Реферат по предмету "Педагогика"


Система работы в специальных (коррекционных) дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта

Курсовая работа на тему:
«Система работы в специальных (коррекционных) дошкольныхучреждениях для детей с нарушением интеллекта»

Оглавление
Введение
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
1.1 Психолого-педагогическаяхарактеристика дошкольников с нарушением интеллекта
1.2 Своеобразие восприятия сказочныхперсонажей художественной литературы дошкольниками с нарушением интеллекта
1.3 Особенности ролевого поведениядошкольников с нарушением интеллекта
1.4 Роль наглядности в обученииумственно отсталых детей
1.5 Умственное воспитаниедошкольников с нарушением интеллекта в конструктивной деятельности
1.6 Особенности работы по подготовкек школе дошкольников, имеющих интеллектуальные нарушения
Заключение
Список литературы

Введение
Дошкольноедетство-это важнейший период в жизни человека, когда формируются психические,физиологические и личностные качества. В этот период ребенок находится в полнойзависимости от взрослых и окружающих — родителей, педагогов. Поэтому заниматьсяс ребенком нужно с рождения, а не ждать когда он подрастет. Особого подходатребуют дети с проблемами в психофизиологическом развитии. Признание правтакого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе еголичностного становления является очень важным.
Специалистамипоказано, что период от рождения до поступления в школу является возрастомнаиболее стремительного первоначального формирования качеств и свойств, делающихего человеком. Особенностью этого периода, отличающей его от других,последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общееразвитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальныхзнаний и навыков, а также усвоение различных видов деятельности.
Кважным особенностям дошкольного возраста можно отнести то обстоятельство, чтомногие неблагоприятные проявления ребенка носят затяжной характер. К концудошкольного возраста у ребенка складываются устойчивые особенности личностногореагирования. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что еслисоответствующие интеллектуальные качества по тем или иным причинам не получаютдолжного развития в раннем и дошкольном возрасте, то впоследствии преодолениеотклонений оказывается делом трудным, а подчас невозможным.
Проблемаумственной отсталости очень актуальна в последнее время. Это вызвано повышениемтребований к интеллектуальному уровню человека. Считают, что распространенностьолигофрении имеет тенденцию к повышению.
Причинойумственной отсталости у ребенка являются различные нарушения развития плода вовремя беременности, родовые травмы, нарушения генетического характера, тяжелыетравмы и заболевания, перенесенные до трех лет.
Проблемаготовности ребенка к школе уже в течение многих десятилетий не теряет актуальности. Изменяютсяусловия воспитания детей, глубже и шире исследуются особенности психическогоразвития ребенка дошкольного возраста, проблема готовности к школе предстает вновом свете, все новые аспекты выдвигаются на первый план.
Сегодняподробно разработаны критерии и методы, которые позволяют определить уровеньготовности к школе нормально развивающихся детей. А также хорошо представлены влитературе особенности психофизического и личностного развития ребенка. Простейшиеспособы диагностики уровня развития учебно-важных качеств, рекомендации по ихразвитию и их коррекции, игры и упражнения, названия книг и пособий, которыемогут быть использованы для организации занятий с детьми по подготовке к школеи преодолению трудностей в обучении. Н.В.Нижегородцева, В. Д. Шадриков (18)
Такойясности нет, когда речь идет о детях с проблемами интеллектуального развития.Не определены критерии их готовности к обучению в коррекционной школе, нетобщепризнанной системы оценки их уровня готовности к школе, не охарактеризованыособенности психофизиологического и личностного развития ребенка с проблемамиинтеллектуального развития, обладающего готовностью к школьному обучению.Отсутствие решения этих теоретических вопросов оказывают влияние на практикуобучения детей.
Отсутствиечетких критериев и методов оценки готовности к школе детей с аномалиями вразвитии приводит к тому, что часто учитывается паспортный возраст ребенка(7лет на момент поступления) и наличие знаний и умений, которые обычнораспадаются к началу ученого года. Не всегда должное внимание обращается науровень его физического развития, практически не учитываются особенностимотивационной и эмоционально- волевой сферы общения.
Готовностьк школе является результатом воспитательно-образовательной работы с детьми,осуществляемой семьей и дошкольным учреждением (Л.И.Божович, Р.С.Буре,Л.А.Венгер(1), Е.Е.Кравцова(12), Д.Б.Эльконин(24) и др.).
