Реферат по предмету "Остальные рефераты"


История экономики, политология, психология и педагогика, статистика, философия, экономическая теория

История экономики
1. Промышленный переворот иположение Англии в 18 в.
В конце XVII в. Англия, победившаяв борьбе за господство на морях Испанию, Голландию и Францию, превратилась вмировую супердержаву. Она стала центром уникальной колониальной империи. Этоозначало приток новых капиталов в английскую промышленность и растущий спрос наанглийские товары. Массовые армии и флоты, где служили сотни тысяч человек,породили специфический массовый спрос на английские стандартизованные изделия(ткани для униформы солдат разных родов войск, форменные пуговицы, сапоги,каски, стандартные штыки, ружья и боеприпасы одинакового калибра и т.д.).Возрос спрос на хлопчатобумажные ткани для пошива солдатского белья.
Повышенный спрос нахлопчатобумажные ткани ускорил внедрение машин. Сначала механизировали процессхлопкопрядения (машина Кромптона), а затем и ткацкий станок, который былизобретен Картрайтом. Дж. Уаттом, в 1784 г., была создана паровая машина.
В 1784 г. Корт изобрел пудлинговуюпечь, которая давала сталь из чугуна при помощи кокса, а изобретенные им жепрокатные вальцы позволили получать изделия нужной конфигурации.Производительность труда в металлургии повысилась в 15 раз. Прогрессметаллургии способствовал развитию угледобыче. В шахтах появились рельсовыепути для конной вывозки угля. Сочетание рельсов и паровой машины дало железнуюдорогу. Первый локомотив был создан Дж. Стефенсоном в 1814 г., а пароход – Фултоном.
Так возникла новая отрасльпромышленности – машиностроение, т.е. производство металлорежущих станков –токарного, строгального и т.д. Созданием фабричного машиностроения (перваяполовина XIX в.) и завершился переворот в технологической сфере экономикиАнглии. Если в 1800 г. в Англии работало 320 паровых машин, то через четвертьвека – уже 15 тыс.
Почему капитализм побеждает толькосо второй половины XVIII в.? Потому что только с этого времени начинаетсяпромышленный переворот: переход от мануфактуры к фабрике, от ручного труда кмашинам. Мануфактура с ее ручным трудом еще не может использовать всепреимущества капитализма, преимущества крупного производства перед мелким.
Но промышленный переворот — это нетолько переворот в технике, он сопровождается изменениями и в общественныхотношениях. Увеличивая производительность труда, т.е. количество продукции назанятого работника, машины увеличивают величину лишь прибавочного продукта, анеобходимый продукт остается прежним. Если при переходе к машинам рабочийпроизводит в 10 раз больше продукции, чем производил прежде, то его зарплата,расходы на его содержание не увеличиваются в 10 раз.
Если на мануфактурной стадиипроизводства рабочий еще мог надеяться стать хозяином, то завести оснащеннуюмашинами фабрику на свои сбережения рабочий явно не мог. Между рабочим икапиталистом вырастает стена. Промышленный переворот завершает формированиедвух классов буржуазного общества: буржуазии и рабочего класса.
В разных странах переворотпроисходил в разное время, но раньше всего в Англии. Началось с новой тогдаотрасли промышленности, хлопчатобумажной. Хлопчатобумажное производство сдревности было развито в Индии. Оттуда ткани из хлопка привозили в Англию, инарод их охотно раскупал, потому, что они были относительно дешевыми.Английские промышленники попытались наладить хлопчатобумажное производство усебя дома, но оказались не в состоянии конкурировать с индийскими ткачами,ткани которых были и лучше, и дешевле. Перед хозяевами английскиххлопчатобумажных мануфактур встала задача усовершенствовать производство, чтобыснизить стоимость продукции.
ПП начинался в текстильнойпромышленности, т.к. это предметы первой необходимости с высоким спросом. Длянеё характерна быстрая оборачиваемость капитала, продукция легка втранспортировке, в ней сосредоточены значительные капиталы и кадры. Основныеизобретения: механическая прялка «Дженни», мюль-машина, механический ткацкийстанок.
Также ПП был вызван необходимостьюизменить энергетическую базу. Здесь сыграли роль следующие факторы: неудобстворасположения производств у рек, изобретение паровой машины Уатта, рост спросана металл, развитие металлургии, развитие каменноугольной промышленности, повысилсяобъём перевозок, развитие ж/д. ПП в Англии закончился в 1 пол. 19 в.
2. Причины и последствияприватизации в странах Запада в 1970-1980 гг.
Послевоенный рынок оказался уже нев состоянии играть роль ”автоматического регулятора экономик”. Главнымсредством экономической политики на Западе стала национализация. Онапредставляла собой как бы естественное продолжение централизации экономики впериод войны и считалась простым методом изыскания средств для ускоренноймодернизации экономики. Победа СССР породила в мире социалистическиенастроения, а олигархов заставила задуматься над источниками побед СССР вмировой войне, а позже и в космосе.
В 1940-1960 гг. собственностьюбританского государства стала угольная, металлургическая, энергетическая, взначительной степени электротехническая и автомобильная промышленность, а такжебанковская система. Еще более решительно проходила национализация во Франции. Вконце 50-х гг. государству принадлежали почти полностью угольная, газовая, авиационнаяи автомобильная отрасли, частично нефтяная, оборонная, железнодорожныйтранспорт и банки.
