Министерство образования и наукиРоссийской Федерации
МОУ СПО «Тюменский социально–педагогическийколледж № 2»
РЕФЕРАТ
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СТАТИЧЕСКОЙПРОЕКЦИИ И МЕТОДИКА ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Исполнитель: Минкин Евгений Михайлович
студент 493 группы
Научный руководитель: Шармин Д. В.
г. Тюмень
2005 г.
Понятие «средство обучения»используется в дидактике для обозначения одного из компонентов процесса обучениянаряду с другими компонентами. Средства преподавания имеют существенное значениедля реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудитьи поддержать познавательные процессы учащихся, улучшают наглядность учебного материала.Делают его более доступным, обеспечивают наиболее точную информацию об изучаемомявлении. Интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести её в индивидуальномтемпе. Этому компоненту процесса обучения посвятили свои научные исследования: ЗанковЛ.В, Выготский Л.С., Прессман Л.П., Пидкасистый П.И… Исследователи делят средстваобучения на материальные и идеальные. Во многих исследованиях, например в трудеЗанкова Л. В. «Дидактика и жизнь», подчеркивается, что учителя недооценивают рольсредств обучения, не связывают выбор средств обучения с целями урока, содержаниемобучения, особенностями детей. Иногда преувеличивают значение материальных средствили наоборот идеальных.
Процесс обучения– сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихсянаправленных к общей цели – вооружению обучающихся знаниями, умениями, навыками,к их развитию и воспитанию.
Общественная жизнь являетсяважнейшим фактором воспитания. Педагогический процесс, обособляясь в специальнуюцеленаправленную систему, не изолируется от жизни. Его цель – в организации отношенияк ней воспитанников, в стремлении к распространению своих влияний, педагогизацияобщественной жизненной среды. Педагогически организованной средой можно считатьсогласованную с педагогическими целями деятельность семьи, общественных организаций,трудового коллектива, неформальных объединений.
Средство обучения– это идеальный или материальный объект, который используетсядля освоения знаний, формирования опыта, познавательной и практической деятельности.
Все средства обучения можноусловно разделить на визуальные (зрительные), аудиальные (слуховые) и аудиовизуальные(зрительно-слуховые). К визуальным техническим средствам обучения относятсясредства статической проекции (графопроектор, диапроектор, эпипроектор).
Система средств обучения строитсясогласно следующим принципам:
1. Оборудование должно полностьюудовлетворять педагогическим требованиям, предъявляемым к другим элементам учебногопроцесса: наглядно воспроизводить существенное в явлении, быть легко воспринимаемыми обозримым, иметь эстетический вид и т.п.
2. Количество и типы средствобучения должны полностью обеспечивать материальные потребности учебной программыв системе, но без излишеств.
3. Средства обучения должнысоответствовать реальным условиям работы и потребностям местного населения. Каждоедействие совершается с помощью какого–нибудь средства. Умственные действия совершаютсяпри помощи идеальных средств, которые входят в состав компонентом мышления нарядус образом конечного продукта (целью), условием задачи (деятельности) и технологиейработы (операционным составом мышления). В процессе объяснения нового материалаучитель выражает эти средства наглядно (графически, символически и т.п.), либо вербализуетих (словесно). Вербальные выражения средств всегда начинаются с глагола (нарисовать,изобразить и т. п.). Последовательность используемых средств обучения (иногда называемыйплан решения задачи).
Графопроекторпредставляет собой самый распространенный тип проекторов. Это и неудивительно.Во–первых, он лишен части недостатков, присущих диапроекторам. В нем нетограничений по световому потоку благодаря большому размеру пленки, поэтомупрезентации с графопроектором можно проводит в освещенном помещении. Во–вторых,при необходимости можно что–то нарисовать маркером прямо на пленке, а такжевыделить часть изображения, закрыв остальную плотно бумагой.
Основные функциональные возможности графопроекторов:
– Переключение нарезервную лампу, при этом повышается надежность презентации.
