МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ИНАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВОПО ОБРАЗОВАНИЮ
ТамбовскийГосударственный Университет
имени Г.Р. Державина
Институт педагогики исоциальной работы
Кафедра общейпедагогики и образовательных технологий
Конспектстатьи
по курсу Педагогика
Е.В. Бондаревская
«Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания»
Выполнила: студентка 3 курса
М.Ю. Ларина
Проверил: Ю.П. Прокудин
Тамбов 2009
Особенность российской культурно-педагогической традиции состоит вбезусловном приоритете воспитания в образовательном процессе. Историяобразования свидетельствует: если воспитание перестает отвечать на вопрос, какжить достойно, оно становится ненужным, и наступает кризис – обществоутрачивает свои гуманистические функции, перестает быть питательной средойдуховного и нравственного развития личности. Поэтому сегодня фундаментальнойзадачей педагогики является возрождение смыслообразуюшей роли воспитания вжизни человека и российского общества.
Социальные ожидания в отношении современного воспитания связаны снадеждами на его опережающую роль в демократическом процессе. Воспитание должностать средством возрождения национальной культуры, предотвращения социальнойдеградации, способствовать переходу от общества потребления к обществусозидания, помогать изменению социального характера людей в направлениисамоорганизации и личной ответственности, быть гарантом гражданского мира,восстановления нравственности, социальной зашиты и охраны детства, показыватьпуть становления открытого, демократического государства
Анализ современной образовательной ситуации может быть осуществленс двух позиций:
1. Объектный подход к человеку: ученик рассматривается как объект целенаправленныхпедагогических воздействий, среды, условий и средств воспитания, цели которогоопределяются государством исходя из экономических, идеологических, военных ипрочих потребностей.
2. Субъектный подход к человеку: ученик становится активный участником воспитательногопроцесса, способным оказать на него существенное влияние перестроить его всоответствии с потребностями своей личности, интересами, саморазвития.
С этих позиций воспитание осуществляется как процесс субъект-субъектноговзаимодействия, основанный на диалоге, обмене смыслами, сотрудничестве егоучастников. Ученик активно участвует в конструировании содержания воспитания,нужного ему для самостроительства собственной судьбы, включается вжизнетворчество.
При рассмотрении современного воспитания в контексте концепцииличностно ориентированного образования встает вопрос о том, что ученик беретсебе из предлагаемого школой и как его сознание перерабатывает этовоспитательное содержание.
С этой целью было осуществлено социологическое исследование, в которомприняли участие учащиеся IX—X классов. Анкета включала 17 вопросов, содержаниекоторых требовало от старшеклассников размышлений по поводу жизненных планов ивозможностей школы в их решении. Выявлялись также личностные смыслыобразования, ценности, факторы развития, проблемы жизненного самоопределения.
Прежде всего отметим, что в ответах четко обозначилась иерархия жизненныхпроблем, которые волнуют и беспокоят старшеклассников. Наиболее высокий рейтингв их оценке получили аспекты, связанные с жизненным самоопределением,достижением материального благополучия и сохранением здоровья. Другая группаактуальных вопросов ориентирована на духовное развитие личностистаршеклассника, В третью группу были включены статусные, отношенческиепроблемы.
Треть опрошенных отметили: их общеобразовательное учреждение невполне соответствует представлениям о хорошей школе. Определяя ее приоритетныецели, старшеклассники на первое место поставили качественное образование,заботу о здоровье детей и их духовно-нравственное воспитание. На второе место –гуманитарно-защитные функции школы. На третьем месте по значимости – задачи,связанные с реализацией отдельных актуальных направлений современногообразования: экологического, гражданского, профильного. На четвертом месте –задачи личностного развития и поддержки одаренных детей.
Представленная иерархия целей позволяет утверждать, что в сознаниисовременных старшеклассников сложился образ школы, которая полностьюсоответствует целям гуманистической, личностно ориентированной педагогики.Возникает вопрос: является ли этот образ мифом или он отражает потребность вповышении качества образования в направлении его гуманизации и ориентации наинтересы личности?
