Реферат по предмету "Педагогика"


Проблемы школьной зрелости

Содержание
Введение
1. Понятие школьной зрелости
2. Гигиенические проблемы школьной зрелости
Заключение
Список литературы

Введение
Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Современные исследования показывают, что 30 40% детей приходят в первый класс массовой школы неготовыми к обучению, то есть у них недостаточно сформированы следующие компоненты готовности: – социальный, – психологический, – эмоционально волевой.
Проблема школьной зрелости, как готовности организма шестилетнего ребенка к систематическому обучению, чрезвычайно возросла в период реформирования всей системы образования в стране, и в настоящее время переросла в медико-педагогическую проблему. Длительные систематические занятия, снижение двигательной активности, значительная статическая нагрузка, новые обязанности – все это большие трудности и у многих детей возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о «школьном шоке», «школьном стрессе», «адаптационной болезни». При переходе к систематическому школьному обучению с шести лет, педагоги должны оценить уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения им школьной программы без ущерба для его здоровья.
В этом контексте готовность детей-дошкольников к обучению в школе имеет особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.
Поэтому первостепенной задачей, встающей как перед отечественными учеными, так и перед зарубежными заключаются в следующем: – выявить в каком возрасте лучше начинать обучение, – когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, гигиеническим проблемам школьной зрелости и отрицательно сказываться на его здоровье.


