/>/>/>/>/>/>Министерство Финансов Российской Федерации
ПФЭК
/>
Реферат выполнен студенткой
2 курса группы 202
«Налоги и налогообложение»
Борисовой ЕвгениейГ. Пермь
/>/>2001год
Содержание:Налоговое правонарушение…………………………………………………………3
Ответственность за совершениеналогового правонарушения………….………..3
Обязательные условияпривлечения к ответственности за совершение налоговогоправонарушения………………………………………………………..4
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения…………………………………4
Формы вины при совершении налогового правонарушения….…………………5
Обстоятельства, исключающиевину лица в совершении налогового правонарушения……………………………………………………………………...5
Обстоятельства, смягчающиеответственность за совершение налоговогоправонарушения……………………………………………………………………...6Обстоятельство, отягчающее ответственность…………………………………….6Меры ответственности за совершение налогового правонарушения…………….7Ответственность банков, как агентов правительственного контроля…………..11Список литературы…………………………………………………………………13
Налоговое правонарушение
Налоговый Кодекс РФ устанавливает понятие налогового правонарушения, определяя,что для его квалификации необходимо наличие доказательства вины, и, оговариваяусловия, при которых виновное лицо может быть освобождено от ответственности,(или она может быть смягчена), а также постулирует
презумпциюневиновности налогоплательщика.
Согласностатье 106 НК РФ налоговым правонарушением признаетсявиновно совершенное противоправное (в нарушении законодательства о налогах исборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агентаи иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Наиболее принципиальными моментами данного определения является вина ипротивоправность.Противоправность означает нарушение норм илиправил, законодательно закрепленными нормативными документами; для признанияфакта налогового правонарушения, а значит, и для привлечения к ответственностилица, его допустившего, было достаточно только этого признака.
Для классификации налогового правонарушения в РФ, кроме факта нарушениязаконодательства, необходимо доказать виновность налогоплательщика всовершении противоправного деяния, которое может быть выражено как в действии,так и в бездействии. Важно отметить, что по НК РФ признания состава налоговогоправонарушения в действиях налогоплательщика недостаточно для привлечения его кответственности, поскольку дополнительно должен быть соблюден целый рядусловий.Ответственность за совершение налогового правонарушения
Законодательство устанавливает, что в случае, предусмотренном НК,ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации ифизические лица. При этом физическое лицо, согласно статье 107 НК РФ, можетбыть привлечено к налоговой ответственности лишь с шестнадцатилетнего возраста.Касательно выводов налоговых органов о привлечении к ответственности лиц,виновных в совершении налоговых правонарушений, надлежит отметить следующиемоменты:
Ø В отношении правонарушений, выявленных по результатамвыездной налоговой проверки, выводы и решения налоговых (таможенных) органовмогут считаться окончательными только при согласии привлекаемого кответственности лица с выводами проверяющих и его желании добровольно уплатитьсумму штрафных санкций. В противном случае проводящие проверку органы обязаныобратиться в суд.
Ø Нарушения налогового законодательства, совершаемыебанками, «не в качестве самостоятельных налогоплательщиков или налоговыхагентов, а в качестве своего рода «агентов правительства», через которыепроизводятся платежи в бюджет или внебюджетные фонды…выделены в специальнуюкатегорию нарушений и выведены в отдельную главу»
Юридически небесспорной является норма привлечения к ответственности физическихлиц с шестнадцатилетнего возраста, поскольку УК РФ допускает привлечениеграждан к уголовной ответственности с 14 лет. Это открывает возможностьпроведения противоправных операций по уклонению от уплаты налогов черезнесовершеннолетних граждан.
Общие условия привлечения к ответственности засовершение налогового правонарушения.
В статье 108 НК РФ устанавливаются следующие условия привлечения кответственности за совершение налоговых правонарушений.
1. Никто не может быть привлечен кответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как пооснованиям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.
2. Никто не может быть повторнопривлечен к ответственности за совершение одного и того же налоговогоправонарушения.
3. Предусмотренная настоящим Кодексомответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если этодеяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовнымкодексом РФ.
4. Привлечение организации кответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает еёдолжностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной,уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.
5. Привлечение налогоплательщика кответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его отобязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.
6. Лицо считается невиновным всовершении налогового правонарушения, пока его вина не будет доказана впредусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законнуюсилу решением суда.
