Преобразования в системе образования в Башкортостане во второйполовине XIXвека
Система образования является одним из важных показателей не толькоуровня образованности, но и социально-экономического иобщественно-политического положения страны в процессе становления и развитиячеловеческого общества того или иного государства.
Исследование данной проблемы важно и с точки зрения современногоразвития системы образования в России. Исторический опыт показало, что попыткирусификации народов России обернулось провалом. И на сегодняшний день всовременной России пытаются проводить точно такую же скрытную политику путемзапрета в системе образования национально-регионального компонента внациональных республиках и автономных областях. Поэтому изучение уровняобразованности башкирского народа во второй половине XIX века представляет интерес,как с научной, так и с практической точки зрения.
Во второй половине XIX в. происходит значительное развитие образования в крае. Детибашкир и татар обучались в мектебе и медресе. В Уфимской губернии было открыто746 начальных школ, в том числе 396 русских, 88 русско-башкирских, 254 школыпрочих национальностей и 8 русских классов при мектебах и медресе. (Очерки по истории Башкирской АССР, 1964, С. 263.) И так еслимы рассмотрим только медресе и мектебе мы видим быстрый рост числаобразовательных учреждений. Если в 1860 г. в Башкортостане насчитывалооколо 600, то концу XIX в. их численность достигла 1900. (Акманов, 2004, С. 440)
Крупным явлением в развитии просвещения в крае было открытиерусско-башкирских школ. Эти школы были двухлетними и четырехлетними. Детиизучали русский язык, чистописание, арифметику, мусульманское вероучение. Ноглавной целью этих школ было русификация учащихся. Подобное направленность школвызвало недовольство башкир и в том числе мусульманское духовенство. Количествоучащихся в них к концу XIX в. заметно уменьшилось, некоторые русско-башкирские школыдаже закрылись.
В 1900 г. Уфимской и Оренбургской губерниях насчитывалось 78русско-башкирских и русско-татарских школ. При медресе имелось 15 русских школ.
Средняя общеобразовательная школа была представлена, прежде всего,Уфимской мужской гимназией. Программа обучения включала русский, латинский,немецкий и французские языки, чистописание, историю, математику, физику,географию, естествознание. Учебный курс длился 7 лет. Выпускники гимназииполучали право поступления в университеты.
Стремление знать и учиться русской грамоте уже являлосьтребованием того времени, об этом свидетельствует и ряд документов, например:«Прошение башкира д. Юнашкулово М. Шарафитдинова председателю Златоусовскойуездной земской управы Уфимской губернии о зачислении его сына в школу наказенный счет» от сентября 1892 г. В этом прошении говорится: «У меняявилось сердечное желание обучит русской грамоте своего сына Мирсаяфа, имеющемуот роду 12 лет…». (Хрестоматия по историиБашкортостана…, 1996, С. 300) Из данногорассказа мы видим, что и даже некоторые муллы отдавали своих детей врусско-башкирские и русско-татарские школы, не зная истинные намеренияправительства. Стремление некоторых башкир, обучать своих детей к русскойграмоте в основном было связано, прежде всего с такими факторами, знаниемировых и в том числе русского языка это было требование того времени уже невозможно было жить по старому, и они сами же от этого страдали при заполнениидокументов. К выше сказанному подтверждение находим и А-З. Валидова, М.И. Уметбаева,Р. Фахретдинов и др. Если сравнить, описание выше приведенных авторов, увсех примерно получается такая же одинаковая картина. А-З. Валидов пишет,что его отец, когда служил в армии, пострадал от не знания русского языка ииз-за этого он не хотел чтобы и его детей ждала такая участь. И уже 6–7 летнемвозрасте наряду с арабским и фарси его начали обучать и русскому языку. (Валидов, 1994, С. 33) О не знаниебашкирами элементарных законов, открытий и теорий в научной сфере, которыхзнали и пользовались европейцы и восточные народы уже многие столетие отраженнои трудах Р. Фахретдинова. Где он отмечает, что среди книг привезенных изхаджа, была книга по географии, составленная высшей степени оригениально, яполностью погрузился в изучение ее и почерпнул хотя бы краткой форме сведение оЗемном