Реферат по предмету "Педагогика"


Поощрение и наказание в воспитании школьников

Основныеданные о работеВерсия шаблона 1.1 Филиал Одинцовский Вид работы Курсовая работа Название дисциплины Методика воспитательной работы Тема Поощрение и наказание в воспитании школьников. Фамилия студента Голубничая Имя студента Елена Отчество студента Алексеевна № контракта 18800071109001
 

 Содержание
Введение
Основная часть
1. Развитие методов поощрения инаказания в различных странах
2. Методы стимулирования
2.1 Поощрение
2.2 Наказание
2.3 Педагогическая оценка
3. Использование методовстимулирования в современных школах
Заключение
Глоссарий
Список использованныхисточников
Приложения А
Приложения В
Приложения С/>/>/>/>/>/>/>/> 

 Введение
В педагогике обучения ивоспитания есть много сложных проблем, но одной из ключевых и наиболее важныхявляется проблема стимулирования, т.е. того, как воздействовать на ребёнка,чтобы добиться от него желаемого поведения. В определенном смысле, этосредоточие основных трудностей, поисков, педагогических усилий, поскольку отэффективности стимулирования очень часто зависит весь успех педагогическогопроцесса.
Каждый, кому приходитсяиметь дело с детьми, знает, что с помощью поощрений и наказаний воспитательдобивается дисциплинированного, ответственного поведения ребенка. При этомважно учитывать, что в воспитании детей в школе и семье, как и в обществе, «мыимеем в виду дисциплину, построенную не на страхе, который лишает людейуверенности, порождает нечестность – речь идёт о дисциплине, построенной навысокой сознательности и ответственности людей».
В наши дни средипедагогов и широкой общественности бытуют самые разные взгляды на использованиепоощрений и наказаний в воспитании детей. Одни считают, что надо как можно чащенаказывать и как можно реже поощрять, другие наоборот, советуют чащеиспользовать поощрения, наказывать же лишь изредка. Некоторые думают, что следуеттолько поощрять, а наказывать не надо совсем. А есть и такие, кто убежден, чтоистинное воспитание — это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений инаказаний.
Проблемой использованияметодов поощрения и наказания занимались К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А.Сухомлинский, А.С. Макаренко и другие. В настоящее время этой проблемойзанимаются Л.Ю. Гордин, Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков. Но нетрудно заметить, чтоработы этих и многих других учёных полны самых противоречивых утверждений – отнепомерно расширительного толкования поощрений и наказаний, попыток выдать ихза какие-то «универсальные» воспитательные средства до почти полного отрицанияих педагогического значения.
Причина такого положенияв том, что в педагогической теории нет ясного понимания сущности поощрения инаказания как воспитательных средств. Порой к наказаниям относят лишь порку,воздействие грубым насилием, а к поощрениям – только награды, подарки. Иногдаже, напротив, всякое одобрение считают поощрением, любое осуждение объявляют наказанием.Итогом служат крайние и взаимоисключающие друг друга подходы в теории, которыеотрицательно сказывается и на практике использования поощрения и наказания.
Таким образом, актуальностьданной проблемы обосновывает основную цель: рассмотреть методы стимулирования:поощрения и наказание и использование их.
Для реализациипоставленной цели в исследовании были определены следующие задачи:
1. Изучитьпсихолого-педагогическую литературу по проблеме
2. Определить роль иместо поощрения и наказания в педагогическом процессе.
3. Разработать системувопросов – заданий для диагностики учащихся.
4. Проанализировать опытиспользования методов в педагогическом процессе взаимодействие учителя иучеников.