– Переключение наэкономичный режим работы лампы
Достоинства графопроекторов:
1. Внесение изменений входе презентации позволяет провести интерактивную презентацию;
2. Простота изготовленияпленок: с помощью копира, лазерного или струйного принтера;
3. Презентация в реальноммасштабе времени;
4. Показ частиизображения;
5. Наложение изображений;
6. Использованиематериала в любой последовательности
Недостатки графопроекторов:
1. Необходимость сменыпленок вручную
2. Каждый способнанесения изображений требует соответствующего типа прозрачной пленки
3. Громоздкость (дажемобильные варианты весят около 10 кг)
4. При необходимостиизменить размер изображения придется перемещать сам проектор.
Рекомендации по подготовке материалов:
– При работе сграфопроектором нельзя увлекаться мелким текстом, таблицами.
– Нужно пользоватьсятолько качественным изображением – проектор только увеличит недостатки.
– Все изображения должныбыть одного формата. Следует учесть, что горизонтальные изображения болееинформативны.
– Цветные изображенияпривлекают внимание и интерес аудитории;
– Необходимо использоватьзащитные обложки: это позволит предохранить пленки от повреждений и улучшиткачество проецируемого изображения.
Еще одним удобнымприемом, кроме показа по частям и послойного формирования изображения, являетсявключение/выключение проектора. Если учитель выключает проектор, вниманиеаудитории будет направлено на него, а не на экран.
Отечественныедиапроекторы (Этюд", «Свет» и другие) – знакомый всем, наиболеепростой класс проекционной техники. Минимум функциональных возможностей (показслайдов в прямом и обратном направлении), проводной пульт дистанционногоуправления. Вентилятор охлаждения создает, пожалуй, слишком сильныйакустический шум. Несмотря на это, проектор вполне достаточен для проведениянесложных презентаций.
Зарубежные моделипроекторов оптимальны с точки зрения цена/возможности. Простота и удобство вобращении гарантируются проводным или ИК пультом дистанционного управления.Надежность обеспечивается запасной лампой, на которую можно переключиться походу презентации.
Основные функциональные возможности:
-автофокусировка
— таймер
— нет слайда – нет света
— изменение скоростизатухания слайда
— быстрая замена лампы
— возможностьпрограммирования.
Достоинства диапроекторов:
1. Удобство и простота вобращении
2. Компактность, легкостьтранспортировки
3. Профессиональноекачество слайдов
4. Низкая цена.
Слайды подходят как дляработы с маленькими группами, так и с большой аудиторией. Их легко перевозить ииспользовать многократно. Слайды создают (должны создавать) профессиональныефотографы, поэтому считается, что слайды – это наглядное пособие дляпрофессионалов.
Недостатки диапроекторов:
1. Показ толькостатических, заранее подготовленных изображений, без звукового сопровождения
2. Ограниченный световойпоток, связанный с чувствительностью пленки к перегреву.
3. В слайд сложно внестиизменение, поэтому Ваша презентация будет скорее монологом или лекцией, чеминтерактивным диалогом
4. Слайды сложноизготовить, не менее сложно их копировать
5. Слайды нуждаются в аккуратномобращении (следы от пальцев, микроцарапины на экране будут заметны,дискредитируя саму идею презентации)
6. Со временем слайдывыцветают.
При использованиидиапроектора нужно учесть, что рамки для слайдов бывают разной толщины. Текстна слайде будет трудночитаемым, если вы расположите зрителей очень далеко отэкрана. Опыт показывает, что рекомендуется вообще избегать текстовой информациипри изготовлении слайдов. Нельзя оставлять надолго слайд в бумажной рамке впроекционном окне – рамка может рассохнуться, а сам слайд — даже сгореть.
Применение многих средствобучения требует от учителя тщательной подготовки плана (сценария) каждого урока.Для этого необходимо знания о принципах применения средств обучения и функциях,которые они должны выполнять. Современная педагогика видит смысл средств обученияне только в иллюстрировании преподаваемых знаний, но прежде всего считает их самостоятельнымисточником знания, оказывающим глубокое влияние на личность учащегося.
Прессман Л.П. отводит особуюроль наглядности при обучении детей младшего школьного возраста, так как она соответствуетособенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрительные,слуховые и т.д.), средства наглядности обеспечивают разностороннее, полное формированиекакого–либо образа, понятия и тем самым способствует более прочному усвоению знаний,пониманию связи научных знаний с жизнью.
Наглядность содействует выработкеу учащихся эмоционально–оценочного отношения к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельныеопыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности техявлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. А уверенность в истинностиполученных сведений, убежденность в знаниях делают их осознанными, точными. Средстванаглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс усвоения, поддерживаютвнимание ребенка. В использовании любого вида средства обучения необходимо соблюдатьмеру и пропорцию, определяемые закономерностью обучения. Так, отсутствие или недостаточноеколичество средств наглядности снижает количество знаний за счет уменьшения познавательногоинтереса и затруднения понимания и образного восприятия материала. Однако большоеколичество демонстраций создает развлекательное настроение учащихся. Оптимальнымследует считать при изучении новой трудной темы 4–5 демонстраций за урок, считаясредства для самостоятельной работы учащихся и средства контроля. Прежде чем отобратьдля урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его примененияв зависимости от его дидактических возможностей. При этом следует иметь в виду,в первую очередь, цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные средства,которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явленияи позволяют ученику вычленять и группировать те существенные признаки, которые лежатв основе формируемого на данном уроке представления или понятия. От учебных задачзависит и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя.
Прессман Л. П. пишет о том,что при выборе любого варианта комплексного применения средств наглядности звеномкаждого комплекса будет материал учебника, в котором выражено основное содержаниепредмета по каждому учебному вопросу, его границы, направленность, дидактическаяструктура формирования знаний и умений, в которую надлежит «вписать» избранную системусредств наглядности. Учебник предназначен для учителя и ученика, однако функцииучебника в том и другом случае несколько различны. Для ученика учебник являетсяисточником информации, средством её усвоения и самоконтроля. Для учителя – это,прежде всего, ориентир в руководстве учебным познанием учащихся, в определении объемаи сложности учебного материала, средство контроля и в определенной степени дифференциацииобучения.
Результаты учебно–воспитательногопроцесса по всем предметам зависят во многом от того, насколько учитель обеспеченразнообразными средствами обучения, а также от мастерства его, использующего этисредства.
Список литературы.
1. ВадюшинВ.А., Пальчевский Б.В., Фридман Л.С. Технические средства обучения. – Минск:,1987. – 246 с.
2. ДригаИ.И., Рих Г.И. Технические средства обучения в общеобразовательных школах. М.,1985.
3. ЗудинВ.Л. Оснащение учебных помещений информационными и вспомогательнымитехническими средствами. – Свердловск: СИПИ, 1990. – 233 с.
4. КарповГ.В., Романин В.А. Технические средства обучения. М., 1979.
5. КоджаспироваГ.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. –М.: Академия, 2001. – 256 с.
6. МархельИ.И., Овакимян Ю.О. Комплексный подход к использованию технических средствобучения. – М.: Высшая школа, 1987. – 175 с.
7. МашбицЕ.И. Психолого–педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.:Педагогика, 1988. – 192 с.
8. МолибогА.Г., Тарнапольский А.И. Технические средства обучения и их применение. –Минск: Университетское изд–во, 1985. – 208 с.
9. МолибогА.Г., Тарнопольский А.И. Технические средства обучения. Минск, 1985.
10. Новыепедагогические и информационные технологии в системе образования // Под ред.Е.С. Полат. – М.: Академия, 1999. – 224 с.
11. Оснащениешколы техническими средствами всовременных условиях // Под. ред. Л.С.Зазнгобиной. – М.: УЦ «Перспектива», 2000. – 80 с.
12. СинецкийД.Б. Видеокамеры и видеосъемка. – М.: A.D.& T., 1999. – 200 с.
13. ШостакЯ.Е. Комплексное применение технических средств в учебном процессе. М., 1976.