Реферат по предмету "Педагогика"


Соревновательная подготовка баскетболистов разной квалификации в дистанционных бросках по кольцу

Выпускнаяквалификационная работа
«Сравнительный анализ иметодика повышения эффективности дистанционных бросков у баскетболистов разнойквалификации»

Введение
Актуальность. В баскетболе уровеньтехнического мастерства сразу выделяет мастера на площадке среди прочих других.Чем совершеннее у игрока техника владения мячом, дриблинга, броска и передачи,тем больше у него шансов достичь вершины в избранном виде спорта. В настоящеевремя происходит совершенствование бросковой деятельности. В непосредственнойблизости от корзины атаки становятся все более затруднительными, поэтомуувеличилось количество атак со средних и дальних дистанций. А это в своюочередь приводит к тому, что все спортсмены, желающие достичь высокого уровнятехнико-тактического мастерства, большую часть тренировочного времени уделяютименно повышению результативности бросков.
Гипотеза Нами предполагалось, чтопредложенный комплекс упражнений позволит повысить уровень результативностивыполнения бросков с дальней дистанции игроками разных амплуа всоревновательный период. Позволит уточнить основные направлениятехнико-тактической подготовки баскетболистов на основе рекомендаций посовершенствованию тренировочного процесса
Объектисследования – соревновательная подготовка баскетболистов разной квалификациив дистанционных бросках по кольцу.
Предметисследования – изменение эффективности дальних бросков баскетболистов,выполняющих различные функции на площадке под влиянием предлагаемых объемов иинтенсивности тренировочных занятий.
Цельисследования – добиться эффективности дальних бросков баскетболистов различнойквалификации в зависимости от их игрового амплуа.
Длядостижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Провестианализ отечественных и зарубежных литературных источников по исследуемойпроблеме.
2. Установитьэффективность количественных и качественных показателей эффективности бросков сдальней дистанции у баскетболистов разной квалификации под воздействиемразличных соревновательных нагрузок.
3. Разработатьи апробировать методику повышения эффективности дальних бросков убаскетболистов различных разрядов.
Научнаяновизна. Разработанная методика, основанная на построении направленности тренировочногопроцесса, повышает эффективность дальних бросков, в течение недельногомикроцикла.
Практическаязначимость. Использование разработанной методики позволит тренерам,тренерам-преподавателям и спортсменам эффективнее осуществлять подготовкубаскетболистов к соревнованиям и повышать уровень мастерства спортсменов.

1. Обзорлитературы по подготовке точности бросков у баскетболистов различнойквалификации
1.1 Теоретико-методическиеосновы подготовки спортивного резерва
Согласнопринятой концепции подготовки спортивного резерва – длительный, многоэтапныйпроцесс, обусловлен комплексом факторов: спецификой спортивной деятельности,особенностями биологической
и социально-психологической природы человека, закономерностями развитияличности в онтогенезе, законами динамики определенных двигательных способностейв различные возрастные периоды и еще целым рядом факторов. С профессиональнойточки зрения должны также учитываться потребности данного вида спорта внастоящее время и результаты прогнозирования этих потребностей на ближайшеебудущее [В.И. Баландин, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, 1986]. Выделениев многолетней подготовке спортивного резерва факторов, определяющих уровеньподготовки и успешность совершенствования подготовки на отдельных этапах,связывают с прогнозированием вероятности высоких спортивных достижений [В.М. Зациорский,1985; С.А. Локтев, 1994]. Среди принципов построения такого методическогоподхода в научных исследованиях выделяется принцип доминантного признака,который связывается с анализом модельных характеристик посредством развитиятренировочного процесса, реализуемого путем внедрения соответствующихтренировочных программ и поиска подходов для обоснования типологии способностейк усвоению обучающей информации [В.К. Бальсевич, 1980].
Специалистамиотмечается большая сложность в изучении спортивной подготовки, особенно вспортивных играх, где нет объективно измеряемого результата, а высокиедостижения зависят от многих факторов, которые могут на разных этапах подготовкикомпенсировать друг друга.
Многиетеоретические вопросы многолетней подготовки спортивного резерва в игровыхвидах, разработанные Ю.Д. Железняком (1981), Ю.М. Портновым (1989) идругими учеными, являются общими для всех спортивных игр. Однако без научногообоснования специфических для каждой игры положений невозможно добитьсяповышения эффективности этого процесса.
В последние20–25 лет в нашей стране разрабатывалась, и к середине 80-х годов была в целомсформирована научная концепция многолетней подготовки спортсмена, суть которой врассмотрении всего процесса подготовки спортивного резерва, от новичков домастеров международного класса, как единого процесса, подчиняющегосяопределенным закономерностям, как сложной специфической системы сосвойственными ей особенностями, имеющими собственные пути развития. Эта системауправления, которая основана на использовании объективных закономерностейстановления спортивного мастерства в процессе многолетней подготовки.
В разработкеметодических основ системы подготовки спортивного резерва мировое лидерство по правупринадлежит отечественной спортивной науке. Основы подготовки спортивныхрезервов в игровых видах раскрыты Ю.Д. Железняком (1981). В исследованиях,выполненных на примере баскетбола и гандбола, концептуальная основапрограммировалась для применения в других спортивных играх.
Важнейшимтребованием современной системы спортивной тренировки является необходимостьувязывания ее составляющих частей и элементов, основных компонентов эффективнойсоревновательной деятельности. Именно стремление к обеспечению эффективнойструктуры соревновательной деятельности должно определить задачи и содержаниеподготовки спортсмена на всем многолетнем пути от новичка до мастера высокогокласса. В работе с юными и еще не достаточно квалифицированными спортсменамиэто стремление должно проявляться в создании предпосылок целесообразнойподготовки для эффективной соревновательной деятельности. В.Н. Платонов(1986) указывает, что при этом необходимо четко определить субординационныесоответствия следующих составляющих:
– соревновательнойдеятельности как основной характеристики подготовленности юного спортсмена;
– основныхкомпонентов соревновательной деятельности, обеспечивающих ее успешность(старта, уровня дистанционной скорости, эффективности финиша – по отношению кциклическим видам спорта, плотности ведения боя, схватки, игры, эффективностизащитных и атакующих действий по отношению к единоборствам и спортивным играм);
– основныхсторон подготовленности (физической, технической, тактической) в совокупности сфакторами, определяющими эффективность соревновательной деятельности;
– интегральныхкачеств, определяющих эффективность действий спортсмена при выполнении основныхсоставляющих соревновательной деятельности (специальной выносливости,скоростно-силовых качеств, координационных способностей);
– основныхфункциональных параметров и характеристик, определяющих уровень развития интегральныхкачеств (так, например, по отношению к специальной выносливости такимихарактеристиками являются показатели емкости систем энергообеспечения,экономичности, устойчивости и подвижности основных функциональных систем);
– частныхпоказателей, определяющих уровень основных функциональных параметров и характеристик(например, по отношению к максимальному потреблению кислорода – интегральнойхарактеристике мощности аэробной системы энергообеспечения – такимипоказателями являются: процент красных мышечных волокон, объем сердца, минутныйобъем кровообращения, максимальная вентиляция легких, емкость капиллярной сети,активность аэробных ферментов).
