/>Работана тему:Политический режим в современнойРоссии2005/>/>Содержание
Введение. 3
1.Политический режим в современной России. 5
1.1.Соотношение политической системы и политического режима в современной России. 5
1.2.Осуществление власти в современной России. 8
1.3.Недемократические тенденции в политическом режиме современной России 11
1.4. Демократические тенденции в политическом режиме современной России 13
2.Политические режимы советского государства. 15
2.1.Политический режим. 15
2.2.Ленинско-большевистский политический режим. 16
2.3.Сталинско-большевистский политический режим. 20
3.Политическая власть в России: проблема легитимности. 23
3.1.Роль политической власти в России. 23
3.2.Легитимность и делегитимация государственной власти в России. 26
3.3.Легитимность государственной власти в современной России. 28
Заключение. 32
Литература. 34
/>/>/>Введение
Функционирующая в Россииобщественно-политическая система во многом не отвечает общепринятым критериямдемократии, важнейшие из которых — репрезентативность власти и ееответственность перед обществом, наличие действенного общественного контроля завластью. Аналитики характеризуют эту систему терминами «авторитарнаядемократия», «режимная система», связывая ее возникновение со слабостьюгосударства и незрелостью гражданского общества.[1]
Особенностью современногоразвития России является возникновение режима, для которого интересыгосударства и общества не совпадают. Это означает, что общественная власть наэтом этапе не имеет эффективной политической структуры. Такой режим политологиназывают гибридным или переходным. Обладая признаками демократии, он еще неявляется демократическим.
Россия получила внаследство правление коммунистической партии и ограниченную автономию в составеСоветского государства. В результате сложилась ситуация, когда вгосударственных структурах выражаются не интересы партий, асоциально-экономических групп, имеющих непосредственный доступ к политическойвласти. В российском обществе происходила борьба между требованиямисуверенитетов субъектами федерации, отсутствовало разделение междуэкономическими и политическими иерархиями. Политика осуществлялась черезструктурированные, хотя и неформальные взаимоотношения. В итоге складываетсяситуация, когда формальные процедуры демократии скрывают опасный для обществаторг между реальными политическими и экономическими акторами.
Напряжение междугосударством и политическим режимом является также напряжением междуформальными и неформальными политическими отношениями, между законом иполитикой, между институционализированной и персонифицированной политическойвластью. За формальным фасадом демократической политики, проводимой на уровнегосударства, режим считал себя в основном свободным от подлинно демократическойотчетности и контроля со стороны общества. Систему, сложившуюся при Б.Ельцинеможно назвать «режимно-государственной», при которой в центре режима находилсяпрезидент с большим объемом полномочий.[2] Результатом такой политическойпрактики явилось ослабление государства, не способного утвердить принципыконституциональной независимости политической системы от существующего режима.
/>1.Политический режим в современной России/>/>/>1.1.Соотношение политической системы и политического режима в современной России
Политическая власть,осуществляемая в России, не использует методы традиционного авторитаризма, аимеющий место политический режим не может себя изолировать от некоторых чертсовременной либеральной демократической политики таких, как критика со стороны СМИ,парламентский надзор, а также выборов. В то же время политика 1990-х гг.основывалась на классических постулатах либеральной демократии и рыночнойэкономики, и имела двоякий характер: отсталая командное управление старого типаи бюрократическое регулирование экономики; и передовая, направленная наподлинное разделение властей, отделение политики от экономики, подчинениеполитики закону и свободные выборы.[3]Не препятствуя дальнейшему развитию демократии, власть воспроизводила практикупрошлого, хотя и в радикально новых формах. Рождающаяся новаяобщественно-политическая реальность несет в себе сложный сплав частичнопреодоленных, а частично преобразованных традиций прошлого. Эти особенностихарактеризуют неизбежный переходный период, так как для становлениядействительного демократического режима важна не просто политизация,сопровождающаяся конфликтами, а действительная поляризация и борьба активныхполитических сил: только тогда стороны смогут заключить пакт, обеспечивающийдальнейшее разрешение конфликтов в обществе согласительными методами.
Политическая интеграция впостсоветской России происходит на уровне режима, а не на уровне политическойсистемы. Политическая система регулируется конституционными нормами, законами,судебными решениями, а режим действует в зависимости от личных связей,покровительства и попытками сохранить свою автономию. Политические институтысоздаются, но политические процессы остаются не институционализированными, таккак в их основе лежат личные связи.
Чем болееинституционализирована политическая система, тем более упорядочено государство,которое угрожает гибридному, относительно автономному режиму. Таким образом,кризис российского государства, помимо прочих факторов, был частично вызванвозникновением постсоветского режима. Легитимность режима основывается не натом, чем режим является, а на том, что он представляет. В России формапроведения реформ подорвала значительную часть их содержания.
Политический режим 1990-хгг. имел двоякую направленность: с одной стороны, стремление к демократии,международной интеграции, менее бюрократизированной и подлинно рыночнойэкономике; с другой стороны, он унаследовал, продолжил и даже развил многиечерты прошлого.[4]
Корнями постсоветскогополитического режима являются, с точки зрения исследователей, особенностироссийской политической культуры – патернализм, этатизм и т. д. Особенностьзаключается также в том, что неформальные отношения стали новым политическимпорядком.
Экономика в Россииразвивается по рыночным законам в отсутствии эффективно функционирующейрыночной системы.
Политика лидерства вцентре, воспроизводимая в различных формах в субъектах федерации, имеет в своейоснове структуры старой элиты и нарождающегося социально-экономическогопорядка. Такой режим не является волюнтаристским правлением, он функционирует всоответствии с логикой дворцовой политики, совмещенной со сложностямисовременной экономической системы.