Создание госсектора экономики немогло не повлечь за собой применение государственного долгосрочногопланирования. Франция осуществила в 1947-1980 гг. семь хозяйственных планов.Если госсектор получал прямые плановые задания, то планирование частногосектора потребовало косвенных мер (фиксирование цен, предоставление сырья икредитов, нормирование иностранной валюты, а также разнообразные мерыфинансового контроля). В отличие от директивного социалистического планирования(план – это закон) данный вид экономических программ носил индикативныйхарактер и являлся формой государственного вмешательства в экономику при полномсохранении его рыночной сути.
В Америке регулирующая рольгосударства состояла как в государственном предпринимательстве (его доля в ВВП1950-1960 гг. превышала 20%), так и в государственных закупках промышленной исельскохозяйственной продукции (государственная оплата фермерского зерна в случаеего “перепроизводства”).
Огосударствление экономики Западаположительно сказалось на социально-экономическом развитии. Но понижение темповэкономического роста и повышение уровня инфляции с середины 70-х гг. показали,что данное направление экономической политики подлежит замене. Смена курсадиктовалась и тем обстоятельством, что к концу 70 годов плановая экономика вСССР уже была разрушена косыгинскими реформами. Она фактически стала рыночной,в которой директорский корпус превратился в частных собственников, относящихсяк планированию как к необязательному пожеланию ЦК. Полная диспропорцияхозяйства, директорская вольница была отмечена Андроповым еще в 1982 году.
Поэтому главные капиталистическиестраны в 1970-1980 гг. безбоязненно провели широкую приватизациюгосударственных предприятий. Функции государства были сведены к регулированиюфинансов и налогов. Приватизация охватила не только развитые страны, но игосударства “третьего мира”. К концу 1980 гг. ее осуществили в более чем в 80странах всех частей света. В крупных странах возвращение к частнойсобственности привело к экономическому росту но и к еще большему имущественномурасслоению социума и всего мирового сообщества.

Политология
1. Политические идеи в ДревнейГреции и Риме
Политическая мысль в ДревнейГреции и Древнем мире развивалась как форма теоретического обобщенияинтенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Функционированиеинститутов полисной демократии невозможно без активного участия граждан вполитике, что предполагает выбор оптимальных для этого форм государственногоустройства, существования механизма разрешения политических конфликтов,возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспеченияединства общества.
В античном мире возникаетпонимание Закона, претворяющего Хаос в Космос. Закон космической гармонии, окотором говорил Пифагор, есть нечто внутренне присущее вещам, а не навязанноеизвне. В законе космической гармонии, определяющем порядок для всего сущего,совпадают моральный и природный порядок. Анаксимандр учит об«апейроне» — первоначале всех вещей, Едином Законе, который всеобъемлет, всем управляет, обеспечивает порядок, строй и структуру мира. Полис впредставлении античных мыслителей есть отражение космического миропорядка.
Великий греческий философ Платон(427-347 гг. до н.э.) учил, что есть два мира: мир идей — высших,неуничтожимых, вечных сущностей, и мир вещей, который строится по образцу идей.В мире идей высшей является идея Блага. В области же человеческих отношенийнаивысшим осуществлением идеи Блага является государство. В своих произведениях«Государство» и «Законы» Платон создал оригинальную версиюпроисхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силахудовлетворить свои потребности в одиночку и нуждается в помощи.
Предшественники Платона — софисты(Протогор, Продик и др.) утверждали, что политика — это чисто человеческоедело. «Человек есть мера всех вещей», а потому справедливость неявляется каким-то природным или божественным установлением. Любой закон, по ихмнению, есть изменчивое творение человеческого разума. Подобные учения Платонсчитал вредными, поскольку они призывают людей к неповиновению законам.
Наилучшими формами правления поПлатону являются монархия и аристократия (власть лучших) — в зависимости оттого принадлежит ли сознание высших идей одному человеку или же группе людей.Однако, действительность чаще всего демонстрирует неправильные формы правления,которыми являются:
— тимократия (власть честолюбия),когда в обществе нарушается гармония, происходит вражда между сословиями, асильнейшие берут власть. Рождается и растет стремление к богатству и тимократияпревращается в олигархию;
— олигархия, под которой Платонпонимал власть богатых. В таком обществе идет вражда между богатыми и бедными,бедные побеждают просто потому, что их больше, и устанавливают демократию;
— демократия (власть большинства)несет беспорядок, анархию, распутство и бесстыдство толпы; в условияхбеспорядка власть захватывает ловкий и коварный тиран;
— тирания — худший образправления. Но и тирания не вечна, она разлагается и все повторяется заново.Таким образом, неправильные формы правления сменяют друг друга в строгойпоследовательности. Современники Платона (в частности Аристотель) критиковалиего за эту идею, указывая, что переход от одной формы к другой может бытьсовершенно иным. Однако, Платон весьма прозорливо подметил тенденцию рождениятирании из необузданной демократии, что весьма часто наблюдалось на протяжениивсей истории человечества.
Несовершенным формам государстваПлатон противопоставляет идеальное государство. Об этом он пишет в своей работе«Государство», которая явилась, по сути дела, первой утопией.Основным условием и принципом совершенного государства Платон считаетсправедливость, состоящую в том, что каждому гражданину отводится особое местои особое занятие в рамках государства. Он вводит строгую иерархию сословий:философы-правители, стражи-воины, а ремесленники и крестьяне — низшее сословие,обеспечивающее материальную сторону жизни. У стражей нет ничего своего: нисобственности, ни жен, ни детей — все общее.
