Реферат по предмету "Педагогика"


Методика развития речи у детей

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Периодизация развития речи у детей
а)0 — 3 лет
б)3 — 4 года
в)5 — 6 лет
2.Методика развития словаря у детей дошкольного возраста
3.Этапы обучения правильному звукопроизношению
Заключение
Списоклитературы

Введение
Хорошая речь –важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче иправильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири еговозможности в познании окружающей действительности, содержательнее иполноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляетсяего психическое развитие. Одна из сторон речи – звукопроизношение, котороележит в основе. Все мы когда-то были детьми и вспоминая свое детство какбеззаботное время тогда я никогда не задумывалась о том, что моя речь с помощьюкоторой я общалась с окружающими могла бы быть неправильной. И только перейдя вшколу я поняла, после замечаний учителей конечно, что эта речь к которой япривыкла, была не совсем правильной. Конечно, я не задумывалась о даннойпроблеме в те годы, но сейчас я понимаю, на сколько важно уделять внимание этойпроблеме именно в дошкольном возрасте, чтобы потом будучи уже школьникомребенок смог хорошо освоиться в школьном процессе.
Формированиеправильного произношение у детей – это сложный процесс, ребенок учитьсяуправлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь,осуществлять контроль за речью окружающих и собственной. Но у многих детей этотпроцесс задерживается. Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Но приблагоприятных условиях обучения дети способны самокорекции. Весь дошкольныйвозраст – это время энергичного развития речи и, в частности, владенияправильным звукопроизношением.
Изучая данную проблему,я поняла, что большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. Вшколе недостатки речи могут вызвать неуспеваемость, страдает письменная речь.Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят.
Дошкольноеобразовательное учреждение — первое и самое ответственное звено в общей системенародного образования. Овладение родным языком является одним из самых важныхприобретений ребенка в дошкольном детстве, что обуславливает особуюактуальность выбранной темы.
Ребенку как носителюязыка необходима зона языкового развития, без которого невозможен полноценныйинтеллектуальный рост. Поэтому следует изучать особенности формирования словарногозапаса и его взаимосвязь с воспитанием ребенка. Система занятий по развитиюречи -один из основных элементов общего языкового и нравственно-эстетическоговоспитания дошкольников.

1. Периодизацияразвития речи у детей
Речь не являетсяврождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе сразвитием ребёнка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кораголовного мозга достигла определённой зрелости; лишь бы были развиты слух,зрение, осязание, обоняние; развиты психические процессы: внимание, память,мышление, и физическое состояние было бы хорошим.
Развитие речи ребёнканачинается с трёх месяцев. Это период активной подготовки речевого аппарата кпроизношению звуков. Одновременно происходит процесс развития понимания речи.Сначала ребёнок начинает различать интонацию, а затем слова, обозначающиепредметы и действия. При этом звуки усваиваются не изолированно, сами по себе,а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов. Наранних этапах речевого развития слова произносятся ребёнком очень искажённо.Правильным произношением ребёнок овладевает постепенно.
Постепенно развиваетсяпассивный и активный словарный запас. К 2 годам активный словарь насчитывает250-300 слов. В то же время формируется и фразовая речь. Сначала это простыефразы из двух-трёх слов, постепенно к 3 годам фразовая речь усложняется.Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь уже становится полноценнымсредством общения.
Речь — сложнаяфункциональная система, в основе которой лежит знаковая система языка впроцессе общения. Речевая функциональная система основывается на деятельностимногих мозговых структур, каждая из которых выполняет свою специфическуюоперацию.
Несомненно, речьразвивается комплексно: активная речь ребёнка и понимание им речи взрослыхразвивается одновременно.
 

а) 0 — 3 лет
С 3 до 9 месяцевребёнок просто лепечет; как бы играет звуками и слогами; подражает звукам речиокружающих и в результате получаются первые слова. Слоги для ребёнка становятсяцелым словом — мама, папа, дада, дай, кс-кс, ав-ав, ам-ам и др.
От 9 мес. до 1 годасловарь увеличивается и включает названия предметов, животных, игрушек; именавзрослых и детей. Ребёнок живо реагирует на обращённую к нему речь.
А к 1,5 годам ребёнокговорит фразы из двух-трёх слов. Активный словарь включает около 250 слов.
 
