Содержа/>ние
Введение
1. Формы, методы и виды контроля знаний на уроках
1.1 Возрастные особенности учеников
1.2 Описание курса «Общие закономерности»
1.3 Виды, методы, приемы и формы организации контроля знаний
1.4 Контроль знаний учащихся по биологии: требования, формы,значения
2. Практическая часть
2.1 Перспективное планирование на уроках
2.2 Календарно-тематическое планирование
2.3 Разработки отдельных уроков
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Одной изглавных задач в работе учителя биологии является планирование контроля закачеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения,анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования,методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и внеурочное время.
Припроведении анализа контроля особенно важным является накапливание информации одинамике качества знаний, выработка мер по устранению типичных ошибок,некоторых трудностей при усвоении материала. Существенным являются уменияобобщать опыт педагогов.
Впланировании контроля и отслеживания качества знаний по биологии есть своиособенности. Качество знаний не всегда определяется объемом выученногоматериала, скорее это умение пользоваться этим материалом. Учащиеся должныиметь адекватное представление о тех материальных процессах которые совершаютсяв молекулах, клетках, биоструктурах, глубже понимать и объяснять объективныезакономерности микромира, живых объектов.
Необходимов аналитико-синтетической деятельности учащихся повысить роль разного родасравнений, поиска причинно-следственных связей, абстрагирования, обобщения идр. логических операций.
Это всетребует определенной системы контроля. Существует несколько видов и формконтроля, проанализировав современные подходы к данной проблеме, можноклассифицировать их по деятельности и по функциям. Все вышеизложенноеопределяет актуальность темы курсовой работы.
Цельюданной курсовой работы является изучение форм, методов и видов контроля науроках биологии в 9 классе. В соответствии с поставленной целью в курсовойработе предполагается решить следующие задачи:
1. Дать общую характеристику курса 9 класса «Общие закономерности»
2. Изучить требования, формы и значение контроля знаний на урокахбиологии
3. Разработать перспективное и календарно-тематическое планированиепо биологии в 9 классе
4. Разработать план урока и проверки знаний по биологии в 9 классе.
Гипотезаисследования: применение на уроках биологии различных форм контроля будетспособствовать лучшему усвоению учащимися полученных знаний.
Курсовая работасостоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Формы, методы, и виды контроля на уроках биологии
1.1 Возрастные особенностиучеников 9 класса
Старшийшкольный возраст — это период ранней юности, характеризующийся наступлениемфизической и психической зрелости. Однако процесс личностного формированияучащихся этого возраста происходит не гладко, имеет свои противоречия итрудности, которые, несомненно, накладывают свой отпечаток на процессвоспитания. На более высокую ступень поднимается развитие нервной системы,обусловливающее ряд специфических особенностей познавательной деятельности ичувственной сферы. [1].Преобладающее значение в познавательной деятельности занимаетабстрактное (от лат. abstraction — мысленная отвлеченность) мышление,стремление глубже понять сущность и причинно-следственные связи изучаемыхпредметов и явлений. Старшие школьники осознают, что в учении знаниефактов и примеров ценно лишь как материал для размышлений, для теоретическихобобщений. Вот почему в их мышлении преобладает аналитико-синтетическаядеятельность, стремление к сравнениям, а присущая подросткам категоричностьсуждений уступает место гипотетическим предположениям, необходимости понятьдиалектическую сущность изучаемых явлений, видеть их противоречивость, а такжете взаимосвязи, которые существуют между количественными и качественнымиизменениями. Но все эти особенности мышления и познавательной деятельностиформируются под определяющим влиянием обучения. Если же учителя не проявляютдолжной заботы о развитии мыслительных способностей, то у некоторыхстаршеклассников может сохраняться тенденция к полумеханическому запоминаниюизучаемого материала.[2]
Встаршем школьном возрасте большинство учащихся имеет устойчивые познавательныеинтересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам. Исследованияпоказывают, что наиболее распространенным является интерес к изучению предметовестественного цикла: математики, физики, экономики, информатики. В этомсказывается понимание их роли и значения в научно-техническом прогрессе. Поэтой причине отдельные старшеклассники меньше внимания уделяют изучениюгуманитарных предметов. Все это требует от учителей не только повышения качествапреподавания этих предметов, но и содержательной внеклассной работы с тем,чтобы возбуждать и поддерживать интерес юношей и девушек к изучению литературы,истории и других гуманитарных предметов. Что же касается средне- ислабоуспевающих учащихся, то многие из них не имеют четко выраженныхпознавательных интересов, а отдельные нередко вообще учатся без достаточнойохоты. Психологически это объясняется тем, что трудности и отсутствие успехов вовладении знаниями отрицательно сказываются на их эмоциональной и мотивационнойсфере, что в конечном итоге и снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этотнедочет можно только при условии оказания им своевременной и действенной помощив учебе и повышении качества успеваемости. Центральными психологическими новообразованиямиюношеского возраста являются профессиональное самоопределение и мировоззрение.Выбор профессии — это не только выбор той или иной профессиональнойдеятельности, но и выбор жизненного пути в целом, поиск определенного места вобществе, окончательное включение себя в жизнь социального целого (Л.С.Выготский). В старших классах существует тесная взаимосвязь профессиональныхнамерений школьников и их межличностных взаимоотношений: переформировываютсяподгруппы среди учащихся класса по принципу одинаковой или сходней будущейпрофессии [3].Под влиянием потребности самоопределения и на основе возникших вподростковом возрасте психологических особенностей девушка и юноша начинаютосмысливать в общих нравственных категориях и свой опыт и опыт окружающих, вырабатыватьсвои собственные взгляды мораль. Они становятся более свободными от императивности,как внешних воздействий, так и собственных не посредственных внутреннихпобуждений, и действуют соответствии с сознательно поставленными целями исознательно принятыми решениями.[4] Из человека, подчиненного обстоятельствам,они постепенно превращаются в руководителя этих обстоятельств, человека,который часто сам создает среду и активно ее преобразует. Развитие мыслительныхспособностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулируютработу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мыслив более точные и яркие словесные формы, использовать для этой цели афоризмы,выдержки из научных трудов и художественных произведений. Некоторые ведут вспециальных тетрадях и блокнотах записи новых слов, терминов и интересныхвысказываний выдающихся людей. Все это необходимо учитывать вучебно-воспитательной работе и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учитьих обращаться к словарям, подробно разъяснять научные термины, иностранныеслова и т.д. Особенно большую роль играет в этом организация внеклассногочтения, работало воспитанию культуры речи, оказание помощи учащимся впреодолении речевых дефектов. На более высокий уровень поднимается устарших школьников развитие чувств и волевых процессов. В частности,усиливаются и становятся более осознанными чувства, связанные собщественно-политическими событиями. Существенной особенностью старшихшкольников является обостренность их сознания и чувств в связи с предстоящим жизненнымсамоопределением и выбором, профессии. Вопрос, кем быть, для них уже неявляется отвлеченным, и решается он не без колебаний, не без трудностей ивнутренних переживаний. Дело в том, что школьное обучение так или иначе делаетдля них более привычным умственный труд, и под влиянием этого многие юноши идевушки мечтают связать свою жизнь с интеллектуальной деятельностью.