Непосредственноевлияние на уровень готовности ребенка с проблемами интеллектуального развития кшколе оказывает: степень снижения интеллекта, условия воспитания передпоступлением в школу.
Результатынемногочисленных исследований показывают низкий уровень готовности детей синтеллектуальной недостаточностью к овладению грамотой и к участию в процессеобучения в школе (В.В.Воронкова, С.В.Кудрина.) Это проявляется в большихтрудностях в овладении первоклассниками программными знаниями, умениями инавыками, адаптироваться к условиям школьной жизни и приводит обычно кдублированию 1класса учащимися или переводу на надомную форму обучения.
Кконцу 7-го года жизни практически все дети с аномалиями в развитии не достигаюттакого уровня физического, интеллектуального, социально-нравственного иэмоционального развития, который позволил бы им успешно обучаться в школе.Знания и умения не закреплены, часто ситуативные, быстро забываются детьми, нетих переноса в новые условия.
Этосвязано, с особенностями аномальных детей, с резким изменением условий и всегообраза его жизни, ломкой привычных стереотипов поведения, ростом требований кнему, которые он не всегда может понять и выполнять, и т.п. Если ребенкупредоставить условия обучения, приближенные к тем, какие имеют место вдошкольном учреждении, то ситуация может быть существенно изменена. Такой подходобоснован, так как дети с проблемами интеллектуального развития переходят нановую стадию психического развития, какой является младший школьный возраст,значительно позже, чем их нормально развивающиеся сверстники, характерные чертысохраняются длительно.
Актуальностьработы связана с тем, что в дошкольном возрасте происходит формированиепредпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап — умственных действий с опорой на речь. Функциональное развитие речи вливается вонтогенетическое развитие, создавая зону ближайшего развития умственныхдействий.
Цельработы состоит в раскрытии особенностей психического развития дошкольников снарушением интеллекта, изучении и уточнении работы по подготовке дошкольников снарушением интеллекта к школьному обучению.
Объектисследования – коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющимиинтеллектуальные нарушения.
Предметисследования – теоретические основы подготовки к школе детей с нарушениеминтеллекта.
Гипотезаисследования – комплексный и системный подход коррекционной, воспитательно-образовательнойи подготовительной работы к школьному обучению дошкольников, имеющихинтеллектуальные нарушения.

Глава1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СНАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
1.1Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с нарушением интеллекта
Принарушении умственного развития неблагоприятными факторами являются слабаялюбознательность и замедленная обучаемость ребенка, т.е. его плохаявосприимчивость ко всему новому Л.С.Выготский,(3)
Развитиеребенка с нарушением интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы.Отсутствует стремление познать окружающий мир, снижена реакция на внешниераздражители. У таких детей не возникает потребности в эмоциональном общении совзрослыми, отсутствует, как правило, комплекс оживления.
Детис нарушением интеллекта овладевают прямохождением в разное время: у небольшойчасти детей оно развивается по срокам в пределах нормы, у другой половинынаблюдается существенное отставание, которое компенсируется, как правило, впределах раннего возраста. Вместе с тем у всех длительно сохраняетсянеуверенность, шаткость походки, неустойчивость. Развитие предметных действий удетей с нарушением интеллекта в раннем возрасте фактически только начинается, восновном, в виде манипуляций. У части детей возникают некоторые стандартныепредметные действия (только при самообслуживании) или стремление к овладениюими. Предметная деятельность в раннем возрасте не возникает. Развитие речи иобщения также задерживается. У большинства детей активная речь не возникает.Пассивная речь развивается лучше. Она оказывает некоторое воздействие надеятельность и поведение ребенка в хорошо знакомой ситуации.
Некоторыенарушения – отставание в овладении предметными действиями, развитии речи ипознавательных процессов – в значительной мере носят вторичный характер. Приправильной организации жизни, возможно более раннем начале специальногообучения, многие дефекты развития могут быть скорригированы и даже предупреждены.
Вдошкольном возрасте у ребенка в норме происходят большие изменения во всемпсихическом развитии. Очень усиливается его познавательная активность –развивается восприятие, наглядное мышление, появление зачатков логическогомышления.
Втрудах А.В.Запорожца(10) отмечается, что у дошкольников появляется возможностьвыполнения действий по словесной инструкции, усвоения знаний на основеобъяснений, но только при опоре на четкие наглядные представления.
