Реферат по предмету "Педагогика"


Возможности использования активных форм и методов во внеклассной работе со школьниками

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Возможности использования активных форм и методов вовнеклассной работе со школьниками


СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение………………………………………………………………………….
Глава I. Внеклассная работа по химии и ее место в учебно –воспитательном процессе
1.1. Общая характеристика внекласснойработы                                                 5
1.2. Классификация внеклассной работа похимии                                           17
Массоваявнеклассная работа похимии                                                             18
Научно –практические конференции учащихся по химии                              26
1.3. Активные формы и методыобучения                                                          28
Глава II. Экспериментальная работа по изучениюиспользования активных форм и методов во внекласснойработе                                                              28
2.1.   Организация экспериментальногоисследования          
2.2.  Анализ результатов
Заключение…………………………………………………………………….     
Используемаялитература

Введение
Одной из приоритетных задач современной школы является созданиенеобходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка,формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтомуиспользование активных форм обучения является основой развития познавательнойкомпетентности школьника. Активные познавательные способности формируются иразвиваются в процессе познавательной деятельности. Когда ребёнок не простослушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добываетзнания. Эти знания более прочные. Именно форма активного обучения – это перваяискорка, зажигающая факел любознательности. Учитель отказывается отавторитарного характера обучения в пользу демократическогопоисково-творческого. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают:высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков,сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей.Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и болеерезультативным.
 Одной из форм учебно – воспитательного процесса, составляющего частьвоспитания, является внеклассная работа по химии. Правильно поставленнаявнеклассная работа в школе имеет большое образовательное и воспитательное значение.Она расширяет и углубляет знания, полученные на уроке, позволяет приобрестимногие полезные навыки, а, следовательно, приближает обучение и воспитание кжизни. Внеурочная работа облегчает индивидуальный подход к учащимся, создаетблагоприятные условия для развития у них самостоятельности.
   Во время уроков невозможно удовлетворить все вопросы учащихся.Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной служит тем действенным средством,которое мобилизует активность ученика в поиске знаний и помогает полнееудовлетворить интересы школьников.
   При всем многообразии форм внеклассная работа по химии должна бытьорганически связана со школьной программой, выходить за пределы и вместе с темдополнять ее, то есть должна существовать тесная взаимосвязь между учебной ивнеурочной работой.
  
Цель исследования — разработка и реализация активных форм и методов внекласснойработы по химии.
Объект исследования – процесс внеклассной работы по химии.
Предмет исследования – возможности использования активных форм и методов вовнеклассной работе со школьниками.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы основные задачиисследования:
1. Осуществить информационный поиск и анализ психолого-педагогической иметодической литературы по проблеме исследования.
2. Провести теоретический анализ состояния проблемы внеклассной работы похимии.
3. Изучить практический опыт использования активных форм и методоввнеклассной работы учителей химии.
4. По результатам теоретического анализа литературы и образовательнойпрактики выявить структуру и содержание внеклассной работы по химии сучащимися.
5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности форм и методоввнеклассной работы по химии.

ГлаваI. Внеклассная работа по химии и ее место вучебно-воспитательном  процессе.
 
1.1.Понятие «внеклассная работа» в педагогической литературе.
В Российской педагогической энциклопедии «внеклассная работа»определяется как «составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, однаиз форм организации свободного времени учащихся».
Внеклассной работе всегда уделялось пристальное внимание состороны многих учителей, методистов и ученых. В методической литературесуществует много определений внеклассной работы. Большинство авторов считают,что внеклассная работа — учебно-воспитательный процесс, реализуемый вовнеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективомучителей и учеников или работников и учащихся учреждений дополнительногообразования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников,являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса [1].
Суть внеклассной работы определяется деятельностью школьниковво внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Но этаорганизация проводится таким образом, что творчество и инициатива учащихсядолжны всегда выходить на первый план. Л. М. Панчешникова [2] считает, что внесомнений тот факт, что внеклассная работа по предмету играет огромную роль длясовременной школы. В условиях перестройки социальной и экономической жизниобщества сильно возрастает роль внеклассной работы в воспитании нового обликаличности. Эта работа вносит вклад в такие качества личности, какинициативность, активность, творчество, способность к саморазвитию,самовоспитанию, самообразованию. Внеклассная работа — это, с одной стороны,педагогическая система, обладающая целостными свойствами и закономерностямифункционирования, а с другой — неотъемлемая часть отечественной системыобразования. По этой причине одной из центральных проблем методики внекласснойработы всегда являлась проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий какчастный случай фундаментальной педагогической проблемы целостностиучебно-воспитательного процесса.
В литературе встречается множество формулировок целей и задачвнеклассной работы по предмету, которые давали следующие авторы: А. И. Никишов[3], И. Я. Ланина [4], А. В. Усова [5], С. Н. Савина [6]. Существует множествоопределений целей внеклассной работы для различных предметов. (см. Таблицу1.1).
                                                                                                           Таблица1.Учебный предмет Формулировка целей внеклассной работы по предмету География Расширение и углубление базовых знаний и умений школьников; развитие способностей учащихся; развитие познавательного интереса учащихся; приобщение школьников к исследовательской работе; организация социальной деятельности учащихся. Физика Формирование личности учащегося; развитие самостоятельной и творческой активности; расширение и углубление знаний по физике Биология Углубление и расширение знаний учащихся по предмету; углубление связи теории с практикой; развитие самостоятельности и творческой активности учащихся. Химия Привитие интереса к химии, развитие и усовершенствование навыков по химическому эксперименту; развитие творческой активности,; подготовка учащихся к практической деятельности; организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием.
Как видно из перечисленных целей внеклассной работы несколькихшкольных предметов, расширение и углубление знаний по предмету является общейцелью, существенной для внеклассной работы по всем перечисленным предметам.
Так же можно отметить, что внеклассная работа ставит передсобой очень важную цель — это формирование и развитие творческой личностиучащегося. Однако среди перечисленных целей внеклассной работы четкопросматривается, что в рамках некоторых из представленных школьных предметовсуществуют характерные только для данного предмета цели. Цели внекласснойработы по предмету требуют решения ряда задач, к которым авторы относятследующие: формирование познавательного интереса к предмету; связываниешкольного предмета с жизнью; углубление и расширение содержания изучаемогопредмета; развитие способностей учащихся; осуществление индивидуальногоподхода; профессиональная организация внеклассной работы по предмету;совершенствование умений и навыков использования источников информации. ОднакоН. М. Верзилин [7] отмечает, что конечные цели и задачи внеклассной работы попредмету могут быть конкретизированы и изменены учителем в соответствии соспецификой и возможностями предмета. В методической литературе можно встретитьразличные формулировки принципов внеклассной работы по ряду школьных предметов[2,3,4,5,6]. При изучении этих литературных источников удалось установить, чтосуществуют общие принципы внеклассной работы, характерные всем школьнымпредметам, а так же принципы, которые характерны лишь только данной дисциплине.
При анализе литературных источников  были выделены общиепринципы внеклассной работы, которые характерны для всех школьных предметов — добровольности (принцип, учитывающий желание школьников принять участие вовнеклассной работе), учета индивидуальных особенностей учащихся (принцип, учетаразличия направленности интересов и черт характера учеников). Существуютпринципы внеклассной работы, характерные только для определенного предмета — коммуникативной активности [6] (принцип, стимулирующий и вовлекающий учащихся виспользование новых, неизвестных им материалов, познавательная ценность изанимательность которых вызывают потребность в общении, повышают егокачественный уровень, что способствует развитию коммуникативной компетентностишкольника).
Рассмотрим важные принципы внеклассной работы. Одной из самыхглавных задач [5] внеклассной работы является формирование у учащихсяпознавательного интереса к предмету. Такой интерес не может возникнуть, еслиработа выполнена без желания, по принуждению. Поэтому А. В. Усова считает, чтопринцип добровольности является одним из самых важных принципов внекласснойработы. Ученик должен выражать искренне желание принять участие во внекласснойработе по предмету, без какого-либо на то принуждения. Известно, что по уровнямобщего развития, направленности интересов и чертам характера ученики отличаютсядруг от друга. Игнорируя эти различия, невозможно добиться успехов вовнеурочной  работе. И. Я. Ланина утверждает, что принцип учета индивидуальныхособенностей учащихся является важным при организации внеклассной работы [4].Он позволяет учитывать уровни развития каждого учащегося и, исходя из этого,корректировать все виды работ, проводимых с каждым учеником.