Обстоятельства,исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налоговогоправонарушения.
Как упоминалось,что установленные законом презумпции налоговой невиновности налогоплательщикаявляются важным фактором, затрудняющим их привлечение к ответственности.Однако, кроме данной нормы, законодательство РФ в статье 109 НК установило 4обстоятельства, наличие хотя бы одного из которых освобождает лицо отответственности за совершение налогового правонарушения:
1) Отсутствие события налоговогоправонарушения;
2) Отсутствие вины лица в совершенииналогового правонарушения;
3) Совершение деяния, содержащегопризнаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моментусовершения деяния шестнадцатилетнего возраста;
4) Истечение сроков давностипривлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Формы вины при совершении налогового правонарушения.
Согласно Российскому законодательству (статья 110 НК) виновнымв совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившеепротивоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Таким образом, законодательно установлены две формывины, то есть и ответственность за одно и то же правонарушение.
Налоговоеправонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, егосовершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия),желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий такихдействий (бездействия).
Налоговое правонарушение признается совершеннымпо неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавалопротивоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характерэтих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Необходимо учитывать, что организация не может действовать самостоятельно,поэтому вина организации в совершении налогового правонарушенияопределяется в зависимости от вины её должностных лиц либо её представителей,действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налоговогоправонарушения.
Если должностное лицо организации намеренно исказило налоговую отчетность, тоданные действия будут рассматриваться как умышленная фальсификация документов,совершенная их должностным лицом.
Обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающиеответственность за совершение налогового правонарушения.
Законодательство установило как ряд положений, исключающих привлечение кответственности лица виновного в совершении налогового правонарушении иположений, смягчающих ответственность налогоплательщика, так и положения,отягощающие эту ответственность.
Согласно статье 111 НК РФ обстоятельствами,исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:
1. Совершениедеяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийногобедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
2. Совершениедеяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком –физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при которомэто лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить имивследствие болезненного состояния;
3. Выполнениеналогоплательщиком или агентом письменных разъяснений по вопросам применениязаконодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другимуполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах ихкомпетенции.
При наличии хотя бы одного из вышеназванныхобстоятельств лицо не подлежит ответственности за совершение налоговогоправонарушения.
Согласно статье 112 НК РФ обстоятельствами,смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
1. Совершениеправонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2. Совершениеправонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной,служебной или иной зависимости;
3. Иныеобстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими.
Обстоятельством, отягчающим ответственность,признаетсясовершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым кответственности за аналогичное правонарушение.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающиеответственность за нарушение налогового правонарушения устанавливаются судом иучитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке,установленном в статье 114 НК.
Соответствующие налоги органы не могут самостоятельно увеличивать или уменьшатьразмеры штрафных санкций, такие полномочия остались только у судов. Бремядоказательства в суде факта смягчающих ответственность обстоятельств ложится наобвиняемое лицо, а отягчающих ответственность – на налоговые (таможенные)органы.
Формулировки, которые законодатели предусмотрели в данной статье, не являютсяоднозначно исчерпывающими и допускают различные толкования. Относятся этиформулировки только к физическим лицам, или могут быть распространены наорганизации? Очевидно, что отсутствие в статьях НК конкретизирующих признаковявляется аргументом в пользу их расширенного толкования. Кроме того, переченьобстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика, не являетсязакрытым, поскольку существует возможность смягчения ответственности вследствиекаких-то иных обстоятельств, что предусмотрено п.3 ст. 112.
Важно отметить и тот факт, что хотя совершение аналогичного правонарушенияотнесено к отягчающим ответственность обстоятельствам, определениеаналогичности данного и ранее совершенных правонарушений остается неоднозначным.В то же время формулировка, принятая НК может быть интерпретирована, какотмечено С. Д. Шаталовым в комментариях к НК РФ, следующим образом:
— Аналогичными могут быть признаны правонарушения,квалифицируемые по одной и той же стать, а если статья содержит несколькопунктов – то по одному и тому же пункту;
— Аналогичными могут быть признаны правонарушения,которые, хотя и могут быть отнесены к разным составам и статьям, но имеют общиеквалифицирующие признаки, либо сходный характер действий виновного лица. Притаком подходе правонарушения, предусмотренные разными пунктами одной статьи, идаже разными статьями, могут рассматриваться как аналогичные. Например, каканалогичные правонарушения могут трактоваться нарушение срока постановки научет (ст. 117 НК РФ) и уклонение от постановки на учет (ст. 117 НК). С другойстороны, не аналогичными будут признаны такие правонарушения, какнепредставление налогоплательщиком налоговому органу сведений о себе (п.1 ст.126 НК РФ) и о третьих лицах (п.2 ст. 126).