/>/>/>/> 1. Основнаячасть
 
Развитие методовпоощрения и наказания в различных странах
 
Вопрос о поощрениях инаказаниях воспитания детей является в педагогике одним из самых запутанных.Более того- щепетильных. Ведь исходя из идеалов гуманизма, ребенка нельзянаказывать ни в коем случае, а поощрением для него должно являться толькочувство переживания успеха, ощущение личностного роста. Не случайнодисциплинарные воздействия прочно отождествляются с авторитарной педагогикой. Аих применение считается уделом жестокого от своей профессиональнойбеспомощности учителя. Следствием плохо организованной работы в образовательномучреждении. К сожалению, Действительность всегда была далека от простодушныхидеалов. И вся реальная история педагогики – это, по сути дела, историяпоощрений и наказаний.
Кстати, наиболее мягкообстояло с этим делом на заре цивилизации – в первобытном обществе, гдеобдуманные «хладнокровные» наказания вообще не применялись. В сильномраздражении взрослый мог прикрикнуть на ребенка или шлепнуть его. Но чаще всегоон ограничивался угрозой, например, стучал палкой по следам ребенка, неприкасаясь к нему, давая, таким образом, выход накопившемуся раздражению, и какбы предупреждая о том, что может сделать, если выйдет из себя. Средством жепоощрения преимущественно служило одобрение взрослым поступков ребенка.
Однако по мерестановления школы как социального института наказание и поощрение решительновыходят на авансцену педагогической деятельности. Причем в цивилизацияхДальнего Востока физическое наказание отнюдь не рассматривалось как способунижения ученика, трактовалось не столько как дисциплинарное, сколько вкачестве эффективного и удобного в применении дидактических средств. Так,например, в Египте телесное наказание использовалось в школах настолько часто,что понятие «учить» и «подвергать телесному наказанию» обозначалось одним и темже иероглифом со знаком бьющей руки. Именно в Египте впервые появилосьсакраментальное выражение: «Ухо мальчика на спине его, он слышит когда егобьют». Впрочем поркой дело не ограничивалось, непокорных учеников бывало дажезаковывали в колодки. Разумеется, такой подход отражал особенностьдревнеегипетской педагогики, она рассматривала ребенка как незавершенноговзрослого, сознательно игнорируя специфику детского возраста.
Впрочем педагогическаяжесткость опиралась на Востоке на традиции семейного воспитания. В «ПритчахСоломона» (начало I тыс. до н.э.)рекомендовалось широко применять телесные наказания: «Кто жалеет розги свои,тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает». В Талмуде такжеподчеркивалось, что жесткое воспитание на ранних стадиях развития ребенка-залог его хорошей судьбы, а отец, бьющий дитя, его спасает. Более того, существовалатрадиция самых суровых наказаний, вплоть до лишения жизни провинившегосяученика или воспитанника.
Неудивительно, что такойсуровый подход к ученику был вообще присущ древневосточной педагогике. ВМесопотамии это, например, отразилось в поговорках: «Глупость привязана ксердцу мальчика, но посох назидания удалит ее от него», «Посох и обличение дастмудрость, а мальчик, оставленный без надзора, посрамит мать свою». В целомзапрет, упрек, телесное наказание — все, что не давало личности возможностивыйти за установленные обществом рамки, рассматривалось как основное средствовоспитания.
Причины этого различны:здесь и традиции семейного воспитания, и стереотипы школьной педагогики –каждое новое поколение учителей наследовало палочную дисциплину, жестокоеотношение к ученикам в отметку за собственные страдания (своеобразная«дедовщина»). Но сказывались и недостатки методики обучения: объем учебногоматериала, который должен был наизусть выучить школьник, превышалфизиологические возможности человеческого мозга.
Что же касаетсяпоощрений, то преимущественно, кроме традиционного одобрения, похвалы,использовался своего рода стимул перспективы. Тексты, по которым обучалисьписьму и чтению, содержали оды, воспевающую прекрасную жизнь чиновников, радикоторой можно и потерпеть тяготы обучения. Другим методом быласоревновательность: ученику постоянно внушалась мысль, что он должен превзойтив знаниях своего товарища.
По мере развития обществапоощрение все чаще трактуется как эффективное воспитательной средство: «Награда и палка одинаково весят в руке мудреца». В египетской педагогикеэллинистического времени (III-I вв. до н.э.) телесное наказаниевообще больше не воспринималось как универсальное. На первый план начинаютвыступать внутренние нравственные мотивы человеческого поведения: «Бог письмапоместил на земле палку, чтобы воспитывать глупца. Для умного же сотворил онстыд».
Оригинальные мерыпоощрения и наказания использовались в еврейских школах в период Талмуда (I-II вв. до н.э.). в школах ставились семь скамеек и близостьместа сидения ученика по отношению к педагогу точно соотносилась с егоуспехами. Излишнее жесткое отношение к воспитанникам прощалось, если данныйучитель успешно преподавал. Однако в III-V вв. начинает усиливаться тенденция ксведению телесных наказаний до минимума. Были разработаны подробные инструкции,которые ограничивали процедуру наказаний, более того, учителя,переусердствующие в битье, строго наказывались.
Конечно, применениетелесных наказаний неразрывно было связано с уровнем профессиональнойквалификации педагога, ступенью обучения. Наиболее часто они практиковались вначальной школе у малознающих педагогов. Про таких в Арабском халифатескладывались уничижительные поговорки типа: «Этот человек глупее учителяначальной школы», «Не ищи совета у учителя, пастуха и дамского угодника»
В Индии же, где телесныенаказания не поощрялись, а образованность чрезвычайно высоко ценилась,существовал пиетет перед начальником, и считалось, что «если ученик злословитпо адресу учителя, то становится ослом, если насмехается – собакой; унижающийстановится червем, завистливый – насекомым».
А вот в средневековомарабском мире плетка была непременным атрибутом процесса обучения не только вобычных, но и в аристократических школах. Многие халифы позволяли поротьсобственных детей. Даже великий Авиценна говорил о важной роли «руки» приобучении ребёнка. Вместе с тем постепенно складывается целая методикаприменения наказаний. Считалось, что они должны варьироваться в зависимости отиндивидуальных особенностей школьников. Причем телесное наказание допускалосьтолько как крайняя мера и его ни в коем случае нельзя было превращать визбиение. Число ударов ограничивалось тремя. Не подвергались телесномунаказанию дети до десяти лет, а педагогу запрещалось наказывать в гневе илипоручать старшему ученику пороть того, кого он обучает.
Наряду с наказаниями вшкольной практике широко применялись поощрения, иногда довольно оригинальные.Существовал обычай, согласно которому лучший ученик ехал верхом через город, вто время, как товарищи осыпали его сладостями. В то же время стимулированиедетей с помощью подачек считалось нежелательным, так как вместо подлинногоинтереса это развивает леность и дурные страсти.
Поощрения и наказаниясоставляли основные средства воспитательного воздействия и в педагогикезападной цивилизации. Из Древней Греции нам известен педагог, первый прибегшийк телесным наказаниям – некто Толий, который порол маленького Гомера. Кстати,сей учитель был позднее распят на кресте в награду за свою «плодотворнуюдеятельность».
В римской школе шумдекламирующих хором учеников перемежался звуками ударов и криками наказываемых.«Грустные розги» (выражение, употребленное поэтом Марциалом) были неотъемлемойпринадлежностью обучения.
В средневековой школетакже господствовали телесные наказания. Считалось что палка и розга — это те«мечи школы, которые Господь Бог дал в руки учителям. Они являются такжескипетрами школы, перед которыми юношество должно склонить голову». Розга былапостоянным спутником учителя. Более того, владение ею служило необходимымсвидетельством профессиональной пригодности.
Особого рассветанаказания достигли в XVIII-XIX вв. в германской и английскойшколах. Они были разнообразны: палка, плеть, розга, оплеуха, занятия послеобеда, стояние на коленях на горохе, на острой палке, надевание на головудурацкого колпака и т.п. При школах даже существовало специальное должностноелицо для выполнения телесных наказаний. В Германии такого исполнителя назвали«синий человек» — его голова была покрыта маской.
В «доброй старой Англии»телесные наказания были столь же обыденны, как туман за окном. Могли выпоротьдаже взрослую девушку накануне её выхода из учебного заведения. Впрочем, вкачестве наказаний применялось и много других унизительных мер. Провинившихсядевушек одевали в платья из сиротского дома и в таком виде заставляли братьуроки танцев у мужчин – преподавателей. Или выставляли на специальном стуле вполный рост с заклеенным пластырем ртом. Вообще подчеркнем что фантазияпедагогов во все времена была поистине неисчерпаемой. Традиции телесныхнаказаний сохраняются и в современной Англии – удар линейкой- официально ониразрешены и в некоторых штатах США.
Что же касаетсяотечественной педагогической традиции, то для нее характерно неоднозначноеотношение к проблеме наказаний и поощрений. Народная педагогика закрепленнаязатем в «Домострое», содержит множество пословиц, ставящих физическое наказаниево главу угла:
— Кнут не мука, а впредьнаука.
— Не слушался отца,послушаешься кнутца.
— Не слушаешь духакротости, так палкой по кости.
— Додвух раз прощают и в третьи бьют.
И вместе с тем содержатсяи обратные суждения.
— Детей наказывай стыдом,а не грозою и бичом.
— Виноватого бог простит,а правого царь пожалует.
Из семьи, народнойпедагогики подобное отношение перешло к поощрениям и наказаниям в русскуюшколу. Однако с конца XVIIIвека начинает появляться тенденция к устранению телесных наказаний. Но в 1820г.они были официально разрешены. Впрочем, на Руси реальная педагогическаяпрактика всегда мало зависела от официальных циркуляров. Секли учащихся тогда,когда это было запрещено, с разрешением же этой «воспитательной» процедурыусерднее сечь тоже не стали. Позорящие наказания были довольно разнообразны исостояли в лишении какой-либо части костюма (например, передника в женскихшколах), «вождение виновного по всей школе, в сажании за последнюю парту илистол, в постановке дурных отметок, в записывании в черную книгу, и т. п.»
В конце XIX- начале X века складывается экономический свод поощрений (почетныеграмоты, похвальные листы, своего рода ордена в виде шевронов для юношей ибантов для девушек, золотые медали, разряды учеников, первые места в классах,записи фамилий отличившихся на мраморные доски и др.) и наказаний (оставлениепосле уроков, на второй год, телесное наказание и как высшая мера –исключениеиз учебного заведения)
Целую систему этих мервоздействия разработал и применял А.С. Макареко. (Приложение А). Как известно,очень успешно.
В 30-50-е гг.в советскойшколе сложилась разветвленная система поощрений и наказаний. В основном онакопировала дореволюционную, причем не лучшие её образцы. Конечно, физическиенаказания были официально запрещены и оставались на совести конкретногоучителя. Однако широко применявшиеся исключение из школы (на время и навсегда)являлось несравненно более страшным наказанием, чем оплеуха.
В 60-70-е гг.развернулась полемика между противниками любых наказаний и сторонниками ихрегламентаций, упорядочения, трактовки поощрения и наказания как обычныхпедагогических средств. В наше время среди педагогов бытуют самые разныевзгляды на воспитание детей. Но единого подхода в воспитании детей нет. Один итот же подход к разным детям не дает одинаковых результатов. Объясняется этотем, что, сколько детей, столько разных характеров, отдельных, присущих толькоодному ребенку и неповторимых в другом индивидуальных качеств. Каждому, ктоимеет дело с воспитанием детей, необходимо учитывать его индивидуальные ивозрастные особенности при выборе методов воспитательного воздействия.
Необходимостьиспользования поощрений и наказаний в каждом конкретном случае вытекает не изкакой-то «шкалы» пороков и добродетелей, за которые следует строго отмереннаядоза карательных мер и наград, а из реально проявляющейся в данной педагогическойситуация потребности в коррекции поведения детей./>/>/>/> 