Как и в обучении любому школьному предмету, во внекласснойработе определяющим является содержание, которое отбирается произвольно.Тематика внеклассной работы очень разнообразна. Во внеклассной работе больше,чем в любой другой, проявляется влияние личности учителя, его кругозора,интересов, теоретического и нравственного багажа. Содержание внеклассной работыподчиняется строго определенным требованиям [8]: научности (устанавливаетопределенное соотношение содержания школьного предмета с содержанием науки);доступности (содержание должно соответствовать возрастным особенностямучащихся, не уходить далеко от школьной программы, стимулировать стремление кпознанию, к работе с дополнительной литературой, к исследовательскойдеятельности); актуальности и практической значимости (связь с жизнью);занимательности (учащемуся должно быть интересно во время проведения внекласснойработы).
Основныезадачи внеклассной работы:
1. Привитиеинтереса к химии
2. Развитие иусовершенствование навыков по химическому эксперименту
3. Развитиетворческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся
4. Подготовкаучащихся к практической деятельности
5.Организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственнымвоспитанием.
Обучение и воспитание составляет единый педагогический процесс,обеспечивающий формирование и всестороннее развитие личности учащегося. Опытпоказывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органическомсочетании учебно – воспитательной работы в ходе урока с целенаправленнымвоздействием на учащегося во внеурочное время, поэтому внеурочные занятиясправедливо рассматриваются как важная составная часть работы школы.
   Как известно, внеклассной работой по предмету называют такую учебнуюработу, которая учащиеся добровольно выполняют под руководством учителя вовнеурочное время, сверх учебного плана. Руководство со стороны учителя можетбыть как непосредственным, так и при помощи приглашенных для этой целиспециалистов из других учреждений, студентов, учащихся старших классов.
    Новым учебными планами средней школы предусмотрены факультативныезанятия по разным предметам, в том числе по химии. Так же как и внеурочныезанятия, они не обязательны для всех учащихся. От внеурочных факультативныезанятия отличаются тем, что они проводятся по определенным  и стабильнымпрограммам. По форме они близки к обычному уроку. Содержание этих занятий не можетполностью отвечать различным запросам отдельных учащихся.
   Важной задачей внеклассных занятий по химии [9] является развитие уучащихся умения самостоятельно работать с литературой и навыковэкспериментальной работы в лаборатории. Наконец, существенный воспитательныйэлемент внеурочных занятий – выполнение общественно полезных заданий, в ходекоторого у учащихся вырабатывается чувство ответственности, бережное отношениек материальным ценностям, уважение к труду.
   Следует подчеркнуть еще одну весьма важную сторону внеурочной работ.Замечательный педагог нашего времени В.А. Сухомлинский писал: «Логика учебногопроцесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школена каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, ненадейся на кого – то и – результаты умственного труда оцениваютсяиндивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она недолжна исчерпываться уроками». Внеурочная работа объединяет учащихся в дружныеколлективы, связанные общими интересами и увлечениями. Она помогаетпреодолевать такие отрицательные черты характера, как замкнутость, эгоизм,недисциплинированность. Работа в коллективах юных химиков – кружках, общества,секциях – воспитывает учащихся в духе товарищества, целеустремленности,глубокого и активного интереса к науке.
   Внеклассные занятия в большей степени, чем урок и факультатив,приспособлены для развития у учащихся самостоятельности в работе, творческойсамостоятельности и изобретательности, они позволяют глубже и конкретнеепознакомить учащихся со многими вопросами химического производства, установитьболее тесную связь изучаемого теоретического материала с практикой егоиспользования в производственных условиях, привить и развить многие ценныепрактические навыки и умения. Внеурочные занятия имеют отличные от урока формыорганизации, методы и содержание. Для такой работы учитель химии должен бытьвооружен соответствующими знаниями. Следует отметить, что вопросамиорганизации, методики и содержания отдельных форм внеурочной работы по химии впоследние годы уделялось значительное внимание. Были проведены конференции исовещания, изданы пособия по кружковой работе, специальные брошюры и статьи,приведенные в библиографии.
  В настоящие время уже нельзя удовлетвориться проведением эпизодическихвнеурочных мероприятий, хотя бы и с массовым охватом учащихся. Необходимостремиться к организации хорошо продуманной, увязанной с программой икалендарным планом, учитывающей возможности школы, склонность учащихся и, по предмету.Внеурочная работа по химии должна быть частью общешкольной системы внеурочныхмероприятий, гармонично сочетается с аналогичной работой по другим, и преждевсего смежным, предметами. Внеурочная работа по химии опирается на помощь состороны руководства и общественных организаций школы. Следует учитывать ибольшие возможности в организации внеурочной работы в школе, возникающие всвязи с различными мероприятиями, выходящими за рамки школьной работы, кактаковой: участие в олимпиадах по химии, конкурсах, выставках техническоготворчества, смотрах химических кабинетов.  
   Внеклассную работу по химии необходимо планировать: перспективно научебный год и более детально на полугодие и четверть. Необходимость этаопределяется не только тем, чтобы связать внеурочные занятия с учебными планамипо химии, но и тем, чтобы избежать перегрузки учащихся внеурочнымимероприятиями по химии и другим предметам.
   Планы внеурочной работы, как по отдельным предметам, так и школы вцелом, обсуждаются с ученическим активом, утверждаются директором школы идоводится затем до сведения всей школы в специальных графиках, афишах,объявлениях. Причем информировать учащихся об отдельных мероприятиях массовогохарактера необходимо заблаговременно.
   Следует подчеркнуть, что не может быть успешной внеклассной работы безее начала на уроке химии. Принцип единства урочной и внеурочной работы –важнейший принцип организации учебно – воспитательного процесса.
Именно на уроках учитель ставит перед учащимися вопросы, которые должныстимулировать их любознательность, дать первые            импульсы  к
чтениюдополнительной литературы по предмету, вызывать стремление собственными рукамиосуществить то, о чем говорится в учебнике и в прочитанных книгах. Путь корганизации массовой и групповой внеурочной работы лежит через составление ичтение небольших дополнительных сообщений учащихся на уроках, выпуск химическихбюллетеней, проведение сначала эпизодических, а затем все более систематическихмассовых мероприятий. Вовлечение в интенсивную внеурочную работу по предметуидет, таким образом, от урока к массовой работе. Затем из общего числаучащихся, охваченных массовой работой, формируется актив – участники работыкружков и отдельные учащиеся, особенно помогает учителю в организации массовойработы по химии. Так постепенно создается в школе атмосфера увлеченностипредметом, причастности каждого к делам всего коллектива и возникает стройнаясистема внеурочной работы, в которой каждый элемент существует не отдельно, непараллельно другим, а в тесной взаимосвязи с ними и с урочной работой.
   В педагогической теории имеется несколько вопросов общего характера,непосредственно относящихся к практике внеурочной работы по химии [9]. К такимвопросам, прежде всего, следует отнести правильный выбор соотношения междудвумя сторонами деятельности учащихся: приобретением ими определенной суммызнаний, сообщаемых учителем или черпаемых из учебника, и активной, повозможности самостоятельной работы, в максимальной степени отвечающей задачеразвития творческих способностей учащихся. Нет необходимости доказывать, чтодля решения этой задачи внеклассные занятия открывают особенно широкиеперспективы, поскольку именно здесь легче всего реализуется исследовательскийвариант совместной деятельности учителя и учащихся: учащиеся в ходе освоениянового материала получают сведения об изучаемом объекте сначала самостоятельно,на основе наблюдения или опыта, а затем уточняют и   обобщают их с помощьюучителя в ходе обсуждения выполненного эксперимента.     
