Реферат по предмету "Остальные рефераты"


История развития библиотечно-библиографических классификационных систем

Содержание
Введение
Глава 1. Историябиблиотечно-библиографических систем
1.1.    Понятие исущность классификации
1.2.    Предпосылкиразвития современных библиотечно-
          библиографических классификационных систем
Глава 2. Развитиебиблиотечно-библиографических
               классификационныхсистем
         2.1. Развитие Библиотечно-библиографической
                 классификации в России
         2.2. Развитие Универсальной десятичной классификации
Глава 3. Классификационные системы
                  научно-техническойинформации
         3.1. Государственный рубрикатор НТИ
         3.2. Рубрикатор отраслей знаний
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Актуальность темыкурсовой работы обусловлена тем, что для повышения обращаемости и лучшегоиспользования книжных фондов требуется раскрытие их содержания путембиблиотечной классификации, как основой предпосылки для систематическойгруппировки книги.
Систематика книг, т.е.распределение их по отраслям знания, проводится на основе библиотечнойклассификации, но сама библиотечная классификация зависит от классификациинаук, ибо вопрос о порядке расположения отделов в значительной мереопределяется системой знаний. Именно в ней выявляются основные области знания ипорядок их следования, обосновывается последовательность наук. Принципырасположения, границы каждой области, взаимосвязи между отдельными науками,устанавливаются в классификации наук.
Особенно великопрактическое и производственное значение классификации вбиблиотечно-библиографической работе: и для составления указателей (какинформационного, так и рекомендательного характера), и для систематическогокаталога, систематической расстановки книг на полках.
Таким образом,классификация книг, а вместе с тем и классификация наук имеет для библиотексамое широкое и разностороннее значение.
Библиотечная классификация связана с классификациейнаук: и теоретически, и практически она относится со сложной проблемой системызнаний.
Не любая литература способна быть актуальносистематизирована по ББК, УДК, или ГРНТИ, так как каждая отрасль знания имеетсвою специфику, выразить которую возможно лишь применив на практикеспециализированную библиотечную классификацию, которая бы отвечала необходимымтребованиям.
Цель курсовой работы раскрыть историю развитиябиблиотечно-библиографических классификационных систем.
Задачи курсовой работы:
1.        Изучитьпредпосылки создания библиотечных классификационных систем;
2.        Рассмотретьисторию развития основных библиотечно-библиографических классификационныхсистем
3.        Раскрытьразвитие библиотечно-библиографических классификационных систем длясистематизации научно-технической информации.
В написании курсовойработы использована следующая литература: Сукиасян, Э.Р. Универсальнаядесятичная классификация: на пороге второго тысячелетия // Науч. и техн. б-ки.– 1996. — №3. – С. 46 – 55; Сукиясян, Э. Начато издание средних таблиц ББК//Библиотека. — № 1. – 2002. – С. 63.; Этапы развития таблиц ББК //Библиотека.- № 9. – 2001. – С. 33 – 35 и др.

Глава 1. История библиотечно-библиографических классификационных систем
1.1. Понятие исущность классификации
Классификацией называется распределение предметов,понятий явлений по классам, отделам, подотделам и дальнейшим более дробнымподразделениям, в зависимости от общих признаков различия в определеннойлогической последовательности и соподчинении. Классификация применяется пригруппировке всех процессов, которая делится на отрасли знания.
Классификация наук указывает на подлинные связи наукотдельных их частей и располагает науки в соответствии с порядком изучаемых имиявлений.
Ежегодно в мире выходит огромное количество печатнойпродукции. Ориентироваться в этом потоке документов не возможно без группировкиих по определенным признакам. Поэтому все документы систематизируют.Систематизацией книг в библиотеках называется распределение их по отраслямзнаний в соответствии с принятой библиотечной классификацией. Систематизацияосновывается на содержании документов, при этом используется существующаясистема классификации наук: классификация между собой тесно связана – этовыражается в делении той или другой по отраслям знаний, в соподчинении понятий,в ступенчатости делений, в зависимости частного от общего.
Однако библиотечная классификация имеет своиособенности. И, если в книге рассматривается несколько отраслей знаний, то наполке ей будет отведено одно определенное место.[14]
В библиотечной классификации используются тематическиеделения. Например: в библиотечной классификации для справочников универсальногосодержания есть специальный отдел «Литература универсального содержания» и еслиотраслевые справочники, энциклопедии, словари систематизируют за индекс отраслизнания с добавлением общего типового деления «я2», то словари, энциклопедииуниверсального содержания систематизируются в 92 подотдел.
К библиотечным классификациям предъявляются следующиетребования:
1.  Она должна бытьуниверсальной, т.е. включать все отрасли знания, так как предназначена длябиблиотек одного ведомства.
2.  Должна бытьединой для большинства библиотек одного ведомства, так как это является однимиз условий улучшения качества обслуживания и унификации библиотечного фонда.
3.  Должна бытьгибкой, т.е. сокращаться и расширяться за счет вводимых делений.
Научность библиотечной классификации заключается втом, что библиотечные фонды отражают современное состояние науки, техники,культуры, их историю и важность какой научный фундамент ляжет в основурасстановки книг и систематического каталога.
1.2. Предпосылкиразвития современных библиотечно-библиографических классификационных систем
 
— Десятичная классификация М. Дьюи
Десятичную классификацию (ДК) разработал в 1876 годуодин из виднейших американских библиотековедов М. Дьюи (1851 – 1931), которыйбыл президентом американской ассоциации и редактором журнала.
В истории высшего библиотечного образования Дьюиизвестен как основатель и профессор первой библиотечной школы, в которуювпервые допустили женщин. В области систематики Дьюи выдвинул классификацию. Вкоторой содержание книги обозначались десятичным методом-подразделением  всехпонятий на десять. Дьюи всегда сравнивал свою классификацию с системой мер.Насколько десятична система счислению удобнее всякой другой, настолько Дьюисчитал ДК проще любой другой. В системе Дьюи вся совокупность знаний делится на10 основных классов, а отрасли знания и дисциплины. В свою очередь,подразделялись и обозначались десятичным методом. Этот метод иногда называетсядецимальным, а его сторонники децималистами. [17]
Идя навстречу открытому доступу к полкам, Дьюиразработал свою десятичную систему, непосредственно связанную с переходом отрасстановки книг, неподвижной, крепостной – на подвижную систематическую, прикоторой читатель, пользуясь свободным доступом к полкам мог бы ориентироватьсяв фонде.
Дьюи являлся ярким представителем того направления всистематике книг, которое отрицало ее связь с классификацией наук. Исходнымпринципом классификации он выдвинул удобство и емкость индексов. Ведущимпринципом является форма; ей подчинена классификация. Если более искусственнаклассификация, считал Дьюи, чем меньше научной основы, тем больше гарантия еедолговечности.
