Реферат по предмету "Остальные рефераты"


Вопросы и ответы к экзамену по делопроизводству

Вопросы к экзамену
1.        История отечественного делопроизводства. Два периода: дореволюционныйи советский (1917-1991). Дореволюционный: три этапа – а) приказноеделопроизводство (16-17 века); б) коллежское делопроизводство (18 век); в)министерское делопроизводство (19-начало 20 века). Образовалось Русскоецентрализованное государство, во главе – царь, управлявший посредствомспециальных государственных учреждений – приказов (Разрядный, Поместный,Посольский, Тайных дел, Разбойный, Земский, Ямской, Холопий, Монастырский,Челобитный, Казенный, Хлебный, Книгопечатных дел и др.). Появился штат«служилых людей». Приказ возглавлял судья, с документами работали дьяки иподъячие: «старые», «средней руки», «молодшие». Дьяк делал пометы: «сделатьвыпись», «вклеить столб» и т.д. старший подъячий готовил проекты документов,средний делал выписки, наводил справки, хранил дела, опечатывал сундуки,младшие – переисывали черновики набело. Ни царь, ни бояре документов неподписывали – удостоверяли документы дьяки и подъячие. Имелось своеделопроизводство – составлялась необходимая документация: международныедоговоры, царские указы и грамоты; от Боярской думы – приговоры; от приказовисходили «памяти»; местные учреждения направляли отписки; частные лица посылалив государственные учреждения челобитные. Грамоты были – вестовая, бессудная,отказная, окружная; памяти – высолочная, наказная приставная, указная и др. Нареквизиты не обращали внимания, так что определить вид документа сегоднянепросто – надо прочитать весь документ. Текст писали на полосках бумагишириной 15-17 см. Если не вмещалось на одном листе, продолжали на втором,третьем и т.д. Листы склеивали в ленту, место склейки – «сстав». Затемсворачивали в свиток – «столбец» (столбцовая техника делопроизводстваприменялась и при формировании документов в дела; в 16 веке слово «дело»начинает означать и комплекс документов, в которых зафиксирован ход рассмотрениявопроса и его решение). Вся работа осуществлялась на основании определенныхправил, сложившихся в соответствии с традициями и обычаями. Бурная политическаядеятельность Петра I продвинула вперед и отечественное делопроизводство –столбцовая техника была заменена на листовую, бумажную. Изменилась системагосударственных учреждений – решения стали принимать путем голосования(коллегиальный принцип). Коллежское делопроизводство велось на основанииправил, установленных Генеральным регламентом (устанавливалась структураколлегий, их штат, должностные обязанности – присутствие: президент коллегии,вице-президент, советники, ассесоры; канцелярия: секретарь, нотариус,регистратор, актариус, канцелярист, копиист, переводчики, вахмистр; контора:камерир, унтер-камерир, камор-штрейберы). Челобитные стали называть прошениями.Административные реформы, осуществленные Александром I, снова изменилисистему госучреждений России. Коллегии были заменены министерствами, чтоположило начало министерскому делопроизводству. Принцип принятия решений сталединоначальным: каждое должностное лицо отвечает за конкретный участокдеятельности и в соответствии со своими обязанностями принимает участие вподготовке проекта документа. В 1811 издано «Общее учреждение министерств», аделопроизводство в нем названо «Порядок производства дел» (состоял из пятичастей: 1) порядок вступления дел; 2) движение их, или собственноделопроизводство; 3) отправление дел; 4) ревизия – контроль за исполнением; 5)отчеты). Были определены категории документов, которые подписывались конкретнымдолжностным лицом. Соблюдалась установленная субординация в отношенияхофициальных лиц… Вводились первые бланки. Периодически стала возникатьпроблема, требовавшая «сокращения документооборота». К концу века появляютсяпишущие машинки, гектографы, ротопринты, механические нумераторы, штампы.Возникают новые виды документов – телеграмма, телефонограмма. И уж, конечно,небывалый размах обрело это дело в советскую эпоху. В первые годы издается рядзаконов, устанавливающих порядок законотворческой деятельности. ПостановлениеСовета Народных Комиссаров «О форме бланков гос. учреждений», узаконивалисьобязательные реквизиты бланков. «О борьбе с областничеством и канцелярскойволокитой», «Об упрощении делопроизводства и переписки в советских учреждениях»- названия официальных документов тех лет. поиск новых форм шел в последующиегоды постоянно. Четкая, правильная постановка делопроизводства – работа сдокументами (прием, отправка, регистрация, грамотное оформление документов) –играет и сегодня немаловажную роль в бесперебойной работе учреждений,организаций, предприятий. Было время, и не так давно, когда во всех отрасляхвнедрялись автоматизированные системы управления (АСУ). В 1966 был созданВсесоюзный научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела (ВНИИДАД),с целью унификации и ускорения подготовки, исполнения, систематизациидокументов была введена Единая государственная система делопроизводства (ЕГСД)– свод правил, нормативов и рекомендаций, определяющих единообразие ирациональную постановку делопроизводства. В историко-архивном институте открытфакультет государственного делопроизводства. В 70-е годы были разработаныпервые государственные стандарты на терминологию в области делопроизводства иоформление документов. В 80-е годы разрабатывались нормативы времени наделопроизводственные операции и труд машинисток. В 1986 приняты «Основныеправила работы ведомственных архивов». Но жизнь не стоит на месте. Очереднаянаучно-техническая революция в делопроизводстве произошла с внедрениемкомпьютеров в ежедневный бумагопроизводительный процесс. Развивается и другаяорганизационно-административная техника (оргтехника). В связи с этим возниклаидея создания унифицированных систем документации (УСД), т.е. комплексавзаимоувязанных документов, созданных по единым правилам и требованиям.Руководство этой работой осуществлял Госстандарт СССР (типа министерства). Наэтой базе был создан Общесоюзный классификатор управленческой документации(ОКУД). Были также созданы общесоюзные классификаторы: предприятий иорганизаций (ОКПО), специальностей по образованию (ОКСО), продукции (ОКП). Ещесовсем недавно ни одно учреждение не могло обойтись без машинистки, умеющейграмотно и быстро печатать на пишущей машинке, правильно и в срок оформлятьразличные документы. Сегодня эти обязанности лежат на секретаре-референте, и вего распоряжении – широкий набор современнейшей оргтехники, в том числекомпьютеры с необходимым программным обеспечением. Государственноеделопроизводство предшествующей эпохи подготовило базу для развития этой сферыв сегодняшние дни.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.