Реферат по предмету "Педагогика"


Хорезмская Академия Маъмуна

Министерствовысшего, среднего и средне-специального образования Республики Узбекистан.
Академическийлицей при Ташкентском Архитектурно – строительном институте.
Самостоятельнаяработа на тему:
«ХорезмскаяАкадемия Маъмуна»
Выполнила:
 студенткагруппы 7-07
ЦиринскаяЕлена
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ташкент2009

1.     Когда былаобразована Хорезмская Академия Маъмуна?
 
По этому вопросу мненияучёных расходятся. Большинство исследователей, в том числе С. П. Толстов, Н.Нигматов, А. Абдуллаев и другие, ссылаясь на сведения из «Иршад ал-ариб»Йакута, связывают создание Академии с приездом Беруни из прикаспийского Журжанав Ургенч в 1010 году. Однако в том же «Иршад ал-ариб» сказано, что Абу-л-АббасМаъмун II торжественно встретил Беруни  иназначил его руководителем «ученого собрания». Это значит, что это «учёноесобрание» уже действовало во дворце хорезмшахов до приезда Беруни. Также естьещё источники, указывающие на дату создания Академии Маъмуна.
Захириддин ал-Байхаки всвоём произведении «Татимма Сиван алхикма» писал: «Когда же дела Саманидовпришли в упадок, необходимость пробудила его (т.е. Ибн Сину) покинуть Бухару иотправиться в Куркандж (Ургенч), к Хорезмшаху Али б. Маъмуну б. Мухаммаду…Вазиром при нём стоял Абу-л-Хасан ас-Сахли… покровитель наук… Ему определилипомесячное жалование в размере, достаточном для него.
Благодаря стараниямМаъмуна б. Мухаммада, в 996 г. Южный и Северный Хорезм были объединены в одногосударство, после чего Хорезм был включён в состав округов Наса и Фарава.Вазир Абу-л-Хусайн Ахмад б. Мухаммад Ас-Сахли с момента своего назначения напост вазира в 997 г. старался стабилизировать обстановку в стране, ипокровительствовал науке и культуре. У него была цель – создать «собраниеучёных».
Во время большой смуты вгосударстве Саманидов Ибн Сина в 1002 – 1004 гг. уехал в Хорезм. Хорезмшахсделал его действительным и почётным членом Академии. Ибн Сина получилвозможность вести регулярную клиническую деятельность и собирал огромныйматериал для написания своих будущих трудов – «ал–Канун фи–т–тибб» и «ал–Китаб–аш–шифа».
Существование Академииподтверждает и сообщение ас-Саълиби, приводимое в «Тарихи Маъсуди» Абу-л-ФазлаБайхаки: «А я, Бу-л-Фазл, слышал в Нишабуре от Ходжи (Абу) Мансура Саълиби… опохвальных деяниях современников… что ездил в Хорезм и некоторое время был внадимах (в прислужении) у своего Хорезмшаха и написал в честь него несколькосочинений». Эта поездка произошла именно в 997 – 1002 гг.
Таким образом, опираясьна вышеперечисленные источники, можно сделать вывод, что Академия Маъмуна быласоздана в 997 – 999 гг. в период правления Абу – л – Хасана Али б. Маъмуна ипросуществовала вплоть до захвата Хорезма Махмудом Газневи, т.е. до 16 марта1017 г.
2.     Кто былорганизатором Хорезмской Академии Маъмуна?
 