Решительным шагом на путик демократии является переход власти от группы людей к набору правил. Р.Даль,давая характеристику демократического государства, говорит, что главное – этосвободные альтернативные выборы для избрания политических представителей,основные гражданские права и ясно обозначенные «правила игры», защищающие этиосновные свободы.[5]
Двойное лицо российскойполитики отражает напряжение, существующее между принципами функциональности изаконности. В какой-то момент эти два принципа совпадут и станутвзаимоподдерживающими, хотя остаточное напряжение сохраняется и это являетсябольшим достижением либерально-демократических реформ. Сосуществование режимной системы и демократического режима является непростым. С одной стороны,режимная система является глубоко авторитарной и стремится изолировать себя отэффективного демократического контроля; с другой стороны, для достижениязаконности и устойчивости режимная система использует демократическиеинституты, такие как выборы и другие формы привлечения общественной поддержки.Выборы сохраняют потенциал для превращения демократии из режимной в реальную.Голоса избирателей являются важнейшим ресурсом режимной системы. В сегодняшнейРоссии ни один политик не может построить или завоевать власть безиспользования голосов в качестве ресурса. Если бы существовал политическийпотенциал авторитарного ресурса, им бы, несомненно, воспользовались.
Это сосуществованиережимной политики и демократического режима создает институты, которыеформально являются демократическими, но несут ответственность только передсамими собой. В то же время институты демократии сохраняют способностьнезависимого функционирования и являются фундаментом перехода кдемократическому режиму.
Режимная политикаобусловлена ограниченной политической активностью общества, что подорвало общеепредставление о демократизации, которая трансформирует активную гражданскуюпозицию в массовую демократию. Нынешние политические партии заняты тем, чтоосуществляют связи с элитой и мобилизуют идеологические и политические ресурсына межэлитную борьбу. В ходе их развития коммуникативные функции возьмут насебя представители общественных объединений в нарождающемся гражданскомобществе. Кроме этого, по мере развития рыночных отношений, предпринимателисами добиваются большей независимости от бюрократии для защиты своих личных иимущественных прав в рамках независимой системы законов. Средний класс по мересвоего развития также будет стремиться обеспечить свои имущественные права иличные свободы в системе законов. В результате укрепления законности режимнаясистема постепенно уступает место демократическому режиму. Для его установлениянеобходимо, чтобы противостояние оппонентов завершилось добровольным принятиемвсеми сторонами демократических норм и ценностей и согласием институализироватьсвои интересы в рамках новой политической системы./>/>/>1.2.Осуществление власти в современной России
Наряду с демократическойформой политической системы, закрепленной в Конституции РФ 1993 года,осуществление власти в современной России в течение последнего десятилетия былосвязано с рядом особенностей, входящих в противоречие с конституционнымиположениями.
Среди основных следуетвыделить следующие особенности:[6]
— гипертрофия властныхпрерогатив президента за счет ограничения полномочий других институтов, котораяприводит к тому, что президент зачастую не мог эффективно осуществлять своиполномочия;
— номинальностьразделения властей — законодательной и исполнительной, центральной ирегиональной, приводит к их политической борьбе за влияние на политические,экономические, социальные и иные ресурсы власти;
— неэффективностьгосударства как основного социального института, непосредственно управляющегообществом, его неспособность обеспечить консенсус по основополагающим вопросамобщественной жизни, решить проблемы бедности;
— сочетание формавторитарно-олигархического правления с элементами демократической процедуры,в частности с выборами и многопартийностью, что было наиболее характерным дляРоссии периода 1990-х гг.;
— фактическаяподконтрольность правительства только президенту и его полная зависимость отполитической конъюнктуры, а не результатов деятельности, в результате чегопроисходила кадровая чехарда порой без соотношения с качеством работыправительства;
— множественностьрежимов;
— концентрация власти вруках узкого круга лиц из номенклатуры и новоявленных собственников,разбогатевших нелегитимными методами, имевшая место в основном в 1990-х гг., нообладающая огромным влиянием и в настоящее время, что приводит к использованиюкриминальных методов государственно-управленческой и хозяйственнойдеятельности;
— значительнаяукорененность неформальных властных отношений, формирование элитарногокорпоративизма вместо плюралистической демократии;
— малочисленность иорганизационная слабость партий, лишенных социальной базы и неспособныхэффективно выполнять основную функцию посредника между властью и обществом;
— широкие масштабылоббистской деятельности, нерегулируемой законодательными актами и неподконтрольнойобществу;
— неразвитость системыместного самоуправления, зависимого от региональных элит;
— отсутствие в обществеединой идейно-ценностной и нормативной систем, которые позволяли бы гражданамориентировать свое поведение.
Сложившийся общественныйпорядок имеет глубокие корни в отечественной институциональной иполитико-культурной традиции моносубъективности власти, то есть сосредоточениивластных ресурсов в одном персонифицированном институте при сугубоадминистративных функциях всех других институтов.
Существующая конфигурацияполитической власти создает специфическую ситуацию, при которой легитимируемыевсенародным голосованием институты государства, участвуя в формированииисполнительной власти, реально никакой ответственности за ее деятельность ненесут. Правительство, назначаемое президентом и только ему подотчетное, в любоймомент может быть отправлено в отставку по соображениям политической целесообразностиили вследствие «подковерной» борьбы.
Согласно КонституцииРоссийской Федерации Государственная Дума зависит от решений Совета Федерации,формирующегося на основе регионального представительства, основанного не навыборах, а зачастую на личном отношении руководителей ветвей власти субъектовфедерации к назначаемым персонам.[7]При этом законодательная власть Федерального Собрания в свою очередьограничена, во-первых, правом президента издавать указы, имеющие силу законов,и, во-вторых, практикой издания исполнительной властью многочисленныхподзаконных актов, способных сорвать выполнение любых законов. />/>/>1.3.Недемократические тенденции в политическом режиме современной России
В современной России ещесохранились некоторые тоталитарные традиции, имеющие свою специфику. В этойсвязи принципиальное значение имеет тот момент, что в России промышленнаяреволюция была осуществлена за счет превращения всей массы населения в наемныхрабочих государства и тотальной экономии на оплате труда. Эта экономия, илисверхэксплуатация, привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневогодовоспроизводства. В результате качество и количество труда пересталисоответствовать потребностям индустриально-информационных технологий.
