Реферат по предмету "Педагогика"


Современные парадигмы образования

Министерство образования и науки республики Казахстан
Павлодарский государственный педагогический институт
СОВРЕМЕННЫЕ ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
ОМАРОВА В.К.
ПАВЛОДАР 2009

Содержание
I. Современные парадигмы образования
I.1 Современные парадигмы образования: личностно-отчужденнаяи личностно-ориентированная. Гуманизация образования
ІІ. Личностно-ориентированный подход в образовании
II.1 Концептуальные основы личностно-ориентированногообразования
II.2 Психолого-дидактическаяконцепция И.С. Якиманской
II.3 Проективная модельличностно-ориентированного обучения (Н.И. Алексеев)
II.4 Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования(Бондаревская Е.В.)
II.5Концепция личностно-ориентированного образования Слободчикова В.И.
II.6Концепция личностно-ориентированного образования Фридмана Л.М.
II.7 Концепцияличностно-ориентированного образования Цукермана Г.А.
II.8 Синергетическая концепцияличностно-ориентированного образования Кульневича В.С.
I. Современные парадигмы образованияI.1 Современныепарадигмы образования: личностно-отчужденная иличностно-ориентированная. Гуманизация образования
Табл. 1. Современные парадигмы образованияСистема образования
Парадигма — исходная концептуальная идея, господствующая
в течение исторического периода Социальный подход (базируется на принципе культуросообразности) Антропологический подход (базируется на принципе природосообразности) Логика образовательного процесса Передача социального опыта ребенку (от программ — к ребенку) От ребенка к программам
Личностно-отчужденная
парадигма
Личностно-ориентированная
парадигма Потребности, способности ребенка не учитываются Учет потребностей, способностей ребенка
Социально-ориентированная парадигма Учет требований всех заказчиков, в том числе и ребенка
 
Гуманизация образования занимает важное место вмногогранном процессе современного общества.
Гуманистический потенциал идей, заложенных в теориях:
развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов,Л.В. Занков);
воспитывающего обучения (З.И. Васильева, К.И. Дулов идр.);
целостности учебно-воспитательного процесса (В.И. Ильин);
индивидуализации и дифференциации учебной деятельности(А.А. Бударный, В.В. Иванов, О.Н. Иващенко, Л.М. Захарова, А.А. Кирсанова, Е.С.Рабунский, Р.С. Семенова, И.Э. Унт);
приобщения учащихся к самообразованию и самовоспитанию(Б.Ф. Райский, Л.И. Рувинский, В.Н. Котляр);
формирования мотивации учения (Ю.Д. Алферов, В.С. Ильин,Ю.В. Шаров, Г.И. Щукина);
саморазвития и индивидуальности учителя (Е.П. Белозерцев,В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, В.А. Кан-Калик, Л.Ф. Спирин);
диалогизация обучения (С.Ю. Курганов, Ю.В. Сенько).
Разработка целостной теории гуманизации образования: М.Н.Берулавы, Г.Б. Корнетов, Н.И. Осухова, В.П. Лежникова, Е.Н. Шиянова и др.
Смыслом педагогического процесса становится развитиеученика, обращенность к его внутреннему миру, его индивидуальности.
Гуманистически-ориентированная дидактическая системавключает:
новые цели образования, направленные на самореализациюученика и учителя через усвоение системы общечеловеческих ценностей;
новое содержание образования, соотнесенное с личнымипотребностями субъектов учебного процесса;
систему личностно-ориентированных методов и форм обучения,их выбор учащимися и учителями;
демократический стиль педагогического и профессиональногообщения;
включение деятельности учения в структуру процессовсаморазвития и жизненного самоопределения личности обучающихся.
Принципы гуманизации процесса обучения:
познания и усвоения обучающимися в педагогическом процессеистинно человеческого;
познания обучающимися себя как человека;
совпадения интересов обучающихся с общечеловеческимиинтересами;
предоставления обучающимися в педагогическом процессенеобходимого общественного простора для наилучшего проявления своейиндивидуальности;
очеловечивания обстоятельств в педагогическом процессе;
определения качеств формирующейся личности обучающегося, егообразованности и развития в зависимости от качества самого педагогическогопроцесса.
Гуманистическая ориентация предполагает не отказ отуниверсальных педагогических технологий, а их вариативность в зависимости отиндивидуальных особенностей ребенка.
Гуманизация учебно-воспитательного процесса возможнапри реализации целого комплекса требований:
безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительноеотношение к нему;
проявление уважения к личности и поддержание чувствасобственного достоинства в каждом;
осознание права личности быть не похожей на других;
предоставление права на свободу выбора;
оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
способность чувствовать (эмпатия) каждого ребенка, смотретьна проблему глазами конкретного ребенка с его позиций;
учет индивидуально-психологических и личностных особенностейребенка.
ІІ. Личностно-ориентированный подход в образовании
 
