Реферат по предмету "Педагогика"


Роль фонематического слуха в воспитании звуковой культуры речи

--PAGE_BREAK--Итак, хорошо сформированное фонематическое восприятие и слух, правильное произношение всех звуков родного языка, наличие элементарных навыков звукового анализа являются необходимыми составляющими звуковой культуры речи и условиями для обучения дошкольника грамоте.

1.3 Обзор психолого-педагогических исследований по проблеме воспитания звуковой культуры речи
Итак, обучение детей правильному произношению включает выработку и закрепление правильных речевых динамических стереотипов, что требует значительного напряжения нервных клеток коры головного мозга. Работу над правильным произношением, безусловно, необходимо проводить параллельно с обучением звуковой культуре речи.
На практике было показано, что звуковой анализ слова вызывает у детей значительные трудности. Проблемы неизбежны, так как слово представляет собой определенную пространственно-временную последовательность звуков, имеет определенную связь с математическими понятиями. Таким образом, звуковой анализ развивается тем успешнее, чем лучше дети владеют пространственными представлениями, ориентировкой в окружающем, порядковым и количественным счетом, словами, обозначающими пространственные отношения.
Педагоги московского дошкольного учреждения № 425 под руководством И. Швецовой основывались в своих логопедических занятиях на узловом понятии «ряд», побуждении дошкольников к активной предметной деятельности [29].
Занятия включают упражнения, в том числе в игровой форме, в построении и анализе предметного ряда, проводятся с помощью дидактического материала, а также с помощью настольного театра «Репка». Активная предметная деятельность предполагает включение в действие различных анализаторов: зрительного, кинестетического, слухового, речедвигательного, только в этом случае можно ожидать положительного результата.
Многолетний опыт работы с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи позволил педагогам выстроить систему работы по звуковому анализу, в связи с некоторыми особенностями данных дошкольников.
С самого начала коррекционного обучения развитие артикуляционных навыков и фонематического слуха проводится одновременно с развитием анализа звукового состава речи. Соответствующие упражнения помогают решить две задачи — ускорить процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты. В основе данной системы лежит программа Г.А. Каше.
Начинать надо с наиболее легкой его формы — выделения начального гласного звука в слове (Аня, аптека, утка, ива).
Второй этап — анализ звукосочетаний типа ау, уа, иа, ауи. Детям, испытывающим трудности при анализе звукосочетаний, целесообразно предлагать упражнения с опорой на символы: О — звук а; О — звук у; СИ — звук и; О о — ау; СИ О — иа; О о СИ — ауи; игру «Живые звуки».
По мере знакомства с глухими согласными звуками проводится работа по выделению конечных согласных в односложных словах типа кот, мак, паук, анализу (и синтезу) закрытых слогов типа ап, ут, ок. Важным этапом является выделение-гласных звуков а, о, у, ы в середине слова. Некоторым детям этот вид анализа дается только в результате повторных индивидуальных упражнений.
Третий этап: выделение согласных звуков в начале слова, слогообразующего гласного, анализ открытого слога.
Итогом такой работы становится овладение звуковым анализом односложных слов типа сок, для чего используются упражнение «Составь новое слово» (карточки): собака — облако — мак (сом); игра «Живые звуки» (с, у, п — суп, нос — н, о, с), звуковые схемы слов. К концу этого периода обучения дети владеют терминами: гласный звук, согласный звук, слово.
На следующем этапе дети учатся делить слова на слоги; при этом в качестве зрительной опоры используется слоговая схема слова, которую можно выложить из полосок бумаги или зарисовать: — (один слог), — (два слога) и т.д. Слово отхлопывается или отстукивается по слогам. Для этого вида анализа берутся любые правильно произносимые детьми слова.
Пятый этап — полный звукослоговый анализ односложных и двусложных слов (бусы, сушка, замок). В слоговых схемах обозначаем звуки; схемы выкладываются или зарисовываются.
Дети узнают, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Для этого вида анализа включаются те слова, произношение которых не расходится с их написанием.
Последовательность составления звукослоговой схемы слова следующая: а) слово отхлопывается по слогам — определяется их количество; б) выделяются гласные звуки; в) определяется количество и последовательность звуков в каждом слоге, общее количество звуков и их последовательность; г) схема выкладывается или зарисовывается.
На этом этапе используются упражнения в преобразовании слов (Саша — Маша; мышка — мишка), в добавлении недостающего звука (д, ш плюс у — душ).
Наиболее сложным видом анализа является анализ слогов и слов со стечением согласных звуков, для чего дети выполняют упражнения в преобразовании слогов (ла-пла, па-пла).
Для звукослогового анализа слов со стечением согласных детям предлагают слова типа: стол, стул, слон, Клава, кран, парк, клубок, клоун. Внимание детей обращают на сравнение односложных слов типа сон-слон.
