--PAGE_BREAK--После изучения курса учащиеся должны:
• понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
• различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
• приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
• приводить примеры информационных носителей;
• иметь представление о способах кодирования информации;
• уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
• определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
• различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
• запускать программы из меню Пуск;
• уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
• вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
• уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
• уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
• уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
3. Разработка различных типов заданий для рабочей тетради
Необходимым условием модернизации школьного образования является разработка учебных материалов нового поколения, предполагающих активное использование в учебном процессе средств информационных и коммуникационных технологий.
Рабочие тетради создают благоприятные условия для более успешного усвоения базового курса; вовлекают каждого ученика в работу; благоприятствуют к быстрому усвоению логически сложных разделов информатики; развивают мышление; ведут к формальному представлению объектов, действий, рассуждений в области обработки, хранения и передачи информации.
Для достижения выше перечисленных целей можно разработать огромное число заданий по каждой теме для лучшего усвоения базового курса информатики.
3.1. Общее понятие информации
Информация. Как устроен компьютер.
Задания на умение связывать объект с именами его атрибутов.
1. Каждому термину, указанному в левой колонке, поставьте в соответствие его описание, приведенное в правой колонке.
SHAPE \* MERGEFORMAT
SHAPE \* MERGEFORMAT
Задания на умение описывать свойства объектов с помощью имен и значений атрибутов.
1. Заполните таблицу:
3.2. Действия с информацией
Ввод информации в память компьютера. Группы клавиш.
Задания на знание основных групп клавиш.
1. Заполните таблицу.
Хранение информации.
Задания на закрепление знаний основных групп клавиш, на знание такого понятия как носители информации.
1. Приведите пять примеров носителей информации:
1. ______________________
2. ______________________
3. ______________________
4. ______________________
5. ______________________
2. Выберите правильный вариант.
1). Чтобы вывести прописную букву в начале предложения следует нажать
— клавишу {Caps Lock}
— комбинацию клавиш {Shift} + {Буква}
— комбинацию клавиш {Ctrl} + {Shift}
2). Если при наборе текста все буквы отображаются прописными, то это означает, что нажата клавиша
— {Num Lock}
— {Caps Lock}
— {F1}
3). Какой символ вставляет в текст клавиша {Enter}
— конец предложения
— конец строки
— конец абзаца
— конец текста
Носители информации.
Задания на закрепление сути информационного процесса хранения информации.
1. В следующих примерах укажите информационный носитель и форму представления информации:
Носитель
Пример
Форма
представления
Бумага
Письмо от друга
Текстовая информация
Табличка с номером дома
Билет на самолет
Газета
Кинофильм
Передача информации.
Задания на закрепление процесса передачи информации.
1. Определите источник и приемник информации, а также характер передачи в следующих ситуациях:
1) школьник читает текст в учебнике;
источник — ___________________
приемник — ___________________
характер передачи информации — _______________________
2) бабушка читает письмо;
источник — ___________________
приемник — ___________________
характер передачи информации — _______________________
3) мальчик просыпается от звонка учителя;
источник — ___________________
приемник — ___________________
характер передачи информации — _______________________
4) разговаривают две подруги Катя и Света;
источник — ___________________
приемник — ___________________
характер передачи информации — _______________________
5) учитель объясняет новый материал всему классу;
источник — ___________________
приемник — ___________________
характер передачи информации — _______________________
6) регулировщик управляет потоками машин и пешеходов;
источник — ___________________
приемник — ___________________
характер передачи информации — _______________________
7) человек читает объявление в газете;
источник — ___________________
приемник — ___________________
характер передачи информации — _______________________
8) диспетчер сообщает, что автобусный рейс отменяется;
источник — ___________________
приемник — ___________________
характер передачи информации — _______________________
9) завуч вывешивает листочек с изменениями в расписании уроков;
источник — ___________________
приемник — ___________________
характер передачи информации — _______________________
10) вывешен знак, запрещающий проезд по улице.
источник — ___________________
приемник — ___________________
характер передачи информации — _______________________
Кодирование информации.
Задания на многообразие различных кодировок.
