Запоследние полтора десятилетия российской истории, пожалуй, ни однаидеологическая ценность не подвергалась таким переосмыслениям, а следовательно,испытаниям, как патриотизм.
Характернойчертой перестроечного времени стало крушение различных догм и постулатов. Такбыла брошена в оборот и подхвачена интеллектуалами фраза: «Патриотизм – эточувство примитивное, оно есть даже у кошки». Предполагалось, что патриотизм — отжившая ценность, мешающая строить новое демократическое общество, свободноеот прежних стереотипов.
Прошлонекоторое время и в канун 50-летия Победы над фашизмом тем же интеллектуалампришлось реанимировать патриотизм, как неотъемлемую составную часть российскогоменталитета. Оказалось, что без патриотизма невозможно построить новое сильноегосударство, привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.Без ясного, определенного акцента на защиту интересов России невозможновыработать сколько-нибудь плодотворную и самостоятельную внешнюю и внутреннююполитику. Без заботы о собственной национальной экономике, национальном рынке,росте отечественных производителей, опоры на собственные силы невозможноулучшить жизнь людей. Без уважения к собственной истории, к делам и традициямстарших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодежь. Безвозрождения национальной гордости, национального достоинства невозможновдохновить людей на высокие дела.
Историческиформирование патриотической идеи совпадет с возникновением Русскогогосударства. В период перехода от родового общества к древнерусскомугосударству этническое самосознание воплощалось в представлении об общностипроисхождения и принадлежности к определенному племенному объединению, чтопривело впоследствии к формированию общей идеи русской земли, Руси, какгосударства, на котором живет народ. Но не только географическое пространствосплачивало формирующуюся древнерусскую народность. Язык, верования,историческая память о прошлом, общность судьбы — все то, что можно назватьисторическим пространством и составляло вкупе Отечество.
Однойиз ведущих в памятниках русской средневековой письменности была идея защиты, ане захвата чужих земель. «Да не посрамим земли Русской!» — эти словакиевского князя Святослава могут быть лейтмотивом всей боевой историиРоссийской армии. С середины XIII века сутратой государственного суверенитета, ослаблением политической роли русскойземли общерусская патриотическая идея уступила место локальным призывам. Совторой половины XIV века клич «За землю русскую!»возродился в сочетании с другим «За веру православную!». Православиеобъединяло русских в борьбе за государственную независимость, олицетворяя иодухотворяя эту борьбу.
Неписанымправилом для русского воина было стоять насмерть за отца и брата, мать и жену,за родную землю. Верность воинскому долгу скреплялась устной присягой, клятвойна оружии и перед Богом. В военных походах и сражениях воспитывались взаимовыручка,товарищество, смелость, героизм, презрение к смерти во имя спасения Отечества.Постепенно эти качества стали основой патриотизма как важнейшего явления всоциально-политическом и духовном развитии нашего общества, явившегося важнойсоставляющей российского менталитета.
Впетровское время с утверждением абсолютизма государственное начало безраздельногосподствовало в общественном сознании. Для этого времени характерен был ростнационального самосознания складывающейся русской нации, что нашло своевыражение в новом осмыслении таких духовных ценностей, как«Отечество» и «патриотизм».
Отечествоотождествлялось с определенной территорией и исторически сложившейся на нейобщностью населения, постепенно вырабатывалось представление «мы — россияне».
Понятиепатриотизм наиболее точно определил Н.М.Карамзин: «Патриотизм есть любовько благу и славе Отечества и желание способствовать им во всехотношениях». Похожее определение дает В.Соловьев: «Ясное сознаниесвоих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуютдобродетель патриотизма».1 Исходя из этих определений, суть любви к Отечеству состоит в понимании главныхзадач, стоящих перед обществом и государством, в неустанной борьбе за ихрешение. Патриотизм в русском национальном самосознании был связан сжертвенностью, с необходимостью, если надо, отказаться от себя, от семьи.Призыв «положить жизнь за Отечество» звучал в стихах Н.М.Карамзина,С.Н.Глинки, А.И.Тургенева. В то же время патриотизм чаще всего сопряжен вобщественном сознании с военной деятельностью, но не захватнической.
Вгоды правления Петра I патриотизмприобретает характер государственной идеологии, считается выше всех ценностей идобродетелей, а главным девизом россиян становятся слова «Бог, Царь иОтечество». С тех пор воспитание в армии основывается на положении:русский солдат служит не ради чести и славы своей или императора, а в интересахгосударства Российского. «Вот пришел час, который решит судьбу Отечества,- обращался Петр I к воинам перед Полтавской битвой. — И такне должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петруврученное, за род свой, за Отечество… А о Петре ведайте, что ему жизнь его недорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояниявашего...».2 Такой подход квоенной службе был закреплен в «Учреждении к бою», «Артикулевоинском», написанных лично Петром I, в Уставе воинском 1716 года, российских законах.
Историянашего государства — это история войн в его защиту. Поэтому стержнемгосударственного патриотизма становится военно-патриотическое воспитание,получив-шее заметное развитие в трудах и деяниях П.А.Румянцева, А.В.Суворова,М.И.Кутузова, П.С.Нахимова, М.И.Драгомирова, С.О.Макарова, М.Д.Скобелева идругих.
Впослеоктябрьский период развития нашей страны произошло переподчинениесобственно русских и российских интересов задаче интернационализации отношенийв обществе. Это отразилось на русском самосознании, которое деформировалось,ослабля-лось, утрачивая национальные корни. Значительнее слабее сталапреемственность поколе-ний, нарастали тенденции маргинализации населения,особенно молодежи, ее отчуждения от героических свершений и славы великихпредков. В то же время в ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопросо судьбе нашего Отечества, народ и армия проявили небывалый по силе патриотизм,который явился основой духовно-нравственного превосходства над фашистскойГерманией. Вспоминая тяжелые дни сражения за Москву, Г.К.Жуков отмечал, что«не грязь и не морозы остановили гитлеровские войска после их прорыва кВязьме и выхода на подступы к столице. Не погода, а люди, советские люди! Этобыли особые, незабываемые дни, когда единое для всего советского народастремление отстоять Родину и величайший патриотизм поднимали людей на подвиг».3 Этот исторический фактсвидетельствует о том, что форма власти, общественная система не в состоянииоказать решающего воздействия на высшие духовные ценности народа в моментысудьбоносных испытаний.
Менталитетсоветского общества, хотя и содержал в себе многие общерусские ментальныечерты, тем не менее, весьма существенно отличался от менталитета прошлых веков.Этому способствовало стремление власти ограничить влияние церкви, режим террораи насилия в стране, принижение роли семьи в воспитании подрастающего поколения,культ личности. Этот период привел к образованию своеобразного и неповторимогоменталитета „советского человека“, по выражению Л.Н.Пушкарева»сдвигающего горы и меняющего течение рек, не задумываясь опоследствиях".4
Всовременное время в условиях господства эгоцентрически трактуемой либеральнойидеи стала возможной общественная деморализация. А.И.Солженицин, характеризуетследующим образом изменения в русском менталитете в новом Российскомгосударстве: "… Рублево-долларовый удар 90-х годов по новому потряс нашхарактер: кто сохранял еще прежние добрые черты — оказались самыминеподготовленными к новому виду жизни, беспомощными, негодными неудачниками, неспособными заработать на прокормление. «Нажива» стала новойидеологией. Разгромная, разрушительная переделка… — густо дохнула распадом внародный характер".5
ПередРоссией встала важнейшая задача — реализовать огромный духовно-нравственныйпотенциал, накопленный за всю историю существования государства, для решенияпроблем в различных сферах жизни общества. Государственная стратегия России должнапостоянно опираться на историческое и духовное наследие народа, поэтому впоследнее десятилетие остро встал вопрос выработки национальной идеи, котораясмогла бы объединить российский народ в новых исторических условиях. По мнениюА.Кивы «Национальная идея — это обруч нации. Как только он лопается, нациялибо впадает в глубокую депрессию, либо распадается, либо становится жертвойкакой-то реакционной идеи и даже человеконенавистнической идеологии».6
Героическаяи драматическая история России, ее величайшая культура, национальные традициивсегда были основой духовно-нравственного потенциала нашего народа,своеобразным стержнем общественного бытия. Поэтому необходимо всегда помнитьпророческие слова В.В.Розанова: «Цивилизации гибнут от извращения основныхдобродетелей, стержневых «на роду написанных», на которых «все тесто взошло».7 Как свидетельствует история,России об этом следует всегда помнить.
Список литературы
Н.А.Баранов.Патриотизм в системе общероссийских ценностей