Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие связной речи у детей с диагнозом ОНР (Общее недоразвитие речи)

Петроградскийрайон,детский сад №15






Программа по развитию связной речи
в подготовительной группе с диагнозом
«Общее недоразвитие речи»






логопедТ.М.Панарина













Санкт-Петербург
1996год


Оглавление
 TOC o «1-2» Пояснительная записка… GOTOBUTTON _Toc368377394   PAGEREF _Toc368377394 5
Программа по развитию связной речи
в подготовительной группе по кварталам… GOTOBUTTON _Toc368377395   PAGEREF _Toc368377395 9
Примерная карта обследования состояния
связной устной речи у детей с диагнозом
«Общее недоразвитие речи»… GOTOBUTTON _Toc368377396   PAGEREF _Toc368377396 13
Список литературы… GOTOBUTTON _Toc368377397   PAGEREF _Toc368377397 17


Пояснительнаязаписка
К числу важнейших задачлогопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие  речи, относится формирование у них связной, устной(описательно-повествовательной, монологической, диалогической) речи. Формированиесвязной, устной речи необходимо для наиболее полного  преодоления речевого недоразвития иподготовки детей к школе.В лингвистической иметодической литературе связная речь рассматривается как основнойфункционально-смысловой тип речи всей языковой системы.Коммуникативной задачейсвязного высказывания является создание словесного образа объекта.Основные характеристики  связногоразвернутого высказывания:
¨   тематическое и структурное единство;
¨    адекватность содержанияпоставленной коммуникативнойзадаче;
¨    произвольность, плановость иконспективность изложения;
¨    логическая завершенность;
¨    грамматическаясвязность.
Логопедическая практикапоказывает, что у детей шестого года жизни, имеющих общеенедоразвитее речи, отмечаются значительные трудности в овладении навыкамисвязной речи, что обусловлено недоразвитием языковой системы — фонетико-фонематической, лексическойиграмматической стороны речи.
Для высказываний детей собщим недоразвитием речи характерны:
¨   нарушения логической последовательности повествования;
¨   нарушение связности, пропуски смысловых звеньев;
¨   незавершенность микротем;
¨   возвращение к ранее сказанному;
¨   длительные паузы на границах фраз;
¨   отчетливо выражены лексические затруднения — бедный словарный запас,недостатки в грамматическом оформлении предложений — неправильное оформлениесвязи слов,пропуски слов,дублирование элементовфразы, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.
Дополнительные трудности вовладении связной речью связаны с наличием у детей с общим недоразвитием речивторичных отклонений в развитии психических процессов восприятия, внимания,памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.
Существует ряд методик,методических разработок, научных трудов, статей по развитию речи дошкольников(А.М.Бородич, Л.Н.Ефименкова, В.И.Селеверстова, Г.М.Лямина, Т.Б.Филичева,Г.В.Чиркина, Е.И.Тихеева и др.). Но все-таки вопросы формирования связной речиу детей с общим недоразвитием речи недостаточно освещены в литературе. Лишь вотдельных трудах приводятся конкретные формы и приемы обучения связной речидошкольников-шестилеток с общим недоразвитием речи.
Создать свою системуобучения детей-шестилеток связной устной речи в специализированном речевомдетском саду меня побудило:
1.    Отсутствие методическихразработок и программ по обучению связной речи, как особо функционально-смысловоговида всей речевой системы у детей с ОНР.
2.    Отсутствие у детей логопатовсодержания для речи, их небольшой жизненный опыт и общее недоразвитие речи во всех ее компонентах — фонетике, лексике, грамматике.
3.    Отсутствие социально-бытовыхусловий жизни и воспитания ребенка, которые тормозят развитие связной речи, ибозависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живути общаются, очень велика.
4.    Большой объем накопленногомной практического материала по развитию связной речи в коррекционной работе сдетьми, имеющими общее недоразвитие речи.
Моя система работы поразвитию речи детей-шестилеток с общим недоразвитием речи помогает ребенкуприобрести содержание для его речи, накопить представления, знания, умения,понятия, мысли. Система направлена на создание наилучших условий для овладенияребенком по возможности совершенными формами связной речи. Она предполагаетсвободное овладение словарем и грамматическим строем языка, умениеустанавливать логические связи и отношения между языковыми формами, соблюдениенеобходимой лексической точности, умение выделять главное, сравнивать,сопоставлять, анализировать. Проводимая мною работа по развитию связной речи поэтой системе помогает детям овладеть данным видом речевой деятельности (учитдетей строить связные высказывания), т.к. без этого им будет сложно усваивать основынаук в школе.
Программа развития связнойречи у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи должнаиспользоваться с учетом возрастного развития и дефекта речевого нарушения. Онаосуществляет основной принцип обучения:постепенного перехода отпростого к сложному с соблюдением последовательности и систематичности впреподавании языкового материала с учетом закономерностей усвоения языка внорме.