б) 3 — 4 года
На протяжении 3-го годажизни в развитии ребёнка происходят значительные изменения. Очень увеличиваетсяроль речи в поведении ребёнка. Все реакции этого возраста на окружающее связаныс речью. Ребёнок хорошо понимает смысл речи взрослых, относящейся к тому, чтоего непосредственно окружает. Быстро растёт словарь, он достигает 1000 слов.Ребёнок употребляет почти все части речи: существительные (кто? что?), глаголы(что делает?), прилагательные (какой?). Употребляет предлоги — за, под, перед,в, на, у, с, к, и др. ( с папой; на стул; у яблочка) Ребёнок 3 лет начинаетговорить распространёнными предложениями. Например, ребёнок 3-х летговорит:«Договорились, сначала я морковку съем, а потом пойдём с тобойгулять». Или:«Мамочка, посмотри, какие красивые цветы тётянесёт!» Меняется характер общения со взрослыми и детьми: общениестановится речевым! Ребёнок начинает мыслить: сравнивать (снег белый, каксахар); обобщать (яблоко красное и флажок красный); делать умозаключения(мальчики мамы не бывают...) Дети этого возраста становятся почемучками, тоесть задают много вопросов (как, где, когда, а куда ). Умеют пересказывать (повопросам) сказку или рассказик. Ребёнок использует суффиксальноесловообразование: кошка — кошечка; заяц — зайчик, зайка и т.д.
3 года — моментинтенсивного развития связной речи. Переход от ситуативной к контекстнойтребует большой согласованности в работе Ц.Н.С., речедвигательного механизма,внимания, памяти, произвольности и др. Некоторая рассогласованность в работеЦ.Н.С. в нейроэндокринной и сосудистой регуляции приводит к изменениюповедения. Наблюдается упрямство, негативизм. Это определяет большую ранимостьречевой системы. Могут возникнуть заикание, мутизм, отставание речевогоразвития. Ребенок отказывается от речевого общения, дает протест на завышенныек нему требования. Если на этом этапе возникло заикание, то оно может бытьобусловлено и возрастной неравномерностью созревания отдельных звеньев речевойфункциональной системы и различных психических функций. Иногда их называютэволютивные, что означает связанные с возрастной фазой развития.
У детей 4-го года жизнишироко используется разговорная форма речи. Увеличивается словарь, изложениесвязное. Предметы обьединяются по назначению: одежда, посуда, продукты, овощи,фрукты, т.д. Согласовываются правильно существительные и прилагательные (синееплатье; синий шарик) или существительные и числительные (пять шариков, одиншарик); правильно употребляются падежные окончания. Дети хорошо рассказываютили пересказывают.
 
в) 5 — 6 лет
К 5-6 годам речьграмматически и лексически в основном сформирована.
У детей старшегодошкольного возраста связная речь достигает довольно высокого уровня. Навопросы ребенок отвечает достаточно точными, краткими или же развернутыми (еслиэто необходимо) ответами. Развивается умение оценивать высказывания и ответысверстников, дополнять или исправлять их. На шестом году жизни ребенок можетдовольно последовательно и четко составить описательные или сюжетные рассказына предложенную ему тему. Однако дети все еще часто нуждаются в предшествующемобразце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношениек описываемым предметам или явлениям у них развито недостаточно.
У детей старшегодошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Накапливаетсязначительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных исложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение кграмматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