Современныйэтап развития отечественного спорта высших достижений характеризуется переходомна профессиональную основу. Это предъявляет повышение требования к качествууправления подготовкой спортсменов, непременным условием которого являетсяобъективная оценка достигнутого уровня мастерства. Основу такой оценки, нарядус другими показателями составляют результаты контроля соревновательнойдеятельности, так как только в условиях острого единоборства с соперником вполной мере проявляются как положительные, так и отрицательные стороныподготовленности спортсменов [Л.Р. Айрапетянц, 1992].
Содержание программ подготовки высококвалифицированных баскетболистов взначительной степени зависят от полноты и достоверности информации, полученнойв результате контроля над соревновательной деятельностью игроков. В спортивныхиграх в качестве основных критериев оценки соревновательной деятельности испортивного мастерства игроков специалисты рекомендуют использовать показателиэффективности и результативности. Вопросы контроля и оценки соревновательной деятельностибаскетболистов находились прямо или косвенно в центре внимания многихспециалистов. Однако каждый конкретный случай ограничивался решением лишьотдельных частных задач, которые стояли перед исследованием.
Вместе с тем,насущные требования работы с командами обуславливают необходимость системногоподхода к решению данной проблемы как с позиции оценки вклада каждогоконкретного спортсмена в конечный результат игры команды, так и с позицииуправления учебно-тренировочным процессом [В.М. Корягин, 1997].
Однако, здесьнеобходимо отметить, что оценка уровня подготовленности отдельных спортсменов вкомандных спортивных играх на основе контроля и их соревновательнойдеятельности представляет значительную трудность, что специалисты объясняютмультифакторным характером спортивного результата, который в спортивных играхпредставляет относительную ценность. В спортивных играх на возможность учета вучебно-тренировочном процессе особенностей соревновательной деятельностивпервые показал Ю.Д. Железняк (1981). Однако этот принцип до настоящеговремени не получил широкого распространения с целью изучения возрастныхособенностей соревновательной деятельности. Исследований подобного плана напримере детско-юношеского баскетбола в нашей стране и за рубежом практическинет.
бросок резерв спортивный баскетболист
1.3 Общая характеристика бросков иих использование в соревновательной деятельности
Спортивные игры на современном этапе развитияхарактеризуются высоким темпом игровых действий, быстротой смены ситуаций,непосредственным соприкосновением с противником в борьбе за мяч, ограничениемвремени владения мячом и многими другими факторами.
Современныйбаскетбол находится в стадии бурного творческого подъема, направленного наактивизацию действий, как в нападении, так и в защите.
Для того чтобызабросить мяч в корзину, необходимо преодолеть сопротивление противника, а этовозможно лишь в том случае, если игроки владеют определенными приемами техникии тактики, умеют быстро передвигаться, внезапно изменять направление и скоростьдвижения.
Значительноизменилось позиционное нападение. Комбинационная игра направлена на сокращениевремени, необходимого на подготовку к атаке. Подготовка проводится быстро,остро, короткими эффективными взаимодействиями.
Внепосредственной близости от корзины атаки становятся все болеезатруднительными, поэтому увеличилась зона действий центрового игрока.Благодаря высокой точности прицельных бросков эффективными стали атаки сосредних и дальних дистанций.
Высокие требованияпредъявляются к технической подготовке игроков: приемы, сочетаемые сотвлекающими действиями, выполняются на большой скорости. Основное значениеприобретают скрытые передачи, броски, выполняемые в движении с прыжком толчкомдвумя ногами, борьба за отскочивший мяч от щита или корзины, разнообразноеведение без зрительного контроля.
Баскетбол –одна из самых популярных игр в нашей стране. Для нее характерны разнообразныедвижения: ходьба, бег, остановки, повороты, прыжки, ловля, броски и ведениемяча, осуществляемые в единоборстве
с соперниками. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервнойсистемы, двигательного аппарата, улучшение обмена веществ, деятельности всехсистем организма.
Постоянноесовершенствование техники избранного вида спорта является одним из основныхпутей к достижению высокого спортивного мастерства [А.И. Бондарь, 1976; О.П. Топышев,1989; Н.Г. Озолин, 2002].
Спортивнаятехника – это сознательное целеустремленное выполнение спортсменом движений идействий, направленных на достижение определенного эффекта в упражнении,связанных с проявлением в требуемой мере волевых и мышечных усилий, ссоблюдением соответствующего ритма и темпа, с использованием и преодолениемвнешней среды.
Под термином«прием техники» подразумевается система движений, сходных по смысловойструктуре и направленных на решение примерно одной задачи. Разнообразиеусловий, в которых применяется тот или иной прием, стимулирует формирование исовершенствование ряда способов выполнения каждого приема.
При нынешнемразвитии спортивных достижений выдающиеся показатели возможны только врезультате правильной всесторонней технической подготовленности игроков, длячего необходимо в равной степени владеть всеми известными приемами и всемиспособами их выполнения, а также игровыми действиями, состоящими из несколькихприемов, сочетающихся между собой в различной последовательности [В.Р. Закоян,1989]. Такая необходимость возникает в связи с тем, что игра сильнейшихбаскетболистов характеризуется активными действиями и умением действоватьвнезапно в любой момент. Игровые действия весьма разнообразны и позволяют вестиигру гибко, с учетом конкретных ситуаций. Чем богаче и разнообразнее ихкомплекс, тем быстрее и эффективнее баскетболист сможет решать задачи,возникающие в игре.
Результативностьтехники обусловливается:
1. Эффективностью– совершенством решаемых задач и высоким конечным результатом, уровнем основныхсторон подготовленности.
2. Стабильностью– помехоустойчивостью, независимостью от условий соревнований и функциональногосостояния спортсмена.
3. Вариативностью– способностью спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий взависимости от условий соревновательной борьбы.
4. Экономичностью– рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразнымиспользованием времени и пространства.