После анализа составляется звукослоговая схема. Проводятся упражнения в подборе слов к схеме.
К концу этого периода дети овладевают умением членить предложения на слова. Деление предложений на слова проводится в игровой форме (с мячом), затем выкладывается схема предложения из полосок бумаги (схему можно зарисовывать).
Таким образом, педагогами-логопедами ДОУ № 425 на практике было показано, что дети, в полном объеме овладевшие звукослоговым анализом, как правило, не испытывают трудностей в обучении грамоте.
Еще в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроения с помощью интонации. Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идет об интонации. Так, например, есть пятьдесят способов сказать «да» и пятьсот способов сказать «нет», в то время как написать это слово можно только один раз.
Это побудило группу тюменских педагогов под руководством Т. Сергеевой к поиску новых форм работы по развитию у детей интонационной выразительности – одной из важнейших задач воспитания звуковой культуры речи. Основной задачей разработанной ими методики является формирование умения успешно общаться со сверстниками и взрослыми, испытывая эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение через использование театрализованной деятельности [19].
Основной причиной выбора данной темы послужил региональный фактор. Состояние нервно-психологического напряжения — обычное дело на Севере. Жизнь здесь скудна на яркие впечатления. «На сером фоне северного климата на чувства ребенка должны оказывать воздействие не фильмы ужасов, не криминальные сюжеты, а встречи с прекрасным: музыкой, словом, театром, способным заворожить малыша, дать ему возможность выразить свои чувства в танце, словах, поступках», — утверждает Сергеева.
Эту форму работы авторы используют с детьми на протяжении нескольких лет. Прежде чем начинать работу над постановкой сказки, необходимо провести большую предварительную работу по формированию у детей правильного речевого дыхания, мимики, жестов, движений, интонационной выразительности речи.
Взяв за основу схему по работе над формированием интонации в стихотворениях, предложенную А.В. Ястребовой и О.И. Лазаренко, был составлен алгоритм [19].
Например, работая над стихотворением А. Введенского «Песенка машиниста», педагог сначала читает его, а затем вместе с детьми обсуждает, почему стихотворение прочитано именно так: первая часть — очень тихо и медленно, а вторая — громче и постоянно увеличивая темп. Если дети затрудняются с ответом, можно дать неверный образец, поменяв местами манеру исполнения частей стихотворения. После детального обсуждения каждого четверостишия стихотворение читается снова; только после этого детям предлагается повторить каждый отрывок по образцу, чтобы исключить неверную передачу смысла.
В дальнейшем для работы над стихотворениями используются различные интонационные схемы.
Спектакли детей были записаны на видеокассету, поэтому дети смогли со стороны оценить свою игру, обсудить ее достоинства и недоработки.
 Исходя из результатов вышеперечисленной методики, можно сделать следующие выводы, касающиеся не только задачи интонационной выразительности, но и, непосредственно, воспитания речевого слуха детей:
• Несмотря на некоторые недочеты, голос у детей стал более выразительным, жесты и движения — плавными и согласованными с речью.
• Гиперактивных детей сказка дисциплинировала, а пассивные и робкие в ней «оживали» и активизировались.  
• Заинтересованность в положительном результате объединяет в работе всех членов педколлектива: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, родителей.
• Кроме того, в очень увлекательной форме и без принуждения происходит автоматизация звуков, речь детей становится более выразительной и в свободной деятельности, и на занятиях, а это, безусловно, поможет им в школе.
По словам Ю.П. Азарова, технология, и отношения, и развитие личности – все в педагогическом мастерстве должно быть пронизано игрой [12].
Эффективность использования игр в развитии речи детей доказана многими учеными: Г.С. Швайко, Н.С. Селиверстовым, М.Г. Генинг и Н.А. Герман, Ю. Рязанцевой, О. Терехиной и многими другими педагогами-исследователями.
М.Г. Генинг и Н.А. Герман большое внимание уделяют играм для развития фонематического восприятия, без которого невозможно правильное произнесение звуков. Упражнения по развитию фонематического восприятия имеют большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения в школе. Они подводят ребенка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте. Упражнения по развитию фонематического восприятия тесно связаны с упражнениями по развитию правильной артикуляции. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему слуховому восприятию. В своей книге «Обучение дошкольников правильной речи» в работе над звукопроизношением и фонематическим восприятием авторы рекомендуют применять цветовые сигналы. Они убеждены, что сочетание речевых упражнений с выставлением цветовых сигналов вносит в занятие игровой момент, вызывает у детей интерес к занятию. Цветовое обозначение звуков условно, но оно должно быть постоянным [9].
Г. С. Швайко, О. Терехина, Ю. Рязанцева и многие другие в своих работах представили большое количество игр, помогающих развить у ребенка фонематический слух
В книге «Игры в логопедической работе с детьми» под редакцией В. И. Селиверстова собрано большое количество известных и практикуемых в дошкольных учреждениях игр для развития детской речи. Сборник является пособием для логопедов и результатом упорного труда сотрудников кафедры психопатологии и логопедии МГПИ им. В. И. Ленина. Ученые уже в течение ряда лет заняты поисками путей наиболее эффективного соединения процессов коррекции недостатков речи у детей с задачами их обучения и воспитания.
Немалое внимание авторы уделили и развитию у детей фонематического слуха, отобрав для этого игры, в которых дети упражняются в нахождении звука в словах, различении сходных по звучанию звуков, составлении слов с определенным количеством слогов. Предложенные игры активизируют словарь детей и обучают их слоговому анализу слова. Но, по словам В. И. Селиверстова, приступать к развитию фонематического слуха следует лишь тогда, когда у детей уже сформировано слуховое внимание и речевой слух [18].
О. Терехина, заместитель по учебно-воспитательной работе в Московском международном юношеском центре культуры и бизнеса, наряду с вышеперечисленными ее коллегами использовала в своей практике игровые моменты, направленные на развитие фонематического слуха и формирование звукового анализа. По мнению О. Терехиной, именно такая форма работы позволяет закрепить свойственный детям интерес к звуковой стороне речи. Дидактические игры способствуют познавательной активности детей, улучшению произношения, расширению активного словаря, углублению интереса к языку [21].
Учитель-логопед из Санкт-Петербурга Ю. Рязанцева тоже является сторонницей использования игр в работе с детьми. Она разработала дидактические игры, закрепляющие у детей умения выполнять фонематический анализ слова, определять место звука в слове, делить слова на слоги и другие умения, необходимые для совершенного овладения фонематическим слухом [16].
Итак, проанализировав отечественные издания и исследования последних лет по проблеме воспитания звуковой культуры речи, можно подчеркнуть, что проблемой воспитания звуковой культуры речи занималось немало педагогов, логопедов, исследователей. В своих работах каждый из них нашел свой подход, изучив конкретную задачу звуковой культуры речи: воспитание речевого слуха, интонационной выразительности. Большое внимание уделяется воспитанию фонематического слуха и восприятия у дошкольников, отмечается его роль в правильном звукопроизношении.
Наблюдается осознанный, заинтересованный подход современных авторов к значимости данной проблемы, практикоориентированность и эффективность предложенных методик.

II. Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста
2.1 Этапы становления фонематического слуха у дошкольников
Работа по развитию у ребенка тонкого фонематический слуха и правильного звукопроизношения невозможна без знания общих закономерностей развития речи, этапов ее формирования и осознания звуковой стороны языка. Авторы книги «Основы логопедии» Т.Б. Филичева, Н. А. Чевелева и Г. В. Чиркина считают, что речь ребенка формируется под влиянием речи взрослого и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинается с первых дней его жизни.
Усвоение ребенком родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом особенностей, которые необходимо четко представлять для правильной диагностики нарушений речи.
На этапы становления речи детей в целом указывало немало ученых: Ф.А. Сохин, А. Н. Гвоздев, А. Н. Леонтьев, А. И. Максаков и другие.
Например, А. Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи детей различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов [23].
Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего 2 этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи [5].
А. Н. Леонтьев устанавливает 4 этапа в развитии речи детей: подготовительный (до 1 года), преддошкольный этап первоначального овладения языком (до 3 лет), дошкольный (до 7 лет) и этап школьного обучения [31].
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается слуховой контроль над собственным произношением. Иными словами формируется фонематический (речевой) слух, обеспечивающий восприятие звуков родного языка.
В поступательном развитии фонематического восприятия ребенок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков (например, гласных-согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких-глухих, мягких-твердых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребенка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом, и только слухом». Итак, ребенок начинает со слуховой дифференцировки звуков, затем включается артикуляция, и, наконец, процесс дифференциации согласных завершается акустическим различением (Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, С.Н. Ржевкин) [27].
Р.Е. Левина выделила следующие этапы развития у ребенка осознания звуковой стороны языка [6].
На первом этапе полностью отсутствует дифференциация звуков, понимание речи и активная речь самого ребенка. Это дофонематическая стадия развития речи.
На втором этапе возникает различение наиболее далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких. На этой стадии ребенок слышит звуки иначе, чем мы. Произносит ребенок неправильно, искаженно. Он одинаково реагирует как на правильно произнесенные слова, так и на слова, произносимые так, как он сам не произносит.
На третьем этапе происходит решающий сдвиг. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он способен проводить различие между правильным и неправильным произношением. На этом этапе сосуществуют прежний косноязычный и новый формирующийся язык звуков. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.