Основные классы ДК Дьюи:
0 – общий
1 – философия
2 – религия
3 – общественные науки
4 – языкознание
5 – точные науки
6 – прикладные науки
7 – искусство
8 – литература
9 – история и география
Классификация Дьюи начиналась с введения и трехкратких таблиц: начальной (10 классов), второй (100 отделов), третьей –конспективного обозрения сверы каждого класса, (1000 разделов). Далее полнаятаблица с использованием четырех графических способов подачи рубрик, размеромпечати, интенсивностью набора, разрядкой, числом знаков впереди рубрик.Заключал все издания предметный указатель, который Дьюи считал важной частьюсвоей ДК.
Вокруг ДК Дьюи в библиотечном мире шли горячие споры.Большинство библиотековедов приходило к выводу, что его система удобна дляпубличных библиотек, а для научных и универсальных библиотек она не пригодна.
Во-первых, устроена группировка классов;разработанность смежных классов.
Во-вторых, отсутствуют в качестве основных крупныеотрасли, не получившие самостоятельного места среди 10 классов.
В-третьих, десятичность основного ряда приводит кнеравномерной загрузке классов. [23]
ДК Дьюи существует почти 100 лет. При всей прочностисвоего содержания она оказала огромное влияние на книжную систематику,совершенствуясь от издания к изданию.
— растяжимаяклассификация У. Кеттера
Значительное влияние на развитие библиотечнойклассификации, наряду с Дьюи оказал один из классиков библиотековедения У.Кеттер (1837 – 1903). Он является крупнейшим теоретиком и практикомбиблиотековедения.
Система Кеттера состояла из 7 таблиц, возрастающегонаполнения, предназначенных для библиотек разного объема и интенсивности роста.
Первая таблица рассчитана на 100 томов, каждаяпоследующая таблица растягивается с сохранением тех же обозначений, но сувеличением числа делений. Седьмая последняя таблица достаточно детальная,рассчитана на самую крупную библиотеку. От этой способности роста возниклоназвание «растяжимая классификация».
Идея Кеттера заключалась в создании единойклассификации для публичных библиотек с разным объемом фондов.
Новым в структуре была введена Кеттером географическаятаблица с цифровыми индексами. Особенность географической сетки в том. Что онасочетала географические деления. Ряд рубрик устарел, но способ такого сочетанияи метод его осуществления надо признать удобным и экономичным.
Географическая таблица – важнейшая составная частьсистемы. Суть своей системы Кеттер усматривал в 2-х типах обозначений. Первый –использование в качестве символов 26 букв латинского алфавита для обозначенияосновной таблицы. Это позволило уже на 3 ступени при 3-х буквенном индексе(26*26*26) обозначить 17 тыс. рубрик, т.е. гораздо больше, чем десятичная база.
Второй тип – цифровой, для обозначения стран.Например: F история 45 Англия, то F45 – история Англии.
Основной ряд Кеттера:
A — общий отдел
B — философия и религия
E — бибография
F – история
G – география и путешествия
H – общественные науки в целом
I – социология
J – политика
K – право
L – точные науки
M – естественная история
Q – медицина
R – прикладные знания и техника в целом
S – инженерное дело. Строительство. Транспорт.
T – производства и ремесла
U – военные искусства
V – занимательные искусства: игры: спорт, театр,музыка.
W – изящные искусства
Y – литература
YF – художественная литература
Z – книговедение
Типовые деления Кеттера:
1.        Теория
2.        Изучение
3.        Библиография
4.        История
5.        Словари
6.        Руководства.Таблицы
7.        Периодическиеиздания
8.        Общества
9.        Коллекции
Хотя классификация Кеттера устарела, но для своеговремени она была наиболее научной по содержанию.
— Библиографическаяклассификация Г.Б. Блисса
Значительное влияние на систематику книг оказала БК Г.Блисса (1870 – 1955), библиотекаря Нью-Йоркского колледжа. Егоклассификационная трилогия (1929 – 1935) явилась фундаментальным исследованием,продолжавшим кеттеровское направление в области книжной систематике. Исходя изпознавательных задач БК, Блисс пытался строить ее в соответствии склассификацией наук, которая, считал он, должна базироваться на природномпорядке. Отставивание этого принципы – самое важное в его классификационнойтеории. [12]
Система Блисса построена в табличной форме: каждыйобъект (вертикальное деление) рассматривался в четырех разрезах (погоризонтали), а именно6 философском, научном, историческом, прикладном. Классырасполагались по степени сходства и различия.
Основной ряд БК Блиса:
A – Философия и общая наука. Логика и математика.Статистика
B – Физика
C – Химия
D – Астрономия. Геология. География (общая ифизическая)
E – Биология
F – Ботаника
G – Зоология
H – Антропология
I – Психология
J – Педагогика
K – Социология. Этнология и антропогеография
L – История всеобщая
M – Европа                                      
N – Америка                                      
O – Автралия, Азия, Африка       
P – Религия. Теория. Этика
Q – Прикладные социальные науки
R – Политические науки
S – Право и законодательство
T – Экономика
U – Прикладные науки. Промышленность. Сельскоехозяйство. Странспорт. Строительство
V – Искусство. Музыка. Балет. Игры
W – Филология общая
X – Индоевропейская филология. Языки и литература
Y – Английский язык и литература
Z – Биология
Общая последовательность основного ряда определенаэволюционным принципом – от природы к обществу. В качестве основы взятпрогматизм.
Структура системы отличалась ососбой гибкостью, доосновного ряда начального класса с цифровыми обозначениями.
Начальные классы системы Блисса:
1.        Собрание ч.з(справочники)
2.        Библиография ибиблиогтековедение
3.        Специальныеколлекции
4.        Фонды отдельныхфилиалов
5.        Ведемственныедокументы и архивы
6.        Периодическиеиздания
7.        Смешанныематериалы
8.        Фонды местногозначения
9.        Устарелые книги
Блисс отрицал единую универсальную таблицу категорий иради краткости обозначения разработал ряд вспомогательных таблиц типовыхрубрик: общие подразделения, географические, специальные подразделения дляотдельных классов.
Особого внимания заслуживают способы индексации.Разработана система обозначений: смешанная, логически выразительная. Система вцелом отличалась краткостью обозначений. Значение работы Блисса заключалось втом, что он подходит к классификации с научных позиций. Выступал противформализма в классификации, он впервые основал систематику книг как научнуюдисциплину.
  — классификация двоеточием Ш. Ранганатана
Наибольшее влияние на развитие современной систематикикниг оказала классификация двоеточием Ш.Р. Ранганатана (1892 – 1972),выдающегося индийского библиотековеда и математика.
В противоположность перечисленным системам Ранганатансоздал аналитико-систематическую классификацию. Ее теоретические основы иважнейший принцип – многоаспектность, которая позволяет отражать связи ихарактеристики документа. Главным объектом систематики является содержаниекниги, а далее идут уточняющие ее признаки.
