Федеральное агентство пообразованию
Кузбасскаягосударственная педагогическая академия
Физико-математическийфакультет
Кафедра методикипреподавания физики
Курсовая работа
Тема:«Развитие критическогомышления учащихся в процессе обучения физике»
Оглавление
Введение
1. Актуальные проблемы развития критического мышления приизучении физики
1.1 Необходимость развития критического мышления
1.2 Изменения в современной школе в связи с «информационнымвзрывом»
1.3 Физика как основа дляразвития критического мышления
2. Формирование критического мышления
2.1. Понятия критического мышления
2.2 Этапы формирования критического мышления
2.3 Способы формирования критического мышления
3. Спецкурс
3.1 Тематический план спецкурса по развитию критическогомышления
3.2 Содержание уроков
Заключение
Приложение 1
Приложение 2
Список используемой литературы
Введение
«В каждодневнойокружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все,что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своимпроисхождением творческому процессу человека».
Л.С. Выготский
Уровенькомпьютеризации общества ХХI века делает бескрайнее информационное поледоступным каждому. Без преувеличения можно сказать, что умение своевременнополучать необходимую информацию для принятия, после ее обработки и анализа,соответствующего решения — ключ к успеху в карьере и жизни современногочеловека. На первый план выходит задача развития критичности мышления. Сейчаснеобходимо не только овладеть информацией, но и критически ее оценить,осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматриватьновые идеи вдумчиво, критически, с различных точек зрения, делая выводыотносительно точности и ценности данной информации.
Учить детейтак, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщатьим отдельные факты и закономерности. Например, для развития умения обосновыватьсвои выводы и решения, учителя должны заинтересовать учеников необычнымизадачами и материалами. [1]
В течениипоследних 10 лет в американских школах пытаются учить детей учиться икритически мыслить; индивидуализировать обучение, учитывая уровень ребёнка иприсущий ему стиль учения; создавать условия для самостоятельного,саморегулируемого – в плане уровня и темпов – учения. При хорошей организацииобучения в таких группах дети проникаются духом сотрудничества, а несоперничества в учении [6, с.480-481]
Основываясьна всём вышесказанном можно смело сказать, что проблема развития критическогомышления очень актуальна сегодня, а также будет актуальна и «завтра». Так кактехнологии не стоят на месте, и каждый новый день несет нам несметноеколичество новой информации.
Итак, в своейработе мне необходимо получить ответы на вопросы: Насколько развиваетсякритическое мышление у учащихся сегодня, каким образом его можно развивать,каковы этапы формирования критического мышления? Целью моего исследования можнообозначить создание спецкурса по физике, направленного на развитие критическогомышления у учащихся.
Объектомисследования является критическое мышление у учащихся, а предметом исследования– развитие критического мышления на уроках физики. Задачей своего исследованияя ставлю разработать спецкурс по физике для учащихся старших классов,направленный на развитие критического мышления. Методом исследования являетсяанализ методической литературы, в том числе электронных пособий.
1. Актуальные проблемы развития критического мышления при изучениифизики 1.1 Необходимость развития критического мышления
Объем знаний,который человек может усвоить в период школьного образования, естественно,ограничен как абсолютно, так и в еще большей степени относительно: современноесостояние науки и общества, динамичный социальный прогресс, увеличение объемановой информации резко сокращают долю знаний, получаемых человеком в периодшкольного образования по отношению к информации, необходимой ему дляполноценной деятельности в изменяющемся обществе. На первый план выходит задачаинтеллектуального развития, и прежде всего таких его компонентов, какинтеллектуальная восприимчивость, т.е. способность к усвоению новой информации,и интеллектуальная подвижность, гибкость мышления, являющиеся в современномобществе существенным условием относительно безболезненной адаптации человека кизменяющимся жизненным обстоятельствам.
Цельконкретного человека состоит по существу, в том, чтобы занять в обществеположение, дающее возможность максимально раскрыть свои созидательныевозможности и обеспечивающее одновременно адекватную оценку его вклада вразвитие общества, должное уважение со стороны общества к его личности как ксамостоятельной ценности. Никогда прежде система образования не готовилаучащихся к таким динамичным изменениям.