Появляютсяновые виды деятельности: игра – первый и основной вид совместной деятельностидошкольников; изобразительная, конструктивная – первые виды продуктивной деятельностиребенка; элементы трудовой деятельности.
К концудошкольного возраста появляется готовность к школьному обучению.
Длядетей с нарушением интеллекта дошкольный возраст оказывается лишь началом развитияперцептивного действия. Пятый год жизни становится переломным в развитиивосприятия ребенка с нарушениями интеллекта. Дети могут уже делать выбор пообразцу(по цвету, форме, величине). У отдельных детей имеется также продвижениев развитии целостного восприятия. К концу дошкольного возраста не многие детидостигают уровня развития восприятия, с которого дети в норме начинаютдошкольный возраст. У детей олигофренов развитие восприятия происходитнеравномерно, усвоенные эталоны зачастую оказываются нестойкими, расплывчатыми,отсутствует перенос усвоенного способа действия с одной ситуации на другую.
Такимобразом, для детей с аномалиями в развитии характерно большое отставание всроках развития восприятия, замедленный темп развития. У них поздно и частонеполноценно происходит соединение восприятия со словом, а это задерживаетформирование представлений об окружающем мире.
Детис нарушением интеллекта, поступающие в специальный детский сад, существенноотличаются от своих нормально развивающихся сверстников. Они имеют нормальноезрение, но не умеют видеть, имеют нормальный слух, но не умеют слышать. Именнопоэтому они плохо представляют себе окружающие предметы, не различают свойствапредметов, недостаточно ориентируются в пространстве. К концу дошкольноговозраста дети с нарушениями интеллекта, не прошедшие коррекционного обучения сточки зрения развития восприятия, представляет собой весьма неоднородныйконтингент.
Перваяформа мышления, возникающая у ребенка в норме, — наглядно-действенное мышление.Оно является исходной формой, на основе чего возникает сначаланаглядно-образное, а затем и словесно-логическое мышление.
Развитиенаглядно-образного мышления тесно связано с речью, которая закрепляет образыпредставления. «Однако фактически ребенок и на этом этапе пользуется всвоих мыслительных действиях не словами, а образами. Речь играет при этом оченьважную роль».Мухина В.С.(18).
Речьу детей с аномалиями в развитии очень слабо развита. В результате чего, кшкольному возрасту, необученные дети приходят с существенным речевымнедоразвитием.
Такимобразом, психическое развитие ребенка с нарушением интеллекта безкоррекционного обучения протекает с большими отклонениями. Отмечается отсутствиеактивности во всей сфере жизнедеятельности ребенка. Это сказывается и как вотношении окружающей ребенка предметной деятельности, к явлениям окружающегомира, так и к социальным явлениям – пассивным отношением к своим сверстникам,окружающим взрослым и даже в отношении к самому себе.
Кконцу дошкольного возраста у детей с нарушениями интеллекта оказываетсянесформированной предметная деятельность, игровая, изобразительная;познавательные процессы: восприятие, память, мышление; плохо развита речь;отмечается существенное недоразвитие моторики. Большинство отклонений являютсявторичными. Именно это является одной из причин неоднородности показателейразвития у разных детей.
1.2Своеобразие восприятия сказочных персонажей художественной литературы дошкольникамис нарушением интеллекта
Впрограмме воспитания в специализированном детском саду предусмотрено знакомстводетей с художественной литературой. Им рассказывают и читают народные сказки ипотешки, детские произведения отечественных и зарубежных писателей.
Знакомствоаномальных детей с художественной литературой является мощным факторомвосприятия речи детей, овладения невербальными средствами общения,эстетического и нравственного воспитания.
Подруководством Гаврилушкиной О.П.(6)проведено исследование, направленное наизучение восприятия художественной литературы дошкольников с нарушениеминтеллекта, осветили ряд проблем в системе работы по данному направлению.
Дошкольникис проблемами в развитии испытывают трудности в понимании внутренних мотивовпроизведения, восприятии персонажей художественной литературы. Детизатрудняются усвоить в своем сознании полноценный образ положительного иотрицательного героя художественного произведения.
Врезультате непонимания дошкольниками с нарушением интеллекта характера персонажасказки, которое передается через внутренний монолог и диалог и героев сказки, атакже их экспрессивное поведение, происходит конкретное, костное, часто,неверное усвоение смысловой характеристики сказочных персонажей.