Сложность реформированиятоталитарной организации в России заключается в том, что для ее осуществлениянеобходимо значительно поднять уровень оплаты труда наемной рабочей силы, длячего нужны обширные капиталовложения. В то же время для повышенияэффективности экономики также необходимы значительные дополнительныеинвестиции. Повысить уровень инвестирования экономики для ее модернизации иодновременно повысить оплату труда всей массе наемных работников без большихиностранных капиталовложений невозможно. Поэтому для реформируемой Россиитребуется новая и мощная система мобилизации наемного персонала, который долженработать лучше, чем при социализме, за значительно меньше дореформеннойоплату труда.
В то же время многиепротиворечия, возникшие еще в эпоху социализма, не разрешены. Идет оченьжесткая борьба за статус в высших эшелонах власти. Ослабли контрольные функциивласти, что позволяет элите решать свои корпоративные проблемы за счетобщества. Однако вариант возврата к тоталитаризму вряд ли возможен, даже вслучае выхода из-под контроля государственной власти. Но неустойчивость этойситуации, сложность социально-политической обстановки затрудняют процессыдемократизации России и создают условия для усиления в стране авторитаризма.
Политический режим современнойРоссии может быть охарактеризован как демократический с устойчивымиавторитарно-олигархическими чертами и элементами политического корпоративизма.[8]Авторитарность заложена в традициях российского общества. В современныхусловиях тоска по «сильной руке» усиливается ходом и направленностью реформ,за которые подавляющему большинству населения приходится платить слишком большуюцену. В результате реформ образовался в стране огромный разрыв между богатымии бедными, что при отсутствии стабилизирующего «среднего класса» ведет к ростуавторитарных настроений.
В ходе приватизационнойполитики, проводимой в 1990-х гг., значительная часть государственнойсобственности оказалась в руках малочисленных, но могущественныхфинансово-промышленных групп, монополизирующих средства массовой информации ираспространяющих свое влияние на политику исполнительной и законодательнойветвей власти. Тем самым эти «империи» превратили существующий режим вкорпоративно-олигархический.
Усиление авторитарныхтенденций в политическом режиме России обусловлены принятой в 1993 г.Конституцией, в которой перераспределение полномочий явно смещено в сторонуисполнительной власти, и особенно президента. Реальных рычагов воздействия нареальную его политику у других ветвей власти практически нет.
Усилению авторитарныхтенденций способствуют такие факторы, как:[9]
— перманентный ростпреступности;
— природные катаклизмы;
— этнорегиональныеконфликты;
— военные столкновения;
— нестабильность ситуациивнутри правящих элит;
— распространениетерроризма;
— военные действия вЧечне.
Надо отметить, чтотенденции к авторитаризму усиливаются, когда перед обществом стоят качественноновые задачи, требующие времени и большого напряжения всех социальныхресурсов./>/>/>1.4. Демократические тенденции в политическом режиме современной России
С другой стороны, всовременной России все отчетливее проявляются характерные черты демократии:строятся основы правовой государственности и создаются устои гражданскогообщества; власть на федеральном и местном уровнях выбираема и сменяема;действуют механизмы непосредственной демократии, существует система разделениявластей в государстве; гарантированы основные права человека, реально действуетполитическая оппозиция, в том числе и «непримиримая»; формально судебные органынезависимы от властных; нет ведущей идеологии и политической партии; вэкономике складывается свободный и конкурентный рынок при многообразии формсобственности; существует внешняя независимость средств массовой информации икоммуникации.
Для усиления в Россиидемократических тенденций необходимо проведение реформ, имеющих положительныйрезультат для большинства людей: реформа административно-государственного аппарата,создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса,пенсионная реформа и т.д.
Следует отметить, чтонаряду с тенденцией к авторитаризму и олигархизации власти действует ипротивоположная тенденция — укоренения в общественном сознанииобщедемократических ценностей. По данным Института социологического анализа, от67 до 98% населения разделяют ценности, нехарактерные для традиционнойэтатистской политической культуры России: свобода необходима российскимгражданам не меньше, чем людям Запада; жизнь человека является самой большойценностью; закон обязателен для каждого — от президента до простого человека;частная собственность священна и неприкосновенна; государство тем сильнее, чемвыше благосостояние населения.
Ввиду неэффективностироссийской власти растет число сторонников внесения в Конституцию такихизменений, которые позволяли бы реформировать политическую систему путемперераспределения полномочий в пользу Государственной Думы, правительства ипремьера. Независимо от политических ориентаций многие из них выступают запредоставление парламентскому большинству права формирования правительства иконтроля за его деятельностью.
В отсутствие массовогосреднего класса, влиятельных самостоятельных партий и независимого от властиместного самоуправления перспективы демократической трансформации авторитарно-олигархическойсистемы во многом зависят от двух факторов — от наличия в самой правящей элитевлиятельных групп, заинтересованных в демократизации страны, и от воздействиятакого нового феномена, как формирующееся «транснациональное гражданскоеобщество».
Следует также отметить,что здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданскийконсенсус, — это те ценности, приоритет которых для современной России безусловенв плане демократизации ее политического режима.