5. Минимальнойтактической информативностью – совершенной считается только та техника, котораяпозволяет маскировать тактические замыслы и действовать неожиданно [А.И. Бондарь,1992; Е.И. Иванченко, 1996].
Одним изважных технических приемов игры являются броски по кольцу, от которых зависитвыигрыш всей команды.
Броски покольцу – важнейший технический элемент игры, конечная цель всех действий наплощадке. Игроки любого класса обычно уделяют тренировке бросков наибольшеевнимание и работают над совершенствованием в технике бросков особеннотщательно.
В задачутренера входит направление этой работы, ее дозировка и исправление техническихошибок. Тренер вместе с игроком определяет оптимальный способ броска, исходя изфизических возможностей, двигательных навыков и психологических особенностейигрока. После этого начинается сложная и очень важная работа по отработке техникиисполнения броска, доведение его до совершенства.
Квалифицированнаябаскетбольная команда производит за время встречи в среднем 70–80 бросков вкорзину с игры, из них 20% – из-за линии 6,25 м, и до 20–25 штрафныхбросков, от точности которых и зависит достижение победы над соперником.Результативность дальних бросков лучших игроков команд Суперлиги России (какмужчин, так и женщин) достигает в среднем 44–48% [Г. Беляев, 2000;Статистические итоги чемпионата России. Суперлига, 2001]. Подготовка квыполнению броска составляет основное содержание игры команды в нападении, апопадание в корзину – ее главная цель.
Для успешногоучастия в состязании каждый баскетболист должен не только умело применятьпередачи, ловлю и ведение мяча, но и точно атаковать кольцо, выполняя броски изразличных исходных положений, с любых дистанций при противодействии соперников.Меняющаяся обстановка игры и стремление использовать каждый удобный момент дляатаки определяют необходимость владения разнообразным арсеналом способоввыполнения броска с учетом индивидуальных особенностей игрока [Ю.М. Портнов,1988; А.Я. Гомельский, 1994, 1997; Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов,2001; A.S. Odee, 1989].
Точностьброска в корзину определяется в первую очередь рациональной техникой,стабильностью движений и управляемостью ими, правильным чередованием напряженияи расслабления мышц, силой и подвижностью кистей рук, их заключительнымусилием, а также оптимальной траекторией полета и вращения мяча (В.И. Андреев,1988).
Готовясь кброску, игрок должен оценить ситуацию на площадке, возможную интенсивность и способпротиводействия опекающего его защитника, реальные пути выхода для борьбы заотскок и другие моменты. Наметив программу действий и приняв решение, игрокдолжен психологически настроиться на бросок таким образом, чтобы никакие помехиуже не повлияли на уверенность и устойчивость движений.
Некоторыеигроки под влиянием сбивающих факторов (активная защита, действий временногодефицита, реакция зрителей и т.д.) в той или иной мере теряют надежностьвыполнения игровых приемов, что приводит к снижению эффективности спортивной деятельности.Ведущие компоненты техники, которые страдают в наибольшей степени – это броскииз-под кольца и из трех очковой зоны [С.И. Байдун, 1986; А.В. Ивойлов,1986]. В заключительный момент броска нужно расслабиться. Практика показалаопределенное преимущество бросков с отражением от щита.
Висследованиях Ю.И. Смирнова с соавторами (1983) были определены факторы,влияющие на точность бросков в баскетболе. При этом результативность на 68–72%зависит от дистанции, на 17–28% — от направления броска и на 3–13% – от способаброска.
Посбалансированности атак корзины в баскетболе есть тенденция к атакам с ближнихи средних дистанций, в меньшей степени с дальних.
В броскахлучше придавать мячу вращение вокруг горизонтальной оси в сторону,противоположную направлению полета (обратное вращение).
В броскахиз-под щита из трудных положений применяется вращение мяча вокруг вертикальнойоси, что позволяет более свободно выбирать точку отражения от щита. Броски сосредней дистанции и дальней целесообразно выполнять сильнейшей рукой.
Траекториюполета мяча выбирают в зависимости от дистанции, роста игрока, высоты егопрыжка и активности противодействия высокорослого защитника [И.Г. Фити,1988; В.Н. Притыкин с соавт., 1996]. При бросках со средних (3–6,25 мот кольца) и дальних (свыше 6,25 м от кольца) дистанций лучше всеговыбирать оптимальную траекторию полета мяча – параболу, при которой высшаяточка над уровнем кольца примерно 1,4–2 м; при более навесной траекториинесколько удлиняется путь мяча, что снижает точность броска. Чем большедистанция, тем больше должна быть амплитуда движений при замахе, мощнеезаключительное усилие при выпуске мяча [Ю.М. Портнов, 1997; А.М. Банников,В.А. Силкин, В.В. Костюков, 2000].
Классифицируятехнику бросков в баскетболе, многие авторы выделяют броски с ближних (до 3,5 м),средних (3,5–6,25 м) и дальних (свыше 6,25 м) дистанций. Многиеавторы сходятся во мнении, что выполняться броски могут в прыжке, с места и вдвижении, а также в зависимости от направления к щиту: прямо, параллельно илипод углом к щиту.
Начинатьтренировку бросков лучше всего с расстояния в 1,5–2 м, направляя мяч вкольцо так, чтобы он проходил сквозь него, не касаясь дужек. В качествеинвентаря можно использовать обыкновенный стул – броски выполняются стоя настуле, сидя, стоя на коленях. Затем расстояние до щита увеличивается, игрокпостепенно отходит от кольца на свои обычные позиции для атаки.
В общейструктуре конкретного способа броска в корзину выделяют три фазы:подготовительную, основную и завершающую. Если в подготовительные движенияигрок может внести некоторые изменения в зависимости от внешних факторов беззаметного ущерба для точности приема, то основные движения должны отличатьсястабильностью или рациональной вариативностью в пределах решения конкретных задач,обусловленных установкой на бросок. Эти установки могут быть направлены нарегулирование:
– точкизамаха (от плеча, снизу, над головой, за головой);
– точкивыпуска мяча (перед собой, высоко над головой).
Бросок двумяруками от груди преимущественно используется для атаки с дальних дистанций,если нет активного противодействия противника.
Бросок двумяруками сверху в основном выполняется со средних дистанций при плотной опекесоперника.
Бросок двумяруками сверху вниз чаще начинают использовать игроки высокого роста с хорошейпрыгучестью.
Бросок однойрукой от плеча – распространенный бросок для атаки кольца с места со средних идальних дистанций.
Бросок однойрукой сверху используют чаще для атаки корзины в движении с близких дистанций,и из-под щита.
Бросок однойрукой сверху в прыжке основное средство нападения в современном баскетболе. Всостязании мужских команд до 70% всех бросков с игры выполняется именно такимспособом.