Другой великий греческий философАристотель (384-322 гг.до н.э.), полемизируя с Платоном, указывает, что длягосударства важно не только единство, но также различие и многообразие. У человека,говорит Аристотель, есть два побуждения к заботе и любви: собственность ипривязанности. Но именно они уничтожаются Платоном: если жены и детипринадлежат всем, значит их нет ни у кого.
Аристотель обращается кисследованию проблем политической жизни в таких трудах, как«Политика», «Афинская полития» и «Этика». Онразделяет формы государственного устройства на правильные (монархию,аристократию, политию), где власть осуществляется во имя общего блага, инеправильные (тиранию, олигархию, демократию), где механизм власти подчиненлишь интересам тех, кто правит. В созданной им теории «среднегоэлемента», под которым понимается слой не бедных и не богатых людей,дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество отсоциальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широкораспространенной в современной науке теории «среднего класса».
Столь же актуальные длясовременности идеи высказал римский оратор, мыслитель и политический деятельМарк Туллий Цицерон (106-43 гг.до н.э.). Согласно Цицерону, государство и правовозникают в соответствии со всеобщим требованием природы. Государство основанона всеобщем разуме и справедливости, оно возникает в результате согласия ввопросах права и общности интересов. В основе права лежит справедливость,первым требованием которой является призыв не вредить другим и не покушаться начужую собственность. Цицерон впервые говорит о «праве народов»,существенным принципом которого является необходимость соблюдения обязательств,налагаемых международными договорами. Цицерон выделяет три формыгосударственного правления: царская власть, власть оптимистов (аристократии),народная власть (демократия). Лучшей формой государства Цицерон считаетсмешанную форму, сочетающую в себе черты демократии и аристократии.
2. Тоталитарные политическиережимы
В переводе с позднелатинского«тоталитарный» означает " относящийся к целому". Вполитический лексикон этот термин был введен идеологом итальянского фашизма Дж.Джентиле, который призвал к тотальному подчинению человека государству ирастворению индивида в политической истории. В дальнейшем оппоненты фашизмаиспользуют этот термин в негативном смысле — как противоположность демократии.
При определении признаковтоталитаризма у ученых наибольшей популярностью пользуется модель, предложеннаяамериканскими политологами К. Фридрихом и З. Бжезинским, включающая в себяшесть базовых характеристик:
— централизованное руководство иуправление экономикой;
— всеобщий контроль над поведениеминдивида в социальной сфере;
— признание руководящей роли однойпартии в политической сфере и осуществление ею своей диктатуры (государственныеи партийные структуры сливаются и формируется феномен«партия-государство»);
— господство официальнойидеологии;
— сосредоточение в руках государстваи партии всех средств массовых коммуникаций;
— концентрация в руках партии игосударства всех средств вооруженного насилия.
Таким образом, государствоосуществляет тотальный контроль над всеми сферами жизнедеятельности общества вцелом и отдельного индивида в том числе. Среди политологов утвердилось и болеекраткое определение тоталитаризма — это закрытая система, в которой все — отвоспитания детей до выпуска продукции — контролируется из единого центра.
Тоталитарные режимы традиционноразделяют на «левые» и «правые» формы. Они различаютсяхарактером идеологий, т.ч. целями и задачами, которые ставят перед массамипартии-гегемоны: «народный капитализм» и завоевание мировогогосподства (фашистская Италия и Германия); построение коммунистическогообщества и мировая революция (коммунистические режимы в СССР, странах ВосточнойЕвропы и Азии, на Кубе). Есть и другое отличие: левый тоталитаризм был более«достроен» т.е. партия обладала монополией не только на политическую,но и на экономическую власть (государственная собственность, планирование вэкономике). В фашистских режимах существовала свобода предпринимательства, чтоне исключало прямого государственного вмешательства в экономическую сферу,подчинения ее задачам военного производства.
При тоталитаризме партия-гегемонзапрещает все элементы общественно-политического плюрализма, оппозиционныепартии и движения. Хотя существуют такие объединения, как профсоюзы, женские имолодежные движения, они выступают «приводными ремнями» партии.Гражданская инициатива поощряется только в рамках этих«патронируемых» сверху структур.
При тоталитаризме ядромполитической системы выступает партия-гегемон, монополизировавшаягосударственную власть, при авторитаризме — само государство (в некоторыхслучаях правящая элита создает под себя «партию власти»).
При тоталитаризме особая рольотводится идеологии. Она выполняет две важные функции: легитимация этого режимаи мобилизация масс на выполнение поставленных режимом задач. Для объединениянарода вокруг власти в сознание масс через газеты, радио, телевидение,искусство внедряются полезные для господствующей партии стереотипы. Мощнейшаяпропагандистская машина рисует утопические цели, «великое будущее» — коммунистический или расовый рай. Одновременно создается «образврага», в качестве которых выступают «реакционные классы» или«низшие народы», сторонники других идеологий. Все это призванооправдать жесткие методы управления, ограничение свободы личности, массовыерепрессии. Психологический террор является дополнением полицейского террора(преследование инакомыслящих, суды над «врагами народа», партийныечистки и проч.).
Тоталитарная власть опирается наширокую поддержку народа. Для такого режима характерен культ вождя партии,который в глазах народа обладает харизмой, ему приписываются сверхъестественныесвойства: непогрешимость, способность думать за всех. Тоталитаризм широкоиспользует такие формы мобилизации масс как выборы, митинги, манифестации,торжественные собрания, «всенародные обсуждения», но все это делаетсяпод партийно-полицейским контролем.
