Реферат по предмету "Педагогика"


Правила подготовки исследовательских работ

Введение
Приобщение к научнымзнаниям, готовность и способность обучаемых к проведению самостоятельныхизысканий есть, ни много ни мало, объективная предпосылка успешного решенияучебных и научных задач. В свою очередь, важным направлением совершенствованиятеоретической и практической подготовки обучаемых является выполнение ими впроцессе учебно-научной деятельности различных письменных работ.
Подготовкаисследовательских работ:
• способствуетуглублению и закреплению имеющихся теоретических знаний изучаемых предметов,дисциплин, отраслей науки;
• развиваетпрактические умения обучаемых в проведении исследований, анализе полученныхрезультатов и выработке рекомендаций по совершенствованию того или иного видадеятельности;
• совершенствуетметодические навыки обучаемых в самостоятельной работе с источниками информациии соответствующими программно-техническими средствами;
• открывает обучаемымширокие возможности для освоения дополнительного теоретического материала инакопленного практического опыта по интересующему их направлению деятельности;
• способствуетпрофессиональной подготовке обучаемых к выполнению в дальнейшем своихобязанностей;
• помогает обучаемымовладеть методологией исследований.
Подготовка письменныхработ является неотъемлемой частью учебных программ.

1. Как определитьпроблему исследования и выделить ее основные составляющие, которые необходимопроанализировать
Всякое исследование внауке предпринимается для того, чтобы преодолеть определенные трудности впроцессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявитьнеполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболееотчетливом виде выступают в так называемых проблемных ситуациях, когдасуществующее научное знание, его уровень и понятийный аппарат оказываютсянедостаточными для решения новых задач познания. Осознание противоречия междуограниченностью имеющегося научного знания и потребностями его дальнейшегоразвития и приводит к постановке новых научных проблем.
Научное исследование нетолько начинается с выдвижения проблемы, но и постоянно имеет дело спроблемами, так как решение одной из них приводит к возникновению других,которые в свою очередь порождают множество новых проблем. Разумеется, не всепроблемы в науке являются одинаково важными и существенными. Уровень научногоисследования в значительной мере определяется тем, насколько новыми иактуальными являются проблемы, над которыми работают ученые. Выбор и постановкатаких проблем определяются целым рядом объективных и субъективных условий.Однако любая научная проблема тем и отличается от простого вопроса, что ответна нее нельзя найти путем преобразования имеющейся информации. Решение проблемывсегда предполагает выход за пределы известного и поэтому не может быть найденопо каким-то заранее известным, готовым правилам и методам. Это не исключаетвозможности и целесообразности планирования исследования, а также использованиянекоторых вспомогательных, эвристических средств и методов для решенияконкретных проблем науки.
Возникновение проблемысвидетельствует о недостаточности или даже об отсутствии необходимых знаний,методов и средств, для решения новых задач, постоянно выдвигаемых в процессепрактического и теоретического освоения мира. Как уже отмечалось, противоречиемежду достигнутым объемом, и уровнем научного знания, необходимостью решенияновых познавательных задач, углубления и расширения существующего знания исоздает проблемную ситуацию. В науке такая ситуация чаще всего возникает врезультате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежнихтеоретических представлений, т. е. когда ни одна из признанных гипотез, законовили теорий не может объяснить вновь обнаруженные факты. С наибольшей остротойподобные ситуации проявляются в переломные периоды развития науки, когда новыеэкспериментальные результаты заставляют пересматривать весь арсеналсуществующих теоретических представлений и методов.
Анализ проблемнойситуации и приводит к постановке новых проблем. При этом, чем болеефундаментальной является проблема, тем более общий и абстрактный характер имеетее первоначальная формулировка. Но, как правило, именно фундаментальныепроблемы определяют постановку других, более частных проблем. Нередко толькопосле решения целого ряда взаимосвязанных частных проблем удается более точносформулировать, а затем и решить фундаментальную проблему.
Правильная постановка иясная формулировка новых научных проблем нередко имеет не меньшее значение, чемрешение самих проблем. Правильно поставленный вопрос, справедливо подчеркиваетВ. Гейзенберг, порой означает больше, чем наполовину решение проблемы. Чтобыправильно поставить проблему, необходимо не только видеть проблемную ситуацию,но и указать возможные способы и средства ее решения.