Вектором развитияполитической власти в современной России в последние годы стала политикацентризма. Независимо от ее идеологической направленности она способствуетминимизации политических конфликтов, помогает использовать политическийпотенциал всего общества, поддерживать стабильные отношения между элитарнымислоями и гражданами./>/>/>2. Политическиережимы советского государства/>/>/>2.1.Политический режим
Понятие «политическийрежим» выражает характер взаимосвязи государственной власти и индивида.[10]Совокупность средств и методов, используемых государством при отправлениивласти, отражает степень политической свободы в обществе и правовое положениеличности. В зависимости от степени социальной свободы индивида и характеравзаимоотношений государства и гражданского общества различают три типарежимов: тоталитарный, авторитарный и демократический. Между демократией итоталитаризмом, как крайними полюсами данной классификации, располагаетсямножество промежуточных форм власти. Например, полудемократические режимыхарактеризуются тем, что фактическая власть лиц, занимающих лидирующие позиции,заметно ограничена, а свобода и демократичность выборов настолько сомнительны,что их результаты заметно расходятся с волей большинства. Кроме того,гражданские и политические свободы урезаны настолько, что организованноевыражение политических целей и интересов просто невозможно.
Политическая система — это «набор» политических институтов и отношений, в рамках которогоосуществляется власть и обеспечивается ее стабильность, а политический режим –способ функционирования политической системы общества, определяющий характерполитической жизни в стране, отражающий уровень политической свободы иотношение органов власти к правовым основам их деятельности.
Политический режимопределяется уровнем развития и интенсивностью общественно-политических процессов,структурой правящей элиты, механизмом ее формирования, состоянием свобод и правчеловека в обществе, состоянием отношений с бюрократией, господствующим вобществе типом легитимности, развитостью общественно-политических традиций,доминирующим в обществе политическим сознанием и поведением.
Смена политическойсистемы, как правило, приводит к смене политического режима, что и произошло вРоссии в 1917 году./>/>/>2.2.Ленинско-большевистский политический режим
Февральская революция1917 года установила республиканский политический режим без его оформленияконституционным образом. Законный правопреемник власти отсутствовал, инаступил этап выявления наиболее адекватного условиям России носителя власти.Утвердившееся благодаря поддержке Советов рабочих и солдатских депутатовВременное правительство, где доминировали либералы, а позднее вошли меньшевикии эсеры, не решалось взять на себя ответственность ни за наделение крестьян землей,ни за окончание войны, ни за созыв Учредительного собрания. Ни Государственноесовещание, ни Демократическое совещание, ни Предпарламент, которыесозывал А.Ф.Керенский, не могли заменить Учредительное собрание. Несмотря нато, что Временное правительство в качестве истока имело комитетГосударственной думы, оно не обладало настоящей легитимностью. Кроме того,длительная зависимость от советов рабочих депутатов изначально заложила вмассах недоверие к нему как псевдолегитимному непостоянному органу власти.
Февральский политическийрежим носил переходный характер и должен был закончиться установлением либоправой военной, либо левой коммунистической диктатурой — это были две реальныеальтернативы осени 1917 года.[11]
Государственный кризиспринял цивилизационный характер. Февральское низвержение Николая II означалоконец всей системы самодержавия, которая была на протяжении всей тысячелетнейистории Руси-России стержневой цивилизационной основой нации. Существоваладостаточно реальная опасность установления всеобщей анархии и бунта всех противвсех. В этих условиях было совершенно недостаточно наличия каких-то радикальныхпартий и решительных лидеров, чтобы спасти страну от хаоса и беспредела. Напомощь пришла сама история Российской цивилизации, предложившая политикамвозможность использования традиционных для русского народа соборных формсоучастия во власти: соборы, круги, общины, собрания, вече, сходки, советы идр. Зародившиеся в июле 1905 г. стихийным образом Советы были ничем иным, каксвоеобразным проявлением соборной традиции русского народа искать сообща выходиз тяжелой ситуации. Большевики первоначально отнеслись весьма настороженно корганам управления в форме Советов депутатов трудящихся, считая их своимивозможными конкурентами, но В.И.Ленин в августе 1905 года первым оценилколоссальные возможности Советов для организации новой системы власти подначалом большевизма. Кроме того, Ленин увидел в Советах прообраз общественногоустройства, которое будет не государством, а средством объединения трудящихся вгрядущем бесклассовом обществе. Жизнь показала, что второй аспект оказалсяпреждевременным и утопическим, как и вся концепция мировой революции, которойпридерживался тогда лидер большевизма.
Зародившаяся советскаясистема власти была изначально подлинно народной, исторически обоснованной илогичной, продолжением соборной традиции. Поэтому не случайно Советы стихийновозникли во всех городах страны с различными схемами выборов.
Октябрьская революция неположила начало непосредственной мировой революции, но она, несомненно,простимулировала глобальные реформистские преобразования на Западе, врезультате которых трудящиеся добились значительных социальных завоеваний, асам капитализм впоследствии принял весьма цивилизованный вид общества«социального партнерства».
Большевики всеми силамиобеспечивали большинство в Советах рабочим и членам партийной элиты как самойпролетарской, в результате чего советская власть начала приобретать чертыоднопартийной диктатуры. Главным орудием строительства новой государственностибыл Совет Народных Комиссаров во главе с В.И.Лениным, который с самого началаосвободился от контроля Советов и начал формирование специфическогобольшевистского политического режима власти.
Контуры советскойгосударственности определялись первой Конституцией РСФСР, принятой в июле 1918года, которая одновременно стала самой первой конституцией в России в целом.Основной закон отразил влияние недавней революции и начинавшейся гражданскойвойны. Бывшие эксплуататоры лишались гражданских прав, исключались изполитической жизни нетрудовые элементы и предусматривались неравные права дляизбирателей города и села. Выборы были многостепенными, что обеспечивалонужный состав всех Советов. Хотя высшими органами власти считались ВЦИК, съездСоветов и СНК, на самом деле значительно больше полномочий имел СНК — правительство РСФСР. Однако фактически действительно высшими политическимиорганами власти в стране были ЦК РКП (б) и Политбюро.