Тоталитарные руководствоотличается высокой степенью непредсказуемости, т.к. лидеры действуют безоглядки на писаные или неписаные нормы.

Психология и педагогика
1. Мышление, его формы и виды
Предметы и явлениядействительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можнопознать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы,размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами иотношениями, которые можно познать лишь опосредованно и благодаря обобщению,т.е. посредством мышления. Мышление — это опосредованное и обобщённое отражениедействительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познаниисущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.
Основные формы мышления — анализ,синтез, сравнение, абстракция и обобщение. Различные комбинации этих процессовмы используем при решении задач и проблемных ситуаций, как чисто теоретических,так и реальных жизненных.
Сравнение — это сопоставлениевещей, явлений и их свойств, выявление сходств и различий, приводящее кклассификации (объединению по общему признаку).
Анализ — это мысленное расчленениепредмета, явления или ситуации на составные элементы. При этом отделяютсянесущественные связи, данные нам в восприятии. Синтез — обратный анализупроцесс, который восстанавливает целое, находя существенные (атрибутивные,неотъемлемые) свойства данного целого. В складе мышления некоторых людейнаблюдается склонность — у одних к анализу, у других к синтезу.
Абстракция — это выделениекакой-либо стороны, свойства и отвлечение от остальных признаков (например,можно выделить цвет предмета, не замечая форму), это представление предмета илиявления в определенном ракурсе.
Обобщение — это стремление выявитькак можно больше общих свойств и существенных связей между предметами иявлениями, с отбрасыванием единичных (случайных) признаков.
В зависимости от того, какое местов мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятсямежду собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, илипрактическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяютсяещё и на основании особенностей задач — практических и теоретических.
Конкретно-действенное мышлениенаправлено на решение конкретных задач в условиях производственной,конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей.Практическое мышление это прежде всего техническое, конструктивное мышление.Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать техническиезадачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственныхи практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышленияпереплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними.Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярковыраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умениеиспользовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образамии схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именнов этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.
Конкретно-образное, илихудожественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщениячеловек воплощает в конкретные образы.
Абстрактное, илисловесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общихзакономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическоемышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образомпонятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играютвспомогательную роль.
Все три вида мышления тесносвязаны друг с другом. У многих людей в одинаковой мере развитыконкретно-действенное, конкретно-образное и теоретическое мышление, но взависимости от характера задач, которые человек решает, на первый планвыступает то один, то другой, то третий вид мышления.
2. Воспитание и социализация.Сходство и различие этих процессов
Воспитание — это социальное,целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) дляусвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовкиего к общественной жизни и производительному труду. Категория«воспитание» — одна из основных в педагогике. Выделяют воспитание вшироком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества вцелом, и воспитание в узком смысле — как целенаправленную деятельность,призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении — как решениекакой-либо конкретной воспитательной задачи (например, воспитание определенныхчерт характера, познавательной активности и т. д.).
Таким образом, воспитание — этоцеленаправленное формирование личности на основе формирования 1) определенныхотношений к предметам, явлениям окружающего мира; 2) мировоззрения; 3)поведения (как проявления отношения и мировоззрения). Можно выделить видывоспитания (умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое и т.д.).
Разрабатывая общую концепцию гуманизма,воспитывающего обучения, направленного на формирование полноценной активнойличности, особое внимание обращается, по мнению В.С. Мухиной, на формирование уребенка отношения к правам и обязанностям, принятым в обществе. Специалистыпредлагают идею обращения обязанностей детей в их права, осознание и пониманиекоторых поднимает самоуважение ребенка.
Согласно А.В. Петровскому,развитие личности может быть представлено как единство непрерывности ипрерывности. «Непрерывность в развитии личности выражает относительнуюустойчивость в закономерности её перехода от одной фазы к другой в даннойобщности, для нее референтной. Прерывность характеризует качественныеизменения, порождаемые особенностями включения личности в новыеконкретно-исторические условия, которые связаны с действием факторов,относящихся к её взаимодействию с другими, соединили системами. В данном случае- с принятой в обществе системой образования».
Социализация — это процессусвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта,осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как вусловиях стихийного воздействия на личность различных разнонаправленныхобстоятельств жизни, так и в условиях образования и воспитания — целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса ирезультата развития человека.
По Петровскому, вся ситуациясоциального развития определяет личностное развитие человека, проходящеесостояние адаптации, индивидуализации и интеграции как макро- и микрофаз.Анализ основных положений, характеризующих процесс развития ребенка,показывает, что реально все рассматриваемые линии взаимообусловлены,взаимосвязаны; это означает, что только их совместное осуществление составляеттакое прогрессивное изменение, которое может быть названо психическимличностным развитием человека в полном смысле этого слова.
Вместе с тем подчеркивается, чтоэто развитие происходит под воздействием социальной среды, общности вопределенной ситуации и прежде всего в ситуации обучения и воспитания. Это соотноситсяс тем, что все положения прогрессивной педагогической психологии акцентируютважность развивающего, воспитывающего обучения средствами всех учебныхпредметов.
Развитие человека происходит в еговзаимодействии с другими людьми, в деятельности, в процессе обучения ивоспитания, и это одно из основных положений педагогической психологии.