2. Как подготовитьрабочий план проведения исследований, включающий этапы исследований, оценкузатрат времени и выбор источников информации
Организационно-методическийплан, фиксирующий основные этапы работы в соответствии с программойисследования, содержащий указание календарных сроков, материальных и людскихзатрат, необходимых для достижения конечных целей. Составляется послезавершения разработки программы исследования и необходим для научнойорганизации труда, четкого планирования всех видов работ. Основными элементамирабочего плана являются пилотажное исследование методик сбора первичных данных,полевое обследование (массовый сбор данных на объекте), подготовка первичныхданных для обработки, обработка данных, их анализ и интерпретация, изложениеитогов исследования в виде отчета. Пилотажные (пробные) исследования позволяютоценить качество вопросников, процедур анализа документов, наблюдений, моделейвыборок. Результатом этих исследований являются окончательные итоговыедокументы: методики, инструкции по выборке и организации сбора исходных данныхи т. д. Полевое обследование обеспечивает сбор первичной эмпирическойинформации. Планом предусматривается обеспечение соблюдения инструкций,контроль качества исходных данных, организация системы хранения первичнойсоциологической информации. Подготовка данных для обработки включает редактирование,кодирование, контроль качества данных после ввода в ЭВМ. Обработка данныхпланируется с учетом имеющихся средств: вручную, с применением малоймеханизации или ЭВМ.
Длячеткого осуществления всех этапов работы по подготовке и реализацииисследования в план включается временной сетевой график, который даетвозможность выбрать оптимальную стратегию проведения исследования, исходя и егоконтрольных сроков и имеющихся в наличии материальных и людских ресурсов,регулировать и контролировать сроки исполнения дельных видов работ и всегоисследования. При построении сетевого графика основным моментом являетсяпредставление процесса исследования в виде последовательности этапов и связеймежду ними. На основе сетевого графика можно заранее выделить участок работы,который требует больших затрат времени, ресурсов; рассмотреть возможные путисокращения временных затрат, а значит, и сроков проведения исследования вцелом. При помощи сетевого графика можно выделить наиболее «узкие»места в общем перечне планируемых операций, в соответствии с этим отвести наних больше времени за счет сокращения сроков на выполнение более простыхопераций. Сетевой график может претерпевать изменения, корректировки в процессереализации программы исследования. Укрупненные виды работ, предусмотренныерабочим планом, могут быть реализованы в зависимости от конкретныхобстоятельств в иной последовательности, чем это записано в плане, а такжевыполняться параллельно.
Выявление проблем иформулирование целей исследования Выявление проблем и формулирование целейисследования по праву считается важнейшим этапом исследования. Правильновыявленная проблема и точно сформулированная цель маркетингового исследованияявляются залогом его успешного проведения. Ошибки же, допущенные на этом этапе,могут привести не только к неоправданным затратам на проведение маркетинговыхисследований, но и к обострению истинных проблем, связанных с потерями временина движение по «ложному следу».
исследованиеплан проблема источник
3. Как организовать проведение исследований, в томчисле определить первичные и вторичные источники информации
 
