Министерство образование Российской Федерации Архангельский Государственный Технический Университет Институт Права и Предпринимательства КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Правоохранительные органы Тема Прокуратура РФ Работу выполнил студент 1 курса по специальности юриспруденция Рожкин Александр Анатольевич Работу проверил КОТЛАС 2005.
Содержание стр. Введение 1. Принципы организации и деятельности прокуратуры. 2. Система органов прокуратуры, их структура. 3. Основные направления деятельности прокуратуры. 4. Понятие прокурорского надзора. 9 Заключение 11 Список использованной литературы. 13 Введение. Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в
Российской Федерации рассматривается как одна из самостоятельных форм государственной деятельности, обеспечивающая успешную реализацию задач по укреплению законности и правопорядка в Российской Федерации, осуществление принципов социальной справедливости. Важно отметить, что прокурорский надзор рассматривается как одна из наиболее существенных гарантий по охране прав и законных интересов граждан. Нормативным источником для деятельности органов прокуратуры
до 1992 года являлся во всех союзных республиках общесоюзный закон о прокуратуре СССР, в союзных республиках в силу строгой централизации органов прокуратуры не было своих республиканских законов о прокуратуре. С принятием Закона Российской Федерации О прокуратуре Российской Федерации 1992г. Генеральная прокуратура Российской Федерации и подчиненные ей прокуратуры приобрели ряд прерогатив,
ранее им не свойственных. Практическая необходимость принятия этого Закона обусловлена и тем, что в условиях катастрофического роста преступности в РФ, в том числе преступности организованной и коррумпированной, а также ухудшающейся е криминогенной характеристики, возрастает роль органов прокуратуры в раскрытии и расследовании каждого совершенного преступления, в обеспечении одного из основополагающих принципов уголовного судопроизводства - неотвратимости
наказания за совершенное преступление. Конституция РФ и Закон О прокуратуре Российской Федерации содержат основополагающие принципы организации и деятельности органов прокуратуры, содержание актов прокурорского реагирования на установленные нарушения, а также средств прокурорского воздействия, как на устранение, так и на предупреждение нарушений закона, дана классификация этих процессуальных документов, предъявляемые к ним требования и необходимые реквизиты.
Закон О прокуратуре Российской Федерации сохранил традиционно сложившиеся отрасли прокурорского надзора и основные направления деятельности органов прокуратуры, тем не менее, каждое из них претерпело определнные изменения. В данной работе мы рассмотрим прокуратуру РФ как один из элементов системы правоохранительных органов. Укажем принципы е организации, систему органов прокуратуры, их структуру, а так же дадим характеристику
основным направлениям е деятельности, раскроем понятие прокурорского надзора. 1. Принципы организации и деятельности прокуратуры. Прокуратура - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории.
Организация и деятельность прокуратуры строятся в соответствии с определнными принципами. Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ - это закрепленные в Конституции РФ и в других законах основополагающие требования, которые выражают политическое и государственное назначение прокуратуры, определяют задачи и полномочия прокуроров, а также содержание и характер правовых средств и методов по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве,
а также содержат признаки и качества, определяющие отличие органов прокуратуры от иных государственных органов, в том числе и от правоохранительных. Соблюдение установленных законодателем принципов позволяет прокуратуре успешно выполнять стоящие перед ней задачи по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением законов в государстве. Перечислим эти принципы Ш принцип централизации прокуратура РФ составляет единуюфедеральную централизованную систему органов
и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ Ш принцип законности органы прокуратуры должны действовать в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами Ш принцип независимости органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений прокуроры и следователи органов прокуратуры
не могут быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления прокурорские работники не могут являться членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связаны решениями общественных объединений Ш принцип гласности органы прокуратуры действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства
РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне они также информируют о состоянии законности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, население. Прокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научной или
творческой. Целями деятельности системы органов прокуратуры являются Ш обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности защита прав и свобод человека и гражданина Ш защита охраняемых законом интересов общества и государства. 2. Система органов прокуратуры, их структура. В соответствии с Конституцией РФ ст. 129 и Законом О прокуратуре РФ ст.
10 органы прокуратуры составляют единую, строго централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим, а все вместе взятые - Генеральному прокурору РФ. Систему органов прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры Ш прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры
Ш научные и образовательные учреждения, являющиеся юридическими лицами. Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним прокуратуры, научные и образовательные учреждения имеют в оперативном управлении объекты социально-бытового и хозяйственного назначения. Система прокурорских органов строится на основе административного и национально-государственного устройства.
Возглавляет систему органов прокуратуры Генеральная прокуратура РФ. Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления Ш управления в федеральных округах1 Ш управления и отделы на правах управлений, в составе управлений. Управления и отделы создают в соответствии с основными направлениями деятельности прокуратуры. Это управления по надзору Ш за расследованием преступлений законностью судебных постановлений по уголовным
делам законностью судебных постановлений по гражданским делам Ш исполнением законов на транспорте и в таможенных органах и др. Ш В соответствии с законодательством РФ органы прокуратуры подчиняются Генеральному прокурору РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению президента
РФ. Срок полномочий Генерального прокурора РФ пять лет. В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора РФ и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей один из заместителей Генерального прокурора РФ в соответствии с установленным распределением обязанностей
между заместителями. Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений помощниками Генерального прокурора РФ. 1. Образованы Приказом Генерального прокурора РФ от 05.06.2000г. 98 Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах. Генеральный прокурор
РФ имеет также советников и помощников по особым поручениям. Помощников по особым поручениям имеют также его заместители. В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ председатель, его первого заместителя и заместителей по должности, других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором
РФ, являющаяся совещательным органом. Решения коллегии реализуются приказами Генерального прокурора. При Генеральной прокуратуре также действует Научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. В структуру Генеральной прокуратуры РФ входят на правах структурных подразделений Главная военная прокуратура и Главное следственное управление, возглавляемые заместителями
Генерального прокурора РФ. Генеральный прокурор РФ ежегодно представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению. Организация и порядок деятельности прокуратуры РФ и полномочия прокуроров определяются Конституцией РФ, Федеральными законами О прокуратуре
Российской Федерации, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Территориальные органы прокуратуры включают в себя прокуратуры субъектов РФ Ш прокуратуры городов и районов. Ш Наименование территориальных прокуратур может отличаться своеобразием, вытекающим из особенностей территориального деления некоторых субъектов РФ. Например, в республике Бурятия имеются прокуратуры улусов, а не районов.
В Москве вместо прокуратур районов прокуратуры округов. Во многих регионах имеются межрайонные прокуратуры, юрисдикция которых распространяется на территорию двух районов. Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры, которые имеют первых заместителей и заместителей, назначаемых Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов РФ назначаются на должность без указания срока полномочий
Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми субъектами РФ Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ. В этих прокуратурах также образуют коллегии в составе прокурора субъекта РФ председатель, его первого заместителя и заместителей по должности и других прокурорских работников,
назначаемых прокурором субъекта РФ. В прокуратурах субъектов РФ, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах образуются управления и отделы на правах управлений, в составе управлений. К числу специализированных прокуратур относятся Ш природоохранные, в юрисдикцию которых входит прокурорский надзор за исполнением законов об охране природы и окружающей среды например, Волжская природоохранная прокуратура
Ш прокуратуры за соблюдением законов в исправительных учреждениях, которые распространяют свою юрисдикцию на территорию, занимаемую несколькими пенитенциарными учреждениями1. 1. Пенитенциарные учреждения - это учреждения осуществляющие исполнения наказаний, назначаемых судом за совершение уголовных преступлений. Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры.