1. Понятиешкольной зрелости
 
Первые дни в школе вызывают трудности у всех детей. Непривычный режим, старание как можно лучше и быстрее выполнить задания учителя могут даже стать причиной снижения веса ребенка. Дети очень по-разному привыкают к школе. Одни адаптируются уже в течение первой четверти и успешно учатся без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время, нередко на весь учебный год. Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости от того, что является предметом внимания педагогов, психологов, родителей в данный момент и в данной ситуации – самочувствие и состояние здоровья, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам; успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций, – говорят о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения. Все три составляющие школьной готовности тесно взаимосвязаны, недостатки в формировании любой из ее сторон, так или иначе, сказываются на успешности обучения в школе. Развитие основных функциональных систем организма ребенка и состояние его здоровья составляют фундамент школьной готовности.
Школьная зрелость– это такой уровень морфофункционального развития организма ребенка (развитиефизических и психических систем организма), при котором ребенок можетсправиться со всеми требования обучения. В современной психологии пока несуществует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьнойзрелости». А. Анастези трактует понятие школьной зрелости как овладениеумениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимальногоуровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками. И. Шванцараопределяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когдаребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. В качествекомпонентов готовности к обучению к школе И. Шванцара выделяет умственный,социальный и эмоциональный компоненты. Л.И. Божович указывает, чтоготовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развитиямыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольнойрегуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школьному обучению многокомпонентноеобразование, которое требует комплексных психологических исследований. Вопросыпсихологической готовности к обучению в школе рассматривают педагоги,психологи, дефектологи: Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский,А.В. Запорожец, А. Керн, А.Р. Лурия, В.С. Мухин, С.Я. Рубинштейн,Е.О. Смирнова и многие другие.
2. Гигиеническиепроблемы школьной зрелости
Причины,ведущие к проблемам в неподготовленности к школьному обучению можно условноразделить на две группы: органические (отклонения в физическом инервно-психическом развитии ребёнка) и воспитательные, связанные снеэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольномвозрасте.
1. Проблемыорганического характера
Согласносовременному законодательству (Санитарные нормы и правила 2.4.2. 576–96 «Гигиеническиетребования к условиям обучения школьников в различных видах современныхобщеобразовательных учреждений»), ребенок может быть принят в первый класс,если к началу учебного года ему исполнилось не менее 6 лет 6 месяцев.Шестилетние дети (6,5 лет) могут поступить в школу или учебно-воспитательныйкомплекс (УВК) лишь при условии, что образовательное учреждение располагаетвсем необходимым для организации обучения таких детей.
Физическоеразвитие ребенка (основные показатели физического развития – рост и масса тела)– это то, что наглядно показывает динамику возрастных изменений. Ребенок растет«не по дням, а по часам»: на шестом и седьмом году жизни годичные приростыдлины тела составляют 8–10 см, а прибавление массы тела 2.2–2.5 кг. Втечении учебного года дети мало растут и мало прибавляют в весе, зато летом впериод летних каникул они так быстро «вытягиваются», что в сентябре их простоне узнать. Сказываются, по-видимому, и снижение нагрузки, и пребывание большеевремя на свежем воздухе, витаминная зелень и т.д.
В течениеучебного года, особенно в декабре – феврале (наиболее трудном периоде), упервоклассников отмечается снижение массы тела, что свидетельствует оботрицательном влиянии всего комплекса нагрузок, связанных с обучением в школе,на организм ребенка. В идеале снижения массы тела быть не должно.
В то же времяу детей шести-семи лет интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы(скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры). В этом возрасте каждая из206 костей скелета значительно изменяется по форме, размерам, внутреннемустроению.
А теперьпредставим себе, какую нагрузку испытывает этот несформировавшийся, незавершивший свое развитие опорно-двигательный аппарат ребенка, когда приходитсяв течение достаточно длительного времени удерживать статическую позу, – сразустанет ясно, почему малышу так трудно сидеть неподвижно. Будет понятно и то,почему неправильная поза (долго удерживаемая) приводит к нарушению осанки.
Не законченыв этом возрасте рост, окостенение, формирование костей грудной клетки, и вполнепонятно, что нельзя не обращать внимания на ученика, сильно облокотившегося напарту или край стола при чтении, письме, рисовании. Очень чувствителен кдеформирующим воздействиям разного рода позвоночный столб; поэтому неправильнаяпосадка может достаточно быстро привести к грубым изменениям, которые нарушатего рост, дифференцировку всех его структурных элементов.
У детейшести-семи лет хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но вдлинных костях рук и ног только начинается окостенение. Поэтому они достаточнохорошо овладевают такими сложными движениями, как бег, прыжки, катание наконьках и т.п. Умение и способность выполнять эти виды движений вовсе не означают,что школьник так же успешно будет выполнять мелкие, точные движения пальцев,рук. К ним он не совсем готов. Очень тяжелы для ребенка и статические нагрузки.Дело в том, что мышцы спины, имеющие основное значение для удерживанияправильной позы в процессе учебных занятий, и тяжелый портфель в одной рукемогут стать причиной функциональных отклонений и искривлений позвоночника.
Кроме того, вэтом возрасте слабо развиты мелкие мышцы рук, еще не закончено окостенениекостей запястья и фаланг пальцев. Поэтому так часто звучат при письме в классежалобы: «болит рука», «рука устала». Не закончено формирование мышц, костейкисти и пальцев, несовершенна нервная регуляция движений. К тому же все этонедостаточно учитывается в методике обучения письму.
В шесть-семьлет продолжается развитие и совершенствование сердечнососудистой системы,повышаются её надежность, резервные возможности, совершенствуются регуляциякровообращения. В то же время возраст является периодом качественного скачка всовершенствовании регуляции кровообращения, а это значит, что системастановится более уязвимой, т.е. организм более остро будет реагировать намалейшие неблагоприятные влияния внешней среды, которыми могут быть чрезмерныестатические и умственные нагрузки.
Если ребенку6,5 лет – повремените с поступлением в школу. Даже если к началу учебного годаребенку уже исполнилось 7 лет, но у него серьезные проблемы со здоровьем(хронические болезни, часты обострения и т.д.), лучше отложить учебу на год.Возможно, обстоятельства вынуждают вас отдать такого ребенка в школу, тогдапостарайтесь выбрать щадящий вариант обучения: четырехлетняя начальная школа,учебно-воспитательный комплекс на базе дошкольного учреждения, класскомпенсирующего обучения.
«Незрелость» детейне может быть причиной отказа в приеме для обучения в школе, окончательноерешение остается за родителями. Однако не забывайте, что речь идет не просто обучебе, а о здоровье вашего ребенка.
2. Проблемывоспитательного характера
Отрицательновлияет на функциональное состояние и развитие ребенка несоответствие условийобучения гигиеническим требованиям и плохое нормирование статических иумственных нагрузок. В этот период еще не завершены процессы развития ипреобразования системы органов дыхания и эндокринной системы, т.е. организм ребенкарастет, развивается, совершенствуется. Одни процессы происходят интенсивнееименно в шесть-семь лет, а для других процессов и систем этот возраст наступитнесколько позже.
Ведущая рольво взаимодействии организма с окружающей средой принадлежит центральной нервнойсистеме, а степень её зрелости сложных форм поведения и психическойдеятельности ребенка. Изучение функциональной зрелости мозга и других отделовцентральной нервной системы показало, что дети шести-семилетнего возраста ужеготовы к восприятию и переработке значительного потока информации,усложняющегося с началом обучения. Они могут подчинять свои действия речевой,словесной инструкции. Слово может направить внимание ребенка на определенныйобъект и его свойства. В этом возрасте возможно устойчивое внимание, однако кобъему и уровню внимания и способности у его распределению младшие школьники ненамного отличаются от старших дошкольников. Лишь к девяти-десяти годампроизойдет резкое изменение, и дети смогут работать длительно, сосредоточенно,без отвлечений и ошибок. Однако произвольное внимание непорочно, и еслипоявляется что-то интересное, то внимание тут же переключается. Вот почемутакое большое значение имеет для младших школьников, особенно дляпервоклассников – шестилеток, не словесное объяснение, а показ, яркая картинаили слайд, действие. Это запоминается гораздо четче, сильнее, чем просторассказ учителя.
Длядеятельности ребенка шести-семи лет очень характерны высокая эмоциональность ибольшая значимость эмоциональных реакций. Невозможность длительно сохранять иудерживать внимание в процессе деятельности, лишенной непосредственногоинтереса, высокая отвлекаемость создают те педагогические трудности, которыеиспытывают учителя, работающие с детьми неумело, без знания и учета их функциональныхособенностей. Почти всегда учителя, работающие в начальной школе, и особенно сшестилетками, жалуются на невнимательность своих учеников. Попытка долгоудерживать внимание безуспешна, так как высокая истощаемость нервных клетоккоры головного мозга, малая устойчивость внимания, эмоциональность и быстроразвивающееся так называемое «охранительное торможение» приводят к отвлечениям,«двигательному беспокойству» уже после 10–15 минут интенсивной работы.
В шесть-семьлет достаточно четко выражены индивидуальные особенности высшей нервнойдеятельности ребенка, которые проявляются в темпераменте. В основе этихиндивидуальных особенностей – свойства нервных процессов возбуждения,торможения и их различных сочетаний. В последнее время получены данные, свидетельствующиео наследственности отдельных свойств нервной системы, особенностей высшейнервной деятельности; правда, считается, что они не являются абсолютнонеизменными. Когда учитель начальных классов говорит о разных характерах своихучеников, речь, скорее всего, идет не о характере (характер – этоиндивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека,поведения в определенных жизненных обстоятельствах и условиях), а отемпераменте ребенка, так как характер будет еще складываться. А воттемперамент – это совокупность индивидуальных особенностей личности,характеризующих динамическую и эмоциональную стороны её деятельности иповедения. Именно эти свойства личности не только наиболее устойчивы, но идостаточно четко проявляются уже в младшем школьном возрасте в виде такихосновных характеристик, как общая психологическая активность, моторика,эмоциональность. Эти свойства определяют общую активность ребенка, темп егодеятельности, интенсивность, способность переключаться на новый вид работы, егореакцию и т.д. На основе этих характеристик должен будет строится ииндивидуальный подход к ученику.


Заключение
В своемреферате я очень коротко разобрала основные гигиенические проблемы школьнойзрелости.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению.
Такимобразом, гигиенические проблемы школьной зрелости, сводятся к проблеме«незрелых» детей, где непосредственно, выявляются проблемы как органического,так и воспитательного характера.

Списоклитературы
 
1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаетели вы своего ученика? М., 1996.
2. Вархотова Е.К., Дятко Н.В.,Сазонова Е.В. Экспресс-диагностика готовности к школе: Практическоеруководство для педагогов и школьных психологов. – 2-е изд., стер. – М.:Генезис, 1999. – 48 с.
3. Руководствопрактического психолога. Готовность к школе: развивающие программы / Под ред. И.В. Дубровиной.М., 1995.
4. Цылев В.Р. Опроблеме психологической адаптации школьников // Психологическая наука иобразование. 1998. №3 – 4.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.