Для ответа необходимо обратиться к сущности личностных смыслов, которыепридают образованию современные школьники. На вопрос: «Что для тебя самоеглавное в школе?» – большинство ребят ответили: «Общение». Это неудивительно,так как в общении, прежде всего, воплощаются субъектные свойства человека, егоспособности к пониманию и взаимопониманию, диалогу и сотрудничеству, происходитобмен информацией, смыслами, возникают межличностные отношения, раскрывается иформируется характер, человек узнает себя и других людей, получает возможностьобеспечить свою идеальную представленность в другом, персонализироваться.
На втором месте в иерархии личностных смыслов – высокое качествообразования, успехи в учении, интересные уроки. Учащиеся выделяют и еще однухарактерную группу личностных смыслов школьной жизни – возможность развиватьсвои способности, проявлять себя во внеучебной деятельности, рассчитывать напонимание и поддержку учителей.
Современная школа реально поворачивается к ученику, становитсяличностно ориентированным образовательным учреждением, которое пока находитсяна начальном этапе перехода, так как ученик еще не обрел в ней реальный статуссубъекта культурного развития, творца собственной судьбы. Но возможности школыдля собственного развития учеников используются ими малопродуктивно.
Проблемы, обсуждаемые сегодня в молодежной среде: продолжение образования,возможности профессионального самоопределения, вопросы материальногоблагополучия, проблемы любви и человеческих взаимоотношений. Проблемы политическойжизни страны, рейтинги культуры, искусства, экологии, рост преступности,наркомании, алкоголизма, проблемы прав и свобод граждан в нашем обществе интересуютдалеко не всех старшеклассников.
Ядро духовности составляют ценности, ставшие для человека внутреннимирегуляторами поведения. На первый план учащиеся поставили самореализацию исаморазвитие, доброжелательные отношения и взаимопонимание. На втором местеоказались нравственность, интеллигентность, совесть, образование, искусство.Третье место отдано социально значимым ориентациям: национальному самосознанию,исторической памяти, патриотизму.
Выявленная шкала личностных ценностей подтвердила тенденцию ориентациистаршеклассников на самих себя, на собственные жизненные проблемы. Можно липриоритетность личностного самосознания истолковывать только как негативнуютенденцию? Скорее всего, нет, ведь она свидетельствует об объективностипроцесса самоактуализации личности. Однако чтобы стремление к самоактуализациине превратило молодого человека в эгоиста, необходимо усилить внимание кгуманистической составляющей личности.
Ученикам был задан вопрос: «Что надо изменить в школе?».Во-первых, считают они, надо наладить взаимодействие всех участников школьнойжизни, усилить педагогическую поддержку, активнее проявлять доверие к учащимся.Далее – гуманизировать академическую среду школы. Для этого нужно усилитькультурно-духовное воспитание, улучшить качество образования и егоматериально-техническое оснащение. Во-вторых, по мнению учеников, следуетобогащать культурную среду школы, проводя вечера, наполняя культурнымсодержанием внеучебную деятельность, создавая клубы, секции, творческиемастерские. В-третьих, развивать школьное самоуправление, повышать дисциплину итребовательность к учащимся, доверять им самим решать вопросы школьной жизни.
Школьники высказывают предложения, свидетельствующие об их социальнойзрелости и готовности проявить ее в своем поведении. Но в современной школе,как и в прежней советской, неохотно реагируют на стремление ребят обрестисамостоятельность. В результате ученик по-прежнему остается объектом влиянийразличных факторов социального окружения, в том числе и неорганизованных,случайных, асоциальных.
В этих условиях требуется усиление практической направленности воспитания,его ориентации на личные проблемы детей. Оно должно осуществляться какгуманитарная практика, ядро которой – педагогическая поддержка. Ценностямисовременного воспитания становятся средства педагогической поддержки процессовсамостроительства личности. Очевидно, в воспитании должны оптимально сочетатьсяинтересы личности, общества и государства.
Воспитаниеможет выступать в качестве целенаправленной деятельности педагогов, связанной ссозданием условий для развития личности. С изменением личности меняется ивоспитательный процесс: его содержание, среда, методы взаимодействия, и т.д.Все это может дать мощный импульс личностному развитию, стать внешней причинойизменения школьника. Таким образом, воспитательный процесс – это внутреннедетерминированное самодвижение личности к своей «идеальной» форме,индивидуальной целостности, самобытности.
Как субъект жизни человек характеризуется развитием индивидуальныхсвойств: жизнетворчества, самостоятельности, адаптивности и др. Как субъектистории – проявлением социальности и социальных качеств: гражданственности,свободы, ответственности и др. Как субъекту культуры ему свойственныдуховность, нравственная воспитанность, творчество, способность к диалогу.
Базовые воспитательные процессы, которые способствуют становлению ребенка как субъекта жизни,истории, культуры:
· жизнетворчество– включениедетей в решение реальных проблем собственной жизни, обучение технологиямизменения собственной жизни, создание среды жизни;
· социализация– вхождениеребенка в жизнь общества, его взросление, освоение различных способовжизнедеятельности, развитие его духовных и практических потребностей,осуществление жизненного самоопределения;
· культурная идентификация–востребованность культурных способностей и свойств личности, актуализациячувства принадлежности ребенка к определенной культуре и оказание ему помощи вобретении черт человека культуры;
· духовно-нравственное развитиеличности – овладение общечеловеческими нормами нравственности,формирование внутренней системы моральных регуляторов поведения, способностиделать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями своипоступки и поведение;
· индивидуализация– поддержкаиндивидуальности, самобытности личности, развитие ее творческого потенциала,становление личностного образа ребенка.
Общая цель воспитания конкретизируется, получает свое реальное воплощениев личностном образе ребенка. Становление личностного образа – процесс внутренний,обусловленный развитием самосознания ребенка, приобщением его к социальнымценностям. Чтобы личностный образ состоялся, жизнь ребенка должна отличатьсяисторизмом, культурной событийностью, целостностью. Личностное развитиепредполагает проектирование образа жизни ребенка в определеннойкультурно-событийной среде. Поэтому основная задача воспитателей – созданиекультурной среды развития личности ребенка и оказание ему помощи в нахождениисвоего места в ней.
В инновационных образовательных учреждениях инфраструктура воспитательнойсреды выстраивается адекватно миру детства со свойственными ей академической,отношенческой средой, оздоровительной атмосферой и др. Среда определяетжизненное пространство ребенка, где воспитание осуществляется самой жизнью, событиямии отношениями, в которые он вовлекается.
Содержание воспитания – это субъектный опыт личности с его ценностямии смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способамиповедения. Компоненты личностного; опыта, овладение которыми указываетна развитие личности как человека культуры, гражданина и нравственной личности:
· Аксиологический (ценностно-смысловой) –универсальные общечеловеческие ценности, которые являютсяпредметом выбора, обсуждения, переживания, критической оценки личности, становятсяличными смыслами ее отношений к миру, людям, самой себе;
· Культурологический – различныекультурные среды, в которых разворачивается жизнедеятельность личности(академическая, оздоровительная, досуговая и др.); общекультурные способности, произведениякультурного творчества; ценности и традиции национальной культуры идеятельности по их сохранению, возрождению, воспроизведению и др.;
· Жизнетворческий (событийный)– событияжизни, способы их организации и проживания, технологии жизни, которыми овладеваютдети, способы изменения своего бытия, преобразования жизненной среды и др.;
· Морально-этический–накопление опыта переживания и проживания эмоционально-насыщенных ситуацийгуманного, нравственного поведения;
· Гражданский– участие вобщественно полезных делах, проявление гражданских чувств, отстаивание правчеловека и другие ситуации, развивающие опыт гражданского поведения;
· Личностный – насыщенностьжизнедеятельности детей ситуациями реальной ответственности, свободного выбора,принятия решений, рефлексии своих поступков, поведения, способов самооценки исамокоррекции, самоанализа и самовоспитания, проектирования своего поведения,личностного развития и др.