Характерной чертой развития современной наукиявляется бурный поток новых научных данных, получаемых в результатеисследований. Ежегодно в мире издается более 500 тысяч книг по различнымвопросам. Еще больше издается журналов. Но, несмотря на это, огромноеколичество научно-технической информации остается неопубликованной.
Информацияимеет свойство «стареть». Это объясняется появлением новой печатной инеопубликованной информации или снижением потребности в данной информации. Позарубежным данным интенсивность падения ценности информации(«старения») ориентировочно составляет 10% в день для газет, 10% вмесяц для журналов и 10% в год для книг.
Такимобразом, отыскать новое, передовое, научное в решении данной темы — сложнаязадача не только для одного научного работника, но и для большого коллектива.
Недостаточноеиспользование мировой информации приводит к дублированию исследований.Количество повторно получаемых данных достигает в различных областяхнаучно-технического творчества 60 и даже 80%. А это потери, которые в США,например, оцениваются многими миллиардами долларов ежегодно.
Каждый шаг на пути прогресса науки достигается всебольшим трудом, все более дорогой ценой. За последние четыре десятилетияувеличение в два-три раза количества новых научных данных сопровождалось в миревосьми-, десятикратным ростом объема печатной и рукописной информации,пятнадцати-, двадцатикратным увеличением численности людей науки и более чемстократным ростом ассигнований на науку и на освоение ее результатов.
Общегосударственная служба включает в себяотраслевые информационные центры — Республиканский институт НТИ, информационныецентры, отделы НТИ (ОНТИ) в НИИ, конструкторских бюро, на предприятиях.
Носителями информации могут быть различныедокументы:
· книги(учебники, учебные пособия, монографии);
· периодическиеиздания (журналы, бюллетени, труды институтов, научные сборники);
· нормативныедокументы (стандарты, СНИПы, ТУ, инструкции, временные указания, нормативныетаблицы и др.);
· каталогии прейскуранты;
· патентнаядокументация (патенты, изобретения);
· отчетыо научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах;
· информационныеиздания (сборники НТИ, аналитические обзоры, информационные листки,экспресс-информация, выставочные проспекты и др.);
· переводыиностранной научно-технической литературы;
· материалынаучно-технических и производственных совещаний;
· диссертации,авторефераты;
· производственно-техническаядокументация организаций (отчеты, акты приемки работ и др.);
· вторичныедокументы (реферативные обзоры, библиографические каталоги, реферативныежурналы и др.).
Эти документы создают огромные информационныепотоки, темпы которых ежегодно возрастают.
Планирование и организация сборапервичной информации по праву считается самым трудоемким этапом процессапроведения маркетингового исследования.
Процедура составления плана выборкивключает последовательное решение трех следующих задач:
1. Определениеобъекта исследования;
2. Определениеструктурывыборки;
3. Определениеобъема выборки.
Четкое определение объектаисследования — необходимое условие успешного его проведения. В зависимости отполноты информации, которой располагаетисследователь, на первом этапе исследования (выявление проблем и формулирование целейисследования), определение объекта исследования может быть выполнено с различной степеньюконкретизации.
На следующем этапе исследования(отбор источников, сбор и анализ вторичноймаркетинговой информации) определение объекта исследования может быть уточнено. Однако далеко невсегда полнота и достоверность информации, которой обладает исследователь науказанных выше этапах исследования, позволяет ему достаточно четко определить объектисследования.
Информационный поиск — это совокупность операций,направленных на отыскание документов, которые необходимы для разработки темы.Поиск может быть ручной (осуществляется по обычным библиографическим карточкам,картотекам, печатным указателям), механический (носителем информации являютсяперфокарты), механизированный (основан на применении счетно-перфорационныхмашин) и автоматизированный (применение ЭВМ).
 
4. Как написать заключение и предложить практическиерекомендации
 
После выполненного анализа принимают окончательноерешение, которое формулируют как заключение, выводы или предложения. Эта частьработы требует высокой квалификации, поскольку необходимо кратко, четко, научновыделить то новое и существенное, что является результатом исследования, датьему исчерпывающую оценку и определить пути дальнейших исследований. Если жепомимо основных выводов, отвечающих поставленной цели исследования, можносделать еще и другие, то их формулируют отдельно, чтобы не затемнитьконкретного ответа на основную задачу темы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В заключениидается оценка содержания работы с точки зрения соответствия целям исследования,с точки зрения подтверждения гипотезы. Заключение включает перечень результатовисследования, которые имеют обобщенный вид и раскрывают их смысл. Отмечается,были ли результаты известны ранее, кем получены, соответствуют ли известнымранее, противоречат или дополняют их. Кроме того, в заключении намечаютсявозможные перспективы исследования и возможность применения полученныхрезультатов на практике. Содержание заключения должно свидетельствовать, чтоцель и задачи, поставленные автором, полностью выполнены.
РЕКОМЕНДАЦИИ.Рекомендации предполагают конкретные указания на способы использованияполученных результатов. Рекомендации имеют конкретного адресата.
Выводы (вместо заключения) обычнопишутся, если статья основа на экспериментальных данных и является результатоммноголетнего труда. Выводы не могут быть слишком многочисленными. Достаточнотрех-пяти ценных для науки и производства выводов, полученных в итогенескольких лет работы над темой.
 
