияпредставления ребенка о себе. В этом отношении характер оценочных воздействийвзрослого имеет определяющее значение в процессе формирования у дошкольниковпредставлений о своих возможностях.
Наиболее отрицательноедействие на точность определения детьми результатов своих действий оказываютзаниженные оценки взрослого, которые вызывают у детей недоверие, споры,несогласия и даже отказ от деятельности. Завышенные оценки взрослого оказываютдвоякое действие на поведение дошкольников: с одной стороны, они искажают представленияиспытуемых в сторону преувеличения ими результатов своих действий, а с другой —мобилизуют их силы, стимулируют оптимизм и уверенность ребят в достижениихороших результатов. Самый высокий показатель точности ответов о результатахсвоих действий достигался в условиях применения точных оценочных воздействийвзрослого. Следовательно, информация о своих возможностях, которую дошкольникнакапливает в индивидуальном опыте, становится конструктивным материалом дляформирования его образа и особенно эффективна в том случае, когдаподтверждается в опыте общения. Поэтому так велика роль точных оценочныхвоздействий взрослого в образовании точных представлений ребенка о самомсебе.
Зависимость поведениядошкольников от оценочных воздействий взрослого обратно пропорциональнавозрасту детей: чем младше ребенок, тем некритичнее воспринимает он мнениевзрослых, и тем меньше его представления о своих возможностях опираются наконкретные результаты деятельности. В старшем дошкольном возрасте взрослыйостается для ребенка таким же авторитетом, как и для малыша, однако оценкидошкольника в большей мере преломляются через призму тех результатов и выводов,которые подсказывает ребенку его индивидуальный опыт.
Оценочные воздействиясверстника воспринимаются по-другому: чем младше дошкольники, тем менеезначимыми являются для них оценки сверстников. При этом, если в общении совзрослыми самые высокие показатели точных ответов о своих прыжках были полученыв условиях, когда старший партнер оценивал действия детей правильно, то вобщении со сверстниками это случалось при завышенных оценках.
Таким образом, напротяжении дошкольного возраста общение со взрослыми и общение со сверстникамивыполняют ряд специфических функций, значение которых меняется в зависимости отсодержания деятельности дошкольников и в соответствии с преобразованием формобщения.
Опыт общения со взрослымиявляется главным источником оценочных воздействий, под влиянием которых уребенка возникает отношение к реальному миру, самому себе и другим людям, выступаетв качестве средства организации индивидуального опыта детей, исполняя при этомтри основные функции: выдвигает перед ребенком цель осознания, а иногда ивербализации своего индивидуального опыта; подсказывает в некоторых случаяхспособы решения разных задач в индивидуальном опыте; способствуетсистематизации и обобщению данного опыта. Опыт общения со взрослыми служит длядетей в некотором смысле средством сравнения себя с эталоном или идеалом, ккоторому можно лишь стремиться.
Опыт общения со сверстниками,посредством которого дети приобретают основные навыки коллективной жизни, впроцессе формирования у ребенка представлений о своих возможностях служит впервую очередь контекстом для сравнения с «подобными себе существами», являясьодновременно средством взаимного обмена оценочными воздействиями, благодарякоторым ребенок получает возможность видеть себя глазами своих сверстников.
3. Игракак средство развития у дошкольников представлений о себе
Значительную роль встановлении представлений о себе у ребенка занимает игра. Так, по мнению А.Н. Леонтьева,Д.Б. Эльконина, коллективная ролевая игра в дошкольном возрасте не толькорасширяет поведенческий репертуар ребенка и служит незаменимой школой общения,но и облегчает ему осознание собственных качеств и потенциальных возможностей.
Главнойхарактеристикой детской игры, как известно, является расхождение реальной имнимой ситуации. В игре ребенок начинает действовать «не от вещи, а от мысли»,не в реальной, а в мыслимой, воображаемой ситуации. Предметы наделяются новыми,совершенно не свойственными им именами и функциями, сами дети меняют свои именаи принимают новые роли. Благодаря этим качествам игры в ней складываются инаиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческоевоображение, образное мышление, самосознание и пр.