   Следует остановиться на самом понятии «творчество» применительно кучебной работе учащихся. Несомненным  его признаком является создание продукта,новизна которого может быть как объективной, так и субъективной. Многиеталантливые люди совершали открытия, уже известные человечеству, прежде чемвнести реальный вклад в ту или иную область науки, и для самого развитиятворческих способностей учащихся объективная новизна результатов их труда неимеет значения. Естественно, что основой для проявления творческого потенциалаучащихся в области химии должны быть хорошо усвоенные сведения в пределахшкольного курса. Однако между объемом знаний учащихся и возможностями для ихработы творческого характера не существует прямой связи. Уже на самых раннихэтапах изучения химии можно и должно стремиться к тому, чтобы в ходе внеурочныхзанятий ставить перед ними посильные задачи творческого характера, позволяющиепроявить сообразительность, практическую изобретательность и смекалку.
   Создание проблемной ситуации на научно – практических конференциях,дискуссия по докладам о проведенной работе и рефератах, проведение олимпиад,конкурсов, викторин, самостоятельная работа с литературой, наконец, выполнениедоступных работ исследовательского характера   — все это можно рассматривать каксредства и методы развития творческих способностей учащихся. Исследовательскиеработы в школе – явление в последние годы довольно распространенное, но покаеще весьма слабо отраженное в педагогической литературе.
   Важным аспектом проблемы активизации работы учащихся являетсяправильный выбор соотношения между теорией и экспериментом на  внеурочныхзанятиях. Экспериментальная работа и выполняемые в ходе ее практические расчетыспособствуют конкретизации знаний и одновременно заставляют учащихся глубже вникнутьв смысл основных химических понятий. Большие возможности внеурочных занятий вотношении постановки экспериментальной работы учащихся, и притом в ееисследовательском, а не иллюстративном варианте, давно и справедливо былиотмечены методистами.
   Учитывая возрастные особенности психологии учащегося, его стремлениеполучить немедленный и наглядный результат проделанной работы, можнорекомендовать не менее половины всего времени, отводимого на внеурочныезанятия, уделять экспериментальной работе. Выбор теоретических вопросов,рассматриваемых на занятиях, целесообразно подчинить возможностям постановкиэксперимента по данной конкретной теме. Так из двух тем: «Радиоактивность истроение атома» и «Принципы химической кинетики и равновесия» — предпочтение,следует отдать кинетике и равновесию, поскольку к этому вопросу можно подойтиэкспериментально, хотя ясно, что оба эти раздела курса представляют большойинтерес для учащихся. Общетеоретические вопросы усваиваются эффективнее, когдаони подаются на частных примерах, допускающих немедленное практическоевыполнение. Например, при обсуждении влияния концентрации реагирующих веществна скорость бимолекулярной реакции довольно трудно подобрать подходящуюгазофазную реакцию, которую можно осуществить в условиях химического кабинета.Поэтому, хотя классический пример реакции водорода с йодом во многих отношенияхочень прост и нагляден, вероятно, лучше выбрать жидкофазную реакцию, ее легкопоказать немедленно.
   Вся внеклассная работа в школе строится на основе принципадобровольности [10]. Поэтому, особенно на первых порах, весьма важно найтистимулы, которые могли бы заинтересовать учащихся еще до того, как они глубжепознакомиться с предметом в порядке прохождения школьной программы. Такимстимулом  могут быть элементы занимательности, внешней эффективности различныхдемонстраций, элементы           игры      и
театрализации.Разумеется, скуке не место и на уроке, но внеурочная работа предоставляетисключительно большие возможности  для возбуждения интереса учащихся, вводитьэлементы занимательности во внеурочных занятиях. Они, однако, не должныпредставлять собой самоцель, в должны подчиняться общим задачам обучения.
   Для учащихся, интерес которых к химии уже отчетливо определился,занимательность, как такова, постепенно уступает место более глубокоезаинтересованности в существе выполняемой работы. Здесь уместна постановкатаких экспериментов, которые  дают четкий конкретный результат, могутнатолкнуть учащихся на размышления и обобщения, вырабатывать способностьулавливать за разрозненными внешними явлениями известные им из основного курсаположения химии, а в ряде случаев находить закономерности, выходящие за пределышкольной программы, но доступные для понимания учащихся. В массовой внеурочнойработе, т.е. работе, в которую вовлечены не только участники химическихкружков, но и остальные учащиеся, занимательность – важнейшая и необходимейшаячерта, сохраняющая свое значение и в старших классах школы.
   Внеклассная работа по химии преследует не только цели обучения,овладения предметом, и решает задачи воспитания определенных личностныхкачеств. В воспитании волевых качеств, дисциплины, здоровой обстановки вколлективе важное значение имеет правильное понимание принципа добровольностиучастия школьников во внеурочной работе по химии. Этот вопрос в ходе занятийобычного типа не встает, однако для внеурочной работы он представляется весьмасущественным, что было отмечено многими организаторами внеурочной работы похимии. Этот принцип означает, что учащиеся по своему выбору и желанию берутсяза ту или иную работу,  но выполняют ее обязательно и в срок. Именно такоепонимание добровольности помогает воспитанию чувства ответственности,сознательного  отношения к своим, добровольно принятым на себя обязанностям. Помогаетв осуществлении этого принципа привлечение коллектива учащихся корганизационной самостоятельности и самодеятельности. Полезно привлекать самихучащихся к оценке своей работы. Случается, что оценка, которую дают работесвоих товарищей рецензенты – учащиеся, и даже самооценка авторов во многихслучаях оказывается гораздо строже, чем учителя.
   Важнейшее место в системе внеклассной работы по химии занимаетвыполнение заданий, имеющих общественно полезную направленность.
   Следует стремиться к тому, чтобы все виды деятельности учащихся привыполнении работ индивидуального характера так или иначе могли бытьиспользованы в работе коллектива в целом: не просто прочитать популярную книгупо интересующему вопросу, но и рассказать о прочитанном  товарищам на уроке,заинтересовать их теми или иными вопросами. Не просто выполнять эксперимент, нои показать его на уроке, объяснить сущность наблюдаемых явлений, добиться,чтобы эксперимент был удобен для демонстрации в аудитории. К общественнополезной работе следует, прежде всего, отнести работу учащихся по моделированиюпроизводства, изготовлению приборов и оборудованию химического кабинета,разработка демонстрационного эксперимента по химии. Возможности ученическогоколлектива, как показывает практика многих учителей химии, чрезвычайно велика,и работа учащихся может серьезно помочь в расширении экспериментальной базыхимического кабинета. Не упуская из виду этот, чисто утилитарный аспект работыучащихся, следует учитывать и огромный воспитательный эффект работы, ибо ничтотак не способствует воспитанию самоуважения, развитию трудовых навыков,бережного отношения к материальным ценностям, как активная, созидательнаяработа, имеющая конкретную общественно полезную цель.
 
1.2. Классификация внеклассной работы по химии
  Внеклассную работа по химии удобно подразделить на массовую, групповуюи индивидуальную [11,12,13]. Все эти виды внеурочной работы различаются междусобой не только количеством участников, но и имеют свои организационные формы,методы и содержание. Говоря об индивидуальной внеурочной работе, выделяются двевозможности. Во — первых, эпизодическое выполнение отдельных порученийучащимися с целью его привлечения к более систематической работе. Такие заданияможно практиковать и в период, когда систематическая групповая внеурочнаяработа в школе или в данной параллели еще не налажена. По мере усиленияинтереса учащихся к предмету такие индивидуальные занятия могут перерасти всистематическую работу. Во — вторых, речь может идти о работе с учащимися, которыеуже вполне сознательно решили специализироваться в области химии или близких кней дисциплин и которых не может удовлетворить уровень проводимых в школегрупповых занятий.