Общественные же потребности таковы, что подавляющее большинствостаршеклассников после окончания школы должно вливаться в сферу материальногопроизводства. В результате этого у отдельных юношей и девушек, особенно изчисла слабоуспевающих, складывается ложное мнение о том, что учение дает малопользы: работать на заводе, заниматься мелкой торговлей, мелким и среднимбизнесом, дескать, можно и без среднего образования… Это отрицательногосказывается на их отношении к овладению знаниями. Указанные трудности требуютоказания действенной помощи учащимся в формировании их жизненных планов ипроведения содержательной профориентации, основной смысл которой долженсостоять в том, чтобы раскрыть учащимся красоту человека труда, творческийхарактер работы на современном производстве.[5]В развитии и воспитаниистаршеклассников нередко проявляется и такая трудность. Стремление многихродителей создать лучшие условия для жизни и учебы своих детей приводит к тому,что последние привыкают к удовлетворению всех своих запросов, вследствие чего уних зачастую формируется потребительское отношение к жизни. Недостаточность жепрактического опыта порождает отставание их общего социального развития инекоторую инфантильность (от лат. infantilis — детский) в суждениях, что в своюочередь не дает им возможности понять неумеренность многих их потребностей инецелесообразность их удовлетворения. Преодоление указанных недочетовобусловливает необходимость расширения общественно полезной деятельностиучащихся и привлечения их к сие тематическому труду как в школе, так и дома.[6]
1.2 Описание курса 9 класса «Общие закономерности развития»
Программапредназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классахобщеобразовательных учреждений, а также лицеев и гимназий. Программа курсавключает в себя полностью вопросы программы общеобразовательной школы 10-11классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в общеобразовательнойшколе. [7].Представлено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и сучетом образовательного уровня. Программой предусматривается изучение учащимисятеоретических и практических основ биологии. В ней отражены задачи, стоящие внастоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено насохранение окружающей среды и здоровья человека. Особое внимание уделеноэкологическому воспитанию молодежи. Изучение курса «Общая биология» основываетсяна знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в основнойшколе по общеобразовательным программам. Изучение предмета базируется и назнаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической иэкономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальныхдисциплин, изучаемых факультативно или иным образом в соответствии спрофессиональной ориентацией общеобразовательного учреждения. Для повышенияобразовательного уровня и получения навыков по практическому использованиюполученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторныхработ, которые проводятся после подробного инструктажа ознакомления учащихся сустановленными правилами техники безопасности.[8]Для углубления знаний ирасширения кругозора учащихся рекомендуются экскурсии по разделам программы:«Основы генетики», «Многообразие форм живой природы», развитие жизни на Земле»,«Взаимоотношения организма и среды обитания». В программе дается примерноераспределение материала по разделам и темам. В программе сформулированыосновные понятия, требования к учащимся по основным блокам информации. В концекаждого раздела обозначены межпредметные связи курса «Общая биология» с другимиизучаемыми предметами. В программе приведен список основной, дополнительной инаучно – популярной литературы .[9]
1.3 Виды, методы, приемы организации контроля знаний
Методикаконтроля как целостная система состоит из разных (по функциям, формам и т.п.)структурных компонентов. Анализ советской и постсоветской педагогической иметодической литературы, показывает, что основные направления методики контроляв разных источниках в существенном совпадают, но названия (номенклатуру)терминов (а иногда и понятий), их классификацию и взаимосвязь разные авторытрактуют на свой лад.[10] Такой разнобой, естественно, создает сложности восмыслении учебной и методической литературы и студентами, и стажерами. В своюочередь и мы изложим свое понимание этих же вопросов. K числу таких структурных компонентовотносятся виды контроля, его методы и приемы, формы, организация.
Видыконтроля: различаются по функциям в учебном процессе.
Предварительныйконтроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первыхуроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета.[11]
Функциональноеназначение предварительного контроля заключается в том, что учитель имеет ввиду изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала, т.е.проверка здесь играет диагностическую роль: установить, в какой мере сформированыу учащихся умственные возможности для полноценного восприятия нового учебногопредмета. А в начале учебного года — установить, что сохранилось и что“улетучилось” из того, что изучалось школьниками в предыдущем учебном году. И всамом деле, на основе данных предварительного (диагностического) контроляучитель строит (конструирует) изучение нового материала, предусматриваетповторение, организацию межпредметных связей, актуализирует знания,невостребованные до того времени.[12]
Текущийконтроль. Основное его назначение, во-первых, для учителя — непрерывноеотслеживание для получения информации о качестве отдельных этапов учебногопроцесса и, во-вторых, для ученика — внешний стимул, побуждающий егосистематически заниматься. Ведя урок, учитель то и дело обращается к учащимся свопросами и заданиями с тем, чтобы убедиться, верно ли они усвоили изучаемыйматериал, усвоили ли вообще, в чем проявляются неточности или пробелы в знанияхи умениях. В зависимости от ответов учащихся учитель корректирует учебныйпроцесс. Что касается учащихся, то текущий контроль побуждает их постоянно бытьготовыми ответить на вопрос и выполнить задание. Причем для одних учащихся этовозможность отличиться и самоутвердиться, для других — исправить более низкуюотметку на более высокий балл, для третьих — постоянное напоминание онеобходимости систематически заниматься как в школе, так и дома.
Тематическийконтроль проводится по завершении изучения большой темы, например о творчествеписателя (литература), о Великой Отечественной войне (история отечества), огалогенах (химия) и т.п. Это отчетливо видно на повторительно-обобщающихуроках. Назначение (функция) тематического контроля: систематизировать иобобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание,закрепить его как базу, необходимую для изучения последующих разделов учебногопредмета. Особенность проверочных вопросов и заданий в этом случае заключаетсяв том, что они рассчитаны на выявление знаний всей темы, на установление связейсо знанием предыдущих тем, межпредметных связей, на умение переноса знаний надругой материал, на поиск выводов обобщающего характера. В порядкетематического контроля в 9-11-х классах уместно проводить коллоквиум (от лат. colloquium — разговор, беседа). Егометодика такова: учащимся заранее объявляется тема и минимум вопросов,указывается литература. Для интересующихся организуются консультации.Коллоквиум чаще всего проводится перед практическими занятиями, например пофизике, химии, биологии, труду. От него, как правило, никто не освобождается,проверке подвергаются все ученики. Если кто-либо не справится с заданием —такого ученика учитель вправе не допустить к практической работе: давконсультацию ученику о том, как ликвидировать пробелы в знаниях темы, учитель вновьпроверит, усвоил ли ее ученик.[13]
Итоговыйконтроль приурочивается к концу учебного курса, четверти, полугодия или года.Это — контроль, завершающий значительный отрезок учебного времени. Так, во2-11-х классах подводятся итоги за учебную четверть, полугодие, год. При этомучитываются результаты текущего контроля и, кроме того, по ряду предметовпроводятся контрольные работы (по математике, языкам и др.), охватывающиеосновной учебный материал.
