Министерство Просвещения, Молодёжи и Спорта РеспубликиМолдова
Кишинёвский ПедагогическийКолледж имени Алексея Матеевича
Дидактический проект
учебного занятия по педагогике
специальность: «Педагогика начальногообучения»
тема:
Учебнаянеуспеваемость. Причины и пути её преодоления
преподаватель:Н. Даний-Серебрянская
Кишинёв, 2005
Ø 7. 11. 2005
Ø Группа: 34школьная
Ø Предмет: Педагогика
Ø Тип занятия: Сообщениеновых знаний
Ø Модуль: Школьные достижения, борьба с неуспеваемостью
Ø Тема: Учебная неуспеваемость. Причины и пути её преодоления
Ø Ключевая цель: Ознакомитьучащихся с понятием «учебная неуспеваемость», причинами, её порождающими,
путями преодоления неуспеваемости
ØОперациональные цели:
0.1. – определять понятие «учебной неуспеваемости»;
0.2. – определять основные источники неуспеваемости;
0.3. – выделять основные причины неуспеваемости;
0.4. – анализировать и делать выводы о путях преодоления учебнойнеуспеваемости;
0.5. – приводить примеры, анализируя и обобщая собственный опыт;
связывать с педпрактикой;
0.6. – анализировать художественныепроизведения, живопись;
0.7. – разрешать педагогическиеситуации;
0.8. – ознакомиться с педагогическим опытомпедагогов-практиков;
0.9. – закрепить знания о формах работы школы ссемьёй;
0.10. – ознакомиться с умелойорганизацией работоспособности в течении дня;
0.11. – уметь объективно оцениватьсвоих коллег;
0.12. - воспитание интереса кзанятию, познавательной активности.
Ø Библиография:
1. И.П. Подласый «Педагогика начальнойшколы», Владос, 2001
2. N.Silistraru „Note de curs la pedagogie”, Chişinău, 2002
3. И.Ф. Харламов«Педагогика», Минск, 2004
4. Е.А. Бодина, К.В. Ацеулова«Педагогические ситуации», Москва, 2000
5. Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте дети»,Москва, 1983
6. Дейл Карнеги «Как управлять собой»,Москва, 1989
7. К.В. Бардин «Чтобы ребёнок успешноучился», Москва, 1988
8. Л.Г. Жабицкая «Психодиагностика дляучителя», Кишинёы, 1990
9. В. Еренков «Культура умственноготруда», Кишинёв, 1992
10. В. Путинский «Азбука учебного труда»,Москва, 1988
Этапы урока
Операциона-льные цели
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Методы и приёмы
Оценивание
Организа-ционный момент. Активиза-ция внимания
0.10.
Создаю необходимую атмосферу для проведения учебного занятия.
Обращаю внимание на порядок на рабочих местах. Предлагаю сгруппироваться в три команды. Проверяю наличие необходимых для урока материалов:
педагогической копилки, сборники педзадач, таблицы-схемы.
Учащиеся готовят всё необходимое к занятию
Беседа
Проверяется словесно уровень готовности к занятию
Восприятие
0.1.
Предлагаю учащимся дать определение «Учебного успеха», «учебного прогресса» по толковому словарю
И. Даля, прокомментировать, а также дать определение «учебной неуспеваемости».
Каждая группа даёт одно из определений и комментирует их.
«Неуспеваемость» от :
— не успеваешь …
— не имеешь успеха в …
— потерпеть неудачу …
— не достичь желаемого…
— не успевать в науках…
Диалог,
Диску-ссия
Проверяется способность осознанного заучивания понятий, умение комментировать
Постановка учебной задачи.
Актуализа-ция опорных знаний
0.3.
Предлагаю опорную таблицу «Причины учебной неуспеваемости» и прошу ознакомиться с её причинами и проанализировать их.
Каждая группа работает над комплексом значимых причин:
1-социально-экономических;
2-биопсихических;
3-педагогических;
Подкрепляют примерами
Работа в группах
Проверяется способность, умение анализировать, комментиро-вать, обобщать
Этапы урока
Операциональные цели
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Методы и приёмы
Оценивание
Сообщение новых знаний
0.10.
0.12.