   В своей деятельности по организации внеурочной работы учительопирается на ученический актив.  Групповая работа охватывает, прежде всего,учащихся с уже пробудившимся интересом к химии или какой – либо ее отдельнойобласти. К индивидуальным и групповым занятиям, проводимым под  руководствомучителя химии, следует отнести и работу с такими учащимися, которые, бытьможет, интересуются не столько химией, сколько возможностью приложить своисилы, знания к конструированию приборов, разработке наглядных пособий,пропаганде химических знаний среди учащихся младших классов, выполнении некоторыхвспомогательных работ оформительского характера. И такая работа, разумнонаправляемая и руководимая учителем химии, несомненно, будет способствоватьрешению общих учебно – воспитательных задач. К массовым формам работы относятсятакие мероприятия, как научно – практические читательские конференции,тематические вечера, встречи по профессиям, проведение в школе химическихолимпиад, дней месячников, декад химии. Характерной особенностью массовойвнеурочной работы по химии является то, что она включает в себя, как правило,разовые, эпизодические мероприятия, к участию в которых привлекаются не толькоучащиеся, специально интересующиеся химией, но и все остальные.
Массовая внеклассная работа по химии
   Массовая внеклассная работа по химии включает мероприятия,охватывающие не только учащихся, интересующихся химией, но и всех остальных. Ктаким мероприятиям относятся химические вечера, научно – практические ичитательские конференции, химические олимпиады, дни, недели, месячники химии,экскурсии на химические предприятия, пропаганда химических знаний через стеннуюпечать работа по профориентации учащихся путем встреч с работниками химическихпредприятий и учреждений. К массовой работе относится также организациивнеурочного чтения по химии. В организации массовых мероприятий учительопирается, прежде всего, на свой актив. С ними  вмести он   составляет планработы. Эти планы составляются перспективно на учебный год и более детально наполугодие и четверти. Планы          должны         быть
согласованы спланами работы в школе. При их составлении необходимо учитывать межпредметныесвязи химии с физикой, биологией, географией, историей, литературой.
   Выбор отдельных мероприятий, методика их проведения и содержаниедолжно соответствовать подготовке учащихся и их возрастным психологическимособенностям. Следует подчеркнуть, что в массовой работе, в которую вовлекаютсятакже и учащиеся без четко определившегося интереса к той или иной областизнания, большое значение имеет занимательность проводимых мероприятий, элементыигры и театрализации. Особенно это относится к работе с учащимися младшихклассов. В восьмых классах учащиеся с увлечением готовят вечера занимательнойхимии на тему «От кремния  до спички», «Чудеса алхимии», «Малахитоваяшкатулка», «Химия  в нашем быту». Девятиклассников больше привлекаютпроизводственные вопросы, хотя в проводимых мероприятиях они все ещепредпочитают видеть больше занимательности. Например, учащиеся активноучаствуют в подготовке вечера на тему «Из истории открытия элементов», «Фтор иего родственники» или конференции «Фтор созидающий разрушающий». В связи сизучением периодической системы и строения вещества хорошо проходятконференции, требующие более серьезной подготовки, например: «Периодическаясистема вчера и сегодня», «Заветные мысли Д.И. Менделеева и их претворение вжизнь», «Инертные газы и их применение».
   Формы работы в десятых классах непосредственно определяются тем, чтоинтересы большинства учащихся становятся серьезнее, глубже и охватывают болееширокий круг вопросов.
   В одиннадцатых классах усиливается интерес учащихся к выбору будущейпрофессии. Для них усиливается интерес учащихся к выбору профессии. Для нихстраиваются встречи с учеными и производственниками химических и  смежных сними специальностей. Типичной формой работы для одиннадцатых классов являютсянаучно – практические конференции. Они могут быть посвящены крупным вопросаместествознания, например; «Происхождения жизни на Земле», «Физика и химияживого», или отдельными областями химии, особенно имеющим практическоезначение, например: «Химия красителей». Конференцией с привлечением всехжелающих может заканчиваться деятельностью химического общества в учебном году.
   Дни, недели, декады химии проводятся в школе с целью пропаганды химических знанийсреди учащихся. Это не только и не столько популярные лекции, занимательныебеседы.  Это своеобразные праздник науки, подводящий итоги всей внеурочнойработы по химии за продолжительный период. Проводятся эти мероприятия один разв год, и готовиться к этому событию следует не мене трех месяцев.  Штаб илисовет по проведению дня (недели, декады) химии разрабатывает программу, вкоторой четко определяет, что будет делать каждый класс, кому поручить то илииное задании, какие лекции или беседы будут подготовлены и прослушаны, о чембудет идти речь на  вечерах.
   В период проведения недели химии проводят конкурсы на лучшую газету,рассказ и школьную химическую олимпиаду. 
   Информировать учащихся о проведение дня или недели химии в школеследует заранее. За несколько дней до праздника науки вывешивают на самомвидном месте красочную афишу с подробной программой.
   В педагогической литературе химических вечерам в средней школеуделяется значительное внимание. Тематические вечера, вечера вопросов иответов, устные журналы и другие аналогичные мероприятия пользуются успехом уучащихся, способствуют расширению их кругозора, являются средством пропагандыхимических знаний. 
  Химические вечера в школе должны быть тесно связаны с программой. Важноучитывать возрастные особенности учащихся.
   Успех вечера зависит от ряда причин: разработки темы, качества отбораматериала, оформления помещения и конечно, от самих исполнителей. С чегоначинать подготовку к вечеру? Ответственный за его проведение намечает состав участников,знакомит их с темой,  совместно с ними отбирает нужный материал и составляетподробный план подготовки к вечеру. Подбор материала – работа трудоемкая, и  начинать е надо задолго до репетиций.
   Надо внимательно продумать форму химического вечера. Это может бытьдемонстрация опытов с объяснениям, поставленный сценарий, включающий отдельныесцены, стихотворения, рассказы- задачи, викторину.
Но главное, чего не следует упускать из виду, между – отдельнымивыступлениями должно существовать внутренняя смысловая связь, иначе программабудет тематической лишь формально. Оформление вечера дополнительно раскрываеттему. На любом тематическом вечере нужно отводить место искусству, и во внешнемоформлении, и в самой программе. Когда материал собран программа с учетомвремени на различные ее части. Общая продолжительность вечера может быть от 1до 2 часов. Если программа занимает около 2 часов, рекомендуется предусмотретьантракт.
   Важно, чтобы начало вечера было живым, интересными. Это позволяетзавоевать внимание зрителей.
   Тематика школьных химических вечеров может быть самой разнообразной.Важно, чтобы их подготовка и проведениеспособствовали тому, чтобы учащиесяпознакомились с интересным внепрограммным материалом, чтобы они более глубокозаинтересовались химией.
   По содержанию вечера можно классифицировать следующим образом: 1) поитогам изучения программных тем курса химии
2) наразличные общехимические темы (например, «Химия вокруг нас», «Химия и природа»,«Наши друзья полимеры»)
3) вечера поистории химии, посвященные жизни и деятельности выдающихся ученых – химиков,знаменитыми датами «химического календаря»
4)межпредметные вечера (физико – химических, химико – биологические);
   Естественно, что характеристика вечеров отнюдь не исчерпывает ихсодержанием. Важнейшее значение имеют способы подачи материала, ихдифференциация в соответствии с уровнем подготовки, педагогическими целями,которым должно быть подчинено проведение химического вечера. Все это составляетподготовки и проведения вечеров. Основные цели любого химического вечера вшколе следующие:
1)привлечь внимание и возбудить интерес к химии у возможно большего числаучащихся
2)стимулировать любознательность учащихся в  некоторых сравнительно узкихнаправлениях химической науки
3) расширить кругозор учащихся.
Содержание вечера должно быть подчинено какой – то определенной теме. Этонеобходимо для того, чтобы учащиеся, уходя с химического вечера, унесли с собойясно очередную сумму новых знаний и понятий в области химии. Беспорядочное нагромождениезанимательных опытов, не связанные воедино, не запоминаются, и, следовательно,педагогическая задача вечера не будет выполнена. Для того чтобы вечер имелбольшую познавательную ценность, желательно, чтобы тема его согласовывалась сучебным планом, расширяла и углубляла знания, полученные на уроке, связывала ихс окружающей жизнью. Во время беседы на уроке, учитель выясняет, какие вопросыинтересуют учащихся, и предлагает им устроить вечер, на котором можнопознакомиться с этими вопросами боле подробно. Далее учитель вместе сактивистами окончательно формулирует тему вечера, намечает план и дату егопроведения.