В старшихклассах итоговый контроль может проводиться и в форме зачета. Его методикасводится к следующему. Учащимся сообщают разделы учебного предмета, по которымпредстоит сдать зачет, программные требования по предмету (объем знаний ипрактических умений и навыков). Затем в порядке собеседования, выполнения практическихзаданий учитель выясняет, каков объем учебного материала, которым твердо,прочно овладел ученик, каково качество знаний и умений по проверяемомупредмету, достаточны ли они для того, чтобы на их базе продолжить изучениеновых разделов курса или других смежных дисциплин. Результаты зачетов в баллахне оцениваются; фиксируется, что проверенный предмет или его крупный разделзачтен или не зачтен ученику как усвоенный. От процедуры зачета учительосвобождает учащихся, усердно занимающихся и отлично успевающих по предмету.Такая оценка является также моральным поощрением прилежания и старательностиученика.[14]
Заключительныйконтроль. Он имеет в виду аттестацию ученика по предмету на заключительномэтапе обучения в учебном заведении: при окончании 9-го класса, а также среднейобщеобразовательной и профессиональной школы (техникумов, ПТУ). Это— выпускныеи квалификационные экзамены, которые принимает не один учитель, аэкзаменационная (квалификационная) комиссия. По результатам экзаменов ученикполучает официальный документ об окончании учебного заведения (свидетельство,аттестат, диплом), присвоении квалификации (разряда, категории).
Вопросы,задания, программа выпускных экзаменов обычно содержат ключевые и базовыепонятия и связи по учебному предмету за все годы обучения. Например, математикаизучается во всех классах средней школы, несколько лет изучается физика, химия,биология, география, с 5-го по 9-й класс изучаются языки и литература в базовойшколе и т.д. Учебный материал, выносимый на экзамены, ученикам сообщаютзаблаговременно, организуют консультации. Кроме выпускных, в средних классахшкол по некоторым предметам предусмотрены также и переводные экзамены. Вотличие от выпускных они охватывают материал только одного учебного года.[15]
Методы иприемы контроля. По способу взаимодействия учителя и ученика методы проверки,контроля знаний, умений и навыков, уровня развития учащихся можно подразделитьна следующие:
1) устные;
2)письменные;
3)графические;
4)практические (работы);
5)программированные;
6) тесты.Методы контроля часто используются в комбинированном виде, они в реальномучебном процессе дополняют друг друга. Каждый метод включает в себясовокупность приемов контроля. Один и тот же прием может быть использован вразных методах контроля.[16]
1.4 Контроль знаний учащихся по биологии: требования, формы,значение
Систематическийконтроль знаний и умений учащихся — важная составная часть обучения. Методыконтроля или проверки знаний и умений тесно связаны с методами всех остальныхзвеньев учебно-воспитательного процесса: методами изложения учебного материала,закрепления и повторения, обобщения и систематизации знаний. Назначениеконтроля — проверить, определить, как усвоен пройденный материал отдельнымучеником и всем классом, выяснить качество знаний, умений и навыков. Такаяпроверка является составной частью, важным компонентом процесса обучения.
Систематическаяпроверка знаний вырабатывает у учеников навык готовить домашнее задание ккаждому уроку, привычку к систематическому труду, воспитывает чувствоответственности за добросовестное выполнение работы в определенные сроки, волюв преодолении трудностей/>. [17]
Контроль всвоем определении означает проверкучего-либо. С точки зрения кибернетических представлений, контрольрассматривается как обратная связь,свойственная саморегулирующейся системе. На такой же принципиальной основерассматривается контроль и в образовательном процессе. Обратная связь служитоснованием для внесения необходимых коррективов в процесс обучения, длясовершенствования его содержания, методов, средств и форм управленияучебно-познавательной деятельностью учащихся. Контроль обеспечивает возможностьанализировать учителю свою преподавательскую деятельность, достижения и недостатки,принимать меры к устранению недочетов.
Такимобразом, контроль знаний имеет большое значение и для ученика, и для учителя. Всвязи с этим дидактика рассматривает информацию, получаемую в результатеконтроля за учебной />деятельностью, выполняемого учителем, как внешнюю обратную связь, а информацию отсамоконтроля ученика, от осознания своих познавательных действий и ихрезультатов — как внутреннюю обратную связь/>.[18]
Планомерноеосуществление контроля позволяет учителю привести в систему знания, усвоенныешкольниками за определенный период времени, выявить успехи в учении, пробелы инедостатки у отдельных учеников и у всего класса в целом. Контроль знанийявляется также средством самопроверки учителя, а значит, и средством дляулучшения качества его работы. Информация о достижениях учащихся важна и дляродителей, чтобы участвовать в контроле за успеваемостью своего ребенка,помогать ему преодолевать трудности в учении.
Контроль закачеством достижений учащихся в образовательном процессе является одним изважных средств повышения эффективности обучения биологии. Систематическаяинформация о состоянии знаний и умений учащихся позволяет учителю оперативноиспользовать рациональные способы и средства обучения, точно и правильноуправлять учебным процессом, предвидеть его логику, прогнозировать результатыусвоения знаний.
Формы контроля. Проверка и учет знаний — важная сторона любого урока биологии.Поэтому проверку надо организовать так, чтобы она активизировала познавательнуюдеятельность каждого ученика, позволяла ему самостоятельно оперироватьусвоенным учебным материалом.
Проверкатребует от учителя очень больших трудовых затрат и внимания. Ее эффективностьвозрастает в зависимости от разнообразия методических приемов, которыеобеспечивают как повторение ранее изученного, так и объяснение, закреплениенового материала через различные виды самостоятельных работ. Сознательноеусвоение нового содержания должно быть логически связано с ранее полученнымизнаниями, а также с жизненными наблюдениями и опытом ученика. За многие годыучителями накоплен богатый опыт проверки знаний и умений, который, к сожалению,пока еще не нашел должного обобщения в методике обучения биологии, хотя имеетсянекая классификация форм контроля (табл. 1) Считающийся еще в недавнем прошломкак универсальный методический прием — проверка знаний путем постановкивопросов, требующих от ученика развернутых и обстоятельных ответов, является внастоящее время далеко не единственным. Учителя на уроках часто используютсловесные, наглядные и практические методы контроля знаний и умений. Дляпримера можно назвать следующие формы учета знаний:
/>
Таблица 1 — Классификация форм контроля знаний учащихся по биологии.
