Реферат по предмету "Политология"


Политические партии и партийные системы. Сущность, структура и типология

Уральская государственная академия ветеринарной медицины
Контрольная работа
по предмету: «Политология»
на тему: «Политические партии и партийные системы.
Сущность, структура и типология»
Работу выполнила:
студентка гр.51 «З»
заочного отделения факультетаветеринарии
Преподаватель
Троицк, 2009
Содержание
Введение. 3
1. Политические партии и их сущность, структура и типология. 4
2. Типология политических партий. 6
3. Партийные системы… 11
Заключение. 21
Список использованных источников. 22
Введение
Среди реальных политических сил,открыто действующих на политической сцене, самой влиятельной являются партии. Всмысле представительства и выражения групповых и индивидуальных интересовполитические партии составляют главный элемент гражданского общества. Трудносебе представить общество, его политическую систему без взаимодействия партий ипартийных группировок. Институт партий — результат социально-экономической исоциокультурной эволюции общества. Место и роль партий в конкретнойполитической системе, характер отношений между ними обусловливаются влияниемэтнокультурных и демографических процессов, исторических традиций, религии и т.д.Значимость партий привела к образованию внутри политологии самостоятельнойотрасли знания — партологии, изучающей партии и партийные системы.
В науке всегда было великовнимание к проблеме политических партий. Особенно пристальным оно стало впоследние десятилетия. В то же время их роль на протяжении всего периодасуществования оценивалась неадекватно. Вплоть до возникновения парламентаризмакак системы государственного управления в политических партиях усматривалиисточник кризисов, силу, противостоящую государству и разрушающую его целостность.И это не случайно. В условиях господства представлений о государстве каквыразителе общей воли деятельность любых сил, стремящихся выступать от именичасти народа, преимущественно оценивалась негативно. И только появление новыхсоциально-экономических и политических реалий способствовало признанию партийпозитивным элементом гражданского общества, вовлекающим интересы значительнойчасти граждан в сферу политического регулирования.
1. Политические партии и их сущность, структура итипология
Термин “партия” имеет латинскоепроисхождение и означает часть, группа, т.е. часть более крупной общности. Политическаяпартия – наиболее активная и организованная часть какого-либо класса, либосоциального слоя, выражающая их интересы и осуществляющая руководство ихполитической деятельностью. Политические партии преследуют определенные цели,добиваясь решающих позиций в осуществлении государственной власти, влияния наполитическую жизнь и организацию общества.
Споры о реальном значении партийи их перспективах как важнейшего политического института не утихают до сих пор.Основанием дискуссии служит широко распространенная в западном мире концепцияинформационного общества. В ней утверждается, что достижениянаучно-технического прогресса в области развития электронных средств массовойинформации и коммуникации, новые информационные технологии и всеобщаякомпьютеризация позволят обеспечить прямую двустороннюю связь с правительствомпри выработке любых политических решений. Это резко снижает значимость ицелесообразность существования политических партий. Мир вступает в эпоху «постпартийнойдемократии». В то же время сторонники идеи «конца партий» явнонедооценивают их роль в формировании компетентной политической элиты, незамечают возможностей социального патронажа интересов, защиты от тотальнойманипуляции общественным сознанием со стороны государства.
Опыт политического развитияпоказывает, что, несмотря на пессимистические прогнозы, партии остаютсянаиболее эффективным механизмом, обеспечивающим связь гражданского общества игосударства. Чем это определяется?
Во-первых, их сущностью. Партии– явление объективное, они возникают на таком этапе развития общества, когдавсе его структуры дифференцированы. В то же время их появление связано сактивной деятельностью субъектов политики по реализации своих интересов. Являясьэлементом гражданского общества, партии в процессе борьбы за власть обретаютстатус института политической системы. Двойственная природа партийпредопределяет их положение: они выступают в роли посредника между гражданскимобществом и государством.
