Тарасевич Татьяна Васильевна
Воспитатель МДОУ
«Д/с №1 комбинированного вида»
Городского округа ЗАТО
Шиханы Саратовской области
Обучениерисованию детей дошкольного возраста
Рисованиеявляется одним из важнейших средств познания мира и развитие знанийэстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической итворческой деятельностью ребенка.
Обучениерисованию в дошкольном возрасте предполагает решению двух взаимосвязанныхзадач:
· во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивостьк окружающему миру, родной природе, событиям нашей жизни;
· во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
В процессерисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие,художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все детирисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие. А это значит, чтов дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познанияокружающего мира.
Проблемарисования старшими дошкольниками средствами нетрадиционных художественныхтехник определяется интересом к изучению особенностей детского изобразительноготворчества и зависимостью его развития от владения изображения.
Однако допоследних лет обучение детей рисованию рассматривалось только как усвоениедетьми реалистического рисования средствами ручных техник, разнообразие которыхпроявлялось только в разнообразии свойств обучения, многообразие графических, втом числе и печатных техник, не изучалось, не исследовалось на предмет ихиспользования в детском рисовании как средств повышения выразительностиизображаемых детьми образов и предметов, что послужило поводом для того, чтобыэти техники назвать «нетрадиционными» для дошкольного образования и выбрать ихв качестве объекта педагогического исследования по рисованию портрета в старшемдошкольном возрасте.
Великийфранцузский просветитель 18 века Дени Дидро говорил: «Страна, в которой училибы рисовать, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все страны по всемнаукам, искусствам и мастерством». И эта мысль сегодня звучит на столькоактуально и верно, что никто не осмелится её оспорить.
Конечно, невсе дети станут художниками, скульпторами, но время когда они могут свободнотворить, когда формируется эстетическое мировосприятие очень ограниченно.Только в детстве изобразительная деятельность является ведущей линией развитияличности. Через неё воспринимает и отражает окружающий мир и свое отношение кнему.
Изучив,программы по обучению детей изобразительной деятельности в детском саду язамечаю основные направления в своей образовательной работе.
Отработкатехнических навыков.
Воспитаниеэмоциональной отзывчивости при восприятии окружающего мира и умения передаватьсвои впечатления в изобразительных работах, используя различные средствавыразительности.
Обучениеумению изображать предметы и явления, передавая их образы выразительно путемсоздания отчетливых форм и подбора цвета.
Эти задачирешаются мною на протяжении всего дошкольного возраста и конкретизируются сучетом возрастных и психологических особенностей каждого периода.
Уже не длякого не секрет, что современная жизнь накладывает отпечаток на процессобучения, вносит в него свои коррективы. Нам, педагогам приходится считаться стем, что всё больший процент детей страдают неустойчивой психикой и дефицитомвнимания.
Ещё лет 10назад прекрасно работала классическая схема построения занятия. Занятиепроводилось сразу со всей группой детей. В начале – «сюрпризный момент», чем –то заинтересовывали детей, потом – объяснения, уточнения порядка работы исамостоятельная деятельность детей, оценка результатов. Сейчас мне приходитсяделить группу на 2 подгруппы, чтобы больше обеспечить индивидуальный подход ккаждому ребёнку. И ещё одна проблема: дети не запоминают сразу весь материал,приходится неоднократно повторяться в течение занятия. Исходя из своего опыта,я несколько перестроила методику проведения занятия. В младшей и средней группемы с детьми придумываем сказки и сопровождаем рисунок рассказом. Дети младшегодошкольного возраста очень восприимчивы к сказкам, они в них верят, легкопредставляют, и сами придумывают. Поэтому занятие из простого рисованияпревращается в творческое экспериментирование, дети учатся видеть яркие образыи изображать их.
Для детейстаршего дошкольного и младшего школьного возраста я использую способпоэтапного объяснения. В начале – целостное восприятие предмета или явления,какие впечатления оно побуждает, какие образы вызывает. Потом уточнение порядкаработы.
А потомобъяснение и сразу же упражнение детей в изображении отдельных частей работы.Последнюю половину занятия я оставлю для самостоятельной доработки рисунка илискульптуры детьми. Ещё один эффективный приём – это когда дети в конце занятиясоставляют рассказ по своей работе. Этот приём позволяет мне решить сразунесколько проблем. Во – первых: нацеливает детей на создание сюжетной работы.Во – вторых: организует поведение детей: те, кто закончил рисовать, обдумываютрассказ и представляют свою работу, а кто работает медленнее – получаетвозможность ещё поработать.
И втретьих: проходит самоанализ проделанной работы, дети, сравнивая работы видятуспехи и недостатки своей работы и корректируют её.
Одно изведущих направлений в моей работе – это обучение технических навыкам. Так,например, ровное закрашивание данной формы вызывает затруднения, как у малышей,так и у старших дошколят.
Чтобынаучить детей аккуратно заштриховывать весь контур предмета в рисунке я провожуряд упражнений, на которых знакомлю с разными видами штриховок: штрихиотрывные, неотрывные, прямы и дуги.
Упражненияпровожу как часть занятия, на котором в дальнейшим дети используют полученныйнавык в своей самостоятельной работе. Например, раскрась птичку так, чтобы былопонятно, что головка пушистая (отрывной штрих по кругу), на крыльях и хвосте –длинные перья (длинные отрывные дуги), а на грудке – короткие (короткие дуги).Такие упражнения помогают детям более просто и быстро создать впечатлениезавершенной, объёмной и выразительной работы. Дети учатся располагать штрихи взависимости от формы и фактуры предмета.
Призакрашивании красками больших поверхностей я использую такой прием. Говорюрастягивая: «Ра – а – аз», и в это время широким и длинным мазком кисти провожулинию вдоль контура предмета от одного края до другого, «два – а – а»- рядомпровожу другой длинный мазок. Это организует детей, учит уверенности, смело вестикисть от края до края безотрывно, добиваться «гладкого» изображения.
Разводить исмешивать краски, подбирать характерный цвет
-эти задачирешаются на каждом занятии по рисованию. Но особенно эффективны в этомнаправлении занятия по составлению пейзажных композиции: «Радуга», «Заходсолнца», «Морские дали», «Золотая осень», «Деревья смотрят в озеро», «Заря алаяразливается», «Букет», «Весеннее небо». Первые три темы учат смешивать краскина мокрой бумаге, последовательно накладывая один цвет за другой, и благодарявлаге, различные цвета взаимопроникают друг в друга. При рисовании осеннихпейзажей в подготовительной группе, я использовала приём набора различныхцветовых пятен сначала на палитреоргстекле, последующее отпечатывание их нелист бумаги, и после просыхания дальнейшая прорисовка деталей. На такихзанятиях дети получают возможность экспериментировать с цветами, развиваютчувство цветового восприятия, воображения, эстетический вкус.
Для того,чтобы добиться большей выразительности детских рисунков провожу беседы о том,как с помощью цвета, размера, характера штриховки и пр.можно передать своёотношение к изображаемому объекту. Провожу игровые упражнения, на которыхизображаем один и тот же объект, но различными цветами разного размера, разнойтехникой. Я использую и другие упражнения, когда дети перед рисованием илилепкой перевоплощаются в изображаемый образ – своего рода психогимнастика:«Трусливый заяц», «Могучий дуб и тонкая, гнущаяся под ветром, берёзка»,«Грациозный лебедь», «Страшная колючка» и т.п.
Ещё одинприем: другой ребенок пытается отгадать характер героя, изображенного еготоварищем, этот приём учит детей оценивать, на сколько его средствавыразительности понятны для окружающих.
И так, этойстатьёй я хочу обратить внимание на то, что только в детстве душа ребенкаоткрыта для восприятия чуда, и поэтому мы взрослые должны наиболее эффективнопостроить образовательную и воспитательную работу, так чтобы развить у новойоткрывающей мир личности творческое мировосприятие, умение видеть и творитьпрекрасное.