Личностно-ориентированное образование — педагогический процесс, создающий условия для проявления личностных функцийобучающегося: мотивации, выбора, смыслотворчества, самореализации, рефлексии и т.д.
Функции личностного подхода
охрана (жизни, здоровья, свобода прав человека);
опора (помощь в самоутверждении);
помощь в становлении положительной Я — концепции.
Идея личностного подхода обосновывалась и развивалась:Ананьевым Б.Г., Выготским Б.Г., Леонтьевым А.Н., Бодалевым А.А., Давыдовым В.В.,Божович Л.И., Занковым Л.В., Зинченко В.П. и др.
Виды личностного подхода: гуманно-личностный;личностно-деятельностный; личностно-развивающий.II.1 Концептуальные основыличностно-ориентированного образования
 
Модель личностно-ориентированного образования принадлежитизвестному американскому психотерапевтуКарлу Роджерсу.
Источники и движущие силы развития и личного роста находятсяв самом человеке. Главная задача обучения: помочь личности понять себя,разобраться в своих проблемах и мобилизовать свои внутренние силы и возможностидля их решения и саморазвития.
Условия личностно-ориентированного (значимого) учения(К. Роджерс):
наполненность содержания обучения жизненными проблемамиучащихся, создания такой ситуации учения, в которой бы учащиеся в определеннойстепени могли определиться с решением важных для них лично проблем и вопросов;
учащийся — субъект жизни;
«реальность личности учителя», т.е. вести себяадекватно переживаемым чувствам и состояниям, проявлять свои человеческиекачества во взаимодействии с учениками;
принятие учителем учащегося таким, каков он есть;
недирективная, диалогичная позиции учителя к источникам испособы получения знаний;
опора на самоактуализацию личности учащихся.
 II.2 Психолого-дидактическаяконцепция И.С. Якиманской
Концепция основана на принципе субъектности.
Учащийся — субъект познавательной и предметной деятельности,он не становится субъектом обучения, а им изначально является как носительсубъектного опыта. В обучении же происходит «встреча» заданного с ужеимеющимся субъектным опытом, обогащение, «окультуривание» последнего,а вовсе не его порождение.
Роль же обучения состоит в том, чтобы выявить особенностьсубъектного опыта, создать условия для раскрытия и развития его индивидуальныхпознавательных возможностей.
Личностно-ориентированное образование — естьсистемное построение учения, обучения, развития, обеспечения развития учащихся.
Составляющие технологии ЛОО:
система знаний;
методика проведения личностно-ориентированного урока;
оценка ученика в процессе усвоения знании.
Позиционно-дидактическая концепция В.В. Серикова
В основу модели ЛОО, положена идея С.В. Рубенштейна,согласно которой сущность личности проявляется в ее способности заниматьопределенную позицию.
Главным условием проявления личностных способностей вобразовательном процессе исследователь считает личностно-ориентированныеситуации, технология создания которых основывается на идее реализации трехосновных характеристик личностно-ориентированной ситуации: жизненнойконстантности, диалогичности и игровом (ролевом) взаимодействии ее участников.
Личностно-ориентированное образование — это образование:
устанавливающее связь человека со всей объективнойдействительностью,
создающее условия для проявления личностных функцийучащегося: мотивации, выбора, смысла творчества, самореализации, рефлексии идр.
Закономерности ЛОО:
при проектировании образования учитывается «событие вжизни личности»;
проектирование обучения — совместная деятельность учителя иучащихся;
образовательный процесс становится источником личностногоопыта;
обучение приближается к естественной жизнедеятельностичеловека;
внутренний личностный мир педагога становится частьюсодержания образования;
текст как фрагмент культуры усиливается через контекст.
 II.3 Проективная модельличностно-ориентированного обучения (Н.И. Алексеев)