2. Методика развитиясловаря у детей дошкольного возраста
Очень важная задача,стоящая перед взрослыми, это задача обогащения словаря ребенка. У всех людейесть пассивный словарь — в него входят слова, которые мы понимаем, но редкоиспользуем в речи, а есть активный словарь, т.е. тот набор слов, которыми мыоперируем в каждодневном общении с другими людьми. У дошкольников, и этохарактерно, пассивный словарь в значительной степени превышает активный. И однаиз существенных проблем — перенести как можно больше пассивных слов в актив.
На первое место всловарной работе выдвигается положение о том, что слово является важнейшейединицей языка, которая служит для наименования предметов, процессов, свойств,а работ над словом является одной из важных в общей системе работы по развитиюречи.
Овладение словарнымсоставом родного языка рассматривается как необходимое условие освоения егограмматического строя, развития связной монологической речи, воспитаниязвуковой стороны речи. Неотъемлемым свойством слова как единицы языка являетсяего значение. Понимание всего многообразия значений слов развивается у человекана протяжении многих лет, поэтому необходимо знакомить ребенка с разнымизначениями одного и того же слова, чтобы обеспечить семантическую точность егоиспользования. Развитое у ребенка умение употреблять слова и словосочетания всоответствии с контекстом, речевой ситуацией способствует развитию уменийсвободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания,свободно пользоваться словами и связывать из по смыслу.
Словесные обозначения(наименования) предметов дети усваивают при ознакомлении с окружающей ихдействительностью. Однако словарь дошкольников нуждается не только вколичественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значенийслов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначныхслов, понимание переносных значений).
Одной из главных задачсловарной работы является обогащение, расширение и активизация словарногозапаса, основу которого составляет введение в языковое сознание ребенкатематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначныхслов.
Синонимическая работа сдетьми (подбор слов, близких по своему значению) переплетается с усвоениемтематических групп слов (глаголы движения: идти, шагать, плестись, брести ит.п.: или глаголы, обозначающие речь: сказал, спросил, ответил, закричал).
Работа над антонимами(словами с противоположным значением) проводится с детьми при составлении словосочетанияи предложений. Дети находят антонимы в пословицах, поговорках. Подбор антонимовк многозначным словам расширяет представления детей о слове, помогает уточнитьего значения. А подбирая словосочетания со словами противоположного значения,дети глубже понимают многозначность слова.
Многозначность словапоказывается дошкольником на хорошо знакомых словах с конкретным предметнымзначением (ручка, игла, молния и т.д.)
Составляя предложения смногозначными словами, дети показывают, на какой смысл того или иного слова ониориентируются. Работа над многозначными словами может идти по такимнаправлениям: называние слова, подбор к нему признаков и действий — составлениесловосочетаний, затем предложений и использование многозначных слов в связномтексте.
В процессе словарнойработы необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как точность,правильность, связность, выразительность. в конечном итоге необходимовыработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства,которые точно выражают замысел говорящего.
Реализация программы пословарной работе с детьми дошкольного возраста осуществляется через системусоответствующих занятий трех разновидностей:
— занятия, в которыхсловарная работа осуществляется в процессе ознакомления с постояннорасширяющимся кругом предметов и явлений окружающей действительности(экскурсия, демонстрация предметов и т.п.)
— занятия, гдесловарная работа опирается на углубление знаний детей об окружающих предметах иявлениях (ознакомление с качествами, свойствами, особенностями),
— занятия, решающиезадачи словарной работы в процессе обобщений, формирования понятий.
Для обучениямонологической речи детей дошкольного возраста обычно используются следующиевиды занятий: рассказывание по картине, пересказ литературных произведений,составление описательных рассказов об игрушках, составление повествовательныхрассказов (творческое рассказывание), составление рассказов из личного опыта,рассказывание по серии сюжетных картинок.
Основным приёмомобучения монологической речи на начальном этапе является приём совместногорассказывания: воспитатель начинает предложение, ребёнок заканчивает. Всовместном рассказывании воспитателя и ребёнка функцию планирования берёт насебя педагог. Он задаёт схему высказывания, а ребёнок заполняет эту схемуразличным содержанием. Образец рассказа не предлагается, т. к. этот приём неспособствует проявлению самостоятельности и инициативы. На следующем этапеведущим приёмом обучения становится план, который даётся вестественно-разговорной форме.
Перед тем, каквыполнить основное задание (составить описательный или повествовательныйрассказ и т. д.), детям предлагаются игры и упражнения на развитие и обогащениесловаря, на формирование грамматического строя речи. Воспитатель долженпомнить, что методика обучению связной речи находится во взаимосвязи с работойнад другими сторонами речевого развития.
Практическая работа подиагностике и формированию словаря детей
1. Диагностика
2. Дидактические игры(на формирование словаря)
«Перепрыгни через ров»
Цель игры. Учить детейобразовывать повелительную форму глагола с помощью приставок.
Организация занятия.
Игроков распределяют надве команды и выстраивают на площадке одну против другой (на расстоянии 50 см).
Перед каждой командой рисуютдве параллельные линии — это ров. На слова воспитателя:
Если хочешь
Ловким быть,
Если хочешь
Сильным быть,
Если хочешь
Быть здоров, --
Перепрыгни
Через ров!
все прыгают. Выигрываетта команда, в которой большее число играющих сумело перепрыгнуть через ров, ненаступив на черту. Игра продолжается. Проигравшая команда под тот же стишок, носказанный уже «победителями», предпринимает вторую попытку. Игру можноактивизировать, предложив детям прыгать с закрытыми глазами.
 «Молчанка»
Цель игры. Учить детейобразовывать глаголы с помощью приставок.
Организация занятия.
Перед началом игры детихором произносят:
Первенчики, червенчики,
Зазвенели бубенчики.
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок.
Молчок!
Со словом «молчок» всезамолкают и не двигаются. Ведущий (воспитатель) наблюдает за детьми. Есликто-то рассмеется, или заговорит, или пошевелится, он дает ему фант. В концеигры дети выкупают фанты — выполняют действия по команде: залезают под стол ивылезают, подпрыгивают на месте два--три раза; выходят в раздевалку и входят вгрупповую комнату; отодвигают стул и задвигают на место; выглядывают в окошко;приседают, встают, подбрасывают мяч; перепрыгивают через веревочку и т. д.
Игра эта увлекаетобычно детей всех возрастных групп.
МОЯ СЕМЬЯ
Этот пальчик — дедушка,Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я, Вот ився моя семья!
Поочередное сгибаниепальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК
— Пальчик-мальчик, гдеты был?
— С этим братцем в лесходил,
С этим братцем щиварил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песнипел.
На первую строчкупоказать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их состальными пальцами.