Пытаясь определить сущностьполитической партии, известный американский политолог Дж. Ла Паломбарауказывает на 4 специфических признака, конституирующих партию: любая партия естьноситель идеологии или, по меньшей мере, особого видения мира и человека.
Партия – это организация, т.е. достаточнодлительное объединение людей на самых разных уровнях политики – от местного домеждународного. Цель партии – завоевание и осуществление власти. Каждая партиястарается обеспечить себе поддержку народа – от голосования за нее до активногочленства.
Таким образом, политическаяпартия представляет собой добровольное политическое объединение граждан,связанных идеологической общностью и стремящихся к реализации программных целейпосредством борьбы за власть или участия в осуществлении власти.
Несмотря на то, что партиистремятся завоевать власть, они не должны властвовать. В демократическомобществе партия, добившись победы на выборах, становится правящей, но неизменяет своей сущности. Она расставляет своих представителей на ключевыхгосударственных должностях, создает парламентскую фракцию, обеспечивает еевзаимодействие с электоратом, посредством кадровой политики оказываетвоздействие на политический курс, участвует в формировании правительственнойпрограммы. Оппозиционные партии противостоят правящей, с помощью критикивыявляют слабые места ее курса, предлагают свои альтернативы, конкурируя с нейна выборах.
2. Типология политических партий
Существует много критериев, спомощью которых классифицируются политические партии. Так сторонникиинституционного подхода демонстрируют организационные критерии, в традициилиберальной – наиважнейшей является классификация, исходя из характераполитической связи, в марксистском подходе, основную роль играют классовыекритерии. Марксизм рассматривал партии как форму самовыражения социальныхклассов. Идеи – это не что иное, как отражение конкретнойсоциально-экономической реальности: партии представляют различные борющиесясоциальные классы. Их соперничество выражает классовый антагонизм. Партия – этополитическое выражение класса. Таковы, если говорить кратко, марксистскиевзгляды на партию.
Исходя из социальной природы,можно выделить партии, представляющие интересы:
1) отдельных классов (напр.,буржуазные, рабочие, крестьянские);
2) отдельных социальных слоев игрупп (напр., интеллигенции, мелких хозяев);
3) нескольких классов исоциальных групп (напр., политические партии, возникающие на основенационально-освободительных движений).
Критерием, позволяющимклассифицировать партии, является характер их доктрин, в основном идеологическинаправленных. В зависимости от доминирующих в них идейно-политических установокпартии можно разделить на революционные, реформистские, консервативные,реакционные.
Относительно много критериевпредставляет сфера внутренней организации и ролей, выполняемых партией вполитической организации или по отношению к ней. Исходя из приверженности к определеннымролям в политической системе и по отношению к политической системе, выделяютсяпартии, ориентированные на:
а) функции легальной борьбы завласть, ее осуществление и упрочение;
б) участие в выборах. Это такназываемые партии обслуживающие (например, американские), которые фактическиприостанавливают деятельность за периодом предвыборной кампании и выборов;
в) осуществление власти иреализации стратегических программ общественного развития (например,коммунистические партии в социалистических странах);
г) поддержку существующейполитической элиты в государстве.
Исходя из организационнойструктуры и членства выделяются партии: централизованные, организованныеиерархически, с сильным руководящим центром и строгой дисциплиной; децентрализованные– в основном это партии, выступающие в политической системе, где партийнаясистема играет второстепенную роль.
Кадровые партии, деятельностькоторых нацелена, прежде всего, на выборы, ориентированы не на то, чтобы иметькак можно больше членов, а на то, чтобы объединить, “знать”, представителейсоциальных элит. Большинство кадровых партий – это европейские либеральные иконсервативные партии. В политическом спектре кадровые партии находятся, преждевсего, справа и в центре. Кадровые партии имеют децентрализованный характер ислабую организацию. Наконец, во всех кадровых партиях руководящая рольпринадлежит парламентариям. Как правило, большинство кадровых партий “мягкие” (т.е.не соблюдающие дисциплину голосования) в отличие от “жестких” массовых партий. Впрочем,исключение составляет консервативная партия Великобритании как пример “жесткой”кадровой партии.