Важнейшим из способов, указывающих отношение в связимежду понятиями и предметами служит двоеточие – основной символ обозначения,давший наименование системе. [34]
Классификация двоеточием предназначена не только длякниг, но и для детальной, глубокой классификации статей и других материалов.
Характерная тенденция Ранганатана, вслед за Блиссом,сближать прикладные дисциплины с теоретическими: технику с физикой, горное делос геологией и т.д.
В целом классификация двоеточием скорее средство дляконструирования схем. Чем готовый ряд классификаций. Поэтому системаРанганатана до сих пор в библиотеках и органах информации почти не применяется.Однако главное не в системе, а в методе связей (отношений) – вмногоаспектности.

Глава 2. Развитие библиотечно-библиографических классификационныхсистем
2.1. Развитиебиблиотечно-библиографической классификации в России
В нашей стране  библиотечные классификации сталиприменяться в библиотеках после 1917 года и в основу были положены десятичныеклассификации Дьюи. Наиболее ранними были таблицы Б.С. Бондарского (1874 –1968) вышедшие в первые советские годы двумя изданиями. Выделялись популярные в20 – 30-х гг. таблицы Е.Н. Доброжинского (1864 – 1938) в 2-х изданиях. Тогда жевышли 2 издания таблиц Н.В. Руссимова (1873 – 1940).
В 20-е гг. вышли таблицы Главполитрассвета, широкораспространенные в сети массовых библиотек. Хотя в них и были сняты некоторыенедостатки в классах общественных наук, но в целом изменения былинезначительные. Попытки видоизменить ДК для массовых библиотек не удались ипришлось их коренным образом перерабатывать.
В 30-е гг. появились десятичные таблицы для массовыхбиблиотек в переработке библиографа Л.Н. Троповского (1885 – 1944). Они былишироко распространены в наших библиотеках до 1955 года, до выхода новых таблиц.В таблицы были внесен ряд изменений особенно по общественно-политическимразделам. Таблицы Троповского сыграли большую роль в работе библиотек и от нихберут начало современные таблицы  для массовых библиотек. Дальнейшие этапы вразвитии классификации для массовых библиотек началась с середины 50-х гг.выходом новых таблиц под редакцией З.Н. Амбарцумяна (1903 – 1970). На их основеразработаны таблицы для областных, сельских, детских и школьных библиотек; онипереведены в союзных республиках и ряде стран социалистического содружества. Допоследнего времени все массовые библиотеки страны составляли своисистематические каталоги и организовывали книги на полках по этим таблицам.
Позже в 70-х гг. возник термин ББК и были онивыполнены для областных библиотек и с 1960 – 1962 г. вышло 30 томов. Вразработке этих таблиц принимали участие крупнейшие библиотечные центры. В этихББК все отрасли знаний о живых организмах, науки об обществе. Но на первоеместо были вынесены науки об общественных законах.
ББК была для того времени универсальная, детальноразработанная система и ее полный вариант содержал свыше 100 000 делений. ПозжеББК переработали крупнейшие библиотечные центры, и в настоящее время изданысокращенные варианты ББК для научных, областных, массовых, детских и школьныхбиблиотек.
ББК для массовых библиотек вышли 3-мя изданиями:первый – 1977, второй – 1987, третий – 1997.
ББК выполненные до 1997 – 98 года идеологизированы,т.е. в них большее предпочтение было отдано идеологии и в связи с этим возникланеобходимость издания новых таблиц ББК в 90-х гг. изданы они в виде книги,удобны для пользования библиотекарем и читателем, а необходима, для того чтобырасставлять книги на полках, для систематического каталога, для регистрациипоступающих документов, для учета выданных книг. ББК помогает прикомплектовании фонда и основным условием для этого является использование ББКпри систематизации.
Таблицы длямассовых библиотек
Таблицы ББК для массовых библиотек являетсянеотъемлемой составной частью системы ББК, состоящей из вариантов таблицразличной степени детализации и предназначенных для библиотек разных типов. Всеони построены на единых теоретических, методических принципах.
В ней представлены не только системы наук, но исистема объектов, изучаемых науками, не только научного понятия проблемы,дисциплины. Но и факты, события, проблемы общественной жизни, отраслипрактической деятельности, виды искусства. [37]
В таблицах отражены так же назначения произведенийпечати. Их виды и формы издания.
Таблицы ББК для массовых библиотек состоят изнескольких видов таблиц: основных, общих, территориальных, и специальныхтиповых делений. Сочетание их образует развернутые таблицы.
Таблицы ББК для массовых библиотек 1997 года состоятиз:
1.        Предисловие – вних рассказывается о том. Какие изменения внесены по сравнению с таблицами 1984года выпуска, кто принимал участие в разработке этих таблиц, кто ихредактировал.
2.        Введение – вних рассказывается о том, что эти таблицы предназначены для организации фонда,систематических каталогов и картотек, а так же даны принципиальные основы ББКих структура, краткие правила систематизации документов.
3.        Основныеделения таблиц ББК:
1.        Междисциплинарные знания.
2.        Естественные науки.
20. Естественные науки вцелом.
22. Физико-математическиенауки.
24. Химические науки.
26. Науки о Земле(геодезические, геофизические, геологические, географические).
28. Биологические науки.
3.        Техника. Технические науки.
30. Техника итехнические науки в целом.
31. Энергетика.
32. Радиоэлектроника.
33. Горное дело.
34. Технология металлов,машиностроения, приборостроения.
35. Химическаятехнология. Химические производства.
36. Пищевыепроизводства.
37. Технологиядревесины. Производство лёгкой промышленности. Полиграфическое производство.Фотокинотехника.
38. Строительство.
39. Транспорт.
4.        Сельское и лесное хозяйство. Сельскохозяйственные и лесохозяйственныенауки.
40. Естественнонаучные итехнические аспекты сельского хозяйства.
40.7. Механизация иэлектрификация в сельском хозяйстве. Авиация в сельском хозяйстве.
40.8.Сельскохозяйственные постройки.
41/42. Растениеводство.
43. Лесное хозяйство.Лесохозяйственные науки.
44. Защита растений.
45/46. Животноводство.
47. Охотничье хозяйство.
48. Ветеринария.
49. Рыбное хозяйство.
5.        Здравоохранение. Медицинские науки.
51. Социальная гигиена.Организация гигиены.
52. Общая патология.Медицинские вирусы. Фармакология. Паразитология.
53/57. Клиническаямедицина.
56.6. Стоматология.
56.7. Офтальмология.
56.8. Отоларингология.
56.9. Урология.
57.0. Медицинская сексология.
57.4. Физиология новойжизни.
57.05. Сексоритология.
58. Прикладные отраслимедицины.
6.        Общественные науки.
63. История.Исторические науки.