Сущность личностно-ориентированного обучения связывается нетолько с уникальностью и самобытностью учащегося, но и с неповторимостьюличности педагога, с одной стороны, а с другой — с понятием "культурногоакта", смысл которого заключается в создании учащимся себя, своейличности посредством самоутверждения в культуре.
Педагогическая технология рассматривается:
как авторская, т.е. создаваемая самим педагогом с учетомособенностей учащихся, содержания учебного материала, ситуации обучения, своихсобственных возможностей
как принципиально не инвариантная, поскольку предполагаетсобственное «доопределение» в конкретных условиях обучения.
 II.4 Культурологическаяконцепция личностно-ориентированного образования (Бондаревская Е.В.)
Образование — часть культуры, которая питается ею, ивлияет на ее сохранение и развитие через человека. Чтобы обеспечить восхождениечеловека к общечеловеческим ценностям и идеалам культуры, образование должнобыть культуросообразным.
Основным методом проектирования и развития долженстать культурологический подход, который предписывает поворот всех компонентовобразования к культуре и человеку как ее творцу и субъекту, способному ккультурному саморазвитию.
Цель образования — найти, поддержать, развитьчеловека в человеке, заложить все необходимое для развития самобытноголичностного образа и достойного человека жизни, диалогического взаимодействия слюдьми, природой, культурой, цивилизацией.
Компоненты культурологического подхода к ЛОО:
отношение к ребенку как субъекту жизни, способному к культурномусаморазвитию и самоизменению;
отношение к педагогу как посреднику между ребенком икультурой;
отношение к образованию как культурному процессу, движущимисилами которого является поиск личностных смыслов;
диалог и сотрудничество в достижении целей культурногосаморазвития;
отношение к школе как целостному культурно-образовательномупространству.
Принципы организации среды учения и жизнедеятельности: — природосообразность;культуросообразность; индивидуально-творческий подход; жизнетворчество; сотрудничество.
Технологии ЛОО: смысло-поисковые;личностно-развивающие; технологии педагогической поддержки.
Ценности гуманистической педагогической культуры:
не знание, а личностные смыслы учения ребенка;
не отдельные (предметные) умения и навыки, а индивидуальныеособенности, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт личности;
не педагогические требования, а педагогическая поддержкаи забота, сотрудничество и диалог ученика и учителя;
не объем знаний, не количество усвоенной информации, а целостноеразвитие, саморазвитие, личностный рост ученика.
Содержание ЛОО должно включать: обязательныекомпоненты: аксеологический, когнитивный, деятельно-творческий и личностный.
Цель аксеологического компонента — введение учащихсяв мир ценностей и оказание помощи в выборе личностно-значимой системыценностных ориентаций, личностных смыслов.
Когнитивный компонент содержания образованияобеспечивает научными знаниями о человеке, культуре, истории, природе, ноосферекак основе духовного развития.
Деятельно-творческий компонент способствуетформированию и развитию у учащихся творческих способностей, необходимых длясамореализации личности в различных видах деятельности.
II.5 Концепция личностно-ориентированного образования Слободчикова В.И.
Нельзя заставить, принудить другого стать и быть личностью,можно только самому стать на путь обретения этих подлинно человеческихспособностей.
Вводиткатегории трех типов развития:
категории «изменения» и «самоизменения» длясозревания и роста;
категории «совершенствования» и «самосовершенствования»- для процессов формирования;
категории «развития» и «саморазвития» — для процессов преобразования и преображения (главная линия становления человекакак субъекта собственной жизни).
Главный вопрос — о самостоятельности человека, егосамосознании, самобытности, самодеятельности.
Позиция педагога, его личность оказывает влияние наличностно-ориентированное образование.
 II.6 Концепция личностно-ориентированного образования Фридмана Л.М.
 