Массовые партии – это партиинового типа, возникшие в условиях расширения демократии, введения всеобщегоизбирательного права. Это крупные организации, имеющие сложную внутреннююструктуру и пользующиеся реальным влиянием – как формальным, так и неформальным– в политических системах, где они действуют. Это партии, ориентированные наполитическое воспитание и формирование новых элит. Следует различать три типапартий (в порядке их появления): социалистический, коммунистический ифашистский. Каждая из этих моделей имеет свои особенности, специфические черты.
Партии с четкими и формальноопределенными принципами членства. Принципы эти (обычно содержатся в уставах) определяютформу и условия принятия в партию и пребывания в ней (регулярная уплатачленских взносов, участие в собраниях и работа в первичной организационнойячейке и т.д.), партийная дисциплина и т.д.
Партии со свободным членством,где принадлежность выражается через голосование за кандидатов собственнойпартии как, например, в США. В Итальянской христианско-демократической партиичленство состоит в выкуплении раз в год карт принадлежности, которые выполняютроль своеобразных членских билетов.
Имеются также партии синдивидуальным и коллективным членством в зависимости от того, осуществляетсяприем в них непосредственно или через другие организации, такие, как профсоюзы.В последнем случае человек, вступая в профсоюз, одновременно вступает и в партию,поскольку профсоюз является коллективным членом этой партии. Такой партиейявляется, к примеру, лейбористская партия Великобритании.
Еще одним критериемклассификации является институт партийного руководства. Руководство можнопонимать формально (по уставу) или социологически, а, следовательно, исследуядействительные отношения подчинения и главенства, которые могут прикрыватьсяуставами. Исходя из этого отметим следующие партии:
С коллективным руководством, гделидер руководящей группы выполняет роль арбитра, выражает основноедоктринальное направление или концентрируется на власти в самых существенныхдля функционирования всей партии сферах.
С единоличным руководителем типавождя, которое является, как правило, формально санкционированным.
Харизматическо-вождистскогоруководства, где, кроме формальных гарантий коллективного руководства,доминирует личность, исходя из авторитета в обществе или партии, особеннозаслуг, придающих ей символическое измерение и т.д.
Политические партии различаютсятакже по месту, занимаемому ими в системе государственной власти. Здесь можновыделить легальные и нелегальные партии, а также правящие и оппозиционные.
Наконец, партии могут бытьконкурирующими или монопольными. Конкурирующие партии действуют в рамках плюралистическойсистемы, либо осуществляя высшую власть в политической системе, либо борясь заэто. Монопольные, более известные как “единственные партии”, осуществляют вполитической системе высшую власть, исключая из нее любую другую партию.
Перечисленные выше типыполитических партий взаимно не исключают друг друга, напротив, они частосовмещаются. Так, например, коммунистическая партия как классовая партия обычнобывает массовой (хотя в период нелегальной деятельности чаще всего она носиткадровый характер). В зависимости от системы, в которой она действует, партияможет быть легальной или нелегальной, с точки зрения идеологии революционной(как кадровой, так и массовой партией); для нее характерна сильная внутренняяорганизация; в политических системах она играет различную роль – отглавенствующей (в социалистической системе) до побочной (в условиях, когда оналишена массового влияния, в результате юридических или других ограниченийискусственно отодвинута на второстепенные позиции).
Понятно, что типология партийпредставляет собой не более чем абстрактную схему, служащую для упорядочениякрайнего разнообразия партийных организаций.