Бросок однойрукой «крюком» часто используется центровыми игроками для атаки кольца сблизких и средних дистанций при активном противодействии высокорослогозащитника [Ю.Д. Букин, Ю.И. Портных, 1993; Ю.М. Портнов, 1997].
В рядеигровых положений, когда мяч отскакивает от щита после неудачного броска илипролетит вблизи корзины, у игрока нет времени для приземления с мячом, прицелаи броска. В таких случаях следует добивать мяч в кольцо в прыжке двумя рукамиили одной. При добивании одной рукой баскетболисту удается достать мяч в болеевысокой точке.
Тренироватьброски по кольцу можно индивидуально, без сопротивления, с пассивнымсопротивлением (используя стул, манекен – чучело), с активным сопротивлениемзащитником, в парах, тройках, группах, в состоянии утомления и психологическогонапряжения.
При броске вопорном положении существенное значение имеет работа ног, которая вместе сдвижениями рук составляет единый, целостный акт. Быстрота разгибания ног приброске прямым образом влияет на начальную скорость полета мяча и угол еговылета. Движения вслед за своим броском для активной борьбы за отскок в случаепромаха должно стать обязательным для любого игрока.
Поставитьправильный технический бросок необходимо в самой ранней стадии обучения,поскольку исправлять ошибки в технике броска значительно сложнее, чем сразуобучить правильному выполнению. Игрокам полезно просматривать кинограммы лучшихснайперов, с тем, чтобы учиться правильной постановке кисти, положения рук,ног, корпуса, выполнению прыжка, полезней увидеть действия снайпера натренировке [Ю.Д. Железняк, 1981].
В спортивныхиграх, и в баскетболе в частности, победа достигается совместными действиями иусилиями участвующих в игре спортсменов, которые специализируются в выполненииразличных функций в команде. Правильное взаимодействие игроков команды – основаколлективной деятельности, которая должна быть направлена на достижение общихинтересов команды и, опираться на инициативу и творческую активность каждогоигрока [А.И. Бондарь, В.М. Никель, 1984; Е.И. Иванченко, 1996].
Действиякаждого игрока команды имеют конкретную направленность, соответственно которойбаскетболистов различают по амплуа:
– центровойигрок – должен быть высокого роста, атлетического телосложения, обладатьотличной выносливостью и прыгучестью;
– крайнийнападающий – это прежде всего игрок высокого роста, быстрый и прыгучий, схорошо развитым чувством времени и пространства, обладающий снайперскимиспособностями, умением оценить игровую обстановку и атаковать смело ирешительно;
– защитникдолжен быть максимально быстрым, подвижным и выносливым, рассудительным ивнимательным.
В настоящеевремя все более отчетливо наблюдается дифференциация и внутри этих функций.Так, среди защитников выделяются атакующие защитники, активно участвующие ватаках кольца вплоть до борьбы за отскок у щита соперника, и защитники заднейлинии, участвующие преимущественно в розыгрыше мяча и страховке тыла команды. Асреди центровых – первые (основные) центровые, действующие преимущественно наострие атаки вблизи щита соперника, и вторые центровые, свободно маневрирующиев районе штрафного броска и часто атакующие кольцо с ходу.
Крайнихнападающих принято разделять на нападающих «таранного» типа с мощным проходом кщиту и борьбой за отскок с места и схода и на нападающих универсальногопрофиля, которые могут связать переднюю и заднюю линии команды в условияхплотной опеки соперника, способного устойчиво проявить скоростные качества,«снайперские» способности.
Распределениеигроков по функциям – один из основных принципов игровой деятельности, и,по-видимому, никогда не потеряет своего смысла. Полная универсализациябаскетболистов без распределения их по функциям нецелесообразна, так как она неучитывает морфологических данных игроков, их склонностей и способностей крешению тех или иных соревновательных задач. Рациональное распределение игроковпо функциям создает более благоприятные условия для полного раскрытия ими своихвозможностей, а, следовательно, и более эффективного использования каждогоигрока в общих интересах коллектива команды.
1.4 Управлениесистемой подготовки
Подуправлением обычно понимают такое корректирующее воздействие на определенныйпроцесс, которое вызывает в нем соответствующие изменения, подчиненныеопределенным объективным закономерностям и направленные к лучшему достижениюцелей при всяких изменениях внешних условий и внутреннего состояния системы.
Главнаязадача управления – повышение качества тренировочной работы и эффективностимероприятий, обуславливающих раскрытие личности игрока в ходе тренировок иконтроля состязаний, целенаправленное изменение физических и психическихкачеств свойств и явлений в желательную для тренера сторону.
Процессуправления подготовкой спортсмена имеет свои особенности, связанные с тем, чтоосуществляется управление живым организмом – сложной биологической системой,находящейся в непрерывном развитии под воздействием многих факторов.
Известно, чтоэти системы отличаются:
- высокойстепенью приспособляемости;
- своеобразнымсочетанием упорядоченности с частичной неупорядоченностью;
- высокойнадежностью функционирования;
- зависимостьюцелесообразных реакций от прошлого опыта;
- объективнымхарактером взаимодействия с окружающей средой, причем между системой и внешнейсредой всегда имеются определенные связи.
Процессподготовки складывается из целого ряда факторов: организационно-методических,социально-экономических, морально-этических, охватывает широкий круг самыхразличных вопросов. К ним в первую очередь относятся четкая организация работы,строгая ритмичность, неукоснительное выполнение командных и индивидуальныхпланов, современное техническое оснащение, рациональная система контроля иуправленческих коррекций [Ю.И. Портных, 1986; Ю.М. Портнов, 1997; Н.Г. Озолин,2002].
Цельуправления тренировочным процессом, с одной стороны – изменение состояниябаскетболиста, доведение его до заранее запланированного уровня, с другой –поддержание состояния спортсмена на высоком уровне тренированности и спортивнойформы, не допуская выхода за определенные, заранее смоделированные пределы,избегая существенного снижения подготовленности и явлений перетренированности.Успех в достижении цели зависит от знания тренером основных (победам) ипромежуточных (по этапам) состояний игроков. Система управления должнаобеспечить реализацию формируемых качеств, навыков, умений игрока в основные ипромежуточные периоды и этапы подготовки. Тренер с самого начала годового ичетырехлетнего цикла ориентирует игроков на сознательные, целенаправленныедействия в соответствии с выбранной концепцией подготовки.
В практикеуправления тренеру чаще всего приходится принимать следующие виды решения:
- корректирующиеотдельные стороны подготовки;
- оптимизирующиетренировочный режим на конкретном этапе;
- перестраивающиепрограмму тренировки в целом;
- уточняющиепрограмму индивидуальной подготовки того или иного игрока.