 С большим интересом проходят вечера в восьмых классах на тему «Химия внашем быту». Разделившись на три звена, учащиеся подбирают материал ипродумывают оформление своих выступлений на следующие темы: «Наш дом», «Нашапища», «Наша одежда». На сборе учащиеся первого звена рассказывают оматериалах, с помощью которых строят дома, о масляных красках, обоях ипластиках. Учащиеся второго звена рассказывают о том, как делают различныематериалы, искусственную шерсть, синтетический шелк, обрабатывают кожу. Приэтом показывают соответствующие образцы, вытягивают капроновые нити. Учащиесяиз третьего звена рассказывают о том, как изготовляют наиболее важную для людейпищу: хлеб, молочные и мясные продукты, как консервируют. Вечер на эту темуможет быть показан и родителям. На таком вечере его участники рассказывают отом, как и чем лучше вывести те или иные пятна, вычисть предметы домашнегообихода, как ухаживать за комнатными растениями, чем их надо подкармливать.Сообщения сопровождаются демонстрациями. К такому вечеру необходимо сделатьстенды, посвященные отдельным вопросам бытовой химии, например, различныеткани, их распознавание и уход за ними, моющие средства, растворители иразличные составы  для выведения пятен, клеи и замазки, химические вещества,применяемые в пищевой промышленности.
   Старшеклассники (9 – 10 классы) могут подготовить вечера из историихимии на темы «От тьмы к свету», «История открытия элементов».
   План вечера можно построить соответственно этапам развития химическойнауки [14,15,16,17]: открытия  алхимиков, химия газов, электрохимия,спектральный анализ, периодический закон и радиохимия. Соответственно указаннымэтапам подбираются инсценировки и связывающий текст для ведущих.
   Если на химическом вечере предполагается  проводить опыты с веществамималоизвестными или совсем неизвестными учащимся, то в объявлении, котороесообщает о предстоящей викторине, следует предложить познакомиться сосвойствами таких веществ и    дать         список
литературы.Опыт показывает, что в таких случаях учащиеся охотно разыскивают нужную книгу ис интересом ждут на вечере вопросов, при ответах на которые они сумеют проявитьэрудицию.
   Вечера, посвященные итогам изучения программных тем курса химии,организуют, как правило, после изучения определенной темы курса химии в данномклассе. На такие вечера приглашаются учащиеся только классов, работающих поодной программе.
   Вечера, посвященные жизни и деятельности выдающихся ученых – химиков,знакомят учащихся с историей науки, помогают обобщить их знания, способствуютвоспитанию патриотизма, на примере замечательных людей помогает воспитать такиеважные черты, как трудолюбие, целеустремленность и другие качества, отличающиенастоящего ученого.
   Обычно такие вечера приурочены к юбилейным датам. Они открываютпростор для инициативы и выдумки учащихся. Составной частью такого вечераявляется доклад или лекция о жизни и деятельности ученого. Однако такие лекцииили доклады не всегда пользуются успехом, и это определяется, разумеется, нетемой лекции, а способом подачи материала.  Поэтому в лекцию можно включить нетолько элементы научно – содержательные, требующие от слушателей, внимания, заставляющиеих активно мыслить, но и элементы, оживляющие повествование. Такими моментамимогут быть музыкальными фрагменты, отрывки из любимых литературных произведенийэтого ученого или фрагменты из произведений, современных данному ученому. Приих  исполнении, конечно достаточно квалифицированном, учащиеся не толькополучают эстетическое удовольствие, но и знакомятся ближе с внутренним миромученого, получают представление о богатстве его духовной жизни. Фрагментыпомогают также более живо представить себе эпоху. По сути дела, это будет ужене просто доклад или лекция, а лекция – концерт.
   Как готовить лекции – концерты для юбилейных химических вечеров? 
Прежде всего,необходимо подобрать учащихся, способных исполнить музыкальные номера, читатьотрывки из художественных произведений, выступать с хореографическими номерами.Если поблизости есть музыкальная школа, или училище, то целесообразно совместнос руководством этих детских учреждений отобрать учащихся для исполнениясамодеятельных номеров.
   Подготовка художественной части отнимает много времени, ноестественно, важнейшее значение имеет содержательность его научной части.Учитель тщательно продумывает текст лекции, в которой раскрывается творческаянаучная работа ученого – химика. Например, на вечере, посвященном жизни идеятельности  Д. М. Менделеева, надо показать разносторонность деятельностиученого, кроме открытия периодического закона, его вклад в развитие теориирастворов, работы с газами, по применению минеральных удобрений, переработке нефти,подземной газификации угля. Такой вечер можно закончить выдержками из его«Заветных мыслей».
   К вечеру хорошо сделать «Элементарий» в виде башни с ячейками, вкоторых,  кроме химического символа, помещают по возможности образцысоответствующего элементу простого вещества, его руды и материалов, в получениикоторых он используется. В  плакате – объявлении о предстоящем вечере можнозадать такие вопросы: есть ли предел числу элементов Просто получить чистоевещество? Какова биография бериллия? Каким способ удается довольно точноопределить возраст найденных при раскопках предметов? Можно ли ожидать открытиеновых элементов на других планетах?
   Вечер заканчивается викториной.
   Химическиевикторины, как и другие виды игровых соревнований, имеют целью закрепить иуглублять знания учащихся по химии. Они      в  основном построены напрограммном материале школьного курса химии. Однако их задача не повторятьвопросов, задаваемых учителем в классе, а показать знакомый материал с новой,подчас неожиданной стороны, вызывая этим повышенный интерес подчас неожиданнойстороны, вызывая этим повышенный интерес к отдельным вопросам химии и ко всемупредмету в целом. Конечно, в викторину включают и вопросы, несколько выходящиеза рамки школьной программы. Такие вопросы, поставленные в занимательной форме,привлекают внимание учащихся, заставляют их читать дополнительную литературу.Теоретические вопросы викторины чередуют с демонстрацией опытов. После каждогоопыта ведущий ставит перед аудиторией вопросы. Ответы на эти вопросыпредставляют собой развернутый анализ каждого опыта. Чтобы такая викторинапроходила успешно, о ее содержании необходимо заранее предупредить участников.Для этого вывешивают яркое объявление о том, когда будет проводиться вечер похимии с викторинами. Можно  предложить разные способы проведения викторины. Вмаленькой аудитории викторину удобно проводить с помощью заранее приготовленныхкарточек, в каждой из которых записан один вопрос. Если учение вызвалсяотвечать на вопросы, ему дают первую карточку. При правильном ответе на вопросему предоставляется право достать вторую карточку и так далее до тех пор, покавопрос не окажется не по силам.
   В большой аудитории такой метод не годится, поскольку фактически ответна вопросы викторины обдумывает только один учащийся. В этом случаепредоставляет право ответить первому, поднявшему руку.
   В отдельных случаях, например при проведении месячника химии в школе,можно провести письменную викторину.
 
 Научно  — практические конференцииучащихся по химии
Конференции учащихся как особая форма внеурочных массовых мероприятийимеют свои особенности, наиболее отчетливо выступающие при сопоставлении их схимическими вечерами. Основной элемент конференции – доклады и сообщенияучащихся. Они могут сопровождаться демонстративными экспериментом. В отличие отвечеров конференции проводят в строго академической обстановке. Докладысоставляют таким образом, чтобы они могли стимулировать дискуссию. Задачаучителя – помочь докладчикам таким образом подобрать материал и найти такуюформу его изложения, которая максимально активизирует восприятие докладов всемиприсутствующими.
   Научно – практические конференции учащихся важная составная часть всистеме внеурочной работы. Содержание своих сообщений на конференции учащиесячерпают в значительной мере из научно – популярной литературы. Для участия вконференции целесообразно пригласить работников химических вузов.
   Конференции могут быть посвящены или отдельным темам школьного курсахимии или вопросам, выходящим за пределы школьной программы, но представляющимдостаточно широкий интерес. Темой конференции может быть истории какого – либооткрытия и его дальнейшее развитие, промышленное  получение какого – либовещества и его использование в народной хозяйстве, жизнь и деятельностьученого.