Исследованиепоказало, что умственно отсталые дошкольники не улавливают смысл репликперсонажей, не усваивают контекст диалогов, в которых прослеживается сутьотношений между героями сказки.
Удетей с нарушением интеллекта круг представлений о жестах значительно уже, чем унормально развивающихся сверстников. Дошкольники с нарушением интеллекта несмотрят друг другу в лицо, ни в случаях обращения к другому ребенку с просьбой,ни в процессе диалога во время игры. В процессе взаимодействия с окружающимидети обращают внимание на более грубые, резкие признаки(положение рук, ног,головы при выполнении определенных действий) и недостаточно акцентируютвнимание на тонких выразительных движения.
Всеэти специфические особенности приводят к фрагментарному, часто, неверномувосприятию и пониманию персонажей художественного произведения.
Поэтомув процессе специально организованных занятий необходимо сформировать удошкольников представления о выразительных элементах невербального поведения иумения правильно их оценивать и использовать при взаимодействии с окружающими.Необходимо учить детей наблюдать за неречевыми способами выражения эмоций,соотносить их с различными модальностями в мимике и пантомимике. В процессекоррекционной работы необходимо повышать коммуникативно-речевую компетентностьдетей с нарушением интеллекта.
1.3Особенности ролевого поведения дошкольников с нарушением интеллекта
Проблемаобучения детей с нарушением интеллекта сюжетно-ролевой игре является одной изцентральных в дошкольной олигофренопедагогике. Именно игра становится ведущимвидом деятельности в период дошкольного детства. Как показывают многочисленныеисследования, проведенные в этой области ( Л.Б. Баряева, Н.Д. Соколова,О.П.Гаврилушкина, А.П.Зарин и др.) без специального обучения у аномальныхдетей, даже к концу дошкольного возраста она не выполняет функции ведущейдеятельности.
Длятого, чтобы игра действительно осуществляла функцию ведущей деятельности, онадолжна достичь определенного уровня развития, что возможно при сформированностивсех ее структурных компонентов.
Главноев структуре сюжетно – ролевой игры правильно строить собственное поведение всоответствии с ролью.
Сюжетно-ролеваятребует участия нескольких детей, поэтому она является первым и основным видомсовместной деятельности детей дошкольного возраста и оказывает большое влияниена развитие их взаимоотношений, на усвоение ими нравственных норм, на развитиеребенка в целом. Большое значение имеют те отношения, которые возникают у детейв игре – при распределении ролей, обсуждения правил поведения ит.п.
Уаномальных детей подлинной игры не возникает. Без специального обучения ведущейдеятельностью ребенка к концу дошкольного возраста оказывается не игровая, а непредметная. Дети не используют предметы – заместители, тем более они не могутзамещать действия с реальными предметами, изображением действий или речью.
Припроведении исследования ученых интересовало, насколько при существующемобучении дети с нарушением интеллекта овладевают данным структурным элементом.С этой целью была разработана методика констатирующего эксперимента.
Можноувидеть своеобразие при наблюдении за ролевым поведением на занятиях по сюжетно– ролевой игре и наблюдение за ролевым поведением в свободной деятельностидетей с нарушением интеллекта.
Увсех детей при существующем обучении начинает формироваться ролевое поведение.Так, большинство воспитанников выполняют игровые действия, которыесоответствуют выбранному сюжету. Однако, наблюдая за свободной игрой можно заметить,что выполняемые действия представляют механическое воспроизведение техдействий, образ которых давал воспитатель. В свободной игре дошкольники невсегда воспроизводят их верно, часто действия не раскрывают сюжетную линию, чтозатрудняет понимание смысла взятых детьми ролей.
Внеорганизованной игре дети копируют те же ролевые действия, которым их обучалина занятиях сюжетно – ролевой игре. Воспитанники стереотипно повторяют образцыповедения, хорошо усвоенные в ходе целенаправленного обучения, не вносячего-либо «своего» во взятую роль.
Характерното, что ребята в процессе организованной сюжетной игры, руководимой взрослым, действуютв соответствии с логикой, но этого не замечается в самостоятельной игровойдеятельности. Сюжетная игра, в большинстве случаев – распадается.