Каждый вид решений должен основываться на соответствующих научных данныхи достаточной информации. Причем здесь важно не только получить усредненныекритерии оценки состояния организма баскетболиста в процессе тренировки, но иизучить динамику индивидуальных адаптаций, реакций каждого члена коллектива.
Управленческиерешения довольно часто приходится принимать в условиях острого дефицитавремени, когда информации мало или, наоборот, чрезмерно много. В ходетренировочного процесса тренер должен:
- быстрои точно проанализировать состояние игрока в данный момент;
- оценитьситуацию, условия, влияющие на срочность и характер принимаемых решений (способреакции на информацию);
- уточнитьчистые цели тренировки и критерии достижения командой этих целей;
- датьспортсмену конкретную, достаточно информативную рекомендацию, адресованнуюнужным анализаторам, с учетом эмоционального фона занятия и сбивающих факторов;
- получитьту или иную информацию от спортсмена и дать ему дополнительные советы, указания[Ю.М. Портных, 1986].
Как правило, в официальных соревнованиях немало хорошо подготовленныхкоманд претендуют на призовые места. Но почти всегда эти места занимаюткоманды, тренеры и игроки которых сумели в ходе спортивной борьбы реализоватьпреимущества, выразившиеся в более точном учете условий соревнований, в выбореболее гибкого тактического плана, в дисциплине и организованности действийнепосредственно на площадке.
Управлениекомандой – это совместная работа тренера, капитана команды и игроков, имеющаясвои закономерности и правила.
Управлениекомандой требует от тренера большого мастерства, интуиции, таланта. Благодаряиспользованию в практике управления четко сформулированных принципов, правил,индивидуальное мастерство тренера в этом важном деле уступает место зреломурасчету и анализу объективной информации для выбора тех или иных решений.

2. Методыи организация исследования
2.1 Методыисследования
Для решенияпоставленных задач в работе применялись следующие методы:
1. Анализлитературных источников по исследуемой проблеме.
2. Педагогическоенаблюдение.
3. Стенографированиеигр.
4. Педагогическийэксперимент.
5. Методыматематической статистики.
2.1.1 Анализлитературных источников
Анализлитературных трудов отечественных и зарубежных авторов позволил рассмотретьвопросы теоретико-методических основ подготовки спортивного резерва, общейхарактеристики бросков баскетболистов
в условиях соревновательной деятельности, а также особенноститехнико-тактической подготовленности игроков.
2.1.2 Педагогическоенаблюдение
Педагогическоенаблюдение велось за игровой деятельностью баскетболистов, участвующих всоревнованиях различного ранга (чемпионат Краснодарского края и УниверсиадаКубани).
Особоевнимание обращалось на деятельность баскетболистов с целью определения их игровыхфункций (амплуа) в команде, а также на игроков, выполняющих дальние броски.
2.1.3 Стенографированиеигр
Данный методиспользовался для фиксации и последующего анализа дальних бросков, выполняемыхбаскетболистами разных амплуа.
В протоколфиксировалось количество и точность дальних (трехочковых) бросков отдельно длякаждого игрока («+» – удачный бросок, «–» – неудачный бросок).
Эффективностьбросков (%) определялась по отношению удачных бросков к их общему количеству.
2.1.4 Педагогическийэксперимент
С цельюповышения точности дальних бросков была разработана методика, котораявыполнялась в течение 4 тренировочных микроциклов (4 недель) баскетболистамисборной команды Славянского государственного педагогического института.
Поскольку 1микроцикл в команде СГПИ состоит из трех занятий, то разработанная методикабыла построена следующим образом:
а)    на первом занятии в микроцикле баскетболистам предлагалисьпреимущественно упражнения на точность (прицельные броски);
б)    навтором занятии дальние броски отрабатывались в сочетании упражнений навыносливость;
в)    натретьем занятии большая часть упражнений для повышения точности дальних бросковвыполнялась при активном противодействии защитника.
По окончаниипедагогического эксперимента было проведено повторное исследованиеэффективности дальних бросков сборной команды СГПИ в условиях соревнований.
2.1.5 Методыматематической статистики
Полученные впроцессе исследований показатели подвергались математической обработке с цельюрасчета средней арифметической величины, стандартного отклонения, коэффициентадостоверности различий по Стьюденту.
Все расчетыосуществлялись на компьютере при помощи стандартных программ.
2.2 Организацияисследования
2.2.1 Проведениеисследования
Работаосуществлялась в несколько этапов.
На первомэтапе (январь – август 2004 года) проводился анализ литературных источников поисследуемой проблеме. Определялась цель, задачи, методы исследования.
На второмэтапе (сентябрь 2004 – декабрь 2005 года) осуществлялось педагогическоенаблюдение за игровой деятельностью баскетболистов различной квалификации.
На третьемэтапе (январь – март 2006 года) проводился педагогический эксперимент с цельюапробирования разработанной методики повышения эффективности дальних бросковигроков сборной команды СГПИ.
На четвертомэтапе (апрель – декабрь 2006 года) осуществлялась статистическая обработка ианализ полученных результатов исследования, обобщение сведений, написание иоформление работы.
2.2.2 Характеристикаиспытуемых
Висследовании приняли участие сборная команда Славянского государственногопедагогического института и команда баскетбольного клуба «Нефтяник» (г. Славянск-на-Кубани).Возраст испытуемых от 17 до 25 лет.
Педагогическоенаблюдение за соревновательной деятельностью сборной команды СГПИ осуществлялосьна играх Универсиады Кубани 2004 и 2005 года. Всего было зафиксировано 10 игр.
Педагогическоенаблюдение за соревновательной деятельностью команды БК «Нефтяник»осуществлялось на играх Чемпионата Краснодарского края по баскетболу средимужских команд Высшей Лиги сезона 2004–2005 года. Были зафиксированы результаты10 игр.
Впедагогическом эксперименте приняло участие 6 игроков (3 защитника и 3нападающих) сборной команды СГПИ.
Повторноеисследование эффективности дальних бросков баскетболистами СГПИ проводилось на УниверсиадеКубани 2006 года. Было проанализировано 5 игр.

3. Анализрезультатов исследования
Проведяпедагогическое наблюдение за соревновательной деятельностью баскетболистовразной квалификации, мы определили объем и эффективность дальних (свыше 6,25 м)бросков в корзину.
/>Оказалось, что нападающие, какбаскетбольного клуба «Нефтяник», так и сборной команды СГПИ выполняют большееколичество бросков с дальней дистанции, нежели защитники (рис. 1, 2).