Личностно-ориентированное образование — это такоеобразование учащихся, осуществляемое в школе, которое направлено навоспитание ученика развитой самостоятельной личностью. Обучение знаниям,умениям и навыкам — средство образования.
Подсистемы организации ЛОО: мониторинг личностногоразвития каждого ученика; классно-урочные занятия; обязательность предметов вначальной школе; со средних классов только четыре обязательные предметов (историяОтечества, родной язык и литература, иностранный язык) и предметы по профилю;учебный минимум и контроль; взаимоконтроль и взаимооценка; взаимообучение;формирование прочных привычек нравственного поведения и деятельности; — домашняя работа (длительный срок и самостоятельность); эстетический циклучебных занятий (хореография, танцы и др.); клубная работа; общешкольноесамоуправление; трудовое обучение; сохранение и укрепление здоровья.
 II.7 Концепцияличностно-ориентированного образования Цукермана Г.А.
Главная задача педагогов и учащихся саморазвития исамовоспитание.
Условие самовоспитания:
введение в предмет через генетически исходное понятие, чтопозволяет ученику строить гипотезы;
не репродуктивный способ взаимодействие с взрослым приинициации сотрудничество и учителем;
взаимодействие со сверстниками с обсуждением различных точекзрения на проблему;
взаимодействие с самим собой, меняющемся в ходе обучения приобнаружении, фиксации и обсуждении содержании «Я — концепции»;
обеспечение психологической безопасности работы группы,осуществление педагогической поддержки.
Необходимые формы самовоспитания: уроки самопознания;разрешение этических ситуаций; тренинги.
 II.8 Синергетическаяконцепция личностно-ориентированного образования Кульневича В.С.
 
Справка: синергетика — наука, изучающая системы ссамоорганизацией.
Ведущая идея: формирование личностных структурсознания учителя и учащихся.
Личностные структуры сознания учителя и учащихся: контроль;критичность; рефлексивность; коллизийность — способность обнаруживать,анализировать скрытые причины событий, выявлять их основы, устанавливатьприоритеты неявных противоречий по отношению к общественным и личным ценностям;мотивирование; автономность; самоактуализация; саморазвитие; обеспечение уровнядуховности жизнедеятельности.
Образовательныепрактики реализации личностно-ориентированных парадигм (А.М. Моисеев)Личностно-отчужденная парадигма Личностно-ориентированная парадигма
/>/>/> Образовательные практики
Когнитивная
Аффективная
Самоопределения
Самореализации
Субъективная
Валеологическая
Креативная
Воспитательная
Сравнительныйанализ традиционного и личностно-ориентированных подходов к обучению (по Б.Б. Айсмонтасу)Традиционный подход Личностно-ориентированный подход Принцип педагогического общения Прямая передача готовых знаний путем объяснения и иллюстрации Обучение детей путем вовлечения в творческий учебный труд всех Учение — тягостный, тяжелый, непосильный труд для многих детей Учение приносит радостное чувство успеха и умственного развития Учитель выполняет роль предметника, и он с предметом идет к учащимся Учитель выполняет роль воспитателя, и он с учащимися идет к творческому познанию предмета Учитель чаще обращается с учащимися по принципу волевого принуждения к учению Учитель с детьми обращается по принципу уважительного сотрудничества На уроке оценку своего труда получает небольшое количество учащихся Каждый ученик на каждом уроке получает оценку своего труда Принцип опережения в обучении Учитель жестко привязан к программе, он не рискует изменить время, отведенное на изучение материала, не проявляет творческой инициативы Учитель жестко не привязан к программе, он позволяет себе опережать время, отведенное на изучение предмета Формализм, безынициативность в выполнении учебной программы, отсутствие творческого подхода Опережение программы учеником доставляется удовольствие, ведет к быстрому умственному развитию Класс в целом остается ленивым, бездумным, безответственным Класс становится думающим, трудолюбивым Принцип опорных сигналов в обучении Деление детей на сильных и слабых
Отказ от деления детей на группы сильных и слабых
Отказ от дифференцированных заданий Основное педагогическое средство — это объяснительно-иллюстративный метод Использование идеи опорных сигналов (В.Ф. Шаталов), схем (С.Н. Лысенкова) и др. Отсутствие творческого поиска более оптимальных методов обучения Опорные сигналы — это главные и существенные признаки, правила, способы, приемы и их составные действия и др. Отрицательное отношение к ученикам, не понимающим поставленная проблема и не умеющим думать Развитие у учащихся способности к мышлению Преобладание индивидуальных форм обучения и отсутствие групповых, совместных Создание детского коллектива, способного вовлекать всех в коллективное учебное творчество Принцип самоанализа в обучении Учащихся не учат анализировать и оценивать свою деятельность, оценочные действия преимущественно или полностью принадлежать учителю Учащихся приучают анализировать свою деятельность, обучают индивидуальному и коллективному самоанализу Каждому школьному делу оценку дают учителя и родители, дети не обучаются анализировать работу Каждое школьное дело анализируется и оценивается самими учащимися Доминирует авторитарный стиль руководства ученическим коллективом Обучение коллективному самоанализу ведет к укреплению атмосферы сотрудничества


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.