Главноепреимущество игровой деятельности заключается в том, что она имеет ближайшееотношение к потребностно-мотивационнойсфере ребенка. Как отмечает Д.Б. Эльконин, в ней происходит«первичная, эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческойдеятельности, возникает осознание своего места в системе отношение взрослых ипотребность быть взрослым» [5, с. 277].
Д.Б.Эльконин, вслед за Выготским, неоднократно подчеркивал, что в игре возникает новаяформа желания. Ребенок учится желать,соотнося свое желание с идеей, с фиктивным «Я» (т. е. с другим, воплощенным вроли). Если в предметной игре ребенка раннего возраста (как и в случаенеразвитой игры дошкольника) главное – обладание предметом и действия с ним, тов ролевой игре аффект переносится с предмета на человека, стоящего до этого за вещью. Благодаря этомувзрослый и его действия начитают выступать перед ребенком как образец. Ребенок хочет действовать как взрослый.Именно под влиянием этого очень общего желания сначала при помощи и подсказкевзрослых или старших детей он начинает действовать как будто бы он взрослый. Приэтом сначала происходит чисто эмоциональное понимание действий другого человекакак осуществляющего что-то важное и значимое для других и, следовательно,вызывающего их определенное отношение.
Есть еще одинважнейший момент, заключающийся в том, что в игре ребенок осознает свое Я. Пословам Л. С. Выготского, «ребенок учится в игре своему Я» [2, с. 291]. Создаваяфиктивные точки идентификации и соотнося себя с ними, он выделяет себя иосваивает своё Я. Естественно, ребенок в 3 года уже имеет свое Я, своипереживания и другие внутренние процессы, но не осознает их и своё место средилюдей.
В игре,благодаря расхождению смыслового и видимого поля, становится возможным действиеот собственного замысла, т. е. от взятой на себя роли (другого Я), а не отситуации. Ведь ребенок, как бы эмоционально он ни входил в роль, все жечувствует себя самим собой. Он смотрит на себя через роль, которую взял, т. е.через взрослого (или какого-либо героя), и обнаруживает, что он совсем невзрослый. Сознание себя как ребенка, т. е. своего места в системе общественныхотношений, происходит через игру.
В игре пробуютсяразличные модели поведения, которые применяются затем в реальных ситуациях, чтоявляется началом индивидуального опыта дошкольника. Знания, приобретенныеребенком в индивидуальном опыте, отличаются большой конкретностью. Поэтомупредставления дошкольника, основанные на таких знаниях, имеют менее выраженнуюэмоциональную окраску, чем представления, сформированные посредством общения сдругими людьми, в которых аффективный элемент присутствует в большей мере.
Таким образом, важнейшаяфункция индивидуального опыта состоит в обеспечении когнитивной части образасамого себя фактическими знаниями о себе, своих способностях и возможностях.
дошкольникобщение игра самосознание
4. Самосознание дошкольника
А.Н. Леонтьеврассматривал дошкольный возраст как время фактического складывания будущейличности. Этот период считается наиболее сензитивным к сфере человеческихотношений. Социальная направленность всей личности ребёнка становитсяопределяющей в его психическом развитии.
Процесссоциального взросления дошкольников (по определению Д.И. Фельдштейна) мырассматриваем как сложное явление, которое по своему содержанию представляетсобой единство и одновременно постоянно воспроизводимое противоречие двухсторон: социализации и индивидуализации. Если социализация предусматриваетприсвоение ребенком социального, вхождение в социальный мир в качестве егонепосредственной части, то индивидуализация предполагает вычленение своего “Я”из социального и проявление своей “самости”, оптимально реализуемой и социальнозначимой деятельности.
Сам процесссоциализации-индивидуализации по-разному реализуется разных возрастныхступенях, где осуществляется последовательно попеременное преобладание тосоциализации, то индивидуализации. Причем содержание этих процессов каждый разпереходит на новую качественную ступень, имеющую другую сущностную нагрузку.