Выделенный признак
Форма контроля знаний Количественный состав учащихся Индивидуальная (персональная), групповая, фронтальная, классно-обобщающая проверки Особенности организации деятельности учащихся и руководства учителем Письменная, устная проверки, семинар, ролевая игра, деловая игра, сочинение, домашняя самостоятельная практическая работа Технология проведения и характер изображения Графическая, программированная, автоматическая проверки, тестирование Интенсивность проверки Зачет, уплотненный опрос, комбинированный контроль Уровень познавательной самостоятельности учащихся Репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа по заданию, самостоятельные практические исследования
— написаниереферата;
— сообщениеучащегося с демонстрацией результатов наблюдений;
— участие вдискуссии по решению проблемного вопроса;
— оценивание сообщения ученика;
— доклад политературным источникам;
— составление модельной схемы ответа на поставленный вопрос;
— решениебиологических задач;
— ответ потестовым заданиям;
— заполнение рабочей тетради;
— ответпутем письменного заполнения дидактических карточек;
— коллективное заполнение обобщающей таблицы на доске;
— участие в«скоростном ответе» (блиц-ответ);
— написание«сочинения-фантазии» на заданную тему;
— созданиетекста роли персонажа для участия в ролевой игре;
— доклад назаданную тему с иллюстрациями и музыкальным сопровождением;
— рефератпо материалам телепередачи;
— ответ пообучающим программам компьютера.
Данныйперечень приемов можно продолжить, притом здесь названы только приемы преимущественнословесной группы методов. Многие учителя-биологи используют наглядные ипрактические приемы контроля знаний, например:
— узнаваниепрепарата под микроскопом или лупой;
/>- монтировка схем сложных систем или процессов на доске иззаданных фрагментов (гербария, рисунков и пр.);
— выполнение практической работы в системе мультимедийного вида обучения;
— самостоятельное выполнение лабораторной работы;
— узнаваниемикропрепарата под микроскопом или лупой.
Эти иподобные им формы проверки знаний оживляют урок, делают контроль знанийнестандартным, интересным и, как следствие — активизируют учебный процесс.
Самойраспространенной формой контроля считается устнаяпроверка знаний. Она дает возможность проверить каждого ученика,поэтому называется индивидуальным опросом.
Устныйответ ученика может сопровождаться показом натуральных объектов, таблиц,моделей, зарисовкой схем, постановкой опытов. Важно активизировать деятельностьвсего класса, чтобы устная проверка не носила характера работы «с однимучеником». Школьники могут дополнять, исправлять ошибки, задаватьдополнительные вопросы по теме устного ответа, оценивать знания товарища.Учитель может выявлять не только объем и уровень усвоения материала, но иумение ученика выстраивать связный рассказ, анализировать, классифицироватьфакты, приводить примеры из личных наблюдений.
Вопросы дляустной проверки надо формулировать так, чтобы они были понятны и посильны дляученика, побуждали его к развернутому рассказу, а не к односложному ответу. [19]
Фронтальная устная проверка (или беглый опрос) отличается от индивидуальной своейлаконичностью, она сводится к ответам на ряд последовательных вопросов. Какправило, такая форма активизирует детей, педагог может «поднять» сместа слабо- и среднеуспевающих.
Уплотненный опрос по существу отличается от традиционной устной проверки высокойоперативностью и интенсивностью. Вопросы, заданные ученикам, должны бытьпонятны настолько, чтобы не пришлось дополнительно их объяснять. Одни учащиесяпоочередно отвечают у доски, используя таблицы, модели, рисунок на доске,другие отвечают с места, дополняют, исправляют ошибки, третьи выполняютписьменную работу.
Письменная работа часто используется для проверки знаний по биологии. Ее результатыобъективно свидетельствуют об уровне усвоения материала, о правильности иполноте сформированных знаний, а также о характере познавательной деятельностии эффективности обучения. С помощью письменной работы в течение 10-15 мин можнопроверить знания большого количества учащихся. Однако при подготовке письменнойработы следует помнить о точности вопросов и заданий, не требующих развернутыхописаний и характеристик. />Письменная проверка оказываетположительное влияние на развитие абстрактного, отвлеченного мышления вписьменной речи учащихся. Эта проверочная работа не требует специальногооборудования, и ее можно проводить в любой части урока.
Тестирование (от англ., test — проба, испытание) считается объективныминструментом для выявления уровня знаний. Педагогический тест характеризуетсякак система фасетных заданий в письменной форме, с постепенно возрастающейстепенью сложности.
В настоящеевремя тестирование активно внедряется в контроль учебно-познавательнойдеятельности школьников. Основная позиция тестирования определяется его четкойопределенностью, однозначностью, надежностью, комплексностью с другими формами.Тесты, созданные внутри школы (одним учителем или группой учителей) или внешколы (научными центрами) и прошедшие экспертную оценку, называются стандартизированными. Разработанные тестыпроверяются на валидность (адекватность, соответствие) и надежность (степеньдоверия к данной форме).
Задания втестовой форме состоят из инструкции, самого задания и вариантов ответов. [20]
Особуюзначимость в контроле знаний учащихся имеет процесс оценивания знаний какрезультат обучаемости (индивидуальной способности ученика к усвоению знаний) иобученности (степени воздействия учителя на усвоение знаний ученика). Наосновании результатов выполнения теста определяется успеваемость, которую считают обобщенным показателемзнаний.
Процессоценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, аитогом этого процесса выступает результат — отметка.
Различаютчетыре вида контроля знаний: предварительный, текущий, периодический и итоговый(заключительный). Их выделяют в зависимости от местоположения и назначения вучебном процессе.
Дело в том,что в дидактике и методике обучения проверка успешности обучениярассматривается как ступень познавательной деятельности, когда преподавательимеет все основания требовать от учащихся отчета в освоении изученногоматериала (Б.П. Есипов)/>. Поэтому тот или инойвид контроля знаний и умений фактически представляет собой срез качественныхдостижений учащихся />в образовательном процессе к данномувремени, на данном этапе овладения содержанием обучения. Чем больше промежутокмежду срезами, тем больший объем материала включается в проверку. Видыконтроля, их краткая характеристика показаны в табл. 2.
контрользнание урок биология
Предварительная проверка обычно проводится на первых уроках учебного года или в началеизучения новой темы курса. Она позволяет учителю выяснить уровень готовностиучеников к восприятию нового материала. Фиксируя факты по результатам предварительнойпроверки, учитель должен провести работу по возобновлению и укреплению забытыхпонятий. Предварительная проверка в начале новой темы курса помогает выявитьнеобходимый материал, на который можно опереться для повышения эффективностиобучения. Актуализация ранее пройденного материала имеет большое значение дляосвоения каждой новой темы.
Таблица 2 — Виды контроля знаний учащихся по биологии.Вид контроля Краткая характеристика Предварительный (ориентировочный) Диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение базовых знаний перед изучением темы. Предпосылка для успешного планирования руководства учебным процессом Текущий (исполнительный, пооперационный, следящий) Выявление объема, глубины и качества восприятия учебного материала. Определение имеющихся пробелов в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление степени ответственности учащихся и отношения их к работе, установление причин, мешающих работе. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей их развития. Стимулирование интереса учащихся к предмету и их активность в познании. Текущее наблюдение за деятельностью учащихся Периодический (тематический, рубежный) Проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный период времени. Охват значительных по объему разделов курса в форме зачета, собеседования, конференции и др. Выявление усвоения знаний темы целиком, связи с другими разделами и предметами. Обобщение и систематизация знаний темы Итоговый Выявление степени усвоения знаний раздела, не скольких тем в форме зачета, экзамена, контрольной работы, общественного смотра знаний, ролевой игры. Оценка знаний, умений и навыков раздела в соответствии с требованиями учебной программы (стандартов)
/>
Предварительныйконтроль может осуществляться в ходе фронтальной беседы и в форме ответов поанкете.