 2. Методы стимулирования
/>/>/>/>Между различными методамисуществует органическая взаимосвязь и взаимопроникновение. Руководствуясьпринципом оптимальности при выборе методов, необходимо исходить из того, что каждыйметод ориентирован на решение определенного круга педагогических задач, но приэтом косвенно способствует решению и других, но не в той мере, в какой этидругие задачи могут быть решены с помощью иных методов. Отсюда вытекаетнеобходимость оценки возможностей каждого метода, знания его сильных и слабыхсторон и выбора на этой основе их оптимальных сочетаний.
Методыпоощрения и наказания давно используются в воспитательной практике. Советскаяпедагогика не рассматривает эти методы в качестве основных. Основные методывоспитания направлены на то, чтобы создать новое в воспитании. К поощрениям инаказаниям прибегают в тех случаях, когда хотят усилить положительныепобуждения или, наоборот, затормозить отрицательные. Поэтому к использованиюпоощрения и наказаний прибегают не всегда. Необходимо иметь в виду, чтопоощрения и наказания затрагивают всю личность детей и глубоко имипереживаются.
2.1Поощрение
В школеиспользуются разнообразные виды поощрений. Наиболее распространенными являютсяпохвала, благодарность, различные виды наград (похвальная грамота, награждениемедалью по окончании школы). В практике работы используются и такие поощрения,как почетное право открыть соревнование, вести программу утренника и др.
Поощрения вначальных классах определяются характером тех дел, которые выполняются учащимися,и особенностями младших школьников. Они, например, очень чутки к похвалеучителя. Их большая эмоциональная возбудимость, образность мышления требуютбольшей наглядности в использовании поощрений, гласности. Так, школьники сбольшим усердием добиваются права выполнять задание в особой тетради с краснойзвездой или другим почетным знаком.
Поощрениеокажет большое воспитательное воздействие на детей, если учитель учтет приоценке их деятельности не только результат, но и пути, способы, при помощикоторых ученики достигли этих результатов. Если способный ученик быстреедобился результатов, а другой — медленнее, но более упорным трудом, то особогопоощрения заслуживает труд второго ученика.
Виспользовании поощрений важно учитывать особенности характера ученика. Впоощрении особенно нуждаются дети несмелые, неуверенные. Положительная оценкатруда, поведения, поступков укрепляет у них веру в свои силы, поднимает нановую ступень нравственного развития.
Вколлективе всегда есть учащиеся, которые любят поощрения. В отношении их нужнобыть особенно осторожными. Всей своей работой учитель стремится показать такимучащимся, что сделанное ими доступно многим. Однако он не может не отмечать их.Важно иметь к виду, что к поощрениям очень чувствительны учащиеся начальных исредних классов. Поэтому в работе с ними приходится чаще прибегать кпоощрениям. Но лучше, если это будут коллективные поощрения. Поощрять учащихсяможно лишь за действительные успехи, обычные дела школьники должны выполнятькак сами собой разумеющиеся. В школе могут встретиться такие учащиеся, которыхне за что поощрять. Опытные учителя не ждут, когда ученик в чем-то отличится,чтобы его отметить. Они организуют его поведение и отмечают первые успехи.
Поощрение направлено насовершенствование ребенка. Отмечая успехи в деятельности и поведении детей,воспитатели, коллектив учащихся вызывают у них стремление сделать еще больше.Поэтому формы поощрения должны быть максимально подвижными, динамичными.Рассмотрим вначале основные меры поощрения в воспитании детей. Вчисле наиболее употребительных мер индивидуального и коллективного поощренияследует назвать, прежде всего, поручение почетных обязанностей. Почетныепоручения в качестве меры поощрения широко используются и в семье.Например, мытье посуды после чая может поручаться ребенку 5-8 лет эпизодически,в виде поощрения.
Мерой поощрения являетсяи предоставление дополнительных прав. Необходимо иметь в виду, чтопредоставление дополнительных прав может приводить к противопоставлениюотдельных ребят коллективу. Поэтому важно, чтобы подобное поощренияосуществлялось с учетом общественного мнения коллектива, было в значительноймере функцией коллектива.
Одна из наиболеераспространенных мер поощрения — присуждение почётного места всоревновании. Это сопровождается коллективными и индивидуальными наградами —премиями, подарками, почетными и похвальными грамотами и т. п. Особенно частоиспользуются поощрения в виде подарков в семье. Стремление определеннойкатегории родителей, во что бы то ни стало делать своим детям дорогие подарки,становится источником трудностей в воспитания в семье и в школе.
Своеобразной формойприсуждения почетных мест в соревновательно — творческой деятельности школьниковявляются различные выставки лучших работ детей: рисунков, поделок, сочинений.Награждать следует разного рода почетными грамотами и вымпелами. Количество ихне должно быть излишним. Важно, чтобы вручение этих поощрений победителямсоревнований производилось в торжественной обстановке: на линейке или сборе, вшкольном зале и т. п.
Но ни в коем случаенельзя считать наградой прощение. Это не награда, а освобождение отнапряжения вины, ожидаемого или уже полученного наказания, по сути своейпримирение. Как любое освобождение, прощение рождает добрые чувства косвободителю. Только тогда ребенок будет любить наказывающего отца или мать, ипереживать новые проступки как стремление исправиться, помириться, хорошо вестисебя впредь.
Но никогданичего не прощать означает бесчувственное, бесчеловечное, антипедагогичноеповедение. Оно лишь углубит пропасть между воспитателем и ребенком. Но всегда сготовностью прощать всё — значит потерять авторитет и возможность влиять наребенка. Так что и здесь рассудительность и понимание индивидуальных качествребенка будут служить нам лучшим ориентиром.
С этойточки зрения следует критически отнестись к некоторым формам поощрений. Иногдав школе классы зачисляют в передовые на продолжительный срок, заносят учащихсяна доску Почета на год и более. Такие приемы вызывают у поощряемыхсамодовольство и толкают их на то, чтобы скрывать дурные поступки в поведении.Не следует также злоупотреблять премированием. Частое использование этогоприема приучает детей учиться за подарки или награды, обещанные воспитателем, иприводит к формированию корыстолюбия.
Используяпоощрения, воспитатель ведет работу таким образом, чтобы вызвать у детейстремление руководствоваться высокими идейно-нравственными мотивами, а невнешними побуждениями.
1.2Наказание
Наказание —мера воздействия на воспитанников или детский коллектив, совершивших тот илииной проступок. Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво.Сторонники авторитарной педагогики выступали за широкое применение наказаний,включая телесные. Они считали наказание не столько средством воспитания, сколькосредством управления детьми. Последователи теории свободного воспитанияотвергали любые наказания. Стремление избавить детей от наказания имело подсобой известные основания, так как наказание всегда вызывает переживаниевоспитанника. В этом стремлении содержался протест против насилия над ребенком.В значительной степени под влиянием теории свободного воспитания в первые годыработы советской школы наказания были совершенно исключены из арсенала средстввоздействия на детей. Они запрещались такими документами, как «Положение обединой трудовой школе РСФСР» и Устав единой трудовой школы.
Однако впрактике работы наказания использовались. Поэтому несостоятельность запрещениянаказаний была подвергнута критике. Особенно определенно с этой критикойвыступил А.С. Макаренко. Он утверждал, что разумная система наказаний помогаетоформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувствоответственности, закаляет волю, человеческое достоинство, умение сопротивлятьсясоблазнам и преодолевать их.
В школенаказание выражается в форме словесного осуждения. Виды его различны:замечание, порицание, предложение встать у парты, у доски, вызов для внушенияна педагогический совет, выговор в приказе директора. Не рекомендуетсянаказывать учащихся трудом.
Теперь рассмотрим наиболееупотребительные и оправданные меры наказания в школе и семье,включая официально действующие меры наказания учащихся.
Наиболее распространенноймерой наказания является замечание учителя. Во-первых, оно должно бытьобращено к конкретному нарушителю требований педагога, правил для учащихся,во-вторых, делаться в вежливой, но официальной категорической форме иосуществляться с помощью прямого непосредственного требования.
В отдельных случаяхпедагогом может быть использована такая мера, как приказание ученику встатьу парты. Такое наказание целесообразно в младших и подростковых классах, поотношению к непоседливым, несобранным ученикам. Встав возле парты, находясь подпристальным взглядом учителя, привлекая к себе внимание всего класса, ученикневольно сосредоточивается, приобретает собранность. Убедившись, что до негодошёл смысл наказания, учителю следует посадить его да место. Ошибкой учителейявляется то, что они ставят ученика возле парты надолго, а иногда ухитряются,поставив в разных концах класса несколько таких провинившихся, держать их такдо самого конца урока. Такое длительное стояние для ребенка вредно, оноутомляет его. Наказание превращается в своеобразное унижение, вызываетестественный протест. В итоге, ученик, улучая минутку, когда учитель не смотритна него, начинает развлекать окружающих, ища их поддержки и сочувствия. Обычнодело заканчивается тем, что учитель удаляет провинившегося из класса, а тот,чувствуя себя «героем», отправляется в коридор, провожаемый одобрительнымиусмешками товарищей.
Не случайно, поэтому удалениеиз класса — одна из мер наказания, целесообразность использования которойвызывает среди учителей и родителей горячие споры. Удаление из класса возможнолишь в случае явного, открытого, демонстративного неподчинения ученикатребованиям учителя, когда ученик ведет себя вызывающе, оскорбительно поотношению к учителю и своим товарищам, когда педагог чувствует, что емуобеспечена поддержка общественного мнения класса. Надо признать, что взначительной части случаев, когда эта мера используется, ее применение быловызвано раздражением учителя, его неумением предусмотреть конфликт, иногда –нетактичным обращением к ученику. Однако и в том случае, когда удаление изкласса действительно необходимо и учитель сумел спокойно, но вместе с темтвёрдо и уверенно осуществить эту меру, ему необходимо иметь в виду, чтонаказание не завершено. Чтобы исчерпать конфликт, необходимо, в зависимости отконкретной ситуации, так или иначе, завершить наказание уже после урока. Иногдапедагог, находясь в состоянии раздражения, провожает удаляемого фразой: «Большена мои уроки не приходи!..».
Весьма серьезной меройнаказания служит выговор. Его смысл заключается в моральном осуждениипоступка ученика. Поэтому педагогическое действие данного наказания нельзясводить лишь к формальному акту объявления выговора, к его записи в дневникеили в приказе по школе. Если выговором завершается острое, принципиальноеобсуждение поведения ученика на совещании при директоре или педагогическомсовете, с участием его товарищей, эта мера наказания становится весьма сильной.Для того чтобы у детей формировалось убеждение, что выговор – это оченьсерьезная мера наказания, ни в коем случае не следует объявлять выговор «дляострастки», как порой, к сожалению, случается. Обсуждение отрицательногопоступка ученика может и не завершаться выговором, а ограничиваться лишьобъявлением ему устного замечания или оформлением дисциплинарной записи вдневник. Такая запись не должна отражать эмоциональной взвинченности учителя, асодержать лишь осуждение, выраженное в сдержанной, официальной форме.
Наряду с предусмотреннымиофициальными документами, в школах используются и такие педагогическицелесообразные меры наказания, применение которых связано с традициями,особенностями конкретных коллективов. Используется, в частности, такая мера,как поручение дополнительных трудовых обязанностей (наряд).
Другой мерой наказания,также обусловливающей регулирование прав и обязанностей ученика, является отстранениена какое-то время от работы, от участия в коллективном общественно полезномделе. Использование этой меры целесообразно в том случае, если наказанныйположительно относится к данной деятельности, дорожит возможностью участвоватьв ней вместе со своими товарищами.
Нельзя в качестве мерынаказания лишать ребёнка прогулки, еды, того, что необходимо ему длянормального развития. Кроме того, следует помнить, что наказания, связанные стеми или иными ограничениями, лишениями, приемлемы в основном лишь в отношениидошкольников и младших школьников.
В качестве наказанияможет быть использована и отсрочка ожидаемого поощрения. К примеру,можно на некоторое время отложить покупку какой-то вещи: велосипеда,фотоаппарата. Но всё же в наказании, как и в поощрении, чрезвычайно важнасправедливость.
1.3Педагогическая оценка
В принципе,оценка является не поощрением или наказанием, а мерилом знаний, но практическиникому из учителей не удается уйти от использования оценки как стимулирующегосредства, и потому нужно стремиться делать это наилучшим образом. Педагогическиэффективной считается та оценка, которая создает у ребёнка стремление ксамосовершенствованию, к приобретению знаний, умений и навыков, к выработке усебя ценных положительных качеств личности, социально полезных форм культурногоповедения.
Педагогическаяоценка бывает нескольких видов, которые можно разделить на классы: предметные иперсональные, материальные и моральные, результативные и процессуальные,количественные и качественные.
Предметныеоценки касаются того, что делает или что уже сделал ребёнок, но не еголичность. В данном случае педагогической оценке подлежат содержание, предмет,процесс и результаты деятельности, н6о не сам субъект. Персональныепедагогические оценки, напротив относятся к субъекту деятельности, а не к еёатрибутам, отмечают индивидуальные качества человека, проявляющиеся вдеятельности, его старание, умения, прилежание и т.п. В случае предметныхоценок ребёнок стимулируется к совершенствованию учения и к личностному ростучерез оценку того, что он делает, а в случае субъективных — через оцениваниетого, как он это делает и какие свойства при этом проявляет.
Материальныепедагогические оценки включают разные способы материального стимулированиядетей за успехи в учебной и воспитательной работе. В качестве материальныхстимулов могут выступать деньги, привлекательные для ребенка вещи и многоедругое, что служит или может выступать в качестве средства удовлетворенияматериальных потребностей детей. Моральная педагогическая оценкасодержит в себе похвалу или порицание, характеризующие действия ребенка с точкизрения их соответствия принятым нормам морали..
Результативныепедагогические оценки относятся к конечному результату деятельности,акцентируют внимание в основном на нем, не принимая в расчет или пренебрегаядругими атрибутами деятельности. В этом случае оценивается то, что получилось,в конечном счете, а нетто, каким образом это было достигнуто. Процессуальныепедагогические оценки, напротив, относятся к процессу, а не к конечномурезультату деятельности. Здесь обращается внимание на то, как был достигнутполученный итог, что лежало в основе побуждения, направленного на достижениесоответствующего результата.
Количественныепедагогические оценки соотносятся с объектом выполненной работы, например, счислом решённых задач, сделанных упражнений и т.п. Качественныепедагогические оценки касаются качества выполненной работы, точности,аккуратности, тщательности и других аналогичных показателей её совершенства.
Наряду свидами педагогических оценок выделяют способы стимулирования учебных ивоспитательных успехов детей. Главные из них: внимание, одобрение, выражениепризнания, оценка, поддержка, награда, повышение социальной роли, престижа истатуса человека. Рассмотрим каждый из перечисленных способов стимулирования вотдельности.
Доброжелательноевнимание к человеку всегда считалось одной из действенных форм егопоощрения. Педагог, обращающий особое доброжелательное внимание на ученика,проявляющий к нему искренний неподдельный интерес, тем самым как бы поощряетего, привлекая к нему внимание окружающих людей. Дети в свою очередь ценятвнимание к себе со стороны взрослых, особенно учителей или воспитателей,стараются добиться его, прибегая к разного вида приемам. Нередко вниманиесопровождается одобрением, что в свою очередь усиливает его стимулирующую роль.
Одобрениевыступает как позитивная оценка того, что сделал или намеривается сделатьребенок. Когда говорят об одобрении, то имеют в виду вербальную или женевербальную позитивную оценку действий и поступков человека. Вербальная оценкавключает словесные высказывания, содержащие оценочные суждения, а невербальная– жесты, мимику и пантомимику, выполняющие аналогичную оценочную роль. Частоэти способы сочетаются друг с другом.
Признаниепредставляет собой выделение тех или иных достоинств оценочного лица и ихвысокую оценку, показывает за что конкретно ценят. Признание вместе с темвыступает как выделение и оценка тех достоинств, по которым оцениваемое лицоотличается от других, в том числе и того, кто его характеризует.
Оценка включаетклассификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, атак же количественную и качественную оценку его действий и результатовдеятельности. Они характеризуют в баллах абсолютные и относительные успехамиученика.
Поддержкакак способ стимулирования проявляется в том, что учитель одобряетконкретные действия ученика, стимулирует его на повторение или успешноезавершение этих действий. Чаще всего поддержка как средство стимуляциипроявляется тогда, когда ребенок нуждается в помощи со стороны.
Наградапонимается и воспринимается как способ материальной поддержки или оценкидействий ребенка. Награда становится стимулом деятельности тогда, когда оназаслужена и соответствует как прилагаемым усилиям, так и реальному результату.
Всеостальные способы стимулирования представляют собой оценки, даваемые поведению,поступкам, намерениям, действиям, манере поведения, результатам деятельностидетей. Традиционные школьные оценки выступают как один из этих способов, причемдалеко не достаточный для того, чтобы обеспечить полноценную мотивацию учения ивоспитания детей. Понятие «педагогическая оценка» по своему объему и содержаниюгораздо шире просто «оценки» или «отметки», поэтому на практике нельзяограничиваться только двумя последними способами стимулирования.

 3. Использование методов стимулирования в современной школе
Педагогическийпроцесс характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатствоми мобильностью организованных форм. С этим непосредственно связано многообразиеметодов осуществления педагогического процесса. Есть методы, отражающиесодержание и специфику обучения, а так же воспитания; есть методы,непосредственно ориентированные на работу с младшими и старшими дошкольниками;есть методы работы в каких-то специфических условиях. Но есть и общие методыреализации целостного педагогического процесса. Общими они называются потому,что сферы их применения распространяются на весь педагогический процесс.
Ситуации поощрения инаказания- это методы, которые представляют собой особые случаи сложныхпсихолого-педагогических ситуаций, характеризующиеся необходимостью регулировкиотношений, внесения в них определенных точно дозированных изменений, инымисловами – их педагогической коррекции.
При использованиипоощрения и наказания главное- избегать крайностей. Рассудительность ипонимание индивидуальных качеств ребёнка помогут сориентироваться прииспользовании дисциплинарных мероприятий. Если ребенка ждет одно лишьнаказание, то он не научится правильному поведению. Кроме того, он будетбояться того, кто наказывает, стремиться обмануть его, чтобы избежатьнаказания. Например, никакие упреки и наказания не сделают школу болеепривлекательной для ребёнка, но если за каждый маленький успех хвалить иободрять его, появится надежда, что он будет учиться с удовольствием.
Для того, чтобыориентироваться в этом мире, ребёнку нужна оценка его действий. То есть безсистемы поощрений и наказаний в любом случае не обойтись. Педагог долженграмотно и своевременно применять методы стимулирования, с учетоминдивидуальных особенностей каждого ребёнка. Умелое применение наказаний ипоощрений требует от учителя педагогического такта и определенного мастерства.Всякое действие должно сопровождаться анализом причин и условий, породившихприменение того или иного метода. Для анализа своих действий можно предложитьанкету учителям (Приложение В).
Важным условием развитиясамостимуляции в использовании поощрений и наказаний является соблюдение меры.Трудно даже сказать, что более вредно в воспитании: захваливание,злоупотребление поощрением или, напротив, наказания по всякому поводу.
В современной школе нетединых требований к применению методов стимулирования, но, можно сказать, чтоэффект применения поощрений и наказаний обратно пропорционален частоте ихиспользования. Только в тех случаях, когда необходимость поощрения илинаказания жестко и недвусмысленно диктуется конкретной ситуацией, надо к нимприбегать. (Приложение С показывает результаты опроса и анкетирования педагогови учеников.)
/>/>/>/>/>Заключение
Многие педагоги прошлогои наши соотечественники, касавшиеся проблемы поощрения и наказания в воспитаниидетей, любили повторять крылатые слова К.Д. Ушинского: «Если мы до сих порприменяем поощрения и наказания, то это показывает несовершенство нашегоискусства воспитания. Лучше, если воспитатель добьется того, что поощрения инаказания станут ненужными».
В курсовой работе мыдостаточно обстоятельно рассмотрели причины появления такой точки зрения,отметили, что для своего времени она была во многом прогрессивной. Автор отдаетсебе отчет в том, что спор этот, в конечном счете, решит время. Бесспорно одно:в наши дни в воспитании без этих средств не обойтись, и задача заключается втом, чтобы их использование было, как минимум, элементарно грамотным впедагогическом отношении.
Овладение же искусствомприменения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалыхусилий. «Наказание — очень трудная вещь; оно требует от воспитателя огромноготакта и осторожности», — подчеркивал А.С. Макаренко. То же самое следуетсказать и в отношении поощрения. Именно поэтому А.С. Макаренко советовал иучителям, и в особенности родителям, использовать поощрения не часто, а кнаказаниям вообще не прибегать без особой на то необходимости.
Можно высказатьпредположение, что по мере совершенствования воспитательного процесса, ростапедагогической квалификации учителей, их мастерства в школах все меньше будетслучаев неумелого, порой противоречащего элементарным нормам этики и права,использования поощрений и наказаний. Напротив, все более станет использоватьсяпоощрение и наказание как педагогическая коррекция, точно рассчитанное и тонкоосуществленное воздействие учителя и общественного мнения коллектива. Однакосамо собой это не произойдет./>/>/>/>/>Глоссарий№ п/п Понятие Определение 1. Вербальная оценка это наши слова, звуки, радостные восклицания или выражение удивления и т.д. 2. Воспитание целенаправленный процесс передачи социального опыта от старшего поколения к младшему. 3. Личность проявление социальной сущности человека. 4. Мера действие или совокупность действий, средств для осуществления, достижения чего-либо. 5. Метод обучения упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, направленный на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. 6. Наказание метод педагогического воздействия, которое должно предупредить нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и другими людьми. 7. Невербальная оценка это взгляды, жесты, движения тела, мимика. 8. Пиетет желание и готовность выражать почтение (в том числе религиозное) кому-либо или чему-либо. 9. Поощрение это признание, положительная оценка поведения или качества ученика со стороны педагога или коллектива товарищей, которые выражены публично или в личной форме. 10. Учебная деятельность это совместная деятельность учителя и деятельность учащегося. 11. Халифат форма государственного устройства />/>/>/>/> 
Списокиспользованных источников
1. «Лицейскоеи гимназическое образование» № 8, 2004
2. ИващенкоФ. Психология воспитания школьников. Учебное пособие для студентов высшихпедагогических учебных заведений. –Изд.: Беларусь. Вышэйшая школа. 2006-189 с.
3. КсензоваГ.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников.- Издательство«Педагогическое общество России» 2008.-128 с.
4. МакаренкоА.С. Книга для родителей.- М.: Лениздат, 1981.-319 с.
5. МасленковаЛ.И. Теория и методика воспитания/ Под ред. П.И.Пидкасистого.- М.:Педагогическое общество России. 2004.-480 с.
6. НиколаеваЕ.И. Кнут или пряник? Поощрение и наказание как методы воспитания ребенка.-СПб.: Речь, 2010.-155
7. РожковМ.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебноепособие для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000-256 с.
8. Сластенин В.А., Исаев И.Ф.,Шиянов Е.Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогическихучебных заведений. Под ред. В.А. Сластенина- М.: Издательский центр «Академия»;2002.-576 с.
9. СтепановЕ.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. -М.:ТЦ Сфера 2005/02-160 с.
10. ШурковаН.Е. Практикум по педагогической технологии.- М.: Педагогическое обществоРоссии, 1988.-250 с.
11. detstvo.ru/psychology/1250.html
12. www.pedklass.narod.ru/files/Poocsrenie_i_nakazanie.
13. www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2434

/>/>/>/>/> 
ПриложениеА
 
Инструкцияо применении поощрений и наказаний в школах. (1944 г.)
РазработанаУправлением начальных и средних школ на основе приказа Народного КомиссариатаПросвещения РСФСР N 205 от 21 марта 1944 года «Об укреплении дисциплины вшколе».
1. Дисциплинаучащихся воспитывается всем содержанием работы школы и общим ее укладом: умелымпреподаванием учебных предметов, строгим режимом всей школьной жизни,неуклонным соблюдением каждым школьником «Правил для учащихся»,сплоченной организацией детского коллектива, разумно применяемыми мерамипоощрения и наказания. Ведущая роль в этом деле принадлежит учителю.
Такимобразом, поощрения и наказания рассматриваются как средства воспитания,применяемые лишь в сочетании с другими, при этом нравственному влиянию личностисамого учителя придается решающее значение.
О применениипоощрений.
2. Поощренияприменяются за выдающиеся и отличные успехи в учении и примерную дисциплину.
Поощрениядолжны применяться так, чтобы они стимулировали к лучшему поведению и к лучшейработе не только поощряемых, но и их товарищей по классу, по общей работе.
3. Вначальных, семилетних и средних школах применяются следующие поощрения: похвалаучителя, заведующего учебной частью, директора (заведующего), награда,похвальная грамота, выдаваемая директором школы, золотая и серебряная медаль,присуждаемая лицам, выдержавшим отлично экзамены на аттестат зрелости.
4. Похвалаучителя в виде словесного одобрения действий и поведения ученика можетприменяться в любое время в процессе текущей работы по отношению к старательнымучащимся, дающим отличные ответы, представляющим отличные письменные играфические работы, выполняющим добросовестно, своевременно и аккуратноразличные задания и поручения.
Крайне важноне упускать случая применять похвалу тогда, когда кто-либо из учащихсясовершает поступок, достойный всяческого подражания. Но не нужно делать так,чтобы выделять перед учащимися одно и то же лицо. Нужно говорить не столько осамом ученике, заслужившем похвалу, сколько именно о его поступке (которыйследует оценивать с точки зрения общей пользы).
Чтобы похваладействительно чувствовалась как значительное средство стимулирования учащихся кеще лучшей работе, нужно прибегать к ней редко и произносить слова похвалы так,чтобы весь коллектив учащихся переживал некоторую торжественность этогомомента.
Поощрение ввиде похвалы может применяться и в том случае, когда ученик не достиг ещеотличных результатов, но проявил большие и искренние старания к улучшениюсвоего учения и поведения.
5. Награды ввиде ценных подарков — книгой или другой полезной вещью, путевкой в длительнуюэкскурсию и т.п. выдаются учащимся по окончании учебного полугодия или учебногогода за отличные успехи в учении, за активную работу в ученическихорганизациях, — работу, содействующую укреплению дисциплины и повышениюкультуры поведения школьников.
Учащихся 1 — 4-х классах к наградам представляет учитель, учащихся 5 — 10-х классов — классный руководитель, решение о награждении выносится Педагогическим советомшколы.
6. Похвальнаяграмота является высшей наградой для учащихся 4 — 9-х классов. Она выдаетсяучащимся, получившим при переходе или выпуске из указанных классов итоговыеотметки «5» по всем предметам, независимо от отметок по пению,рисованию, черчению и военно-физической подготовке, — при отличном поведении.
Похвальныеграмоты присуждаются решением Педагогического совета и выдаются директоромшколы на торжественном акте по окончании учебного года.
Вместе спохвальными грамотами рекомендуется выдавать учащимся и подарки.
7. Золотоймедалью награждаются лица, показавшие при сдаче экзаменов на аттестат зрелостивыдающиеся успехи и имеющие отличное поведение и оценку «5» по всемосновным предметам учебного плана средней школы, независимо от отметок попению, рисованию, черчению и военно-физической подготовке.
Серебряноймедалью награждаются лица, показавшие при сдаче экзаменов на аттестат зрелостивыдающиеся успехи и имеющие отличное поведение и оценку «5» по всемпредметам, отнесенным к экзаменам на аттестат зрелости, и оценку «4»не более, чем по трем из остальных основных предметов, независимо от отметок попению, рисованию, черчению и военно-физической подготовке.
Золотые исеребряные медали присуждаются областными, краевыми отделами народногообразования, наркомпросами автономных республик по представлениюпедагогического совета школы.
Выдачамедалей производится директором школы на торжественном акте.
Учащимся,награжденным медалями, могут выдаваться также и подарки в виде ценных книг.
8. Фамилия,имя, отчество каждого, награжденного золотой медалью, записывается на доскупочета, помещенную в зале школы или в другом помещении, являющемся местомобщественных собраний.
Желательнапри этом мраморная доска, куда заносятся фамилии учащихся золотыми буквами.
9. Поощренияв виде похвалы могут применяться и по отношению к коллективу. Учитель,заведующий учебной частью или директор могут объявить похвалу целому классу захорошо выполненную работу, за заслуживающий одобрения поступок, заисключительно образцовый порядок и т.п.
Похвалы можетбыть удостоен хорошо работающий кружок, редакционная коллегия, бригада поремонту и другие ученические коллективы.
Коллективаммогут присуждаться также награды в виде подарков (например, предметыоборудования для класса, билеты для посещения спектакля целым кружком, путевкив дальнюю экскурсию целому классу, кружку и т.п.)
Решения оприсуждении наград коллективам выносятся Педагогическим советом.
10. В школемогут применяться также и другие педагогически целесообразные формы поощрений,которые не могут быть регламентированы инструкцией, например: возложение научащихся, заслуживших поощрение за примерную общественную работу, болееответственных и почетных общественных поручений, допущение учащегося,приготовившего отличный доклад, к выступлению с этим докладом на специальномсборе товарищей и др.
Всякоепоощрение имеет в виду вызвать у учащихся побуждение работать лучше, быть ещедисциплинированнее, еще полезнее для Родины.
О применениинаказаний.
11.Назначение мер наказания в советской школе — исправление наказуемого ипредупреждение от нарушения требований дисциплины всех других учащихся.Наказание, вводя ограничения для учеников, охраняет интересы коллектива, онопредполагает осуждение проступка ученика учителем, руководителем школы.
Наказаниеможет оказаться и ненужным — там, где педагог добивается полнойдисциплинированности учащихся методами практического приучения к исполнениютребований и правил методом хороших примеров, методом убеждений и другимиметодами, не заключающими в себе моментов принуждения.
Но не навсякое нарушение дисциплины необходимо реагировать безотлагательно.
Недопустимабезнаказанность, когда правила поведения учащимися нарушаются.
12. Общейлинией всех педагогов по отношению к учащимся в советской школе должна бытьразумная строгость и требовательность.
При этом,предъявляя требования к учащимся, педагог сам должен быть последовательным доконца и действительно добиваться со всей терпеливостью и настойчивостью, чтобытребования были выполнены.
При дерзкихвыходках ученика, при грубости и других крупных нарушениях дисциплины педагогимеет право выразить свое возмущение повышением голоса, но он не должен приэтом допускать крикливости. Нужно всегда говорить с учениками так, чтобы всловах учителя чувствовалось достоинство.
13.Наказание, являясь педагогическим средством, должно пробудить и обострить уученика чувство чести и чувство долга, вызвать чувство стыда за совершенныйпроступок.
14.Недопустимы наказания, оскорбляющие достоинство ученика. Какого бы строгогонаказания не заслужил ученик, недопустимы издевательства и насмешки над ним состороны наказующих.
Недопустимытелесные наказания и наказания в виде лишения пищи, как несовместимые собщественным строем советского государства и с общим духом советской школы.
15. Вначальных, семилетних и средних школах допускаются следующие меры наказания:замечание учителя, выговор перед классом, приказание провинившемуся встать,удаление из класса, оставление после уроков, снижение балла по поведению, вызовдля внушения на Педагогический совет, исключение из школы (временно — на несвыше трех недель, на срок от года до трех лет), направление в школу с особымрежимом.
16.Назначение наказания производится учителем, зав. учебной частью, директором иПедагогическим советом в зависимости от тяжести совершенного учеником проступкаи от условий, его вызвавших.
Как правило,нужно соблюдать постепенность в применении наказаний, не торопясь использоватьсамые строгие из них. Но в тех случаях, когда по тяжести проступка учащегося ипо степени его вины он заслуживает сразу применения к нему высокой мерынаказания, не нужно считать обязательным длительный постепенный переход по всейлестнице наказаний от самых легких к наиболее строгим.
При применениимер наказания необходимо соблюдать индивидуальный подход к учащимся: учитыватьвозраст ученика, общий характер его поведения до совершения данного проступка,в первый раз совершен проступок или повторно, случайно или с умыслом, каковыпоследствия проступка, затрагивает ли проступок одного ученика или целую группуучащихся, есть ли раскаяние у ученика, чувство огорчения и стыда, имело лиместо добровольное признание или сокрытие и пр.
Ниже даютсяуказания о порядке применения отдельных видов наказания, причем случаинарушений, в каких применяется каждый из видов наказания, указаны лишь вкачестве примерных.
Приводимыепримеры ни в коем случае не должны рассматриваться как незыблемая шкаланаказаний.
17. Замечаниеприменяется в случае: невнимания ученика на уроке, постороннего разговора илипостороннего занятия, проявления шумливости, неопрятности в костюме,несоблюдения санитарно-гигиенических требований, небрежного обращения с книгамии письменными принадлежностями, чрезмерно резвых движений в помещениях школы вовремя перемен и т.п.
Замечаниеученику (или группе учеников) обычно делает при самом совершении проступкаучитель данного класса, классный руководитель, зав. учебной частью, директоршколы или любой педагог, заставший нарушение порядка.
Замечаниедиректора является мерой, усиливающей наказание.
Замечание,применяемое в виде наказания, следует отличать от обычных замечаний, являющихсяпростыми указаниями относительно соблюдения того или иного требования иправила.
Замечания,применяемые в качестве наказания, должны записываться в классный журнал и вдневник ученика.
18. Выговорперед классом применяется в случае совершения таких проступков, как:неоднократное опоздание на урок без уважительной причины, систематическинебрежное выполнение заданий, частое нарушение порядка движения в школе,порядка у вешалки, в буфете или в столовой, на единичный случай грубогообращения со старшими, невыполнения распоряжений учителя или администрациишколы, нарушение общественного порядка вне школы.
Выговоручащемуся дается на общем собрании учащихся класса, первый раз класснымруководителем (в 1 — 4-х классах учителем), второй раз — директором школы. Приобъявлении выговора лишь кратко указывается, за что наказывается ученик ибольше не делается никаких комментариев.