Партии имеют сложную внутреннююструктуру. Выделяются следующие элементы:
а) высший лидер и штаб,выполняющие руководящую роль;
б) стабильный бюрократическийаппарат, исполняющий приказы руководящей группы;
в) активные члены партии,участвующие в ее жизни, не входящие в бюрократию;
г) пассивные члены партии,которые, примыкая к ней, лишь в незначительной степени участвуют в еедеятельности. К перечисленным группам следует добавить лиц, которыеподдерживают партию, не являясь ее членами, и меценатов. Они могут принадлежатьк партии, а могут и не принадлежать.
Руководящее меньшинствопринимает основные партийные решения, обладает обширной информацией, какправило, недоступной рядовым членам, нередко манипулирует сознанием иповедением партийных масс. Руководящая группа неоднородна. В ней могут бытьпредставлены внутрипартийные течения, оспаривающие право контроля над всейорганизацией. Борьба различных группировок в партии тщательно скрывается отпосторонних и рядовых членов. Правда, эти разногласия трудно скрыть отобщественности и средств массовой информации в демократическом обществе. Редкокого могут обмануть фразы о том, что «партия никогда не была так едина,как сейчас», предлагаемые высшими партийными функционерами для печати внаиболее тяжелое время для единства рядов партии.
Различные течения в партияхвозглавляются лидерами, пользующимися авторитетом у функционеров и рядовыхчленов. Они стремятся к единоличному руководству, чтобы направить партию поопределенному ими программному пути. Конфликты между соперничающими лидерамииногда приводят к расколу партии или же соглашению между ними и восстановлениюединства организации. Чем больше авторитет и влияние лидеров партии, тембольшее расстояние отделяет руководящее ядро от рядовых партийцев. 3. Партийные системы
В политологической литературесуществуют различные методики классификации партийных систем. Общепринятойявляется следующая классификация различных систем партий и различных моделейсвязей между ними: многопартийная, двухпартийная и однопартийная.
Многопартийная система означает,что ни одна из выступающих в парламенте партий не в состоянии самостоятельноправить. Создается правящая коалиция или правительство (однопартийное,внепартийное и т.д.), не располагая большинством в парламенте, вынужденное егополучить путем компромисса с другими партиям. В настоящее время, за исключениемотдельных англоязычных стран (Великобритания, США, Канада, Новая Зеландия иАвстралия), большинство западных стран практикует многопартийность в различномобъеме: от 12 партий в Нидерландах до четырех (страны Скандинавии) или трехпартий (Бельгия, ФРГ, Австрия). Промежуточную ситуацию можно наблюдать в такихстранах, как Италия или Франция.
Развитию многопартийности могутблагоприятствовать или мешать различные факторы: социальные, идеологические,религиозные, институциональные.
Недостатки многопартийности. Многопартийностьстрадает рядом недостатков. Прежде всего, в отличие от двухпартийности,многопартийность плохо соответствует агрегированию интересов. Действительно,двухпартийная система вынуждает каждую из обеих соперничающих партий, с цельюмаксимального расширения своего влияния, включать в свои программы требования,пользующиеся широкой народной поддержкой. Так, многочисленные разрозненныетребования, выражение интересов в резкой форме различными группами,агрегируются, гармонизируются, превращаются в несколько обобщенных требований. Такимобразом, партиям удается сориентироваться в потоке отдельных требований исвести их к нескольким коллективным целям, отвечающим на импульс среды. Если жесуществует множество небольших партий, то каждая из них стоит на ограниченнойпозиции и выражает только требования ограниченной группы своих сторонников,вовсе не стремясь к их гармонизации с требованиями других групп. Каждая партияхочет стать рупором определенной категории людей. В этом случае партии, действующие,прежде всего, как группы интересов, не агрегируют интересы.
Следующий недостатокмногопартийности – опосредованный характер выбора. Формально избиратель можетвыбирать среди множества программ. Однако эта свобода выбора в действительностииллюзорна. Избиратель не принимает непосредственно решений относительно своейсудьбы, не участвует в принятии крупных национальных решений. Он предоставляетэто право посредникам-депутатам, которые вместо него принимают те или иныерешения в зависимости от коалиций и компромиссов, ставших возможными врезультате выборов. Избиратель может только раздать карты политической игры: всезависит, в конечном счете, от парламентских связей и союзов, которые заключаютпартии.