   Возможная тематика конференции  «Периодический закон и его научноезначение»: 1) история открытия периодического закона и периодической системыхимических элементов Д.И. Менделеева; 2) свойства химических элементов взависимости от их положения в периодической системе; 3) принципы построенияпериодической системы; 4) развитие периодического закона в наши дни.Экспериментальные доказательства сложной структуры атома; 5) заряд ядра ипорядковый номер элемент; 6) геохимия и периодический закон; 7) распространениехимических элементов вне Земли.
   Некоторые конференции целесообразно проводить совместно с учителямидругих дисциплин. Например, совместно с учителем физики можно подготовитьконференции на темы «Атомная энергия и ее использование в мирных целях»,«Электрохимические процессы в технике», «Использование высоких и низкихтемператур и давлений в химической промышленности», «Химия и физика живого». Вподготовке последней конференции должен принять участие и учитель биологии. Сособым успехом проходят конференции по на научно – производственные темы «Химияполимеров», Материалы настоящего будущего», «Развитие цветной металлургии».
   Основной элемент научно – практической конференции – доклады исообщения учащихся. Они могут сопровождаться демонстрацией опытов и экспонатов.
1.3. Активные формы и методы обучения
Одной из приоритетных задач современной школы является созданиенеобходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка,формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтомуиспользование активных форм обучения является основой развития познавательнойкомпетентности школьника. Активные познавательные способности формируются иразвиваются в процессе познавательной деятельности.   Когда учащийся не простослушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добываетзнания.         Эти         знания       более         прочные.
Именно форма активного обучения – это первая искорка, зажигающая факеллюбознательности. Учитель отказывается от авторитарного характера обучения впользу демократического поисково-творческого. В качестве основных неоспоримыхдостоинств выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности,развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитиетворческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным,продуктивным и более результативным.
Эффективность использования того или иного развивающего активного методаво многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на созданиеличностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилемобучения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми, знание реальныхвозможностей учащихся. А также следует отметить необходимость системности виспользовании активных форм, постепенного увеличения степени детскойсамостоятельности в учебно-познавательной деятельности уменьшении различныхвидов учительской помощи.
Для продуктивной деятельности школьника, безусловно, требуется:
1.  Сформированностьряда коммуникативных умений.
2.  Развитие мышленияучащихся.
3.  Опыт оценочнойдеятельности.
В использовании активных форм обучения важным является такжепоследовательность. От недолговременных проектов, исследовательских заданий кдолговременным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
При осуществлении исследовательских проектов нужно выделять следующие этапы:
I этап
 Мотивационный — учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой;ученики: обсуждают, предлагают идеи;
 Планирующий–подготовительный — определяется тема и цели проекта,формируются задачи, вырабатывается план);
IIэтап
 Информационно–оперативный — ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками;учитель наблюдает, координирует, поддерживает, направляет и сам являетсяинформационным источником);
IIIэтап
 Рефлексивно-оценочный — ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценкирезультатов, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.
Изучение химии всегда вызывало активный интерес у шкльников.
В наши дни в распоряжении учителя, идущего на урок химии, — яркие учебники,рабочие тетради, методические пособия, лабораторное оборудование и реактивы.Однако неизменным остается природный интерес школьника к химии жизни. Именнопоэтому по-прежнему задача учителя – поддержать живую заинтересованность,вооружить ученика умениями самостоятельного изучения. И решать эту задачуможно, используя активные формы обучения.
Активные методы обучения — это методы, включающиеучащихся  в процесс «добывания знаний» и развитие мышления. Онипозволяют:
·    стимулироватьмыслительную деятельность учащихся;
·    раскрыть своиспособности;
·    приобрестиуверенность в себе;
·    совершенствоватьсвои коммуникативные навыки;
·   возможностьформировать у учащихся творческое мышление.
        Можно утверждать, что активные методы обучения смещают акцент наразвитие школьников, не просто воспроизводя усвоенные знания, но и используя ихв практической деятельности.
Исходя из профессионального опыта учителей, к числутаких   можно отнести:
·    игровой метод;
·    методкритического мышления;
·    проектный метод;
·     практическоезанятие.

Глава II. Экспериментальная работа по изучению использованияактивных форм и методов
во внеклассной работе по химии
2.1. Организация экспериментального исследования
Работа по изучению использования активных форм иметодов во внеклассной работе со школьниками проводилась в лицее № 5 в 9-х классах.
Эксперимент состоял из  нескольких этапов:
1.  Подготовительныйэтап
Предварительно были изучены научная и методическаялитература [18,19,20,21], опыт учителей во внеклассной работе, выявленывозможности использования материалов, полученных в ходе исследования. На этомэтапе подбирался материал по темам химических занятий, дополнительнаялитература, составлялись проекты внеклассных мероприятий.
2.  Диагностическийэтап
На этом этапе было проведено тестирование учителейхимии с целью выявления наиболее популярных видов внеклассной работы.Результаты тестирования представлены в таблице 2.
                                                                                                           Таблица 2
Популярность
среди учителей
Вид  внеклассной  работы 1 место (26%) Индивидуальная внеклассная  работа 2 место (23%) Групповая внеклассная работа 3 место (20%) Факультативные занятия 4 место (17%) Предметные недели по химии, олимпиады 5 место (14%) Массовая внеклассная работа по химии
 Нами было обнаружено, что в системе внекласснойработы по химии сложились и стали традиционными  такие активные формы обучения,как внеклассные занятия практического содержания (индивидуальная работа вкабинете, групповая внеклассная работа, кружки, олимпиады), факультативныезанятия, ролевые игры, экскурсии, научные лаборатории. Они выходят за рамки урокаи хорошо известны педагогам. Однако, было также установлено, что степеньактивности учащихся во внеурочных формах работы, весьма относительна и зависитот того, какие – активные или пассивные – методы составляют основу той или инойформы. Так, кружковые или факультативные занятия быстро разваливаются, если онилишены исследовательского, частично-поискового методов и других самостоятельныхтворческих работ учащихся по их интересам.
Аналогичное тестирование было проведено среди учащихся9-х классов. Результаты показали, что наибольшей популярностью пользуетсямассовая внеклассная работа по химии и предметные недели.
/>
где  1- массовая внеклассная работа по химии, 2 –предметные недели, 3- групповая внеклассная работа, 4- факультативные занятия,5 – индивидуальная внеклассная работа.
Рисунок 1 – результаты тестирования учащихся 9-х классов
 
Из этого этапа исследования можно сделать вывод о том,что среди учителей на первом месте индивидуальная внеклассная работа, а средиучеников – массовая внеклассная работа по химии.
3.  Организационныйэтап
Нами были проведены различные внеклассные мероприятияпо химии с использованием активных форм и методов обучения. Это предметнаянеделя по химии. Перед учениками 9-х классов была поставлена задача оформитьстенд. Победители конкурса получили грамоту. Также были проведены игры «Что?Где? Когда? », «Суд присяжных», КВН.
На протяжении полугода осуществлялся исследовательский проект с учащимися9-х классов. Базой исследований была кафедра биологической и медицинской химии,а также НОЦ «Технологии живых систем». За нами была закреплена ученица 9Бкласса Блощаненко Инна.  В исследовательский проект входили следующие этапы:
I этап
Мотивационный– все желающиеучаствовать в Малой Академии Наук будут готовить исследовательские проектысовместно с дипломниками кафедры биологической и медицинской химииСтавропольского государственного университета.
Планирующий–подготовительный – была определена тема и целипроекта. Тема исследовательского проекта Блощаненко Инны: «Тест-системы дляопределения тяжёлых металлов в объектах окружающей среды». Тема отличаетсяновизной, актуальностью и практической значимостью.
IIэтап
Информационно–оперативный – подборка материала, работа слитературой и другими источниками. Дипломник, за которым закреплён ученик, наблюдает, координирует, поддерживает, направляет и сам является информационнымисточником. На этом же этапе проводился химический эксперимент.