Рис. 1.        Объембросков с дальней дистанции, выполняемых баскетболистами БК «Нефтяник» (%).
/>

Рис. 2.      Объембросков с дальней дистанции, выполняемых баскетболистами сборной команды СГПИ(%).
Однако этиданные статистически не достоверны ни для одной, ни для другой команды.
В тоже времяэффективность нападающих обеих команд выше, чем у защитников (рис. 3).
/>

Рис. 3.    Эффективностьдальних бросков у нападающих и защитников разной квалификации (%).
Достоверностьразличий в эффективности игроков разного амплуа представлена в таблице 1.Таблица1. Эффективность бросков с дальней дистанции узащитников и нападающих разной квалификации СГПИ БК «Нефтяник» защитники нападающие защитники нападающие Эффективность (%) 33 41,5 42,2 48,2 t 6,37 2,78 P Полученныерезультаты позволяют сделать заключение о том, что нападающие точнее реализуютброски с дальней дистанции, что, возможно, обусловлено их прямой функцией наплощадке.
Далее мысравнили показатели объема и эффективности команд БК «Нефтяник» и СГПИ.
Достоверныхразличий в преимуществе одной из команд по общему количеству выполняемыхбросков в игре не обнаружено. Так, команда БК «Нефтяник» в среднем за матчвыполняет 23–24 броска с дальней дистанции, а сборная команда СГПИ – 21–23броска. Однако с уверенностью более 95% можно утверждать, что результативность баскетболистовБК «Нефтяник» выше, нежели у спортсменов сборной команды СГПИ (Табл. 2).Таблица2. Эффективность дальних бросков у баскетболистовразной квалификации БК «Нефтяник» СГПИ Эффективность (%) 45,2 37,2 t 2,56 P Кроме того, следуетотметить, что результативность игроков баскетбольного клуба «Нефтяник»,выполняющих функцию защитников, выше этого же показателя защитников сборнойкоманды СГПИ на 9,2%, а игроков, выполняющих функцию нападающих, – на 6,7%(рис. 4).
/>

Рис. 4.    Результативностьдальних бросков защитников и нападающих команд БК «Нефтяник» и СГПИ (%).
Учитывая рангсоревнований, в которых участвовали команды,
а, следовательно, степень и активность противодействия команды соперником,можно утверждать о том, что команда БК «Нефтяник» имеет более высокий уровеньспортивного мастерства, чем игроки команды СГПИ. Это, в первую очередь, связанос особенностями спортивного отбора и требованиями, которые предъявляются кигрокам, критерии которых
в профессиональных командах гораздо выше, чем в студенческих.
В тоже время,проанализировав данные эффективности дальних бросков у спортсменов сборнойкоманды СГПИ, мы определили, что они не соответствуют максимальным возможностямбаскетболистов. Поэтому нами была разработана методика, которая в течение 4микроциклов выполнялась игроками для повышения результативности исследуемогопараметра.
Результатыповторного наблюдения за игровой деятельностью в условиях соревнованийбаскетболистов сборной команды СГПИ представлены на рисунке 5.
/>

Рис. 5.    Динамикаэффективности дальних бросков баскетболистов СГПИ до эксперимента и после него(%).
На рисунке 5мы видим, что результативность данного показателя повысилась на 6,4%. Это можноутверждать с уверенностью более 95%
(табл. 3).
Таблица3. Динамика эффективности бросков с дальней дистанцииу баскетболистов СГПИ До эксперимента После эксперимента Эффективность (%) 37,2 43,6 t 2,43 P Обращает насебя внимание то, что результативность бросков с дальней дистанции у нападающихвозросла на 5,3%, а у защитников – на 7,4% (рис. 6).
/>

Рис. 6.    Динамикаэффективности дальних бросков у защитников
и нападающих СГПИ (%).
Подводя итогпроведенному исследованию, мы пришли к выводу
о том, что разработанная методика по повышению эффективности дальних бросковпозволяет в довольно короткий срок получить желаемый результат.
Используяполученную нами информацию, тренеры и сами спортсмены смогут определитьнаправленность тренировочных нагрузок для более успешного выступления насоревнованиях.

Выводы
1. Подводяитог проведенному нами анализу литературных данных, мы может заключить о том,что дальние броски играют значительную роль в баскетболе. Это определяется нетолько тем, что реализованный дальний бросок приносит команде 3 очка, но и то,что баскетболист, способный забивать в кольцо броски с дальней дистанции, какправило, считается снайпером команды, против которого очень трудно игратьзащитникам. Кроме того, баскетболисты и тренеры уделяют большое количествовремени в тренировочном процессе на повышение эффективности данного приема.
2. Всреднем за игру команды разной квалификации выполняют
21–24 броска с дальней дистанции, что составляет около 20% от общего количествабросков, произведенных за игру. Причем нет достоверных различий в показателяхигроков, выполняющих функции защитников
и нападающих.
3. Эффективностьдальних бросков нападающих достоверно выше (Р
Практические рекомендации
Анализсоревновательной деятельности игроков в баскетболе позволил установить, чтоисход встречи в целом для команды зависит от уровня технической и тактическойподготовленности ее игроков. Причем большой вклад в победу делает именно тотигрок, который может удачно реализовать бросок в корзину. Поскольку внепосредственной близости от корзины атаки становятся все болеезатруднительными, то увеличивается объем бросков
со средних и дальних дистанций. Поэтому эти приемы техники приобретают одно изосновных значений в соревновательной деятельности баскетболистов.
Исходя извышеизложенного, мы рекомендуем тренерам, спортсменам и любителям баскетболаиспользовать в тренировочном процессе следующие упражнения для повышенияточность дальних бросков:
1. Броскис дальней дистанции: по 5 бросков с точек 0°, 45°, 90°
(5 серий).
/>
/>/>
/>/>/>
/>/>/>
/>/>/>
2. Броскив прыжке со средних и дальних дистанций с приземлением на точке выпрыгивания.Выполняется в четверках двумя мячами. Первый игрок в колонне начинает набольшой скорости движение к препятствию, перед которым резко останавливается ибьет по кольцу в максимально высоком прыжке (препятствия – высокие банкетки илиманекены). Приземляясь в точке выпрыгивания, игрок должен не задетьпрепятствие. Совершив подбор мяча, он возвращает его партнеру и бежит в конецсвоей колонны. Проводится как соревнование: побеждает та четверка, котораябыстрее забьет 40 мячей.