Статистика
 
1. Аналитическое сглаживаниерядов динамики
В ходе обработки динамическогоряда важнейшей задачей является выявление основной тенденции развития явления(тренда) и сглаживание случайных колебаний. Для решения этой задачи встатистике существуют особые способы, которые называют методами выравнивания.
Выделяют три основных способаобработки динамического ряда:
а) укрупнение интерваловдинамического ряда и расчет средних для каждого укрупненного интервала;
б) метод скользящей средней;
в) аналитическое выравнивание(выравнивание по аналитическим формулам).
Важнейшим способом количественноговыражения общей тенденции изменения уровней динамического ряда являетсяаналитическое выравнивание ряда динамики, которое позволяет получить описаниеплавной линии развития ряда. При этом эмпирические уровни заменяются уровнями,которые рассчитываются на основе определенной кривой, где уравнениерассматривается как функция времени. Вид уравнения зависит от конкретногохарактера динамики развития. Его можно определить как теоретически, так ипрактически. Теоретический анализ основывается на рассчитанных показателяхдинамики. Практический анализ — на исследовании линейной диаграммы.
Задачей аналитическоговыравнивания является определение не только общей тенденции развития явления,но и некоторых недостающих значений как внутри периода, так и за его пределами.Способ определения неизвестных значений внутри динамического ряда называютинтерполяцией. Эти неизвестные значения можно определить:
1) используя полусумму уровней,расположенных рядом с интерполируемыми;
2) по среднему абсолютномуприросту;
3) по темпу роста.
Способ определения количественныхзначений за пределами ряда называют экстраполяцией. Экстраполированиеиспользуется для прогнозирования тех факторов, которые не только в прошлом инастоящем обусловливают развитие явления, но и могут оказать влияние на егоразвитие в будущем.
Экстраполировать можно по среднейарифметической, по среднему абсолютному приросту, по среднему темпу роста.
При аналитическом выравниванииможет иметь место автокорреляция, под которой понимается зависимость междусоседними членами динамического ряда. Автокорреляцию можно установить с помощьюперемещения уровня на одну дату. Коэффициент автокорреляции вычисляется поформуле
/>
Автокорреляцию в рядах можноустранить, коррелируя не сами уровни, а так называемые остаточные величины (разностьэмпирических и теоретических уровней). В этом случае корреляцию междуостаточными величинами можно определить по формуле
/>

2. Сущность, назначение иметодология расчета средней геометрической
Средняя геометрическая — этовеличина, рассчитываемая как средняя из отношений или как средняя в рядахраспределения, представленных в виде геометрической прогрессии:
= />
Этой средней удобно пользоваться,когда уделяется внимание не абсолютным разностям, а отношениям двух чисел.Поэтому средняя геометрическая используется в расчетах среднегодовых темповроста.
Чаще всего средняя геометрическаянаходит свое применение при определении средних темпов роста (среднихкоэффициентов роста), когда индивидуальные значения признака представлены ввиде относительных величин. Она используется также, если необходимо найтисреднюю между минимальным и максимальным значениями признака (например, между100 и 1000000). Существуют формулы для простой и взвешенной среднейгеометрической.
Для простой средней геометрической
/>
Для взвешенной среднейгеометрической
/>

3. Задача
По данным таблицы определить:
а) относительные величиныструктуры
б) относительные величиныкоординации
в) относительные величинысравнения
Сделать выводыМесяц Кол-во бракованной продукции (шт.) В том числе по изделиям А1 А2 Классификация брака Классификация брака Мех. Лит. Мех. Лит. Январь 17550 2900 4550 1600 2150 Февраль 23400 3200 6700 1600 6300 Март 20300 1600 9300 1600 2800 Апрель 21350 3200 6300 2800 3900 Май 17000 1300 7100 800 4150 Июнь 30610 2300 9750 2400 6300
Решение:Месяц Кол-во бракованной продукции (шт.) В том числе по изделиям А1 А2 Классификация брака Классификация брака Мех. Лит. Мех. Лит. Январь 17550 2900 4550 1600 2150 Июнь 30610 2300 9750 2400 6300 ИТОГО 130210 14500 43700 10800 25600
Относительные величины структуры характеризуютсостав изучаемых совокупностей. Исчисляются они как отношение абсолютнойвеличины каждого из элементов совокупности к абсолютной величине всей совокупности,т.е. как отношение части к целому, и представляют собой удельный вес части вцелом. Как правило, относительные величины структуры выражаются в процентах(база сравнения принимается за 100). Показатели структуры могут быть выраженытакже в долях (база сравнения принимается за 1).
/>
ОВС брак А1 = (14500+43700) /130210 = 0,44
ОВС брак А1 мех = 14500 / 130210 =0,11
ОВС брак А1 лит = 43700 / 130210 =0,33
ОВС брак А2 = (10800+25600) /130210 = 0,28
ОВС брак А2 мех = 10800 / 130210 =0,08
ОВС брак А2 лит = 25600 / 130210 =0,20
Относительные величины координациипредставляют собой одну из разновидностей показателей сравнения. Ониприменяются для характеристики соотношения между отдельными частямистатистической совокупности и показывают, во сколько раз сравниваемая частьсовокупности больше или меньше части, которая принимается за основание или базусравнения, т.е., по существу, они характеризуют структуру изучаемойсовокупности, причем иногда более выразительно, чем относительные величиныструктуры.