63.2. Источниковедение.Вспомогательные исторические дисциплины.
63.3. История.
63.4. Археология.
63.5. Этнография.
65. Экономика.Экономические науки.
66. Политика.Политические науки.
67. Право. Юридическиенауки.
68. Военное дело.Военные науки.
70/79. Культура. Наука.Просвещение.
         70. Культура.Наука. Просвещение.
         71. Культура.Культурология.
         72. Наука.Науковедение.
         73.Научно-информационная деятельность.
         74.Образование. Педагогические науки.
         75. Физкультураи спорт.
         76. СредстваМассовой Информации. Книжное дело.
         77.Социально-культурная деятельность в сфере досуга.
         78.библиотечное дело. Библиотековедение. Библиография.
         79. Охранапамятников природы, истории и культуры. Музейное дело. Архивное дело.
80/84. Филологическиенауки в целом.
         80.Филологические науки в целом.
         81.Языкознание.
         82. Фольклор.Фольклористика.
         83. Литературоведение.
         84.художественная литература (произведения).
         85. Искусство.Искусствознание.
         86. Религия.Мистика. Свободомыслие.
         87. Философия.
         87.2.Метафизика. Гносеология (теория познания).
         87.3. Историяфилософии.
         87.4. Логика.
         87.6.Социальная философия.
         87.7. Этика.
         87.8. Эстетика.
         88. Психология.
         88.1. Историяпсихологии.
         88.2. Развитиепсихики.
         88.3. Общаяпсихология.
         88.4.психология отдельных видов деятельности. Отраслевая психология.
         88.5.Социальная психология.
         88.6. Особыесостояние и явления психики.
         88.8. Детскаяпсихология.
9.Литературауниверсального содержания.
         91.Библиографические пособия.
         92. Справочныеиздания.
         94. Сборники.Серии.
         95. Журналы.
¨        Таблицы типовыхделений:
ОТД – общих типовых делений. Они содержат тематическиеи формальные деления и обозначены строчными буквами русского алфавита иарабскими цифрами. Присоединены они к основному индексу без всякого знака иесли нужно выделить читательское и целевое назначение книги. Например:Справочник библиотекаря 78я2, где 78 – этот индекс обозначает библиотечноедело, я2 – этот индекс ОТД обозначает справочные издания.
В последнем выпуске ББК использовались изменениятерриториального деления, т.к. изменилась карта мира. Желание составителейпособия сохранить индексацию повлекло за собой серьезные ошибки. Например, вкачестве одного из основных делений авторы дают (2) СССР, СНГ не являетсягосударством. Поэтому была поставлена задача создания единой таблицы ТТД.
ТТД – предназначены для подразделения материала порегиональному признаку. Обозначение территорий происходит с помощью букв и цифррусского алфавита, которые заключаются в ( ) – круглые скобки. Например:история Орловской области 63.3 (2Рос=2Орл), где 63.3 – история типовых деленийсоциальных систем, (2Рос=2Орл) – ТТД =Орловская область.
ТДС – используют для обозначения материала по признакусоциальной системы. Записывают их арабскими цифрами с опознавательными знакамиапострофами. Например: Национальная политика развитых стран 66.5 (0)’ 6, где66.5 – национальная политика, ‘6 – ТДС =развитые страны.
¨        АПУ – егоназначение помочь библиотекарям при систематизации документов, быстрее найтинужную рубрику, которые в АПУ расположены в алфавитном порядке.
¨        Приложения:таблица классификаций нотных изданий. Все условные обозначения в таблицахназывают индексом и в ББК принята логическая индексация, которая позволяетдетализировать понятия. База индексации смешанная, т.е. индексы состоят изцифр, букв; кроме этого используют:
 точку (.)
двоеточие (:)
дефис (-)
круглые скобки ( )
косую черту (/)
Точка применяется в качестве разделительного знакапосле первых двух цифр индекса – это удобно в произношении и читается индексслева на право, знаки препинания в устной речи не произносятся.
Структура таблицББК для детских и школьных библиотек
Таблицы ББК для детских и школьных библиотек выходили3-мя изданиями. Последнее издание выпущено в 1998 году, так как таблицы 1988 г.устарели по идеологическим соображениям. Принцип построения таблиц ББК длядетских и школьных библиотек тот же самый, что для взрослых, но отличаетсясвоим объемом и в последнем издании были внесены значительные изменения. Вновые таблицы введены рубрики с индексами ОТД, например: я92 – юные. этииндексы присоединяются к основному индексу и образуют новые значения, например:Юные биологи; классификационный индекс – 28, полный – 28я92.
Таблицы ББК для детских и школьных библиотек состоятиз предисловия, введения, основных делений-индексов, которые обозначают отрасльзнания. Внутри основных делений расположены подотделы, затем разделы иподразделы. Во многих рубриках имеются методические указания, которые написанымелким шрифтом. Они представляют собой перечень вопросов, тех, которые включеныв данное деление и содержат указания о способе дальнейшего подразделения материала.Кроме того внутри деления имеются отсылки и ссылки. Перед ссылками и отсылкамистоят квадратики     
/>См.
За основными делениями следуют ТТД, ОТД. Это таблицы,содержащие обозначения для выделения материала по теме, по форме издания.Например: Д.И. Менделеев – 24г (по теме “история науки”); справочникбиблиотекаря 78я2 (по форме).
Индексы ОТД состоят из букв или букв и цифр.Присоединяются они к основному индексу без знаков. Отдельно без основногоиндекса не применяются.
ТТД предназначены для обозначения материала порегиональному признаку. Обозначаются буквами русского алфавита и цифрами.Присоединяются к основному индексу при помощи ( ).
После индекса основных делений в таблице следует АПУ.Он помогает при систематизации книг, быстро найти нужную рубрику.
В конце таблиц находится приложение:
-          Структурасистематического каталога литературы для учащихся 8 – 9 лет,
-          Структурасистематического каталога литературы для руководителя,
-          Структуракаталога научно-методической и педагогической литературы для учителей вшкольных библиотеках,
-          Структуранотных изданий,
-          Структуразвукозаписей,
-          Списокцентральных журналов с указанием полных индексов.
В этих таблицах несколько расширены некоторые понятияпо сравнению с таблицами ББК для взрослых.
Ряд формулировок изменен и приспособлен к спецификефонда детской литературы и возрастным особенностям детей.
2.2. Развитие Универсальной Десятичной классификации
УДК – это классика,элемент общей культуры библиотекаря и информационно работника.
Это гениальное творениевыдающихся бельгийских ученых-документоведов Поля Отле и Анри Лафонтена явилосьподлинным подарком человечеству, начинающему наводить порядок в накопленном замногие века документальном богатстве. Поль Отле (1868 – 1944 гг.) – один иззачинателей документоведения и научной информации в области естественных итехнических наук. Анри Лафонтен (1854 – 1943 гг.) – ученый в областигуманитарных наук, лауреат Нобелевской премии мира (1913 г.).