Организатором ируководителем Академии был Вазир ас-Сахли. В то время Хорезмшахом былАбу-л-Хасан Али б. Маъмун – «человек он был учёный, доблестный, деятельный и вделах настойчивый…». Сам Хорезмшах говорил: «Мой промысел – книга и чтение её,возлюбленная и любование ею, благородный человек и забота о нём».  Однако,реализация работы по формированию структуры, подразделов, библиотек руководствои финансирование были возложены на умного вазира, покровителя наук и мецената –Абу-л-Хусайна Ахмада ас-Сахли.
Ю. Н. Завадавский пишет:«Особо деятельное участие в создании культурного ядра при хорезмском дворе, — своего рода «академии»… принимала семья вазира, прославившаяся под родовымименем Сахл… он получил свою должность по наследству и, подобно Бармакидам,претендовал на образование вазирской династии, параллельной эмирской династии.Он принадлежал к самым состоятельным дехканам края, обладал наклонностями клитературе и, как полагалось, сам писал стихи на арабском языке… Он считалсяревностным и добрам мусульманином и, видимо, сдерживал уклонение от Суннысвоего господина».
Около 10 работ Беруни,свыше 10 трактатов Ибн Сины были посвящены или преподнесены ими вазируас-Сахли.
Вазир организовывалсубардинацию среди членов Академии, определял, когда и где состоится очередноесобрание Академии, какие вопросы и темы будут на нём обсуждаться. Ас-Сахлируководил академией до приезда в Ургенч Беруни. Именно тогда между хорезмшахоми вазиром произошло столкновении, поле которого ас-Сахли был снят с поставазира и отстранён от руководства Академией. Причиной столкновения послужилоназначение Йаъакуба Джанди послом к Махмуду Газневиду, когда тот в 1011 – 1013гг. стал требовать, чтобы хорезмшах доказал ему свою лояльность. Будучи посломхорезмийцев ко двору Саманидов, Джанди принёс много вреда интересам Хорезмаиз-за своей грубости и заносчивости. Осознавая опасность возможной неудачиэтого посольства вазир попытался отговорить Хорезмшаха от назначения Джандипослом к Махмуду. Ас-Сахли, предвидя катастрофу, в 1011 – 1013 гг. подалпрошение об отставке и выехал в Багдад.
Как и предполагал вазир,это посольство закончилось катастрофой для Хорезма: своими необдуманнымидействиями Джанди привёл Хорезм на грань войны с Махмудом.
3.  Оструктуре, основных направлениях и важнейших представителях Академии Маъмуна
Под руководством ас-Сахлив деятельности академии участвовали:
— в области поэзии,литературоведении и адаба – бывший вазир Мухаммад ат-Тожир, с псевдонимом«вазир»; Абдуллах Раккоший – катиб, поэт, посол и астролог; Абу АбдуллахМахаммад б. Хамид – поэт, посол; Ахмад б. Абу Зиргом – поэт; ас-Саълиби поэт,литератор, адиб и учёный.
— ведущие учёные,естествоиспытатели, медики, математики, астрономы, логики, философы, историки –Абу Райхан Беруни, Шайх-ур-Раъис, Ибн Сина, Абу Сахл Масихи, Абу-л-Хайрал-Хасан ал-Хаммар, Абу Али б. Абу-л-Хайр, Абу Наср Ирак – учитель Беруни,Абу-л-Хасан Али б. Маъмун б. Али Абдуллах Махаммад, Абу-л-Аббас.
Самим хорезмшахом Али ибнМаъмуном из Багдада был приглашён Букрот-ус-сани (Гиппократ), христианскиймыслитель Ибн ал-Хаммар с сыном Абу Али б. Абу-л-Хайр, которые сталинаставниками Шайх-ур-Раъиса (Ибн Сины) по философии, медицине и химии. Также вХорезм был привезён христианский философ, врачеватель ал-Хаким Абу-л-Фарадж б.ат-Таййиба Джассалик.
Так же, по сообщениямсредневековых источников, в стенах Хорезмской Академии Маъмуна работали:казуист и мутакаллим Абу Али Иса б. Ахмад б. Зурръа; Абу Али Мухаммад б. Хасанб. ал-Хайсам; Ал-Хаким и Ал-Адиб Абу-л-Фарадж Али ал-Хасайн б. Хинду; магБахманйар ал-Азарбайджани; Абу Убайд Абдулвохид Жузжоний; тюркскиепоследователи Ибн Сины – Ибн Зайла, Маъсуми, Илаки, Хараки и д.р.
Все эти учёные работали всамых различных областях науки — медицины, химии, ботаники, зоологии, физики,математики, геодезии, геологии, фармакологии, ветеринарии, астрономии, поэзии,литературы, философии, истории, права, этики, дипломатии, адаба, экономики ит.д.
4.     Признаниеи дань памяти Академии Маъмуна
Научное, региональное имеждународное, содружество учёных – естествоиспытателей, медиков, математиков,физиков, астрономов, биологов, химиков, геологов, поэтов, писателей, политиков,дипломатов – в Хорезме на рубеже IX – XII веков впервые было идентефицированос названием «академия» Карлом Броккельманом.
Академия Маъмуна явиласьодним из первых поучительнейших примеров региональной и международнойорганизации и ведения глубоких исследование в различных областях науки, далатолчок развитию медицины, химии, ботаники, зоологии, физики, математики,геодезии, геологии, фармакологии, ветеринарии, астрономии, поэзии, литературы,философии, истории, права, этики, дипломатии, адаба, экономики и т.д.
Труды таких великихучёных, как Беруни, Ибн Сина, Масихи, Хаммар, Ибн Ирак и д.р. были написаны,как результат фундаментальных исследований, проведённых в стенах академии, илибыли написаны позже.
После захвата ХорезмаМахмудом Газневи многие члены Академии Маъмуна были увезены Махмудом в Газну,либо спасались бегством, как Ибн Сина или ал-Масхи. По этому, отдельныерезультаты академических научных изысканий этих учёных были реализованы в виденаучных трудов в Газне, Герате, Хамадане, Рее, Нишапуре, Багдаде ит.д. напротяжении всей первой половины XIвека.
Американский историк Ж.С. Сартон в своей знаменитой книге «Введение в историю» назвал первую половину XI века «Эпохой Беруни» в историимировой цивилизации, культуры и науки.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.