Реферат по предмету "Педагогика"


Работа социального педагога по профилактике компьютерной аддикции у школьников

ГОУ ВПО «Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина»

Выпускная квалификационная работа
Натему:«Работа социального педагога по профилактикекомпьютерной аддикции у школьников»
Выполнил:
Студенты 353 группы
Санкт-Петербург
2008 год

Оглавление
 TOC o «1-3» h z u Введение. PAGEREF _Toc201371200 h 3
Компьютерныетехнологии в современном обществе. PAGEREF _Toc201371201 h 6
1.1.Социализациядетей и подростков через компьютерные игры… PAGEREF _Toc201371202 h 6
1.2.Специфика  компьютерных игр. PAGEREF _Toc201371203 h 8
1.3       Компьютерная зависимость какрезультат увлеченности компьютером… PAGEREF _Toc201371204 h 11
2.Детский досуг, его роль в развитии детей и подростков. PAGEREF _Toc201371206 h 14
2.1.Особенности детского досуга, его содержание. PAGEREF _Toc201371207 h 14
2.2.Компьютерные клубы, как современная форма досуговой деятельности. PAGEREF _Toc201371208 h 19
2.3       Исследование места компьютерныхтехнологий в структуре досуга детей и подростков. PAGEREF _Toc201371209 h 21
3.1.Ход исследования, анализ результатов. PAGEREF _Toc201371210 h 22
3.2.Анализ деятельности сети компьютерных клубов г. Санкт-Петербурга. PAGEREF _Toc201371211 h 35
3.3.Разработка программы воспитательных мероприятий для детей и их родителей попрофилактике компьютерной зависимости. PAGEREF _Toc201371212 h 39
Заключение. PAGEREF _Toc201371213 h 45
Списокиспользуемой литературы… PAGEREF_Toc201371214 h 48
Приложение1. PAGEREF _Toc201371215 h 50
Приложение2. PAGEREF _Toc201371216 h 51
Приложение3. PAGEREF _Toc201371217 h 52
Приложение4. PAGEREF _Toc201371218 h 53
Приложение5. PAGEREF _Toc201371219 h 54
Приложение6. PAGEREF _Toc201371220 h 56
Приложение7. PAGEREF _Toc201371223 h 58
Приложение8. PAGEREF _Toc201371224 h 59
Приложение9. PAGEREF _Toc201371225 h 61