Государственноестроительство развивалось в годы гражданской войны под влиянием задачвооруженной борьбы и социально-классового противоборства на всех уровняхобщественной жизни. В этот период отмечается рост централистских имилитаристских тенденций, быстрое увеличение чрезвычайных органов во многихжизненно важных сферах.[12]В полосе боевых действий создавались ревкомы, заменявшие Советы и проводившиечрезвычайные меры. В целом, несмотря на свою громоздкость, дублированиеотдельных элементов, государственный аппарат оказался достаточноработоспособным и обеспечил условия для победы большевизма в гражданской войне.Ведущую роль в этом сыграло наличие квалифицированной политической элиты,ленинской «старой партийной гвардии», получившей в прошлом определеннуюобразовательную и профессиональную подготовку, опыт политической деятельностии боевую закалку. Следует отметить особое значение совпадения характера, личныхкачеств людей, стоявших во главе революционного движения с его характером.
Несмотря на условиягражданской войны, а может быть благодаря им, внутри большевистскогополитического режима соблюдались определенные нормы относительной демократии итоварищеские взаимоотношения. Эта характеристика ленинского режима прослеживаетсяв годы осуществления новой экономической политики, либерализации хозяйственныхотношений в обществе и становления рыночного механизма. Однако даннаятенденция начинает активно свертываться с середины 20-х гг. и заменятьсяпротивоположной, авторитарно-бюрократической./>/>/>2.3.Сталинско-большевистский политический режим
После ухода В.И.Ленина сполитической арены развернулась острая внутрипартийная борьба, принявшаявнутриэлитный и личностный характер. Началось утверждение режима личной властиИ.В.Сталина, что привело к формированию в рамках советско-коммунистическойсистемы новой вариации большевистского политического режима.[13]Можно определить его в отличие от ленинско-большевистского каксталинско-большевистский политический режим. Несмотря на преемственность иобщие черты режимов совершенно очевидны и отличия достаточно принципиальногосвойства.
В период осуществленияновой экономической политики, разрешившей развитие частнособственническихтенденций в экономике и узаконившей экономический плюрализм, режим диктатурыбольшевизма не носил законченного тоталитарного характера. В рамки нэпаумещалась электрификация народного хозяйства, трудовая кооперация, началокультурной революции, планирование экономики и сближение трудящихся классов.Но плюрализм в экономике и диктатура в политике не могли развиватьсяпараллельно, так как были несовместимы в перспективе, и поэтому объективнотребовалось либо введение многопартийности в соответствии с многоукладностьюэкономики и отказ большевизма от диктатуры, либо ее укрепление и ликвидациянэповского экономического плюрализма. Логика развития страны как осажденнойкрепости предопределила второй вариант развития политической системы.
Традиционные длякрестьянской ментальности царистско-вождистские ориентации были в полной мере иабсолютно сознательно использованы И.В.Сталиным, сформировавшим с помощьюпропаганды культ своей личности как непогрешимого вождя. Было официально объявлено,что в СССР построен в основном социализм, что не соответствовалодействительности, так как социалистические идеалы народовластия были далеки отосуществления. Наряду с этим существовали отдельные элементы социалистическогохарактера, например общественно-государственная собственность на средствапроизводства. В трудовых коллективах и массовом сознании всего обществавоспроизводились в модернизированной коммунистической форме традиционныепринципы общности, солидарности, приоритета нематериальных стимулов. Масштабраспространения в народе социалистического сознания закономерно связывался стем, что, во-первых, среди населения испокон века зиждилисьдуховно-нравственные ценности справедливости, добра, патриотизма,коллективизма, духовности. Во-вторых, кризис церкви и развитие атеизма лишалиправославную религию возможности контролировать эгалитаристские тенденциинации.
Не случайно большевизмтрактуется некоторыми исследователями как хилиазм христианства или ересьправославия. Н.А.Бердяев справедливо считал советско-коммунистический стройестественным следствием всей истории России.[14]Сталинско-большевистский режим объективно продолжил дело форсированнойиндустриализации, начатой еще при Витте в дореволюционный период и при всехэксцессах обеспечил форсированное вхождение страны в индустриальное общество.
При всех недостатках ипороках сталинский режим объективно выполнил главную задачу — спасения во времявторой мировой войны всего человечества от фашизма, что было признаносоюзниками СССР — западными демократиями в лице их лидеров — Черчилля иРузвельта.
В годы ВеликойОтечественной войны советская государственность дополнилась новыми компонентами,прежде всего внедрением в коммунистическую идеологию национально-патриотическихлозунгов. Сталин разочаровался в идее мировой революции и распустил Коминтерн,отказался от политики воинствующего атеизма и признал историческиедуховно-культурные ценности России великим достоянием СССР. В итоге возник тотсплав приверженности трудящихся советскому социалистическому строю смноговековыми патриотическими традициями русских и других народов нашейродины, который и обеспечил победу. Однако сталинский режим несет и свою долюответственности за неоправданно высокие потери. Хотя на фронтах погибло 8,5миллионов военнослужащих, что сопоставимо с потерями интервентов, но, кроме того,фашистами было истреблено 20 миллионов мирных жителей и военнопленных, а в итогебыло уничтожено целое послеоктябрьское поколение советских людей, что имелодалеко идущие последствия.[15]
В этот период чрезмернаяцентрализация режима, наконец, получила известное оправдание. В то же время,по мнению ряда историков, в годы войны произошло ослабление диктаторскогорежима и повышение степени самостоятельности и ответственности исполнителей наместах. Следует подчеркнуть, что И.В.Сталин несёт персональную ответственностьза многие поражения и просчеты начального этапа войны, но он неотделим какВерховный Главнокомандующий и от побед заключительного этапа. Блестящуюобъективную характеристику Сталину дал Черчилль в своей известной речи вбританском парламенте. Великую и страшную фигуру Сталина невозможнорассматривать вне реальной истории советского государства со всеми его победамии поражениями./>
/>3.Политическая власть в России: проблема легитимности/>/>/>3.1.Роль политической власти в России
Власть – ключевой вопросполитики, занимающий центральное место в политической науке.[16]Поэтому для ориентации в современных политических реалиях необходимо пониманиесмысла данной категории, причин необходимости политической власти для общества,ее легитимности, ресурсов, выполняемых функций. Изучение механизмов реализациивласти необходимо для осмысления современного состояния России.
Власть в России постоянностремилась к трансформации исторического сознания и менталитета, пытаясьсоздать соответствующие структуры, оправдывающие ее деятельность. Такимидоминирующими структурами стали, прежде всего, этатизм и патернализм, которыеявляются в известной степени универсальными в массовом сознании российскогонарода.
Под этатизмом понимается:1) термин, употребляемый для характеристики государства как высшего результатаи цели общественного развития; 2) процесс усиления роли государства вэкономической и политической жизни общества.
Патернализм – этоотеческая забота со стороны государства по отношению к своим гражданам.[17]
Отношение к государственнойвласти в России обусловливается этатистским представлением о необходимостисохранения политического единства и социального порядка. И этотэтатистско-патерналистский порядок является реальным основанием соединенияразнородных национальных традиций и культур. Поэтому дуализм общественногобытия в России имеет иную природу, чем на Западе. Он выражается в первуюочередь в таких конфликтных тенденциях, где одной из сторон всегда выступаетуниверсальная и автономная государственность. Это — конфликт междугосударственностью и регионализмом, государственностью и национальнымикультурными традициями, государственностью и социальными общностями.
Патернализм берет началосо времен Петра I, когда в России складывается особый тип государства,символом которого стало «отеческое», бюрократическое попечительство«вождя-государя» и государственной власти о благе народа, общественной иличной пользе своих подданных.
Кроме того, следуетучитывать и своеобразие сложившегося еще в эпоху Московского царства «вотчинногогосударства». Московские князья, русские цари, а затем советские вожди,обладавшие огромной властью, были убеждены в том, что вся страна является ихсобственностью, так как создавалась, строилась и перестраивалась по ихповелению.
Одним из центральныхмоментов в процессе формирования Московской субцивилизации, ее политическойкультуры и национально-государственной идеи был социально-экологический кризисXIV в., спровоцированный демографическим ростом, неблагоприятными климатическимиусловиями, чрезмерной антропогенизацией ландшафта, что привело к резкомусокращению технико-экономических возможностей подсечно-огневого земледелия.
Этот кризис заставилрусских людей выйти из леса, превратив их в сельских и деревенских. Ониоказались вовлеченными и хозяйственно, и культурно в состав соседской общины, ачерез церковь и государство — в жизнь всего российского социума. Постепенностала преодолеваться «разорванность» общества и культуры на две части — миракрестьян-полуязычников, хозяйствовавших по технологии подсечно-огневогоземледелия, и христианско-православного мира князей, церкви, горожан, крестьянополий, территорий пашенного земледелия.
Специфика состояла такжев том, что особая роль внешних факторов вынуждала правительство выбирать такиецели развития, которые постоянно опережали социально-экономические возможностистраны. Поскольку эти цели не вырастали органическим образом из внутреннихтенденций ее развития, то государство, действуя в рамках старыхобщественно-экономических укладов, для достижения «прогрессивных» результатовприбегало в институциональной сфере к политике «насаждения нового сверху» и кметодам форсированного развития экономического и военного потенциала.
Опыт реформ в России идругих странах свидетельствует о том, что для успешного их проведения требуетсясоблюдение, по крайней мере, двух условий.
Во-первых, реформы должны соответствоватьсоциокультурному пространству, в котором они осуществляются, то есть быть санкционированыментальностью различных социальных групп и культурными архетипами индивидов.Если инновации не воспринимаются как необходимое и конструктивное, не вызываютположительных эмоций, а, наоборот, провоцируют массовое дискомфортное состояние,то это может вызвать всплеск социальной агрессивности у определенной частинаселения.
Во-вторых, реформы могут успешно проводитьсятолько легитимной государственной властью, которая в состоянии согласоватьценностные ориентации различных групп населения по поводу целей и средствпреобразований и не допустить перерастания социокультурных противоречий расколав необратимый процесс социально-политической дезорганизации.
Эти два условияпроведения реформ тесно связаны между собой, поскольку речь идет, прежде всего,о ценностном обосновании социальных инноваций и реформаторской деятельностисамой государственной власти./>/>/>3.2.Легитимность и делегитимация государственной власти в России
Государственная власть ввыполнении своих функций может основываться на силе или легитимности. В первомслучае «управляющие» стремятся реализовать принятые решения вопреки желанию«управляемых», во втором, наоборот, — опираясь на их добровольное согласие илидаже солидарность. Государственная власть не может долгое время опираться насилу: «штыки хороши всем, кроме одного, — на них нельзя сидеть». Такая властьне может быть в длительной перспективе социально-эффективной, ибо «управляемые»внутренне не расположены к реализации принятых властью решений.
Поэтому государственнаявласть, чтобы быть успешной, должна быть прежде всего легитимной.[18]Власть легитимна в том случае, если «управляемые» признают за ней правоуправлять вообще, и именно так, как это делается в данный момент. Юридическиправовая законность свидетельствует о легальности власти.
Легитимациягосударственной власти представляет собой взаимообусловленный процесс, с однойстороны, «самооправдания» и рационального обоснования собственной власти со стороны«управляющих», с другой — «оправдания» и признания этой власти со стороны«управляемых».
Легитимностьгосударственной власти не может носить всеобщего характера, поскольку вобществе всегда есть социальные группы, которые негативно относятся к ней и ееполитике.
Легитимность обладаетсвойством изменять свою интенсивность, т.е. характер и степень поддержки власти,поэтому можно говорить о кризисах легитимности. Под кризисами понимается такоепадение реальной поддержки органов государственной власти или правящего режимав целом, которое влияет на качественное изменение их ролей и функций. Внастоящее время не существует однозначного ответа на вопрос: есть ли абсолютныепоказатели кризиса легитимности или это сугубо ситуативная характеристикаполитических процессов? Так, ученые, связывающие кризис легитимности режима сдестабилизацией политической власти и правления, называют в качестве такихкритериев следующие факторы:[19]
— невозможность органоввласти осуществлять свои функции или присутствие в политическом пространственелегитимного насилия (Ф. Били);
— наличие военныхконфликтов и гражданских войн (Д. Яворски);
— невозможностьправительства адаптироваться к изменяющимся условиям (Э. Циммерман);
— разрушениеконституционного порядка (С. Хантингтон);
Сторонники ситуативногорассмотрения причин кризисов легитимности чаще всего связывают их схарактеристикой социокультурных черт населения, ролью стереотипов и традиций,действующих как среди элиты, так и среди населения, попытками установленияколичественной границы легитимной поддержки. Возможно, такие подходы в определеннойстепени опираются на идеи Л. С. Франка, который писал: «Всякий строй возникаетиз веры в него и держится до тех пор, пока хотя бы в меньшинстве его участниковсохраняется эта вера, пока есть хотя бы относительно небольшое число«праведников», которые бескорыстно в него веруют и самоотверженно емуслужат».[20]
В качестве основныхисточников кризиса легитимности правящего режима можно назвать уровеньполитического протеста населения, направленного на свержение режима, а такжесвидетельствующие о недоверии режиму результаты выборов, референдумов,плебисцитов. Эти показатели свидетельствуют о «нижней» границе легитимности, закоторой следует распад действующего режима и даже полной смены конституционногопорядка. К факторам, определяющим ее «верхнюю» границу, т.е. текущее,динамичное изменение симпатий и антипатий к властям, можно отнести: функциональнуюперегруженность государства и ограниченность ресурсов властей, резкое усилениедеятельности оппозиционных сил, постоянное нарушение режимом установленныхправил политической игры, неумение властей объяснить населению суть проводимойим политики, широкое распространение таких социальных болезней, как рост преступности,падение уровня жизни и т.д.
Особенностью кризисалегитимности государственной власти в России, является также утратанационально-государственной идеи, или с тем, что эта идея переставалавыполнять присущие ей функции:[21]1) быть социально-интегрирующим фактором; 2) служить оправданием существующегополитического режима и социального порядка; 3) формулировать консолидирующиецели общества./>/>/>3.3.Легитимность государственной власти в современной России
В начале 90-х гг.перспектива «стать собственником», в кратчайшие сроки «повысить жизненныйуровень», обрести «долгожданную свободу и справедливость» была настолькозаманчивой, что выбранный путь шоковой терапии большинством населениявоспринимался как неприятный, но необходимый шаг. Легитимность государственнойвласти и авторитет Президента Б Ельцина был настолько высок, что ему ВерховныйСовет Российской Федерации предоставил даже дополнительные полномочия на времяпроведения «болезненных» реформ. Согласно опросам общественного мнения осенью1991 г. около половины россиян готовы были ради будущего процветания страны иизобилия потребительских товаров терпеть на начальном этапе преобразований ирост цен, и безработицу, и «временное» снижение уровня жизни. Лишь пятая частьопрошенных была настроена решительно против реформ правительства Е. Гайдара.
Однако по мерестремительного роста цен, проведения жесткой бюджетной и денежно-кредитнойполитики и сворачивания социальных программ, приватизации, «обвального»сокращения производства, роста безработицы, резкого падения жизненного уровнязначительной части населения легитимность государственной власти падала, а вконце 1993 г. ее охватил системный кризис.
Кризис легитимностигосударственной власти в современной России вызван несколькими факторами:использованием реформаторами такой модели модернизации, которая ориентируетсяна положительные примеры других стран, без выяснения того, какие ценностныеориентации, духовные интенции жизнедеятельности людей скрываются за ихдостижениями; проведением реформ на основе нормативистского, программно-целевогоподхода в управлении, слабо учитывающего социокультурные возможностиуправляемой системы; иллюзией о всесильности власти.
В начале 1996 т. рейтингПрезидента Российской Федерации, ассоциированный в сознании россиян с выбраннымполитическим и социально-экономическим курсом, достиг критически низкойотметки, что свидетельствовало о кризисе легитимности государственной власти встране.
В социальном плане кризислегитимности политической власти в России обусловлен, с одной стороны,скептицизмом и недовольством значительной части населения деятельностьюгосударственной власти, а также политических партий, представляющих конкретныегруппы интересов; с другой стороны, слабостью самой власти, ее неспособностьюэффективно решать актуальные проблемы современной российской действительности.Сложилась ситуация, описанная в теориях «государственной перегрузки» (Бриттэни Нордхауз), «узаконения кризиса» (Хабермас).
В современной Россиисуществует целый ряд обстоятельств, побуждающих людей рассматриватьгосударственную власть только сквозь призму нравственных ценностей: крайненеудовлетворительное положение значительной части населения, вызывающеедискомфорт, раздражение и озлобленность; уверенность в том, что политическаявласть утратила способность что-либо изменить «сверху», и убежденность обществав собственной «праведности», в том, что само оно никоим образом неповинно в«бедах» и «неурядицах» в стране; наличие в обществе демагогических политическихсил и деятелей, обличающих безнравственность политиков, находящихся у власти, ипроповедующих честность в политике; регулярное появление в структурегосударственной власти виновников, легко «подставляемых» самой властью, накоторых возлагается ответственность за все тяготы народной жизни.[22]
Значительная частьнаселения в нашей стране начинает поворачиваться к идее «честности» власти какединственно возможному средству наладить жизнь и навести порядок в стране.