В подготовительной группенеобходимо подготовить детей от пользования разговорной речью к возможномупользованию описательно-повествовательным стилем речи.Работа по развитиюописательно-повествовательной речи, сами упражнения в описании и повествованиивоздействуют на речевое и умственное развитие детей, и следовательно, обучениеданному стилю речи носит коррекционно-развивающий характер. Поэтому обучениеэтому стилю речи разделено поквартально и идет по трем основным направлениям:
1.    Составление предложенийполного состава, сначала простых, а потом сложных конструкций.
2.    Игры, упражнения вдиалогической речи,включение в разговор развернутых, подробных фраз.
3.    Упражнения в связнойописательно-повествовательной речи.
Все занятия по обучениюдетей описательно-повествовательной речи идут в программе по степени ихусложнения:
¨    рассказы детей по готовомуобразцу;
¨    рассказы по восприятию;
¨    рассказы по памяти;
¨    рассказы по воображению.
Требования, которыепредъявляются к детям в речевой деятельности:
¨    Осмысленность, т.е. полноепонимание того, о чем они говорят;
¨    Полнота передачи, т.е.отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;
¨    Последовательность;
¨    Широкое использованиесловаря, оборотов,синонимов,антонимов и т.д.;
¨    Правильный ритм, отсутствиедлительных пауз;
¨    Культура изложения в широкомсмысле слова:
-     правильная, спокойная позаво время высказывания, обращения к слушателям,
-     интонационнаявыразительность речи,
-     достаточная громкость,
-     отчетливость произношения.
Формы организации обучениясвязной речи в подготовительной группе с детьми с общим недоразвитием речимогут быть различными:  занятия, игра, экскурсии, наблюдения.
Логопед организует занятияпо развитию связной речи, экскурсии, наблюдения, игры. Воспитатель в своюочередь решает задачи по развитию связной речи у детей на занятиях по культуреречи, по развитию математических представлений, по изобразительному искусству,конструированию, на прогулке, во время режимных моментов, где предоставляютсябольшие возможности для свободного общения.
На занятиях используютсятакие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядногоматериала, упражнения, оценка речевой деятельности и др. Во время занятийнеобходимо постоянно создавать такие ситуации, которые побуждали бы ребенка кпродуцированию речевых высказываний, развивали желание поделиться своимивпечатлениями, рассказать о событиях в своей жизни. Методика примененияразличных приемов и сам их выбор претерпевают изменения на различных этапахобучения в зависимости от стоящих задач, от степени подготовленности детей, отуровня их активности, самостоятельности и т.п.
Для эффективного развитияречи необходимо уточнение и обогащение не только языковой, но и предметнойдействительности. Ребенок более уверенно и полно будет рассказывать о том, чтоему хорошо известно. Установление прочных связей между личным опытом и речевымматериалом помогает усвоить новое, требует от ребенка припоминания события,факта, определенных волевых усилий, что поддерживает его активность назанятиях.
Программа предусматриваетиспользование на занятиях по развитию связной речи и игровой мотивации.Мотивация общения строится на заинтересованности детей речевой деятельностью.Игровая мотивация используется для повышения интенсивности обучения связнойречи. Педагогами и психологами определен принцип использования игровоймотивации на разных возрастных этапах. В подготовительной к школе группеигровая мотивация строится в сюжетно-ролевой игре на основе сюжетосложения, приэтом сюжет должен быть интересен для детей и одновременно должен побуждатьдетей к речевой деятельности. Введение игровых моментов с широкимиспользованием выразительных средств, наглядности, практических действий спредметами, активных эпизодических и систематических наблюдений за различнымиобъектами поддерживают положительный эмоциональный настрой детей, интерес кзанятию.
В свободной деятельностидети самостоятельно или совместно с воспитателем закрепляют правильное исознательное употребление в речи предложных конструкций, употреблениеотработанных на занятиях грамматических категорий и поставленных звуков,использование правильной интонации, элементов эмоционально выразительной речи.
Родителям даютсярекомендации и проводится показ приемов работы по развитию связной речи назанятиях.
Приступая к обучению связнойречи в подготовительной группе в начале года логопеду необходимо выявитьуровень готовности к усвоению полного объема программы.
Я разработала примернуюкарту обследования связной речи детей старшего возраста. Карта прилагается.Обследуя ребенка логопед совместно с воспитателем группы определяет перспективыкоррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи для восполненияпробелов в развитии связной речи, грамматического строя, лексической стороныречи, фонетике и звукопроизношении.

Программа поразвитию связной речи
в подготовительной группе по кварталам
 
I квартал (период)


1.       Составление простых предложений по сюжетной картинке по вопросам.


2.       Составление простых предложений по демонстрации действия с помощьюнаводящих вопросов и без них.
3.       Формирование предложений:
¨   из трех слов  по схеме:
именительный падеж существительного  +глагол + дополнение
(Мальчик взял машину);
¨   из четырех слов  по схеме:
именительный падеж существительного  +глагол + два  дополнительных слова.
(Девочка моет руки мылом).
1.       Формирование предложений с однородными:
¨   прилагательными (Груша желтая, сладкая,сочная.);
¨   глаголами (Листья кружатся,падают,летят.);
¨   существительными (В саду собираютгруши,яблоки,сливы).
1.       Формирование структуры сложносочиненных предложений с союзом «а»
(Груша сладкая ,а лимон кислый).
2.       Составление описательного рассказа о предмете с опорой на картинку илисам предмет по предложенному логопедом образцу описания, который ребенок повторяет.
3.       Составление загадок-описаний с объяснением их содержания.


4.       Составление рассказа по серии (3-4) сюжетных картинок с помощьювопросов.


5.       Пересказ текста  с помощьюнаводящих вопросов.


6.       Пересказ коротких рассказов (3-4 предложения) с нарушеннойпоследовательностью членов предложения с заданием восстановитьпоследовательность:именительный падеж существительного + глагол + двазависимых слова.
7.       Пересказ текста «по цепочке».


8.       Пересказ текста  без помощивопросов.


9.       Заучивание наизусть потешек, скороговорок,считалок,небольших рассказов, загадок,стихотворений,с учетом возможностей детей, обусловленныхконкретным речевым нарушением.
10.    Закрепление умения детейпонимать интонацию,улавливать ее оттенки,îïðåäåëÿòü конец предложения,отличать повествовательную,вопросительную ивосклицательную интонацию.
11.    Заучивание наизустьнебольших диалогов.


Лексические темы:
1. Игрушки
7. Осенняя одежда и обувь
2. Мебель
8. Труд работников детского сада
3. Посуда
9. Труд людей на огороде,в саду,в поле осенью
4. Овощи и фрукты
10. Домашние животные
5. Осень
11. Как звери готовятся к зиме
6. Птицы осенью

II квартал (период)
1)       Формирование умения объединять отдельные высказывания путемраспространения предложений с помощью вопросов.


2)       Составление предложений с однородными подлежащими, однороднымисказуемыми, с однородными определениями.


3)       Составление предложений с глаголами,с различными приставками, сглаголами совершенного и несовершенного вида.


4)       Составление предложений со словами«сначала», «потом», «поэтому», «потомучто», «чтобы». (Сначала выпал снег, а потом дети начали лепить снеговика)


5)       Преобразование деформированного предложения с опорой на картинки и безних. (Оля, телят, кормит,телятница; ТелятницаОлякормиттелят.)


6)       Составление предложений посхеме без предлогов и с предлогами:

(Дети катаются на лыжах)


7)       Распространение предложения путем добавления слов:
Дети катаются на санках.
Зимой дети катаются на санках.
Зимой дети катаются на санкахс горы.
Зимой дети катаются на санкахс  ледяной горы.
8)       Составление описательных рассказов по модели (графическому плану).


9)       Формирование умения задавать вопросы друг другу по содержанию рассказа,посодержанию картинки.
10)    Пересказ текстов без помощивопросов.


11)    Пересказ коротких рассказов(5-6 предложений),где предложения даются в нарушенной последовательностис опорой на картинки,с работой на фланелеграфе.
12)    Пересказ рассказов,сказок,диалогов в лицах с передачей характеров действующих лиц.
13)    Совершенствованиеразговорной речи. Обучение вести несложный диалог,сначала на коротких диалогическихтекстах,затем в свободных диалогах на заданную тему.
14)    Составление рассказа детьмииз личного опыта по аналогии с услышанным.