Третий недостаток заключается втом, что интегральная многопартийность предполагает отсутствие стабильного испаянного парламентского большинства, способного к активной и долгосрочнойподдержке правительства. Парламентское большинство, имеющее мозаичный характер,формируется и расформировывается, наделяя властью, недолговечныеправительственные кабинеты и лишает их власти. Правительственная нестабильность– это расплата за интегральную многопартийность.
Впрочем, можно избежатьнегативных результатов или смягчить их, если в многопартийной системе будутсуществовать стабильные и прочные союзы, которые придадут этой системе болееумеренный характер.
Формированию союзовблагоприятствуют выборы по мажоритарной системе в два тура, особенно выборы,при которых избирается коалиция. В этом случае две крупные коалиции могут сформироватьсяна выборах и удержаться в парламенте. Такая стабильная биполяризация создаетситуацию, близкую двухпартийности. Таким образом, в ситуации уменьшенияконкуренции, умеренная многопартийность является промежуточной ступенью междуинтегральной многопартийностью и двухпартийностью.
Двухпартийная система. Суть еезаключается в том, что существуют две сильные партии, из которых каждаяспособна к принятию власти и самостоятельному ее осуществлению. Одна из двухпартий получает абсолютное большинство мест в парламенте. Другая становитсятогда оппозиционной.
Двухпартийность полезна,поскольку она “функциональна”, ее результаты способствуют хорошемуфункционированию политической системы. Двухпартийность упрощает процессагрегирования интересов и сокращения требований. Она делает ненужнымпосредничество: сам избиратель выбирает цели и руководителей, обязанных ихосуществлять. Правительство, сформированное главой победившей партии, обходитсябез посредников. Наконец, двухпартийность гарантирует стабильностьправительства, поскольку партия, находящаяся у власти, получает абсолютноебольшинство парламентских мест.
“Жесткая” и “мягкая”двухпартийность. Первое различие между двумя типами двухпартийности, имеющееколичественный характер, основывается на уровне дисциплины обеих партий. “Жесткая”двухпартийность предполагает дисциплину голосования, “мягкая” – ее непредполагает.
“Совершенная” и “несовершенная”двухпартийность. Двухпартийность в чистом виде – это по существу теоретическоепредставление. Практически бывает так, что рядом с двумя крупными партиями,господствующими на политической сцене, существуют и небольшие партии. Их роль изначимость зависят от процента голосов, полученных ими на выборах.
Отсюда и количественное различиемежду двухпартийными системами: существование “совершенной” двухпартийности,при которой две основных партии набирают 90% голосов, и “несовершенной”двухпартийности, кода можно говорить “о двух партиях с половиной”: третьяпартия получает достаточно голосов, чтобы спутать карты двух крупных партий, закоторые проголосовало 75-80% избирателей.
В первом случае обе крупныепартии имеют столь мощную поддержку избирателей, что той или иной из нихпрактически обеспечено абсолютное большинство парламентских мест. Такая партияможет руководить в одиночку, не вступая в союз с другими, что по существуисключает участие небольших партий в политической деятельности.
Что же касается системы“несовершенной” двухпартийности, то здесь успехи обеих крупных партий навыборах не столь впечатляющи. Хотя обе партии и господствуют на политическойарене, но ни одна из них не может в одиночку завоевать абсолютное большинство.
Им приходится объединяться либос третьей партией, либо друг с другом.
Недостатки двухпартийной системы.Одним из самых существенных недостатков двухпартийной системы являетсявынужденный обстоятельствами акцент на критику противников, а не на своиконструктивные предложения. Избирательные кампании все больше и большестановятся компаниями “против” чего-то, и избиратели все чаще и чаще голосуютне “за кандидата”, а “против” его противников.