Кризис легитимностиполитической власти в современной России обусловлен также тем, что сама властьрасполагает ограниченными возможностями использования тех или иных факторовлегитимации.
В большей мерелегитимность политической власти в современной России приобретена благодаряправильному способу формирования властных институтов, каким явилисьпрезидентские выборы 1996 и 2000 гг., парламентские выборы 1993, 1995, 1999 и2003 гг., в ходе которых в известной мере произошло дистанцирование должностиот ее носителя, личного авторитета от авторитета должности, ибо в сохранениидолжности Президента многим россиянам видится гарантия успешной реформацииРоссии.
Легитимность политическойвласти в современной России базируется, в первую очередь, на ожиданиях народа,связанных с личностью президента, установлением политической стабильности,демонстрацией власти своих шагов, направленных на повышение уровня жизни людей,постановке такой проблемы Президентом России, ускорением экономическогоразвития страны, перераспределением денежных средств от богатых к бедным слоямнаселения, создание законодательной базы, необходимой для проведения этихпреобразований в обществе, эффективной работе законодательной и исполнительнойветвей власти.
Такие шаги, подкрепленныереальными результатами, являются необходимым условием для признания со стороныграждан России права власти руководить государством.
/>Заключение
В исторической литературераспространено мнение, что руководство Н.С.Хрущева и его преемникаЛ.И.Брежнева представляют отдельные этапы развития советского общества исамостоятельные политические режимы.[23]Действительно, деятельность Н.С.Хрущева носила в целом реформаторский характер.Он резко ограничил поле действий карательных органов, поставив их под контрольпартии, начал демократизацию политической системы, децентрализацию управления,сокращение государственного аппарата и армии. Хрущев на XX съезде КПСС положилначало осуждению нарушений законности, просчетов первого периода войны,властного произвола и личного сталинского диктата. Была развернута массоваяреабилитация репрессированных в ходе сталинских чисток граждан, за исключениемруководства внутрипартийных оппозиций. На основании архивных данных былоустановлено, что репрессиям подверглось 3,8 миллионов человек, из нихрасстреляно — 643 тысячи.
Вместе с тем в ходеразоблачения культа личности Сталина были допущены характерные для Хрущеваавантюристичные подходы и непродуманность, что привело к началуогульно-эмоционального очернения советского прошлого. Хрущев продолжалполитику в духе традиций сталинизма и в крови подавил новочеркасские и другиевыступления трудящихся. Авантюрно-утопические программы и попытка созданиясобственного культа личности, «кукурузные» и другие реформы, принимавшиедеструктивный характер, вынудили сформировавшуюся партийно-государственнуюноменклатурную элиту отстранить его от руководства в рамках существовавшихправовых норм. Новым ставленником элиты стал ее достаточно типичный представительЛ.И.Брежнев. Он сначала продолжил реформаторскую политику, заложеннуюпредшественником, но начиная с 1970-х гг. прекратил ее. Экономическая реформастала затухать и на место провозглашенных в 1965 году принципов материальнойзаинтересованности и хозяйственного расчета вернулись привычныеадминистративно-командные методы руководства.
Л.И.Брежнев и егоближайшее окружение продолжили политическую линию постсталинского периода сзаметными коррекциями в сторону стабильности и консерватизма. Восстановлениясталинизма не произошло, как и возрождения хрущевских авантюр. В государственноеустройство не было внесено никаких значительных изменений. По-прежнему высшимконсолидированным органом власти было Политбюро ЦК КПСС, опиравшееся в своейдеятельности на аппарат ЦК и Совета Министров. Конституция 1977 года закрепиларуководящую роль КПСС в политической системе, в которой Советы официальносчитались государственным стержнем, а фактически играли второстепенную роль.[24]В целом, несмотря на личностные различия и характер деятельности Хрущева иБрежнева как лидеров государства и партии, следует признать наличие общегономенклатурно-коммунистического режима власти в 1960-х — первой половине 1980-хгг.
/>/>/>Литература
1. Бажанов В.А.Парадоксы демократии // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология иполитология. 1997. № 1.
2. Бутенко А.П.,Миронов А.В. Тоталитаризм и посттоталитарное общество // Социально-политическийжурнал. 1998. №2.
3. Вайнштейн Г. Роставторитарных установок и политическое развитие современной России // Мироваяэкономика и международные отношения. 1995. №11.
4. Матузов Н.И.,Малько А.В. Политико-правовые режимы: актуальные аспекты // Общественные наукии современность. 1997. № 1.
5. Мельвиль А.Ю.Демократический транзит в России – сущностная неопределенность процесса и егорезультата // Космополис. М., 1997.
6. Пантин И.Посткоммунистическая демократия в России: основания и особенности // Вопросыфилософии. 1996. № 6.
7. Панченко А.Конституционная и тоталитарная тенденции в России: противоборство продолжается// Вестник Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 1997. №4.
8. Политология ввопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М.,2001.
9. Пуляев В.Т.Россия в историческом пространстве. Теоретический очерк. Вып.2. СПб., 2004.
10. Ростоу Д.Переходы к демократии: попытка динамической модели // Полис. 1996. №5.
11. Российскаяисторическая политология. Курс лекций: Учебное пособие / Отв. ред.С.А.Кислицын. Ростов н/Д, 1998.
12. Саква Р. Режимнаясистема и гражданское общество в России // Полис. 1997. №1.
13. Соловьев А.И.Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник длястудентов вузов. М., 2001.