Такимобразом, в процессе специального обучения сюжетно – ролевой игре у детей снедостатками интеллекта ролевое поведение начинает формироваться. Ролевоеповедение сохраняет ряд особенностей у детей с аномалиями в развитии, которыепрепятствуют полноценному овладению игрой. Необходимо дальнейшее усовершенствованиеметодики обучения сюжетно – ролевой игре, связанное с возможными путямиустранения имеющихся недостатков.
1.4Роль наглядности в обучении умственно отсталых детей
Детис ограниченными возможностями здоровья редко имеют полноценную речь.Использование наглядных средств обучения является эффективным способом вразвитии речи детей. Педагог становится посредником между ребенком исоздаваемой системой взаимодействия с окружающим миром. Правильное обучение ивоспитание ребенка требует от педагога высокого профессионального мастерства.
Умственноотсталые дети, как и все дети, проявляют интерес к окружающей действительности,познание, которой осуществляется через слово. Выготский Л.С.(4) отмечал, чторебенок целиком находится во власти вещей, существующих перед ним. Самымэффективным путем познания предметов и явлений учащимся младших классовспециальных(коррекционных) школ являются уроки развития речи, на которыхиспользуются самые разнообразные средства наглядности.
Психологическиеисследования, посвященные использованию различных средств наглядности,проведенными Л.В.Занковым, И.М.Соловьевым, Ж.И.Шиф, В.Г.Петровой и другимипоказали, что использование наглядных пособий в коррекционной школе 8 видаимеет свою специфику, значительно отличающую его от массовой школы. Умственноотсталые дети больше, чем кто бы то ни было, нуждаются в том, чтобы объясненияпедагога сочетанием наглядного материала. Решая задачи образования, воспитания,развития умственно отсталых учащихся, дефектологи разрабатывают, совершенствуютсредства, с помощью которых стремятся донести до сознания учащихся все то, чтонакопило человечество в процессе развития и познания.
Великиепедагоги объявили наглядность высшим принципом обучения, фундаментом дляосуществления всестороннего развития ребенка. Ушинский К.Д. придавал большоезначение наглядному обучению как методу, который должен чаще использоваться науроках в первоначальный период, так как:
стимулируетэлементарные умственные процессы; развивает устную речь; способствует лучшемузакреплению изучаемого материала в памяти учащихся, а также дает возможностьучителю глубже изучить своих учеников.
Наглядностьобучения – одно из важнейших условий, обеспечивающих успешное формирование уучащихся всех форм мышления, служит для учеников источником приобретения ипонятия, развития речи и самостоятельности понимания.
Учительдолжен четко формулировать учебные задачи предстоящего урока, определить, какиедействия для этого должны проделать учащиеся, в соответствии с этими действиямиподобрать необходимые учебные средства и наглядные пособия, знать правилаиспользования средств наглядности:
— учитывать роль наглядности в решении учебных задач;
— предусмотреть, какие действия вызовут у учащихся эти наглядные пособия;
— учитывать их роль активизации деятельности учащихся;
— знать возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
— учитывать уровень знаний учащихся о познаваемом объекте;
— знать особенности содержания учебного материала.
1.5Умственное воспитание дошкольников с нарушением интеллекта в конструктивнойдеятельности
Говоряо положительном влиянии конструирования на овладении ребенком способамимыслительной деятельности, нельзя не отметить, что не всякое обучение решаетэту важную задачу. Чтобы обучение было эффективным, действительно развивающим,оно должно быть организовано, с одной стороны, с учетом особенностей структурыи мотивации деятельности ребенка дошкольного возраста, а с другой – с учетомсвоеобразия психического развития ребенка с олигофренией.
Многочисленныеисследования по умственному воспитанию детей показали, что развитие мышлениянаиболее эффективно происходит в том случае, если обучение обеспечивает нетолько приобретение новых знаний и умений, но и способность использовать иприменять их в новых условиях, при выполнении новых заданий. У умственноотсталых детей чрезвычайно затруднено именно использование имеющихся знаний вновых ситуациях. Так, например, можно часто наблюдать, как на занятиях поконструированию дети справляются с достаточно сложными заданиями, однакооказывается не в состоянии выполнять постройки, необходимость в которыхвозникает по ходу сюжетной игры и для сооружения которых достаточноконструктивных умений. Умственное воспитание приводит к умственному развитию втех случаях, когда дети самостоятельно или под руководством взрослогоопределяют способы практического решения поставленной задачи, отвечают навопрос: " Как и в какой последовательности строить?" Такаясамостоятельность является результатом особой организации предварительногообучения.