Предлагаю информацию о вступлении Молдовы в Болонский процесс, о «Совместном проекте повышения уровня успеваемости учащихся» (ЮНЕСКО, 1968г), проект Закона об Образовании Республики Молдова
Учащиеся работают с документами, дискутируют, ведут записи, обсуждают древнеримскую пословицу «Не для школы, а для жизни мы учимся»
Беседа
Исследо-вание
Проверяется способность высказывать своё мнение, делать выводы
Раскрытие содержа-ния и управле-ние учением
0.8.
Обращаю внимание на памятку для учителей Ш. Амонашвили и прошу выделить одно из правил, которое может быть постулатом в педагогике. Отсюда возникает ключевой вопрос «Как не навредить и какие пути избрать, чтобы предупредить и устранить учебную неуспеваемость?
Учащиеся знакомятся с Памяткой и выделяют одно из ведущих правил «Не вреди!»
Проблемная ситуация
Умение и способность увидеть и выделить проблему
Направле-ние учением
0.5.
Предлагаю учащимся ознакомиться с рекомендациями известного учёного Ю.К. Бабанского о путях преодоления неуспеваемости школьников, с учётом характера учебной деятельности и мерах профилактики неуспеваемости
Работа в группах с опорной таблицей:
1гр.- на этапе контроля за подготовленностью учащихся
2гр.- на этапе изложения нового материала и организации учебно-познавательной деятельности
3гр.- на этапе организации самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время
Работа в группах
Проверяется способность умения анализировать, связывать знания с педагогической практикой
Этапы урока
Операциональные цели
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Методы и приёмы
Оценивание
Учебным процессом
0.6.
Обращаю внимание на картину Ф.П. Решетникова «Опять двойка», датированную 1952г.; являющуюся одним из шедевров советской живописи первых послевоенных лет, которое в числе лучшим 50 работ находится в Третьяковской галерее. Художника подвигло на написание картины идея воспитания интереса к учению.
Прошу описать состояние мальчика, озвучить картину
Учащиеся подходят к картине, рассматривают её, описывают состояние мальчика:
— Огорчение, расстроенность, жалость, чувство стыда, переживание, печаль, беспокойство.
Описывают персонажей картины и озвучивают её
Демонстрация,
Описание, ролевая игра, дискуссия
Проверяется умение описать картину, дать характеристику нравственных качеств, инсценировать, проводить межпредметную связь
0.9.
Как же разрешает проблему неуспеваемости учитель вместе с родителями
Обсуждение и разрешение педагогических ситуаций
Проблемная задача
Умение анализировать, делать выводы, проводить связь с жизнью и педпрактикой
Поиск рациональных решений
0.8.
0.9.
0.10.
Назовите другие пути предупреждения учебной неуспеваемости
Учащиеся называют пути предупреждения учебной неуспеваемости и подкрепляют подготовленными сообщениями:
— о дифференцированном и индивидуальном подходе в обучении;
Исследование
Практический
Умение применять знания на практике, исследовать,
проводить связь с педагогической практикой
Этапы урока
Операциональные цели
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Методы и приёмы
Оценивание
0.8.
0.9.
0.10.
— о развитии умственных способностей;
— об умении учиться;
— о культуре умственного труда (периодах работоспособности);
— об отношениях: учитель-ученик;
— о педагогике сотрудничества.
Закрепле-ние
0.7.
0.12.
Какие из 9 способов Дейла Карнеги «Как изменить человека не нанося ему обиды и не вызывая негодования» можно применить в учебной практике?
Учащиеся знакомятся и выбирают наиболее приемлемые
Самостоя-тельная работа, решение ассоциа-ций
Умение обобщать, делать выводы
0.5.
Таким образом, сделаем вывод
Учащиеся делают вывод: устранив учебную неуспеваемость, придя к учебному успеху и развивая его, можно достичь учебного прогресса
Этапы урока
Операциональные цели
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Методы и приёмы
Оценивание
Итоги урока
0.5.
0.11.
Предлагаю лидерам подгрупп проанализировать участие их членов в занятии и оценить
Оценивают лидеры подгрупп, они же «эксперты»
Контроль,
Оценка
Проверяется способность оценивания, самоконтроля, объективности
Домашнее задание
Всем учащимся составить:
1. Программу самовоспитания по повышению качества знаний по наиболее сложному предмету
2. Изучить причины неуспеваемости учащихся класса, в котором проводят педагогическую практику