Длясоциального развития детей в дошкольном возрасте характерно возникновениеособого рода представлений, отражающих степень вычленения и осознаниянравственных норм и правил, которыми руководствуются люди, живя в обществе. Впроцессе личностного развития у ребенка складываются такие психическиеновообразования, как способность к социальным формам подражания, идентификации,сравнению, предпочтению и пр. Начинается развитие самосознания в его исходныхформах.
Необходимоотметить, что в арсенале педагогических работников ДОУ имеется достаточныйвыбор программно-методического материала для практической работы с детьми поосвоению ими социального мира, формированию взаимодействий со сверстниками ивзрослыми. Но при этом возникает потребность в материале, направленном наиндивидуализацию личностного развития детей, на решение задачи развитиясамосознания.
Изучениесодержания, механизмов и структур человеческого самосознания до сих порявляется наиболее сложным вопросом. Характеризуя состояние проблемысамосознания в психологии, А.Н.Леонтьев (1983) отмечает, что она являетсянерешённой, но эта проблема высокого жизненного значения.
Зародившись враннем возрасте, самосознание формируется к концу дошкольного возрастаблагодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Оно являетсяцентральным новообразованием дошкольного возраста.
Дошкольныйвозраст является не только периодом “первого рождения личности” (А.Н. Леонтьев,1983), но и периодом оформления “раннего образа Я” как аффективно-когнитивногообразования (М.И. Лисина).
Впсихологической науке общепризнанно положение о том, что самосознание являетсясложным внутрипсихическим образованием, имеющим определенную структуру, функциии генезис. В процессе психического развития ребенком присваивается сложившаясяв истории человечества совокупность устойчивых связей в сфере ценностныхориентаций, обеспечивающих его как уникальную личность, целостность итождественность самому себе. Речь идет о развитии структуры самосознания личности,предполагающей сохранение основных значений и смыслов для человека.Самосознание личности представляет такое единство, которое находит своевыражение в пяти следующих звеньях:
Идентификациясебя со своим именем и телом.
1. Притязания напризнание.
2. Половаяидентификация.
3. Психологическоевремя личности.
4. Социальноепространство личности.
ИсследованияВ.В. Лебединского об эмоциональных нарушениях в детском возрасте, А.С.Спиваковской о профилактике неврозов у детей, Е.Б. Ковалевой о психологическихособенностях старших дошкольников с повышенной тревожностью показали, что сферасамосознания наиболее уязвимой частью психики.
Причинойдисгармонии развития самосознания является депривация одного или несколькихструктурных звеньев самосознания. Причем в старшем дошкольном возрасте наиболеезначимыми и депривируемыми являются такие звенья самосознания, как осознаниеимени, притязание на признание и осознание прав и обязанностей. Это объясняетсятем, что становление знаний о себе и отношения к себе происходит как правилостихийно без специальных усилий со стороны взрослых. Основным недостатком притаком возникновении знаний о себе является то, что они случайны, неполны иобрывочны, а подчас и неверны.
Недифференцированностьпредставлений детей о себе отражает состояние нашего общества, в котором долгоевремя не были приоритетными ценности личного характера.В современной России родители обнаруживают явное противоречие междужеланием видеть своих детей добрыми, отзывчивыми, гуманными и теми занятиями,которыми они их увлекают. В семье ценится ребенок умный, умеющий читать,писать, считать и пр.
Развитиепознавательной сферы ребенка зачастую происходит мимо его личности. Вне полязрения взрослых остается тот стихийно сложившийся внутренний мир ребёнка, которыйявляется источником переживаний и важной составляющей психологическогосвоеобразия человека.
Стихийноскладывающийся опыт индивидуальной жизни нуждается в организации и осмыслении.Искажение представлений о себе, своих возможностях, о других людях и о миреприводит к трудностям психоэмоционального развития.