Еще один недостатокдвухпартийной системы состоит в том, что перестает существовать политический“центр”. При двухпартийной системе возникновение третьей партии грозит толькоодной из уже существующих партий. Ведь если на политической арене появляетсявторая, скажем, левая партия, то она становится конкурентом “первой” на “монополиюслева”. С другой стороны, для правой партии появление “второй” левой будетвыгодно.
Двублоковая система. При этой системесоперничают за власть два блока, партийные союзы. Партии, выступающие внеблока, приговорены к второстепенности, не играют существенной политической роли.Двублоковая структура характеризует системы с выраженными мнениями идейногораздела общества, преимущественно при постоянных влияниях коммунистическихлевых. Двублоковость вытекает из компромисса внутри отдельных союзов и неэволюционирует к двухпартийности. Между союзническими партиями появляется многоразличий: соперничают они между собой за избирательный период. Наиболеехарактерная двублоковость отмечается во Франции, где перед президентскими,парламентскими или кантональными выборами формируются два блока – левый иправый.
Многопартийные системы сдоминирующей партией. Обычно система с доминирующей партией функционирует намногопартийной основе. Для доминирующей партии, в условиях плюралистическойпартийной системы, характерны две следующие черты: а) она явно опережает своихсоперников в течение длительного периода (хотя может случиться и так, что накаких-то одних выборах они ее опередят); б) она отождествляет себя со всемобществом: ее доктрины, идеи сливаются в одно целое с идеями, присущими этомупериоду. Структуре доминации способствуют такие обстоятельства, как: стабильностьидеологического господства буржуазии, слабое развитие классовой борьбы,отсутствие сильной интегрированной оппозиции, мажоритарная система выборногозакона, которую предпочитают традиционные партии влияния, затрудняет развитиеновым политическим силам и т.д.
В наше время доминирующееположение одной партии встречается в пяти западных странах: Швеции, Норвегии иДании, где доминирующей партией является социал-демократическая, в Исландии иИталии – консервативная или христианско-демократическая партия.
Доминирующая партия определяетсяпо абсолютным и относительным параметрам. Во-первых, поданные за нее голосадолжны превысить определенный порог (примерно 30-50%); во-вторых, она должнаявно опережать своих конкурентов. Так, в названных выше пяти странах, естьчетыре-пять партий менее значительных, каждая из которых получает не более10-20% голосов.
Главное преимущество, котороедает система с доминирующей партией, – возможность стабильного правительства. Однакодолгие годы, находясь у власти и на выборах, пользуясь выгодой своегоположения, доминирующая партия рискует погрязнуть в тине застоя.
Неконкурентные системы. Четкий,незамаскированный тип неконкурентной системы основан на подавлении всехполитических объединений, кроме одного. Поэтому понятия “неконкурентные системы”и “однопартийные системы” – можно считать синонимами и внутри них выделятьразличные типы в зависимости от характера, природы рассматриваемой партии. Критериемприроды единственной партии становятся две основные черты: идеология ивнутрипартийная организация.
Сущность однопартийной системы. Воднопартийных системах высшая политическая власть, за исключением вопросов,входящих в компетенцию прочих организаций, осуществляется руководителями партии.Единственная партия монополизирует легитимную политическую деятельность всоответствующих системах. Она превращается в руководящую силу государства. Основныеполитические решения принимаются партией, и государственная администрация лишьосуществляет их на практике.
Однопартийная система позволяетподдерживать связь между руководством и массами, а парламентские и выборныемеханизмы ликвидируются или выхолащиваются. Сама партия строится в видепирамиды, ее механизм действует по нисходящей и восходящей: сверху вниз идетпропаганда, а снизу вверх идет информация
Смысл, вкладываемый в понятие“однопартийная система”, различается в зависимости от того, идет ли речь окоммунистической системе, фашистских режимах или развивающихся странах.