Текущий контроль проводят в ходе повседневной работы на уроке, экскурсиях, сиспользование других форм обучения. Учитель постоянно следит за усвоениемучебного содержания, приращением знаний, умений, развитием ценностных отношенийу каждого ученика и класса в целом.
Формытекущего контроля и используемые при этом методы очень разнообразны. Применениепоследних зависит от дидактических целей. [10]
Периодический контроль, как правило, проводится в конце изучения темы или в концеучебной четверти и триместра. Лучше использовать этот вид проверки послеизучения темы (раздела) или курса, т. е. после логически законченной частиучебного материала. Главная цель такой проверки — выяснить характер усвоенияучебного содержания всей темы: основных понятий, законов, процессов,причинно-следственных связей и пр. Вопросы должны ориентировать учащихся наразвернутые ответы, проведение сравнений, доказательств, на высказываниесобственных суждений.
Периодическийконтроль может проводиться в виде обобщающей фронтальной беседы или письменнойработы с разными вопросами для всего класса, но не более двух вопросов каждомуученику. В итоге проверка охватывает большой круг учебного материала, хотякаждый ученик получает задание, рассчитанное на посильную дозу ответа.Периодический контроль учителя часто осуществляют в виде семинара, зачета иликонтрольной работы, анализируя ее на последующем уроке.
Дляпериодического контроля на уроке или во время самопроверки в домашних условияхможно использовать специально подготовленные вопросы и задания школьногоучебника по биологии. [21]
Итоговый контроль очень близок по своей функции с периодическим контролем, так какпроводится в конце изучаемого курса или в конце полугодия и всего учебногогода. В некоторых школах и отдельных старших классах итоговым контролемявляются экзамены. Итоговый контроль влияет на общую оценку успеваемостиученика, которая всегда волнует и учеников, и учителей.
Завершающимэтапом проверки усвоения знаний и умений ученика является отметка.
Оценказнаний дается не только при контроле изученного содержания, но и при изложениинового материала. Преподаватель, излагая новый материал, ставит вопросы, проситобъяснить наблюдаемые явления, вскрыть причины или следствия. Ученикисравнивают те или иные свойства живых объектов, участвуют в объяснениинекоторых фактов. При этом учитель проверяет, как дети используют приобретенныеранее знания и умения, в какой />форме излагают свой ответ. Такуюработу учитель обязательно оценивает. Участие школьников в объяснении новогоматериала позволяет учителю судить о глубине знаний учеников и о необходимостивключения дополнительных заданий. Четкость в требованиях со стороны учителя кустным и письменным ответам, умелое формулирование вопросов и заданий — непременное условие проверки знаний. [22]
Виды иметоды проверки знаний, умений и навыков педагог выбирает в зависимости отсодержания учебного предмета, конкретных учебно-воспитательных задач урока,темы, раздела и курса. Задача учителя — на основе обнаруженных недочетов вдостижениях учащихся принимать меры к их ликвидации, одновременно совершенствуясвое педагогическое мастерство, поскольку большая доля успеха в обучениизависит от деятельности учителя. [23]
2. Практическая часть
2.1 Перспективное планирование на уроках биологии
Особоезначение для успешного преподавания биологии является планирование процессаобучения. Для этого преподаватель использует перспективные икалендарно-тематические планы. В рамках данной курсовой работы мы попытаемсяразработать такие планы на основе Рабочей программы по биологии по учебнику Н.И.Сонина,В.Б. Захарова «Общие закономерности» для 9 класса.[24]
Число часовв неделю – 2 ч.
Таблица 3 — Схема перспективного плана по курсу биологии для 9 класса (1четверть; фрагмент)Учебная тема курса Срок Тема урока Экскурсия Внеклассные занятия Введение – 1 ч. 2.09. 1.Введение. Биология – наука жизни Экскурсия в краеведческий музей на тему «Многообразие живого мира» Работа кружка «Юный натуралист» по четвергам (15.00 – 16.00) Эволюция живого мира на Земле –18ч. 6.09. – 1.11. 2.Многообразие живого мира 3.Основные свойства живых существ 4.Развитие биологии в додарвиновский период 5.Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка 6.Научные и социально – экономические предпосылки возникновения и утверждения эволюционного учения Ч.Дарвина 7.Учения Ч.Дарвина об искусственном отборе 8.Учения Ч.Дарвина о естественном отборе 9.Приспособленность организмов – результат действия естественного отбора 10.Вид, его критерии и структура. Лабораторная работа 1 «Морфологический критерий вида» 11.Главные направления эволюции 12.Общие закономерности биологической эволюции 13.Современная система растений и животных – отображение макроэволюции 14.Современные представления о возникновении жизни на Земле 15.Жизнь в археозойскую и протерозойскую эру 16.Жизнь в палеозойскую эру 17.Жизнь в мезозойскую эру. 18. Жизнь вкайнозойскую эру
[25], [26], [27].
2.2 Календарно-тематическое планирование на уроках биологии
Число часовв неделю – 2 ч.
Таблица 4 –Календарно – тематическое планирование (1 четверть; фрагмент)Учебная тема курса Тема урока Дата Внеурочная работа Домашнее задание Общие закономерности 1.Введение. Биология – наука о жизни 2.09.11
Прочитать с.3-5учебника, написать краткую статью, аргументирующую тезис «Биология – наука о жизни», используя дополнительные источники.
2.Многообразие живого мира 6.09.11
Прочитать с.8-9 учебника, приведите примеры растений и животных вашей территории, занесенных в Красную книгу, определите их систематическое положение.
3.Основные свойства живых организмов 9.09.11
Прочитать параграф 1, записать основные свойства живой материи в тетрадь, ответить на вопросы после параграфа.
4.Развитие биологии в додарвиновский период 13.09.11 Доклад «Ученые, внесшие вклад в развитие биологии» Прочитать параграф 2.1, ответить на вопросы после параграфа, написать реферат на тему «Развитие биологии в додарвиновский период»
5.Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка 16.09.11 Опыт «Приспособление организмов. Влияние солнечного света на приспособительные реакции растений» (к уроку №9) Прочитать параграф 2.2, ответить на вопросы после параграфа. Составить краткие тезисы по теории Ж.Б. Ламарка.
6. Научные и социально – экономические предпосылки возникновения и утверждения эволюционного учения Ч.Дарвина 20.09.11
Закрепить основные тезисы параграфа, сделать не большое сообщение о биографии Ч.Дарвина.
7.Учения Ч.Дарвина об искусственном отборе 23.09.11
Прочитайте параграф 3.4, выпишите все термины и понятия, дайте им определения. Ответьте на вопросы.
