Реферат по предмету "Педагогика"


Духовно-нравственное воспитание современной молодежи

Уссурийскийгосударственный педагогический институт
Реферат
по педагогике
Тема: Духовно –нравственное воспитание современной молодежи.
Выполнила:
Головня Анастасия Алексеевна
студентка 2-го курса
факультета начальных классов
27.03.2010
Г. Уссурийск.2010.

План
Введение
1. Роль церкви в воспитании молодежи
2. Роль политической системы
3. Воспитание нравственности и духовности
Заключение
Список используемой литературы

Введение
На мой взгляд, актуальность проблемыдуховно-нравственного воспитания молодежи очевидна. За молодежью будущее всегочеловечества, а значит, проблемы молодежи необходимо рассматривать какобщечеловеческие проблемы.
Современные представления молодежи о некоторых вещах непросто удивляют, а подчас даже шокируют (разводы, аборты, взятки-воспринимаются как норма жизни от которой никуда не деться).Уровень культуры ипонятиях об элементарных правилах этикета и приличия вызывает недоумение исправедливо вытекающий отсюда вопрос старшего поколения: как можно этого незнать? (в автобусе надо уступать место старшим).
Души современных подростков разорены, опустошены иизвращены. Как же можно объяснить столь стремительную деградацию духовной сферычеловека, особенно в последние десятилетие Никандров считает: “Это испытали насебе все страны в переходные периоды, когда одна система ценностей либо самаисчерпала себя, либо насильственно уничтожалась, а другая еще несформировалась. И чем быстрее и жестче эти изменения вводились, тем большеощущались потери в области общественной нравственности.” [1, с 3] Такойпереходный период и произошел в 90-х годах, когда была разрушенагосударственно-общественная система воспитания детей и молодежи. И именно тогдакогда будет четко определенная стратегия духовного воспитания можно будетговорить о формировании наиболее правильного мировоззрения у школьников.
Кто же должен вырабатывать такую стратегию и надо ли еевырабатывать или можно вернуться к хорошо забытой старой?
Наверное церковь и государство, а также семья.