Если в конкурсных системахпартии в первую очередь участвуют в выборах и заняты парламентскойдеятельностью, то в неконкурсных системах единственная партия вынужденавыполнять намного более широкие и разнообразные функции. Она легко становитсямногофункциональной, особенно в тоталитарных системах, тяготеющих к контролю завсеми видами активности в обществе.
В коммунистической системеединственная партия выступает как руководящая и направляющая сила общества,занимается просвещением и убеждением масс, идеологической деятельностью.
Фашистская партия даже непытается пробудить политическое сознание масс. Ее пропаганда не стольковоспитывает, сколько разжигает фанатизм. По-военному организованная партия,выполняет, в основном, задачу служб безопасности и полиции.
В развивающихся странахединственная партия делает упор на мобилизацию масс. Партию используют дляроста национального самосознания, для легитимизации авторитета руководства, длявовлечения граждан в политические процессы.
Внутренняя жизнь единственнойпартии. Фашистские партии не признают демократических ценностей. Они строятсяна основе культа вождя и назначения руководителей. Здесь ни о какойвнутрипартийной демократии не может быть и речи.
Зато коммунистические партиивыступают за “демократический централизм”, который предполагает избраниеруководства и свободную дискуссию на разных уровнях субординации. Так, наверхнем уровне съезд или пленум центрального комитета играют рольвнутрипартийного парламента. Вместе с тем, в партии преобладает жесткоеподчинение низовых партийных организаций вышестоящим.
В развивающихся странах обычнонаблюдается расхождение между уставом и действительностью. Однопартийнаясистема там нередко маскирует господство олигархии или личную власть.
Роль однопартийности. Установлениережима единственной партии обычно оправдывается с помощью трех основных доводов.
Во-первых, единственная партиявыступает как средство интеграции нации, она позволяет гармонично сочетатьнеобходимое единство и реальное многообразие.
Во-вторых, единственная партиявыступает и как инструмент экономической и социальной модернизации, котораямобилизует силы общества.
В-третьих, единственная партияотражает социальную однородность. С точки зрения марксизма, политические партииявляются выразителями общественных классов и их интересов. Поэтому, если вобществе отсутствует антагонизм классов, то может существовать лишь однапартия, представляющая одновременно различные, но сотрудничающие классы исоциальные группы.
В этой связи поучительнымпредставляется опыт стран Восточной Европы и СССР.
КПСС претендовала навыразительницу интересов всего советского народа, на роль его авангарда. Однакоэто было преувеличением. Последние годы убедительно показали, что существовалзначительный отрыв партии от масс. В конце 80-х годов заявили о себе отдельныеслои общества, которые отнюдь не симпатизировали КПСС и ее целям. Для выраженияи защиты своих интересов они стали создавать собственные организации.
С КПСС случилось то, что С. Паркинсон30 лет назад сформулировал в виде некоего закона. “Дерево..., – писал он, –никогда не загниет от болезни и никогда… – от грехов. Дерево начинаетзагнивать, когда достигает максимальных размеров и перестает расти, потому чтозавершен биологический цикл. Организации, так же как и растения, не живут вечно.Зрелость неминуемо сменяется старостью и загниванием”
Достигнув максимальныхколичественных размеров (с кандидатами – почти 20 млн. человек), КПСС оказаласьжертвой своего монополизма. Не имея оппозиции в стране, фракций и течений всамой партии, КПСС не подвергалась серьезной критике ни извне, ни изнутри. Механизмвыявления слабых мест и болезней, их устранения и излечения, отсутствовал, чтопостепенно вело к процессу застоя и загнивания. А почва для этого была. Посколькупартия стала единственной, и к тому же правящей. Многие вступали в нее не поидейным соображениям, а ради карьеры и корыстных расчетов. Они использовали ееорганизацию в собственных целях, дискредитируя в глазах народа, а потомразвалили и первыми предали ее.
Партия все более становиласьбюрократической организацией, для демократических норм партийной жизниоставалось все меньше места. Многие партийные руководители отрывались отрядовых членов, мало считались с их мнением. Партийные выборы нередкопревращались в формальность, вследствие чего немало руководителей длительноевремя не сменялись, или перемещались из одного руководящего кресла в другое. Сформироваласьсвоего рода каста “несменяемых” и “непотопляемых” партийной номенклатуры. Для“вождей” устав партии не был указом. Все это привело к застою в жизни партии, азатем и к кризису.
Таковы типичные пороки и“болезни” политической партии в условиях однопартийности и монополизма вполитической жизни. Все это свидетельствует о том, что однопартийностьцелесообразна и оправдана лишь в условиях переходных, исключительных иличрезвычайных, в которых оказывается та или иная страна! В итоге можно сказать,что однопартийная система имеет больше недостатков, чем положительных сторон, ипотому она приемлема как временное явление в конкретных условиях отдельныхгосударств.
Можно выделить три последовательныхэтапа становления многопартийности в России. Первый этап занимает период1985-1987 гг., в то время возникают различные “неформальные” движения,объединения, союзы, фронты. Второй этап приходится на 1987 – начало 1989 года. Вэтот период происходит институционализация и конституированиеобщественно-политических организаций и движений. С весны 1989 года и понастоящее время – идет процесс рождения политических партий различнойнаправленности, создание межпартийных блоков, союзов, коалиций.
Принятый в октябре 1990 г. ЗаконСССР “Об общественных объединениях”, пока является единственным такого родазаконом и ныне действует в Российской Федерации. В этом законе термином“общественные объединения” обозначаются политические партии, массовые движения,профессиональные союзы, женские, молодежные, ветеранские организации и другиеобъединения граждан. Закон предусматривает общие положения, порядокобразования, права и условия работы общественных объединений, контроль за ихдеятельностью, определяя характер их международных связей. В марте 1991 г. началисьрегистрации партий. В настоящее время регистрацию оформили несколько десятковпартий.
Заключение
За последние годы в РоссийскойФедерации происходит переход от однопартийной системы к многопартийности. Зачаткисовременного политического плюрализма стихийно вызревали уже в начале 80-хгодов в форме диссидентского движения. Однако путь к действительноймногопартийности открыла перестройка. Процесс радикального реформирования нашегообщества вызвал к жизни новые общественно-политические движения, партии и ихобъединения. Развитие рыночных отношений существенно трансформируетсоциально-политическую структуру общества, усиливается процесс социальнойдифференциации, находящий отражение в возникновении широкого спектраполитических объединений.
Следует отметить, чтостановление многопартийности в стране идет трудно и противоречиво. Она пока ещедалека от тех цивилизованных рамок, о которых мечтают знатоки и ревнителизападной демократии. Чаще всего бывает так, что партии возникают,регистрируются, порой даже исчезают, но никто не знает, кто за ними стоит, ктоих поддерживает. И в этом – главная беда многих группировок, претендующих направо называться партиями. Дело в том, что за ними нередко действительно никтоне стоит – ни классы, ни группы, ни слои. Они не представляют никого, кромесамих себя.
Муки родов многопартийностивыражаются и в характере словесных баталий. Здесь в большом ходу разного родаярлыки, непарламентские выражения, оскорбительные выпады. Нашему обществу нехватает политической культуры, и к подлинной многопартийности в России лежиттрудный, нескорый путь. Участники политических событий организуются и в группыпо интересам
Список использованных источников 
1. Бачинин, В.А.Политология. — Спб.: СПбГУ ИТМО, 2005.
2. Исаев Б.А., СемендяевВ.Б. Формирование политических партий в России. — Петродворец, 2000.
3. Лукьянов В.Ю.Политология. — СПб: СПбГУ ИТМО, 2007
4. Мухаев Р.Т. Курсполитологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2002.
5. Пронин Э.А. Политология.- М.: МИЭМП, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.