Выговорзаписывается в классный журнал и в дневник уч-ся.
19.Приказание провинившемуся встать (у парты, классной доски, стола учителя, удвери) применяется за нарушение порядка в классе, в случае, если сделанноезамечание на ученика не подействовало.
20. Еслиученик своим поведением продолжает мешать работе класса, он должен быть удаленс занятий.
Удаленныйученик не оставляется в коридоре, у двери класса, а направляется или в кабинетдиректора, или в учительскую (как будет установлено правилами внутреннегораспорядка в школе) и ждать там указания директора (завшколой) или зав. учебнойчастью.
Случаиудаления ученика из класса записываются в личном деле учащегося (с указаниемпричины удаления) и в его дневнике.
21.Оставление после уроков применяется в случае небрежного выполнения классных илидомашних работ или невыполнения домашних заданий: при этом провинившемусяученику помимо требования выполнить задание может быть дано еще идополнительное задание. В этих случаях ученик остается в классе до тех пор,пока удовлетворительно выполнит требуемое, но не долее 45 мин — 1 часа в 1 — 4-х кл. и не долее 2-х часов в 5 — 10 классах.
Ученики,оставленные после уроков, работают под наблюдением дежурного учителя.
Оставлениепосле уроков допускается также как мера наказания за опоздание на уроки, запропуск уроков по неуважительным причинам.
22. Снижениебалла по поведению является очень строгим наказанием и применяется попостановлению Педагогического совета и по решению директора в следующихслучаях: за грубое обращение с учителем и другими старшими, с товарищами, заупотребление бранных слов, за курение табаку, за непредъявление директору иучителям школы ученического билета, за хотя бы единственный случай бесчинствавне школы, — оскорбление граждан, безобразное поведение в кино и проч., замногократное нарушение правил об ограничении времени пребывания детей иподростков на улице.
Снижениебалла по поведению может быть применено Педагогическим советом также поотношению к учащимся, которые в течение четверти получали много замечаний иливыговоров, или к которым неоднократно были применены другие наказания.
Строгимнаказанием для учащегося должно служить уже и предупреждение его о возможномснижении четвертной отметки по поведению.
23. Приоценке поведения учащихся балл «5» ставится за безупречное поведениеучащегося в школе и вне ее.
Балл«4» ставится за заметные нарушения поведения учащегося. Оценкаповедения баллом «4» допускается только в одной четверти.
В случаенеисправления ученика, Педагогический совет рассматривает вопрос о дальнейшемснижении ему отметки за поведение.
Балл«3» ставится за серьезное нарушение поведения учащимся и служит емупредупреждением о возможном исключении из школы.
В случаеисправления ученика в установленный для него испытательный срок, Педагогическийсовет обсуждает вопрос о возможном оставлении его в школе.
Выдачасвидетельства об окончании семилетней школы и аттестата зрелости допускаетсятолько при отличном поведении ученика (балл «5») со следующейзаписью: при отличном («5») поведении.
Балл поповедению выставляется в четвертных ведомостях оценки успеваемости и поведения(в табелях). Родители учащегося или заменяющие их лица обязательно извещаются опричинах снижения отметки по поведению ученику. Оценки по поведениювыставляются один раз в четверть. В продолжении четверти за отдельные поступкиили за поведение в течение дня или недели отметки не ставятся. О проступкахученика, за которые применяется по отношению к нему снижение балла поповедению, следует делать запись в личное дело.
Серьезностьданного вида наказания, его вес и значение будут достаточно высокими в томслучае, если школа будет пользоваться им с должной осторожностью.
24. Вызов длявнушения на Педагогический совет — применяется по отношению к учащимся 4 — 10классов, допускавшим многократные нарушения дисциплины и не проявляющимдостаточных усилий к своему исправлению несмотря на меры убеждения и наказания,уже примененные по отношению к ним.
Ученик долженна Педагогическом совете дать объяснение по поводу своего поведения, выслушатьсоветы и указания, принять к исполнению сделанные предложения и получитьпредупреждение, что, в случае допущения им новых нарушений дисциплины, будетпоставлен вопрос об его исключении.
25. Временноеисключение из школы на срок не свыше двух недель применяется за такие тяжелыепроступки, как оскорбление учащего персонала, неоднократное нарушениераспоряжений администрации школы и преподавателей, за отдельные фактыгрубо-непристойного поведения в общественных местах и на улице.
Временноеисключение учащегося из школы производится директором (заведующим).
Об этой меревносится запись в личное дело ученика. Ученик и его родители предупреждаются,что в случае повторения учеником серьезных нарушений дисциплины — возможноисключение из школы на длительный срок или перевод его в школу с особымрежимом.
26.Исключение из школы на срок от года до трех лет и направление ученика в школу сособым режимом являются крайними мерами наказания, применяемыми в случаегрубого оскорбления кого-либо из учащего персонала, систематического нарушенияраспоряжений администрации, за употребление спиртных напитков, за бесчинство,за факты грубо-непристойного поведения на улице и в общественных местах,выражающиеся в нарушении общественного порядка, за злостную порчу или хищениеобщественного и личного имущества.
Исключение изшколы на срок от года до трех лет и направление ученика в школу с особымрежимом производится директором (заведующим) школы по постановлениюПедагогического совета и утверждается районным (городским) отделом народногообразования.
Заведующийрайонным (городским) отделом народного образования, получив материалы школы обисключении учащегося, обязан немедленно проверить положение дела на месте илично вынести соответствующее решение.
Окончательноерешение об исключении учащегося из школы директор (заведующий) школы объявляетна школьном ученическом собрании родителей, вызвав их в школу.
Выписка изпротокола Педагогического совета об исключении ученика из школы включается вличное дело учащегося с отметкой, когда данное решение утверждено отделомнародного образования.
Районный(городской) отдел народного образования, в случае отмены им решенияПедагогического совета, должен подробно мотивировать свое решение и сообщитьего областному (краевому) отделу народного образования (НКП АССР) с изложениемвсех обстоятельств дела.
27. Ученик,исключенный из школы на срок от одного года до трех лет, не может быть принят вдругую общеобразовательную школу обычного типа в течение того периода времени,на какой он исключен.
Приемисключенных на срок от одного года до трех лет обратно в школу производится вобычном порядке, т.е. наравне со вновь поступающими в данную школу учениками.
28. В техслучаях, когда это возможно и уместно, применяется мера наказания, вытекающая какестественное следствие из характера совершенного проступка.
Например, вслучае невыполнения домашнего задания — оставление после уроков для выполненияданной работы, в случае загрязнения помещения — уборка его, в случае порчишкольного оборудования или вещей товарищей — их ремонт своими силами иливозмещение материального ущерба, в случае нарушения очереди — предложение статьпоследним, в случае нарушения правил игры — исключение из нее, в случаенарушения порядка на киносеансе, во время прогулки и т.п. — лишение подобногоудовольствия в следующий раз, при нанесении обиды кому-либо из товарищей илипри проявлении невежливости к кому-либо из старших — требование извинения.
29. Привыборе наказания следует подходить к этому дифференцированно в зависимости отвозраста учащихся.
Так,например, удаление ученика из класса и исключение учащихся из школы почти небудет иметь места в младших классах начальной школы, требование провинившемусявстать неуместно в 9 — 10 классах, и т.д.
О проступках,носящих характер правонарушения и караемым по суду, если они совершаютсяучащимися старше 12 лет, сообщается гражданским властям.
30. Крайневажно, чтобы для учащегося, подвергаемого наказанию, была понятна зависимостьмежду наказанием и проступком. В этих целях при всяком проступке учащегося,влекущем за собой наказание, следует: хорошо разобраться в причине совершенияпроступка, довести до сознания учащегося последствия, вытекающие изсовершенного проступка для него самого, для его родителей, для товарищей,школы.
31. Директор(заведующий) школы вправе повышать меру наказания, наложенную учителем.Отменить наложенную меру наказания может только педагог, применивший ее.
32.Результаты применения наказаний следует контролировать, добиваясь исправленияданного ученика и улучшения поведения других учащихся.
33. В случаеисправления поведения учащегося об этом делается соответствующая отметка вклассном журнале или, в более значительных случаях, в личном деле ученика.
Если учитель,классный руководитель или директор найдет нужным, то факт исправления ученикаони отмечают перед коллективом учащихся (например, перед классом).
34. Записи,сделанные в личном деле, принимаются во внимание при составлении характеристикиученика в конце каждого учебного года, при выпуске ученика из школы, а такжепри переходе его в другую школу.
35.Администрация школы обязана своевременно информировать родителей учащихся оповедении их детей, извещать о фактах применения наказания и предупреждать овозможности применения самых строгих наказаний (снижение балла по поведению,исключение из школы, перевод в школу с особым режимом).
Необходимодоговориться с родителями о совместных мероприятиях по исправлению ученика и ободной линии подхода к нему.
Нельзя приэтом вызов родителей в школу рассматривать как один из видов наказания.
36. Кромеприменения указанных выше мер наказания, учителем, классным руководителем, зав.учебной частью, директором (заведующим) школы, поведение ученика, по ихпредложению, может быть подвергнуто обсуждению в ученических организациях.
Ученическиеорганизации могут оказать товарищеское содействие ученику в его исправлении.
Ученическиеорганизации вправе выносить порицания членам своего коллектива, нарушающимтребования дисциплины, установленные для советских школьников, и тем самым роняющимчесть своего класса и своей школы.
Нельзя,однако, загрузить ученические организации разбором проступков учащихся.
Ученическиеорганизации могут принимать от своих членов обещания относительно исправленияповедения, но с обязательным последующим контролем исполнения этих обещаний.
37. Важнейшимусловием эффективности применения поощрений и наказаний являются правильныеотношения между педагогами и учащимися.
Во всехслучаях неизменно со стороны педагогов должно быть справедливое отношение кучащимся.
Важно, чтобыучащиеся чувствовали внимание и заботу по отношению к ним со стороны педагогов,чуткость и искреннее желание работать для их образования и воспитания.
Каждомупедагогу очень важно обладать умением находить в любом ученике хорошие стороны,и, вызывая у воспитанника чувство достоинства и чести, опираться наположительные черты его характера, чтобы помогать ему изживать недостатки в егоповедении.