Введение
Бурное развитиекомпьютерных технологий в последние годы накладывают определенный отпечаток наразвитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации,применение компьютерных технологий, а именно распространение компьютерных игроказывает большое влияние на воспитательное пространство современных детей иподростков. А создание воспитательного пространства –  это необходимое условие становления личностиребенка не только в стенах образовательного учреждения, но и за его пределами.Существенно изменяется и структура досуга детей и подростков, т.к. компьютерсочетает в себе возможности телевизора, DVDприставки, музыкального центра,книги.[1]
         Внастоящий момент увеличивается количество детей и подростков умеющих работать скомпьютерными программами, в том числе и играть в компьютерные игры.[2]Вместе с тем несомненным положительным значением компьютеризации следуетотметить негативные последствия этого процесса, влияющего на социально –психологическое здоровье детей и подростков. Негативным последствием этогопроцесса является явление компьютерной зависимости. Термин компьютернойзависимости появился еще в 1990 году. Психологиклассифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной«наркомании», вызванной техническими средствами.
         Компьютеризациявсех сфер общественной жизни человека – одно из самых впечатляющих событийпоследней четверти XXвека.  Компьютер стал неотъемлемойчастью современной жизни, захватывая своим влиянием современных детей иподростков. Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерамипосвящено множество исследований (М. Коул, С. Пейперт, А. В. Беляева, С. Л.Новоселова, Ш. Текл и др.). [3]
         Объектомработы выступает досуг детей и подростков, увлеченных компьютерными играми.
         Предметомявляется организация досуга детей и подростков с целью предупреждениякомпьютерной зависимости.
         Исследуяданную проблему, мы ставим перед собой следующую цель: разработать программувоспитательных мероприятий по профилактике компьютерной зависимости среди детейи подростков в средней общеобразовательной школе.
         Задачамиработы являются:
1.     Проанализировать научно – методическуюлитературу по проблеме
2.     Составить программу воспитательныхмероприятий по профилактике компьютерной зависимости среди детей и подростков
3.     Выявить место компьютера вжизнедеятельности современных детей и подростков
4.     Разработать рекомендации для родителейучащихся 7, 8 и 11 классов по профилактике компьютерной зависимости
В процессе работы нами былииспользованы следующие методы:
·       Теоретические(анализ психолого – педагогической литературы)
·       Эмпирические(наблюдение, анкетирование, интервьюирование)
·       Методыстатистической обработки результатов
Гипотеза: Увлеченностькомпьютерными играми может быть меньше, если придать этой увлеченности болеерациональный характер и сделать досуговую деятельность детей болееразнообразной.
Работа состоит из 4 глав:2 из них теоретического характера и 1 глава практического; заключения, спискаиспользуемой литературы и приложений.
Практическая значимостьработы состоит в разработке воспитательной программы мероприятий попрофилактике компьютерной зависимости и составлении мероприятий в рамках даннойпрограммы, которые могут быть использованы в образовательном учреждении.
Новизна работызаключается в разработке и оформлении наглядного материала для детей иродителей по профилактике компьютерной зависимости.
Компьютерные технологии в современном обществе1.1.Социализация детей и подростков черезкомпьютерные игры
     Могут ли компьютерные игры быть«воспитателями»? Да, поскольку многие из нас помнят, какое сильное воздействиеоказала на нас в детстве или отрочестве любимая книга. Герои ее частостановились идеальными образами – объектами для подражания. Сегодня эту рольчаще выполняют герои компьютерных игр.
     Компьютерные игры и их роль в воспитанииличности огромна, но обычно недооценивается. Исследователи, которые хотя бы разстолкнулись с этой проблемой, обычно остаются под ее впечатлением долгое время.Например, американские исследователи, М. Коул, Ш. Текл,  изучавшие в 90-е годы влияние компьютерных игрна детей, назвали электронные игры – «воспитателями, не имеющими себе равных».Так ли это? Сопоставимо ли влияние этих «вторичных агентов социализации» посравнению с «первичными» — родителями, учителями и др.? [4]
     Введем несколько понятий, которымипользуются социологи и социальные психологи.
     Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения,психологических механизмов, норм и ценностей, необходимых для успешногофункционирования индивида в обществе. Социализация охватывает все процессыприобщения к культуре, коммуникации и образования, с помощью которых человекприобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни,обеспечивая передачу культуры от поколении к поколению. Некоторые из факторовсоциализации действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установкииндивида, другие – на отдельных стадиях жизни.[5]
     Социализация – это широкий процесс взаимодействия личности ссоциальной средой, и она может протекать стихийно, и осуществляться подвоздействием различных компонентов этой среды. Частью процесса социализацииможет быть воспитание личности. Воспитание – это целенаправленный процессвоздействия на личность ребенка, подростка, который осуществляют родители,педагоги, воспитатели и другие субъекты. Ребенок же в данном случае – этообъект целенаправленного воздействия того или иного воспитателя, который обычнознает, что именно он хочет воспитать и как, с помощью каких методов он этосделает.
     Семья является первым в жизни социализирующим агентом.Традиционно выделяется две стадии социализации: первичную, характерную дляраннего детства, и стадию интернационализации установок и норм, или стадиюформирования процессов саморегуляции, но которой происходит замена на внешнихсанкций внутренним контролем, что является конечной целью успешной социализациииндивида. Социальные правила становятся как бы частью самого индивида, его «Я».
     Ранняя социализация – решающий период в жизни индивида, вомногом определяющий его личность и последующее участие в социальной жизни.
    Таким образом, в нашем обществе дети иподростки в значительной мере усваивают роли и правила поведения из сюжетовкомпьютерных игр, телевизионных передач, фильмов и других средств массовойкоммуникации. Символическое содержание, представленное в этих медиа, оказываетглубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированиюопределенных ценностей и образцов поведения.
1.2.Специфика компьютерных игр