3. Этапы обученияправильному звукопроизношению
Обучениезвукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками,принятыми в логопедии.
I этап,подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладениюзвуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики,речевого слуха, речевого дыхания.
Правильное произношениезвуков зависит от деятельности речевого аппарата в целом и от деятельностиорганов артикуляции, от их подвижности и гибкости, от координацииартикуляционных движений, их силы и точности. Так, трудный для произнесениязвук требует гибкости движений языка, быстрой вибрации его кончика. Шипящиезвуки требуют сильной воздушной струи, подъема языка в форме «ковшика»,округления губ и вытягивания их слегка вперед и т.д.
Поэтому необходимосистематически упражнять органы артикуляции, проводить упражнения, направленныена тренировку мышц языка с целью придания ему нужного положения; на подвижностьгуб, челюстей, щек, на выработку воздушной струи, правильного дыхания.
С целью подготовкиречевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводят восновном в игровой форме, что создает условия для многократного их повторения.
Развитию моторикиартикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение: «Кто каккричит?», «Что звучит?», «Чей домик?» и др. Используются звукоподражания шумуветра, рокоту самолета, карканью вороны, жужжанию жука, цоканью копыт лошади идр. Повторение лишенных смысла слогов (ша – шо – шу, ра – ро –ру) быстроутомляет и не дает положительных результатов, в то время как ребенку ненадоедает щелкать языком, «как кучер», жужжать, «как пчела», гудеть, «какпаровоз». В связи с этим следует заметить, что дети усваивают речь, подражаялюдям, а не звукам природы, мычанию коровы и пр., т.е. подражание звукамживотных осуществляется опосредованно, через речь воспитателя.
Для развития речевогодыхания проводят игры на поддувание: сдувание снежинок (кусочков ваты),поддувание карандашей, плавающих рыбок, лодочек. Однако дети не сразусправляются с заданием. Многие напрягаются, раздувают щеки и не могут сдутьлежащую пушинку. Этому детей надо учить. От простых игр переходят к болеесложным, где требуется сильная воздушная струя воздуха, – детям предлагаютподуть на плавающих в воде уток, гусей, лодочку; подуть на воду до образованиябрызг.
В процессе дыхательныхупражнений ребенок учится правильно дышать, делать короткий, быстрый вдох идлительный, сильный, плавный выдох. Не следует допускать, чтобы детинапрягались и уставали. Упражнения проводятся сидя, не более 1,5 мин (начиная с0,5 мин).
Для развития речевогослуха, слухового внимания рекомендуются игры «Угадай, кто позвал?», «Угадай,что я сказала?», «Что делает Петрушка?», «Эхо» и др.
В индивидуальной работеиспользуется артикуляционная гимнастика: облизывание языком верхней и нижнейгубы (слизывание меда); язык делается «жалом», «широкой лопаткой» и др.
IIэтап — становление звуков речи, или постановка звука. Это создание новойнервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими(самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятиеартикуляции звука) ощущениями. В большинстве случаев необходимо одновременнозатормозить неправильную связь между представлением о звуке и его произношением.
Постановка звуковначинается с легких по артикуляции звуков и кончается более трудными;последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальнойработы (шипящие, свистящие, р, л).
При полном отсутствиизвука или при его неустойчивом произношении, что часто наблюдается удошкольников, бывает достаточно фиксировать внимание ребенка на звуке. Это такназываемая постановка звука по подражанию или вызывание звука. Обучение здесьосновано на подражании детьми речи воспитателя, четкому произношению звука.Такой прием обучения возможно использовать только в легких случаях. Фиксациявнимания на звуке происходит благодаря выделению звука в слове, болеедлительному и напряженному его произношению воспитателем и восприятию ребенкомв этот момент его звучания и артикуляции.