2 –4 сентября 1895 годав Брюсселе собралась международная конференция, созванная по инициативе П. Отлеи А. Лафонтена. Главная задача, которую поставили перед собой П. Отле и А.Лафонтен была выполнена: их идеи получили международное признание и спустянесколько дней (12 сентября) подтверждены декретом короля Бельгии.
В Брюсселе были созданыи Международное библиографическое бюро и Международный библиографическийинтститут (МБИ), начали выходить издания – “Бюллетень МБИ” (за период 1895 –1914 гг. вышло около 100 номеров), сборники трудов и международные библиографическиеуказатели.
Одним из центральныхвопросов конференции был выбор классификационной системы для задуманногокарточного “Всемирного библиографического репертуара” и библиографическихпубликаций МБИ. П.Отле внимательно изучал классификационную практику Европы иАмерики. Он познакомился с самыми различными классификационными системами.[23]
“Десятичнаяклассификация” Дьюи сразу же привлекла П. Отле своей простотой и изяществомформы. Он увидел в ней скрытые возможности. Он знал, что другие системы значительноопережают ДК М. Дьюи. В научном содержании, например, “Растяжимаяклассификация” У. Куттера, но предложил, что ее распространению серьезно будетмешать сложная система индексации.
Переписка с М. Дьюи вмарте-июне 1895 года дала паразительные результаты: автор ДК поддержал идеи П.Отле и предоставил ему право перевода, издания и переработки ДК в Европе.Авторские права на издание и распространение ДК в США М. Дьюи передалспециально образованной организации. Дружба М. Дьюи с создателями МБИ продолжаласьна протяжении десятилетий, вплоть до его смерти в 1931 году. Он многократновстречался с П. Отле и А. Лафонтеном, был активным пропагандистом их идей,приглашал их в США и сам приезжал в Европу.
УДК создавалась втечении нескольких десятилетий. Во всяком случае, новая система не появилась в1895 году, т.к. вышедшая в этом году брошюра на французском языке “Десятичнаяклассификация”. Общие сокращенные таблицы были просто выборной из издания ДК1894 года, содержавшего тогда 8 тысяч делений, без каких-либо структурныхизменений. Но уже о следующей публикации (1897 г.) появилось нечто новое,совершенно невозможное для ДК; географические определители были выведены вопределенные таблицы. Идея системы определителей с опознавательными знакамиродилась значительно раньше, в 1895 году П. Отле опубликовал в “Бюллетене”статьи, объясняющие технику и методику переработки ДК.
Успех издания 1899 –1905 годов превзошел ожидания. Уже в 1907 году осуществлено переиздание всех 35выпусков в одном томе под названием “Руководство к международномубиблиографическому репертуару”. Только второе брюссельское издание таблиц нафранцузском языке (1927 – 1933 гг.) получило название, которое закрепилось заУДК навсегда. Однако в русском переводе такое название впервые применил только Е.И.Шамурин в сокращенных таблицах 1962 года.
Развитие ираспространение УДК на подчинялось каким-либо закономерностям. В содержательномплане объем таблиц увеличивался от издания к изданию: 1907 год – 33 тысячиделений, 1927 – 1933 годы – 70 тысяч делений. Впоследствии полные таблицысодержали 100 – 120 делений, а для большинства библиотек стали готовитьсясредние (35 – 40 тысяч) и сокращенные (до 10 – 12 тысяч) варианты таблиц.
УДК переведена на многиеязыки мира.
Война явилась личнойтрагедией для П. Отле и А. Лафонтена – интернационалистов в мыслях и делах. Вэти страшные годы они спасали МБИ и его грандиозную картотеку (миллионыкарточек) П. Отле и А. Лафонтен были инициаторами созыва Лиги Наций. А.Лафонтен за свои заслуги получил Нобелевскую премию мира.
В 1924 году послеочередной реорганизации осталось всего пять стран (Нидерланды, Франция,Германия, Швейцария и Советский Союз) поддерживающих МБИ. После переезда вГаагу в 1931 году он был переименован в Международный институт документации, ав 1937 году – в Международную Федерацию по документации (ФИД). Так УДКоказалась общественностью, одной из авторитетнейших международных организаций.Ее владельцами были все страны – члены ФИД.[44]
Фрикс Донкер-Дьевис сталдостойным продолжателем дела П. Отле. Он привлек в развитию УДК научнуюобщественность многих европейских стран, упорядочил представления, обсуждения,утверждения и издания дополнений и исправлений к УДК. За рубежом они выходилирегулярно. В Советский Союз попадали лишь единоличные выпуски.
Следом за библиотекарямиУДК стали изучать и применять архивисты и музейные работники, ученые иделопроизводители, педагоги и издатели. Ее преподаватели в университетах,публиковали в книгах, не имеющих прямого отношения к библиотечному делу. Еепропагандисты и сторонники объединялись в кружки и общества.
Считалось престижнымпоместить на титульном листе книги индекс УДК, показав тем самым ее место вупорядоченном с помощью УДК “Мировом репертуаре”.
Ф. Донкер-Дьевис (впериод между двумя мировыми войнами генеральный секретарь МеждународнойФедерации документации), составитель второго полного издания таблиц, возражалпротив критики УДК за ее несоответствие современному уровню наук, ссылаясь нато, что потребители заинтересованы в классификации своих документов преждевсего в практических целях. Донкер-Дьевис давал такую оценку системы: “Мыпризнаем, что современная десятичная классификация как философская системаимеет малую научную ценность, но она служит средством, благодаря нестандартному характеру”.
Сегодня УДК – наподъеме: в различных странах выходят учебники и пособия, переводы таблиц,существующих теперь не только в книжной, но и машиночитаемой форме.
Первое издание УДК нарусском языке появилось в 1963 – 64 гг в виде многочисленных выпусков,подготавливаемых отдельными отраслевыми НИИ. В них не было единообразия, ни воформлении ни в методике, и они устарели. В 1969 – 71 гг выпущено второеисправленное и дополненное издание таблиц в 6-ти выпусках, 9-ти книгах, включаясводный АПУ. По своему графическому оформлению (отражению иерархии, индексам,шрифтам), облегчающему восприятие текста, издание является образцовым и служитэталоном для всех других отечественных изданий. Полные таблицы, помимо ихпрямого использования, имеют большое справочное значение.
Краткие издания имеютсяна разных языках. Они рассчитаны на небольшие библиотеки и включают около 10%материала полного издания. Примером для них служит трехъязычное (на английском,немецком и французском языках)издание, совместно подготовленное рядом немецкихинститутов стандартов. Текст дан тремя столбцами с параллельным АПУ, включающим20 тыс. рубрик, общим введением и методическими указаниями. Под эгидой ЮНЕСКОвышло трехъязычное дополнение к этому изданию за 1958 – 1968 гг. [41]
В конце 60-х гг былвыпущен новый вид издания УДК – средней степени полноты. Эталоном служитмалоформатное издание на немецком языке, выпущенное комитетом стандартов в 2-хтомах (1967 г): основная таблица (33 тыс. индексов) и АПУ (около 43 тыс.рубрик), изданный с помощью ЭВМ.