Приложение Б
 
Анкета для учителей
1. Как часто Вы наказываете учеников:
— часто
— время от времени
— редко
2. Как часто Вы поощряете учеников:
— часто
— время от времени
— редко
3. Как чаще всего Вы наказываете:
— замечание
— выговор
— ограничение
— физическое наказание
4. Как чаще всего Вы поощряете:
— похвала
— подарки
— отметки
— одобрение
5. Справедливо ли Вы наказываете ипоощряете учеников:
— да
— нет
— не знаю
6. С какой целью Вы используетеметоды поощрения и наказания:
— наведения порядка
— коррекции поведения
— направления сложившихся качествличности
— формирования адекватной самооценки
7. Как Вы думаете, достигаете ли Высвоей цели?
— да
— нет
— не знаю
8. Согласуете ли Вы с родителями мерыпоощрения и наказания?
9. Как Вы думаете, можно лиотказаться от наказаний?
 
Анкета для учащихся
 
1. Часто ли вас наказывают?
— часто
— время от времени
— редко
2. Как чаще всего вас наказывают?
— замечание
— выговор
— ограничение
— физическое наказание
3. Справедливо ли вас наказывают?
— да
— нет
— не знаю
4. После наказания стараетесь ли выисправить свою ошибку?
— да
— нет
5. Всегда ли наказание соответствуетпоступку?
— всегда
— иногда
— никогда
6. Когда вас наказывают, вы боитесь:
— самого наказания
— что учитель (родитель) огорчится
— ничего
7. Как вы реагируете на наказание?
8. Можно ли отказаться от наказания?
9. Часто ли вас поощряют?
— часто
— время от времени
— редко
10. Как чаще вас поощряют:
— похвала
— подарки
— отметки
— одобрение
11. Справедливо ли вас поощряют:
— да
— нет
— не знаю
12. Всегда ли поощрение соответствуетпоступку:
— всегда
— иногда
— никогда
13. Искренне ли вас поощряют:
— да
— нет
— не знаю

Приложение В
 
Ответы учителей
 
Наказываете ли выучеников?
/>
 
Считаете ли вы поощрениядейственным способом?
/>
Влияют ли поощрения наребенка?
/>

Считаете ли вы поощрениедейственным способом коррекции поведения?
/>
 
Ответы учеников
 
Применяются ли в Вашейсемье поощрения?
/>
Ваше отношение к поощрениям?-
Положительное 20 детей.

/>
Кто чаще наказывает всемье?
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.