Входе обучения, основанного преимущественно на подражании действиям взрослого,дети овладевают отдельными операциями, выбором образца, сопоставление по формеспособом наложения и т.д., что обеспечивает решение задач сенсорного воспитания.Цель деятельности в этом случае заключается не только в непосредственномконструировании, возникает более понятная игровая цель. В то же время игроваянаправленность обучения накладывает отпечаток и на процесс конструирования.Конструирование, являясь составной частью игры ребенка, оказывается важнымспособом для достижения игровой цели. Использование конструирования с игровойцелью обогащает ролевые игры.
Педагогзаботится о том, чтобы поставленные задачи, оборудование и применяемые методымаксимально активизировали бы мыслительную деятельность детей.
Наличиемежпредметных связей обеспечивает комплексность реализации коррекционных иобщеобразовательных задач, что существенно повышает роль воспитания и обученияв развитии умственно отсталых дошкольников.
1.6Особенности работы по подготовке к школе дошкольников имеющих интеллектуальныенарушения
Психологическаяготовность к обучению в школе – готовность к усвоению определенной частикультуры, включенной в содержание образования, в форме учебной деятельности –представляет собой сложное структурно-системное образование, которое охватываетвсе стороны детской психики.
Основнымикомпонентами психологической готовности к школе является: умственная,мотивационная, эмоционально-волевая готовность, готовность общения сосверстниками и учителем.
Подготовкадетей с нарушением интеллекта к школьному обучению осуществляется в основном вспециальных дошкольных учреждениях. Основные требования к физическому,умственному и нравственному воспитанию детей с нарушением интеллекта определеныв «Программе воспитания и обучения умственно отсталых детей дошкольноговозраста»(19).
Школьноеобучение требует достаточного уровня физического развития, позволяющего ребенкувыдержать увеличившуюся нагрузку. Ребенок должен перейти к новому режимуработы, сна и адаптироваться к социальным условиям.
Педагогиспециальных школ зачастую отмечают, что дети, поступившие в 1 класс, не умеютдостаточно быстро и правильно одеваться, раздеваться, аккуратно есть, следитьза внешним видом.
Организацияи темп деятельности является важной предпосылкой, чтобы ребенок вошел в новыйрежим и включился в новую деятельность, а также наличие элементарныхпознавательных интересов и познавательной активности к усвоению школьнойпрограммы.
Развитиеинтереса к окружающему, к познанию происходит в разных видах детскойдеятельности. Каждый вид деятельности вносит свой особый вклад в развитиеребенка. Если ребенка с нарушением интеллекта систематически обучают игре,постепенно подводят его к использованию предметов-заместителей, то к старшемудошкольному возрасту отмечаются уже элементы знаково-символической функции,необходимой для овладения языком, элементарными математическимипредставлениями, географическими и другими знаниями. Все это являетсяфундаментом, на котором строится познавательная деятельность и необходимо длявозникновения предпосылок к усвоению школьных программ.
Рольтруда в развитии познавательной деятельности и в подготовке ребёнка снарушениями интеллекта к школе трудно переоценить, т.к. в труде он сталкиваетсяс разными предметами, с их свойствами и отношениями, ставит его переднеобходимостью целенаправленного анализа практической задачи и ситуации.
Всевиды деятельности дошкольника позволяют организовать опыт аномального ребенкатак, чтобы мобилизовать все его познавательные возможности.
Особоезначение для коррекции психического развития аномальных детей и подготовки их кшколе имеет развитие эмоциональной сферы.
Положительныйэмоциональный фон, необходимый для правильного развития личности ребёнка,требует от педагогов большого внимания к своему собственному поведению,терпения, гибкости. Бывают случаи, когда педагоги реагируют резкими окриками,запретами, даже наказаниями за поведение, мотивы которого им не понятны. Кпримеру, может оказаться, что ребенок из упрямства не хочет выполнитьтребование воспитателя, на самом же деле ребенок просто не может сделать то,чего от него требуют(или, может быть, ему кажется, что не может).
Ребенкунеобходимо прививать умение радоваться достижениям, радоваться тому, что онпомог товарищу, принял участие в общем труде, правильно выполнил определенныетребования и получил заслуженную похвалу. Дети с нарушением интеллекта могутрадоваться и тогда, когда он порвал книжку или обидел товарища, отнял у негоигрушку. Но такую радость поощрять нельзя.