· Индивидуально-творческий– средства развития способностей,формирование различных стилей жизнедеятельности, уверенности в себе, самостоятельности,креативности.
Содержание личностно ориентированного воспитания не может бытьрегламентированным. По мере развития детей оно насыщается их опытом, жизненнымии воспитательными ситуациями. Деятельностный подход привел к разработке новойсистемы методов воспитания, основанной на идее единства сознания идеятельности, воспитания и развития, личности.
Личностный подход вызвал к жизни методы воспитания, обеспечивающиезащиту личности ребенка, охрану его прав, создание условий для творческогосаморазвития, самоорганизации, самовоспитания. В личностно ориентированномвоспитательном процессе педагоги используют методы, гуманизирующие, личность:поддерживают ее индивидуальные свойства, ставят учащегося в позицию субъектаразвития своей творческой индивидуальности, учат диалогическому общению,развивают эмоциональную сферу и т.д.
Чтобы этот процесс действительно состоялся, необходимо его психологическисопроводить и определить последовательность педагогических действий. Этопредполагает комплексный метод, включающий в себя изучение узловых событийжизни ребенка, педагогическую интерпретацию его индивидуальных особенностей,эмпатическое принятие ученика таким, какой он есть, совместное с нимпроектирование этапов его дальнейшего развития, адаптацию воспитательныхсредств к характеру ребенка, вовлечение его в педагогические и жизненныесобытия, раскрепощение для диалога, творчества, саморазвития исамостроительства.
В личностно ориентированном воспитании речь идет о более гибкихтехнологиях, которые развертываются на основе понимания ситуации, ценностногопринятия ученика, адаптации, сотрудничества, диалога, взаимопонимания и другихгуманистических проявлений участников педагогического процесса.
В ходе освоения идей гуманистической педагогики в образовательномпространстве возникло вариативное поле личностно ориентированных стратегийвоспитания. Их общими компонентами являются: диагностика личностного развитиядетей, выявление их жизненных проблем, создание (в сотрудничестве с детьми)культуросообразной среды их жизнедеятельности; организация коллективного ииндивидуального жизнетворчества, обучение детей технологиям жизни, педагогическаяподдержка ребенка в ценностно-смысловом самоопределении и позитивном самоизменении.
Различие же состоит в выборе базовых ценностей и основного воспитательногопроцесса, на реализацию и педагогическое обеспечение которого направленастратегия воспитания. По этому признаку выделены следующие воспитательныестратегии: «Заповедник детства», «Воспитание жизнетворчеством», «Школакультуры», «Социоориентированное воспитание», «Адаптивное воспитание»,«Здоровьетворящее воспитание» и др.
Нельзя обойти вниманием еще одну проблему теории и практики личностноориентированного воспитания – обоснование критериев и показателей оценки егорезультативности.Традиционный (объектный) подход состоит в том, чторезультаты воспитания оцениваются по показателям уровня воспитанности учащихся,который выявляется исходя из определенного набора качеств или отношенийличности, соответствующих социальным требованиям.Но ведь цельличностно ориентированного воспитания состоит в том, чтобы не просто «сформировать»заданные извне свойства, а раскрыть и поддержать личностный потенциал, оказатьпедагогическую помощь в становлении. Учитывая это, адекватные указанным целямкритерии воспитанности учащихся таковы: уровень ценностно-смыслового развития исамоорганизации личности, способность к нравственной саморегуляции поведения,мера педагогической помощи, которая необходима учащемуся в самостроительствесобственной личности.
Литература
1. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания//Педагогика,№1, 2001, с. 17-24.