Недостатки,отклонения, деформации в развитии самосознания проявляются в неустойчивости,противоречивости личности, несбалансированности ее психических свойств,качеств, состояний, которые затрудняют социализацию и индивидуализациюличности.
Такимобразом, дисгармоничность развития может выступать в различных проявлениях, призапущенности — в различных качественных образованиях.
В целом детидошкольного возраста с нарушенным образом “Я” не умеют гармоничновзаимодействовать сами с собой, и, как следствие, не умеют взаимодействовать ссоциумом, с внешним миром. На уровне внешних поведенческих проявлений, чащевсего это проявляется как некоммуникабельность, застенчивость, тихость,комфортность, аутичность, т.е. гипоактивность. На углубленном личностном уровненеуверенность в самом себе переходит в неуверенность в своей уместности вобществе. Такой конфликт индивидуального и социального может проявиться игиперактивностью в виде непослушания и агрессивности. И то и другое –гиперактивность и гипоактивность – формы часто неадекватных защитных механизмовсоциально неуверенных детей. Дети, имеющие неадекватную самооценку, склоннычуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия, реагируя на них неадекватнымповедением. Высокий уровень внутренней тревоги не позволяет им приспособитьсясначала к детской группе, затем к школьной жизни, и та же проблема переходит вовзрослую жизнь.
Наиболеесильным тормозящим фактором является то, что такие дети не могут позитивноотноситься к себе такими, какие они есть на самом деле – и хорошими, и плохими.Не умея любить себя, человек не может полюбить другого. Поэтому так важно уже вдетском возрасте, когда закладываются основы будущей личности, научить ребенкалюбить то, что в нем есть, быть благодарным за то, что он именно такой. Принявсебя, ребенку легче принимать других и любить их такими, какие они есть.
Заключение
Развитие представлений осебе является важной основой осознания ребенком себя в этом мире, выделениясвоей ценности, уникальности и связи с другими людьми посредством включениямалыша в активное действие. Включение ребенка в специально организованныйпроцесс общения с близкими взрослыми и сверстниками создает условия дляразвития представлений о себе у детей.
Важнейшая функцияиндивидуального опыта состоит в обеспечении когнитивной части образа самогосебя фактическими знаниями о себе, своих способностях и возможностях.
Стихийноскладывающийся опыт индивидуальной жизни нуждается в организации и осмыслении.Искажение представлений о себе, своих возможностях, о других людях и о миреприводит к трудностям психоэмоционального развития.
Недостатки,отклонения, деформации в развитии самосознания проявляются в неустойчивости,противоречивости личности, несбалансированности ее психических свойств,качеств, состояний, которые затрудняют социализацию и индивидуализациюличности.
Поэтому важноуже в детском возрасте, когда закладываются основы будущей личности, научитьребенка любить то, что в нем есть, быть благодарным за то, что он именно такой.Приняв себя, ребенку легче принимать других и любить их такими, какие они есть.
Литература
1. Амонашвили Ш.А.Размышления о гуманной педагогике. – М, 2006-256c.
2. Андреева И.В.Педагогика и психология. – Санкт-Петербург, 2003-368c
3. Ермолаев М.В.,Ерофеев И.Г. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе). – М,2002-328с.
4. Захарова А.И. Какпредупредить отклонения в поведении ребенка. – М, 1998-217с.
5. Крайг Г.Психология развития. – Санкт-Петербург, 2002-268с.
6. Кулагина И.Ю.Психологический возраст: диагностика и тенденции изменения в онтогенезе //Вестник Университета РАО – 2000, №1С45-53
7. Кулагина И.Ю.,Колюцкий В.Н. Возрастная психология. – М, 2002-275с.
8. Развитие мотивову детей 6 – 7 лет. Особенности психического развития детей 6 – 7- летнеговозраста// Ред. Д. Б. Эльконин, А. Л. Вегнер. – М, 2004-268с.
9. Эльконин Д.Б.Психология игры. – М, 2002-463с.
10. Эльконин Д.Б.,Давыдов В.В. Возрастные возможности усвоения знаний. – М, 2004-384с.