шаре. Долго мучился, что бы понять трудное для меня теорию о вращениеЗемли вокруг Солнца. Разобравшись, рассказал об этом в медресе. Шакирды с началасмеялись. Говорили: Оказывается, мы тоже как тараканы ходим по потолку! Нозатем поняли и были потрясены. Среди мусульман Бугульминского уезда, думаю, ябыл первым человеком, который начал говорить, что Земля есть одна из постояннодвижущихся звезд, что она подобно другим звездам вращаться вокруг Солнца. (Баишев, 1996, С. 164–165) Примерно такое же описание мынаходим и у М. Уметбаева. Он считает, что всистеме образование среди мусульман не ощущается развитие. Европейский уровеньразвития научной и образовательной сфере получают лишь те люди, которые учатсяв высших и средних учебных заведениях вместе с русскими, а их можно и пальцемпересчитать… С начальных классов обучение детей мусульман только на русскомязыки они видели опасность насильственной русификации. Дети должны обучатся срусскими, потому что только тогда они хорошо будут знать их ней язык и грамоту.И в итоге они не смогут поступить гимназии или учительские школы… Некоторыемусульмане которые имеют определенные знания и в том числе и я, считаем, чтосамый эффективный способ распространения знания европейского уровня средибашкир это перевод европейских книг и обучение на их нем родном языке.(Уметбаев, 1984, С. 104)
Однако, открывая русско-башкирские и русско-татарские школы, а также обучая мусульман и других учебных заведениях исключительно на русском языке– царизм проводил скрытную политику русификации коренного народа. Но их нейзамысел окончился провалом. Об этом свидетельствует и документальные источники,например в докладе министра народного просвещения «О прекращение приема новыхвоспитанников в Оренбургскую татарскую учительскую школу и о переводе Орскойкиргизской учительской школы в Оренбург. Высочайше утвержденный всеподданнейшийдоклад министра народного просвещения» от 27 июля 1889 г. В частности в данном источникеговориться, что ныне попечитель Оренбургского учебного округа донесминистерству народного просвещения, что названное учебное заведения, какпоказал опыт 16 – летнего его существования, не оправдало возлагавших на оное надеждспособствовать распространению между татарами-мусульманами образования врусском духе и сближать с русской народностью. Большинство воспитанниковОренбургской татарской учительской школы, в течение 4-летнего пребывания вшколе, трудно овладевает русским языком, даже настолько, что бы свободнопередавать на нем свои мысли и учить других. Главнейшею, и так сказать,основною причиною мало успешности означенных воспитанников в русском языкеслужит отсутствие желания изучать этот язык – как следствие влиянияфанатической среды, из которой они выходят и в которую вновь вступают поокончание курса школе. Будучи назначенными учителями, татарских начальныхучилищах, они, при неустойчивом знании русского языка и, живя среди товарищеймусульман, не отрешаются от своих племенных предрассудков и совершенно исовершенно забывают русский язык. (ЗаконыРоссийской империи о башкирах…, 1999, С. 538)
Таким образом, в второй половине XIX в. в народномобразовании края произошли заметные сдвиги. Открылись новые начальные школы,гимназии. Стали возникать вольные крестьянские школы. Крупным явлением вразвитии просвещения в крае было открытие русско-башкирских школ.
Список литературы
1. Баишев Ф.Н. Общественно-политические инравственно-эстетические взгляды Ризы Фахретдинова. – Уфа, 1996.
2. Валидов А.З. Воспоминания: Борьба народов Туркестана идругих восточных мусульман – тюрков за национальное бытие и сохранениекультуры. – Кн. 1. – Уфа: Китап, 1994.
3. Законы Российской империи о башкирах, мишарях, тептярях и бобылях/Сост., Ф.Х. Гумеров. – Уфа: Китап, 1999.
4. История Башкортостана с древнейших времен до наших дней. В 2-х т.Т.1./ Под ред. И.Г. Акманова. – Уфа, 2004.
5. Очерки по истории Башкирской АССР. В 2-х т. Т.1. Ч. 1. – Уфа,1964.
6. Уметбаев М. Ядкарь. – Уфа, 1984.
7. Фархшатов М.Н. Народное образование на Южном Урале вовторой половине ХIХ в. – Уфа, 1987.
8. Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии впореформенный период 60–90-е годы XIX в. – М.: Наука, 1994.
9. Хрестоматия по истории Башкортостана. /Сост., Ф.Х. Гумеров. –Уфа: Китап, 1996.