Процессы компьютеризациив нашей стране с 90 — х годов прошлого века происходили очень бурно, чтоповлекло за собой развитие различных форм взаимодействия с компьютером, вчастности, увлечение пользователей компьютерными играми. У некоторых индивидовэто взаимодействие приобрело формы, схожие по своему содержанию спсихологической зависимостью.[6] Посколькукомпьютерная индустрия в будущем будет, вероятно, только развиваться, акомпьютерные технологии становиться все более доступными для широких слоевнаселения, то, как мы полагаем, проблема со временем будет приобретать всебольшую остроту.
Значительное число людей,которые могут характеризоваться той или иной степенью зависимости откомпьютерных игр составляют школьники. По наблюдениям педагогов и родителей этовызывает значительные проблемы, связанные с успешной социализацией детей,физическим и даже психическим здоровьем.
Втрадиционной теории игрового поведения компьютерные игры не выделяются вкачестве самостоятельного явления, так как этот феномен не имеет большойистории. Опираясь на эти теории, мы попытались обозначить его место в системеигр. Оказалось, что большинство моментов, выделяемых, например, ЙоханомХейзингом, характеризующих игру в целом, характерны и для компьютерной игры.  Так, компьютерная игра также являетсядеятельностью свободной, к которой человек обращается по собственному желанию,игра происходит при условии наличия интереса, если этого условия нет, точеловек может просто прекратить игру. В большинстве случаев характернаизолированность, если игра не является сетевой. Компьютерная игра, так же как иобычная, не является самостоятельной реальностью, играющий осознаетнереальность происходящего (пока речь идет о сохранности психическогоздоровья). Игра ограничивается местом, пространством и временем. В этом моментекомпьютерная игра несколько отличается от традиционной, т.к. широкие визуальныевозможности игры делают ее пространство продуктом умственной деятельности неигрока, а разработчика, который придумывает правила игры. Место игры постепенноутрачивает свое значение. Время игры имеет сходное значение со временем втрадиционной игре. Сыгранная компьютерная игра сохраняется в памяти как факт иможет быть повторена при наличии желания, если восстановить первоначальныеусловия игры. В компьютерной игре также обязательно соблюдение правил, чтозаложено в ее алгоритм. [7]
Естественно,что по классификации компьютерные игры несколько отличаются от реальных, хотяможно обнаружить и некоторые общие моменты. Специально создаваемые программымогут заменять детям сюжетно-ролевую игру, задавая условия сюжета ипредоставляя право выбора любой роли. Элементы предметно – манипулятивной игрысвойственны играм-симуляторам и обучающим программам, например для летчиков,которые имитируют полет и, по сути, также могут быть отнесены к играм. Летчиквсегда оставляет за собой право на ошибку, ведь она повлечет за собой лишьусловное наказание. Однако такие тренажеры выполняют ту же функцию, что ипредметно – манипулятивные игры: они помогают закрепить навыки. Широкораспространены компьютерные эквиваленты многих настольных и дидактических игр.[8]
В принципе,все компьютерные игры являются играми с правилами, и все реальные предметы вкомпьютерных играх заменяются символами, которые с развитием техники становятсявсе более и более реалистичными.
Хотелось быотметить одно важное отличие компьютерных игр от реальных (оно в основномотносится к сюжетно-ролевым играм). В реальной игре участники сами придумываютусловия игры, взаимодействуют друг с другом, могут изменять свое поведение впроцессе игры, что позволяет мыслить более гибко, развиваются коммуникативныенавыки. Виртуальные игры в определенной степени снижают эти возможности, таккак игра обычно имеет разработчика, закладывающего в нее определенный алгоритм,который в процессе игры кардинально не изменяется.
Различное влияниекомпьютерных игр на психику индивида объясняется так же специальными приемами,которыми обычно пользуются разработчики компьютерных игр. Так, например, вид изглаз компьютерного героя провоцирует идентификацию с персонажем, ичеловек может терять связь с реальной жизнью, в отличие от вида извне своегокомпьютерного героя, что характеризуется меньшей степенью вхождения в роль.
Интересной, на нашвзгляд, является особенность парадигмы «жизнь-смерть» в игровом пространстве. Содной стороны, переживания по поводу гибели героя, скоторым индивид идентифицирует себя в игре, достаточно сильны, с другой – естьоснования предполагать, что дети и подростки (у которых представления о смертии так относительно незрелые) отчасти перенесут представления о возможностииметь несколько «жизней» и, в крайнем случае, «загружать» новую игру извиртуальной реальности в обычную жизнь.
Сопоставляяизучаемое явления с традиционно выделяемыми формами аддикции, мы опирались наопределение аддиктивного поведения как стремления изменить свое психическоесостояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания наопределенных предметах или видах деятельности.[9]По-видимому, последнее и имеет место при формировании зависимостью откомпьютерных игр.
1.3          
Компьютерная зависимость(как и любая другая) — форма ухода от реальности. Реальности, котораятравмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения сразными людьми — и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чреватаконфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями.Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку икажется, что компьютер, виртуальная жизнь — идеальный         выход.[10]
          Зависимость от компьютераосознают окружающие ребенка друзья, родственники, знакомые, но отнюдь не онсам, что очень схоже с любым другим видом зависимости. Основными критериями,определяющими начало компьютерной зависимости, можно считать следующие:
·       беспричинноевозбуждение или вялость, частые и резкие перепады настроения отбезучастно-подвленного до эйфорически-приподнятого, болезненная и неадекватнаяреакция на критику, замечания, советы, нарастающая оппозиционность к родителям,старым друзьям, значительное эмоциональное отчуждение;
·       ухудшениепамяти, внимания;
·       снижениеуспеваемости, систематические прогулы занятий;
·       ограничениеобщения с ранее значимыми людьми: родственниками, друзьями, любимым человеком,значительное изменение круга общения, подозрительные контакты, телефонныезвонки, встречи;
·       уходот участия в делах, которые ранее были интересны, отказ от хобби, любимогодела;
·       пропажаиз дома ценностей или денег, появление чужих вещей, денежные долги ребенка;
·       появляющиесяизворотливость, лживость;
·       неопрятность,неряшливость, не характерные ранее;
·       приступыдепрессии, страха, тревоги.
          
          Компьютер,выполняет действительно широкий спектр задач: проигрывание музыки и радио,отображение фильмов и телевизионных каналов, фиксация текстовых наработок,отображение текстов, графических объектов и анимации, выполнение функцийтелефона и калькулятора, отображение и предоставление возможности изученияглобальных сетей и участия в электронных играх, а также многое другое. Такимобразом, перед ребенком открывается новый мир бесчисленного количествавозможностей и интересов, который «отключает» его от реального мира,«переключая» на себя. Психологическая невозможность совладать сжеланием насытиться новой информацией,          и       есть   компьютерная    зависимость.
          Несмотря на то, что стремления,возникающие при компьютерной зависимости, изначально несут положительныеаспекты, данный тип зависимости, как и любая другая аддикция, ведет кдеградации личности, разложению социального статуса, потере собственного«Я», ухудшению психологического здоровья, возбуждению внутреннихраздражителей, возникновению    агрессии,   замкнутости.
        
Ребенка привлекает в игре:
·       Наличиесобственного (интимного) мира, в который нет доступа никому, кроме него самого;
·       Отсутствиеответственности;
·       Реалистичностьпроцессов и полное абстрагирование от окружающего мира;
·       Возможностьисправить любую ошибку путем многократных попыток;
·       Возможностьсамостоятельно принимать (любые) в рамках игры решения, вне зависимости от тогок чему они могут привести. [38]
Единственным на настоящий момент проверенным способомне дать подростку оказаться в зависимости от компьютерных игр — это привлечьего в процессы, не связанные с компьютерами, чтобы электронные игры и процессыне стали заменой реальности. Показать растущему человеку, что существует массаинтересных способов свободного времяпровождения помимо компьютера, которые нетолько позволяют пережить острые ощущения, но также тренируют тело инормализуют психологическое состояние. Задача педагога – организатораорганизовать досуг ребенка таким образом, чтобы оградить его от негативноговоздействия информационных технологий, в том числе              и   компьютера.
          Виртуальная реальность — этонематериальность воздействия, условность параметров и эфемерность, — это неесть жизнь, это лишь вторичная часть жизни, это параллельный, но не основнойпроцесс. Нет смысла игнорировать компьютерные возможности, необходимо ихиспользовать по мере необходимости, а развлечения в виде компьютерных игр,необходимо сопрягать с реальными активными действиями в реальном мире.2. Детский досуг, его роль в развитии детей иподростков2.1. Особенности детского досуга, его содержание
           
Одно из направлений деятельности социального педагогазаключается в организации досуговой деятельности воспитанников. Понятие досугвосходит к временам античности. Аристотель, например, рассматривал досуг какявление наивысшего человеческого идеала, сопряженного с внутренним потенциаломчеловека и совершенствованием личности на основе обучения и воспитания.[11] Слово«досуг» происходит от древнерусского «просуг» — возможность, способность, ичаще всего воспринимается как синоним понятий «свободное, незанятое время». Авот у В. Даля: «Досужий, умеющий, способный к делу, ловкий, искусный, хорошиймастер своего дела».[12] Этоопределение ориентировано, главным образом, на выделение деятельности аспекта досуга.В таком контексте досуг можно понимать как вид человеческой деятельности.Существует несколько интерпретаций понятия «досуг»:
·       Время,которым человек распоряжается по собственному усмотрению, не связанное снепреложными обязанностями, обязательствами;
·       Свободноеот учебы, работы время, которое может быть использовано для удовлетворенияличных потребностей и стремлений;
·       Частьжизненной среды человека, предназначенной для отдыха, преодоления усталости,утомления, восстановления физического и психического здоровья.[13]
МаксКаплан считает, что досуг — это гораздо больше, чем просто свободное время илиперечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следуетпонимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи собщими проблемами работы, семьи, политики.
Досугявляется благоприятной почвой для испытания детьми и  подростками фундаментальных человеческихпотребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительноеотношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговойактивности. Досуг в существенной степени ответственен в части формированияхарактера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность всебе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность,честность и др.Досуг также может стать важным фактором физического развитиядетей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досугспособствует выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность досугазаключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать толучшее, что в нем есть.
Едва ли не все определения, с одной стороны,подчеркивают многосторонность явления, с другой – неоднозначность инеопределенность трактовки. При этом, выявляя разные аспекты досуга, авторысвязывают его с понятием «свободное время», что позволяет трактовать досугпо-разному.
Досуг – развлечение (раз+влечение). Влечение –корневое понятие. Это сильная склонность к чему-либо. Досуг есть влечение кразному. [14]
До сих пор в школе можно встретить представление одосуге, как о чем-то «несерьезном», «второстепенном», «неважном» — впротивоположность учению, общественной работе, труду. Такое отношение педагоговк досугу идет, скорее всего, от неспособности его понять, принять иорганизовать.
Досуг ребенка – мост в большой мир, он обеспечиваетдополнительное образование, развитие, самовоспитание. Суть досуга – поддержатьребенка как человека и деятеля. Досуг для детей – всегда самореализация исамореабилитация. Это очень важные функции. Грамотно организованный досуг ребят– школа профилактики бездуховности, эмоциональной бедности, интеллектуальнойузкости, практической ограниченности, а не только профилактики правонарушений.Досуг – школа поддержки, одобрения любого ребенка.
Основные социально — педагогические потенциалы детского досуга:
·       Вдосуговой деятельности дети сами предъявляют к себе все воспитательныетребования взрослых, что и делает досуг сферой самовоспитания;
·       Досугесть то личное пространство, где наиболее полно и ярко раскрываютсяестественные потребности в свободе, независимости;
·       Досугпредоставляет учащимся «пределы самостоятельности и трудности», они ихпреодолевают, значит – растут;
·       Досугудовлетворяет многие социально – психологические потребности в реализацииинтересов, самопроверке сил, самоутверждении среди сверстников, признаниисобственной личности;
·       Досугесть «зона» удовлетворения притязаний общения, субординации отношений с теми,кто старше или младше, причем эти отношения разумно снисходительны.[15]
Таким образом, досугимеет большое значение в развитии детей и подростков. В процессе досуга ребенкугораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостаткиможно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степениответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качествкак инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность,выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.      Специфические особенности досуговойдеятельности:
·       Действительныйее мотив – потребность личности в самом процессе этой деятельности;
·       Целии содержание досуговой деятельности избираются человеком в зависимости от егонравственного развития и культурного уровня;
·       Досуговаядеятельность может носить социально – полезный характер, социально нейтральныйхарактер, быть замкнутой в системе узкогрупповых ценностей и обретать характерсоциально отрицательный, асоциальный.[16]
Содержание досуга детей можно условно разделить на ряд принципиальныхгрупп:
·       Перваясвязана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе,спорт, вечера отдыха, игры забавы, развлечения и др.).
·       Вторая– с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, посещениевыставок, музеев, путешествия, поездки и т.п.).
·       Третья– с развитием духовных сил и способностей, с активной творческой деятельностью(трудовая, техническая, спортивно – игровая, художественно – театральная,научно – исследовательская, прикладная).
·       Четвертаяреализует потребность в общении (клубная, кружковая работа, творческиеобъединения, вечера встреч, дискотеки, праздники, танцы, вечеринки и т.д.).
·       Пятаягруппа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей(выездные лагеря, смотры, конкурсы, каникулярные объединения, туристическиепоходы, школы актива и т.п.).[17]
Следует помнить, что в сфере детского досуга постоянноизменяются иерархия и целевая направленность ребят. От этого зависит выбордосуговой деятельности.
Досуг детей и подростков  может быть пассивным (зрительский, слушательский)и активным (деятельностным), организованным (педагогически целесообразноиспользуемое свободное время) и стихийным (спонтанно протекающий процессиспользования свободного времени); контролируемым и неконтролируемым;коллективным и индивидуальным, подражательным и творческим; опережающим(перспективная изыскательная деятельность) и нормативным (традиционносложившиеся модели досуга).[18]
2.2. Компьютерные клубы, как современная формадосуговой деятельности
В Россиичисло детей, проводящих время перед монитором компьютера дома или вкомпьютерном клубе, с каждым днем становится все больше и больше. Во временаСоветского Союза достаточно широко была развита инфраструктура так называемогодетского и молодежного досуга. Кружки, секции, дома творчества, дома юныхтехников – их было столько, что в детской среде существовал устойчивыйстереотип: не ходить никуда после школы – аномалия. Сегодня такие места неисчезли, но их количество значительно уменьшил


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.