Поскольку всебольше и больше общество становиться на путь перехода к рыночной экономике идемократическому обществу перед педагогами стал вопрос: как наилучшеподготовить учащихся к демократической и экономично продуктивной жизни? Дляучащихся же центральной задачей является научиться эффективно, находить знанияи критически мыслить. Они должны уметь воспринимать новую информацию, тщательнои критично ее исследовать. А также уметь уравновешивать в своем сознанииразличные точки зрения, уметь подвергать идею мягкому скепсису, проверятьотдельные идеи на возможность их использования. [3]
Кроме того,ученые считают, что больше двадцати пяти процентов тех видов деятельности,которые будут востребованы в XXI столетии, сегодня еще не существуют, а те,которые сейчас есть, существенно изменятся. Поэтому людям будут нужны абсолютноновые знания и навыки. Первопричиной этих проблем стал информационный взрыв итехнологический взрывы в сфере информационного обеспечения, которыеспровоцировали экстраординарное производство информации. С технологией CD-ROM иИнтернета большие объемы информации (например, самые известные библиотеки и всевозможныебанки данных) стали доступными для всех желающих. [3] 1.2 Изменения в современной школе в связи с«информационным взрывом»
Все,сказанное в предыдущей главе приводит к мысли, что за период обучения в школеуже невозможно будет передать детям то количество знаний, которое понадобитьсяим в течение всей жизни. Конкретная информация, которую мы можем дать нашимдетям, составляет только небольшую часть любой области знаний. Какие измененияв связи с этим ожидают нашу школу?
Давнозамечено, что в процессе обучения, как правило, школьники лишь “впитывают” всебя новую информацию — формы же их активности отличаются монотонностью, аисточники обучения не отличаются разнообразием. И если ребенок остаетсяпассивным на уроке изо дня в день, из недели в неделю, то развитие егопознавательных способностей ограничивается лишь простым воспроизведениемсодержания предмета. Как правило, и учитель задает чаще стереотипные вопросы,направленные на воспроизведение материала урока. На то, чтобы ученики могливысказать свое мнение, не остается времени.
В результате,большая часть школьников, зачастую не понимает того, что слышит, о чем читает идаже того, что им говорят. От учащихся ожидается лишь умение “переваривать”,запоминать информацию; они сейчас не развивают активное, заинтересованное,критическое отношение к реальности, — поэтому мотивация к обучению отсутствует.Вследствие этого надо менять решение радикальным образом изменить форму веденияуроков. Так или иначе, но общение на традиционном уроке мало способствуетпробуждению мотивации учащихся.
Поэтомупедагоги прилагают огромные усилия для совершенствования процесса обучения:ученики должны приобретать в школе те знания и умения, которые они смогли быиспользовать в реальной жизни. Безусловно, что знания имеют ценность толькотогда, когда информация критически осмыслена, творчески переработана иприменяется в различных видах деятельности. При отсутствии четко определенныхоснов и ясно поставленных целей, обучение зачастую сводится к передаче знанийпосредством бессистемных методов и приемов. Перестройка школы,совершенствование учебно-воспитательного процесса требуют от учителя особоевнимание уделять развитию критического мышления учащихся. [3] 1.3 Физика как основа для развития критическогомышления
Безусловно,этот процесс должен быть комплексным, т.е. распространяться на все учебныепредметы, включая физику, которая вносит значительный вклад в умственноеразвитие человека.
Снезапамятных времен место в системе школьного образования определялось ее рольюв жизни общества и формировании личности каждого отдельного человека, аосведомленность в области физики и математики почиталась как высшая степеньучености человека. Эта убежденность, конечно, льстила физикам, но не несланичего хорошего физико-математическому образованию, поскольку оправдывала егонедостаточную распространенность. Большинство детей и взрослых издавнаотносились к физике как к трудной, неинтересной науке, без которых вполне можетобойтись обычный человек. Сейчас существует множество дискуссий о физическомобразовании.
В процессеобучения в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественнымобразом традиционно включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация,анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование, аналогия.Объекты физических умозаключений и правила их конструирования вскрываютмеханизм логических построений, вырабатывают умение формулировать, обосновыватьи доказывать суждения, тем самым развивать мышление. Физика обладает огромнымивозможностями для умственного развития учеников, благодаря всей своей системе,исключительной ясности и точности своих понятий, выводов и формулировок.
Физика — этообширная страна, границы которой открыты для любого, кто по настоящему любитдумать. Она отражает в человеческом сознании захватывающую гармонию природы.Стоит отметить тот факт, что нельзя овладеть физической наукой путем лишьзаучивания, зубрежки. Она требует сосредоточения, усердия и терпения.Необходимо поверить в то, что воспитание ума, культуры мышления учащихся,несмотря на сложность этого, казалось бы, косвенного пути, обеспечивает болеевысокие результаты в обучении физике. Физика издавна находится в теснойвзаимосвязи с математикой, поэтому при решении физических задач необходимообладать математическим стилем мышления.
Подматематическим стилем мышления понимается целый комплекс умений: умениеклассифицировать объекты, умение открывать закономерности, устанавливать связимежду разнородными на первый взгляд явлениями, умение принимать решения. Такойстиль мышления оказывает внимание и на поведение человека, позволяя емуприступать к решению проблем, не ожидая помощи извне, аргументировать своемнение, критически оценивать себя и окружающих. [3]
Обучение физикеспособствует становлению и развитию нравственных черт личности — настойчивостии целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности,критическому мышлению.