По решению Генерального прокурора РФ в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы. Прокуроры городов и районов, прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность без указания срока полномочий и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ. Они подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Образование, реорганизацию и упразднение органов и учреждений прокуратуры,
определение их статуса и компетенции осуществляет Генеральный прокурор РФ. Создание и деятельность на территории РФ органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры РФ, не допускается. 3. Основные направления деятельности прокуратуры. В соответствии со стоящими перед прокуратурой РФ целями, она выполняет ряд определнных функций, которые
определяют направления е деятельности Ш надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов Ш надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами,
представительными законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций надзор за исполнением законов органами, осуществляющимиоперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие Ш надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих
назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу Ш надзор за исполнением законов судебными приставами Ш уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ Ш координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством
РФ Ш участвуют в рассмотрении дел судами, обжалуют противоречащие закону решения, приговоры, определения, постановления судов. Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности. Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции Ш осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними Ш заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью
Ш участвует в разработке международных договоров Российской Федерации. 4. Понятие прокурорского надзора. Основной функцией всех органов прокуратуры является прокурорский надзор, который представляет собой действия прокуроров по наблюдению за законностью решений органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также направленные на устранение нарушений законов и способствовавших
им обстоятельств, на восстановление нарушенных прав и привлечение виновных к ответственности. Прокурорский надзор осуществляется от имени Российской Федерации. Основными отраслями и направлениями прокурорского надзора являются Ш надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления,
органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов Ш надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными
лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций Ш надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие Ш надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Вся деятельность прокуратуры по данным отраслям и направлениям четко регламентирована
действующим законодательством РФ. При осуществлении общего надзора прокуроры имеют следующие полномочия Ш по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, на которые распространяется надзор, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов,
статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций Ш вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. При наличии оснований, установленных законом, прокурор возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к установленной законом
ответственности. При установлении нарушений закона прокурор имеет право применить следующие акты прокурорского реагирования Ш вынести представление об устранении нарушений Ш принести протест на противоречащий законам правовой акт Ш обратиться в суд или арбитражный суд с требованием о при-знании правового акта недействительным Ш освободить своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании
решений несудебных органов Ш вынести постановление о возбуждении уголовного дела илипроизводства об административном правонарушении Ш потребовать письменно привлечения виновного лица к инойустановленной законом ответственности. Заключение. Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции
Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Положение о прокуратуре базируется на Федеральном Законе О прокуратуре Российской Федерации от 17 ноября 1992г Этот акт отвечает интересам укрепления законности и правопорядка в сложный переходный период развития России. В нем в значительной мере учтен опыт сходных государственно-правовых структур развитых стран.
Одновременно сохранены и усилены положения, учитывающие преемственность отечественного опыта. Основное усилие сделано на развитие огромного правозащитного потенциала прокуратуры, в том числе в реализации его конституционного приоритета обеспечения реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина. С учетом этого введена в закон специальная глава о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как главном приоритете в ее деятельности.
В этих целях прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Одновременно прокуратура способствует взаимодействию разделения властей, выполняя функцию одного из элементов системы сдержек и противовесов, их согласованному функционированию
как единой государственной власти прокуратура призвана обеспечивать укрепление и сохранность законности. Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов имеет ключевое значение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности. Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Одновременно всей своей деятельностью прокуратура способствует взаимодействию
разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти все ветви власти заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура
Российской Федерации осуществляет Ш надзор за исполнением законов Ш надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина Ш надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие Ш надзор за исполнением судебных решений судебными приставами Ш надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих
назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу Ш уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации Ш координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие
закону решения, приговоры, определения и постановления судов. Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности. Ш Список использованной литературы. Нормативная 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993г. 2. Федеральный закон от 17.01.1992 2202-1О прокуратуре
Российской Федерации ред.02012000. 3. Приказ Генерального прокурора РФ от 05.06.2000 98Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах. Специальная 1. Лукичев Ю.А Вахмистрова С.И. правоохранительные органы РФ Курс лекций СПб. Изд. Юридический центр Пресс, 2003. 2.
Гуценко К.Ф Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебник для юридических вузов и факультетов. 3-е издание, переработанное и дополненное. М. Зерцало, 1997. 3. Винокуров А.Ю Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор в РФ. М. Изд-во МНЭПХ, 1995.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |