Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Волгоградский педагогический университет»
Кафедра педагогики
Тема:
«Психологические понятия в педагогике»
Выполнила: студентка А-112
Сотникова Н.Н.
Проверил: Латышев Д.В.
Волгоград 2008
Содержание:
1. Введение Стр. 3
2. Педагогическая психология Стр.4-6
3. Психологические понятия в педагогике через призму педагогической
психологии Стр.7
3.1 Структура педагогической психологии Стр.8-9
3.1.1 Учение Стр.10-11
4. Научение Стр.12-13
5.Заключение Стр.14
6. Список литературы Стр.15
1. Введение
Образование — это, прежде всего, развитие и саморазвитие.
Педагогика– это наука, изучающая закономерности передачи старшим и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.
Педагогическая деятельность — это деятельность по созданию условий саморазвития, самообразования людей, по обеспечению для них пространства выбора, возможностей свободного и творческого действия.
Предмет педагогики— процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания, или, более кратко, это воспитание человека как особая функция общества.
Из вышеизложенных определений следует, что педагогика-это только часть целой системы наук о человеке. Так как такие процессы, как воспитание, саморазвитие, формирование человеческой личности и другие, невозможны в рамках одной педагогики. Следовательно, только ее взаимодействие с другими науками способствует протеканию этих процессов правильно. Одной из системы наук о человеке является психология.
Прекрасное владение материалом по педагогике, но отсутствие знаний по психологии может привести к тому, что педагог совершает непоправимые ошибки в работе с детьми. Тем самым он не только производит неправильное воспитание, но также может нанести психологическую травму ребенку.
Благодаря знаниям психологии (особенно психологии личности) учитель может производить обучение детей рационально, при этом достигая наилучших результатов.
2. Педагогическая психология
Психологические понятия в психологии легче рассматривать не по отдельности в каждой из наук, а в рамках одной, так называемой педагогической психологии.
Термином«педагогическая психология» обозначаются две разные науки. Одна из них — это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания.
Под таким же термином — «педагогическая психология» развивается и прикладная наука, цель которой — использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики. За рубежом эту прикладную часть психологии часто называют школьной психологией.
Термин «педагогическая психология» был предложен П.Ф. Каптеревым в 1874 г. (Каптерев П.Ф., 1999; аннотация). Первоначально он существовал наряду с другими терминами, принятыми для обозначения дисциплин, занимающих пограничное положение между педагогикой и психологией: «педология» (О. Хрисман, 1892), «экспериментальная педагогика» (Э. Мейман, 1907). Экспериментальная педагогика и педагогическая психология сначала трактовались как разные названия одной и той же области знания (Л.С. Выготский, П.П. Блонский) (см. Медиатеку). На протяжении первой трети XX в. их значения были дифференцированы. Экспериментальная педагогика стала пониматься как область исследований, направленных на приложение данных экспериментальной психологии к педагогической реальности; педагогическая психология — как область знания и психологическая основа теоретической и практической педагогики.
Педагогическая психология- это отрасль психологии, изучающая закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Она тесно связана с педагогикой, детской и дифференциальной психологией, психофизиологией.
При рассмотрении педагогической психологии, как и любой другой отрасли науки, необходимо, прежде всего, разграничить понятия ее объекта и предмета.
В общенаучной трактовке под объектом науки понимается та область действительности, на изучение которой направлена данная наука. Часто объект изучения фиксируется в самом названии науки.
Предмет науки — это та сторона или стороны объекта науки, которыми он в ней представлен. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе. Предмет не фиксирует всех сторон объекта, хотя может при этом включать то, что в объекте отсутствует. В определенном смысле развитие науки есть развитие ее предмета.
Каждый объект может изучаться множеством наук. Так, человек изучается физиологией, социологией, биологией, антропологией и т.д. Но каждая наука имеет в основе свой предмет, т.е. то, что именно она изучает в объекте.
Как показывает анализ точек зрения различных авторов, многие ученые по-разному определяют статус педагогической психологии, что может свидетельствовать о неоднозначности решения вопроса о предмете педагогической психологии (см. анимацию).
Например, В.А. Крутецкий считает, что педагогическая психология «изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах… закономерности формирования у школьников творческого активного мышления… изменения в психике, т.е. формирование психических новообразований» (Крутецкий В.А., 1972. С. 7).
Совершенно другой точки зрения придерживается В.В. Давыдов. Он предлагает считать педагогическую психологию частью возрастной психологии. Ученый аргументирует это тем, что специфика каждого возраста определяет характер проявления законов усвоения знаний учащимися, поэтому и преподавание той или иной дисциплины должно строиться по-разному. Более того, некоторые дисциплины в определенных возрастах вообще являются недоступными учащимся. Такая позиция В.В. Давыдова обусловлена акцентированием им роли развития, его влияния на ход обучения. Обучение рассматривается им как форма, а развитие — как содержание, которое в ней реализуется.
Существует ряд и других точек зрения. Но в своем докладе я буду придерживаться общепринятой трактовки, согласно которой предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса (Зимняя И.А., 1997; аннотация).
Педагогическая психология изучает также зависимость усвоения знаний, умений, навыков, формирования различных свойств личности от индивидуальных особенностей учащихся (Нурминский И.И. и др., 1991; аннотация).
В отечественной педагогической психологии созданы такие теории учения, как ассоциативно-рефлекторная теория, теория поэтапного формирования умственных действий и др. Среди западных теорий учения наибольшее распространение получила бихевиористская теория
3. Психологические понятия в педагогике через призму педагогической психологии
Следует отметить, что исследование в психологии педагогической реальности предполагает обращение к двум типам реальности: объектной (педагогической) реальности, выражаемой и структурируемой с помощью педагогических понятий и терминов, и предметной психологической реальности, выражаемой с помощью психологических понятий. Поскольку психология всегда субъектна, то и выбор таких понятий во многом отражает субъективную позицию самого психолога-исследователя. Результатом использования таких средств является возникновение психолого-педагогического знания, котороы выражает те илииные связи и отношения между объектной и предметной сферой.
К основным понятиям педагогической психологии следует отнести: учение, обучение, научение, воспитание. Все они являются междисциплинарными и широко используются не только в педагогике, но и в психологии.
3.1Структура педагогической психологии
Структуру педагогической психологии составляют три раздела:
-психология обучения;
-психология воспитания;
-психология учителя.
1. Предмет психологии обучения– развитие познавательной деятельности в условиях систематического обучения. Таким образом, раскрывается психологическая сущность учебного процесса. Исследования в этой области направлены на выявление:
-взаимосвязей внешних и внутренних факторов,
обусловливающих различия познавательной деятельности в
условиях различных дидактических систем;
-соотношения мотивационного и интеллектуального планов
учения;
-возможностей управления процессами учения и развития
ребенка;
-психолого-педагогических критериев эффективности
обучения и других.
Психология обучения исследует прежде всего, процесс усвоения знаний и адекватных им умений и навыков. Ее задача состоит в выявлении природы этого процесса, его характеристик и качественно своеобразных этапов, условий и критериев успешного протекания. Особую задачу педагогической психологии составляет разработка методов, позволяющих диагностировать уровень и качество усвоения.
Исследования непосредственно самого процесса учения, выполненные с позиций принципов отечественной психологии, показали, что процесс усвоения — это выполнение человеком определенных действий или деятельности. Знания всегда усваиваются как элементы этих действий, а умения и навыки имеют место при доведении усваиваемых действий до определенных показателей по некоторым из их характеристик.
2. Предмет психологии воспитания — развитие личности в условиях целенаправленной организации деятельности ребенка, детского коллектива. Психология воспитания изучает закономерности процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений и т.п. в условиях учебной и воспитательной деятельности в школе.
Исследования в этой области направлены на изучение:
-содержания мотивационной сферы личности учащегося, ее
направленности, ценностных ориентацией, нравственных
установок;
-различий в самосознании учащихся, воспитывающихся в
разных условиях;
-структуры детских и юношеских коллективов и их роли в
формировании личности;
-условий и последствий психической депривации и др. (Лишин
О.В., 1997; аннотация, обложка).
Педагогическая психология изучает общие психологические закономерности научения, обучения и воспитания учащихся, психологические особенности личности учителя и его педагогической деятельности. Психическое развитие личности в процессе воспитания и обучения рассматривается как главное направление. Усвоение же знаний, умений и навыков — средство для всестороннего развития личности. К сожалению, воспитание как деятельность, осуществляющаяся под руководством учителя, еще во многом остается «искусством», закономерности которого не полностью познаны. Индивидуальность отдельного учителя, его уникальный жизненный опыт становятся часто решающим фактором эффективности воспитания. Такой опыт трудно передать широкой педагогической общественности. По этой же причине многие воспитательные системы и сегодня строятся по такому принципу, когда известны средства организации воспитания и его конечный результат, но остаются совершенно неясными внутренние психологические механизмы достижения воспитательного эффекта.
3. Предмет психологии учителя — психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности, а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности этой деятельности. Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются:
определение творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов;
изучение эмоциональной устойчивости учителя;
выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащегося и ряд других (Митина Л.М., 1998; аннотация).
3.1.1 Учение
Учение — это система специальных действий, необходимых учащимся для прохождения основных этапов процесса усвоения. Действия, составляющие деятельность учения, усваиваются по тем же законам, что и любые другие (Ильясов И.И., 1986; аннотация).
Согласно проведенному И.И. Ильясовым анализу концепций учения, учение рассматривается как:
*приобретение знаний и умений решать разные задачи (Я.А. Коменский);
*усвоение знаний, умений и развитие — совершенствование — общих познавательных процессов (И. Гербарт);
приобретение знаний, умений и навыков в определенных дисциплинах (Ф.А. Дистервег);
*активный мыслительный процесс, связанный с преодолением затруднений — возникновением проблемной ситуации (Дж. Дьюи);
*«активный процесс построения новообразований из элементов чувственного и мысленного содержания при необходимом участии внешних движений» (В. Лай);
*получение знания и решение проблем (К.Д. Ушинский);
*активный процесс внутренней самодеятельности ученика, являющийся внутренней стороной педагогического процесса (П.Ф. Каптерев);
*переструктурирование прежних структур опыта, где две фазы — образование (впервые) новых форм деятельности (успех) и сохранение и воспроизведение возникших новых форм деятельности (память) (К. Коффка);
*разные виды приобретения опыта (Ж. Пиаже)
* как деятельность по подготовке к труду. Его основная функция — передача общественного опыта (знаний, умений, навыков) индивидам. Результаты учения отражаются в познании человека в виде когнитивных образований, механизмов регуляции проявления умений и навыков.
Центральным моментом учения является усвоение знаний, представленных в виде научных понятий. Такое усвоение не сводится к простому копированию в сознании учащихся понятий, вводимых учителем. Данное извне понятие формируется в той мере, в какой оно является результатом мыслительной деятельности учащегося, осуществляемых им умственных операций (анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования). В усвоении понятий возникает последовательные этапы: движение от неполного знания к полному. Это движение, в зависимости от содержания понятий, может носить разный характер. Во многих случаях оно идет от частного, конкретного к общему, абстрактному. Но существует и другой вариант усвоения: от недифференцированного общего к частному, конкретному и через конкретное к подлинно абстрактному. Так, при усвоении понятий о представителях различных общественных классов ученик в начале усваивает только диаметральную противоположность этих понятий и их основных признаков. Понятия становятся содержательными в дальнейшем, по мере того, как школьники приобретут соответствующие конкретные знания.
Учение представляет собой развивающийся процесс, включающий переход от элементарных ситуаций, где оно осуществляется на основе подражания образцу при минимальной активности самого ученика, к высшим ступеням, опирающимся на «самоуправление» ученика, который самостоятельно добывает новые знания или применяет приобретенные ранее знания к решению новых задач.
Учение может осуществляться в двух формах: стихийной и организованной. «Обучение» — организованная, целенаправленная, регулируемая обществом форма учения. «Научение» — результат учения и обучения, проявляющийся в изменении деятельности и поведения. Он существует как во внешней, так и во внутренней (психической) форме.
Единицей, усваиваемой в процессе обучения познавательной деятельности, является умственное действие, и задача управления учением — это, прежде всего, задача формирования умственных действий с определенными, заранее заданными свойствами. Возможность подобного управления дает знание и использование законов, по которым происходит образование новых действий, выявление и учет условий, влияющих на их качество.
4.Научение
Научение — это процесс и результат приобретения индивидуального опыта.
Термин «научение» применяется преимущественно в психологии поведения. В отличие от педагогических понятий обучения, образования и воспитания он охватывает широкий круг процессов формирования индивидуального опыта (привыкание, запечатление, образование простейших условных рефлексов, сложных двигательных и речевых навыков, реакций сенсорного различения и так далее).
Научение отличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемой познавательными мотивами или мотивами и целями. Путем научения может приобретаться любой опыт — знания, умения, навыки (у человека) и новые формы поведения (у животных).
Как всякое приобретение опыта, научение включает протекающие неосознаваемо уяснение содержания материала и его закрепление (запоминание непроизвольное). У животных научение — основная форма приобретения опыта. Направленное учение у животных существует лишь в зачаточной форме (обследование новой ситуации, подражание).
1. Научение — это постепенное или скачкообразное изменение поведения. Существуют два типа временного протекания процесса научения. Такая форма научения, как классическое обусловливание, протекают постепенно, а такие, как импринтинг или инсайт — моментально.
2. Научение — это изменение поведения, не являющееся непосредственно следствием созревания организма, хотя развитие всегда сопровождается научением. Проблема научения тесно связана с проблемой развития и созревания. Иногда в молодом организме сложно отличить результат научения от результата созревания, поэтому научение предпочитают исследовать у взрослых.
3. Научением не является изменение поведения при утомлении или в результате употребления психоактивных веществ.
4. Упражнение улучшает процесс научения.
Виды научения:
Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное.
Хар