Заметим, чторазвитие и становление физического образования в нашей стране, критическоеосмысление различных подходов к обучению физике, характер поставленных целей иреализующего их содержания в соотнесении с возрастными особенностями школьниковговорят о том, что реформирование физической подготовки в той или иной формедолжна последовательно осуществляться на всех ступенях общеобразовательнойшколы.
Одна изответственных задач обучения физике заключается в том, чтобы развиватькритическое мышление школьников, которое тесно связано с математическим;совершенствовать умение мыслить, умозаключать, делать выводы, т.е. формироватьумственную культуру, характеризующуюся определенным уровнем развития мышления,овладением обобщенными приемами рассуждений, стремлением приобретать знания иумением применять их в незнакомых ситуациях. Чтобы каждый ученик понял, чтоматематический стиль мышления не является привилегией только академическойэлиты.
Физика,наряду с другими школьными предметами, решает задачи всестороннегогармонического развития и формирования личности. Полученные при обучении физикезнания, умения и навыки, достигнутое умственное развитие должны помочьвыпускникам школы в их адаптации к быстро меняющимся условиям жизни. Все этообуславливает необходимость решения задачи развития критического мышления насовременном этапе.
2. Формирование критическогомышления 2.1 Понятия критического мышления
Прежде чемперейти к рассмотрению этапов формирования критического мышления, рассмотримнесколько трактовок этого термина, которые даёт Ульям Джеймс.
Критическоемышление — это использование когнитивных техник или стратегий, которыеувеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Этоопределение характеризует мышление как нечто отличающееся контролем,обоснованностью и целенаправленностью, — такой тип мышления, к которомуприбегают при решении задач, формулирования выводов, вероятностной оценке ипринятии решений.
Слово«критический» предполагает оценочный компонент. Но оценка может и должна бытьконструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мымыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов —насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы справились споставленной задачей.
Критическоемышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса — ходарассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учлипри принятии решения.
Критическоемышление иногда называют еще и направленным мышлением, поскольку оно нацеленона получение желаемого результата. Это тщательно обдуманное, взвешенное решениев отношении какого-либо суждения: должны ли мы принять, отвергнуть или отложитьего, и степень уверенности, с которой мы это делаем.
Чрезвычайноважно то, что критическое мышление означает не негативность суждений и критику,как может показаться на первый взгляд, а разумное рассмотрение разнообразияподходов и философий, с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения.«Критическое» в этом контексте означает «аналитическое». Это способностьанализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода,с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так инестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Критическоемышление — это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатыватьразнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманныерешения. [2] 2.2 Этапы формирования критического мышления
Педагоги ипсихологи рекомендуют разнообразные стратегии обучения, нацеленные на развитиемышления учащихся. По мнению Косты и его коллег (Costa et al., 1985),детям необходимо развивать 6 видов умственной деятельности, необходимых длятого, чтобы научится критически мыслить: [6, с.480-481]
Вспоминание:восстановление в памяти фактов, представлений и понятий.
Воспроизведение:следование образцу или алгоритму.
Обоснование:подведение частного случая под общий принцип или понятие.
Реорганизация:преобразование исходных условий задачи в новую проблемную ситуацию, позволяющуюнайти оригинальное решение.
Соотнесение:связывание вновь приобретенных знаний с усвоением ранее или с личным опытом.
Рефлексия:исследование самой мысли и причин её появления.
Учить детейтак, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщатьим отдельные факты и закономерности. Например, для развития умения обосновыватьсвои выводы и решения, учителя должны заинтересовать учеников необычнымизадачами и материалами.
В течениипоследних 10 лет в американских школах пытаются учить детей учиться икритически мыслить; индивидуализировать обучение, учитывая уровень ребёнка иприсущий ему стиль учения; создавать условия для самостоятельного,саморегулируемого – в плане уровня и темпов – учения. При хорошей организации обученияв таких группах дети проникаются духом сотрудничества, а не соперничества вучении [6, с.480-481] 2.3 Способы формирования критического мышления
Существуетвеликое множество приёмов и способов для формирования критического мышления,все они зависят от фантазии и творческого подхода педагога. Формироватькритическое мышление можно как целенаправленно (на спецкурсах, дополнительныхзанятиях, внеурочных мероприятиях), так и в течении каждого урока. В качествепримера в данном случае может быть, то, что учитель целенаправленно совершаетошибки в записях на доске, о чём учащиеся заранее информированы. В частности,применительно к физике способами формирования критического мышления могут быть:физические задачи-ошибки, физические сочинения, содержащие ошибки, различныеслайд-шоу и демонстрации. Наличие способов столь же многогранно, скольмногогранна наука физика.