5.Как разработать окончательный вариант отчета и выбрать необходимые графическиеприложения
Графический материал(иллюстрацию) необходимо подбирать исходя из определенного общего замысла, потщательно продуманному тематическому плану, который помогает избавиться отслучайных иллюстраций, связанных с второстепенными деталями текста, ипредупредить неоправданные пропуски иллюстраций к важнейшим темам. Каждыйграфический материал должен отвечать тексту, а текст – графическому материалу. Весьграфический материал в исследовательской работе должны быть пронумерован.Нумерация их обычно бывает сквозной, т. е. через всю работу.
В тексте на иллюстрацииделаются ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми иллюстрациипомещены в научной работе. Не следует оформлять ссылки как самостоятельныефразы, в которых лишь повторяется то, что содержится в подписи. В том месте,где речь идет о теме, связанной с иллюстрацией и где читателя нужно отослать кней, помещают ссылку либо в виде заключенного в круглые скобки выражения"(рисунок 3)", либо в виде оборота типа: "… как это видно нарисунке 3" или "… как это видно из рисунка 3". Каждуюиллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной подписью, которая должна соответствоватьосновному тексту и самой иллюстрации.
Чертеж — основной видиллюстраций в инженерных работах. Он используется, когда надо максимально точноизобразить конструкцию машины, механизма или их части. Любой чертеж должен бытьвыполнен в точном соответствии с правилами черчения и требованиямисоответствующих стандартов. Чертеж в научной работе не является рабочимчертежом, по которому изготавливается деталь или агрегат. Это, прежде всегоиллюстрация, которую по сравнению с рабочим чертежом значительно упрощают,избавляясь от всего, что не требуется от главного — понимания конструкцииобъекта либо характера его действия или устройства.
Диаграмма — один изспособов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммысоставляются для наглядного изображения и анализа массовых данных.
В соответствии с формойпостроения различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные. В научныхработах наибольшее распространение получили линейные диаграммы, а изплоскостных — столбиковые (ленточные) и секторные.
Графики используютсякак для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала.
Кроме геометрическогообраза график должен содержать ряд вспомогательных элементов: общий заголовокграфика; словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементовграфического образа; оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки;числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на графикпоказателей.
Если кривая,изображенная на графике, занимает не большое пространство, то для экономииместа числовые деления на осях координат можно начинать не с нуля, аограничивать теми значениями, в пределах которых рассматривается даннаяфункциональная зависимость.

Заключение
Подготовкаисследовательских работ:
• способствуетуглублению и закреплению имеющихся теоретических знаний изучаемых предметов,дисциплин, отраслей науки;
• развиваетпрактические умения обучаемых в проведении исследований, анализе полученныхрезультатов и выработке рекомендаций по совершенствованию того или иного видадеятельности;
• совершенствует методическиенавыки обучаемых в самостоятельной работе с источниками информации исоответствующими программно-техническими средствами;
• открывает обучаемымширокие возможности для освоения дополнительного теоретического материала инакопленного практического опыта по интересующему их направлению деятельности;
• способствуетпрофессиональной подготовке обучаемых к выполнению в дальнейшем своихобязанностей;
• помогает обучаемымовладеть методологией исследований.
Подготовка письменныхработ является неотъемлемой частью учебных программ.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.