Средние таблицы содержатоколо четверти, а по отдельным разделам треть объема полного издания. Однакодетализация в них неравномерная в зависимости от объема литературы по различнымразделам от 10 до 30% полного текста.
Издание предназначенокак для межотраслевых, так и для специальных библиотек у которых оно популярноблагодаря компактности и методическим указаниям.
В нашей стране у УДКдругая судьба. В России система привлекла внимание сразу после своеговозникновения. За короткое время до 1914 г. появились десятки статей спропагандой УДК (Б.С. Бондарского, Л.Б. Хавкиной, П.М. Богданова и др.) болеедесятка различных таблиц и ряд отраслевых схем по технике, медицине,педагогике, библиографии и др. наукам. УДК применялась в ряде библиотек России.21 января 1921 года Н.К. Крупская написала документ о введении “Брюссельскоговарианта Десятичной классификации в библиотеках Республики”. Это сделали безсерьезной предварительной подготовки. Таблицы издали мгновенно – в октябре 1921года в Иваново-Вознесенске. Спешно созданная комиссия Главполитпросветаотобрала внешне №Безлюдные” для советской власти деления из зарубежного изданияДК МБИ.
10 – 15 летсуществования “Таблиц Главполитпросвета” (было еще 2 переиздания в 1927 и 1931гг) ясно доказали, что УДК применяться в нашей стране не может. Систематическиекаталоги заменялись понемногу предметными. Здесь не было ни единых правил, ниобязательных указаний Главполитпросвета: каждый библиотекарь вводил такиепонятия, которые считал нужными.
Последние издания УДКиз-за рубежа были получены в СССР в начале 30-х гг.
Железный занавес – досередины 1950-х гг – закрыл от нас западную цивилизацию.
В 1934 г Л.Н.Троповскому были заказаны таблицы, а уже через год его проект был опубликован в“Красном библиотекаре” и поддержан широкой библиотечной общественностью. Такпоявились смешанные индексы (1М, 1МН, 1Ф, 3К и другие). С тех пор в массовыхбиблиотеках страны стали применяться таблицы Л.Н. Троповского — З.Н.Амбарцумяна, на смену которым пришли таблицы ББК.
В использовании УДК в научныхбиблиотеках была заинтересована книжная палата – индексы проставлялись в“Книжной летописи” и на печатных карточках (с 1927 г). И.В. Рушнов,проставлявший индексы, не мог позволить себе пользоваться примитивнымитаблицами Главполитпросвета. Он переписывался с П. Отле, знал языки и имелвозможность обращаться к полным зарубежным изданиям УДК. но перевода их нарусский язык не было. Стараниями Рушнова родились “Таблицы практики книжнойпалаты”, издана в 1944 году.
Вопрос о применении УДКвозник в новых условиях развития научно-технической информации. Почти третьвсех изданий – технические. Поэтому вопросы научной информации тесно связаны состабильностью систематики документов, которая присуща УДК. Этим было вызванопостановление Совета Министров СССР от 11 мая 1962 года “О мерах по улучшениюорганизации научно-технической информации в стране”. УДК вводилась во всехнаучно-технических библиотеках страны и органах НТИ, научно-техническихредакциях и издательствах, где проблема научно-технической информациипоставлена в прямую зависимость от систематики материалов. Переходнаучно-технических библиотек и органов НТИ на обязательную классификациюматериалов по УДК был в значительной мере обуслвлен удобством международногообмена в области научно-технической информации.
Нужны были таблицы. Е.И.Шамурину удалось через Всесоюзную книжную палату (ВКП) издать уже в 1962 годумонументальный однотомник под названием “Универсальная десятичнаяклассификация. Сокращенные таблицы”. Были изданы 3 издания УДК в русском переводе.
Во второй половине1960-х и в 1970-х гг в нашей стране были выпущены десятки методических пособийпо УДК.
Спустя два десятилетия втехнических, медицинских, сельскохозяйственных библиотеках, органах НТИ ведуткарточные каталоги по УДК. Индексы УДК вводятся в формат машиночитаемой записибез разделения на категории, и поэтому эффективность поиска не превышаетпараметров, достижимых при поиске по карточным каталогам.
В Орле УДК используют внекоторых отделах Областной Публичной библиотеки имени Бунина длясистематизации литературы, а также в библиотеке Орловского ГосударственногоТехнического Университета.
В мае 1995 г на ВторойРоссийской конференции ИСКО, проходившей в РГБ, с докладом о современномсостоянии и перспективах развития УДК выступала профессор А. Макилвейн. Онаизбрана главным редактором УДК. Спустя год появилась книга. О которой давномечтали в разных странах – стандартное руководство по использованию УДК. Здесьвпервые подробно рассказано о машиночитаемом эталоне УДК, содержанием свыше 60тыс. делений, о нововведениях в таблицы УДК. [64]
Научно-технический центр“Ректор” получил от директора консорциума УДК доктора Фритца Оолисамашиночитаемый эталон УДК и официальное право перевода, издания ираспространения УДК в России. Ведется подписка, и вскоре подписчики получатпервый том издания. Это будет первое полное официальное издание УДК на русскомязыке.
Глава3. Классификационные системы научно-техническойинформации3.1.Государственный рубрикатор НТИ
ВИНИТИявляется головной организацией по ведению и актуализации рубрикатора ГРНТИ поприказу Министерства промышленности, науки и технологий РФ. Являясьразработчиком большей части разделов ГРНТИ и выполняя задачи поддержания иразвития ГРНТИ, а также обеспечения данными ГРНТИ информационных органов,ВИНИТИ осуществляет:
·          ведение базыданных ГРНТИ;
·          организациюработы Методического совета по рубрикаторам НТИ;
·          разработку, сбори анализ предложений по совершенствованию ГРНТИ;
·          периодическоеиздание ГРНТИ в книжном виде;
·          предоставлениепользователям информации из базы данных ГРНТИ на дискетах;
·          публикацию ГРНТИна компакт-дисках;
·          распространениебюллетеней изменений в ГРНТИ.
При ВИНИТИ действуетМетодический совет по ведению рубрикаторов научно-технической информации иподдерживается актуальная база данных Государственного рубрикатора НТИ.