На данномэтапе методика развития критического мышления проходит апробацию в школахг.Харькова. Одно из направлений этой работы — использование информационныхтехнологий при изучении математики. Факультатив, который был разработан сиспользованием методик развития критического мышления при изучении математики в10-х классах, предложили для школьников ЗОШ № 55 Киевского района г. Харькова.Главные задачи, которые пытались реализовать в ходе работы этого факультатива:раскрытие практической значимости изучаемого в школе материала, активизацияпроцессов самопознания на основе проведения учебных исследовательских работ,развитие интеллектуальных умений, а также формирование коммуникативных навыкови навыков информационной культуры. [3]
Школьникиознакомились с пакетами поддержки математической деятельности по геометрии — CABRI и по алгебре и началам математического анализа — DERIVE. Доминирующимусловием развития критического мышления является не передача конкретного иограниченного объема знаний, а провоцирование познавательной активностиобучаемых, критического осмысления ими предложенного теоретического ипрактического материала и далее — критического отбора максимума информации сточки зрения функциональности и практической востребованности. Словом, впроцессе обучения дается установка на индивидуальный поиск и отбор наиболееценного материала. [3]
Этот примерметодики формирования критического мышления рассмотрен для математики. Цельюмоей работы является – формирование критического мышления на уроках физики.Методом достижения этой цели, я выбрала спецкурс по физике, основанный нарешении физических задач ошибок.
Ниже приводитсяпримерный тематический план для указанного выше спецкурса по физике. Данныйспецкурс призван положить основу к тому, чтобы развивать у детей умениеподвергать сомнению всё, что он видит и слышит, а именно научить критическимыслить.
3. Спецкурс3.1Тематический план спецкурса по развитию критического мышления
№ Название темы Количество часов Форма проведения. Вид деятельности. 1. Введение. Понятие «Задачи-ошибки». Алгоритм решения задач-ошибок. Пример решения задачи ошибки «Пиршество на орбите» 2 Лекция с элементами демонстрации 2. Решение расчетных задач, содержащих ошибку в условии. 2 Урок решения задач 3. Решение задач «Загадка магнитной стрелки» и «Джерри капитан дальнего плавания» 2 Практическая работа 4. Решение задач содержащих ошибки в чертеже к задаче 2 Урок решения задач 5. Творческое задание: «Придумай физическую задачу-ошибку». 2 Индивидуальная работа 6. Итоговый урок. 1
Контрольная
работа 3.2Содержание уроков
Урок 1. Тема:Задачи-ошибки.
Цель:формирование понятия о физических задачах-ошибках.
Задачи:
ü Познакомить учащихся с понятием«учебная задача», «задача-ошибка»;
ü Активизировать интерес к физическимзадачам-ошибкам;
ü Ознакомить учащихся с алгоритмомрешения физических задач-ошибок.
Тип урока:лекция с элементами демонстрации.
План урока:
1) Оргмомент.
2) Вступительное слово учителя (учителькратко рассказывает о спецкурсе, его структуре и содержании).
3) Изложение нового материала:
План лекции:
ü Понятие «задача — ошибка»;
ü Актуальность владения умениемкритически оценивать;
ü Алгоритм решения задач;
ü Закрепление нового материала: решениезадачи №1 (см приложение 1).
ü Подведение итогов.
Ход урока:
1) Оргмомент (1-2 мин).
2) Вступительное слово учителя (5-7мин).
3) Изложение нового материала (10-15 мин).
Физическойзадачей в учебной практике обычно называют небольшую проблему, которая решаетсяс помощью логических умозаключений, математических действий и эксперимента наоснове законов и методов физики. По существу на занятиях по физике каждыйвопрос, возникающий в связи с изучением учебного материала, является дляучащихся задачей. [7]
Физическая«задача-ошибка» — физическая задача, условие которой изначально содержитнеточность, некорректность или ошибку, о чём учащимся заранее известно.
Задачи-ошибки– новый для большинства школьников и абитуриентов, а также студентов классзадач.
Человек, неумеющий критически мыслить, может быть легко одурачен пропагандой илимошеннической рекламой. Эннис и Пауль [5, стр.157] предлагают несколько советовпо развитию критического мышления.
ü Следует отличать те суждения, которыеоснованы на логике, от тех, что базируются на эмоциях и чувствах.
ü В любых сведениях учитесь видетьположительные и отрицательные стороны, учитывайте все «плюсы» и «минусы», все«за» и «против».
ü Нет ничего плохого, если высомневаетесь в том, что не представляется вам вполне убедительным.
ü Учитесь замечать несоответствия в том,что видите и слышите.
ü Повремените с выводами и решениями.Если у вас нет достаточной информации.
Алгоритмрешения «задач-ошибок» :
1) Определить раздел школьного курса физика, к которомуотносится данная задача;
2) Определить основные формулы, законы, процессы данногораздела;
3) Выделить физические объекты задачи и заменить их идеальнымифизическими моделями;
4) Определить несоответствие модели задачи и физическоймодели;
5) Определить несоответствие между процессами и явлениями,описанными в условии задачи и реальными физическими процессами и явлениями.
6) Дать верный ответ (решение) на вопрос задачи.