1. Роль церкви в воспитании молодежи
Многие затрагивая подобную проблему говорят о том чтокогда-то раньше было лучше, потому — что люди были добрее, воспитаннее идуховно богаче. Если придерживаться этой точки зрения, то можно сказать, чточем дальше человечество уходит от Бога к цивилизации, тем скуднее становитсяего душа и развратнее мировоззрение. Киселев изложил это так :-“Он “упростил”свою жизнь жилищным комфортом, обилием продовольствия, возможностямисовременной техники.За все пришлось платить. Приобретая — утрачивать. Утеряныживительная связь с природой и естественные чувства сопричастности, слитности с«нерукотворным» миром, вызывающим восхищение и поклонение гармонии, величию икрасоте.”2 К чему же мы придем такими темпами в итоге? Наверное к власти машинв прямом и переносном смысле, потому — что человек утративший способностьсочувствовать сопереживать проявлять искренние человеческие эмоцииавтоматически перестает быть человеком и становится просто бездушным роботомвыполняющим запрограммированный объем работы. Может уже пришло время вернутьсяк Богу услышать Его и жить по законам Его? Церковь должна направлятьчеловечество и молодежь на путь истины, добра и правды. Это ее основная ивеликая миссия.
Факт крещении Руси в 988 году явился судьбоносным дляформирования всей Российской культуры, мировоззрения, традиций и отношения кмиру к себе к Богу. А ведь: ”Воспитание – это всегда воспитание ценностей,воспитания отношения человека к миру к себе, к другим, к Богу” [3, c. 4]. ЗначитРусский народ уже более 1100 лет воспитывается в духе православной веры. Вистории Российской духовной нравственности лежит мощнейший фундамент – церковь.Опора на устоявшиеся традиции которые способствуют укреплению и единению страны– основа духовно–нравственного воспитания.“Дж. Гасфилд, сорок лет назадзаинтересовавшись проблемой “японского чуда”, показал, что опора наустоявшиеся, традиционные ценности цементирует страну, придает ее силы и отнюдьне мешает использовать новые достижения, которые прямо с ценностями не связаны.”[4,c. 4] На основании всего выше сказанного я считаю, что воспитаниепедагогическое обязательно должно опираться на Православие. Ушинский считал нехристианскуюпедагогику вещью немыслимой, безголовым уродом.
В истории развития России и христианства не разнаблюдались попытки свернуть с пути истины, предать забвению русскиеправославные ценности. И поставить на первый план ценности запада. Однако ниодна из этих попыток не увенчалась успехом. Почему? Вероятнее всего потому что европейцыиндивидуалисты которые стремятся развить предприимчивость, расчетливость ит.д., а Русские люди коллективисты которые способны думать и о других а нетолько о себе.
Социалистический строй отвергал православие, носоциалистические ценности и образ нового человека, по сути являются воплощениемидей записанных в Новом Завете. Следовательно социалистический строй продолжалукреплять и совершенствовать мировоззрение духовно богатых верующих людей, чтоспособствовало развитию в советских людях таких качеств как порядочность,честность, открытость, доброта. К сожалению эти качества в современной Россииредчайшее явление. И это как раз последствия периода “лихих девяностых”.
Однако использовать веру только как инструмент воспитаниянеправильно. Вера это прежде всего состояние души, а не способ запихать вчеловека как можно больше норм и правил подкрепляемых запугиванием расплаты натом свете.
2. Роль политической системы
Важную роль в духовно – нравственном воспитании играетгосударство и политический строй.
Приоритетной задачей государства и политического строя помоему мнению является актуализация системы общенациональных ценностей. “В этойсвязи принятие новой редакции Закона “Об образовании” в 2007г.- взвешенное инеобходимое политическое решение. Духовно — нравственное воспитание становитсяважнейшим приоритетом государственной образовательной политики. Оно направленнона духовную и социальную консолидацию российского общества, укреплениегражданской идентичности, формирование общих духовных и нравственных основроссийского национального самосознания, определение и принятие новыми поколениямироссиян социально значимых смысложизненных ориентиров, существенное повышениедоверия россиян к себе, к своей жизни в России, друг к другу, к государству, кнашему общему настоящему и будущему.”[5, c. 9]
3. Воспитание нравственности и духовность
На мой взгляд духовность – это красота внутреннего мирачеловека1. Сегодня актуальной проблемой является проблема «выстраивания»внутреннего мира человека2, можно предположить, основываясь на том, что учеловека природой заложено стремление к прекрасному, значит развивая в человекехудожественные наклонности и приобщая к творчеству можно создать внешниепредпосылки к тому, чтобы в душе человека отогрелся и ожил росток духовности3.
“Культура как высший акт творчества человека рождаласьпод мощным воздействием природы через духовные нравственные и творческие силычеловека. Ее краеугольным камнем является народная культура, скрепляющаяпоколения прочными духовными связями.”[6, c. 22]1
“Проблема в том, что мы разучились “строить” внутренниймир человека. Воспитание в основном, нацелено на формирование человека вовне:как буду выглядеть в обществе, какое место в нем займу, какую карьеру сделаю,какой у меня будет дом, машина и многое другое.”[7, c. 23]. 2
“Духовность и нравственность как производные отвнутренних устремлений и личных усилий не могут быть сформированы “снаружи”.Они произрастают изнутри, становясь своеобразной пуповиной, соединяющийчеловека с его бытийными истоками, давая ему жизненную опору “здесь и сейчас”, открываяориентиры для выхода за индивидуальные пределы. Педагогически могут бытьсозданы лишь стимулы, рождающие личностные стремления к самовоспитанию,нравственному совершенствованию и духовному развитию, а также условия, этомуспособствующие.”[8, c. 25].3

Заключение
Итак, изучив данную проблему, ее причины и пути решения ямогу сказать, что неразрешимых проблем не бывает. Да проблема духовно –нравственного воспитания есть, но есть и пути ее решения. И прицеленаправленной и скоординированной воспитательно –педагогической работецеркви, семьи, политической системы, образовательной системы и отдельно взятойличности над собой данная проблема заметно уменьшится.
И уже сегодня в данном направлении происходят заметныеулучшения, например тот факт, что принят новый Закон “Об образовании”
Однако несмотря на это все еще остается острым вопрос сзасилием в души молодых людей западной культуры и западных ценностей и все ещеразмытые стратегии и цели воспитания.
Очень надеюсь на то что меры необходимые для устраненияданной проблемы будут применены раньше не поправимой катастрофыобщечеловеческого масштаба – полного краха духовно – нравственных ценностей ибез возвратного перерождения людей в роботов.

Список используемой литературы
1.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание всовременной России.”- Педагогика.-2008.- № 9. — с. 3 (статья).
2.Киселев А.Ф. “Выбор.”- Педагогика.- 2008.- № 9. – с. 20(статья).
3.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание всовременной России.” — Педагогика.- 2008. — № 9 с. 4 (статья).
4.Никандров Н.Д. “Духовные ценности и воспитание всовременной России.” – Педагогика.- 2008. — № 9 с. 4 (статья).
5.Кондаков А.М. “Духовно-нравственное воспитание вструктуре Федеральных государственных стандартов общего образования.” –Педагогика.- 2008. — № 9 с. 9(статья).
6.Киселев А.Ф. “Выбор.”- Педагогика.- 2008. — № 9. — с.22 (статья).
7.Киселев А.Ф. “Выбор”.- Педагогика.- 2008.- № 9. – с. 23(статья).
8.Колесникова И.А. “Воспитание к духовности инравственности в эпоху глобальных перемен”.- Педагогика.- 2008.- № 9.- с. 25(статья).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :