--PAGE_BREAK--Качество образования (с рационалистической точки зрения) понимается как результат процессуальной стороны образования и совокупность компетенций выпускников, которые придают им способность адаптироваться к изменяющейся социальной и экономической среде, удовлетворять обусловленные потребности.
Качество образования распадается на качество условий и качестворезультата. Первое состоит в способности учреждения создать в своих стенах образовательные траектории, соответствующие склонностям и интересам обучающихся при обязательном выполнении государственных образовательных стандартов. Второе – в оценке меры соответствия результатов – надеждам. В данном определении представлены два основных компонента качества: обязательный (стандартный) и вариативный (определяемый образовательным учреждением).
Выполнение образовательных стандартов обеспечивает единство образовательного пространства государства и гарантирует право обучающихся на получение полноценного образования. Средством отслеживания выполнения образовательных стандартов является мониторинг. Второй (вариативный) компонент не может быть оценен на основе количественных показателей, поскольку оценивается не результат, а направление развития образовательного учреждения, т.е. личностно-ориентированная составляющая качества образования.
Необходимыми предпосылками формирования личностно-ориентированной составляющей являются переход от оценки знаний, умений, навыков учащихся к оценке их компетенций, а также оценка влияния образовательного процесса на психосоматическое состояние ребенка («цена результата»).[12; 39]
Таким образом, исходя из выше сказанного, качество образования можно рассматривать как многомерное понятие. Оно включает совокупность существенных свойств образования, соответствующую современным требованиям педагогической теории, практики и способную удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства. Понятие качество образования включает 3 блока:
Ø Качество основных условий образовательного процесса.
Ø Качество реализации образовательного процесса.
Ø Качество результатов образовательного процесса.
1.2 Основные пути анализа качества образования
Экономическое и духовное развитие страны в значительной степени определяется качеством общего и профессионального образования. Качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором в мире. В связи с этим, в рамках приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных Правительством Российской Федерации, предусмотрено создание моделей организации контроля качества образования и формирование нормативной базы для общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО).
Начиная с 80-х годов ХХ века многие развитые страны (в том числе США, Великобритания, Австралия, Голландия и др.) предпринимают серьезные попытки соотнести результаты функционирования образовательных систем с запросами общества (потребностями инвесторов, в том числе государства, профессиональных сообществ, налогоплательщиков).
В последнее десятилетие разработка подходов к оценке качества образования осуществляется через систему всероссийского, регионального и международного мониторинга качества образования, в рамках эксперимента по введению единого государственного экзамена, а также посредством научно-практических разработок, осуществляемых как на федеральном, так и на региональном уровнях. В работах последних лет находит отражение мировой опыт разработки инструментария оценивания результатов обучения, в том числе тестирования и обработки результатов, на основе современных теорий педагогических измерений.
В частности, в настоящее время продолжается отработка различных моделей новой независимой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений. Завершился эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ). Ведётся работа по стандартизации банка измерительных и диагностических материалов; разработке технологического обеспечения аттестационных процедур общеобразовательных учреждений, технологии оценки готовности детей к обучению в начальной и основной школе. [2;22]
В рамках комплексных проектов модернизации образования субъектов Российской Федерации (приоритетный национальный проект «Образование») начата работа по формированию различных моделей региональных систем оценки качества образования в соответствии с Указом Президента РФ от 28.06.07. № 825 «Об оценке деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
В то же время система оценки качества образования в России только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Достаточно часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий. Деятельность различных организаций, занимающихся проблемами качества образования, недостаточно координируется. Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации, не хватает квалифицированных кадров. Слабо проработана нормативно-правовая база системы оценки качества образования.
Оценка качестваобразования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, деятельности всей образовательной системы страны и ее территориальных подсистем.
Под общероссийской системой оценки качества образования понимается совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг.
Основная цель ОСОКО – получение и распространение достоверной информации о качестве образования.
Создание общероссийской системы оценки качества образования будет способствовать:
– обеспечению единого образовательного пространства;
–повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;
–обеспечению объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения;
–индивидуализации образования, развитию академической мобильности и мобильности трудовых ресурсов;
–созданию инструментов общественного участия в управлении социально – образовательной средой;
–принятию обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней.
В основу концепции положены следующие основные принципы:
· развитие ОСОКО, преимущественно, как системы внешней государственно-общественной оценки; приоритет внешней оценки качества образования над внутренней;
· открытость информации о механизмах, процедурах и результатах оценки в рамках действующего законодательства;
· прозрачность процедур и результатов, нормативный характер формирования и развития ОСОКО;
· функциональное единство ОСОКО на различных уровнях при возможном разнообразии организационно–технических решений;
· применение научно обоснованного, стандартизированного и технологичного инструментария оценки;
· разделение информационно-диагностической и экспертно-аналитических функций (соответственно сбора и интерпретации информации о качестве образования) в рамках ОСОКО;
· профилактика монополизации оценки качества образования;
· системно-целевая направленность формирования информационных ресурсов ОСОКО на всех уровнях.
Объектами оценки качества в системе образования являются:
– образовательные программы (включая и те образовательные программы, для которых не предусмотрены государственные образовательные стандарты). Выбор актуальной и эффективной образовательной программы представляет интерес не только для потребителя, но и для образовательной организации (учреждения), так как именно качественная программа во многих секторах образования влияет на конкурентоспособность образовательной организации. Соответственно, оценка качества и сертификация образовательных программ становится широко востребованной функцией ОСОКО, которая позволяет включить программы в число основных объектов оценки;
– образовательные организации (учреждения) и их системы (сюда входят и органы управления, подведомственные организации и службы, а также независимые структуры, выполняющие по заказам органов управления образованием те или иные функции, обеспечивающие образовательный процесс и процесс управления), реализующие спектр образовательных программ всех типов и видов, включая образовательные подразделения предприятий;
– индивидуальные образовательные достижения обучающихся представляют собой наиболее значимый объект оценки. Под обучающимися мы понимаем как тех, кто уже завершил освоение той или иной образовательной программы, так и тех, кто находится на различных промежуточных этапах обучения.
Самооценка обучающихся. В условиях непрерывного образования, «образования в течение всей жизни» способность к самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности становится для человека важнейшим качеством. Развитие этой составляющей внутренней оценки должно быть реализовано за счет разработки соответствующего научно-методического обеспечения.
В полной мере сказанное относится и к самооценке обучающих: учителей, преподавателей и т.д.
Оценка образовательных программ. Процедуры, методики оценки качества образовательных программ разработаны в настоящее время недостаточно. Требуется целенаправленная разработка соответствующих методик и рекомендаций на федеральном уровне, которая позволит эффективно проводить эту работу на каждом уровне управления образованием.
Самооценка образовательных учреждений в настоящее время практикуется частично. Достаточно полно она реализуется в учреждениях высшего профессионального образования. Целесообразно, на основе глубокого анализа, выявить и распространить положительный опыт вузов по организации самооценки на образовательные учреждения других уровней.
Оценка образовательных учреждений со стороны органов управления образованием. Механизмы этой оценки развиты относительно полно, но требуют дальнейшего совершенствования, прежде всего в части объективизации соответствующих процедур, показателей и критериев. Об этом свидетельствует неудовлетворенность потребителей уровнем эффективности этого вида оценок.
Оценка индивидуальных достижений обучающихся. На уровне образовательного учреждения оценка индивидуальных достижений обучающихся, как правило, реализуется в рамках двух процедур: государственной итоговой аттестации выпускников и промежуточной аттестации обучающихся в рамках внутренней системы контроля качества образования.
Самооценка обучающихся. В условиях непрерывного образования, «образования в течение всей жизни» способность к самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности становится для человека важнейшим качеством. Развитие этой составляющей внутренней оценки должно быть реализовано за счет разработки соответствующего научно-методического обеспечения.
В полной мере сказанное относится и к самооценке обучающих: учителей, преподавателей и т.д.
Методический инструментарий для оценки качества подготовки учащихся/студентов учреждений образования в большинстве субъектов Российской Федерации разрабатывают, как правило, сами образовательные учреждения на основе соответствующих государственных образовательных стандартов. Используемые оценочные материалы далеки от совершенства.
Необходима целенаправленная работа на федеральном уровне по формированию соответствующих оценочных материалов.
В сложившейся российской практике оценку качества подготовки выпускников, как главную составляющую оценки результативности деятельности учреждений образования, осуществляют сами производители образовательных услуг. Исключение составляет оценка уровня подготовки выпускников средней общеобразовательной школы, для которой в настоящее время впервые реализован механизм независимой оценки в рамках единого государственного экзамена.
Оценка деятельности педагогических кадров. Существующая система оценки (аттестации) руководителей и педагогических работников образовательных учреждений может быть в настоящее время признана относительно удовлетворительной по сравнению с другими аспектами оценки качества образования. В среднесрочной перспективе необходима разработка и апробация новых моделей оценки деятельности педагогических кадров.
Выбор модели системы оценки качества образования, форм и процедур контроля в значительной степени зависят от общеправового контекста, в котором осуществляется образовательная деятельность, в том числе от формата законодательного разграничения полномочий органов государственной власти различных уровней, образовательных учреждений в этой сфере.
Следует заметить, что в последние годы в законодательстве об образовании в этой сфере произошли значительные изменения. В период с 2002 по 2007 годы было внесено около 200 законодательных инициатив, принято более 20 федеральных законов, внесших изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». При этом внесенные в данные законодательные акты изменения коснулись в основном следующих вопросов:
В 2002-2003 годах были, главным образом, затронуты различные вопросы осуществления образовательной деятельности (государственные образовательные стандарты, федеральные перечни учебников, расширение перечня образовательных программ, реализуемых образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования; использование дистанционных технологий и т.п.).
В 2004-2006 годах уточнялись полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере образования, а также статус образовательных учреждений (организаций). Были приняты следующие федеральные законы:
ü Федеральный закон от 22.08. 2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
ü Федеральный закон от 29.12. 2004 № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований»;
ü Федеральный закон от 31.12. 2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»;
ü Федеральный закон от 28.12. 2006 № 242-ФЗ «О внесении изменения в статью 31 Закона Российской Федерации «Об образовании».
В соответствии с этим законами на федеральном уровне были четко разграничены полномочия и предметы ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; установлена исчерпывающая компетенция как федеральных, так и региональных органов государственной власти. При этом законодательное закрепление этих полномочий было основано на принципе обеспечения их финансирования за счет средств бюджетов соответствующих уровней. Таким образом, полномочия были приравнены к расходным обязательствам того или иного уровня власти.
продолжение
--PAGE_BREAK--В 2007 году процесс законодательного уточнения полномочий продолжился, но уже в части законодательной регламентации полномочий и процедур по надзору и контроля в сфере образования. Однако в отличие от предыдущих законодательных инициатив, федеральные законы, принятые в 2007 году, основаны на комплексном подходе к урегулированию вопросов надзорно-контрольной деятельности и оценки качества образования.
В основе данного подхода лежат как внутренние процессы развития системы образования (например, утверждение новых практик, проведение и завершение ряда экспериментов (ЕГЭ) в рамках процесса модернизации образования), так и общегосударственные процессы (в частности, реализация административной реформы).
В заключение следует констатировать, что изменения законодательства об образовании последних лет заложили общую правовую рамку для формирования Общероссийской системы оценки качества образования. В первую очередь определены формат и содержание контрольных процедур в сфере образования и организационно-управленческая модель их реализации, включая разграничение полномочий и порядок взаимодействия органов государственной власти. Вместе с тем, создание такой общегосударственной системы подразумевает не только государственный, но и общественный контроль в этой сфере, а также формирование сегмента общественных отношений, связанного с предоставлением различных сервисных услуг как государственными, так и негосударственными организациями в сфере оценки деятельности образовательных учреждений и качества образования. Создание правовых основ осуществления и развития таких сервисов, а также определение роли и форм взаимоотношений органов государственной власти, участников образовательной деятельности, субъектов оказания таких услуг, их законодательное оформление является перспективной приоритетной задачей государственной образовательной политики.
1.3 Процесс управления качеством образования в учреждении
В связи с возрастанием требований к качеству образования как общемировой тенденции, на что ориентирует Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. и положения Болонской декларации, все более востребованной стала методология управления качеством.
Н.А.Селезневой и коллективом Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов развивается системная методология управления качеством образования уже более десяти лет. Для практической реализации этой системы необходимо:
1) создание нормативной базы;
2) разработка оценочных средств измерителей качества;
3) построение технологий комплексного мониторинга качества образования.
1.4 Внутренний контроль, как залог создания системы качественного образования
Внутришкольный контроль — одна из общих функций систем внутришкольного управления. В отличие от инспектирования внутришкольный контроль осуществляется субъектами самого образовательного учреждения. Цель внутришкольного контроля, как подчеркивает Л.И. Вагина, — дать информацию о реальном состоянии дел в образовательном учреждении, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям. Контроль и анализ информации лежат в основе принятия управленческих решений и таким образом делают управление осмысленным и целеустремленным. Информация, получаемая в ходе внутришкольного контроля, используется в ходе оценки работы кадров, при обобщении передового педагогического опыта [4; 71].
Внутришкольный контроль включает систематическое изучение жизнедеятельности школы, учебно-воспитательного процесса и труда учителя. Анализируются все аспекты работы педагогов: планирование, дидактическая и техническая подготовка к уроку, индивидуальная работа с учащимися, вариативность домашних заданий, проверка и оценка знаний учащихся.
В современной теории внутришкольного управления выделяют следующие принципы эффективного внутришкольного контроля: стратегической направленности контроля; соответствия делу (адекватность методов внутришкольного контроля его объекту и ситуации); нормативов; контроля по критическим точкам; существенных отклонений; действия (ориентация контроля на конструктивные изменения ситуации); своевременности, простоты и экономичности контроля (рисунок 1).
Рисунок 1 — Принципы внутришкольного контроля.
В основу внутришкольного контроля школы закладывают педагогический анализ результатов труда учителя и состояния учебно-воспитательного процесса. В качестве целей внутришкольного контроля выдвигают:
а) достижение соответствия функционирования и развития, педагогического процесса в школе требованиям государственного стандарта образования;
б) дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса, учитывая, индивидуальные особенности учащихся, их интересы, образовательные возможности, состояние здоровья.
Функции внутришкольного контроля:
1. Функция обратной связи.
Без объективной и полной информации, которая непрерывно поступает к руководителю и показывает, как происходит выполнение поставленных задач, руководитель не может управлять, принимать обоснованные решения.