8.Учения Ч.Дарвина о естественном отборе 27.09.11
Прочитайте параграф 3.5, выпишите основные тезисы учения о естественном отборе, ответьте на вопросы. Повторите формы естественного отбора
9. Приспособленность организмов – результат действия естественного отбора 30.09.11 Пронаблюдайте за каким – нибудь животным, имеются ли у него приспособительные свойства или особенности. Наблюдения и выводы запишите в тетрадь. Прочитайте параграф 4.7, отметьте приспособительные свойства и особенности животных. Вспомните какие примеры приспособительных реакций вы можете привести из жизни.
10.Вид, его критерии и структура. Л. р. 1 «Морфологический критерий вида» 4.10.11
Дайте определение понятию вид, прочитайте параграф 5.10, ответьте на вопросы
11.Главные направления эволюции 7.10.11
Прочитайте параграф 6.12, приведите по 3 примера ароморфоза, идиоадаптации, общая дегенерации. Ответьте на вопросы после параграфа.
12. Общие закономерности биологической эволюции 11.10.11 Параграф 6.12., ответьте на вопросы.
13.Современная система растений и животных – отображение макроэволюции 14.10.11
Прочитайте гл.6, дайте понятие термину макроэволюция, приведите примеры биологического прогресса и регресса.
14.Современные представления о возникновении жизни на Земле 18.10.11
Прочитайте параграф 7.14, ответьте на вопросы после параграфа. Знаете ли вы какие – нибудь теории возникновения жизни, расскажите их.
15. Жизнь в археозойскую и протерозойскую эру 21.10.11 Работа с мультимедиа. Сделать презентацию на тему «Филогенетическое древо» (к уроку №18) Прочитайте параграф 8.16, назовите и запишите в тетрадь основные этапы и события археозойской и протерозойской эры.
16.Жизнь в палеозойскую эру 25.10.11 Прочитайте параграф 8.17, назовите крупные ароморфозы и приспособления в период палеозойской эры. Ответьте на вопросы
17. Жизнь в мезозойскую эру 28.10.11
Составьте план – конспект параграфа 8.18, выделите главные тезисы.Составьте вопросы по предыдущему параграфу(для одноклассников
18. Жизнь в кайнозойскую эру. Происхождение человека 1.11.11
Прочитайте 92-101с. учебника. Представьте и опишите быт первобытного человека. Ответьте на вопросы.
[28].
2.3 Разработки отдельных уроковбиологии для 9 класса(фрагмент 1 четверти)
Поурочныйплан по теме «Общие закономерности»
Тема урока:Многообразие живого мира
Цель: научитьучащихся определять систематическое положение представителей живого мира,давать характеристику царствам животных.
Задачи: а)дидактические:
— закрепитьи систематизировать знания о многообразии живой природы;
— сформировать умения дать характеристику царствам животных;
— сформировать знания о науке систематике;
б)развивающие:
— развиватьэлементы гуманизма в отношении «человек – природа», «человек – человек»;
— развиватьлогическое мышление на примере задания: докажите, что биология – это наука;
в)воспитательные:
— воспитывать любовь к природе через беседу по теме «Многообразие живого мира»;
— воспитыватьбережное отношение к природе;
Тип урока:обобщение и систематизация знаний (классификация Кузнецовой Н.Е.)
Основныеметоды обучения: рассказ, беседа, упражнения.
Средстваобучения: учебник, слово учителя, схема «Царства живого мира»
Структура урокас распределением по времениЭтапы урока Деятельность на данном этапе Цель деятельности Время 1.Организационный момент Приветствие, заполнение журнала Переключение на новый вид деятельности 1 мин. 2.Вводное слово учителя Определить цель и задачи на данном уроке . Целеполагание 2 мин. 3.Проверка знаний Фронтальный опрос по следующим вопросам:1.Что изучает наука общая биология? 2.Докажите связь биологии с другими науками 3.Раскройте значение биологической науки для развития промышленности и других отраслей народного хозяйства. Выполнить задания и тесты. Актуализация и коррекция знаний.Контроль знаний 10 мин. 4.Изучение нового материала Рассказ по новой теме с элементами беседы по вопросам :1.Назовите царства живой природы. Приведите примеры представителей каждого царства. 2.Что изучает систематика?3.Дать характеристику царств живой природы ; Формирование ЗУН по плану урока 20 мин. 5.Закрепление знаний Упражнение «Систематические категории», в котором необходимо указать систематическую категорию животных и растений, указав пример Выяснение степени усвоения учебного материала 19 мин. 6.Домашнее задание Прочитать параграф, приведите примеры растений и животных вашей территории, занесенных в Красную книгу, определите их систематическое положение. Самостоятельное закрепление знаний 3 мин.
Развернутыйплан – конспект урока
2.Вводноеслово .«Тема сегодняшнего нашего урока – Многообразие живого мира. И цель нашас вами – это обобщить наши знания о многообразии окружающего нас мира, охарактеризовать царства живой природы и повторить систематические категориирастений и животных».
3.Проверказнаний. 1-ый вопрос для повторения – что изучает наука общая биология?Выслушать мнения 2-3 учащихся, затем обобщить и зафиксировать в тетрадь.2-ойвопрос – связь биологии с другими науками. Каждый ученик приводит свой примерсвязи биологии с другими науками.3-ий вопрос – значение биологии для народногохозяйства. Опросить 2-3 учеников.Сделать вывод об огромном значении биологии вжизни человека. Выполнение заданий:
1.Напишитеопределения понятий: гетеротрофное питание, бактерии, фотосинтез, фауна.
2.Сравнитепроцессы фотосинтеза и дыхания, строение растительной и животной клетки
3.Решитебиологическую задачу
А) Банку спрорастающими семенами плотно закрыли и поставили в теплое место. Через суткиоткрыли крышку и в банку внесли горящую свечу. Свеча тут же погасла. Почему?
Б) Почему влистьях пеларгонии, смазанных вазелином, не образуются органические вещества?
4.Выберитеправильный ответ:
1. Кцветковым растениям относятся:
A.растения, которые имеют красивые цветы Б. растения, которые цветут один раз вгод
B.растения, которые цветут хотя бы один раз в жизни Г. растения, которые никогдане цветут
2. Вмолодых клетках, в отличие от старых
A. отсутствуетядро
Б. вакуолькрупная
B. вакуолимелкие, почти не заметные
3.Черника и брусника имеют жизненную форму...
A. дерево Б.кустарник
B. кустарничекГ. Трава
4. Кпозвоночным животным относят:
А. крот,паук, бабочка Б. карп, лягушка, собака
В. омар,ястреб, лось Г. Краб, черепаха, сом
5.Плесени относят к:
А.протистам Б. грибам В. бактериям
4.Изучениенового материала (рассказ с элементами беседы).
1)Царстваживой природы. Всего их 4: растения, животные, бактерии и грибы. Растенияотличаются от животных ограниченным ростом, наличием в клеточной стенкецеллюлозы, способностью к фотосинтезу, и являются автотрофами и т.д. Грибывыделяют в отдельное царство так как в клеточной стенке у них имеется хитин, содержащийсяи у животных. Назовите мне пожалуйста представителей всех 4х царств. (Учащиесяначинают отвечать и приводить примеры)
2)систематика —научная дисциплина, в задачи которой входит разработка принципов классификацииживых организмов и практическое приложение этих принципов к построению системы.Под классификацией здесь понимается описание и размещение в системе всехсуществующих и вымерших организмов. Современное систематическое положениедомашней кошки таково:
Классмлекопитающие (Mammalia)
Подклассодноутробные (Monodelphia)
Отрядхищные (Carnivora)
Подотряд виверровые(Viverroidea)
Семейство кошачьи(Felidae)
Род малыекошки (Felis)
Вид домашниекошки (Feliscatus)[29]
5. Закрепление знаний. Зачертить и заполнить таблицу
Систематические категории царства растений Систематические категории царства животных Название категории Пример Название категории Пример /> /> /> />
6.Домашнеезадание. Прочитать параграф, приведите примеры растений и животных вашейтерритории, занесенных в Красную книгу, определите их систематическоеположение.
Тема урока:Эволюция живого мира на Земле»
Цель урока:определить степень усвоения учащимися учебного содержания темы «Эволюция живогомира на Земле», понятий и процессов данной темы.
Задачи: а)дидактические:
— закрепитьзнания учащихся по теме «Эволюция живого мира на Земле»;
— определить степень усвоения материала по теме;
б)развивающие:
— развиватьлогическое мышление на примере выполнения карточек;
— развиватьматериалистическое понимание у учащихся;
в)воспитательные:
— осуществить этическое воспитание;
— воспитания мировоззрения школьников;
Тип урока:контрольно – проверочный (по классификации Б.П. Есипова и Г.И. Щукиной)
Основныеметоды обучения: упражнения, беседа.
Средстваобучения: вербальные: книга, учебник, дидактические карточки.
Структураурока с распределением по времениЭтап урока Деятельность на данном этапе Цель деятельности Время 1.Организационный момент Приветствие, заполнение журнала Переключение на новый вид деятельности 1 мин. 2.Вводное слово учителя Определить цель и задачи на уроке Целеполагание 2 мин. 3.Проверка знаний Беседа по теме «Эволюция живого мира на Земле». Повторение пройденной темы. Упражнения по пройденной теме, выполнение тестов и самостоятельная работа. Актуализация и коррекция знаний 37 мин. 4.Подведение итогов. Подвести итоги контрольного урока, определить степень усвоения знаний Выяснить степень усвоения знаний 5 мин.
Развернутыйплан-конспект урока
2.Вводноеслово учителя. Здравствуйте ребята! Присаживайтесь, дежурный скажите, кто у нассегодня отсутствует. Сегодня у нас проверяющий урок по теме «Эволюция живогомира на Земле». Мы будем беседовать по пройденной теме, выполнять тесты,упражнения и в конце урока самостоятельная работа. После чего небольшоеподведение итогов.
3.Закреплениезнаний. Беседа по следующим вопросам:
1.Какиесобытия, произошедшие в Архее и Протерозое, можно отнести к ароморфозам?
2.Вдевонском периоде палеозойской эры появились двоякодышащие и кистеперые рыбы.Объясните, почему двоякодышащие рыбы — это тупиковая ветвь эволюции?
3.Объясните,чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных? Какие ароморфозы обусловилипоявление пресмыкающихся?
4.Чем можнообъяснить господство голосеменных растений в Юрском периоде?
5.Какиесобытия, произошедшие в Мезозое и Кайонозое, можно отнести к идиоадаптациям?
Работа покарточкам.
Карточка №1Вставьте пропущенные слова:
1. Эра в истории Земли, название которойпереводится как «древнейшая»,-…
2. Геологическое летоисчисление – это …
3. Основная единица геологическоголетоисчисления – это …
Карточка №2Вставьте пропущенные слова:
1. Время «скрытой» жизни, предшествующеепалеозою,- это …
2. Какая особенность строения организма посравнению с земноводными обеспечила развитие пресмыкающихся: а) строение яйца;б) 2 круга кровообращения; в) большая масса тела…
3.Животные,дышащие воздухом появились в ….
Тесты потеме «Эволюция живого мира на Земле»
1. Резкоевозрастание численности особей в популяции, при котором возникает недостатокресурсов, приводит к
А) обострению борьбы за существование
Б) пищевой специализации
В)биологическому регрессу
2.Следствием борьбы за существование является :
А)дрейф генов
Б) популяционные волны
В) естественный отбор
Г) индивидуальная изменчивость
3. Крезультатам эволюции НЕ относится:
А)постепенноеусложнение органического мира
Б)образованиеновых видов
В)приспособленностьорганизмов к условиям обитания
Г)возникновениемутаций у организма
4.Результатоместественного отбора является
А)борьба засуществование
Б)дрейфгенов
В)волныжизни
Г)дивергенцияпризнаков
5.Формаестественного отбора, приводящая к закреплению новой нормы реакции, называетсяотбором
А)Искусственным
Б)половым
В)стабилизирующим
Г)движущим
6.Приспособлениемк произрастанию в условиях малой освещенности у растений являются:
А) мелкиелистья небольшие
Б) хлоропластыс относительно небольшим содержанием хлорофилла
В) крупныехлоропласты с высоким содержанием хлорофилла
Г) глубокопогруженные устьица
7.Кидиоадаптацияму голосеменных растений относят
А) появлениесемени
Б) споробразование
В) образованиепроводящих тканей
Г) видоизменениелистьев
8.Какой типпокровительственной окраски называют мимикрией?:
А) окраску,расчленяющую тело
Б) яркуюокраску, сигнализирующую о ядовитости и несъедобности организма
В) подражаниеменее защищенных организмов одного вида более защищенным организмам другоговида
Г) приспособление,при котором форма тела и окраска животных сливаются с окружающими предметами
9.Главнойпричиной биологического регресса многих видов животных в настоящее времяявляется:
А)изменение климата
Б) хозяйственнаядеятельность человека
В) изменениерельефа
Г) увеличениечисленности хищников
10.Какоеэволюционное явление называют дивергенцией?:
А) появлениесходных признаков у неродственных видов
Б) появлениеи закрепление отличий у родственных видов
В) приобретениеузкой специализации
Г) образованиегомологичных органов
Самостоятельнаяработа. Напишите развернутый ответ на вопросы:
1. Естественный отбор – движущая сила эволюции.
2. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе
3. Приспособленность организмов к среде обитания – результатэволюции.
4. Доказательства происхождения человека от животных.
5. Вид, его характеристика. Многообразие видов.
6. Движущие силы эволюции, их взаимосвязь.
7. Основные направления эволюции органического мира.
8. Причины эволюции. Усложнение растений в процессе эволюции.
9. Причины господства покрытосеменных растений на Земле.
10. Выход растений на сушу. Высшие споровые растения (мхи и папоротники), их усложнение по сравнению с водорослями.
4.Подведениеитогов. Итак, ребята, мы сегодня хорошо потрудились. Хотелось бы отметитьПеревозченко Веронику, Шатохину Ольгу и Субханкулову Луизу. Девочки оченьхорошо потрудились и это зачтется им в выставлении оценок. В общем, урок прошелочень хорошо, домашнего задания сегодня не будет. Всем спасибо, до свидания![30]
Заключение
Подводяитоги проведенного в курсовой работе исследования, необходимо сделать следующиевыводы.