ГРНТИ представляет собойуниверсальную иерархическую классификацию областей знаний, принятую длясистематизации всего потока научных и технических документов в Государственнойсистеме научно-технической информации. На основе ГРНТИ построена совокупностьлокальных (отраслевых, тематических, проблемных) рубрикаторов, используемых ворганах НТИ для организации информационных потоков и поиска в базах данных.Издание рубрикатора ГРНТИ 2001 года включает в себя последние изменения, вчастности, разделах: [12]
      00 Общественные науки в целом
    06Экономика
    12Науковедение
    26Комплексные проблемы общественных наук
    27.41Вычислительная математика
    28.17Теория моделирования
    29Физика
    38.35Минералогия
    70.17Водохозяйственное строительство
    83Статистика
    87Охрана окружающей среды
Впервые в издании ГРНТИ-2001 указаны соответствиярубрик специальностям «Номенклатуры научных работников ВАК», чтопозволяет связать информационные потоки системы НТИ с системой высшегообразования.
3.2. Рубрикатор отраслей знаний
Рубрикатор отраслейзнаний ВИНИТИ (РВИНИТИ) является классификационной схемой универсального охватапо естественным и техническим научным дисциплинам, построенной на основеуглубления Государственного рубрикатора НТИ (3 уровня) по мере потребностиотдельных отраслей до 9-го уровня. РВИНИТИ предназначен для систематизации информационныхпродуктов и поиска в Базе данных ВИНИТИ. Он позволяет наиболее полно и точносформулировать информационный запрос пользователя. [13]
В состав РВИНИТИ входятотдельные классификации по следующим 30 областям знания:
-          математика и вычислительные науки;
-          механика;
-          физика;
-          астрономия, геодезия и космические исследования;
-          география;
-          геология;
-          горное дело;
-          геофизика;
-          охрана окружающей среды;
-          биология;
-          физико-химическая биология и биотехнология;
-          психология;
-          медицина и здравоохранение;
-          сельское и лесное хозяйство;
-          химия и химическая технология;
-          машиностроение;
-          электротехника и энергетика;
-          металлургия;
-          автоматика и телемеханика;
-          транспорт;
-          метрология и измерительная техника;
-          радиотехника;
-          электроника;
-          вычислительная техника;
-          экономика и управление;
-          обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях;
-          связь;
-          техническая кибернетика;
-          издательское дело и полиграфия;
-          информатика.
На уровне 3-й ступенииерархии рубрикатор ВИНИТИ согласован со всеми локальными рубрикаторами органовГСНТИ. Для многих разделов классификация ВИНИТИ фактически являетсяобщегосударственным стандартом. Рубрики ВИНИТИ индексированы кодами классов УДКи тем самым включены в общемировую систему тематического упорядочения знаний. [14]
Ведение РубрикатораВИНИТИ осуществляет Научно-методический отдел совместно с Отделами научнойинформации. База данных рубрикатора представлена в локальной сети института наSQL-сервере, и поддерживается отделом программных систем.

Заключение
Современная библиотечная классификация прошлаопределенный путь с момента ее возникновения. Ее появление предшествовалодлительное развитие классификационной мысли. Десятичную классификацию (ДК)разработал в 1976 году один из виднейших американских библиотековедов Дьюи. Нобольшинство библиотековедов приходило к выводам, что его система удобна дляпубличных библиотек, а для научных и универсальных библиотек она непригодна. ДКДьюи существовала почти 100 лет. При всей прочности своего содержания онаоказала огромное влияние на книжную систематику. Значительное влияние наразвитие библиотечной классификации оказал Краттер, библиотекарь Бостонскогоатеунима, которая заключалась в создании единой библиотечной классификации дляпубличных библиотек с разным объемом фондов; библиографическая классификацияБлиса, библиотекари Нью-йоркского колледжа. Система отличалась краткостьюобозначений.
Наибольшее влияние на развитие современной систематикикниг оказала классификация двоеточием Ш.Р. Ранганта, выдающегося индийскогобиблиотековеда и математика.
В нашей стране библиотечные классификации сталиприменяться в библиотеках после 1917 года. Это таблицы Б.С. Бондарского (1874 –1968). В 20 – 30-е гг. вышли таблицы Главполитпросвета, широко распространенныев сети массовых библиотек.
В 30-е гг. появились Десятичные таблицы для массовыхбиблиотек в переработке библиографа Л.Н. Троповского. Они были широкораспространены в наших библиотеках до 1955 года, до выхода новых таблиц.
Дальнейший этап в развитии классификаций для массовыхбиблиотек начался в середине 50-х гг. с выходом новых таблиц под редакцией З.Н.Амбрацумяна. На их основе разработана таблица для библиотек сельских, детских ишкольных библиотек.
Позже в 70-е гг. возник терминбиблиотечно-библиографическая классификация (ББК).
ББК для массовых библиотек вышли 3-мя изданиями: 1977г., 1984 г., 1997 г. В 1998 г. выпущено последнее издание таблиц ББК длядетских и школьных библиотек.
В современной библиографической классификации ББКзанимает особое место. В ней продолжает и развивается прогрессивная линия всистематике книг, которая отрицает связь с теорией и классификацией наук,исходит из системы знаний, является системой библиотечно-библиографической, ББКучитывает специфику книг, как объекта классификации.
Однако для классификации научно-технической информациинеобходима классификация специализированная, которая отвечала бы требованиямсистематизации данного вида литературы. ВИНИТИ создал для таких целейрубрикатор ГРНТИ, который в настоящее время совершенствуется в связи с быстрымразвитием научно-технического комплекса.

Список использованной литературы
1.        ББК в сов. изаруб. печати: вопросы теории и практики: Библиогр. указатель 1960 – 1985 гг. –М.: ГБЛ, 1990. – 267 с.
2.        ББК. Рабочаятаблица для массовых библиотек / Сост. Н.Н. Асеева, Г.П. Ванская. – М.:Либерия, 1999. – 688 с.
3.        ББК. Таблицадля дет. и шк. биб-к /м-во культуры СССР /Отв. Ред. Н.Н. Чигарова. – М.: Кн.палата, 1988. – 284 с.
4.        ББК. Таблицадля науч. биб-к Гос. биб-ка. СССР им. В.И. Ленина. – доп и испр: — М.: ГБЛ,1990. – 169 с.
5.        ББК. Таблицадля обл. б-к. – М.: Книга, 1983. – Вып 3. – 535 с.
6.        ББК. Таблицыдля краеведческих биб-к /Гос. биб-ка СССР им. В.И. Ленина / Сост. Н.П.Журжалина. – М.: Кн. палата, 1989. – 322 с.
7.        ББК. Таблицыдля обл. биб-к: Вып 3. Инструктивно.-метод. рекомендации: Положение идополнение. – М.: ГБЛ. – 1987. – 69 с.
8.        ББК: теория ипрактика /Ред. Кол.: А.П. Волик. – М.: ГБЛ, 1990. – 224 с.
9.        Бойд Рейволд,У. Универсум информации: Жизнь и деятельность Поля Отле. – М.: Книга, 1976. –401 с.
10.     Голоднова,Н.Н.; Петрова, А.Л. Пределы изменяемости универсальных библиотечныхклассификаций // Библиотековедение. – 1996. — №1. – С. 43 – 50
11.     Десятичнаяклассификация Дьюи: теперь – и на русском // Библиотека. – 2001. – 39. – С. 11– 12
12.     ЕвстигнееваГ.А., Земсков А.И. НТБ и ГСНТИ – новые подходы к организации деятельности[Текст]//НТБ. – 2006. — №5. – С.5 – 26
13.     Зайцева, Е.М.Современные направления развития и применения классификационных систем в России// НТБ. – 1999. — №3. – С. 48 – 53
14.     Классификационнаяпрактика в России: проблемы мнимые и реальные// НТБ. – 2002. – 32. – С. 59 – 64
15.     Колмаков, П.К.Поль Отле // Книга. Исследования и материалы. Сб. 18 – М., 1969. – С. 225 – 234
16.     Колонкасистематизатора //Библиотека. — № 2. – 2002. –С.61.
17.     Комплексно-систематическийкаталог: Схема классификаций. – 2-е изд. – пер. и доп. – М.: 1981. – 190 с. –(Ц.Н.С.Б.).
18.     Компьютеризация:УДК в ГПНТБ России / Б.И. Маршак, Е.М. Зайцева, О.П. Фуралев и др. // НТБ. –1998. — №9. – С. 91 – 95
19.     Литвиненко, Л.Старайтесь избегать неточностей //Библиотека. — № 9. – 2001. – С. 36 – 37.
20.     Макилвейн, А. УДК– достижения и планы на будущее // НТБ. – 1999. – 36. – С. 48 – 58
21.     Митчел, Д.Десятичная классификация Дьюи: средство организации знаний для XXI века // НТБ. – 1999. — №6. – С. 58 –65
22.     Митчел, Д. ДКДьюи: средства оптимизации знаний // НТБ. – 1999. — №6. – С. 58 – 65
23.     Мишин, В.А.Возможности машинного поиска информации по классификационным индексам //Организация систематических и предметных каталогов научных библиотек: Сб. науч.тр. / Гос. Б-ка СССР им. В.И. Ленина. – М., 1976. – С. 49 — 55
24.     Научныйинструментарий. Классификация в библиотековедческих исследованиях (сущность,методы, формы, виды) //Библиотековедение. — № 4. – 1999. – С. 40.
25.     Новые стандартыСИБИД [Текст] //НТБ. – 2007. — №6. – С.36
26.     Организацияработы массовых и дет. биб-к при переводе фондов и каталогов на табл. ББК:Инструкции и примерн. положение. – М.: ГБЛ, 1983. – 80 с.
27.     Павловская, Н.С.Рабочие схемы классификации и отраслевые таблицы УДК / НТБ. – 1975. – вып.4(136). – С. 30 – 32
28.     Порядок, правилаи методы составления рабочих таблиц классификации по УДК: Метод. указания //ГПНТБ СССР; Сост. С.Г. Дуплева, Л.В. Лобова, О.Л. Орлинкова. – М., 1984. – С. 1– 16
29.     Потапова, Р.Д,Ссылочный аппарат УДК. – НТБ СССР. – 1970. – Вып. 9. – С. 45 – 50
30.     Проблемыоптимизации и внедрению ББК: Сборник научных трудов /ГБЛ. Н.И. отдел ББК. – М.:ГБЛ, 1982. – 131 с.
31.     Розеншильд, А.К.и др. Составление рабочих таблиц УДК на персональном компьютере //НТБ. – 1993.- №1. – С. 50 – 56
32.     Сборникнормативных и методических материалов по УДК. – М., 1982. – 523 с.
33.     Соглашение. –Библиотека. — № 5. – 2001. – С. 61.
34.     Соловьева, Л.С.Некоторые общие принципы в организации и методике классификаций Дьюи и УДК //НТБ. – 1998. — №1. – С. 104 – 106
35.     Сукиасян Э.Р.Всероссийское совещание по вопросам ББК [Текст] // НТБ. – 2007. — №4. –С.100-114
36.     Сукиасян Э.Р.классификационные системы и рубрикаторы на образовательных сайтах и порталахИнтернета [Текст] // НТБ. – 2007. — №11. – С.21-25
37.     Сукиасян Э.Р.Таблицы классификации //Библиотека. – 2005. — №4. – С. 62 – 65
38.     Сукиасян Э.Р.Таблицы классификации: элементы и система обозначений // Библиотека. – 2005. — №5. – С. 42 – 44.
39.     Сукиасян Э.Р.УДК. Возникновение, распространение в современном мире [Текст] //НТБ. – 2006. — №9. – С.11-18
40.     Сукиасян, Э.Р.Анализ содержания и структуры начального класса универсальных классификационныйсистем // НТБ. – 1999. — №3. – С. 53 – 56
41.     Сукиасян, Э.Р.Библиотечный каталог. – М., 2001. – 191 с.
42.     Сукиасян, Э.Р.Классификационные системы в мировом информационном пространстве // НТБ. – 1997.- №2. – С. 115 – 124
43.     Сукиасян, Э.Р.Классификация в национальной библиографии // НТБ. – 1994. — №7. – С. 21 – 34
44.     Сукиасян, Э.Р.Универсальная десятичная классификация: на пороге второго тысячелетия // Науч.и техн. б-ки. – 1996. — №3. – С. 46 – 55
45.     Сукиясян, Э.Начато издание средних таблиц ББК //Библиотека. — № 1. – 2002. – С. 63.
46.     Этапы развитиятаблиц ББК //Библиотека. — № 9. – 2001. – С. 33 – 35.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Расчет тарельчатой ректификационной колонны для разделения бинарной углеводородной смеси бензол-толуол
Реферат Фразовые глаголы
Реферат The Charlie Barber Treatment
Реферат Создание схемы мотивации и стимулирование персонала на предприятии
Реферат Аналітична довідка щодо виконання Цільового плану Україна-нато у рамках Плану дій Україна-нато в першому півріччі 2009 року
Реферат Глобализация мировых финансовых рынков
Реферат Оценка финансово-хозяйственной деятельности банка на примере ОАО Банк ВТБ в г. Якутске
Реферат Методика развития речи у детей
Реферат 6М071300 Транспорт, транспортная техника и технологии По дисциплине – «Основы технологии производства и ремонта транспортной техники»
Реферат Использование мультимедиа на уроках математики при изучении положительных и отрицательных чисел в
Реферат Улучшение сбыта и продвижения продукции организации (на примере ОАО вино-водочный завод Майкопский)
Реферат Социальное управление в обществе
Реферат Информация "государственная" и "общественная"
Реферат Демографическая проблема в отношениях России и Китая
Реферат Хтонизм Геракла по материалам античного Херсонеса