ОВК А1 к А2 = (14500+43700) /(10800+25600) = 1,6: 1,0
ОВК А1 лит. к мех. = 43700 / 14500= 3,0: 1,0
ОВК А2 лит. к мех. = 25600 / 10800= 2,37: 1,0
Относительные величины сравненияхарактеризуют количественное соотношение одноименных показателей, относящихся кразличным объектам статистического наблюдения.

ОВС А1 к А2 = (14500+43700) /(10800+25600) = 1,6
Брак по изделию А1 в 1,6 разабольше брака по изделию А2.
ОВС А1 к А2 мех. = 14500 / 10800 =1,34
Механический брак в изделии А1 в1,34 раза больше механического брака в изделии А2.
ОВС А1 к А2 лит. = 43700 / 25600 =1,7
Литейный брак в изделии А1 в 1,7раз больше литейного брака в изделии А2.

Философия
 
1. Проблемы сознания в историифилософии
Основу необычайно красочного имногогранного духовного мира человека составляет сознание. Проблема сознания —одна из наиболее сложных и вместе с тем чрезвычайно интересных. Идущая изглубин веков древняя мудрость провозглашала: «Познай самого себя». Ибо как быни был сложен окружающий нас мир, какие бы сюрпризы ни преподносила природа,еще более сложен, загадочен мир человеческой души.
Сознание как уникальный феноменчеловеческой жизни, включающий в себя бесчисленное множество психическихявлений, аккумулирует в себе весь личный и социальный опыт человека. Отсюдавытекает не только его сложность, но и многофункциональность, исключительнаяроль в жизни человека и общества.
Не случайно поэтому сознаниеизучается не только философией, но и целым комплексом социальных наук,медициной, физиологией, психологией, лингвистикой, кибернетикой, генетикой идругими фундаментальными областями современного научного знания.
Философия рассматривает сознаниекак высшую, свойственную только человеку и связанную с речью функцию мозга,заключающуюся в обобщенном и целенаправленном отражении и конструированиидействительности, в предварительном мысленном построении плана действий ипредвидении их личностных и социально значимых результатов.
Рассмотрение проблемы сознаниячрезвычайно актуально, это связано с методом этого феномена в жизни общества:
Сознание отличает человека отвсего другого в мире.
Не поняв сущности сознания нельзяпонять природу человека и творимого им мира.
Через сознание открывается путь вдуховный мир человека, его психику.
Сознание — это высшая,свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способего отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единствопсихических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективногомира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телеснойорганизацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другимилюдьми навыками предметных действий. Сознание состоит из чувственных образовпредметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающихзначением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти,и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления иязыка. Таким образом, сознание является особой формой взаимодействия человека сдействительностью и управления ею.
Если идеализм вырывает пропастьмежду разумом и миром, то материализм ищет общность, единство между явлениямисознания и объективным миром, выводя духовное из материального.Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы издвух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражениемвнешнего мира.
Философия сознания имеет не толькотеоретическое значение.
Во-первых, от ответа на вопрос отом, что такое сознание, зависит то, какой должна быть научная психология ивозможна ли она.
Во-вторых, теории сознания связаныс этическими и даже правовыми вопросами, такими как вопрос о свободе воли иответственности человека за свои поступки.
Наконец, современные теориисознания оказывают существенное влияние на развитие концепции искусственногоинтеллекта.

2. Биологическое и социальноеразвитие человека
Рассмотрим соотношениебиологических и социальных факторов в индивидуальном развитии человека, или вего онтогенезе. В современной литературе по вопросу о роли социальных ибиологических факторов в индивидуальном развитии человека существуют дваразличных подхода к решению проблемы. Одни авторы утверждают, что развитие человекацеликом обусловлено генами, абсолютизируя, таким образом, биологический фактор.Это направление называется панбиологизм. Вторая точка зрения состоит в том, чтовсе люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль вразвитии их способностей играют воспитание и образование. Эта концепцияполучила название пансоциологизм.
Рассматривая данную проблему,следует иметь в виду, что в индивидуальном развитии человека различаются двапериода — эмбриональный и постэмбриональный. Первый охватывает периодвнутриутробного развития человеческого эмбриона (зародыша).
Уже на самой ранней стадииразвития эмбриона начинается реализация генетической программы, полученной отродителей и закрепленной в хромосомах ДНК. Каждый человек является носителемспецифического индивидуального набора генов, вследствие чего он генетическиуникален. Свойства человека, как и других живых существ, во многомдетерминированы генотипом, а их передача от поколения к поколению происходит наоснове законов наследственности. Индивид наследует от родителей такие свойства,как телосложение, рост, массу, особенности скелета, цвет кожи, глаз и волос,химическую активность клеток. Многие также говорят о наследовании способности квычислению в уме, склонности к тем или иным наукам и т. д.
На сегодняшний день господствующейточкой зрения можно считать ту, которая утверждает, что наследуются не самиспособности как таковые, а лишь их задатки, которые в большей или меньшейстепени могут проявляться в условиях среды. Генетическим материалом у человека,как и у других млекопитающих, является ДНК, которая находится в хромосомах.Хромосомы каждой клетки человека несут в себе несколько миллионов генов. Приэтом генетические возможности, задатки реализуются только при том условии, чторебенок с раннего детства находится в общении с людьми, в соответствующейсоциальной среде. Если, например, у человека нет возможности заниматьсямузыкой, то его врожденные музыкальные задатки так и останутся неразвитыми.