Заключение
Одной из важныхпредпосылок формирования речи являются способность ребенка к подражанию.
Фонетической сторонойречи ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Наличие речевойподражательности отмечают многие исследователи.
Таким образом, вдошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковойстороной русского языка. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным дляокончательного становления всех звуков родного языка.
Ребенок с развитойречью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражаетсвои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняетвзаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитиедругих сторон речи. Особое значение правильное звукопроизношение приобретаетпри поступлении в школу.
Воспитание правильной ичистой детской речи – одна из важных задач в общей системе работы по родномуязыку. Это особенно актуально у нас на Кавказе, где многонациональный составнаселения и смешивание языков в повседневном общении приводит к неоднородноймассе разговорной речи, что с возрастом только усиливается. Причем взрослымизбавиться от подобных привычек гораздо сложнее чем детям, которые могут ихвообще избежать. И именно это зависит от нас – воспитателей.
Осознавать значимость исерьезность проблемы воспитания чистой речи должны и педагоги и родители.
В конце данной работы ябы хотела отметить, что проблема, которую я постаралась изложить выше намногобольше и актуальнее чем я могла себе представить и она нуждается в разрешении втаком раннем возрасте когда сами дети даже не осознают ее существование. Иименно поэтому на нас взрослых лежит большая и важная задача дать нашим детям ивсему подрастающему поколению в целом качественное и правильное воспитание иобучение.

Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методикаразвития речи и обучения родному языку дошкольников. -М., 2000.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевоеразвитие дошкольников. -М., 1999.
3. Занятия по развитию речи в детскомсаду. Программа и конспект /Под ред. О.С. Ушаковой. -М.: Совершенство, 2001.
4. Кудрявцева Е. Использование загадок вдидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк.воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
5. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методикаразвития речи детей дошкольного возраста.-М.,2003
6. Развитие речи детей дошкольноговозраста /Под ред. Ф.А. Сохина -М.: Просвещение, 1984.
7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей(раннего и дошкольного возраста). -М., Просвещение, 1981
8. Ушакова О. Развитие речи детей 4-7лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.
9. Ушакова О., Струнина Е. Методикивыявления уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста // Дошк.воспитание.-1998.-№9
10. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.- М., 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.