Закреплениенового материала (10 мин): решение задачи №1 (см. приложение 1)
Формапредставления данной задачи заключается в следующем: учитель читает условиезадачи, ребята обдумывают возможные варианты ответов, затем учащиеся даютответ. Учитель, выслушав ответ, в случае правильного ответа соглашается сучащимися и показывает демонстрацию явления невесомости тела при свободномпадении (опыт с динамометром и грузом), в случае неправильного ответа учитель даётучащимся верный ответ и также демонстрирует опыт.
Подведениеитогов (5-7 мин): учащимся предлагается провести обсуждение по следующимвопросам:
ü Что нового вы узнали на уроке?
ü Какие задачи вам кажутся болееинтересными?
ü Показались ли вам трудными «задачи-ошибки»?В чём была трудность?
Урок 2.Решение задач.
Цель урока:совершенствование знаний, умений и навыков в решении физических «задач-ошибок».
Задачи:
ü Рассмотреть физические «задачи-ошибки»;
ü Организовать процесс решения«задач-ошибок»
План урока:
1) Оргмомент;
2) Решение физических «задач-ошибок»;
3) Закрепление полученных знаний;
4) Подведение итогов.
Тип урока:комбинированный.
Ход урока:
1) Оргмомент (1-2 мин).
2) Фронтальный опрос по пройденномуматериалу (алгоритм решения физических «задач-ошибок»). Решение физическихзадач №2, 3, 4 (см. приложение 1) будет проходить по алгоритму, рассмотренномуна первом уроке (15-20 мин). Все объяснение и решение проводит учительсамостоятельно (или с помощью школьников) у доски. Ученики записывают решение втетрадь.
3) Закрепление полученных знаний будетпроводиться следующим образом (10-15 мин): учитель читает для всего классаусловие задачи №5 (см. приложение 1), учащиеся решают задачу на отдельном листеи сдают учителю в конце урока.
4) Подведение итогов (5-7 мин): учащимсяпредполагается провести обсуждение по следующим вопросам:
ü Какой момент на этом занятии былнаиболее легким (трудным)?
ü Что при объяснении решения задач былоне понятно?
ü Какие бы вы хотели внести корректировкив решении той или иной задачи?
ü Имеется ли у вас желание продолжитьрешение «задач-ошибок»?
Урок 3.Решение практических задач-ошибок.
Цель урока:совершенствование знаний, умений и навыков в решении физических «задач-ошибок».
Задачи:
ü Рассмотреть практические физические «задачи-ошибки»;
ü Организовать процесс решенияпрактических «задач-ошибок»;
План урока:
1) Оргмомент;
2) Решение практических физических«задач-ошибок»;
3) Закрепление полученных знаний;
4) Подведение итогов.
Тип урока: урок решения экспериментальных задач.
Ход урока:
1) Оргмомент (1-2 мин).
2) Демонстрация опыта Эрстеда, затемучитель читает условие задачи №6 (см. приложение 1). Учащиеся разбиваютсяв группы по рядам и обсуждают решение задачи, затем каждая группа представляетсвой вариант ответа. Учитель демонстрирует опыт Эрстеда с проводником согнутымвдвое. Ответ задачи очевиден. Аналогично решается задача №7 (Джерри и бочка «заменяются»на камень и сосуд, соответственно).
3) Закрепление полученных знаний будетпроводиться следующим образом (10-15 мин): команды, давшие неправильный ответ кзадачам обсуждают, в чём ошибочность их решения и предлагают свои рассужденияклассу. Команда, давшая правильный ответ объясняют ход своих рассуждений.
4) Подведение итогов (5-7 мин): учащимсяпредполагается провести обсуждение по следующим вопросам:
ü Какой момент на этом занятии былнаиболее легким (трудным)?
ü Понятными ли для вас были результатыопытов?
ü Какие задачи решать вам, кажется, болееинтересно практические или теоретические?
ü Имеется ли у вас желание продолжитьрешение практических «задач-ошибок»?
Урок 4. Решение задач-ошибок.
Цель урока:решение физических «задач-ошибок» содержащих ошибки в чертеже.
Задачи:
ü Рассмотреть физические «задачи-ошибки»,условие которых содержит ошибочный чертеж;
ü Организовать процесс решениявышеуказанных «задач-ошибок»;
План урока:
1) Оргмомент;
2) Решение физических «задач-ошибок»;
3) Закрепление полученных знаний;
4) Подведение итогов.
Тип урока: урок решения задач.
Ход урока:
1) Оргмомент (1-2 мин).
2) На уроке рассматриваются задачи № 8, 9(см. приложение 1). (15-20 мин) Учитель вызывает учащихся к доске пожеланию, либо по журналу. Учащийся выдвигает свои версии по поводу ошибоксодержащихся в чертеже, остальные учащиеся слушают его версии и пытаютсяоценить их правильность. Затем учитель дает правильный ответ на вопрос задачи.
3) Закрепление полученных знаний будетпроводиться следующим образом (10-15 мин): классу даётся задание оценитьправильность чертежей приведённых в их учебнике физике, по изучаемому разделу.Затем с классом обсуждается правильность найденных чертежей
4) Подведение итогов (5-7 мин): учащимсяпредлагается написать на отдельном листе своё мнение по поводу проведённогозанятия.
Урок 5.Индивидуальное задание.
Цель урока:совершенствование знаний, умений и навыков решения физических «задач-ошибок».
Задачи:
ü Выявить уровень усвоения учащимисялогики построения и алгоритма решения физических «задач-ошибок»;
ü Организовать процесс составленияучащимися физических «задач-ошибок»;
План урока:
1) Оргмомент;
2) Повторение;
3) Индивидуальная работа;
Тип урока: урок выявления творческих способностей.
1) Ход урока:
2) Оргмомент (1-2 мин).
3) Повторение изученного материалапроводится в виде фронтального опроса по алгоритму решения «задач-ошибок»,обсуждается, в чём особенности решения данных задач, какой вид мышления ониразвивают (8-10 мин).
4) Закрепление полученных знаний будетпроводиться следующим образом (18-20 мин): классу даётся задание составитьсамостоятельно физическую «задачу-ошибку».
5) Подведение итогов (5-7 мин): учащимсяпредлагаются для обсуждения следующие вопросы:
ü Сложно ли для вас, оказалось, составитьсобственную «задачу ‑ ошибку»?
ü В чём заключалась сложность?
ü Хотели бы вы в дальнейшем составлять«задачи-ошибки»?
Урок 6.Итоговая контрольная работа.
Цель урока:проверка знаний, умений и навыков, учащихся по решению физических«задач-ошибок».
Задачи:
ü Выявить уровень усвоения учащимисяалгоритм решения физических «задач-ошибок»;
ü Организовать процесс составления учащимисяфизических «задач-ошибок»;
План урока:
1) Оргмомент;
2) Краткое обобщение по процессурешения физических «задач–ошибок»;
3) Контрольная работа пофизическим «задачам-ошибкам»;
4) Подведение итогов;
Тип урока: урок контроля знаний.
Ход урока:
1) Оргмомент (1-2 мин).
2) Краткое обобщение по процессу решенияфизических «задач-ошибок» (3-4 мин).
3) Контрольная работа проводится следующимобразом: задачи составленные учащимися на предыдущем уроке (предварительноотобранные учителем) раздаются в качестве заданий на контрольную работу.Учащиеся решают задачу строго по алгоритму решения задач-ошибок, поясняя каждоесвоё действие. (25-30 мин).
4) Подведение итогов происходит в видевыборов. Учащиеся пишут на листах, хотят ли они в дальнейшем решать задачи-ошибки,если хотят то задачи-ошибки каких видов (теоретические, практические, снеправильными чертежами и проч.) им хотелось бы решать более часто. Затемучитель оглашает результаты голосования. (10-15 мин).
Заключение
Подводя итогмоей работы, хочется отметить, что процесс приобретения знаний превращается встартовую, но не в конечную точку мыслительного процесса. Используяразнообразие стратегий критического мышления при изучении физики, класспревращается в лабораторию демократического диалога и демократическогообщества, что важно для каждого человека, живущего в нем. Важно отметить, чтостратегии и приемы критического мышления предлагают эффективный способинтеграции знаний и методов различных предметных областей. Их ценность состоитв том, что они систематизированы и проверены.
Критическоемышление не только можно, но и нужно развивать на каждой ступени школы, среднихи высших учебных заведений. Примеры, приведенные в работе (пример школы г.Харькова) показывают успешность применения различных методик по развитиюкритического мышления применительно к учебному процессу. Повышаетсяуспеваемость, уровень усвоения знаний, качество обучения, а самое главное –повышается мотивация ребят к учению! На мой взгляд, это наибольшая проблема современнойшколы, которая с успехом может быть разрешена. Также, то, что проблема развитиякритического мышления является чрезвычайно важной, свидетельствует огромноеколичество различного материала, тезисов, тренингов, семинаров, методик, атакже многочисленных апробаций этих методик в реальной жизни, примеры которыхможно найти в глобальной сети Интернет. Приведенный пример спецкурса по физикеявляется лишь примерной канвой для широкого поля деятельности школьногоучителя. «Задачи-ошибки» могут быть на только тех видов, что указаны выше, насамом деле их можно развить гораздо шире. Для этого имеется огромный плацдармиз повседневной жизни. На всё воля учителя, и ему выбирать, какой дорогойпойдет он сам и его ученики.
Приложение 1
1) Пиршествона орбите. Незнайка и Пончик в очередной полёт на Луну взяли с собой пирожные.Высадившись на орбите Луны, они решили поделить пирожные поровну. Взвесив их нарычажных весах, они увидели, что каждому достается по 300 г. По сколько пирожных достанется каждому, если масса одного пирожного 60г.