Генетический потенциал человекаограничен во времени, причем достаточно жестко. Если пропустить срок раннейсоциализации, этот потенциал не успевает реализоваться и угасает. Яркимпримером этого могут служить многочисленные случаи, когда младенцы, силойобстоятельств попавшие в джунгли, проводили среди зверей несколько лет. Послевозвращения их в человеческое сообщество они не могли уже в полной меренаверстать упущенное, не смогли овладеть речью, приобрести достаточно сложныенавыки человеческой деятельности, у них плохо развивались человеческие психическиефункции. Это свидетельствует о том, что характерные черты человеческогоповедения и деятельности приобретаются только через социальное наследование,через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения.
Для понимания роли наследственностии среды в онтогенезе человека важное значение имеют такие понятия, как генотипи фенотип. Генотип — это наследственная основа организма, совокупность генов,локализованных в его хромосомах; это та генетическая конституция, которуюорганизм получает от своих родителей. Фенотип — это совокупность всех свойств ипризнаков организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития.
Фенотип определяетсявзаимодействием организма с условиями среды, в которых протекает его развитие.В отличие от генотипа фенотип изменяется на протяжении жизни организма. Такимобразом, фенотип зависит от генотипа и среды. Одинаковые генотипы (уоднояйцовых близнецов), которые оказываются в различных средах, могут даватьразличные фенотипы. С учетом сказанного можно выделить следующие факторы,воздействующие на человека:
— биологические задатки,кодируемые в генах;
— среда (социальная и природная);
— деятельность индивида;
— ум (сознание, мышление).
Взаимодействие наследственности исреды в развитии человека имеет место в течение всей его жизни. Но особуюважность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального,грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в эти периодынаблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.
Наследственность определяет то,каким может стать организм, но формируется он под одновременным влиянием обоихфакторов как наследственности, так и среды. Сегодня становится все болееобщепризнанным, что адаптация человека осуществляется под влиянием двухпрограмм наследования — биологической и социальной. Все признаки и свойствалюбого индивида являются, таким образом, результатом взаимодействия егогенотипа и среды. Поэтому каждый человек является и частью природы, и продуктомобщественного развития.
С такой позицией сегодня согласнобольшинство ученых. Разногласие возникает тогда, когда речь заходит о ролинаследственности и среды в детерминации умственных способностей человека.
Следует отметить, что точноеопределение самих умственных способностей представляет собой довольно труднуюзадачу. Дело в том, что, прежде всего, сами интеллектуальные способности весьмаразнообразны и своеобразны. Человек может быть гениальным шахматистом и плохимартистом (поэтом, математиком и т. д.), и (наоборот. Кроме того, сама процедураприменения тестов на определение IQ имеет недостатки, которые отмечают многиеученые. В частности, при определении IQ многое зависит от социальной среды,уровня и характера воспитания и образования испытуемых, их организованности,внимательности, собранности и даже темперамента. Более того, результатытестирования зависят не только от испытуемых, но и от тестирующих: какиевопросы задаются, с какой целью, из какой области знания или деятельности и т.д. Так, если детям с улицы задавать вопросы, как вести себя среди почтеннойпублики, а детей аристократов спрашивать, как вести кулачный бой, то, по всейвероятности, IQ тех и других будет невелик и достаточно одинаков.
На самом деле биологическое исоциальное в человеке, как мы уже отметили, находятся между собой в теснойвзаимосвязи. Вне социальных условий одно биологическое еще не делает человекачеловеком.
Еще один аспект влияниясоциального на биологическое в человеке состоит в том, что биологическое вчеловеке осуществляется и удовлетворяется в социальной форме.Природно-биологическая сторона существования человека опосредуется и«очеловечивается» социокультурными факторами. Это касается и удовлетворениятаких сугубо биологических потребностей, как продолжение рода, еда, питье ит.д. Правда, следует отметить, что это «очеловечивание» природы на практике невсегда означает ее облагораживание. Подобно тому, как отдельный индивиднеадекватными действиями и поведением способен наносить ущерб своей собственнойприроде, своему здоровью, подобно этому и все общество способно пагубно влиятьна свою природную среду. Такое влияние сегодня налицо и представляет важнейшуюглобальную проблему.
Таким образом, при рассмотрениипроблемы, касающейся роли биологических и социальных факторов в развитиичеловека следует избегать как панбиологизма, так и пансоциологизма. В первомслучае человек низводится до уровня животного. Во втором — предстает как tabularasa (чистая доска), на которой среда пишет все развитие индивида.

Экономическая теория
1. Основные макроэкономическиецели, их характеристика и взаимосвязь
Макроэкономика преследуетконкретные цели и использует соответствующие инструменты.
Система целей включает следующиеэлементы:
1. Высокий и растущий уровеньнационального производства, т. е. уровень реального валового внутреннегопродукта (ВВП).
2. Высокая занятость при небольшойвынужденной безработице.
3. Стабильный или плавно растущийуровень цен в сочетании с определением цен и заработной платы посредствомвзаимодействия спроса и предложения на свободных рынках.
Относительно первой цели отметим,что конечная задача экономической деятельности заключается в том, чтобыобеспечить население товарами и услугами. Совокупным измерителем национальногопроизводства выступает валовой внутренний продукт, который выражает рыночнуюстоимость всех конечных товаров и услуг.
Второй основной цельюмакроэкономической политики являются высокая занятость и низкая безработица.Уровень безработицы колеблется в ходе экономического цикла. В фазе кризиса идепрессии спрос на рабочую силу сокращается, а уровень безработицыувеличивается. В фазе оживления и подъема спрос на рабочую силу растет, абезработица сокращается. Однако удовлетворить потребности всех в достойнойработе — труднодостижимая проблема.