3. Броскис дальней дистанции с трех точек: 45° (с левой стороны), 90°, 45° (с правойстороны) – забить мяч с отскоком от щита (3 серии по 15 бросков).
4. Упражнениев парах. Один игрок стоит под кольцом и подает мяч, другой выполняет броски впрыжке с дальней дистанции, произвольно передвигаясь по радиусу трехочковойлинии (5 серий по 15 бросков).
5. Дальниеи средние броски в тройках. У каждой тройки два мяча. Один игрок выполняет 10–15бросков подряд, двое партнеров снабжают его мячами, не позволяя делать пауз.Затем происходит смена мест. Каждый игрок в тройке должен сделать 2 подхода исчитать количество попаданий.
6. Бросокпо кольцу с дистанции 6 м после кувырка вперед с мячом в руках (2 серии по10 бросков).
7. Броскив кольцо с уменьшенным радиусом произвольно с любой точки из-за линии 6,25 м(100 бросков).
8. Броскив кольцо с точки 90°. Бросок – рывок до центральной линии и обратно – бросок.Мяч подает партнер (5 серий по 10 бросков).
/>/>/>
/>                                                                               движениебез мяча
/>/>/>/>/>                                                                               передачамяча
/>/>/>/>                                                                               бросокмяча
/>/>/>/>/>/>
/>/>
/>

9. Тоже, но с ведением мяча.
10.  />Трое нападающих (○) располагаются по6-метровой линии: напротив и под 45° к кольцу. Бросать по кольцу можно толькопосле первой или второй передачи (но не более четырех передач). Задача двухзащитников () – активно мешать броску. Смена мест происходит после каждогопромаха. Промахнувшийся становится защитником, а один из защитников идет на егоместо.
/>
/>/>/>/>/>
/>/>/>/>/>/>
/>/>/>/>
/>
/>

Литература
1. Аганянц Е.К.,Бердичевская Е.М., Трембач А.Б. Очерки по физиологии спорта:Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. – Краснодар,«Экоинвест», 2001. – 240 с.
2. Айрапетянц Л.Р. Методологическиеосновы планирования и контроля соревновательной и тренировочной деятельности вспортивных играх. Автореф. дис. … доктора педагогических наук. – М., 1992. – 42 с.
3. Айрапетьянц Л.Р.,Годик М.А. Спортивные игры (техника, тактика тренировка). – Ташкент:Изд-во Ибн-Сины, 1991. – 156 с.
4. Амалин М.Е.,Шилов О.С. Методика оценки соревновательной деятельности в спортивныхиграх // Теория и практика физической культуры. – 1980. – №9. – С. 19–20.
5. Андреев В.И. Факторы,определяющие эффективность техники дистанционного броска в баскетболе. Автореф.дис. … к.п.н. – Омск, 1988. – 21 с.
6. Ашмарин Б.А. Теорияи методика педагогических исследований. – М.: Физкультура и спорт, 1978. – С. 185–186.
7. Байдун С.И. Оценкаи повышение надежности выполнения технико-тактических действий баскетболистовво время соревнований. Автореф. дис. … к.п.н. – М., 1986. – 18 с.
8. Баландин В.И.,Блудов Ю.М., Плахтиенко В.Л. Прогнозирование в спорте. – М.:Физкультура и спорт, 1986. – 190 с.
9. Бальсевич В.К. Методологическиепринципы исследования по проблеме отбора и спортивной ориентации // Теорияи практика физической культуры. – 1980. – №1. – С. 31–33.
10. Банников А.М. Основыиндивидуальной игры в баскетбол в нападении // Олимпийское движение исовременность. Сборник докладов научно-практической конференции посвященной 100-летиюМОК. (8–10 декабря 1994 г.; г. Карачаевск) – Краснодар, 1995. – С. 86–88.
11. Банников А.М.,Силкин В.А., Костюков В.В. Студенческий баскетбол (планирование,организация и проведение тренировочного процесса). – Краснодар, 2000. – 44 с.
12. Баскетбол:Справочник болельщика. Серия «Мастер игры» / Под ред. Г. Беляева. – Ростовн/Д: «Феникс», 2000. – 352 с.
13. Баскетбол:учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. Ю.М. Портнова. – М.: Физкультураи спорт, 1988. – 288 с.
14. Баскетбол:учебник для ин-тов физ. культ. / Под ред. Ю.М. Портнова. – М., Физкультураи спорт, 1997. – 480 с.
15. Башлыков И.П.,Голомазов С.В. Техника выполнения баскетбольного броска при разныхтребованиях к его продолжительности // Теория и практика физическойкультуры. – 1985. – №8. – С. 10–12.
16. Белов С.А. Броскипо кольцу: Советы мастеров // Физкультура в школе. – 1990. – №7. – С. 41–45.
17. Болвачев Н.В.,Гомельский А.Я., Луничкин В.Г., Туретаев Г.Т. Особенностивысшего спортивного мастерства в баскетболе // Теория и практикафизической культуры. – 1985. – №5. – С. 13–14.
18.  Бондарь А.И. Объективизациякритериев рациональной техники бросков в баскетболе В кн.: Спортивные игры:Метод. рекомендации по совершенствованию учебно-тренировочного процесса сборныхкоманд по игровым видам спорта. – Минск, 1992. – С. 53–55.
19.  Бондарь А.И., Никель В.М. Основысовершенствования техники бросков в баскетболе // Вопросы теории ипрактики физической культуры и спорта. – Минск: Высшая школа, 1984. – Вып.14. – С. 44–46.
20. Ботагариев Т.А.,Костикова Л.В., Горбашев И.А. О некоторых показателях, определяющихкачество игры в баскетболе. В кн.: Совершенствование специальной подготовкиспортсменов высокой квалификации. Сборник научных статей. – Алма-Ата, 1990. –С. 107–111.
21. Бриль М.С. Отборв спортивных играх. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 176 с.
22. Бриль М.С. Принципыи методические основы активного отбора школьников для спортивногосовершенствования. Автореф. дис. … доктора педагогических наук. – М., 1983. –46 с.
23. Букин Ю.Д.,Портных Ю.И. Мини-баскетбол в школе. Пособие для учителей. – М.:Просвещение, 1993. – 52 с.
24.  Вальтин А.И. Методикасовершенствования в технике бросков мяча в игре баскетболистов. Автореф. дис….к. п. н. – Киев, 1984. – 24 с.
25.  Волков Л.В., Филин В.П. Спортивныйотбор. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 176 с.
26.  Гомельский А.Я.БАСКЕТБОЛ. Секреты мастера. – М.: Агентство «ФАИР», 1997. – 180 с.
27.  Гомельский А.Я. Библиябаскетбола. – М.: Наука, 1994. – 215 с.
28.  Гомельский А.Я. Управлениекомандой в баскетболе. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 215 с.
29.  Гомельский А.Я., Луничкин В.А. Завтраначинается сегодня // Спортивные игры. – 1985. – №3. – С. 17–19.
30. Динер В.Л. Основытеории и методики физического воспитания: Учебное пособие. – Краснодар, 1999. –240 с.
31. Динер В.Л. Теорияи методика физической культуры: Учебное пособие. – Краснодар, 2001. – 228 с.
32. Ершова Е.Н. Оценкапоказателей моторики при обеспечении комплексного контроля за двигательнойдеятельностью спортсменов в игровых видах спорта. В кн.: Оценка двигательных ифункциональных возможностей спортсменов. – Л.: ЛНИИФК, 1984. – С. 43–49.
33. Железняк Ю.Д. Совершенствованиесистемы подготовки спортивных резервов в игровых видах спорта. Автореф. дис. …доктора педагогических наук. – М., 1981. – 46 с.
34. Закоян В.Р. Выраженностьтехнико-тактических элементов в связи с результатами игры в баскетбол //Тезисы XVIII республиканской научно-методической конференции«Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных спортсменов» (25–26февраля). – Ереван, 1989. – С. 68–86.
35. Зациорский В.М. Основыспортивной метрологии. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 157 с.
36. Золотарев А.П. Подготовкаспортивного резерва в футболе. – Краснодар: КГАФК, 1996. – 76 с.
37. Иванченко Е.И. Теорияи практика спорта. Учебное пособие. В трех частях. Часть 1. – Минск, 1996. –140 с.
38. Ивойлов А.В. Помехоустойчивостьдвижений спортсмена. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 110 с.
39. Катулин Н.А. Временнойанализ игровой соревновательной деятельности на примере баскетбола. В кн.:Научно-методическое обеспечение системы подготовки высококвалифицированныхспортсменов и спортивных результатов. – М., 1990. – С. 223–224.
40. Корягин В.М. Факторнаяструктура физической и технической подготовленности баскетболистов высокойквалификации в многолетнем цикле тренировки // Теория и практикафизической культуры. – 1997. – №3. – С. 12–15.
41. Локтев С.А. Организационно-педагогическиеконцепции преобразования системы подготовки спортивного резерва в беге насредние и длинные дистанции. Автореф. дис. … доктора педагогических наук. –Санкт-Петербург, 1994. – 45 с.
42. Лысенко В.В.,Михайлина Т.М., Долгов В.А., Жиленко В.В. Практикум поспортивной метрологии. – Краснодар: КГАФК, 1997. – 179 с.
43. Матвеев Л.П. Теорияи методика физической культуры (общие основы теории и методики физическоговоспитания): Учебник для ин-тов ФК. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 342 с.
44. Николич А.,Параносич В. Отбор в баскетболе. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 144 с.
45. Озолин Н.Г. Настольнаякнига тренера: наука побеждать. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. –864 с.
46. Основыподготовки юных баскетболистов. Учебное пособие / Под ред. Т.В. Михайленко.– Харьков, 2000. – 130 с.
47. ОфициальныеПравила Баскетбола для мужчин и женщин 2000 г. / Под ред. М.П. Григорьева.– М.: СпортАкадемПресс, 2000. – 112 с.
48. Платонов В.Н. Общаятеория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. – Киев, «Олимпийскаялитература», 1997. – 584 с.
49. Платонов В.Н. Подготовкаквалифицированных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 286 с.
50. Портнов Ю.М. Теоретическиеи научно-методические основы подготовки квалифицированных спортсменов в игровыхвидах спорта. Автореф. дис. … доктора педагогических наук. – М., 1989. – 51 с.
51.  Портных Ю.И. Биомеханическаяхарактеристика игровой деятельности. В кн.: Спортивные игры / Под ред. Ю.И. Портных.– М.: Физкультура и спорт, 1986. – С. 28–37.
52. Портных Ю.И.,Сысоев В.И. Динамика морфо-функциональных показателейквалифицированных баскетболистов в годичном цикле // Теория и практикафизической культуры. – 1995. – №5–6. – С. 24–26.
53. Притыкин В.Н.с соавт. Определение оптимальных траекторий полета мяча и характеристик цели вбаскетболе при бросках по кольцу со средних и дальних дистанций // Теорияи практика физической культуры. – 1996. – №7. – С. 49–51.
54. Смирнов Ю.И.,Белов А.С., Полякова Л.С. Зависимость точности броска в баскетболеот способа, направления и дистанции // Теория и практика физическойкультуры. – 1983. – №4. – С. 12–14.
55. Спортивныеигры: Техника, тактика обучения. / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова.– М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 520 с.
56. Статистическиеитоги чемпионата России. Суперлига // Планета Баскетбол. – 2001. – №7–8(23). – С. 39.
57. Топышев О.П. Педагогическиеаспекты совершенствования деятельности спортсменов в игровых видах спорта.Автореф. дис. … доктора педагогических наук. – М., 1989. – 49 с.
58. Тхорев В.И.,Родионов В.И., Костюков В.В. Основы баскетбола: Учебно-метод.пособие. – Краснодар: КГАФК, 1996. – 33 с.
59.  Фити И.Г. АрвидасСабонис: Баскетбол: М: – Физкультура и спорт: 1988. – С. 16–17.
60.  Abw-Zenah T.and others. Structure and Measurement in basketball. 1-st. Eb. Jordan-Amman.1981. – 155 p.
61.  Alrashad R.,Taher K. Basic skills in basketball. Bagdad, Iraq. 1987. – 370p.
62.  Odee A.S.Basic training in basketball. 1-st Ed. Jordan – Amman, 1989. – 120p.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Теория и практика оценочной деятельности предприятия
Реферат Латинский союз Древний Рим
Реферат Пуэрториканская коммунистическая партия
Реферат Стилі керівництва і їх вплив на самозатвердження і розвиток співробітників
Реферат Психологічна сутність психопатії Основні диференціально-діагностичні
Реферат Ложные друзья переводчика
Реферат Контрольная работа по русскому языку
Реферат Дерево как символическая деталь в романе Тургенева "Отцы и дети"
Реферат Проблемы маркетинговой деятельности винодельческого предприятия
Реферат Проект привода ленточного конвейера
Реферат Техника стрельбы
Реферат Лингвистическая аргументация
Реферат Религия и политика. Правовое государство: теории и принципы.
Реферат Деньги, денежный рынок, проблемы регулирования денежного рынка
Реферат Лексикография 19 века. Общая характеристика.