2. Диагностическая функция.
Имеется в виду аналитический срез и оценка состояния изучаемого объекта на основе сравнения этого состояния с заранее избранными параметрами повышения качества и эффективности контроля. Связана, прежде всего, с переводом на диагностическую основу. Педагог должен иметь четкое представление об уровне требований, о критериях оценки развития ученика и методах оценивания.
3. Стимулирующая функция.
Предполагает превращение контроля в инструмент развития творческих начал в деятельности учителя.
Внутришкольный контроль, как справедливо отмечает И.В. Гуревич, должен быть сведен к минимуму объектов контроля (к выбору приоритетных направлений контроля). Этот минимум он называет базовым компонентом внутришкольного контроля. Он является той инвариантной внутришкольного контроля, которая дает возможность руководству школы готовить ее к аттестации, сохранять целостность учебно-воспитательного процесса школы, гарантировать государственный стандарт образования выпускникам школы. В то же время учреждение образования имеет возможность следовать программным документам по модернизации системы образования. Для этого учреждение может расширить план внутришкольного контроля за счет вариантной части.
Базовый компонент внутришкольного контроля (инварианта) будет обеспечивать Госстандарт образования, а инновационный (вариативный) компонент позволяет организовать современное управление, которое будет зависеть от концепции, выбранной учреждением. Базовый компонент внутришкольного контроля обслуживает стабильные структуры управленческой системы учреждения образования, в то время как инновационный компонент направлен на обслуживание мобильных структур. Стабильные структуры, позволят учреждению образования удерживать необходимое качество образования (осуществлять функционирование), а мобильные структуры дадут возможность поиска оптимальных вариантов выполнения программы модернизации системы образования в условиях недостаточной нормативно-правовой базы, определения индивидуального лица учреждения, повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, то есть, заниматься развитием школы [8; 31]. На схеме это выглядит следующим образом (рисунок 2).
продолжение
--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--2. Сбор информации.
Источники информации: урок, коллектив учащихся, классный журнал, дневник учащегося, ученические тетради, тематическое планирование учителя, учебная программа, контрольная работа, личные дела учащихся.
Методы контроля: наблюдение, проверка документации, опрос(устный, письменный, включая анкетирование), тестирование, оперативный разбор (анализ только что проведенного урока или мероприятия с его организаторами или участниками), ретроспективный разбор (оценка деятельности школы выпускниками прошлых лет, анализ вступительных экзаменов).
Способы сбора информации: использование листов контроля, различных таблиц, программ и схем наблюдений, тетрадей и журналов посещений.
3. Обработка информации и экспертная оценка.
При обработке информации и экспертной оценке полученных результатов используются формулы расчета показателей качества и оценочные шкалы.
4. Распространение информации.
Информация ВШК доводится до сведения учителей, по необходимости – до учащихся и их родителей на совещаниях при завуче, производственных совещаниях, педсоветах и родительских собраниях.
5. Хранение информации.
Итоги контроля оформляются в виде таблиц, графиков, диаграмм, тестовой аналитической информации. Хранение производится на бумажном и электронном носителе.
В процессе разработки была создана модель эффективной системы внутришкольного контроля, которая включает в себя необходимые требования к контролю.
Модель системы внутришкольного контроля
уровень
Система внутришкольного контроля IIуровень
Конт-роль должен отра-жать и поддер-жи-
вать общие цели школы
Контроль должен соответство-вать контролируемому виду деятельности, объективно измерять и оценивать то, что действитель-но важно
Контроль необходимо обеспечивать с позиции действующих нормативов
Контролиро-вать по критическим точкам – особое внимание факторам, критическим для оценки степени выполнения плана
Сосредотачи-вать контроль на существенных отклонениях
Контроль должен быть действенным — существенно влиять на повышение эффективности труда педагога
Контроль осуще-ствлять своевре-менно и регулярно
Ш уровень
Создание целостной системы информации
– социальный заказ школе;
— информация об особенностях и состоянии работы педагогического коллектива.
Совершенствование компетентности, культуры проверяющего
Создание объективных, точных и удобных для применения нормативов
Изучение деловых и профессиональных качеств членов педагогического коллектива
Не только уметь вскрывать недостатки, но и находить положительное, оценивать достижения
Придание контролю общественного характера – привлечение руководителей МО, учителей, учащихся, родителей; изучение общественного мнения о школе.
Создание продуманной системы морально-иатериального стимулирования
Обеспечение научной организации труда
Основные направления внутришкольного контроля нашей школы отражены в таблице 3 Таблица №3
Направления внутришкольного контроля
Обновление
содержания образования
Организация учебно-воспитательного процесса
Контроль состояния санитарно-гигиенического режима и техники безопасности в школе
Контроль школьной документации
Переход на концентрическую систему образования
Вариативность образования
Апробация новых учебно-методических комплексов
§ Элективные курсы;
§ Факультативные курсы;
§ Индивидуально-групповые занятия;
Курсы по выбору
§ Повышение профессионального мастерства учителя
§ Реализация закона РФ «Об образовании»
§ Состояние преподавания предметов;
§ Выполнение федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования
§ Работа над качеством знаний, умений и навыков учащихся
§ Контроль работы над единой методической темой
Контроль выполнения программ
§ Выполнение требований санитарно-эпидемиалоги-ческих правил к учебно-воспита-тельному процессу
§ Соблюдение техники безопасности при проведении учебных занятий
Контроль здоровьесбере-гающих технологий
§ Проверка журналов (классных, факультативных и т.д.)
§ Проверка личных дел
§ Проверка тетрадей (рабочие, контрольные и т.д.)
§ Проверка дневников
Документы методических объединений
В соответствии с указанными направлениями была разработана система внутришкольного контроля (см. Приложение), а также нами были разработаны программы контроля.
I. Программа классно-обобщающего контроля «Изучение организации педагогического процесса в 10-х классах»
Цель – Определение состояния организации классного коллектива, условий оптимизации УВП, проблем преподавания учебных предметов с точки зрения активности и возрастной зрелости учащихся и пути их решения в период адаптации.
Задачи:
· Определение психологического состояния учащихся в новом классном коллективе.
· Определить основные направления совместной работы педагогического и ученического коллективов, родительской общественности по оптимизации образовательного процесса.
· Изучение методики педагогов, способствующих привитию умений и навыков самостоятельной работы и развитию культуры общения учащихся на гуманистической основе.
Формы контроля:
· Посещение уроков по всем предметам с последующим анализом;
· Проверка дневников;
· Анкетирование учащихся;
· Контроль посещаемости уроков учащимися;
· Беседа с учителями, работающими в классах;
· Индивидуальная работа с учащимися и родителями.
Объекты контроля
Вопросы контроля
1. Персональный контроль за работой учителей, имеющих наибольшее количество слабо успевающих учеников, наибольшее количество пропусков уроков.
2. Качество и методы преподавания в классе.
3. Координация педагогов по работе с классом.
— Система контроля и учета знаний;
— уровень требований к знаниям учащихся;
— дифференцированный подход в работе с учащимися;
— доступность объяснения;
— наличие приемов, направленных на пробуждение интереса к предмету;
— стиль взаимоотношений с учащимися;
— дисциплина на уроке
— методы активизации познавательной деятельности на уроке.
Работа классного руководителя
-Воспитательная система класса;
— работа с журналом, дневниками;
— работа с родителями;
— индивидуальная работа с учащимися
— связь урочной и внеурочной работы в классе.
Учеба учащихся
— Уровень знаний учащихся;
— самооценка;
— наблюдение за мотивированными учащимися, реализация их потенциала;
— наблюдение за учащимися, имеющими наименьшие успехи в учебе.
Психологическая атмосфера в классе
— Психологический микроклимат в классе;
— характер отношений между учащимися;
— учащимися и учителями;
— учителями и родителями;
Отношение родителей
— Участие родителей в жизни класса;
— выполнение родительских обязанностей по воспитанию детей.
В результате реализации данной программы можно отметить, что: психологический климат в классе положительный, взаимоотношения между учащимися и учителями доброжелательные. Педагоги в своей работе используют дифференцированный подход в обучении учащихся, применяют разнообразные методы и формы обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся.
Работа классного руководителя направлена наформирование дружного отзывчивого коллектива через общеклассные мероприятия, классные часы, поздравление именинников. Развитие коммуникативных навыков школьников через привлечение каждого ученика к занятиям в кружках, секциях, факультативах, участию в олимпиадах, предметных неделях; общественных поручениях.
В классе осуществляется связь с родительской общественностью. Родители принимают участие в жизни класса, оказывают посильную помощь в укреплении материально-технической базы школы.
II. Программа классно-обобщающего контроля «Адаптация учащихся 5-х классов»
Цель проверки: определить степень адаптации учащихся в 5 классе к обучению в школе II ступени.
Методами контроля были:
- посещение уроков,
- анкетирование родителей,
- контрольные срезы по русскому языку и математике,
- наблюдение за обучающимися 5 класса,
- изучение документации.
Время проведения контроля октябрь 2009 года.
За период проверки администрацией посещено 13 уроков
Анкетирование родителей «Диагностика школьной адаптации» позволило сделать следующие выводы:
50% детей охотно идут в школу;
75% приспособились к школьному режиму;
50% детей справляются с домашним заданием самостоятельно;
50% опрошенных имеют положительные впечатления о школе;
87,5% детей переживают за свои успехи и неудачи.
У 37,5% учащихся высокий уровень адаптации, у 62,5% — средний.
Мини опрос пятиклассников показал, что им нравится в школе, весело и комфортно.
Наблюдения за детьми при посещении уроков позволяют сделать вывод, что 50% из них отличаются высокой активностью, у большинства пятиклассников сформированы навыки учебного труда, дети организованны, дисциплинированны.
С контрольным диктантом по русскому языку справились 87,5% обучающихся, качество составило 50%.
Подтвердили оценки за 4 класс – 37,5%. Получили ниже годовой – 50%.
С контрольной работой по математике справились 62,5%, качество знаний составило 37,5%
Подтвердили годовые оценки за 4 класс – 50%, получили ниже годовой – 50% учащихся.
Проверка поурочных планов по русскому языку, математике, биологии и литературе показала, что в основном выдерживаются основные этапы уроков. Однако поурочное планирование:
- по математике недостаточно полно, развернуто (учитель М…. Н.А..)
- по биологии основная часть урока представлена схематически, непонятно для проверяющего (учитель О…. А.Е..);
- не всегда обозначены цели урока и нет подведения итогов в планах по литературе и русскому языку (учитель Г…. Н.Н..)
По итогам контроля было принято управленческое решения:
1. Психологу школы, С…. Л.Н.., разработать коррекционную программу по развитию познавательного интереса у учащихся 5 класса. Срок исполнения до 1.12.2009г.
2. Учителям-предметникам М…… Н.А. и Г…. Н.Н. разработать план ликвидации пробелов в знаниях учащихся. Срок исполнения до 1.12.2009г.
3. Заместителю директора школы по УВР Г…… Л.Л… рассмотреть на методическом совещании вопрос «Поурочный план – творческая работа учителя».
Срок исполнения до 15.01.2010г.
4. Классным руководителям 5-х классов использовать в воспитательной работе с детьми формы работы, направленные на повышение интереса к школе, к учебе.
III. Программа тематического контроля «Формы и методы обучения самостоятельной деятельности учащихся 8, 9 классах»
Цель контроля: выяснить эффективность используемых педагогами методов обучения самостоятельной деятельности учащихся. Методы контроля: посещение уроков.
Время проведения контроля октябрь 2009 года.Администрацией было посещено 9 уроков.
Анализ посещенных уроков позволяет сделать вывод, что учителя- предметники на уроках используют различные формы организации самостоятельной работы учащихся: работа в парах, группах, индивидуальную, фронтальную. На уроках русского языка (.Е.И.,. Н.И.) учащиеся самостоятельно выполняют словарную диктовку, составляют предложения, работают с теоретическим материалов в учебнике, выполняют творческие задания.
В системе работают самостоятельно в группах на уроках русского языка девятиклассники. Обсуждение заданий по предложенным карточкам, взаимоконтроль, обсуждение теоретического материала (учитель. Е.И..)
На уроке физики в 9 классе (учитель.Г.К..) предлагает учащимся при проверке домашнего задания самостоятельную работу по группам. Учащиеся обсуждают предложенные вопросы, задачи, распределяют свои обязанности для ответов в соответствии с возможностями. В системе несложный материал предлагается учащимся для самостоятельного изучения с составлением плана-конспекта.
Но характер самостоятельной деятельности в основном репродуктивный. Исследовательский характер самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории, обществознания (учитель. М.И.).
Так, уч-ся 9 класса на усвоения новых знаний, решают проблему, обозначенную учителем в начале урока. Т.о. самостоятельная работа, организованная с учащимися, помогает в достижении поставленных целей урока.
На уроках химии ( учитель. Т.А.) предлагает учащимся самостоятельное решение задач, подводит школьников к самостоятельному выводу нового учебного материала. Желающие учащиеся индивидуально готовят дополнительный интересный материал по изучаемой теме.
В системе на уроках географии (учитель. Т.Ю.) в форме самостоятельной индивидуальной работы проводит брифинг с учащимися. Кроме того, учащиеся самостоятельно работают с учебным материалом, результатом работы является составление таблиц, опорных схем.
Следует отметить, что все учителя организуют самопроверку и взаимопроверку самостоятельной работы учащимися. Самостоятельная работа проводится учителями на этапах актуализации знаний, при контроле домашних заданий, закреплении нового материала, виды работ проверочные, обучающие, контролирующие.
Т.о. педагогами достаточно эффективно используются различные формы методы и виды самостоятельной деятельности учащихся, но характер ее не всегда исследовательский, творческий, не наблюдалось и взаимообучения, не всегда эффективно подведение итогов самостоятельной работы. На что необходимо обратить внимание.
IV. Программа контроля школьной документации “Проверка классных журналов в 1-11 классах”.
Цель: соблюдение единых требований к ведению документации.
Время проверки: 5 ноября.
Учебной частью была проведена проверка классных журналов 1-11 классов.
В результате проверки было выявлено, что не все учителя соблюдают основные требования к ведению документации, в организации контроля за знаниями учащихся имеются недостатки:
— Несвоевременно заполняются журналы по предметам: история России, информатика в 4, 11 классах, обществознание в 10 классе.
— Отсутствует запись с сентября- месяца по информатики
— В журнале присутствуют выставленные карандашом оценки
(по алгебре в 8 классе, геометрии в 8 классе)
— В журнале ставится большое количество точек по физике
— Не заполнены сведения о занятости учащихся в факультативах, кружках в 5, 6, 7 классах
— Не заполнены сведения о пропущенных уроках обучающимися в 11 классе
— Не заполнены сведения об обучающихся во 2 классе
— Отсутствует соответствие календарно-тематического планирования и записей в журнале по географии.
продолжение
--PAGE_BREAK--На основании выше изложенного предлагаю:
1. Учителю физики, учителю истории, учителю математики вместо точек выставить оценки
2. Учителю истории не выставлять оценки карандашом
3. Классному руководителю 8 класса взять под контроль успеваемость учащихся, имеющих неудовлетворительные отметки
4. Учителям-предметникам обратить внимание на систему опроса на уроках литературы, истории, химии, биологии в 8-11 классах.
5. Учителю русского языка и литературы – заполнить раздел журнала “Что пройдено на уроке»
VI. Программа контроля школьной документации «Проверка классных журналов в 5-11 классах”
Цель: системность опроса учащихся, работа с отстающими учащимися.
Время проверки: 6 ноября 2009 года.
Учебной частью была проведена проверка классных журналов. В результате проверки было выявлено, что не все учителя соблюдают основные требования к ведению документации, в организации контроля за знаниями учащихся, системой опроса.
Имеются серьезные недостатки а именномалая накопляемость оценок:
· в 5 — 6 классе по истории;
· в 9 –х классах по химии
· 10 -11 классах по МХК, ОБЖ.
· В 7-х классах по географии.
В 8 классе отсутствуют оценки по ряду предметов у (ф.и.). (литература, алгебра, геометрия, английский язык, обществознание, информационная культура), имеют только одну оценку по английскому языку (ф.и.)., по истории (ф.и.).
Несвоевременно заполняются журналы по предметам: МХК 9,10, 11 классы, алгебра – 9 класс –.; информатика – 10 класс.
Отсутствует запись домашнего задания по литературе в 9 классе.
Не заполнены сведения о занятиях в факультативах, кружках, секциях на полугодие.
На основании выше изложенного предлагаю:
1. Серьезное внимание обратить на систему контроля за знаниями учащихся
2. Классным руководителям 7, 8, 9, 11 классов взять под особый контроль успеваемость учащихся, имеющих неудовлетворительные оценки и малую накопляемость отметок.
3. Учителю информатики, учителю русского языка и литературы. повысить ответственность за ведение классных журналов.
Кроме традиционных форм контроля мыпредлагаем новые формы внутришкольного контроля, по нашему мнению, отвечающие принципам демократизации системы управления и успешно реализуемые в УО:
1.Система стимулирования сотрудников.
В разработке системы стимулирования принимал участие весь коллектив: проводилось анкетирование сотрудников с целью определения приоритетных мотиваторов в коллективе. Результаты анкетирования легли в основу положения о стимулировании, разработанном временной творческой группой педагогов и принятом на собрании трудового коллектива. В положении о стимулировании четко обозначены критерии результативности деятельности сотрудников, определен механизм подведения итогов по результатам месяца, выбрана форма фиксации результатов посредством самооценки и оценки администрации и зафиксированы виды поощрения (материальные и моральные) за достижение определенных результатов.
Система поощрений стала открытой и понятной для всех сотрудников, теперь каждый член коллектива знает, что за эффективную деятельность он обязательно будет отмечен. Она оформляется в виде экрана педагогических успехов и вывешивается на стенд “Ступени мастерства”.
2. Презентация своих достижений.
В течение всего учебного года на педагогических советах педагогам предоставляется возможность представить свой позитивный опыт работы или высокие результаты своей деятельности в виде самоанализа или доклада. Также по завершению тематического контроля или методической декады администрация подводит итоги достижений педагогов. Наиболее позитивные доклады отмечаются научно – методическим советом и рекомендуются для участия в муниципальных мероприятиях.
2.3 Процесс проведения и результаты контрольного эксперимента
Задача контрольного этапа исследования заключается в выявлении изменений в уровне качества образования у школьников второй и третьей ступени обучения.
Для реализации данной цели нами был проведен повторный мониторинг успеваемости второй и третье ступени обучения. А именно, с пятого по одиннадцатый класс в ноябре месяце были проведены контрольные мероприятия по усвоению знаний у детей.
Классы
Предметы
Диаграмма №6 – Третья ступень обучения
\s
Таким образом, при сопоставлении данных полученных в ходе мониторинга в констатирующем и контрольном эксперименте можно сделать вывод, действительно при использовании системы внутришкольного контроля можно получить положительную динамику в управлении качеством образования. После проведенных мероприятий у обучающихся повысился уровень усвоения материала, т.е. улучшилось качество образования в образовательном процессе.
Заключение
Сегодня школы стремятся обеспечить нормальное функционирование образовательного процесса, качественное достижение результатов образования, соответствующих государственному стандарту, и необходимый для этого уровень мотивации, здоровья и развития обучающихся. Образовательные учреждения стараются перейти из режима функционирования в режим развития, целенаправленно занимаясь инновационной работой.
Изучение состояния преподавания и качества знаний учащихся чрезвычайно важно и значимо для решения вопросов совершенствования преподавания, для управления учебно-воспитательным процессом, т.к. своевременно полученная информация о результатах работы учителя и учебной деятельности учащихся позволяет руководителю оперативно реагировать на затруднения, оказывать адресную помощь и регулировать образовательный процесс.
Среди различных направлений повышения эффективности управления качеством образования важным фактором в управлении образовательным процессом в школе отмечается внутришкольный административный контроль — ведущая функция управления, призванная выполнять роль обратной связи между подсистемами учреждения образования.
Результаты контроля имеют смысл и влияют на эффективность школьной деятельности, если сами подвергаются контролю: анализируется правильность выбора критериев оценки того или вида деятельности, ищутся пути сопоставления и сравнения полученных данных, разрабатываются направления и этапы коррекции выявленных недостатков.
Целью нашей работы было создать систему внутришкольного контроля, как одно из направлений повышения эффективности управления качеством образования. Также необходимо было опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования данной системы контроля.
После проведения опытно-экспериментального исследования мы получили результаты, которые позволили сделать вывод о том, что низкие результаты наших учащихся при проведении мониторинга на констатирующем этапе и положительная динамика результатов мониторинга на контрольном этапе являются неслучайными и подтверждают необходимость использования системы внутришкольного контроля для эффективного управления качеством образования в образовательном учреждении. Следовательно, наша гипотеза подтвердилась.
Список литературы
1. Алашеев С, Рафор С. ЕГЭ: технология достижения успеха обучения // Директор школы. 2004. № 6. С. 11-21.
2. Болотов, В. А. Система оценки качества российского образования / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова // Педагогика. — 2006. — 1. — С. 22-31
3. Бордовский Г.Л., Нестеров А.А., Трапицып С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 359 с
4. Вагина Л.И. Планирование средней общеобразовательной школы / Л.И. Вагина. — М.: Педагогический поиск, 1998. — 250 с.
5. Гребенкина Л.К. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы / Л.К. Гребенкина, Н.С. Анциперова. — М.: Педагогический поиск, 2000. — 220 с.
6. Гуревич И.В. Моделирование системы внутришкольного контроля / И.В. Гуревич // Директор школы. — 1993. — № 3. — C.32-35.
7. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учеб. пособие. — М.: Логос, 2000. — 223 с.
8. Ельников Г.В. Научные основы управления / Г.В. Ельников. — Харьков: Научные знания, 1991. — 120 с.
9. Жукова А.И. Система внутришкольного контроля / Жукова А.И. // Завуч. — 2004. — № 4. — С.116-144.
10. Зайцев В. Мониторинг как способ управления качеством образования //Народное образование, №9. 2002. С. 83-92.
11. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь: для
12. Крахмалев А.Л. Качество образования как актуальная проблема управления. Омск, 2001. С. 15-16
13. Макарова Т.Н. Учебный процесс: планирование, организация и контроль / Т.Н. Макарова. — М.: Глобус, 2001. — 160 с.
14. Моисеев А.М. Качество управления школой: каким оно должно быть. — М/ Сентябрь, 2001.
15. Портнов М.П. Азбука школьного управления / М.П. Портнов, — М.: Педагогический поиск, 1991. — 167 с.
16. Поташник М.М. Управление качеством образования. — М.: Педагогическое общество России, 2001.
17. Селезнева Н.А. Качество образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. 95 с
18. Сергеева В.П. Управление образовательными системами / В.П. Сергеева. — М.: ЦГЛ “Народное образование", 2002. — 172 с.
19. студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 176 с. (2)
20. Субетто А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы (опыт мониторинга).-СПб.-М.,2000.
21. Субетто А.И. Технология сбора и обработки информации о процессе мониторинга качества образования. -СПб. — М., 2000.
22. Татьянченко В.С. Планирование внутришкольного контроля / В.С. Татьянченко. — Волгоград: Учитель, 1992. — 169 с.
23. Ульянова Т.Д. Внутришкольный контроль как средство повышения педагогического мастерства учителя / Т.Д. Ульянова // Завуч начальной школы. 2004. — № 1. — С.79-82.
24. Управление качеством образования / Под ред. М.М. Поташника. М.: Педагогическое общество России, 2000. 320 с
25. Управление качеством: Учебник для вузов / Под ред. С.Д.Ильенковой.-М., 1999.
26. Шамова Т.И. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / Т.И. Шамова. — М.: Педагогический поиск, 1991. — 298 с.
Приложение №1
Система внутришкольного контроля МОУ СОШ ”
Август
продолжение
--PAGE_BREAK--
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Декабрь
Январь
продолжение
--PAGE_BREAK--