Длятого, чтобы достичь цели в труде, в рисовании, в игре, в приобретении новыхзнаний, ребенку необходимо, прежде всего, произвольное внимание, достаточноустойчивое, сосредоточенное, нужно умение длительно двигаться к цели, неотвлекаясь, преодолевать трудности, которые встречаются на пути, ошибки. Лишь вэтом случае ребенок с нарушением интеллекта будет готов к школьному обучению,которое потребует от него и положительного эмоционального настроя,способствующего усвоению знаний, овладению учебным трудом, вхождению в детскийколлектив и становлению правильных взаимоотношений со сверстниками и учителями,немалых волевых усилий Катаева А.А., Стребелева Е.А(14).
Отразвития эмоционально – волевой сферы зависит формирование личности в целом. Вспециальном дошкольном учреждении дети усваивают моральные нормы, умениеподчинять свои поступки и действия моральным и этическим правилам, у нихскладываются навыки поведения в коллективе.
Вэтом возрасте, ребенок с нарушением интеллекта, очень остро переживает оценку,которую дают окружающие. Одновременно он начинает и сам оценивать поступкидругих детей, их нравственные качества.
Развитиеличности, формирование её социально – ценных качеств становится основой дляподготовки ребёнка с нарушением интеллекта к жизни в школьном коллективе. Усвоениепрограммного материала является необходимой составляющей частью подготовкиребенка к школе.
Условия,обеспечивающие всестороннюю подготовку детей к школе: 1) постоянноесотрудничество ребенка со взрослыми;
2)умение преодолевать трудности;
3)ситуация успеха.
Сотрудничестворебенка со взрослым лишь изменит свои формы, умение трудиться, преодолеватьтрудности, станет еще более насущной необходимостью, потребность в успехе и вобщении тоже будет сопровождать ребенка в новых, школьных условиях.
Большоезначение будут иметь и сформированные в дошкольном возрасте общиеинтеллектуальные умения, позволяющие ребенку не только реализовать полученные вдошкольном учреждении знания, умения и навыки, но и успешно приобретать новые.
Весьпроцесс коррекционно-воспитательной работы, осуществляемой педагогическимколлективом специального учреждения, и есть процесс, обеспечивающий подготовкуумственно отсталых детей к школьному обучению.

Заключение
Олигофрения– врожденное, или приобретенное до3-х лет слабоумие в результате органическихповреждений головного мозга. При таком нарушении развития страдают не толькоинтеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие.
Впоследнее время особую тревогу вызывает рост количества детей с ограниченнымивозможностями здоровья. Все беды современного мира – экономические катаклизмы,неудовлетворительное качество природной среды, вооруженные конфликты,экономические кризисы – своей разрушительной силой направлены, в первуюочередь, на детей, как наименее защищенную часть населения.
Аномальныедети по разным причинам лишены возможности усваивать новые знания и навыкинаравне со своими сверстниками. Умственная отсталость затрудняет их обучение ивоспитание, делает особенно сложным процесс формирования личности. С детьми,находящимися в специализированных учреждениях (детских домах и детских садахдля детей с органическим нарушением ц.н.с.), проводится необходимаяпедагогическая работа, направленная на развитие их личности.
Однаконе все умственно отсталые дети посещают специальные детские сады. И тогдаименно семья берет на себя функции воспитания и подготовки ребенка к школе,которые продолжаются и в годы школьного обучения детей. Очень важно выработатьединую линию работы с детьми, как педагогам, так и семье.
Дляоказания полноценной помощи ребенку родителям надо располагать определеннымизнаниями об особенностях психофизического развития отстающих в умственномразвитии детей, уметь наблюдать и изучать своего ребенка, знать, как правильнеепомочь ему в усвоении новых знаний, в формировании необходимых качествличности.
Главное– всемерно помочь ребенку в первые школьные годы, чтобы у него не выработалосьотрицательного отношения к учению. Нужно сделать обучение интересным, радостными развивающим. Семейное воспитание, скоординированное с работой школьныхпедагогов, поможет умственно отсталому ребенку войти в круг сверстников,утвердить себя в будущем на производстве, в личной и общественной жизни.
Умственнаяотсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно неподдается коррекции. Ученые отмечают положительную динамику в развитииумственно отсталых детей при правильно организованном врачебно-педагогическомвоздействии в условиях специальных учреждений. Нервная система детей пластична,податлива к обучению, а систематические и целенаправленные занятия способствуютсущественным положительным сдвигам.

Списоклитературы
1.        Венгер Л.А.,Мухина В.С. Психология — М.,1988.
2.        Выгодская Г.Л.,Соколова Н.Д. Об игровых действиях умственно отсталых детей.// Дефектология. –1972 — №5. – с.66 – 70.
3.        Выготский Л.С.Собран.соч.5том. – М.: Педагогика,1983.
4.        Выготский Л.С.Основы дефектологии.- СПб,2003.
5.        Гаврилушкина О.П.Формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников с нарушениеминтеллекта в процессе обучения конструированию./ Сб. Коррекционно–воспитательнаяработа в подготовительных группах специальных дошкольных учреждениях для детейс нарушением интеллекта. – М.1990 – с.86 – 108.
6.        ГаврилушкинаО.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. –М., 1985.
7.        Гаврилушкина О.П.Обучение конструированию в дошкольных учреждениях для умственно отсталых детей.– М., 1991.
8.        Забрамная С.Д.,Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М.1993.
9.        Замский Х.С.Умственно отсталые дети. – НПО, Образование,1995.
10.      Запорожец А.В.Избранные психологические труды. – М.,1986.
11.      Игнатьева С.А.,Блинков Ю.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии.М.,2004.
12.      Кравцов Г.Г.,Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок, психологическая готовность к школе. –М.,1987.
13.      Катаева А.А.,Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталыхдошкольников. – М., 1991.
14.      Катаева А.А.,Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М.,2005.
15.      Коррекционно-воспитательнаяработа в специальных д.у.//Под ред. Морозовой Н.Г. – М., 1976.
16.      Лубовский В.И.Развитие словесной регуляции детей. М., 1978.
17.      Морозова Н.Г.Воспитание положительного отношения к учению у умственно отсталых детей вд.у./Сб. Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группах специальныхд.у.для детей с нарушением интеллекта. – М.,1990. – С.149 – 160.
18.      Мухина В.С.Детская психология. – М.,1985. С.211.
19.      НижегородцеваН.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе.М.,2002.
20.      Программы дляспециальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение умственно отсталыхдетей дошкольного возраста. – М.,1983,1991.
21.      Проскура Е.В.Развитие познавательных способностей дошкольника. – Киева,1985.
22.      Соколова Н.Д.Воспитание положительного отношения к учению у умственно отсталых детей вд.у./Сб. Коррекционно-воспитательная работа в подготовительных группахспециальныных дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта. –М.,1990.С.131 – 148.
23.      СтребелеваЕ.А.Ранняя диагностика умственной отсталости. //Дефектология. – 1994. — №4. –с.53 – 59.
24.      Шинкаренко Г.И.Состояниенавыков самообслуживания у умственно отсталых дошкольников / Сб. научныхтрудов. Коррекционно-воспитательная работа в специальных д.у. // Под ред.Морозовой Н.Г. – М.,1976. – С. 18 – 22.
25.      Эльконин Д.Б.Психическое развитие в детских возрастах// Под ред. Фельдштейна Д.И. – Москва –Воронеж,1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Internet соединение
Реферат Рынок труда. Специфика рынка. Российские особенности.
Реферат Beowulf Dare Devil Or Hero Essay Research
Реферат Имущество и капитал предприятия
Реферат Философия нравственности
Реферат Приволжский федеральный округ: современное состояние и перспективы развития(на примере Республики Татарстан)
Реферат Основні поняття авторського права
Реферат Социально-философские проблемы адаптации и реадаптации человека к глобальным проблемам человечества
Реферат Банковский маркетинг: современная теория и практика
Реферат The First King Of Shannara Essay Research
Реферат Катамнез лиц уволенных из вооруженных сил с пограничными психическими расстройствами
Реферат Изучние жизненного стиля потребителей
Реферат Анотований перелік рекомендованих тем для обговорення на засіданнях шкільного методоб’єднання вчителів української мови в 2010-2011 н р. Компетентнісний підхід у навчанні мови
Реферат Проектирование конструкции стальной балочной клетки рабочей площадки промышленного здания
Реферат Местное самоуправление: от средних веков до наших дней