Проверказнаний и умений — важное звено в обучении биологии. Она направлена надостижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладениесистемой биологических знаний, необходимых для экологического и гигиеническоговоспитания учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности в тех отрасляхпроизводства, где используются законы живой природы. На проверку знаний иумений возлагаются следующие задачи: обучение, воспитание и развитие учащихся.
Изучениесостояния биологической подготовки учащихся- непременное условиесовершенствования учебно-воспитательного процесса. Систематическая проверкавоспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявитьиндивидуальные особенности учащихся и применить дифференцированный подход вобучении. Она дает более достоверную информацию о достижениях учащихся ипробелах в их подготовке, позволяет учителю управлять прессом обучения.
Систематическаяпроверка знаний способствует выработке у учащихся установки на длительноезапоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включениеранее приобретенных знаний в новую систему.
Различаюттекущую, тематическую и итоговую (годовую) проверку знаний и умений. Задачиобучения, воспитания и развития в наибольшей степени решаются в ходе текущейпроверки. Текущая проверка выполняет не только контролирующую функцию, но иобучающую, развивающую, воспитывающую и управляющую, в то время кактематическая и итоговая проверки в основном выполняют функцию контроля иуправления. Как для текущей проверки, так и для итоговой проверки используютсяразличные формы, методы и приемы: устная, письменная (текстовая и графическая),практическая.
Список используемой литературы
1. Баранов, С.П. Сущностьпроцесса обучения: учебное пособие для студентов/ С.П. Баранов. — М.:Просвещение, 1981. — 143 с.
2. Мухина В.С. Возрастнаябиология. Феноменология развития.10-е издание. М., Академия, 2006. – 608с.ISBN 5-7695-2648-3
3.Психология и педагогика: Учебноепособие для вузов./Под ред. А.А. Радугина. – М., 2006.- 336 с
4.Смирнов С.Д. Педагогика ипсихология высшего образования: от деятельности к личности/С.Д. Смирнов- М.,Академия, 1995 – 380 с.ISBN-5-680-05378-8
5. Сонин, Н.И. БиологияМногообразие живых организмов: учебник для общеобразовательных учебныхзаведений / Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. М.: Дрофа, 2000. — 248 с. ISBN5-7107-3462-
6. Использование средствобучения на уроках биологии: пособие для учителя / А.М. Розенштейн, Н. А Пугал,И.Н. Ковалева, В.Г. Лепина. — М.: Просвещение, 1989. — 191 с. ISBN5-09-001429-9.
7. Коджаспирова, Г.М.Технические средства обучения и методика их использования: учебное пособие длястудентов педагогических ВУЗов / Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров. — М.:Академия, 2002. — 256 с. ISBN 5-7695-0628-8.
8. Оборудованиепедагогического процесса в начальной школе: пособие для учителя/ сост. Г.Ф.Суворова. — М.: Просвещение, 1975. — 208 с.
10. Пономарева, И.Н. Общаяметодика обучения биологии: учебно-методическое пособие для студентовпедагогических ВУЗов/ И.Н. Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. — М.:Академия, 2003. — 272 с. ISBN 5-7695-0948-1.
11. Асмолов А.Г. Психологияличности/А.Г.АсмоловМ., ОНИКС 2008,608с.ISBN-5-17-023155-6
12. Средства обучения иметодика их использования в начальной школе: книга для учителя / под ред. Г.Ф.Суворовой. — М.: Просвещение, 1990. — 160 с. ISBN 5-09-002891-5.
13.Пехов А.П. Биология сосновами экологии. Учебное пособие для вузов с грифом МО/ А.П. Пехов. – СПб.:Изд-во «Лань», 2007. – 672 с.,ISBN-5-7905-0024-2.
14.Дарвин, Ч. Происхождениевидов путем естественного отбора: кн. для учителя / Ч. Дарвин; коммент. А.В.Яблокова, Б.М. Медникова. – М.: Просвещение, 1986. – 383 с.ISBN-5-06-296700-1
15Вельц, Н.Ю. Руководство кнаписанию курсовых и выпускных квалификационных работ по специальности«Биология»: учебно-методическое пособие / Н.Ю. Вельц, И.В. Ерошкина,И.Г. Климова, В.А. Старков. — Орск: Издательство ОГТИ, 2006. — 95 с. ISBN5-8424-0282-3.
16. Биология. Справочникшкольника и студента./ Под ред. З. Брема, И. Мейнке. – М.: Дрофа, 2009. – 400с.ISBN-5-94045-038-5
17. Педагогический энциклопедический словарь./ Гл. ред. Б.М.Бим-Бад. – М., 2003.- 406с.,ISBN-5-7841-0620-1
18Биология: Большой справочник для школьников и поступающих вВУЗы/ А.С. Батуев, М.А. Гуленкова, А.Г. Еленевский и др. — М.: Дрофа, 1999. — 668 с. ISBN 5-7107-2546-3.
19.Настольная книга учителя биологии: пособие для учителя /сост.Г.С. Калинова, В.С. Кучмечко. — М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО«Издательство Астрель», 2002.158. ISBN 5-17-013155-0 ISBN5-271-03423-2.
20.Педагогические технологии: Учебное пособие для студентовпедагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»;Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2008.ISBN-5-17-010871-0
21.Биология. Справочник студента / А.А. Каменский, А.И. Ким, Л.Л.Великанов, О.Д. Лопина, С.А. Баландин, М.А. Валовая, Г.А. Беляков. – М.:Физиологическое общество «СЛОВО», 2007. – 640 с,5-7921-0152-3
22.Вахненко Д.В., Гарнизоненко Т.С., Колесников С.И. Биология сосновами экологии. Учебник для вузов / Д.В. Вахненко, Т.С. Гарнизоненко, С.И.Колесников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. – 448 с.ISBN-5-94045-038-5
23.Асонов Н.Р. Микробиология: Учебник -4-е изд., перераб. и доп./Н, Р.Асонов.М.: КолосC,2009.-352с.,ISBN-5-9204-0002-1
24.Пехов А.П. Биология с основами экологии. Учебное пособие длявузов с грифом МО/ А.П. Пехов. – СПб.: Изд-во «Лань», 2007. – 672 с.,ISBN-5-7905-0024-2
25.Семенов И.Н., Перфилова Н.Л. Химия./И, Н. Семенов, Н.Л. Перфилова- СПб., 2005- 500с.,ISBN-5-7905-0272-5
26.Биология Животные: Учебник для 7 — 8 классов средней школы/ подред. М.А. Козлова. — М.: Просвещение, 1991.256 с. ISBN 5-09-003868.
27.Кон И.С. Психология старшеклассника/И.С.Кон – М.,1982 – 385с.,ISBN-5-7905-0024-2
28.Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст/Н.С. Лейтес – М.,1971– 402c.,ISBN-5-93381-046-0
29.http://www.openclass.ru
30.http://www.ebio.ru