2) «Кто ходитв гости по утрам…» Винни-Пух пришел в гости к Кролику с утра пораньше. Кроликвыставил на стол блюдца и начал разливать чай по чашкам. Затем поставил чашкуна блюдце и пододвинул к Винни-Пуху. Пух поглядел и задумался, а затем сказал:« Послушай, Кролик, чашка сохраняет своё состояние покоя, хотя на неё действуетсила тяжести. Разве это не противоречит 1 закону Ньютона? Что должен ответитьКролик своему гостю?
3)«Загадочный груз». Капитан Врунгель и его помощник Лом, совершая кругосветноепутешествие, решили отдохнуть в каюте своего корабля «Победа». Вдруг висящий вкаюте на канате груз отклонился в сторону, хотя капитан и помощник сидели вдругом конце помещения и не трогали груз. Помощник, почесав затылок, спросил укапитана: «Товарищ капитан, разве это не противоречит II закону Ньютона?» Чтодолжен ответить капитан Врунгель Лому?
4) «ШерлокХолмс и загадка пельменей». На обед, куда были приглашены Холмс и Ватсон,миссис Хадсон подала аппетитные пельмени, которые всегда мастерски готовила.Шерлок Холмс посмотрел на них и спросил:
— Как выдумаете, Ватсон, какие пельмени легче: только что сделанные, когда они ещёсухие или вареные, когда они влажные?
-Вареные, таккак они всегда плавают, — ответил Ватсон.
-В такомслучае предлагаю поразмыслить,- сказал Холмс.
Почему Холмссказал Ватсону такие слова? [4, стр.18]
5) «ШерлокХолмс и горячий чай»
-Хотите чаю?– спросил хозяин дома пришедшего к нему в гости Шерлока Холмса.
— Да, — ответил гость.
— Вот ихорошо, — сказал хозяин. – Сладкого?
— Да, — подтвердил Холмс.
— Я люблюгорячий чай, поэтому кладу в него кусочки сахара только перед тем, как пить,-продолжал хозяин.
— Разумнееэто делать раньше, сразу, как вам налили чай, — посоветовал Шерлок Холмс.
Кто прав:хозяин или Холмс и почему? [4, стр.23]
6) «Загадкамагнитной стрелки». Увидев в учебнике по физике опыт Эрстеда Дональд Дак пришелв неописуемый восторг! Он заворожено глядел, как отклоняется стрелка призамыкании ключа. Это же так интересно! По проводу течет ток и магнитнаястрелка, стоящая под ним, отклоняется, будто кто-то невидимый толкает её! Тут вгости к Дональду заглянул Микки Маус, и радостный Дональд принялся показыватьмикки чудесную стрелку. Умный Микки тут же предложил согнуть провод пополам.«Тогда стрелка отклонится в два раза сильнее, ведь теперь над нею будетпротекать в 2 раза больший ток», — объяснил он Дональду. Дональд пришел внеописуемый восторг, и они принялись за дело. Получится ли опыт, предложенныйМикки?
7) «Джеррикапитан дальнего плавания» Том играл с Джерри в капитана дальнего плавания. Онивзяли бочку, налили в неё воды, а затем Том посадил Джерри в стакан и опустил вбочку. Вдоволь наигравшись, они решили передохнуть, и тут Тому пришла в головумысль, а как изменится уровень воды в бочке, если опустить Джерри на дно, астакан оставить плавать на поверхности. Джерри эта идея совсем не понравиласьведь он не умеет плавать. Ребята, помогите Джерри, ответьте Тому на этот вопрос!
Проведёмопыт, используя вместо Джерри небольшой камень, а вместо бочки стеклянный сосудс водой (стеклянный для наглядности) и убеждаемся, что на самом деле уровеньводы в сосуде понизится. Опять вопрос к классу: “В чём же ошибочность нашегомнения?”.
8) «ЗадачкаМальвины». Буратино, придя, домой после занятий у Мальвины, сел выполнятьдомашнее задание. Открыл учебник и по условию задачи начал делать чертёж.Условие задачи было следующим: тело брошено под углом 30о кгоризонту с начальной скоростью 30 м/с. Найти скорость после начала полёта идальность полёта через 2 секунды после начала движения
Мимо проходилАртемон, он заглянул в чертеж Буратино и сказал: « На твоём чертеже 3 типаошибок, посиди и подумай где».
ПомогитеБуратино найти ошибки.
9) «Мумии-Тролльи неправильный груз». Муми-Тролль и его друзья сидели на уроке в школе, решализадачу. В задаче было сказано: На тросе подъёмного крана висит контейнер сгрузом массой 2,5 т. Изобразите графически в выбранном вами масштабе силы,действующие на контейнер, их направления, точки приложения, соотношения междуих величинами. Фрекен Снорк не зная, как решить задачу, хотела списать её уМумии-Тролля, который довольно быстро с ней справился. Но Снифф остановил её,сказав: « У него в чертеже ошибки, подумай лучше сама».
ЧертежМуми-Тролля.
/>
Посмотрите начертёж Мумии-Тролля и ответьте, почему Снифф так сказал Фрекен Снорк?
В данномспецкурсе приведены лишь примерные задачи для уроков. Каждому учителю, приорганизации подобного спецкурса необходимо учитывать особенности, спецификуименно собственного класса.
Пояснения крешению предложенных задач можно посмотреть в Приложении 2 данной работы.
Приложение 2
В данномприложении я предлагаю пояснения к задачам указанным в Приложении 1 иявляющихся основой предложенного выше спецкурса. Номер пояснения соответствуетномеру указанной задачи.
1) Невозможно взвесить пирожные на орбитеЛуны т. к. там состояние невесомости.
2) Нет, т.к. кроме веса чашки с чаем, наблюдце действует уравновешивающая вес сила упругости деформированной крышкистола.
3) В инерциальной с. о. законы Ньютонавыполняются. В данном случае, товарищ, мы видим нарушение закона инерции.Следовательно, с. о.- корабль- была неинерциальной. Скорость корабля моглаизмениться, как по величине, так и по направлению. Например, матрос Фукс сделалповорот!
4) Ватсон не прав: тяжелее вареныепельмени, так как они напитаны водой. Но при варке и тесто, и пельмениувеличиваются в объёме за счет расширения содержащегося в них воздуха; поэтомуна пельмени действует большая выталкивающая сила и они всплывают.
5) Прав Холмс. Если сахар положить сразу вгорячий чай, то его температура тут же понизится, чем меньше она будетотличаться от комнатной, тем медленнее чай будет остывать.
6) Нет. Стрелка вообще не будетотклоняться, т.к. при достаточно близком расположении проводов друг к другумагнитные поля, порожденные токами в проводах, почти полностью будуткомпенсироваться.
7) На самом деле несложные математическиерасчёты показывают, что объём вытесненной воды в первом случае больше, чем вовтором. Следовательно, уровень воды в сосуде понизится.
8) а) /> и /> - являютсяпроекциями скорости на оси х и у, проекция величина скалярная и не имеет направления.б) Начальная скорость и скорость через 2 сек. после начала движения — величинывекторные, а значок вектора над ними не указан. в) По условию задачинеизвестно, в каком положении будет находиться вектор скорости через 2 сек.полета
9) Во-первых, не указана опора, на которойвисит трос. Во-вторых, сила упругости не может быть больше силы тяжести, т. к.это противоречит условию задачи; если груз висит, то действия всех силскомпенсированы. В третьих, силы – это векторные величины, а в указанномчертеже значков векторов над ними нет.
Список используемой литературы
1) Критическое мышление: от теории к практике (итогимежрегионального интернет-проекта «Волшебный мир творчества»). [Электронныйресурс]: Шипуновская школа им. А.В. Луначарского, с. Шипуново / Науч.руководитель проекта Билан Т.Я. – Электрон. Текстовые данные (13 462 bytes). – М.:ГПНТБ РФ, 2004. – Режим доступа:rsi.altai.fio.ru/section_b/2005/bilan.html
2) Развитие критического мышления: Опыт неспортивного, ноздорового и полезного ориентирования в реальности и в себе / [Электронныйресурс]: Авторский трехдневный семинар к. ф. н. Евгения Волкова, ведущегороссийского специалиста и эксперта в области психологии влияния иманипулирования сознанием / Е.Н. Волков — Электрон. Текстовые данные (11 398 bytes). – М.:ГПНТБ РФ, 2006. – Режим доступа: people.nnov.ru/volkov/training/crit_think_1.html.
3) Актуальные проблемы развития критического мышления приизучении математики. / [Электронный ресурс]. / С.А. Горькова, Харьков, Украина.- Электрон. Текстовые данные (17 349 bytes). – М.: ГПНТБ РФ, 2006. – Режим доступа:users.kpi.kharkov.ua/lre/mcad2000/5.htm
4) Елькин В. И. Необычные учебные материалы по физике: Книга 1/ В. И. Елькин. – М.: Школа-Пресс, 2001. – 80с.
5) Квинн В. Прикладная психология. / В. Квинн – Спб.: «Питер»,2000 – 560с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»)
6) Крайг Г. Психология развития. / Г. Крайг. – Спб.: «Питер»,2000 – 922с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»)
7) Панова О.Г. Дипломная работа по методике преподаванияфизике на тему: «Спецкурс для учащихся 11-ых классов «Оценочныефизические задачи». / О.Г. Панова, 2006г.
8) Ребер А. Большой толковый психологический словарь / РеберАртур (Penguin) Том 1 (А-О): Пер. с англ. – М.: Вече, Аст, 2000. – 592с.