Развитие социальных способностейдетей в педагогике С. Френе
План
1.Идея педагогической концепции С. Френе
2.Школьная типография С. Френе
3.Школа С. Френе
Списокиспользованной литературы
1. Идея педагогической концепции С.Френе
Селестен Френе (1896-1966)— один из самых известных французских педагогов XXв., который искал пути создания народной школы в демократическом государстве иреализовал свои новаторские идеи в небольшой сельской школе на юге Франции. Вразоренной Первой мировой войной Европе его, как и многих современников,серьезно волновала проблема: как помочь ребенку стать полноправным членомобщества, как, взрослея, даже в небогатой сельской обстановке осуществить «своечеловеческое предназначение»?
Центральная идея педагогическойконцепции С. Френе сводится к тому, что для развития социальных способностейдетей, нравственных и гражданских качеств их личности недостаточно простоизменить программы и методы обучения. Необходимо создать в школе совершенноесоциальное общество, где каждый ребенок сам будет строить свою личность, авзрослые (учителя, родители) станут ему в этом помогать. В такой школе,сориентированной на ребенка и его социальную жизнь, как пишет С. Френе,«главным для нас является следующее:
а) здоровье ребенка, его стремление кзнаниям, развитие его творческих возможностей, присущее его природе желаниепостоянно двигаться вперед, к максимально полной самореализации;
б) благоприятная среда, в которойвоспитывается ребенок;
в) оборудование и технические средства,обеспечивающие естественный, живой и всесторонний воспитательный процесс»1.
В качестве первого основания своей системы,ее движущей силы и философии С. Френе использует мотивированную деятельностьдетей, их труд. Любопытно, что, организуя начальную школу, С. Френепринципиально рассчитывает на социализирующие возможности именно труда, а недетской игры. (Близкую к этой точку зрения мы уже встречали в концепции М.Монтессори.) Вступая в полемику с авторитетами в психологии и педагогике, онзаявляет: «Дело в том, что игра вовсе не готовит детей к жизни. Она сжигает тотизбыток энергии, которому традиционная педагогика не может найти разумногоприменения… Игра отвлекает от реальной жизни; она заставляет принимать зажизнь то, что является лишь ее бледной копией, и поэтому искажает представлениеоб основных вопросах бытия»2.
2. Школьная типография С. Френе
В качестве реальной базы детского труда,для обеспечения его социальной значимости и творческого потенциала, личнойзаинтересованности и коллективности С. Френе организует школьную типографию. Вместотого чтобы выучивать страницы учебников и выслушивать объяснения учителя, детипишут «свободные тексты» (еще одна методическая новация С. Френе) о том, чтоони наблюдали, узнали или пережили в собственной жизни. В этих коротких текстахони рассказывали о событиях в семье, о разных случаях в своей жизни и жизнидрузей, описывали свои мечты, ожидания, страхи, впечатления, полученные вовремя прогулок и экскурсий.
Лучшие из таких свободных текстовобсуждаются, в них вносятся поправки и дополнения, а затем дети набирают их нанастоящей типографской машине и сами печатают. Каждый ученик получает экземпляртекста и помещает его в специальную папку. Эти материалы играют в дальнейшемроль учебных пособий, поскольку С. Френе — принципиальный противниктрадиционных школьных учебников, написанных методистами. Часть свободныхтекстов публикуется в школьной газете.
Но педагогическое значение свободныхтекстов заключается не только в развитии грамотной письменной речи детей или ихлитературного творчества. Для С. Френе важно, что эти тексты позволяют каждомуребенку осмысливать конкретный «кусочек» своей жизни, свой собственныйсоциальный опыт и по существу становятся педагогически организованным средствомсоциализации детей. Он пишет: «Сначала, до 5-6 лет, ребенок работает, говорит ирисует только для себя. Но довольно скоро он начинает ощущать потребность вобщении. Так происходит социализация его сознания и поведения. Необходимопредоставить ему соответствующие возможности. Если он что-то пишет, то длятого, чтобы прочли другие; ведь точно так же поступают и взрослые… Школьнаятипография — прекрасное средство для социализации: буква за буквой, и детскийтекст становится напечатанной страницей газеты. А газета выйдет за пределышколы, ее может прочитать любой человек»1.
Таким образом, свободное творческоесамовыражение ребенком своего социального опыта С. Френе считает главнымспособом обучения. Он горячо протестует против передачи ученикам «готовогознания» от учителя и свою методику именует «естественный метод обучения». Детибольше всего испытывают познавательный интерес к тому, что связано с ихповседневной жизнью, с их непосредственным опытом. Вот почему гипотезы,выдвинутые на материале их собственных свободных текстов, обсуждаемых событий вжизни деревни или школы, всегда носят и естественнонаучный, и лингвистический,и философский характер. Поэтому С. Френе принципиально использует в учебнойработе в качестве дидактических пособий сборники свободных текстов детей,выпущенных ими газет и самодельные информационные картотеки, где помещенысоставленные детьми математические задачи, тексты грамматических упражнений,вопросы по биологии, географии, истории. Работая с такими средствами обучения,приобретаемые знания и навыки дети осознают как значимые непосредственно дляжизни, а сам процесс познавательной деятельности они принимают как собственнуюсвободную деятельность, где учитель — только добрый помощник.
3. Школа С. Френе
Создавая школу, сориентированную наребенка, С. Френе вовсе не склонен считать, что взрослые во всем должныполагаться на сиюминутные желания детей. Первые же столкновения с реальнойжизнью заставят воспитанников задуматься о необходимости подчинитьсяобстоятельствам, государственной власти или общественным интересам. Поэтому впроцессе социализации нужно научиться правильному отношению к социальнымвлияниям.
С. Френе в своей педагогическойконцепции вводит понятие «опора-барьер» (любопытно, что термин близок к научнойлексике К. Левина). Дети в совместной школьной деятельности должны обращатьвнимание на определенные жизненные «барьеры», которые ставит природа, государственнаявласть, семья. Приходится считаться с погодными условиями, финансовымивозможностями школы, традициями и бытом своей семьи. Но жизненные «барьеры»надо не слепо принимать, а следует использовать их как «опоры», как ситуации,когда нужно сделать свой обдуманный выбор, принять решение. Чтобы воспитать удетей этот опыт свободного принятия решений, С. Френе использовал четкоорганизованную систему планов всякой работы: дети самостоятельно планировалисвою индивидуальную работу на день, на неделю; общие планы составлялись намесяц, на год; планировал работу и учитель. Имея план работы, ученик не толькоучился распределять свое время, но и стремился выполнить работу быстрее иуспешнее. Он сам устанавливал границы своей деятельности, своей свободы.
Еще одним принципиальным основаниемпедагогической концепции С. Френе, объясняющей природу успешной социализациидетей в школе, является идея сотрудничества всех участников школьногосообщества. По его убеждению, успешно войти в жизнь демократического обществаможет лишь человек, школьные годы которого проходили в условиях равноправия каксреди сверстников, так и во взаимодействии со взрослыми. С. Френе осуждаетвсякую конкуренцию между детьми в учебе и поэтому решительно отказывается оттрадиционных оценок. Важно использовать «положительное подкрепление», как можночаще отмечать успехи каждого ученика улыбкой, одобрением, похвалой.
Сотрудничество в практике С. Френеорганизационно было оформлено в виде школьного кооператива. Он убежденносчитал, что хозяйственный кооператив позволяет создать в школе обстановку,близкую к взрослой трудовой жизни: дети работали на ферме, в саду, вмастерских, продавали свою продукцию на рынке, а на вырученные деньги пополнялишкольное оборудование, проводили ремонт здания и совершали экскурсии.
В школьном кооперативе былосамоуправление: во главе — общее собрание, которое собиралось еженедельно, егорешения направлял и контролировал Совет кооператива, общественное мнениеподдерживала и развивала стенгазета.
С. Френе верил, что ему удалось связатьшколу с социальной средой и воспитать активных членов демократическогообщества. Сейчас интерес современной школьной практики и в Западной Европе, и унас в России к педагогической системе С. Френе объясняется многими причинами:кризисом традиционной «школы учебы» с ее классно-урочной технологией, ростомдемократических тенденций в социальной жизни, пробуждающих новый виток интересак «свободной школе», стремлениями найти систему педагогического влияния,активно удерживающего детей и подростков от социального одиночества, наркоманиии преступлений. Но несомненно одно: школа по модели С. Френе, где во главеразнообразный труд и самоуправление, способна успешно социализировать детей.Ребенок из школы С. Френе свободен от компиляции жизни взрослых, он умеет житьсам.