1. Сегодня у Пети и Коли новая игра: Коля задумывает правило преобразования числовой информации. Задача Пети — отгадать это правило. Ниже приведены вопросы Пети и ответы Коли в нескольких таких играх. Попробуйте отгадать, какое правило задумал Коля в каждой игре.
Вопросы и ответы
Правило преобразования
1→ 2; 2→3; 3→4; 10→11; 100→101
1→2; 2→4; 3→6; 4→8; 10→20; 100→200
1→3; 2→5; 3→7; 4→9; 10→21; 100→201
1→2; 2→1; 3→4; 4→3; 10→9; 11→12; 100→99
1→2; 2→1; 3→6; 4→2; 10→5; 11→22; 100→50
1→1; 2→1; 3→1; 4→1; 10→2; 11→2; 100→3
■
1→1; 2→2; 3→0; 4→1; 20→2; 21→ 0
2. Известно, что некто для шифрования сообщений после каждой гласной буквы вставляет букву «А», а после согласной — букву «Т». Декодируйте зашифрованную информацию.
Зашифрованная информация
Восстановленная информация
а) КТОАМТПТЬТЮАТТЕАРТ
б) МТОАНТИАТТОАРТ
в) СТИЛСТТТЕАМТНТЫАЙТ БТЛТОАКТ
г) КТЛТААВТИААЛТТУЛРТЛА
д) СТЧТААСТПЪТЕАБТЕАЗТУАМТАА- ДТЫАРТЯАВТААЯА СТУАМТАА
с) ВТСТЯАКТОАЕА СТЕАМТЯА ЗТНТААВАТТ СТВТОАЕА ВТРТЕАМТЯА
3.3 Формы представления информации
Формы представления информации. Метод координат.
Задания на закрепление метода координат.
1. Отметьте точки:
1(30,30), 2(30,110), 3(40,130), 4(50,110), 5(50,80), 6(70,80), 7(70,120), 8(90,150), 9(110,120), 10(110,80), 11(130,80), 12(130,110), 13(140,130), 14(150,110), 15(150,30), 16(100,30), 17(100,70),
18(90,80), 19(80,70), 20(80,30).
Соедините точки:
1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12-13-14-15-16-17- 18 — 19 — 20 — 1.
Текст как форма представления информации.
Задания на знание различных форм представления информации.
1. Вам разрешено заменять в исходном слове одну букву на другую так, чтобы получившееся слово было существительным в именительном падеже. Пример: «слоН» — «слоГ». Менять местами буквы запрещено. Запишите цепочки прекращений следующих слов:
Табличная форма представления.
Задания на закрепление представления о таблице как очень удобной форме структурирования определенной текстовой информации.
1. В бутылке, стакане, кувшине и банке находится молоко, лимонад, квас и вода. Известно, сто вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода, стакан стоит между банкой и сосудом с молоком. В каком сосуде находится каждая из жидкостей?
2. Для существительных «ОКНО», «ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ», «МОСКВА», «ПРОГРАММА», «МЫШЬ» заполните таблицу.
Имена существительные
Наглядные формы представления. Компьютерная графика.
Задания на наглядные формы представления информации.
1. Представьте следующую информацию в наиболее наглядной с вашей точки зрения форме: длина Нила – 6671 км, Дуная – 2850 км, Волги – 3530 км, Дона – 1870 км.
Систематизация информации. Поиск информации.
Задания на поиск и систематизации информации.
1. Выпишите из географического атласа названия 5 европейских государств в алфавитном порядке. Укажите столицу каждого государства.
№
Государство
Столица
1
2
3
4
5
Затем перепишите список этих государств так, чтобы их столицы были расположены в алфавитном порядке.
№
Государство
Столица
1
2
3
4
5
2. Заполните таблицу «Моя библиотека», включив в неё не менее 5 книг.
Моя библиотека
Книга
Автор
Издательство
Год
издания
Количество страниц
Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам.
Задания на преобразование информации путем рассуждений.
1. Пятеро одноклассников: Аня, Саша, Лена, Вася и Миша стали победителями школьных олимпиад по истории, математике, информатике, литературе и географии. Известно, что
1) победитель олимпиады по информатике учит Аню и Сашу работе на компьютере;
продолжение
--PAGE_BREAK--