Реферат по предмету "Право"


Проблемы научности философского мировозрения

Проблемы научности философскогомировозрения. Философия и наука. Функциифилософии. Непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих пред мет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Философиявсегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методоло гии познания и мировоззренческойинтерпретации ее результатов. Филосо фию объединяет с наукой также и стремлениек


теоретической форме пост роения знания, к логической доказательности своихвыводов. Европейская традиция, восходящая к античности, высоко ценившаяединство разума и нравственности, вместес тем прочно связывала фило софию с наукой. Еще греческие мыслители придавалибольшое значение подлинному знанию и компетентности в отличии от менеенаучного, а по рой и просто легковесногомнения. Такое различие имеет принципиальныйхарактер для многих форм человеческой деятельности, в том числе


и для философии. Так чем же являются результатыинтеллектуальных усилий фи лософов надежным знанием или только мнением, пробой сил, своего рода игрой ума?Каковы гарантии истинности философских обобщений, обоснова ний, прогнозов? Вправе ли философия притязать на статус науки или же такие притязаниябеспочвенны? Попробуем ответить на этивопросы обра тившись к истории. Первую попытку обрисовать круг задачфилософии, перед лицом су ществующих и только начинающих формироваться


конкретных наук, в свое время предпринял Аристотель. В отличии от частных наук, каждая из ко торыхзанята исследованием своей области явлений, он определил филосо фию как учениео первопричинах, первопринципах, самых общих началах бытия. Ее теоретическаямощь представилась Аристотелю несоизмеримой с возможностями частных наук ивызывала его восхищение. Он назвал эту область знания госпожой наук , считая что другие науки, какрабыни, не


могут сказать ей и слова против. В размышлениях Аристотеля отраженохарактерное для его эпохи резкоерасхождение философской мысли и спе циальных дисциплин по уровню ихтеоретической зрелости. Такая ситуация сохранялась в течении многих веков. Подход Аристотеля надежно утвер дился всознании философов титулами королева наук и наука наук . В Древней Греции философия зародилась в качестве всеобъемлющей науки - само слово философия означает


наука . Эта наука была нап равлена навсе, что вообще было способно иликазалось способным стать объектом познания. Будучи сначала единой и нераздельной наукой, фило софия, при дифференцированном состоянииотдельных наук, становилась отчасти органом, соединяющим результатыдеятельности всех остальных наук и одно общее познание, отчасти проводникомнравственной и религи озной жизни. Идеи а НЕРАЗБОРЧИВО стики, первоначальновыдвинутые еще в античной философии, лишь в 17-18 веках превратились


в естественно-на учный факт - можноговорить об определенных прогнозирующих функциях по отношению к естествознанию. В 19-20 веках, на новом этапе развитиязнаний, зазвучали противо положные суждения о величии науки и неполноценностифилософии. В это время возникло и приобрело влияние философское течениепозитивизма, поставившего под сомнение познавательные возможности философии, еена учность, одним словом развенчивающее королеву наук в служанки . Впозитивизме был сформирован вывод о том, что философия это суррогат науки, имеющий


право на существование в те периоды,когда еще не сло жилось зрелое научное познание. На стадиях же развитой науки познава тельныепритязания философии объявляются несостоятельными. Провозгла шается, что зрелая наука - самасебе философия, что именно ей посильно брать на себя и успешно решатьзапутанные философские вопросы, будора жившие умы в течении столетий. Ко всему прочему отличием философского знания от других является то, что философия - единственная из


наукобъясняет что такое бытие, какова его природа, соотношениематериального и духовного в бытие. Посмотрим как наука и философия взаимодействуют между собой.Научно-философское мировоззрение выполняет познавательных функ-ций,родственных функциям науки. Наряду с такими важными функциями какобобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общихзакономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бы тия, о которых уже шла речь, теоретическая


масштабность, логичность философского разума позволяют емуосуществлять также функции прогноза, формирования гипотез об общихпринципах, тенденциях развития, а такжепервичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научнымиметодами. На основе общих принципов рационального понимания философская мысль группирует житейские, практическиенаблюдения различных явлений, формирует общие предположения о их природе ивозможных способах позна ния.


Используяопыт понимания, накопленный в иныхобластях познания, практики, она создаетфилософские эскизы тех или иных природных или общественных реалий, подготавливая их последующую конкретно-научную проработку. При этом осуществляется умозрительноепродумывание принци пиально допустимого, логически и теоретически возможного.Т.о. филосо фия выполняет функцию интеллектуальной разведки, которая также служит и для заполненияпознавательных пробелов, постоянно возникающих в свя зи с неполной, разнойстепенью изученности тех или иных явлений,


нали чием белых пятен познавательной картины мира. Конечно, вконкретном - научном плане предстоит заполнитьспециалистам-ученым, иной общей системемиропонимания. Философия жезаполняет их силой логического мышления. Специалисты, изучающие всевозможныеконкретные явления, нуждаются в общих, целостных представлениях о мире, о принципах его устройства, общих закономерностях и т.д.


Однако сами она таких представлений не вырабатывают - в конкретныхнауках используется универсальный мысли тельный инструментарий категории, принципы, различные методы позна ния ,но ученые специально не занимаются разработкой, систематизацией, осмыслениемпознавательных приемов, средств. Общемировоззренческие итеоретико-познавательные основания науки изучаются, отрабатываются и формируются в сфере философии. Итак,философия и наука довольно сильно взаимосвязаны, у них есть много общего, ноесть


и существенные различия. Поэтому философию нель зя однозначно причислять к науке и наоборот нельзя отрицать ее науч ность. Философия - отдельная форма познания, имеющая научные основы, проявляющая себя в темоменты и в тех областях научного знания, когда теоретический потенциал в этих областях либо мал, либо вообще отсутс твует.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.