Очевидно, что в силу неясности данного момента в законодательстве, толкованиеэтих норм будет окончательно разрешено только арбитражной практикой.
Меры ответственности за совершение налоговогоправонарушения.
Меройответственности за совершение налогового правонарушения является налоговаясанкция. Сущность налоговых санкций пояснено в статье 114 НК.Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий(штрафов) в размерах, предусмотренных соответствующими статьями НК. При наличиихотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафаподлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером,установленным за совершение данного налогового правонарушения. При наличииобстоятельства, отягощающего вину налогоплательщика, размер штрафаувеличивается на 100%. При совершении одним лицом двух и более налоговыхправонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение вотдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.
Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику за повлекшее задолженностьнарушение законодательства, подлежит перечислению с его счетов только послеперечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней,в очередности, установленной гражданским законодательством РФ. Налоговыесанкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.
НК РФ ввел также понятия состава налоговых правонарушений и установил мерыответственности за их совершение (гл. 16 НК). В статье 116 определяется такоеналоговое правонарушение, как нарушение срока подачи заявления научет в налоговом органе в соответствии со ст. 83 НК РФ. Нарушениесрока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствиипризнаков налогового правонарушения, предусмотренного п.2 ст. 116, влечет засобой взыскание штрафа в размере 5 тысяч рублей, а нарушение срока подачизаявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечетвзыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей. Важно отметить, что вышеуказанныенарушения считаются совершенными, если даже вставшая на налоговый учет поместу нахождения организация (для предпринимателей – по месту жительства),уклонилась от постановки на учет в налоговом органе влечет за собой взысканиештрафных санкций вне зависимости от умысла. В случае если налогоплательщикдолжен встать на учет в различных налоговых органах, штраф, в соответствии сост. 114 и ст. 116 НК РФ, должен быть взыскан за каждое нарушение этойобязанности.
Статья 117 НК ужесточает ответственность зауклонение от налогового учетаи вводит прогрессивную систему штрафных санкций (в зависимости от срокадеятельности плательщика, осуществленной без постановки на учет). Согласно ст.117 НК РФ, ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателембез постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10%от доходов, полученных в течение указанного времени, но не менее двадцати тысячрублей. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателембез постановки на учет в налоговом органе более трех месяцев влечет взысканиештрафа в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановкина учет более 90 дней.
Поскольку ст. 117 не классифицирует слово «деятельность», следовательно, вданном случае имеется в виду любая (т. е. не только предпринимательскаядеятельность, форма активности организации (предпринимателя)). Таким образом,исчисление срока, в течение которого субъект предпринимательства уклонялся отпостановки на налоговый учет, начинается с момента совершения первого активногодействия в качестве организации или предпринимателя и заканчивается датойпостановки на налоговый учет; аналогичное правило подсчета срока применяется,если в промежутке между вышеуказанными датами налоговый орган самостоятельнообнаруживает нарушение правил постановки на налоговый учет и документальнофиксирует их.
Для оценки доходов, полученных в период осуществления деятельности безпостановки на учет в налоговом органе, могут быть использованы косвенныеметоды, предусмотренные подпунктом 7 п.1 ст. 31 НК РФ.
Важно отметить, что до введения в действие второй части НК ст. 119 не даетоднозначного ответа о базе, к которой возможно применение вышеупомянутыхштрафных санкций, поскольку в статье применено понятие «доход», не имеющееоднозначной трактовки ни в Гражданском Кодексе, ни в действующемзаконодательстве. В силу неоднозначности данного понятия оно может бытьприменено как в значении прибыли (как чистого дохода), так и в значении выручки(как валового дохода). Возможность обоих подходов следует из ст. 41 и 42,регламентирующих принципы определения доходов в Росси и за её пределами.
При обнаружении факта уклонения от постановки налогоплательщика на налоговыйучет налоговый орган имеет право (но не обязанность) потребовать, на основаниист. 31 НК, устранить обнаруженные нарушения, а налогоплательщик обязанвыполнить данное требование.
В соответствии с п.2 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны сообщать налоговыморганам об открытии и закрытии своих банковских счетов; аналогичная обязанностьсообщать о вновь открытых счетах налогоплательщиков предусмотрена в ст. 86 НК идля банков. Нарушение налогоплательщиком установленного Кодексом срокапредставления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета вкаком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5 тысяч рублей (ст.118 НК РФ). В соответствии с данной статьей к ответственности могут бытьпривлечены организации и предприниматели, но не физические лица, так как ст. 23НК освобождает их от обязанности сообщать в налоговые органы об открытии,наличии или закрытии банковских счетов.
Статья 119 НК регламентирует сущность правонарушения, выражающегося внепредставлении налоговой декларации, а также ответственность за подобноеправонарушение. Согласно данной статье, непредставлениеналогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации вналоговый орган по месту учета, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммыналога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полныйили неполный месяц со дня, установленного для её представления, но не более 30%указанной суммы и не менее 100 рублей.
Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган втечение более 180 дней по истечении срока, установленного законодательством,влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы подлежащего уплате налога и 10%суммы налога, подлежащей на основе этой декларации, за каждый полный илинеполный месяц, начиная со 181-го дня.
На практике наиболее часто применяются регламентирующие сущность налоговыхправонарушений и санкции ст. 120 и ст. 122 НК РФ.
Статья 120 определяет сущность грубых нарушений правил учета доходов ирасходов и объектов налогообложения, ответственность за их совершение.Согласно данной статье, грубое нарушение организацией правил учета доходов и(или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены втечение одного и того же налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере5 тысяч рублей. Те же деяния, если они совершены в течение более одногоналогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 15 тысяч рублей. Те жедеяния, если они повлекли занижение налоговой базы, влекут взыскание штрафа вразмере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 тысяч рублей.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектовналогообложения для целей ст. 120 понимается отсутствие первичных документов,счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза иболее в течение календарного года), несвоевременное или неправильное отражениена счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежныхсредств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложенийналогоплательщика.
Статья 112 регламентирует сущность и санкции за нарушения, связанные с неуплатойили неполной уплатой сумм налога, устанавливает, что неуплата илинеполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иногонеправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия)влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Неуплата илинеполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы или иногонеправильного исчисления налога, подлежащего уплате в связи с перемещениемтоваров через таможенную границу РФ, влекут взыскание штрафа в размере 20%неуплаченной суммы налога. Соответственно, если подобные деяния совершеныумышлено, то они влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченных суммналога.
Статья 123 – аналог статье 122, но для налогового агента. Соответственно, неправомерноене перечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащегоудержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа вразмере 20% от суммы, подлежащей перечислению. Поскольку ответственность заподобные правонарушения, совершенные налоговым агентом, введена взаконодательство только с 1 января 1999 года, то и применение норм даннойстатьи по отношению к налоговым агентам возможно только по нарушениям,совершенным после данной даты кроме налоговых агентов по подоходному налогу.
Подпункт 6 п.1 ст. 23 НК обязывает налогоплательщика не препятствоватьдеятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении своихобязанностей, а ст. 31 НК наделяет налоговые органы правом обследованияпомещений, используемых налогоплательщиком для получения дохода. Статья 124 НКрегламентирует ответственность налогоплательщика (налогового агента) за препятствия,чинимые сотрудникам налоговых органов при исполнении ими служебныхобязанностей, устанавливает, что незаконное воспрепятствование доступудолжностного лица налогового, таможенного органа, органа государственноговнебюджетного фонда, проводящего налоговую проверку в соответствии сзаконодательством, на территорию или в помещение налогоплательщики илиналогового агента влечет взыскание штрафа в размере 5 тысяч рублей.
Статья 77 НК РФ определяет, что в качестве меры обеспечения решения о взысканииналога и при наличии оснований полагать, что налогоплательщик скроет своеимущество от налоговых органов, может быть применена такая мера, как арест.Согласно ст. 125 НК, несоблюдение установленного порядка владения,пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложенарест, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.
Статья 90 НК предоставляет налоговым органам полномочия вызывать в качествесвидетеля для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут бытьизвестны обстоятельства, имеющие значение для правильности исчисления исвоевременности уплаты налога. Соответственно, НК предусматривает и наличиесанкций за препятствование Налоговым органам в доступе к необходимой информации(ст. 128 – ответственность свидетеля, ст. 129, касающаяся эксперта ипереводчика, ст. 129-1, касающаяся любого неправомерного несообщения сведенийналоговому органу).
Согласно ст. 128 НК РФ неявка либо уклонение от явки без уважительныхпричин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качествесвидетеля, влекут взыскание штрафа в размере 5 тысяч рублей.Неправомерный отказ от дачи показаний, а равно и дача заведомо ложных показанийвлекут взыскание штрафа в размере 3 тысяч рублей.
Ответственностьбанков, как агентов правительственного контроля.
Санкции, применяемые за нарушение обязанностей банков, как агентовправительственного контроля, регламентированы в главе 18 НК. Необходимостьотдельного их рассмотрения определяется тем, что в данном случае не применяютсямногие правила, установленные в отношении налоговых правонарушения, совершенныхналогоплательщиками. Наиболее важными из них являются:
· Существование срока давностипривлечения к ответственности;
· Существование срока давностивзыскания штрафной санкции;
· Презумпция невиновности;
· Необходимость предоставлениядоказательств вины при наличии факта правонарушения;
· Учет обстоятельств, отягчающих илисмягчающих ответственность налогоплательщика, или исключающих возможностьпривлечения его к ответственности;
· Не допускается применение к этимнарушениям норм производства по делам о налоговых правонарушениях (ст. 100,101, 104 НК РФ);
· Не допускаются такие меры попринудительному обеспечению исполнения обязанностей по уплате налогов, какарест имущества, приостановление операций по счетам.
Нарушения, совершаемые банками в части функций агентов правительственного контроляи, соответственно, санкции за них, установлены статьями 132 – 136 НК РФ.
Статья 132устанавливает ответственность за нарушение банком порядка открытия счетаналогоплательщику. Открытие банком счета организации илииндивидуальному предпринимателю без предъявления ими свидетельства о постановкена учет в налоговом органе, а равно открытие счета при наличии у банка решенияналогового органа о приостановлении операций по счетам в банке этого лица,влекут взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей. Несообщение банкомналоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организацией илииндивидуальным предпринимателем влечет взыскание штрафа в размере 20 тысячрублей.
Статья 133 устанавливает ответственность занарушение срока исполненияпоручения о перечислении налога или сбора. Нарушение банкомустановленного НК срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщикасбора) или налогового агента о перечислении налога или сбора влечет взысканиепени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ, но не более 0,2% за каждыйдень просрочки.
Статья 134 устанавливает ответственность за нарушение, выразившееся внеисполнении банком решения налогового органа о приостановлении операций посчетам налогоплательщика,плательщика сбора илиналогового агента, что влечет за собой взыскание штрафа в размере 20% от суммы,перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбораили налогового агента, но не более суммы задолженности.
Статья135 устанавливает ответственность занеисполнение банком решения овзыскании налога и сбора, а также пени, что влечет взыскание пени вразмере одной 1/150 ставки рефинансирования ЦБ, но не более 0,2% за каждый деньпросрочки. Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежныхсредств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, вотношении которых в соответствии со статьей 46 НК в банке находится инкассовоепоручение налогового органа, влечет взыскание штрафа в размере 30% непоступившей в результате таких действий суммы.
Штрафы, указанные в статьях 132 – 134, взыскиваются в порядке, аналогичномпорядку взыскания санкций за налоговые правонарушения. Неоднократное нарушениеуказанных обязанностей в течение одного календарного года является основаниемдля обращения налогового органа в ЦБР с ходатайством об аннулировании лицензиина осуществление банковской деятельности.
Список литературы:
— Налоговый Кодекс Российский Федерации, часть 1;
— Постатейный комментарий к Налоговому Кодексу РФ
— «Налоги и налогообложение» – учебник для ВУЗов. Теория ипрактика налогообложения. Налоговое право. Налоговое планирование и контроль. Под редакцией доктора экономических наук профессора М. В. Романовского ипрофессора О. В. Врублевской. Издательство «Питер», Санкт-Петербург, 2000 год.
— Журнал «Налоговый Вестник», № 1, 2, 3 за 2000 год.
— «Основы налогообложения и налогового права» – Е. Н.Евстигнеев, учебное пособие, Москва, 1999 год, издательство «Информ – М».