IIIэтап
Рефлексивно-оценочный – ученица 9Б класса представила свойисследовательский проект в Малой Академии Наук.
Также, исходя из результатов тестирования учеников,нами был выбран один из увлекательных видов массовой внеклассной работы похимии – химический КВН (клуб весёлых и находчивых). Помимо познавательнойфункции КВН выполняет и воспитательную роль, объединяет учащихся единой целью,способствуя тем самым формированию коллектива. 
К участию в КВН привлекались все решительные учащиесяданной параллели классов.
При проведении КВН учитывались не только знания химии,но и выдержка, корректность, взаимное уважение участников друг к другу, занарушение которых требовательное жюри вправе снимать очки. Проведение КВН можетпрактиковаться в любых параллелях классов, но наиболее увлечённо в нёмучаствуют учащиеся 8 и 9 классов.
Успех проведения КВН в значительной мере зависит отправильной организации. Особенно важно подобрать ведущих, которые неуклоннодолжны проводить линию, и чётко выдерживать заданный темп. Важно также, чтобы всостав жюри входили уважаемые учащимися люди и чтобы присуждение баллов былострогим, объективным, обоснованным и справедливым.
Нельзя забывать, что КВН проводится при массовомскоплении школьников, поэтому при выполнении химического эксперимента особеннотщательно должны соблюдаться правила техники безопасности.
КВН проводился в конце II четверти.
Подготовка к КВН.
При подготовке к КВН прежде всего было отобраносодержание и составлена программа.
В содержание КВН вошли химические конкурсы ивикторины, занимательные задачи и опыты, конкурсы художественнойсамодеятельности и разгадывание кроссвордов.
Каждым классом выбиралась команда. Участие принималичетыре 9-х класса. В команду вошло по 8 человек, знающих предмет, сообразительных,весёлых и находчивых. Члены команды выбрали капитана и готовили совместно сосвоими болельщиками домашнее задание, в содержание которого входило следующее:
·    Название и девизкоманды;
·    Приветствие жюрии командам противника;
·    Изготовлениеэмблемы для каждого члена команды, в которых нашло выражение названия команды;
·    Красочная газета;
·    Вопросы длякоманд – противников и для конкурса капитанов;
·    2-3 номерахудожественной самодеятельности.
От каждого класса выделялось по 2 человека в комитетпо подготовке вечера. Комитет контролировал ход подготовки к вечеру каждойкоманды, занимался оформлением зала, вывешивал красочные объявления опредстоящем КВНе, готовил стенд и карточки с оценками для жюри, а также готовилзанимательные опыты-вопросы. Зал оформлялся следующим образом: на стенахвывешивались плакаты с высказываниями великих людей о химии. Например: «Широкораспростирает химия руки свои в дела человеческие» — М.В. Ломоносов; «Все мысвязываем с химической наукой дальнейший прогресс в познании окружающего насмира. И не может быть в наши дни специалиста, который сумел бы обойтись беззнания химии» — академик Н.Н. Семёнов. Выставлялись сделанные самими ребятаминаглядные пособия для кабинета химии, химические стенгазеты.
Заранее выбрали жюри, в состав которого вошли учителяхимии, организатор внеклассной работы и приглашённые лица, с которымипредварительно были обговорены критерии оценок.
Из числа членов комитета по подготовке к КВН быливыбраны двое ведущих. С ними обсуждался сценарий вечера и проводилисьрепетиции.
Проведение КВН.
На сцене двое ведущих приветствуют собравшихся иобъявляют о начале вечера. Первый ведущий представляет присутствующим составжюри. Второй ведущий предоставляет слово председателю жюри.
Председатель жюри приветствует участников и объявляет,что каждый конкурс будет оцениваться по пятибалльной системе, а результатывывешиваться на стенде.
2-й ведущий приглашает по очереди на сцену команды дляприветствия. Капитан команды: «Наша команда называется «Хлор». Девиз заключён вназвании команды».
Команда хором: «Химик любит опаснуюработу».
Если б я был султан,
Обладал умом,
Я б играл в КВН
Утром, ночью, днём.
Но с другой стороны, при таких делах
Сколько бед и забот – О, Спаси, Аллах!
Не очень плохо играть в КВН,
Гораздо хуже проигрывать всем.
Наш соперник умён,
Но умнее мы –
Но с другой стороны, при таких делах –
О, жюри, не губи! О, Спаси, Аллах!!!
Таким же образом проходят выступления и других команд.
1-й ведущий предлагает проверить домашние задания:оценить вывешенные стенные химические газеты каждой команды.
2-й ведущий в это время приглашает команды дляконкурса команд. Каждая команда задаёт по три вопроса. На обдумывание 30секунд. Во время обдумывания играет магнитофон с записями популярной музыки.Специально выделенный ученик по часам засекает время и выключает магнитофон.
2-й ведущий: команды будут задавать вопросы следующимобразом: команда А – команде Б, команда Б – команде В, команда В – команде А.
Вопросы были следующие:
1.   Каким образом можно удалить накипь счайника?
2.   От какого газа можно засмеяться?
3.   Где на Земле  существует гигантскийаппарат для перегонки воды, из каких частей он состоит?
4.   Како самый тяжёлый благородный газ?Почему эти газы называются благородными (инертными)?
5.   Почему свечи гаснут в атмосфереуглекислого газ?
6.   Какой известный русский композиторбыл известным химиком?
7.   Какой щелочной металл являетсярадиоактивным?
1-й ведущий: пока жюри подводит итоги конкурса командприглашает на сцену членов комитета для демонстрирования занимательного опыта.
Присутствующим болельщикам предлагается объяснить этот опыт и объявляется, что за правильный ответ соответствующей команде будутначислены очки.
Опыт I. «Несгораемый платок»
Платок, смоченный водой, смачивают ацетоном иподжигают. Платок горит, но не сгорает.
2-й ведущий просит зрителей объяснить увиденное.Правильного объяснения не поступило и ведущий даёт объяснение сам. Жюриобъявляет итоги прошедших конкурсов и результаты вывешиваются на стенд.
1-й ведущий: а теперь конкурс лаборантов. Приглашаемот каждой команды по одному человеку. Задача состоит в том, чтобы собратьприбор для получения кислорода методом вытеснения воды при разложении оксидартути. Время – 2 минуты.
Заранее на сцене устанавливаются столы. Из отведённогоместа, где собраны лотки с необходимым оборудованием, эти лотки ставятся настолы. В лотке находятся: штатив, лапка, две пробирки, S-образная стеклянная трубка с пробкой, кристаллизатор,горелка. Сам опыт не проводится, так как оксид ртути – запрещённый для школыреактив, собирается только прибор.
2-й ведущий предлагает, пока жюри обсуждает результатыконкурса лаборантов, посмотреть по одному номеру художественнойсамодеятельности от каждой команды.
1-й ведущий приглашает на конкурс: «Подумай и отгадай»от каждой команды по 2 человека. Им необходимо отгадать в чайнворде как можнобольше слов за три минуты. Каждой команде даётся большой плакат с нарисованнымчайнвордом и заданием к нему.
                     Чайнворд
/>
Чайнворд 1.
1.           Разложениевеществ на составные части при прохождении через его раствор электрическоготока (электролиз).
2.           Драгоценныйметалл (золото).
3.           Молочно-голубоватыйминерал (опал).
4.           Элемент IIIгруппы (лантан).
5.           Инертный газ(неон).
6.           Латинскойназвание азота (нитрогениум).
7.           Металл,повышающий прочность, жаростойкость стали (молибден).
8.           Элемент группылантана (неодим).
9.           Мельчайшаячастица вещества, сохраняющая его химические свойства (молекула).
10.        Латинскойназвание серебра (аргентум).
11.        Авторпериодического закона (Менделеев).
Чайнворд 2.
1.           Мельчайшаяхимически неделимая частица (атом).
2.           Мельчайшаячастица вещества, сохраняющая его химические свойства.
3.           Инертный газ(аргон).
4.           Лёгкий и мягкийметалл (натрий).
5.           Галоген (йод).
6.           Французскийхимик, однофамилец известного писателя в той стране (Дюма).
7.           Минерал,используемый для производства удобрений (апатит).
8.           Элемент IV группы (титан).
9.           Благородный газ(неон).
10.        Элемент группылантана (неодим).
11.        Русский химик(Менделеев).
Чайнворд 3.
1.   Мельчайшая химически неделимаячастица (атом).
2.  Великий русскийхимик (Менделеев).
3.  Элемент, входящийв состав органического вещества (водород).
4.  Минералкарбонатного состава (доломит).
5.  Элемент,названный в честь земли (теллур).
6.  Радиоактивныйинертный газ (радон).
7.  Применяемый длянаполнения рекламных трубок газ (неон).
8.  Радиоактивныйэлемент группы лантана (неодим).
9.  Элемент 7 группы,применяемый для производства ударопрочной стали ( марганец).
10.        Металл, используемыйдля предохранения железа от коррозии (цинк).
11.        Щелочной металл(калий).
В то время, как решается чайнворд, 1-й ведущийпредлагает посмотреть ещё один занимательный опыт.
Опыт 2. «Дым без огня».
Стеклянную банку заранее смачивают небольшим количествомконцентрированной соляной кислоты, а крышку этой же банки смачивают растворомаммиака. Накрывают банку крышкой, и банка заполняется белым дымом.
Как и в предыдущем случае, болельщики дают объяснениеувиденному.
1-й ведущий объявляет конкурс исследователей.
На сцену вызываются от каждой команды по два человека.Задача состоит в том, чтобы разделить с помощью предложенных веществ данные впробирке смеси и объяснить принцип разделения.
Время – 2 минуты.
Каждой команде даётся лоток, на котором находятся:магнит, стакан с водой, лист фильтровальной бумаги и пробирка с одной изследующих смесей:
1.   сера + железо;
2.   сера + песок;
3.   железо + песок.
1-й ведущий предоставляет слово жюри, котороеобъявляет итоги предыдущих конкурсов.
После окончания конкурса исследователей вновьпродолжается конкурс художественной самодеятельности.
2-й ведущий объявляет заключительный конкурс – конкурскапитанов. Каждый капитан задаёт по три вопроса. Время на обдумывание 30секунд.
Были заданы такие вопросы:
1.           Какие элементыпериодической системы названы в честь планет солнечной системы?
2.           Почему атомнаямасса элементов в периодической таблице указана в дробных числах?
3.           Как Ломоносовназывал молекулу?
4.           Какие отклоненияв периодической системе вы знаете? В чём их причина?
5.           В честь какогоодного города названо 4 химических элемента?
1-й ведущий снова предлагает, пока жюри будетподводить окончательные итоги КВН посмотреть несколько занимательных опытов.
Опыт 3. «Огненная метель»
В бутыль ёмкостью 3-10 л, заранее смоченную 25%-нымраствором аммиака, вносят ложечку с накалённым над пламенем горелки оксидомхрома (III) и сбрасывают его. Образуется целыйсноп искр, которые кружатся внутри бутыли как метель. В темноте эффектусиливается.
Опыт 4. «Самовозгорание спиртовки»
В тигель насыпается несколько крупинок перманганатакалия и прибавляется одна капля концентрированной серной кислоты (осторожно).Стеклянную палочку вносят в тигель, а затем подносят к фитилю спиртовки. Фитильзагорается.
Опыт 5. «Вулкан на столе»
Накалённую металлическую или стеклянную палочку вносятв дихромат аммония, горкой насыпанный на асбестовой сетке, укреплённой накольце штатива или уложенной на песок. Реакция экзотермическая, протекаетбурно, вместе с азотом вылетают раскалённые частицы оксида хрома (III). Еслипогасить свет, то создаётся впечатление извергающегося вулкана, из кратера которого выливаются раскалённые массы.
Жюри подводит окончательные итоги КВН и объявляетпобедителей. Им вручаются почётные грамоты, лучших участников отмечают призами.
Время проведения КВН – 1,5 часа.
Место проведения – актовый зал школы.
После окончания вечера зал убирают заранее назначенныеученики.
Оборудование и реактивы
1.  Стенд или доска сназваниями команд, на котором вывешивались результаты конкурсов.
2.  Магнитофон сзаписью популярной музыки.
3.  Столы.
4.  Специальный столдля размещения оборудования.
5.  Стол для жюри.
6.  Плакаты снарисованными чайнвордами.
7.  Штативы.
8.  Лотки.
9.  Лапки.
10.        Пробирки.
11.         S-образнаястеклянная трубка с пробкой.
12.         Кристаллизатор.
13.        Горелки.
14.        Стакан с водой.
15.        Фильтровальнаябумага.
16.        Магниты.
17.        Металлическаяложечка для нагревания веществ.
18.        Железный лист длядемонстрации опытов.
19.        Сухая чистаястеклянная банка с крышкой.
20.        Бутыль на 3 – 10л.
21.        Тигель.
22.        Спиртовка.
23.        Ацетон.
24.        Водный раствораммиака (концентрированный).
25.        Смеси: сера +железо;  сера + песок; песок + железо.
26.        Оксид хрома(III).
27.        Перманганаткалия.
28.        Концентрированныекислоты: серная и соляная.
29.        Дихромат аммония.
30.        Посуда для сливхимических реактивов.
31.        Почётные грамотыдля награждения команд, призы победителям.
32.        Спички.

2.2. Анализ результатов
Проведённая внеклассная работа по химии сиспользованием активных форм и методов позволила углубить и расширить знанияучащихся по важнейшим разделам химии; повысить прочность знаний, умений инавыков учащихся на основе их самостоятельной работе; повысить ихпознавательный интерес, развить творческое отношение к работе. Результатыопределялись согласно школьному журналу и отзыву классного руководителя.

Выводы
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Осуществлён информационный поиск и анализ психолого-педагогической иметодической литературы по проблеме исследования.
2. Проведён теоретический анализ состояния проблемы внеклассной работы похимии.
3. Изучен практический опыт использования активных форм и методоввнеклассной работы учителей химии.
5. Осуществлёна экспериментальная проверка эффективности форм и методоввнеклассной работы по химии.

Заключение
   Внеурочная работа по химии является наиболее подвижной формой обученияи воспитания учащихся, содержание и методика, которой определяется учителем иучащимися в зависимости от их интересов, опыта и возможностей учителя,производственного окружения школы. Внеурочные занятия с их разнообразием форм иметодов создают для становления творческой личности благоприятные условия,позволяя не только ответить на возникающие у учащихся вопросы, но существенноконкретизировать и расширить их знания как в области химической науки, так вотношении научно – технических задач, ознакомления с профессиями испециальностями, связанными с химией и ее приложениями. Тем самым внеурочнаяработа по химии способствует решению проблемы профессиональной ориентациимолодежи.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности современной ситуации в психологии по мотивам Л.С. Выготского
Реферат Зберігання продуктів. Домашнє консервування
Реферат Современный ассортимент экспертиза качества и конкурентоспособность хлебобулочных изделий
Реферат Разбор рассказа Л. Андреева "В тумане"
Реферат 420111, рт, г. Казань, ул. Миславского, 9, Тел: (843) 248-65-07, 292-60-06, 292-70-85 e-mail: proekt-servise@yandex ru, www proekt-service
Реферат Теоретичні та практичні аспекти апеляційного і касаційного перегляду судових рішень в цивільному
Реферат Основные аспекты , раскрывающие суть субкультуры как основной тенденции современности
Реферат Вплив столипінської аграрної реформи на соціально-економічний розвиток Правобережної України (1906 - 1914 рр.)
Реферат Веди - стародавні памятки індійської релігійної літератури
Реферат Інгібування росту пухлин рослин протипухлинними препаратами амітозином та його аналогом амітозиноберамідом
Реферат Інформаційне забезпечення та маркування непродовольчих товарів
Реферат Реклама и работа с общественностью в спорте
Реферат Производственная программа и производственная мощность предприятия
Реферат Новое время: основные события
Реферат Обязательства в следствии причинения вреда (деликты): понятие, признаки, виды