Третьей основной макроэкономическойцелью является стабильность цен при наличии свободных рынков. Распространеннымизмерителем общего уровня цен является индекс потребительских цен (ИПЦ),учитывающий затраты на приобретение фиксированного набора «корзины» товаров иуслуг.
Соотношение основныхмакроэкономических целей определяет главную макроэкономическую цель, отражающуюосновную задачу макроэкономической политики, реализация которой выступает вдвух формах:
а) промежуточныемакроэкономические цели;
б) тактические макроэкономическиецели.
Первые регулируют значенияключевых макроэкономических переменных, вторые осуществляют преобразованиянациональной экономики.
Государство имеет в своемраспоряжении определенные инструменты, которые оно может использовать с цельювоздействия на макроэкономику. Под инструментом политики понимаетсяэкономическая переменная, находящаяся под контролем государства и способнаявоздействовать на достижение одной или нескольких макроэкономических целей.
2. Макроэкономическоеравновесие: модель совокупные расходы — ВНП
Важными составляющими совокупногоспроса являются потребление и инвестиции, причём, на инвестиции значительноевлияние оказывает сбережение. Покажем на оси абсцисс уровень валовогонационального продукта ВНП, на оси ординат – сбережение и инвестиции (рис.12.7).
/>

Предположим, величина инвестицийнеизменна, тогда график инвестиций примет вид горизонтальной прямой,параллельной линии ВНП. График сбережения населения представлен в виде прямойвосходящей линии.
Графический анализ показывает, чтографик сбережений пересекает график инвестиций в точке Е, где объём ВНП равенОМ. В точке Е – точке пересечения двух графиков – сбережения и инвестиции равныдруг другу. Точка пересечения характеризует такой объём ВНП, при котороммакроэкономика находится в равновесии. Когда равновесное состояние находится вточке Е, то это означает, что население будет сберегать средства в объёме ЕМ, афирмы будут инвестировать средства в размере ЕМ.
Что происходит при нарушенииравновесия? Если сбережения населения будут больше, то наступит ситуация, когдасбережения больше инвестиций. При таком уровне ВНП население начинает сберегатьбольше, чем предприятия готовы инвестировать. Фактически население воздержитсяот дополнительного потребления.
В результате фирмы находят нарынке гораздо меньший спрос на дополнительную продукцию и вынуждены накапливатьтоварные запасы. Естественно, это не будет стимулировать рост производства иинвестиций. Производство начинает сокращаться, что вызывает снижение ВНП иприводит его к сдвигу влево.
Сокращается занятость населения,уменьшаются сбережения. И это будет происходить до тех пор, пока не будетдостигнуто равновесие в точке Е, тогда тенденция к сокращению ВНП прекратится.
Если сбережения населенияуменьшатся, тогда сложится положение, когда сбережения меньше инвестиций. Здесьнаселение сберегает меньше, но фирмы готовы инвестировать. Фактически речь идёто том, что население, сокращая сбережения, предъявляет больший спрос. Этостимулирует фирмы к наращиванию объёмов производства, выпуску дополнительнойпродукции, что влияет на рост ВНП и рост занятости. Доходы населения начинаютрасти вместе с ростом ВНП. Больше становятся и сбережения. И такой рост будетидти до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие в точке Е.
Итак, только в точке Е будетдостигаться такой размер ВНП, который не приводит к колебаниям вмакроэкономической системе, т. е. здесь не будет ни резкого расширения, нирезкого сжатия системы, ни перепроизводства, ни нехватки товаров. Равновесноесостояние сбережений и инвестиций в точке Е будет определять и оптимальныйразмер ВНП.
В чем же отличие классическоймодели равновесия инвестиций I и сбережений S от кейнсианской? Прежде всего,отметим, что в классической модели сколько-нибудь длительная безработицапредставляется невозможной. Гибкое реагирование цен восстанавливает нарушенноеравновесие.
А в модели, предложенной Кейнсом,равенство I и S может осуществляться и не при полной занятости. На рис. 12.7 видно,что уровень ВНП в точке М оказывается ниже уровня, обеспечивающего полнуюзанятость.
Далее, классическая модельпредполагала существование гибкого ценового механизма, органически присущегорынку. Кейнс подверг этот постулат сомнению. Предприниматели, столкнувшиеся спадением спроса на свою продукцию, не снижают цены. Они сокращают производствои увольняют рабочих. Отсюда следует безработица со всеми вытекающимисоциально-экономическими конфликтами.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вопросы интенсификации обучения
Реферат Воспитание детей раннего возраста
Реферат Творчество Рюрика Ивнева в контексте поэзии Серебряного века
Реферат Добукварный период обучения грамоте
Реферат Идея школы Френе
Реферат Воспитательное мероприятие: личность в системе межличностных отношений
Реферат Интенсификация процесса обучения иностранным языкам с помощью современных технических средств обучения
Реферат Защита прав детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей в 20-30-е годы ХХ века на материалах отечественной педагогики
Реферат Жизнь и педагогическая деятельность К. Д. Ушинского
Реферат Воспитание младшего школьника на основании мифов о Геракле
Реферат Воспитание и образование в РОССИИ (Х-ХVII ВЕКА)
Реферат Саид-Бей Арсанов
Реферат Как ужиться в коллективе
Реферат 1. Этапы развития вычислительной техники и программного обеспечения
Реферат Зрелая семья