15)    Продолжение работы надинтонационным оформлением фраз,пониманиеинтонационно-смысловой выразительности,вопросительной,восклицательной,повествовательной интонации, ударения в словах.


Лексические темы:
1. Птицы зимой
5. Зима
2. Домашние животные
6. Зимние развлечения
3. Дикие животные
7. Зимняя одежда
4. Домашние птицы
8. Ателье, ткани
III квартал (период)
1.       Составление предложений по опорным словам,по схеме.


2.       Распространение предложений путем введения обстоятельств причины, следствия,цели.
3.       Обучение детей выражать одну и ту же мысль различными синтаксическимиконструкциями.
4.       Составление предложений с разными глаголами,приставками, подемонстрируемым действиям.Правильное употреблениепредлогов: «с-со», «к-от»,«над-под», «за», «из», «из-за», «из-под».
5.       Самостоятельное составление вопросов по прочитанному тексту, нахождениевариативных ответов на один и тот же вопрос, выбирая из несколькихвариантов наиболее подходящий к данной ситуации.
6.       Составление предложений на определенную тему,распространение каждогопредложения и объединение их в короткий рассказ.
7.       Дальнейшее закрепление у детей умения составлять рассказ-описание подемонстрируемым действиямпо описанию предмета. Сопоставление двух, азатем трех соотносимых предметов.
8.       Обучение составлению рассказов по картинке с дополнительными заданиями:
¨   Придумать заголовок к рассказу;
¨   Закончить рассказ;
¨   Придумать начало;
¨   Рассказать о событиях в первом, втором,третьем лице.


9.       Составление рассказов по серии сюжетных картинокс дополнительными заданиями:
¨   определить последовательность событий на картинках;
¨   определить причинно-следственные связи;
¨   выделить главный сюжет.
1.       Составление рассказов на основе своего личного опыта с дополнительнымзаданием (изменение лица,времени).
2.       Пересказ текстов с опорой на знания, умения детей,выражение мыслей связно и последовательно,использование наиболееупотребительных слов или слов-штампов (хитраямордочка, неуклюжий медведь);высказывание детьми своегоотношения к поступкам товарищей,сравнение своего поведенияс поведением героев рассказов,сказок.
3.       Совершенствование разговорной речи в виде диалога (Правильно и быстрозадавать вопросы,подбирать нужные слова в своих ответах, сообщатьо выполненном поручении).
4.       Совершенствование интонационно-смысловой выразительности при чтениистихов, загадок, сказок,рассказов.
Лексические темы:
1. Весна
5. Профессии людей
2. Птицы весной
6. Наш город
3. Весенняя одежда, обувь
7. Моя улица
4. Транспорт
8. Школа
Примернаякарта обследования
состояния связной устной речи у детей с диагнозом
«Общее недоразвитиеречи»
I. Словарная работа
1.   Умение вести несложныйдиалог (правильно и быстро подобрать нужное слово)
II. Грамматическое оформление слова
1.    Умение практическипользоваться навыками словообразования и словоизменения
a)  Огурец — огурцы
b)  Огурчик — огурчики
c)   Морковь — морковка — морковочка — морковки
2.Умение различать и подбирать глаголы совершенного и несовершенного вида
a)  Дети поливают (полили)грядку водой
b)  Крестьяне копают (выкопали)картофель
c)   Фермеры собирают (собрали)богатый урожай
3.   Образование прилагательныхот наречий
Медленно — медленный
Легко —
Быстро —
Вкусно —
Широко —
Крепко -
4.   Образование прилагательныхсравнительной степени
Короткий — короче
Темный —
Вкусный —
Спелый —
Красный —
Сладкий —

5.  Образование прилагательных спротивоположным значением
Сладкий —
Высокий —
Легкий —
Широкий —
Мелкий —
6.   Подбор определений кпредметам и определение предмета по описанию
a)   Помидор (какой?) — .. .
b)   Зеленый, свежий, длинный, вкусный, душистый, сочный — что? (Огурец)
III.Грамматическое оформление фразы
1.   Составление предложения соднородными определениями
Оранжевая, длинная, сладкая,вкусная, большая, полезная, твердая.
Это морковь.
2.  Составление предложения спротивительным союзом «а»
Помидор — красный, а огурец- зеленый.
Огурец зеленый, а огурчик — зелененький.
Сначала надо выдернутьморковь, а потом помыть ее.
3.   Составление предложений сословами <


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.